Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности внедрения социального диалога в законодательство Украины и на рынке труда




В Украине в 90-х годах внедрение социального партнерства происходило по аналогии со странами СНГ (Беларусь, Молдова, Россия) - «сверху», тем самым административно-командным методом. Государство почти до конца
1990-х оставалась единственным работодателем, отсутствовали представительные организации (объединения) работодателей, профсоюзы (новые и традиционные) были разобщены, а главное - в стране очень вяло создавались рыночные механизмы.

Социальное партнерство как идеология, больше подходило, с одной стороны, для «обеспечения» псевдорыночных преобразований, а с другой - для Завуалирование последствий первичной фазы накопления капитала властной элитой стран СНГ, которую также сопровождала «удобная» теория либерализации экономики с приватизацией той же элитой общенародной собственности.

В течение 90-х годов продолжался новый для украинского общества многомерный процесс образования социально-трудовых отношений, характерный для первичной фазы накопления капитала и поэтому неадекватный именно социальной рыночной экономике.

Социальный диалог, как более динамичный процесс и как оптимальное средство достижения социального партнерства, более благоприятный идеологически именно к последней четверти ХХ века.

Поэтому в Украине, как и большинства европейских стран, главным принципом организации социально-трудовых отношений является социальный диалог. Под социальным диалогом мы предлагаем рассматривать - процесс социального взаимодействия по согласованию и урегулированию интересов (занятость, заработная плата, условия труда, государственное социальное страхование и т.п.) сторон социально-трудовых отношений (работодатели, работники и их организации) всех уровнях (производственный, галузево- территориальный, национальный, международный) средствами коллективно-договорного регулирования с участием государства, в качестве арбитра.

Следующим важным вопросом является упорядочение нормативно правовой базы социального диалога. С этой целью следует как можно быстрее принять Законы Украины «О коллективных договорах и соглашениях», «Кодекс законов о труде Украины», «О социальном диалоге в Украине» и другие нормативно-правовые акты.

В заключение отметим необходимость соблюдать главных постулатов социального диалога, а именно согласование важных правовых документов социальной направленности с социальными партнерами. Этого требует и ст. 5 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», в которой четко определен порядок формирования, установления и утверждения государственных социальных стандартов и нормативов, которые формируются, устанавливаются и утверждаются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины при участии и согласованием с другими сторонами социального партнерства, если иное не предусмотрено Конституцией Украины и законами Украины.

Поэтому довольно странным представляется позиция правительственной стороны при разработке законопроекта о почасовой минимальной заработной платы, вокруг которой годами шли дискуссии, а на финишной прямой не согласован с Конфедерацией свободных профсоюзов и другими об объединении.

Время требует, чтобы все стороны социального диалога действовали в рамках созданного правового поля, придерживались буквы вышеупомянутых законов и законов Украины «Об объединении граждан», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об организациях работодателей», «О Кабинет Министров Украины»,«О порядке разрешения коллективных споров (конфликтов)».

Вывод. По нашему глубокому убеждению, решение указанных проблем способствовало бы эффективности развития социального диалога между тремя сторонами социального партнерства в стране и регионах. Как отмечает известный украинский ученый, доктор экономических наук, профессор Киевского национального экономического университета им. Вадима Гетьмана А. Колот: «Социально-трудовые отношения являются ключевым элементом любой экономической системы, поскольку экономически активное население не может производить или предоставлять услуги, не объединяясь с помощью определенных организационных форм для совместной деятельности и взаимного обмена результатами своего труда. Эти отношения являются ведущей составляющей всей системы общественных отношений и, без преувеличения, образуют своего рода «ядро» всей парадигмы социально-экономического развития, поскольку именно от их характера зависит производительность труда, качество трудовой жизни людей, всю структуру связанных с ним процессов. По уровню развития социально-трудовых отношений можно судить о степени «социализации» отношений между трудом и капиталом, уровень развития демократизации общества и социальной ориентированности данной экономической системы, совершенство общественного бытия в целом.

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите категории населения, в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» относятся в занятого населения.

2. Охарактеризуйте признаки занятого, безработного, экономически неактивного (вне рабочей силой) населения, по которым оно классифицируется при ежемесячных выборочных обследований населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности.

3. Охарактеризуйте содержание понятия «безработица» и его основные формы.

4. Определите специфические черты хронической, застойной и скрытой форм безработицы.

5. Приведите признаки безработной лица в соответствии с е методологии МОТ и Закона Украины «О занятости населения», укажите разницу между ними.

6. Назовите предпосылки создания Международной организации труда (МОТ).

7. Предоставьте характеристику международным трудовым нормам по социальной диалога.

8. Общественные о- історичні передумови зародження трипартизму та соціального діалогу.

9. Политические и социально-экономические предпосылки внедрения социального диалога в Украине.

10. Особенности внедрения социального диалога в законодательство Украины и на рынке труда.

Выводы (краткое резюме). Вся деятельность государственных структур занимающихся решением вопросов трудоустройства основывается на базе нормативно-правовых документов. Именно она способствует успешному выполнению задач по участию в реализации государственной политики занятости, предоставления высококачественных социальных услуг населению и работодателям. А также определяется не только организационной структурой центров занятости, сколько составом их персонала и сотрудничеством с органами государственной власти, местного самоуправления, профсоюзами и организациями работодателей.

Поэтому в Украине, как и большинства европейских стран, главным принципом организации социально-трудовых отношений является социальный диалог. Под социальным диалогом мы предлагаем рассматривать - процесс социального взаимодействия по согласованию и урегулированию интересов (занятость, заработная плата, условия труда, государственное социальное страхование и т.п.) сторон социально-трудовых отношений (работодатели, работники и их организации) всех уровнях (производственный, галузево- территориальный, национальный, международный) средствами коллективно-договорного регулирования с участием государства, в качестве арбитра.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...