Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмоционально-волевая сфера личности




Эмоции

Эмоции это психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности челове­ка. К.К.Платонов считал именно эмоции элементарной и исторически первой формой психического. Эмоции отображают субъективное отношение человека к самому себе и окружающему миру.

Проявление эмоций включает: внутреннее переживание; физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организ­ма); поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (выражение в по­
ведении). Значимость компонентов эмоций психологи оценивают по-разному.
К.Изард выделяет как основную составляющую эмоциональную экспрессию. СЛ.Рубинштейн и А.НЛеонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании, заключающем отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, и акцентируют
внимание на отражательном аспекте эмоций. Я.Рейковский указывает на регулятор ные функции эмоций, отражающих нарушения и мобилизующих организм. На возникновение эмоций влияют: индивидуальные особенности субъекта;
фактор времени; характер потребностей; уровень умственного развития человека и
его способность к целостной оценке ситуации. П.В.Симонов подчеркивал ведущую
роль потребности и вероятности ее удовлетворения, считая остальные факторы вызывающими многообразие эмоций.

Разнообразие эмоций характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Р.М.Грановская вы­деляет среди эмоциональных явлений аффекты, собственно эмоции, чувства, настрое­ния, стресс. Аффект - наиболее мощная эмоциональная реакция, он полностью за­хватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, интенсивность, малая продолжительность. Собственно эмоции - более длительные состояния, они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия. Чувства - еще более устойчивые психиче­ские состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувства отража­ют социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окру­жающему миру. Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окраши­вающее все поведение человека.

Эмоциональные проявления могут быть неблагоприятны для человека, это фрустрация и стресс. Фрустрация - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей, оно проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности и отчаяния. Эффектив­ность деятельности при этом существенно снижается. Стресс - эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г.Селье, стресс неизбежен в жизни человека, опасен длительный, повторяющийся стресс, дистресс. Человек испытывает комплекс реакций адаптации к новым условиям, вклю­чающий 3 фазы, но допустимый уровень и длительность стресса, возможности адаптации индивидуальны.

 

А - реакция тревоги;

Б - фаза сопротивления;

В - фаза истощения.

 

 

Схема общего адаптационного синдрома (по Г. Селье)

 

Эмоции являются важнейшим фактором регуляции процессов познания. Для интеллекта и эмоций, по В.К.Вилюнасу, характерны отношения взаимодополнения. Я.Рейковский отмечает, что влияние эмоций состоит в избирательном акцентирова­нии или подавлении определенных процессов. Л.М.Веккер и П.В.Симонов считают, что эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, способствуя поиску новой информации и повышая вероятность успеха.

Воля

Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечиваю­щий преодоление трудностей при достижении цели.

Волевое регулирование включает в себя когнитивный, эмоциональный и пове­денческий (деятельный) компоненты. В структуру волевого акта входят побуждение и осознание цели, борьба мотивов, акт принятия решения и исполнение. Воля возника­ет, когда человек способен к рефлексии и оценке собственных влечений, и неразрыв­на с наличным планом действий. Посредством волевого действия человек осознанно и планомерно стремится к цели, изменяя окружающую действительность в соответ­ствии со своим замыслом. Волевое действие связано с потребностями, но опосредо­вано, по СЛ.Рубинштеану, осознанием побуждений к действию как мотивов и его ре­зультата как целей. И.М.Сеченов писал, что воля - это деятельная сторона разума и моральных чувств. Согласно Л-М-Веккеру, волевое регулирование начинается там, где необходимо выбрать среди программ деятельности отвечающую критериям ин­теллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...