Албанская философская и общественная мысль—алгебра логики 33 13 глава
Не все сов. ученые разделяют изложенные положения; напр., Нестурх рассматривает неандертальце,» как самостоятельную стадию в антропогенезе. Брюсов вообще не считает возможным выделять особую стадию «формирующихся людей». Дискуссионен вопрос об одном (моноцентризм) или многих (полицентризм) центрах формирования человека совр. вида, неясно соотношение различных групп неандертальцев с осн. расами совр. человечества, участие отд. групп неандертальцев вообще в процессе формирования Homo sapiens. Важно, что данные антропологии, археологии, геологии бесспорно свидетельствуют о том, что человек в своем эволюц. развитии прошел через неандертальскую фазу А., а не возник независимо от людей неандертальского типа, как это пытаются доказать нск-рые бурж. исследователи (Валлуа, Брейль, У эклер и др.). Близость во времени изменения морфологич. типа и преобразований в трудовой деятельности и социальных отношениях при возникновении человека совр. вида является наглядным свидетельством правильности теории Энгельса о ведущей роли труда и общества в А. и опровержением религиозно-идеалистич. воззрений о божеств, творении человека. Лит.: Энгельс Ф, Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5,М., 1953; Б о р псковский П. И., Древнейшее прошлое человечества, М.—Л., 1957; В у н а к В. В., Происхождение речи по данным антропологии, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», Нов. сер., т. 16, М., 1951; Войтонис Н. Ю., Предистория интеллекта, М.—Л., 1949; Г р е м я д к и й М. А.. Проблема промежуточных и переходных форм от неандертальского типа человека к современному, «Уч. зап. МГУ», вып. 115 (Тр. Музея антропологии), 1948; Дебец Г. Ф., Территория СССР я проблема родины человека, «Краткие сообщ. Ин-та этногр, АН СССР», вып. 17, 1952; Е ф и м е н к о П. П., Первобытное общество, 3 изд., Киев, 1953; Нестурх М. Ф., Происхождение человека, М., 1958; Р о г и н с к и й Я. Я,, Основные антропологические вопросы в проблеме происхолэде-ния современного человека, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», Нов, сер., т. 16, М., 1951-. Р о г и н с к и й Я. П., Л е в и н М. Г,, Основы антропологии, М., 1955, разд.«Происхождениечеловека»; Семен о и К).И., Возникновение и оспошые этапы рм вития труда, «Уч. зап. Красноярск, нед. ин-та», т. 6, 1956; Якимов В. П., Ранние стадии антропогенеза, «Тр. Ин-га
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА—АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП 77 этногр. АН СССР», т. 16, М., 1951; его же, Неандерталь АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологи и —одно из наиболее реакц. течений бурж, социологии 2-й пол. 19 и в 20 вв., разновидность расизма и социального дарвинизма. Ориентируясь на антропологию, сторонники А. ш. пытаются провести мысль о непосредственном влиянии анатомо-физиологпч. особенностей людей на ход общественных процессов; в результате этого обществ, характеристики чело-иска выводятся из биологич. признаков. Объяв- ляя одних людей биологически полноценными, а других неполноценными, А. ш. приходит к выводу о «естественности» и вечности классового и нац. гнета, поддерживает колониализм. Виднейшими представителями А. ш. были франц. социологи-расисты Гобино н Лапуж [см. статьи последнего в защиту расизма в журнале парижского антропологического общества «L'Antropologie», а затем книги: «Социальные подборы» (G. V. d e L а р о u g e, Les selections sociales, 1896) и «Ариец, его социальная роль» («L'aryen, son role social», 1899)]. Ложно истолковывая антропометрия, данные (длина тела, размер черепа, лица н т. д.), Лапуж разделяет людей на брахицефалов (короткоголовых) и долихоцефалов (длинноголовых) и делает «вывод», что первые самой природой предназначены быть рабами последних. Расой долихоцефалов Лапуж провозгласил арийцев, к-рые, по его уверению, в конце концов достигнут мировой гегемонии. В 1921 на т. н. Всемирном евгеническом конгрессе в США Лапуж призывал к усилению эксплуатации колониальных и зависимых народов. Другой представитель А. ш. Летурно «доказывал», что господств, аристократич. классы имеют более объёмный мозг, чем низшие классы (Ch. Letourne.au, Science et materialisme 1890). В Германии идеи А. ш. развивал Аммон, гл. социологич. работа к-рого «Общественный порядок и его естественные основы» (0. Amnion, Die Gesellschaftsordnung und ihre natur-lichen Grundlagen, 1896) имела спец. подзаголовок— «Социальная антропология». Аммон утверждал, что классовые образования «продолжают работу естественного отбора» (см. указ. соч., 3 Aufl., 1900, S. 61), требовал борьбы за «чистоту крови», выступал против «смешанных» браков. В Англии родств. идеи развивал расист Гальтон, «доказывавший» на основе чисто внешних биологич. признаков превосходство одних народов над другими. Гальтон был одним из основателей евгеники—бурж. теории об улучшении «челобеч. породы». А. ш. пользуется особым распространением среди бурж. социологов, этнографов и антропологов США (Э. Хантингтон, Э.