Психологический анализ деятельности
На относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно-исследовательской деятельности. В ее задачи входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации. Для животных свойственно ориентирование только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, а для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно основание и на символических формах представления предметных взаимоотношений. Важным предметом исследования в психологической теории деятельности стало действие, его структура и функции. Согласно А.В.Запорожцу, способ действия является живым отображением предмета: для возникновения ощущения необходимо элементарное сенсорное действие; возникновение образа восприятия требует сложное перцептивне действие, включающее систему предметных операций. Действие - основа мышления, условие формирования смыслов, начало рефлексии. Действие трансформируется в поступок. Взаимодействие человека с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью, представляет собой - поведение. Среди уровней регуляции поведения выделяются: 1. Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции и образная, сенсорная и перцептивная, регуляция); 2. Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования); 3. Волевая регуляция. Деятельность - осмысленное, целенаправленное поведение человека в социальной среде. Общество определяет внешние условия осуществления деятельности и
Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный в трудах Целесообразно - выделение внешней и внутренней деятельности. Внутренняя, деятельность формируется из внешней, процесс интериоризации состоит в том, что создается внутренний план сознания. Внутренняя и внешняя деятельность опосредствуют связи человека с миром и имеют общее строение, но отличаются предметом. По А.Н.Леонтьеву, предмет, направляющий деятельность, есть её мотив, немотивированная деятельность имеет скрытый мотив. Действия - это процессы, подчиненные представлению о цели. Выделение целей и формирование подчиненных им действий приводит к разделению функций мотива на побуждения и направления. Достижение цели, то есть осуществление действия, происходит в определенных условиях. Цель, переформулированная применительно к определенным условиям, становится задачей. Способ осуществления действия называется операцией. Операции направляются на решение задач.
Строение деятельности Психологический анализ деятельности опирается на исследование человеческих потребностей и мотивов. Потребности это субъективные явления, побуждающие к деятельности, представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Многообразие потребностей сводится к биологическим (витальным) и информационным (лежащим в социальности). Биологические потребности просты в насыщении, их регулирующая функция ограничена по времени. Информационные потребности, познавательные и социальные, сложнее насыщаемыми, и их регулирующая функция по отношению к поведению человека оказывается неограниченной. Потребности развиваются в филогенезе
Развитие потребностей связано с развитием их предметного содержания, т.е. конкретных мотивов деятельности человека. По А.Н.Леонтьеву, потребность в результате начального удовлетворения приобретает свою предметность, а воспринимаемый предмет - функцию побуждения и направления деятельности, становясь мотивом. Мотив- это побуждение к действию. Ж.Годфруа определяет мотив как соображение, по которому субъект должен действовать. Х.Хеюсаузен, указывает на «динамический» момент направленности действия на определенные целевые состояния, а Мотив понимается как «желаемое целевое состояние в рамках отношения «индивид - среда» Анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует определенным образом, а при анализе мотивов - зачем. По мнению А.НЛеонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом, но находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий, придают действию личностный смысл. Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов на смыслообразующие и мотивы-стимулы. Деятельность человека направляется совокупностью мотивом, внутренних и внешних. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации - факторы среды. Совокупность мотивов организуется и составляет мотивационную сферу личности по принципу иерархии.
Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу) Однако с точки зрения А.Н.Леонтьева, иерархические отношения между мотивами являются релятивными (относительными) и определяются складывающимися Существует 3 типа концепций мотивации. Теория биологических побуждений утверждает, что нарушение баланса организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и биологического импульса, который ведет индивида к его удовлетворению. Теория оптимальной активации полагает, что организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. Когнитивные теории рассматривают мотивацию: как механизм выбора определенной формы поведения, детерминируемого мышлением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|