Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические характеристики личности. Общение




 

В системе общественных отношений личность рассматривается как человек в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

Социализация

В процессе человеческой жизни совершается превращение изначально асоци­ального субъекта в социальную личность - социализация. Социализация осуществля­ется в семье, детских учреждениях, школе, трудовых и учебных коллективах. При этом происходит усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных уста­новок, принятых в обществе форм поведения, общения, вариантов жизненного стиля.

Содержание и направленность процесса социализации определяется тенден­циями типизации и индивидуализации. Типизация -определяется и как способ усвое­ния личностью проявляющихся в реальном :мире культурных ценностей, норм, идей, их преобразования в субъективно-идеальный мир, и как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт ее поведения. Индивидуализация характеризует обратные процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформации субъективного мира личности в объективные формы социального мира.

Социализация подразделяется на «первичную», продолжающую от рождения вплоть до взросления, и «вторичную», происходящую уже на стадии социальной зре­лости личности. В зависимости от возраста личности социализация бывает ранняя, детская; социализация взрослых людей или ресоциализация, связанная с освоением новых ценностей и норм, недостаточно усвоенных в детстве или устаревших; и со­циализация пожилых людей, содержащая адаптацию к старости. Первичная и ранняя социализация в большей степени содержат элементы типизации. Возможна и десоциализация, т.е. процесс развития личности, связанный с отклоняющимся поведени­ем, с ее участием в группах, ведущих антисоциальный образ жизни.

Социальные статусы и роли

Механизмы социализации по-разному интерпретируются в психологии.
З.Фрейд выделил механизмы подтверждения-исключения, имитации, запрещения, замещения (подстановки) и идентификации. Дж.Мид предложил концепцию ролевого
поведения
или «обобщенного другого», где механизмы социализации раскрыты через
восприятие ролей. Принятие роли есть процесс присвоения роли в непривычной си­туации взаимодействия, а исполнение роли - фактические действия или акты ролево­го поведения. Сюда относится и обучение ролям.

В объективном смысле социальная структура личности представляет собой сеть ее устойчивых взаимодействий с другими субъектами. Такие взаимодействия предполагают: наличие статусов или позиций, занимаемых участниками взаимодей­ствий относительно друг друга и всей системы в целом; соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания; обусловленные статусом и нормативными требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли).

Дж.Мид подчеркивает активность личности, ее способность к восприятию дру­гого, что выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у членов группы индивидуальный Я-образ. Здесь личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью.

Социокулътурная природа ролевого поведения и взаимодействия людей рас­смотрена Р.Линтоном: статус (или позиция) - это структурная единица, определяю­щая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной со­вокупностью прав и обязанностей, а роль - приводит в действие статус личности.

Функционалисты Т.Парсонс и Р.Мертон рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, имеющих определенный статус и исполняющих предписанные нормами роли, причем фундаментальной чертой всех человеческих обществ является ролевой плюрализм, участие одних людей в ряде коллективов. Система социальных ролей характеризуется, по Т.Парсонсу, такими черта­ми, как эмоциональность - сильная или сдержанная; способ получения - предписание или достижение; масштаб - ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия; формализация - установление правил ролевого пове­дения; мотивация - соответствие мотива роли.

Теория ролевых и статусных наборов Р.Мертона фиксирует, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Существует несовместимость и даже конфликты между ожиданиями людей, зани­мающих различные статусные позиции. Ролевой набор это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых набо­ров личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набор стату­сов также число статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статус­ный наборы представляют различные аспекты структурной организации личности.

Для предотвращения ролевых конфликтов важен механизм объединения стату­сов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо ро­ли, а объединение ролей - их более эффективное исполнение. Механизм объединения статусов возможен благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли. Например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга, но их соединение предполагает отказ обладателя статуса от одной из ролей.

Статусы классифицируются по ряду признаков. В зависимости от социальной значимости выделяют главный и второстепенные статусы. По происхождению разли­чают статусы «приписанные», сформированные неконтролируемыми со стороны че­ловека характеристиками (возраст, пол, нация), и «достигнутые», зависящие от реальных достижений личности в конкретных областях ее жизни.

