Социально-психологические характеристики личности. Общение
В системе общественных отношений личность рассматривается как человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Социализация В процессе человеческой жизни совершается превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность - социализация. Социализация осуществляется в семье, детских учреждениях, школе, трудовых и учебных коллективах. При этом происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения, общения, вариантов жизненного стиля. Содержание и направленность процесса социализации определяется тенденциями типизации и индивидуализации. Типизация -определяется и как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном :мире культурных ценностей, норм, идей, их преобразования в субъективно-идеальный мир, и как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризует обратные процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности в объективные формы социального мира. Социализация подразделяется на «первичную», продолжающую от рождения вплоть до взросления, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зрелости личности. В зависимости от возраста личности социализация бывает ранняя, детская; социализация взрослых людей или ресоциализация, связанная с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; и социализация пожилых людей, содержащая адаптацию к старости. Первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации. Возможна и десоциализация, т.е. процесс развития личности, связанный с отклоняющимся поведением, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни.
Социальные статусы и роли Механизмы социализации по-разному интерпретируются в психологии. В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть ее устойчивых взаимодействий с другими субъектами. Такие взаимодействия предполагают: наличие статусов или позиций, занимаемых участниками взаимодействий относительно друг друга и всей системы в целом; соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания; обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли). Дж.Мид подчеркивает активность личности, ее способность к восприятию другого, что выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у членов группы индивидуальный Я-образ. Здесь личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Социокулътурная природа ролевого поведения и взаимодействия людей рассмотрена Р.Линтоном: статус (или позиция) - это структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей, а роль - приводит в действие статус личности. Функционалисты Т.Парсонс и Р.Мертон рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли, причем фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних людей в ряде коллективов. Система социальных ролей характеризуется, по Т.Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность - сильная или сдержанная; способ получения - предписание или достижение; масштаб - ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия; формализация - установление правил ролевого поведения; мотивация - соответствие мотива роли.
Теория ролевых и статусных наборов Р.Мертона фиксирует, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Существует несовместимость и даже конфликты между ожиданиями людей, занимающих различные статусные позиции. Ролевой набор это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набор статусов также число статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют различные аспекты структурной организации личности. Для предотвращения ролевых конфликтов важен механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей - их более эффективное исполнение. Механизм объединения статусов возможен благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли. Например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга, но их соединение предполагает отказ обладателя статуса от одной из ролей. Статусы классифицируются по ряду признаков. В зависимости от социальной значимости выделяют главный и второстепенные статусы. По происхождению различают статусы «приписанные», сформированные неконтролируемыми со стороны человека характеристиками (возраст, пол, нация), и «достигнутые», зависящие от реальных достижений личности в конкретных областях ее жизни.
В современной интерпретации социальная роль имеет значения: динамический аспект реализации статуса (позиции); нормативно одобренный способ поведения личности (образец); совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции). Каждое значение фиксирует аспект ролевой структуры личности. Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса. Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли. Нормативный аспект характеризует как набор требований, предписаний, пожеланий, оценок, так и нормативные ожидания других участников взаимодействия. Социальные роли подразделяются на классы. Дж.Морено различал психосоматические роли - биологическая обусловленность проигрывания, психодраматические роли - соответствие конкретным требованиям социального окружения и социальные роли - статусная заданность исполнения. Т.Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, определяемые самими участниками взаимодействия в зависимости от ситуации. Статус и роль имеют различия. Статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми, а роль выражает функциональное назначение данного статуса (позиции). Статус подчеркивает относительно устойчивое, «статическое» положение индивида, а роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени. Отношения между статусами и ролями характеризуют: мера согласованности различных статусов личности, по Ж.Ленски; ролевые дистанции, конфликты, напряжения, ритуалы перехода, по И.Гоффману. Ролевые напряжения отражают факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. Под ролевым конфликтом понимается острая форма ролевого взаимодействия, ведущая к противостоянию сторон.
Личностные диспозиции На субъективном уровне структурной организации личности в психологии выделяют диспозиции, т.е. жизненные позиции личности как устойчивые направленности на определенные ценности, предрасположенность субъекта к чему-либо. Общепсихологическая теория диспозиций принадлежит Г.Оллпорту. Каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях, т.е. определенным постоянством в действиях, мыслях, эмоциях независимо от времени, событий и жизненного опыта. Г.Оллпорт разделил черты, характерные для всей культуры, и индивидуальные, диспозиции. Диспозиции делятся на 3 типа: кардинальные, свойственные людям, живущих одной глобальной идеей, определяющей их дела и поступки; центральные, складывающие «ядро» личности, ее индивидуальность; вторичные, носящие производный характер – привычки, особенности в одежде, еде, поведении. Диспозиции личности характеризуются интенцией – направленностью, т.е. устремлениями и желаниями – планами, амбициями. В социальной психологии и социологии диспозиционную теорию личности развивали У. Томас и Ф. Знанецкий. Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» – социальная установка, выражающее направленность личности на конкретный вектор поведения. Аттитюд есть устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям. Общение Общение свойственно всем живым существам, но для человека оно, приобретая сложные формы, становится осознанным и опосредованным речью. Аспекты общения В общении выделяются содержание, цель и средства. Содержание - это информация, сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состояниях, которые в межиндивидуальных контактах передаются друг другу. У человека количество целей общения практически не ограничено. Цели общения - передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений и др. Цели общения представляют собой средство удовлетворения разнообразных потребностей - социальных, культурных, познавательных, творческих, этических, эстетических и т.д. К функциям общения относятся: контактная – установление и поддержания
Структура общения В структуре общения присутствуют 3 стороны. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между обдающими индивидами, т.е. обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|