Проблема групп в социальной психологии
Относительно устойчивые объединения людей представляют собой группы. Многочисленные, большие группы и коллективы людей изучаются социологией. Психология рассматривает преимущественно малые группы. Малая группа - это небольшое объединение людей (от 2-30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Количественный состав группы является ее размером, индивидуальный - композицией. Структуру межличностного общения обозначают каналами коммуникаций, нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений - психологическим климатом группы. Общие правила поведения называют групповыми нормами. Классификация малых групп Малые группы достаточно разнообразны и могут быть нескольких видов.
Условные (номинальные) группы объединяют людей, не входящих в состав ни одной группы, это исследовательская абстракция. Реальные группы представляют действительно существующие объединения людей. Лабораторные группы создаются экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования. Естественные группы возникают и существуют, исходя из потребностей общества или
Психология коллектива характеризуется тем, что его деятельность имеет положительное значение многих людей помимо членов группы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные, дружеские, доверительные взаимоотношения членов коллектива. Организованность проявляется в умелом взаимодействии членов коллектива, в бесконфликтном распределении обязанностей между ними, в хорошей взаимозаменяемости. Организованность это также способность коллектива самостоятельно обнаруживать и исправлять недостатки, предупреждать и оперативно решать возникающие проблемы. Хорошее знание членами коллектива друг друга и состояния дел называется информированностью. Успешность решения коллективом своих задач понимается как эффективность. Показателем эффективности высокоразвитого коллектива является сверхаддитивный эффект, т.е. способность коллектива как целого получать более высокие результаты, чем такая же по численности группа людей, работающих независимо друг от друга. Группа, формируя коллектив, по А.Г.Кирпичнику, проходит ряд этапов: начало деятельности сопровождается активностью, энтузиазмом, после наступает некоторый спад, сменяющийся, при сохранении группы как целостность, более ровным подъемом. Феноменология малых групп Феноменология раскрывает особенности малых групп. Место человека в структуре внутригрупповых отношений описывается понятиями - позиция, статус, внутренняя установка и роль. Позиция обозначает официальное положение человека в подсистемах отношений. Статус есть реальная социально-психологическая характеристика положения индивида в системе, внутригрупповых отношений, степень его авторитетности для других. Внутренняя установка человека – личное, субъективное восприятие им своего статуса, оценка реального положения. Роль определяется как нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека.
Социально-психологическую структуру группы описывают понятия композиции и каналов коммуникаций. Композиция отражает своеобразие индивидуального состава группы. Группы, состоящие из похожих людей, обладают однородной или гомогенной композицией. Общности, включающие очень индивидуально различных людей, имеют разнородную или гетерогенную композицию. Каналы коммуникаций - система межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации от одних членов группы к другим. А
а) фронтальная б) радиальная в)иерархическая Б
г) цепная д) круговая е) полная
Типы и варианты внутригрупповых структур коммуникаций Существуют 2 основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б). Централизованные структуры
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|