Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные функции и структура Государственной службы занятости Украины.




В государственном управлении, которое является функцией государственной власти по осуществлению системного воздействия на жизнедеятельность системы «личность - общество - государство» с целью ее развития и обеспечения безопасности, важное место принадлежит государственной службе занятости. На самом деле: «в своем реальном функционировании система государственного управления представляет собой совокупность различных организационно-управленческих действий, выполняемых в большей или меньшим количеством людей, которые объединены общими интересами и целью». Деятельность государственной службы занятости в значительной степени решает успешность государственной политики занятости, способствует реализации конституционного права граждан Украины на труд и соответствующее вознаграждение.

В общем виде государственные службы занятости мира, в том числе Украины, выполняют таки пять групп основных функций.

· посредничество в трудоустройстве (трудовое посредничество);

· развитие информационных систем рынка труда;

· управления программами регулирования рынка труда;

· управления пособием;

· управления регуляторными действиями.

Функция трудового посредничества заключается в оказании помощи соискателям в поиске и подборе работы, а работодателям - в подборе работников. Поэтому клиентами государственных служб занятости есть как лица, ищущие работу, так и работодатели.

Поскольку наличие вакансий сама по себе еще не гарантирует трудоустройство человека, который может просто не узнать об этой вакансии, или в процессе собеседования не найти согласия с работодателем, то реализация функции трудового посредничества в отношении лиц, которые ищут работу, предусматривает осуществление центром занятости ряда дополнительных мер. Прежде всего речь идет о сборе и систематизации информации о вакансиях, формирование у соискателей навыков общения с работодателями, повышение конкурентоспособности безработных на рынке труда, формирование у них мотивации к труду и активности в поиске работы, содействие в приобретении навыков самоорганизации, системных действий в поиске работы.

Эффективным средством, направленным на решение этих задач, является разработка клиентами с помощью специалистов центров занятости индивидуальных планов трудоустройства, а в последнее время - своего рода, социальных контрактов, в которых планируются совместные действия гражданина и центра занятости, предусматриваются права и обязательства безработного и специалистов службы занятости. Планы помогают клиентам более систематизированы искать работу, а специалистам - целенаправленно содействовать гражданам.

Овладению безработными методами поиска работы способствует их участие в специальных постоянно действующих семинарах, в ходе которых они получают навыки самостоятельного поиска вакансий, подготовки резюме, проведение телефонных разговоров и собеседования с работодателями, написания писем и тому подобное.

Рис. 1. Упрощенная схема деятельности центров занятости
по трудоустройству безработных.

Выполнение центрами занятости функции посредничества в трудоустройстве (рис. 1) связано с выполнением следующих технологических процедур и операций: регистрация клиента; выяснения наличия у него специальности, необходимой на рынке труда; в случае необходимости - направление на профессиональное обучение (с предоставлением предыдущих профориентационных услуг); поиск информации о вакансиях (которая предварительно должна быть собрана и систематизирована, согласование с работодателем встречи с соискателем работы, после трудоустройства безработного обязательное и немедленное исключение из банка данных информации о вакансии, на которую он принят. Кроме того, обязательным элементом трудового посредничества является осуществление средств активизации клиентов в поиске работы, формирования у них знаний и навыков по технике поиска работы, уверенности в своих силах.

Трудовое посредничество имеет и другую сторону - помощь работодателям в формировании персонала фирм и предприятий. Естественно, любая организация может подобрать работников без помощи службы занятости, но это требует определенных усилий, времени и материальных затрат со стороны работодателей (на публикацию объявлений, или обращение к частным посредников). Однако центры занятости имеют такой большой банк данных о соискателей, который отсутствует у других посредников. Кроме того, они имеют значительные возможности по подбору работников на заказ работодателей на основании осуществления профессиональной диагностики, методиками которым частные посредники не всегда обладают. В Украине центры занятости предоставляют работодателям более 20 видов социальных услуг.

В последнее время еще одна функция государственной службы занятости приобрела особое значение - развитие информационных систем рынка труда. Рынок труда, подобно другим рынкам, функционирует эффективно тогда, когда существуют достаточные потоки точной информации, имеющих высокую доступность для всех субъектов.