Хутон и др.). В книге Ху-тона «Почему люди ведут себя, как обезьяны и наоборот» (Е. Hooton, Why men behave like apes and vice verso?, 1947) вся история общества рассматривается как борьба рас, в к-рой побеждают расы с более совершенными антропологии, особенностями, уничтожая «неполноценные» народы (указ. соч., р. XVI1). А.ш. не только извращает данные антропологии, но и без всякого основания переносит их на обществ, явления. Методологич. основы для критики этой школы содержатся в трудах классиков марксизма-ленинизма, посвященных историч. материализму, в особенности
в работах Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876, изд. 1896) и В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909, Соч., 4 изд., т. 14, гл. 6).
Лит.: Трофимова Т. А. и ЧебокеаровН. Н., Расы и расовая проблема в работах Маркса, Энгельса и Ленина, «Антропол. ж.», 1933, № 1—2; Наука о расах и расизм, [Сб. статей], М.—Л., 1938; Англо-американская этнография на службе империализма, [Сб. статей], М., 1951; Ковалевский М. М., Современные социологи, СПБ, 1905, гл. 8. М. Васкин. Москва. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП — филре. принцип, означающий внеисторич. рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегося ес-теств. существа, наделенного материальными и духовными качествами. А. п., направленный против дуали-стич.разрыва материи и духа и идеалистич. подчинения материального идеальному, выступает в своем клас-сич. виде как одна из форм домарксистского материализма, не учитывающего роли обществ.-историч. практики в формировании сознания человека. «...Узок термин Фейербаха и Чернышевского „антропологический принцип" в философии. И антропологический принцип и натурализм суть лишь неточные, слабые описания материализма» (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, с. 58). А. п. связан с идеалистич. пониманием истории. Содержание А. п. изменялось в истории философии в зависимости от различного его истолкования материалистами и идеалистами. А. п. являлся составной частью материализма 17 —18 вв. Создавая механич. картину мира, Спиноза, Дидро, Гольбах и др. рассматривали сущность человека как нечто неизменное, подчиненное общим законам природы. А. п. наполнялся революционным, гуманистич. содержанием; феод.-монархич. гнет и религия объявлялись противоречащими равной, одинаковой «естественной природе» человека и т. о. обосновывалась правомерность их устранения. А. п. являлся средством утверждения могущества науки, ибо разум рассматривался как неотъемлемая часть человеч. природы. А. п. материалистов 17 —18 вв. носил черты бурж. ограниченности, т. к. естеств. природа стала мерилом обществ, явлений; так, право частной собственности объявлялось естественным, соответствующим природе человека. Уто-пич. социализм и коммунизм 19 в. (Оуэн, Дезами и др.), опираясь на А. п., наоборот, осуждали частную собственность и эксплуатацию как не соответствующие природе человека. А. п. был использован утилитаризмом (Бентам) для обоснования естественности бурж. строя и индивидуалистич. морали. Отказываясь от революц. содержания А. п., Бентам отождествил «современного филистера... с нормальным человеком вообще» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 615). А. п. занимает центр, место в учении Фейербаха, являясь средством восстановления материализма, преодоления идеалистич. отрыва человека от природы и борьбы против религиозной идеологии. По Фейербаху, главное в А. п.— идея «единства человеческой сущности». Превращение антропологии в «универсальную науку» и применение А. п. для объяснения обществ, явлений приводят Фейербаха к идеализму. Рус. революц. демократы использовали А. п. для борьбы с религ.-идеалистич. (Самарин, Юрке-еич. Кавелин) противопоставлением души телу. По Чернышевскому, А. н. — конкретная форма защиты материализма, обоснование необходимости установления строя, соответствующего природе человека. Оставаясь в целом на почве метафизич. А. п., Чернышевский по сути дела выходил за его узкие рамки, признав связь человека с социальными условиями его жизни. Философия Фейербаха и Чернышевского — высшая форма прогрессивного развития А. п.
