Зарубежный педагогический опыт
Дидактические концепции в западной педагогике Среди дидактических концепций в западной педагогике выделяются традиционная парадигма, рационалистическая модель и феноменологическое направление. Традиционалистская программа аргументируется в социопедагогических концепциях Ж.Мажо, Л.Кро, Ж.Капеля (Франция), Г.Кэвелти, Д.Равич, Ч.Е.Финн (США) и др., стремящихся дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается Социально-биологические акценты воспитания В обосновании отношения воспитания к социальным и биологическим закономерностям существуют тенденции социологизаторства и (био)психологизма. Множество сторонников имеют идеи ведущей роли социума в воспитании личности. Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспитания, являющийся специфической моделью социальной среды, где главным носителем общественных ценностей выступает учитель. Подходы социальной педагогики разделяют многие ученые США; Франции, Японии и других стран. Американские педагоги предлагают стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся. Во Франции П.Бурдье, Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье и др. ставят задачу усвоения культурных ценностей, позволяющих учащимся легко вписываться в общественные структуры, полагая, что биологическая и социальная детерминанты при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. Японские педагоги предлагают умерять эгоцентризм отдельной личности и полагают, что ребенок должен быть готов легко вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь. Огава подчеркивает, что воспитание как освоение картины мира возможно только через социум, т.е. общественно.
(Био)психологическое направление воспитания поддерживает ряд других идейных течений - экзистенциалистская педагогика, новое воспитание и гуманистическая психологическая школа, рассматривающие как веление времени гуманизацию воспитания, поворот к личности. Идеи нового воспитания распространены во Франции: Р.Галь, А.Медичи, Г.Миаларе, А.Фабр и др. определяют личность как биологическое существо, с природной рефлексией, позволяющей приспосабливаться к среде. Сторонники нового воспитания отрицают правомерность жестких наказаний, призывая к бережному и уважительному отношению к формированию личности. Лидеры гуманистической психологической школы в США А.Комбс, А.Маслоу, К.Рождерс подчеркивают озабоченность процессом дегуманизации воспитания, настаивая на учете интересов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, и предлагают педагогам отказаться от традиции господства по отношению к подопечным. К.Роджерс, аргументируя свою «Я-концепцию», советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам, указывая, что если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.
Воспитание политической и гражданской культуры Существует полемика по проблеме взаимосвязи воспитания и политики. Достаточно сильна.позиция воспитания вне политико-идеологических установок. Однако воспитание вне политики является скорее декларацией, чем действительностью, поэтому вопросы воспитания остаются объектом внимания разных политических сил. На первый планвыходят проблемы воспитания, связанные с усилением проявлений национализма и этноцентризма в отдельных регионах и странах. В этой связи стали актуальны интернациональные и поликультурные методы воспитания. В основе интернационального воспитания лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное и интернациональное воспитание предусматривают: межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоят дискриминации, национализму и расизму. Однако поликультурное воспитание в отличие от интернационального фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации, плюралистической культурной среды, на адаптации к иным, культурным ценностям. Соответственно, в поликультурном воспитании учет этнических и. национальных особенностей более важен. Актуализация поликультурного воспитания вызвана политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире, и необходимостью поддержать существование больших и малых наций в условиях интеграции. Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам, что порождает необходимость обеспечения толерантного сосуществования этносов, выдвижения поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание, при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии, должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций и этнических меньшинств, способствовать их адаптации друг к другу.
Большое внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культуры и гражданскому воспитанию, в учебном процессе отводится место общественно-политическим дисциплинам. В школьную программу включаются учебные ролевые игры «Выборы», «Стачка», «Суд» и пр. В 1980- 1990-х гг. во Франции, Германии, Японии в программе средней школы появились курсы граждановедения Духовное и нравственное формирование личности Основой воспитания в современной школе является духовное и нравственное формирование личности. Однако этот процесс достаточно противоречив, поскольку одновременно сохраняются традиции авторитарного воспитания и получают распространение тенденции, связанные с развитием самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности. Как альтернатива педагогическому авторитаризму развиваются тенденции гуманного воспитания: усиливается внимание к условиям жизни школьника, возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, поощряются успехи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Популярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве родителей, учителя и ученика, ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные отношения между детьми и взрослыми. Зарубежная школа накопила значительный опыт гуманного воспитания, в нем реализуются коллективные формы воспитания, формируя сопереживание, соответствующее поведение и хорошие привычки. Получила распространение поведенческая методика воспитания, предусматривающая свободную игровую обстановку, развитие самостоятельности и активности через самоуправление учащихся. Традиционная область воспитания - связь с процессом обучения. Учебные программы обязательно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуального, физического, трудового воспитания. На особом месте стоят предметы гуманитарного цикла - литература, история, обществоведение, иностранные 'языки и пр., рассматриваемые как источники духовности, патриотизма,' гуманности, гражданственности. В школах многих стран введены специальные занятия по нравственному воспитанию. Определенное место в нравственном воспитании продолжает занимать религия, запреты на конфессиональное обучение не отрицают общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|