Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет и область педагогического знания




Педагогика изучает закономерности передачи от старшего поколения младше­му социального опыта, необходимого для жизни и труда.

Предмет педагогического знания

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования чело­веческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания, т.е. воспитание человека, как особая функция общества.

Основными, категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образо­вание и обучение. Развитие - это становление личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле есть целенаправленный процесс формиро­вания интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, ак­тивному участию в трудовой деятельности, а в узком смысле - систематическое воз­действие воспитателя на воспитуемых с целью вырабатывания у них желаемого от­ношения к людям и окружающему миру. Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний, обеспечивающей соответствующий уровень развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях, однако возрастает роль самообразования, т.е. приобретения сис­темы знаний самостоятельно. Обучение - есть целенаправленный процесс двусторон­ней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом становиться преподаванием, а учащихся - учением, поэтому обучение - это взятые в единстве преподавание и учение.

Области педагогического знания

В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке эти процессы особенно замет­ны. Педагогика, зародившись в системе философских наук, имеет в настоящее время большое число развивающихся отраслей, которые определяются особенностями объ­ектов воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.

Область педагогической науки охватывает многие виды знания! Общая педаго­гика изучает фундаментальные законы обучения и воспитания, формируя принципы, формы и методы, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспита­тельных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория вос­питания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей до­школьного возраста. Педагогика общеобразовательной школы исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (де­фектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспи­тания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки, в частности, сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих, тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей, олигофренопедагогика – умственно отсталых детей, логопедагогика, разрабатывает вопросы исправления речи детей и подростков. Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования формирует обучение и воспитание учащихся средних специальных учебных заведений, а педагогика высшей школы – студентов ВУЗов. Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей.

Педагогика в системе наук

Педагогика, являясь самостоятельной научной дисциплиной, не может разви­ваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль для разработки педагогической теории играет философия. В решении конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет значение психология, осо­бенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психи­ческих процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспита­ния. Педагогика тесно связана с медицинскими рекомендациями - школьной гигиеной, определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, за­нимаясь изучением законов образования и функционирования общества, способству­ет рациональной организации процессов обучения и воспитания в педагогике. Педа­гогика взаимосвязана со многими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др., это обмен теоретиче­скими и экспериментальными исследованиями, например, использование кибернети­ческой идеи управления, данных физиологии о работоспособности учащихся и т.п.

Педагогический процесс

Значение педагогических методик

С развитием педагогики в, самостоятельную отрасль, педагогических знаний оформились методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразова­тельной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школе.

Педагогические методики призваны разрабатывать содержание, формы и мето­ды изучения школьных предметов. Методики значимы в популяризации передового педагогического опыта лучших педагогов, повышении эффективности педагогическо­го процесса и качества знаний учащихся, использовании методов, терминов и поня­тий других наук. Материалы и данные смежных наук используются на основе строго­го отбора и анализа условий и границ их применимости в педагогике.

Педагогический процесс есть реализация целей воспитания и образования.

Система воспитательных и образовательных средств, характеризующая, совме­стную деятельность педагогов и воспитанников (учащихся), относится к методам педагогического процесса. В российской и мировой педагогике нет единства взглядов на отбор, количество, номенклатуру и основания классификации методов воздействия на личность воспитуемых.

В теории и практике педагогического процесса имеют значение приемы. Метод воздействия на личность это система приемов, позволяющих решать педагогические задачи. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации конкретного метода в различных педагогических ситуа­циях. К приемам убеждения относятся - беседа по душам, диспут, разъяснение, а к приемам поощрения - одобрение, похвала, благодарность.

Большое значение имеют формы организации педагогического воздействия. К ним относятся: учебный процесс; внеаудиторная, внеклассная работа; семейное вос­питание; воспитательная деятельность детских и молодежных организаций; воспита­тельная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информа­ции, поскольку она доступна воспитанникам.

Методы педагогического процесса

Для должного функционирования педагогического процесса нужны разнооб­разные методы воздействия на личность воспитуемых: убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование, кон троль и оценка. Методы оказывают ком­плексное воздействие, поэтому их группировка и классификация условна, рассмотре­ние методов в отдельности выделяет их характерные особенности.

Убеждение

Убеждение есть разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Важнейшую роль в убеждении при помощи слова играют приемы беседы, лекции, диспута. Главная цель беседы - при­влечь воспитанников к оценке событий, поступков, явлений жизни и сформировать на этой основе у них желаемое отношение к окружающей действительности. Лекция представляет собой развернутое, продолжительное и систематическое изложение учебного, научного или воспитательного материала. В лекции доминирует теоретиче­ское обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, здесь служат ил­люстрацией или исходными положениями. Диспут есть столкновение мнений с це­лью формирования суждений и оценок. Очень важен как метод педагогического воз­действия пример, он основывается на стремлении воспитанников к подражанию, его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности, можно сказать - слова учат, а примеры влекут. Эффектив­ность методов убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических требований: высокий авторитет педагога; опора на жизненный опыт воспитанников; искренность, конкретность и доступность убеждения; сочетание убеждения и практического при­учения; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Упражнение и приучение

Упражнение и приучение это планомерно организованное регулярное выпол­нение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности и хороших привычек. Упражнения воспитанников в разнооб­разной полезной деятельности вырабатывают привычки в труде и общении со стар­шими и друг с другом. Режимные упражнения преследуют педагогический эффект направленный на организацию режима. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций орга­низму с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физиче­ских и интеллектуальных возможностях воспитанника, а, следовательно, на результа­тах его деятельности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимны­ми. Специальные упражнения имеют тренировочный характер, нацеленный на выра­ботку и закрепление умений и навыков. В учебном процессе все упражнения - специ­альные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных пра­вил поведения, связанных с внешней культурой.

Виды методов обучения, стимулирования, контроля и оценки

Номенклатура и классификация методов обучения разнообразны.

Все многообразие методов в учебно-познавательной деятельности подразде­ляют на 3 группы: организации и осуществления; стимулирования и мотивации; кон­троля и самоконтроля. По доминирующим средствам методы подразделяют на: сло­весные, наглядные и практические. В зависимости от дидактических задач методы классифицируются по нацеленности на: приобретение новых знаний; формирование умений, навыков и применение знаний на практике; проверку и оценку знаний, уме­ний и навыков. Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Известна классификация методов обучения, предложенная ИЛЛернером и М.Н.Скаткиным, где за основу бе­рется характер учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстратив­ный - лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.; репродуктивный; проблемное из­ложение; эвристический; исследовательский. Эти методы подразделяются на группы: репродуктивную, при которой учащийся усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности, и продуктивную, когда учащийся получает новые для него знания в результате творческой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...