Предмет и область педагогического знания
Педагогика изучает закономерности передачи от старшего поколения младшему социального опыта, необходимого для жизни и труда. Предмет педагогического знания Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания, т.е. воспитание человека, как особая функция общества. Основными, категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение. Развитие - это становление личности человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Воспитание в широком смысле есть целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности, а в узком смысле - систематическое воздействие воспитателя на воспитуемых с целью вырабатывания у них желаемого отношения к людям и окружающему миру. Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний, обеспечивающей соответствующий уровень развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях, однако возрастает роль самообразования, т.е. приобретения системы знаний самостоятельно. Обучение - есть целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом становиться преподаванием, а учащихся - учением, поэтому обучение - это взятые в единстве преподавание и учение. Области педагогического знания В результате развития науки, техники и культуры происходит дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической науке эти процессы особенно заметны. Педагогика, зародившись в системе философских наук, имеет в настоящее время большое число развивающихся отраслей, которые определяются особенностями объектов воспитания: возрастом, профессией, психофизиологическими данными и т.д.
Область педагогической науки охватывает многие виды знания! Общая педагогика изучает фундаментальные законы обучения и воспитания, формируя принципы, формы и методы, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Составными частями общей педагогики являются: теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория организации и управления в системе образования. Дошкольная педагогика изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста. Педагогика общеобразовательной школы исследует содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников. Специальная педагогика (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки, в частности, сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих, тифлопедагогика – слепых и слабовидящих детей, олигофренопедагогика – умственно отсталых детей, логопедагогика, разрабатывает вопросы исправления речи детей и подростков. Педагогика профессионально-технического и среднего специального образования формирует обучение и воспитание учащихся средних специальных учебных заведений, а педагогика высшей школы – студентов ВУЗов. Военная педагогика изучает особенности воспитания воинов. Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания правонарушителей. Педагогика в системе наук Педагогика, являясь самостоятельной научной дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук. Важную методологическую роль для разработки педагогической теории играет философия. В решении конкретных вопросов обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет значение психология, особенно возрастная и педагогическая психология, изучающая закономерности психических процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и воспитания. Педагогика тесно связана с медицинскими рекомендациями - школьной гигиеной, определяющей санитарно-гигиенические условия жизни учащихся. Социология, занимаясь изучением законов образования и функционирования общества, способствует рациональной организации процессов обучения и воспитания в педагогике. Педагогика взаимосвязана со многими отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека, этнографией, математикой, кибернетикой и др., это обмен теоретическими и экспериментальными исследованиями, например, использование кибернетической идеи управления, данных физиологии о работоспособности учащихся и т.п.
Педагогический процесс Значение педагогических методик С развитием педагогики в, самостоятельную отрасль, педагогических знаний оформились методики преподавания отдельных учебных предметов в общеобразовательной школе, а в последующем - в средней специальной и высшей школе. Педагогические методики призваны разрабатывать содержание, формы и методы изучения школьных предметов. Методики значимы в популяризации передового педагогического опыта лучших педагогов, повышении эффективности педагогического процесса и качества знаний учащихся, использовании методов, терминов и понятий других наук. Материалы и данные смежных наук используются на основе строгого отбора и анализа условий и границ их применимости в педагогике. Педагогический процесс есть реализация целей воспитания и образования. Система воспитательных и образовательных средств, характеризующая, совместную деятельность педагогов и воспитанников (учащихся), относится к методам педагогического процесса. В российской и мировой педагогике нет единства взглядов на отбор, количество, номенклатуру и основания классификации методов воздействия на личность воспитуемых.
В теории и практике педагогического процесса имеют значение приемы. Метод воздействия на личность это система приемов, позволяющих решать педагогические задачи. Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации конкретного метода в различных педагогических ситуациях. К приемам убеждения относятся - беседа по душам, диспут, разъяснение, а к приемам поощрения - одобрение, похвала, благодарность. Большое значение имеют формы организации педагогического воздействия. К ним относятся: учебный процесс; внеаудиторная, внеклассная работа; семейное воспитание; воспитательная деятельность детских и молодежных организаций; воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств массовой информации, поскольку она доступна воспитанникам. Методы педагогического процесса Для должного функционирования педагогического процесса нужны разнообразные методы воздействия на личность воспитуемых: убеждение, упражнение и приучение, обучение, стимулирование, кон троль и оценка. Методы оказывают комплексное воздействие, поэтому их группировка и классификация условна, рассмотрение методов в отдельности выделяет их характерные особенности. Убеждение Убеждение есть разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. Важнейшую роль в убеждении при помощи слова играют приемы беседы, лекции, диспута. Главная цель беседы - привлечь воспитанников к оценке событий, поступков, явлений жизни и сформировать на этой основе у них желаемое отношение к окружающей действительности. Лекция представляет собой развернутое, продолжительное и систематическое изложение учебного, научного или воспитательного материала. В лекции доминирует теоретическое обобщение, а конкретные факты, составляющие основу беседы, здесь служат иллюстрацией или исходными положениями. Диспут есть столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Очень важен как метод педагогического воздействия пример, он основывается на стремлении воспитанников к подражанию, его психолого-педагогический эффект не ограничивается стимулированием их приспособительной деятельности, можно сказать - слова учат, а примеры влекут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения ряда педагогических требований: высокий авторитет педагога; опора на жизненный опыт воспитанников; искренность, конкретность и доступность убеждения; сочетание убеждения и практического приучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Упражнение и приучение Упражнение и приучение это планомерно организованное регулярное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности и хороших привычек. Упражнения воспитанников в разнообразной полезной деятельности вырабатывают привычки в труде и общении со старшими и друг с другом. Режимные упражнения преследуют педагогический эффект направленный на организацию режима. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организму с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника, а, следовательно, на результатах его деятельности. Все упражнения в учебном заведении должны быть режимными. Специальные упражнения имеют тренировочный характер, нацеленный на выработку и закрепление умений и навыков. В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Виды методов обучения, стимулирования, контроля и оценки Номенклатура и классификация методов обучения разнообразны. Все многообразие методов в учебно-познавательной деятельности подразделяют на 3 группы: организации и осуществления; стимулирования и мотивации; контроля и самоконтроля. По доминирующим средствам методы подразделяют на: словесные, наглядные и практические. В зависимости от дидактических задач методы классифицируются по нацеленности на: приобретение новых знаний; формирование умений, навыков и применение знаний на практике; проверку и оценку знаний, умений и навыков. Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Известна классификация методов обучения, предложенная ИЛЛернером и М.Н.Скаткиным, где за основу берется характер учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный - лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.; репродуктивный; проблемное изложение; эвристический; исследовательский. Эти методы подразделяются на группы: репродуктивную, при которой учащийся усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности, и продуктивную, когда учащийся получает новые для него знания в результате творческой деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|