78 АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП— АНТРОПОЛОГИЯ [ Диалектич. материализм, преодолевая А. п., исходит из того, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отно-!шений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3). После возникновения марксизма А. п. используется бурж. идеологией для отрицания специфичности обществ, законов, для борьбы против материалистич. основы науч. социализма. В совр. бурж. философии А. п.— замаскированное, псевдонатуралистич. выражение субъективного идеализма, выводящего материальный мир из «основной структуры человеческого бытия», из «изначальной человеческой природы» (J. Dewey, Freedom and culture, N. Y., 1939). А. п. часто именуется как «философская антропология», «часть науки о человеке», «учение о человеческом духе» (Ft. Eucken, Geschichte der philosophischen Terminologie, Lpz., 1879). У Канта (1798) «философская антропология — учение о познающем человеке» (см. I. Kant, Anthropologic in prag-matischer Hinsicht, Konigsberg, 1798, рус. ш р., СПБ, 1900), согласно Фризу,—«теория внутренней жизни человека». Социал-дарвинисты и расисты применяют А. п. для биологизации человека, перенесения на общество законов природы и отрицания борьбы классов.
Позитивисты и сторонники субъективной соииоло-гии(Дж.С. Милль, Спенсер, Михайловский, Кропоткин и др.), ссылаясь на А. п., отрицают обобщения в социальных науках,рассматриваютобществокак сумму абстрактных индивидов. Бурж. идеологи используют А. п. в социологии (см. Антропологическая школа в социологии); в уголовном праве (Ломброзо), объявляя преступность не социальным явлением, а биология, качеством; в эстетике (Ницше, Тэн), провозглашая предметом и основой искусства «первоначальные инстинкты» человека; в психологии (Джемс, Уотсон, Фрейд). Игнорируя социальные условия развития личности, фрейдизм сводит жизнь человека к проявлению инстинктивных влечений. Чсловеч. природа сводится к непознаваемой биологич. сущности, место разума занимают инстинкт и воля. В реакц. философии эпохи империализма А. п.— орудие утверждения иррационализма и субъективизма, отказа от науч. познания. Предпосылки такого понимания А. п. сложились еще в 19 в. в учениях Шопенгауэра и Flnunie. Эти теории так же, как «философия жизни» (Дильтей и др.), интуитивизм Бергсона, пессимизм и алогизм Шпенглера, подготовили появление идеологии фашизма с ее враждой к прогрессу, расизмом и авантюризмом. А. п. в его идеалистич. форме особенно характерен для экзистенциалистов (под видом «гуманизма»), к-рые противопоставляют «надобщественную» сущность человека его существованию; естеств. природу индивид, личности массе как якобы искусств, продукту техники и цивилизации (Хейдеггер, Ясперс). А. п.— одна из сторон прагматизма (Шиллер, Дьюи), объявляющего эмоции, инстинкты человека первичными, определяющими мир. А. п. используется также для буржуазной (Ланге, Тир) и ревизионистской (Лефевр и др.) фальсификации марксизма в духе натурализма и абстрактного гуманизма. Небольшая часть зарубежных философов (Ламонт и др.) продолжает прогрессивные традиции в истолковании А. п. