Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоции Эмоции это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. К.К.Платонов считал именно эмоции элементарной и исторически первой формой психического. Эмоции отображают субъективное отношение человека к самому себе и окружающему миру. Проявление эмоций включает: внутреннее переживание; физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма); поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (выражение в по Разнообразие эмоций характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Р.М.Грановская выделяет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, стресс. Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, интенсивность, малая продолжительность. Собственно эмоции - более длительные состояния, они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Чувства - еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
Эмоциональные проявления могут быть неблагоприятны для человека, это фрустрация и стресс. Фрустрация - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, оно проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности и отчаяния. Эффективность деятельности при этом существенно снижается. Стресс - эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г.Селье, стресс неизбежен в жизни человека, опасен длительный, повторяющийся стресс, дистресс. Человек испытывает комплекс реакций адаптации к новым условиям, включающий 3 фазы, но допустимый уровень и длительность стресса, возможности адаптации индивидуальны.
А - реакция тревоги; Б - фаза сопротивления; В - фаза истощения.
Схема общего адаптационного синдрома (по Г. Селье)
Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций, по В.К.Вилюнасу, характерны отношения взаимодополнения. Я.Рейковский отмечает, что влияние эмоций состоит в избирательном акцентировании или подавлении определенных процессов. Л.М.Веккер и П.В.Симонов считают, что эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, способствуя поиску новой информации и повышая вероятность успеха.
Воля Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели. Волевое регулирование включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий (деятельный) компоненты. В структуру волевого акта входят побуждение и осознание цели, борьба мотивов, акт принятия решения и исполнение. Воля возникает, когда человек способен к рефлексии и оценке собственных влечений, и неразрывна с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек осознанно и планомерно стремится к цели, изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие связано с потребностями, но опосредовано, по СЛ.Рубинштеану, осознанием побуждений к действию как мотивов и его результата как целей. И.М.Сеченов писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств. Согласно Л-М-Веккеру, волевое регулирование начинается там, где необходимо выбрать среди программ деятельности отвечающую критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|