III. Задачи для упражнений. IV. Задачи для самостоятельного решения. V. Задание на дом. Занятие 8. Тема: «Аффинная и прямоугольная декартовы системы координат»
III. Задачи для упражнений 1. При каком значении m векторы и перпендикулярны? 2. Вычислите косинус угла между векторами , если 3. Вычислите длину диагоналей параллелограмма ABCD, если где 4. Известно, что При каком значении x векторы перпендикулярны? 5. Найдите вектор , если где 6. Выясните, каким является треугольник АВС (остроугольным, прямоугольным или тупоугольным), если 7. В четырехугольнике ABCD Выясните, будут ли диагонали АС и BD взаимно перпендикулярны.
IV. Задачи для самостоятельного решения 1. Найдите числовое значение скаляра если: а) б) 2. Найдите вектор , зная, что он перпендикулярен вектору где 3. Вектор перпендикулярен вектору и вектор перпендикулярен вектору . Найдите угол между векторами . 4. Докажите векторным методом, что сумма квадратов диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов всех его сторон. 5. Докажите векторным методом, что диагонали ромба взаимно перпендикулярны.
V. Задание на дом 1. Даны векторы и При каком значении n эти векторы перпендикулярны? 2. Вычислите скалярное произведение векторов и , если и угол между векторами равен 1200. 3. Найдите длину вектора если: а) б) 4. Найдите вектор , коллинеарный вектору если где 5. Векторы и перпендикулярны. Докажите, что .
Занятие 8 Тема: «Аффинная и прямоугольная декартовы системы координат» Литература для самостоятельного изучения темы: [1], гл. III, IV; [3], гл. 1; [4], гл. 1, 2; [5], гл. I; [6], гл. I; [7], гл. 3, 4; [8], гл. 3; [9], гл. 3; [10], гл. 3, 10.
I. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определения следующих понятий: а) аффинная система координат на плоскости и в пространстве;
б) прямоугольная декартова система координат на плоскости и в пространстве; в) координаты точки в данной системе координат . 2. Постройте точку заданную в прямоугольной декартовой системе координат . 3. Постройте точку заданную в прямоугольной декартовой системе координат . 4. Дана точка Каковы координаты точки, ближайшей к ней и лежащей: а) на каждой из координатных плоскостей; б) на каждой из осей координат? 5. Найдите координаты вектора если 6. В какой системе координат можно пользоваться формулой нахождения координат вектора заданного двумя точками А и В: а) только в аффинной; б) только в прямоугольной декартовой; в) и в аффинной, и в прямоугольной декартовой? 7. Вектор имеет начало в точке Найдите координаты его конца. 8. Дайте определение деления отрезка в данном отношении. 9. Напишите формулы деления отрезка в данном отношении в координатах. 10. Найдите координаты точки С, делящей направленный отрезок в отношении , если 11. Найдите координаты середины отрезка с концами и 12. Даны один конец отрезка (1; 1) и его середина (2; 2). Найдите второй конец отрезка. 13. В какой системе координат можно пользоваться формулами деления отрезка в данном отношении? 14. Запишите формулу для нахождения расстояния между двумя точками, заданными своими координатами. 15. Даны точки Найдите расстояние между этими точками, взятыми попарно. 16. В какой системе координат можно пользоваться формулой расстояния между двумя точками? 17. Даны точки Какая из них ближе всего к началу координат? К каждой из координатных плоскостей? К каждой из координатных осей?
II. Типовые задачи с решениями Задача 1. Точки C и D лежат между точками А и В так, что AC = CD = DB. Найдите, в каком отношении: а) точка С делит направленный отрезок ; б) точка А делит направленный отрезок .
Решение. а) Пусть точка С делит направленный отрезок в отношении l, т. е. . Тогда по определению деления отрезка в данном отношении . (1) По чертежу (рис. 16) находим: . (2) Сравнивая правые части равенств (1) и (2), получаем: . Ответ: . б) Пусть точка А делит направленный отрезок в отношении m, т. е. . Тогда по определению деления отрезка в данном отношении: . (3) По чертежу (рис. 16) находим: . (4) Сравнивая правые части равенств (3) и (4), получаем: . Ответ: . Задача 2. Постройте точки, делящие данный направленный отрезок (рис. 17) в отношении: а) ; б) ; в) . Решение. а) Пусть точка С делит направленный отрезок в отношении . Тогда . Так как l> 0, то , следовательно, точка С лежит внутри отрезка АВ. Так как , то отрезок АВ надо разделить на четыре равные части, и третья точка деления будет искомой точкой С (рис. 18). По чертежу (рис. 18) делаем проверку векторного равенства . б) Пусть точка D делит в отношении . Тогда . l< 0 не лежит внутри отрезка АВ. Так как , то точка D такова, что А лежит между D и В, причем А – середина DB (рис. 19). По чертежу (рис. 19) проверяем, что . в) Пусть точка Е делит в отношении . Тогда . l> 0 точка Е лежит внутри отрезка АВ. Так как , то отрезок АВ надо разделить на 7 равных частей, и третья точка деления будет искомой точкой Е (рис. 20). По чертежу (рис. 20) проверяем справедливость векторного равенства . Ответ: точки C, D и E – искомые (рис. 18, 19, 20). Задача 3. Найдите координаты точки пересечения медиан треугольника с вершинами в точках . Решение. Пусть – точка пересечения медиан AK, BL, CN треугольника АВС (рис. 21). Так как L – середина отрезка АС, то она имеет координаты Так как , то точка М делит направленный отрезок в отношении . Тогда Итак, если известны координаты вершин треугольника то координаты точки пересечения его медиан определяются по формулам: Ответ: . Задача 4. Докажите, что треугольник с вершинами прямоугольный.
Решение. Первый способ. Найдем координаты векторов и Аналогично находим, что . Выясним, будут ли векторы и попарно взаимно перпендикулярны:
т. е. – прямоугольный. Второй способ. Воспользуемся теоремой, обратной теореме Пифагора. Для этого найдем квадраты длин сторон DАВС: Тогда следовательно, DАВС – прямоугольный ( ). Задача 5. На оси Оy найдите точку, равноудаленную от точек и . Решение. Пусть – искомая точка. Так как , то ее абсцисса и аппликата равны нулю, т. е. x = 0 и z = 0. Следовательно, . Так как М равноудалена от точек А и В, то АМ = ВМ, откуда получаем уравнение: После возведения в квадрат и упрощения получаем: т. е. . Ответ: .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|