Эта функция реализуется посредством решения следующих задач:

· определение источников, видов и содержания информации, ее периодичности;

· создание локальных и национальной (глобальной) компьютерной сети;

· сбор, обработка и обобщение информации о лицах, обратившихся за разнообразными услугами в центры занятости, о вакансиях и заказ работодателей на подбор работников;

· интерпретация результатов регулярных обследований домохозяйств, проводимые органами государственной статистики;

· самостоятельное проведение различных социологических обследований клиентов, населения и социальных партнеров;

· доведение до органов власти, работодателей, общественности сведений о состоянии рынка труда, основные процессы и тенденции, происходящие прогнозных оценок.

Предоставление информации о состоянии рынка труда. Государственные службы занятости выполняют важнейшую роль поставщиков информации о состоянии рынка труда органам государственной власти и местного самоуправления, общественности. Естественно, что в условиях информационного общества эта функция приобретает первостепенное значение. В последнее время в Украине, например, приобрела большое значение якобы не традиционная информация об учебных заведениях и услуги они предоставляют, возможности легального трудоустройства за рубежом, информация о размере заработной платы в различных отраслях экономики, обобщенная аналитическая информация о процессах и явлениях, происходящих на аграрном рынке труда.

За последние десятилетия государственные службы занятости мира все больше внимания уделяется анализу таких проблем рынка труда:

· территориальные и отраслевые характеристики занятости;

· количественное и качественное соотношение между спросом и предложением рабочей силы;

· структура рабочих мест;

· размер зарплаты различных категорий работников;

· профессиональная подготовка реальной и потенциальной рабочей силы;

· данные о профессии, не пользуются спросом на рынке труда и о профессии повышенного спроса;

· состав безработных, причины безработицы и тому подобное.

Результаты анализа помогают государственным органам оценить эффективность мер, осуществляемых на рынке труда, разрабатывать новые подходы, предлагать решения в соответствии с актуальными процессов, происходящих. Принятие управленческих решений, как правило, базируется на основании аналитической обработки статистической информации, или на результатах специальных исследований, а также на их комбинации.

Современная служба занятости Украины имеет достаточно разветвленную систему статистической информации о состоянии рынка труда. Однако, статистические данные часто не отвечают на вопрос о причинах тех или иных изменений, поэтому должны дополняться специальными исследованиями, прежде всего, социологическими. В практике многих стран на основе методики Статбюро МОТ проводится анализ экономической активности населения за обследование домашних хозяйств.

Потребителями этого информационного продукта служб занятости, как правило, являются:

· государственные органы и их подразделения, занимающиеся на разных уровнях планированием и осуществлением социально-экономической политики;

· организации работодателей и профсоюзные организации, для которых эта информация имеет огромное значение при решении стратегии и тактики поведения на переговорах, при заключении коллективных договоров, при определении размеров заработной платы, мест размещении предприятий;

· профессиональные учебные заведения, полагаясь на информацию государственной службы занятости, определяют свою политику по развитию тех или иных направлений и специальностей профессиональной подготовки переподготовки кадров, планируют направленность профориентационных мероприятий, советов молодым людям по выбору профессий и специальностей и т.д.;

· общественность, граждане, желающие делать сознательный выбор профессий (специальностей), мест работы, знать перспективы развития определенных отраслей экономики и регионов.

Информационные системы и технологии не только значительно повышают качество социальных услуг, но и расширяют их диапазон.

Итак, функция государственной службы занятости по развитию информационных систем рынка труда включает четыре основных элемента:

· сбор первичной информации о рынке труда из собственных источников на основании обращений лиц, ищущих работу, и работодателей, анализа предоставленных клиентам социальных услуг;

· сбор первичной информации из других источников - органов государственной исполнительной власти, статистики, профсоюзов, организаций работодателей;

· обобщение и аналитическая обработка информации, ее интерпретация;

· доведение обработанной информации до клиентов (соискателей и работодателей), «внешних» потребителей, использование определенных видов информации в собственной деятельности.