В современной интерпретации социальная роль имеет значения: динамический аспект реализации статуса (позиции); нормативно одобренный способ поведения личности (образец); совокупность требований, предъявляемых к определенному ста­тусу (позиции). Каждое значение фиксирует аспект ролевой структуры личности. Ди­намический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связан­ных с реализацией конкретного статуса. Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли. Норматив­ный аспект характеризует как набор требований, предписаний, пожеланий, оценок, так и нормативные ожидания других участников взаимодействия.

Социальные роли подразделяются на классы. Дж.Морено различал психосома­тические роли - биологическая обусловленность проигрывания, психодраматические роли - соответствие конкретным требованиям социального окружения и социальные роли - статусная заданность исполнения. Т.Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, опреде­ляемые самими участниками взаимодействия в зависимости от ситуации.

Статус и роль имеют различия. Статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми, а роль выражает функциональное назначение данного статуса (позиции). Статус подчеркивает относительно устойчивое, «статическое» положение индивида, а роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени. Отношения между статусами и ролями характеризуют: мера согласованности различных статусов личности, по Ж.Ленски; ролевые дистанции, конфликты, напряжения, ритуалы перехода, по И.Гоффману. Ролевые напряжения отражают факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. Под ролевым конфликтом понимается острая форма ролевого взаимодействия, ведущая к противостоянию сторон.

Личностные диспозиции

На субъективном уровне структурной организации личности в психологии вы­деляют диспозиции, т.е. жизненные позиции личности как устойчивые направленно­сти на определенные ценности, предрасположенность субъекта к чему-либо.

Общепсихологическая теория диспозиций принадлежит Г.Оллпорту. Каждый человек обладает уникальным набором черт, во многом определяющим его поведение в различных ситуациях, т.е. определенным постоянством в действиях, мыслях, эмо­циях независимо от времени, событий и жизненного опыта. Г.Оллпорт разделил чер­ты, характерные для всей культуры, и индивидуальные, диспозиции. Диспозиции делятся на 3 типа: кардинальные, свойственные людям, живущих одной глобальной идеей, определяющей их дела и поступки; центральные, складывающие «ядро» личности, ее индивидуальность; вторичные, носящие производный характер – привычки, особенности в одежде, еде, поведении. Диспозиции личности характеризуются интенцией – направленностью, т.е. устремлениями и желаниями – планами, амбициями.

В социальной психологии и социологии диспозиционную теорию личности развивали У. Томас и Ф. Знанецкий. Они ввели в научный оборот понятие «аттитюд» – социальная установка, выражающее направленность личности на конкретный вектор поведения. Аттитюд есть устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям.

Общение

Общение свойственно всем живым существам, но для человека оно, приобретая сложные формы, становится осознанным и опосредованным речью.

Аспекты общения

В общении выделяются содержание, цель и средства. Содержание - это ин­формация, сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состояниях, которые в межиндивидуальных контактах передаются друг другу. У человека количе­ство целей общения практически не ограничено. Цели общения - передача и получе­ние знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоот­ношений и др. Цели общения представляют собой средство удовлетворения разнооб­разных потребностей - социальных, культурных, познавательных, творческих, этиче­ских, эстетических и т.д.

К функциям общения относятся: контактная – установление и поддержания
взаимосвязи для общения; информационный обмен сообщениями - прием-передача
сведений, обмен мнениями, замыслами, решениями; побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение каких-то действий;
координационная - взаимное ориентирование и согласование действий при организа­ции совместной деятельности; понимание - адекватное восприятие смысла, сообщения
и намерений, установок, переживаний, состояний партнерами; эмотивное возбуждение в партнере эмоциональных переживаний и соответствующее изменение собствен­ных состояний— «обмен эмоциями»; установление отношений - осознание и нахож­дение своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных связей
сообщества индивидами; оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, т.е. его намерений; установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности.

Структура общения

В структуре общения присутствуют 3 стороны. Коммуникативная сторона общения, или коммуникация, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между обдающими индивидами, т.е. обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...