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955,гл. 1, с. 15 -78; Маркс К., Тезисы о Фейербахе, там же, с. 1—4; е г о ж е, Капитал, т. 1, Ы., 1955, е. 184-92, 6'5; Энгельс Ф., Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Карл Маркс, Соч., 4 изд., т. 21 (разд. Философский материализм); его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; е г о ж е, Философские тетради, там же. т. 38, с. 72; Г е л ь в е и и й К. А., Об уме, fnep. с франп.], М., 1938; Бен там И., Введение в основание нравственности и законодательства, Избр. соч., [пер. с англ.1, т. 1, СПБ, 1867; Фейербах Л., Основные положения философии будущего, Избр. философские произв., т. 1, М., 1955; Герцен А. И., Письма об изучении природы, Собр. соч. в 30 томах, т. 3, М., 1954; Д обр олюбов Н. А., Органическое развитие человека в связи с его умственной и нравственной деятельностью, Избр. философские произв., т. 1, М., 1948; Черны шевскийН. Г., Антропологический принцип в философии, Избр. философские соч., т. Я, [М.1, 1951; М и л л ь Д. С, Система логики силлогистической и индуктивной, пер. с англ., 2 изд., М., 1914; Т з и И., Философия искусства, пег. (с франц.], 1М.1, 1933; Кропоткин II. [А.] Взаимная помощь среди животных и людей, как двигатель прогресса, пер. с англ., П.-М., 1922; Ницше Ф., По ту сторону добра и зла, пер. с нем., СПБ, 1905; Шпенглер О., Закат Европы, пер. с нем., т. 1, ч. 1, П., 1923; Фрейд 3., Основные психологические теории в психоанализе, [Сб. статей], пер. [с нем.], М.—П., 1923; С а в-mannus О., Psychologia anthropclogica, Hanoiiiae, 1594; Fries J. F., Neue oder anttiropologiscne Kritik der Vernunft, Bd 1—3, 2 Aiifl.. Hdlb., 1828—31; S с h i 1 1 e r F. С S., Studies in Humanism, L.—N. Y., 1907; Dewey J., Problems of men, N. Y., 1946; S с h e 1 e r M., Die Stellung des Menschen im Kosmos, Darmstadt, 1928; Santayana G., Dominations and powers. Reflections on liberty, society and government, N. Y., 1951; Heidegger M., Binfiihrung in die Metaphysik, Tubingen, 1953; Jaspers K., Vom europaischen Geist, Munch., [1947]; Bonner H., Social psychology, N. Y., 1953; H о f s t a d t e r R., Social Darwinism in American thought 1860—1915, Plril.-L., 1945; К a r-d i n e r A. (a. o.), The Psychological frontiers of society, N. Y., 1947; R б h e i m G., Psychoanalysis and anthropology; culture, personality and the unconscious, N. Y., 1950; Ernst Blocbs Revision des Marxismus, В., 1957; Hiibscher A., Philosophen der Gegenwart, Munch., [1949]. А. Новиков. Ленинград. «АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП В ФИЛОСОФИИ»— одно из основных произведений Чернышевского, в к-ром изложены его материалистич. идеи. АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. av&pumo? — человек и Xo-fos — учение) — наука о происхождении человека и его рас, об изменчивости строения тела человека во времени и территориально. Человек качественно отличается от всех др. живых существ: будучи биологич. организмом, он вместе с тем — обществ, существо. Правильное понимание биологич. эволюции человека невозможно без анализа закономерностей развития человеч. общества. В силу этого А. тесно связана не только с биологич., но и с обществ, науками. Энгельс указывал, что А. является наукой, «опосредствующей переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» («Диалектика природы», 1955, с. 146). За рубежом, особенно в Англии и в США, в А. включают также археологию и этнографию. Собственно А. определяется там как физич. антропология. Несмотря на тесную связь А. с этнографией и археологией, сов. исследователи не разделяют этой т. зр. и придерживаются строгого разграничения указанных наук, обусловл. спецификой их задач и методов. Формирование А. как самостоят, дисциплины относится к 19 в. Наиболее ранними признаками зарождения А. принято считать анатомич. познания древних египтян, их умение в настенной живописи и в скульптуре отражать племенные и расовые отличия известных им групп людей. Значит, развития А. достигла в Др. Греции и Риме. Термин «А.» принадлежит Аристотелю. Его заслугой является разработка важнейших морфологич. критериев для характеристики человека, многие из к-рых могут быть приняты и в