Структура Государственной службы занятости.
Организационная структура любой организации определяется ее функциями. Наша государственная служба занятости (как и большинство зарубежных) три иерархические уровни: государственный (общенациональный), региональный (областной) и местный (базовый). Органы каждого уровня в рамках совместных функций службы решают свои более или менее определены задачи, а их внутренняя организационная структура определяется характером этих задач. В начале 2000-х гг., Когда в отечественной службе занятости начался процесс внедрения Единой технологии обслуживания населения и Единой информационно-аналитической системы, ее структура значительно изменилась и постепенно приобрела тот вид, который имеет сегодня, хотя и нельзя считать ее совершенной. Бесспорно, она будет и в дальнейшем изменяться параллельно с изменением ситуации на рынке труда и новыми задачами. По функциональной направленности структура центров занятости местного (базового) уровня определяется их главная задача - содействие в трудоустройстве незанятым гражданам и оказания помощи работодателям в заполнении вакантных рабочих мест. Поэтому, в их структуре главную роль выполняют подразделения трудоустройства и взаимодействия с работодателями. При этом подразделение, отвечающее за организацию взаимодействия с работодателями, также работает с информацией о вакансиях. Естественно, что в этих центрах занятости, где штатная численность не позволяет создать подобные отделы, выполнения указанных функций возлагается на отдельных специалистов. Подразделение специального трудоустройства, который может иметься в определенных (как правило, крупных) центрах занятости, по сути решает такие же задачи, как и отдел трудоустройства, с той лишь разницей, что его клиенты - инвалиды, молодежь, граждане предпенсионного возраста, женщины, имеющих малолетних детей, мигранты и другие категории лиц, неспособных на равных конкурировать на рынке труда.
Отдел организации профессионального обучения и профессиональной ориентации организует направление безработных в учебные заведения для получения профессии или повышения квалификации. Специалисты этого отдела оказывают услуги по профинформации, а в определенных случаях - с профессиональной консультации. В небольших центрах занятости создаются отделы по активном содействии занятости (активной поддержки безработных), специалисты которых кроме профобучения и профориентации также обеспечивают привлечение безработных в оплачиваемых общественных работах, к предпринимательству и самозанятости, организуют различные семинары с безработными (прежде всего, по технике поиска работы). Поскольку на государственную службу занятости Украины возложены функции исполнительной дирекции, и рабочих органов Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы, то центры занятости осуществляют сбор взносов в Фонд, учет и контроль за их поступлением, а также начисления пособия по безработице, других видов материального обеспечения. Поэтому в большинстве центров занятости созданы соответствующие подразделения, которые в определенных случаях выполняют более широкие функции в рамках взаимодействия с работодателями. Конечно, на структуре конкретного центра занятости также отразился его штатный состав. В некоторых случаях подразделения не создаются, а их функции и обязанности возлагаются на отдельных работников. Естественно, что после внедрения ЕТОНН и ЕИАС изменились функции многих работников центров занятости, поэтому частично подразделения центров занятости организационно были реорганизованы и сейчас объединяют работников в зависимости от их функций в технологической цепочке ЕТОНН.
Структура центрального аппарата государственной службы занятости - Государственной службы занятости Министерства социальной политики Украины определяется ее функциями. Она, во-первых, управляет региональными и базовыми центрами, во-вторых, решает специфические вопросы национального уровня. В решении первой задачи роль центрального аппарата в Украине сводится к консультированию, нормативного и методологического обеспечения местных центров занятости, контроля за их деятельностью. Вторая задача центрального аппарата заключается в анализе рынков труда всей страны, прогнозировании их развития, разработке национальных программ, направленных на достижение баланса между спросом и предложением рабочей силы, смягчение последствий безработицы (в частности, Государственной программы занятости). Исключительной компетенции центрального аппарата являются: · определение стратегии участия подразделений службы занятости в реализации государственной политики занятости, методологии предоставления социальных услуг населению и работодателям; · разработка проектов нормативных актов, регулирующих отношения занятости и деятельность центров занятости; · определение стратегии развития службы и разработка проектов бюджета, утверждает правление Фонда; · сотрудничество с центральными органами исполнительной власти, комитетами Верховной Рады Украины, с руководящими органами профсоюзов и организаций работодателей; · организация международного сотрудничества; · определение кадровой политики, требований по отбору кадров, организации их обучения, аттестации и т.д.; · осуществление информирования общественности, органов власти о процессах и тенденциях, происходящих на рынке труда; · развитие материально-технической базы для предоставления социальных услуг населению и работодателям. То есть, подразделения Государственной службы занятости можно условно сгруппировать в пять групп. Первая: подразделения, непосредственно выполняющие функции организации процесса предоставления социальных услуг населению и работодателям, руководства местными центрами занятости, включая контроль за их деятельностью, ее методическое обеспечение.
Вторая: подразделения, которые осуществляют сбор и обработку различной статистической информации, аналитическую и прогностическую деятельность. Третья: обеспечивают связь с центральными органами исполнительной и законодательной власти, СМИ и общественностью. Четвертая: подразделения, обеспечивающие кадровую, финансово-хозяйственную работу, бухучет, развитие материальной базы и материально-техническое снабжение. Пятая: подразделения, выполняющие контрольно-инспекционные функции. Как правило, в большинстве стран штатная численность центрального аппарата (без учета автономных организаций: учебных и исследовательских учреждений, редакций газет и журналов, издательств) не превышает 1-2% от общего количества работников службы занятости (в Украине - 1,1%). Структура региональных центров занятости определяется их функциями: осуществление связи центрального аппарата с местными (базовыми) центрами; координация своей деятельности с государственными органами и общественными организациями регионального уровня (прежде всего профсоюзами и организациями работодателей), участие в разработке и реализации региональной политики занятости, оказание методической и практической помощи базовым центрам. В ряде стран региональные подразделения службы непосредственно ведут отдельные направления работы с безработными и соискателями. Обычно, это сложные социальные услуги, но те, что предоставляются небольшого количества клиентов. Например, они способствуют трудоустройству руководящих кадров и ремесленников, предоставляют субсидии предприятиям на создание рабочих мест для лиц, способных на равных конкурировать на рынке труда; предоставляют ссуды безработным для организации самозанятости и тому подобное. Скорее всего, со временем подобные функции будут выполнять областные центры занятости Украины. Структура областных центров занятости Украины повторяет структуру центрального аппарата в несколько упрощенном варианте. Выполнение задач по участию в реализации государственной политики занятости, предоставления высококачественных социальных услуг населению и работодателям определяется не только организационной структурой центров занятости, сколько составом их персонала и сотрудничеством с органами государственной власти, местного самоуправления, профсоюзами и организациями работодателей. Прочитайте, выделите основные черты и законспектируйте
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|