Функция управления программами регулирования рынка труда включает в себя прежде всего меры по активной политики на рынке труда. Термин «Управление программами регулирования рынка труда» относительно новый и применяется специалистами для подчеркивания, «что государственное вмешательство необходимо на рынке труда и заключается в его регулировании с целью приспособления к изменениям», это понятие включает в себя идею значительного государственного вмешательства из-за выполнения государственных программ, выходящих за пределы стандартных процедур посредничества в трудоустройстве или выплаты пособия по безработице.

Вообще в международной практике принято считать, что существует три основных типа этих программ: программы помощи в поиске рабочих мест; программы профессионального обучения; программы создания рабочих мест.

Философия применения всех этих программ базируется на понимании того, что все клиенты имеют свои особенности и содействие занятости каждому из них не может осуществляться одинаковыми мерами, или одинаковым набором средств. Любая программа должна включаться составной частью процесса содействия трудоустройству, который имеет пять следующих элементов:

а) определение профессиональных препятствий, мешающих трудоустройству конкретного клиента;

б) определение программы, с помощью которой эти препятствия могут быть устранены;

в) выбор непосредственного исполнителя этой программы (например, учебного заведения) и заключения с ним договора;

г) осуществление мониторинга эффективности применения конкретных программ их исполнителем

д) корректировка программ или изменение исполнителя - в случае необходимости.

Программы помощи в поиске рабочих мест включают в себя средства, которые обеспечивают процесс самообслуживания соискателей. Речь идет прежде всего о необходимую информацию, организацию семинаров по технике поиска работы, помощь в составлении индивидуальных планов трудоустройства (поиска работы), проведение ярмарок вакансий, осуществление профессиональной ориентации. Обычно такие программы центры занятости осуществляют самостоятельно без помощи других организаций.

Программы профессионального обучения направлены на безработных граждан, которым мешает трудоустроиться отсутствие профессии или квалификации, необходимой для рынка труда. Обычно они включают подбор вида и срока обучения, комплектования определенной группы; осуществление отбора учебного заведения, эффективно работает на рынке образовательных услуг по данному профессионального направления. Программа профессионального обучения может осуществляться также на производстве как в составе группы, так и индивидуально.

Программы создания рабочих мест включают в себя: дотационный финансирования рабочих мест для некоторых групп и категорий безработных (это - так называемая «субсидированная занятость»), поддержку предпринимательства и самозанятости среди безработных, содействие присущими методами развития малого и среднего предпринимательства; бронирование рабочих мест для определенных групп безработных; организацию оплачиваемых общественных работ (поскольку они частично финансируются за счет средств страхового фонда на случай безработицы), поддержание и сохранение рабочих мест.

Управление (более корректно, регулирования) рынка труда. Законодательство Украины о занятости населения определяет для службы занятости ряд таких важнейших задач, как планирование и прогнозирование занятости, координацию усилий государственных и общественных органов, предприятий по осуществлению мероприятий по реализации политики занятости. Их реализация осуществляется путем: сбора и анализа различной статистической и социологической информации о рынках труда; информирование граждан, органов власти, общественности о процессах, явлениях и тенденциях, происходящих на них; разработки прогнозов относительно спроса и предложения рабочей силы, в частности, по отраслям и регионам; участие в подготовке программ занятости населения и мер социальной защиты населения от безработицы. В своей совокупности указанные меры являются неотъемлемым элементом процесса управления и составляют его сущность. Поэтому в отношении службы занятости Украины, мы с полным основанием можем говорит о том, что она является одним из важных институтов регулирования рынка труда.

Функции управления системой помощи по безработице реализуется путем регулярного выяснения соответствия лица, претендующего на помощь, признакам и критериям безработного (в частности, ее активности в поиске работы); расчета размера пособия; сбора и аккумуляции средств страхового фонда; взаимодействия с другими страховыми фондами и финансовыми учреждениями.

Управление пособием в мире имеет несколько вариантов действий службы занятости. Во-первых, государственная служба занятости может полностью отвечать за осуществление страхования на случай безработицы, включая выплату пособий. Во-вторых, если непосредственно выплатой помощи занимается отдельная организация, например, страховой фонд (не находится в организационных отношениях со службой занятости), то служба занятости определяет главное - отвечает лицо требованиям и признакам безработного, имеет право на пособие по безработице, или нет. В Украине управление пособием вполне выполняется государственной службой занятости, на которую возложены функции исполнительной дирекции страхового фонда на случай безработицы.

