Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Зарубежный педагогический опыт




Дидактические концепции в западной педагогике

Среди дидактических концепций в западной педагогике выделяются традици­онная парадигма, рационалистическая модель и феноменологическое направление. Традиционалистская программа аргументируется в социопедагогических концепциях Ж.Мажо, Л.Кро, Ж.Капеля (Франция), Г.Кэвелти, Д.Равич, Ч.Е.Финн (США) и др., стремящихся дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается
как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Разработчики рационалистической одели образования ПБлум, Р.Ганье, Б.Скиннер и др. (США) сконцентрировали усилия на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу, утверждая, что всякая образовательно-воспитательная программа может быть переведена в «пове­денческий репертуар» знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в про­цессе образования. Представителей феноменологического направления - А.Маслоу и др. акцентируют гуманистическую направленность образования и подчеркивают идею персонального обучения.

Социально-биологические акценты воспитания

В обосновании отношения воспитания к социальным и биологическим законо­мерностям существуют тенденции социологизаторства и (био)психологизма.

Множество сторонников имеют идеи ведущей роли социума в воспитании лич­ности. Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспитания, яв­ляющийся специфической моделью социальной среды, где главным носителем общественных ценностей выступает учитель. Подходы социальной педагогики разделяют многие ученые США; Франции, Японии и других стран. Американские педагоги предлагают стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся. Во Франции П.Бурдье, Ж.Капель, Л.Кро, Ж.Фурастье и др. ставят задачу усвоения культурных ценностей, позволяющих учащимся легко вписываться в общественные структуры, полагая, что биологическая и социальная детерминанты при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность. Японские педагоги предлагают умерять эгоцентризм отдельной личности и полагают, что ребенок должен быть готов легко вступать в различные сообщества, поскольку в них человек проводит всю жизнь. Огава подчеркивает, что воспитание как освоение картины мира возможно только через социум, т.е. общественно.

(Био)психологическое направление воспитания поддерживает ряд других идей­ных течений - экзистенциалистская педагогика, новое воспитание и гуманистическая психологическая школа, рассматривающие как веление времени гуманизацию воспи­тания, поворот к личности. Идеи нового воспитания распространены во Франции: Р.Галь, А.Медичи, Г.Миаларе, А.Фабр и др. определяют личность как биологическое существо, с природной рефлексией, позволяющей приспосабливаться к среде. Сто­ронники нового воспитания отрицают правомерность жестких наказаний, призывая к бережному и уважительному отношению к формированию личности. Лидеры гумани­стической психологической школы в США А.Комбс, А.Маслоу, К.Рождерс подчерки­вают озабоченность процессом дегуманизации воспитания, настаивая на учете инте­ресов, психики, индивидуальных особенностей школьников, на бережном отношении к личности ребенка, и предлагают педагогам отказаться от традиции господства по отношению к подопечным. К.Роджерс, аргументируя свою «Я-концепцию», советует научить ребенка поступать сообразно подлинным мыслям и чувствам, указывая, что если ребенок жесток и черств, таким его сделало воспитание.

Воспитание политической и гражданской культуры

Существует полемика по проблеме взаимосвязи воспитания и политики. Доста­точно сильна.позиция воспитания вне политико-идеологических установок. Однако воспитание вне политики является скорее декларацией, чем действительностью, по­этому вопросы воспитания остаются объектом внимания разных политических сил.

На первый планвыходят проблемы воспитания, связанные с усилением прояв­лений национализма и этноцентризма в отдельных регионах и странах. В этой связи стали актуальны интернациональные и поликультурные методы воспитания. В основе интернационального воспитания лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Поликультурное и интернациональное воспитание пре­дусматривают: межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоят дискриминации, национализ­му и расизму. Однако поликультурное воспитание в отличие от интернационального фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодейст­вии различных культур в ситуации, плюралистической культурной среды, на адапта­ции к иным, культурным ценностям. Соответственно, в поликультурном воспитании учет этнических и. национальных особенностей более важен. Актуализация поликуль­турного воспитания вызвана политическими и экономическими процессами, происходящими в современном мире, и необходимостью поддержать существование боль­ших и малых наций в условиях интеграции. Ведущие страны мира относятся к поли­культурным и полиэтническим сообществам, что порождает необходимость обеспе­чения толерантного сосуществования этносов, выдвижения поликультурного воспи­тания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание, при отказе этнического большинства от культурно-образовательной монополии, должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирую­щих наций и этнических меньшинств, способствовать их адаптации друг к другу.

Большое внимание мировая школа уделяет воспитанию политической культу­ры и гражданскому воспитанию, в учебном процессе отводится место общественно-политическим дисциплинам. В школьную программу включаются учебные ролевые игры «Выборы», «Стачка», «Суд» и пр. В 1980- 1990-х гг. во Франции, Германии, Японии в программе средней школы появились курсы граждановедения

Духовное и нравственное формирование личности

Основой воспитания в современной школе является духовное и нравственное формирование личности. Однако этот процесс достаточно противоречив, поскольку одновременно сохраняются традиции авторитарного воспитания и получают распро­странение тенденции, связанные с развитием самостоятельности, эвристического мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

Как альтернатива педагогическому авторитаризму развиваются тенденции гу­манного воспитания: усиливается внимание к условиям жизни школьника, возрастает стремление обеспечить комфортную психологическую атмосферу, поощряются успе­хи детей, их познавательная и творческая активность, склонности и интересы. Попу­лярность приобретает воспитание, основанное на сотрудничестве родителей, учителя и ученика, ребенок становится полноправным участником педагогического процесса, возникают доверительные отношения между детьми и взрослыми. Зарубежная школа накопила значительный опыт гуманного воспитания, в нем реализуются коллектив­ные формы воспитания, формируя сопереживание, соответствующее поведение и хо­рошие привычки. Получила распространение поведенческая методика воспитания, предусматривающая свободную игровую обстановку, развитие самостоятельности и активности через самоуправление учащихся.

Традиционная область воспитания - связь с процессом обучения. Учебные про­граммы обязательно предусматривают решение задач нравственного, интеллектуаль­ного, физического, трудового воспитания. На особом месте стоят предметы гумани­тарного цикла - литература, история, обществоведение, иностранные 'языки и пр., рассматриваемые как источники духовности, патриотизма,' гуманности, гражданст­венности. В школах многих стран введены специальные занятия по нравственному воспитанию. Определенное место в нравственном воспитании продолжает занимать религия, запреты на конфессиональное обучение не отрицают общечеловеческих идеалов, заложенных в мировых религиях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...