Регуляторная функция государственных служб занятости выполняется с целью приведения поведения субъектов рынка труда в соответствие с нормативно-правовых актов. Это, в частности, касается регулирования приема на работу иностранных работников и трудоустройство отечественных за рубежом; надзор за соблюдением законодательства о занятости населения; регулирования деятельности частных служб занятости и агентств, а также организаций, предоставляющих услуги безработным по вопросам профессиональной ориентации. Данная функция включает два вида деятельности: контрольные и лицензионно-разрешительные.

Контрольная деятельность государственной службы занятости в Украине направлена ​​на контроль за:

· соблюдением законодательства о занятости при предоставлении услуг клиентам;

· соблюдением финансовой дисциплины;

· обеспечением приема на работу лиц в пределах 5-процентной квоты;

· своевременным информированием предприятиями центров занятости о предстоящем высвобождении работников, о свободных рабочих местах и ​​лиц, принятых на работу;

· за полным и своевременным отчислением средств в страховой фонд на случай безработицы.

Лицензионно-разрешительная деятельность касается выдачи разрешений на трудоустройство иностранных граждан, а субъектам предпринимательской деятельности - на использование их труда, коммерческим организациям - на предоставление платных услуг, связанных с профориентацией и трудоустройством населения.

Таким образом, все разнообразие функций, которые выполняют службы занятости (большинство которых касается государственной службы занятости Украины) можно объединить в пять типов, каждый из которых включает определенные подфункции, или по-другому, элементы. Бесспорно, данная, как и любая другая классификация, в известной мере носит условный характер. Скажем мы можем определить в самостоятельную такую ​​важнейшую функцию, как мотивационно - активизирующее. К ней можно отнести различные мероприятия, направленные на повышение активности безработных в поиске работы, усиления их мотивации к трудовой деятельности, повышению конкурентоспособности на рынке труда. Обычно эти меры могут включать:

· организацию профессионального обучения;

· проведение семинаров с безработными по технике поиска работы;

· содействие началу ими собственного бизнеса;

· привлечения незанятых граждан к участию в г ромадських оплачиваемых работах.

Но дело не столько в четкости классификации функций государственной службы занятости, сколько в представлении о том, что нельзя рассматривать функции, средства деятельности, формы и методы работы государственной службы занятости отдельно друг от друга и от проблем клиента. В процессе предоставления социальных услуг клиентам центр занятости должен обеспечить, во-первых, четкое определение целевой группы, к которой следует отнести клиента (то безработного, или работодателя), а во-вторых, определить конкретные формы и методы работы, направленные на решение потребностей конкретного клиента, а в случае необходимости применить интеграцию нескольких средств, которые в совокупности будут способствовать более быстрому трудоустройству соискателя или ускорит подбор работника для фирмы, предприятия.

Таким образом, если рассматривать центры занятости в системе органов государственного управления, то их деятельность охватывает прогнозирования, планирования, организации, регулирования, координации, стимулирования и выполнения других функций, предусмотренных законодательством Украины, что является составляющей общего процесса государственного управления.

Особое значение при этом имеют мероприятия по совместным действиям с другими государственными органами при разработке и реализации Государственной и местных программ занятости населения. На самом деле: успешная реализация этих программ непосредственно влияет на уровень занятости населения и общественную производительность труда, обеспечение социальных гарантий граждан в сфере труда, состояние территориальных рынках труда; соотношение между различными направлениями социально-экономической политики. Именно это по своей сути составляет процесс государственного управления (регулирования) занятостью населения. Необходимо учитывать то обстоятельство, что успешная разработка и реализация Программы занятости населения в значительной степени зависит от скоординированной деятельности всех подразделений службы занятости и правительственных и региональных структур управления. Особенно увеличивается роль программ занятости населения в Украине в современных условиях - во время экономического оживления, улучшения экономической конъюнктуры, рост спроса на рабочую силу в различных секторах экономики и сферах экономической деятельности

Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...