наст, время. Лукреций в по-этич. форме изложил историю естеств. развития человека и его материальной культуры. С именем рим. врача Галена связывается расширение анатомич. знаний. В средние века антич. традиции сохранялись в Передней и Ср. Азии. Бурный подъем естеств. наук, в т. ч. и анатомии человека, связан с открытием новых стран, материков Австралии и Америки и знакомством с неизвестными народами и племенами. Важное значение имело более широкое знакомство европейцев с различными видами обезьян, особенно человекообразных, с их анатомич. строением и поведением. Упорядочение накопленных материалов вызвало необходимость и его классификации. Возникали АНТРОПОЛОГИЯ 79 систематич. построения, охватывающие челогека и его расы (Борнье, 1684. Лейбниц,1700). Линней (1735) выделил в своей классификации животного мира отряд приматов, куда включил и человека как особый вид Homo sapiens, разделенный на четыре расы. Вопросы А. интересовали Ломоносова, Радищева, Каверзнева. Радищев, напр., высказал мысли о бли-юсти обезьяны и человека, о влиянии климатич. условий на расовые признаки. Середина 19 в. является самым важным периодом з истории А. Эволюц. теория Дарвина [«Происхожде-ше видов путем естественного отбора» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) ], подготов-тенная идеями трансформизма Ламарка (1809), ар-чеологич. исследованиями Буше де Перта, геологич. заботами Лайеля, нанесла удар креационистским тредставлсниям в вопросе о происхождении человека. Начиная с 60-х гг. 19 в. резко возрос интерес к осн. штропологич. проблемам (происхождение человека, происхождение и систематика человеч. рас, растление человечества). Создаются антропологич. об-ва в Париже (1859), Лондоне (1863), Москве (1864), Берлине (1869) и т. д. Они становятся пауч. и пропагандистскими центрами в области А. В это же время разрабатываются методич. приемы (Брока, Бэр), конструируется спец. инструментарий. Одной из форм популяризации А. были антропологич. выставки. Антропологич. выставка в Москве (1879) была орга-пизована по инициативе одного из основателей рус. антропологии Богданова. Конец 19 и нач. 20 вв.—■ период более или менее окончат, формирования А. как науки (проводится унификация осн. методич. приемов исследования, вводятся методы статистич. анализа). В 1914 вышло в свет капитальное сводное руководство швейц. антрополога Мартина «Учебник антропологии в систематическом изложении» (R. Martin, Lehrbuch der Anthiopologie in der sistematischen Darstellung, 1914), сохраняющее свое науч. и методич. значение до наст, времени. Правильное решение вопросов происхождения человека, проблем возникновения и генетич. взаимоотношения человеч. рас, соотношения и значения этнич. и расовых компонентов в истории развития общества и отд. народов стало возможным только на основе методологии диалектич. и историч. материализма. Задачами и методами исследования обусловливается деление совр. А. на три осн. раздела: учение о происхождении человека (см. антропогенез), морфология человека и этнич. А., или расоведение, к-рые тесно связаны кежду собой и взаимно дополняют друг друга. Морфология человека изучает изменчивость строения тела человека, обусловливающие ее факторы, закономерности роста и телосложения во взрослом состоянии и в процессе индивидуального развития. Большое место занимают исследования групп крови. В морфологии человека широко применяются методы антропометрич. обследования больших контингентов населения с последующей обработкой полученных данных приемами статистики. Этот раздел А. имеет тесное соприкосновение с практикой, т. к. полученные данные могут быть использованы при оценке физич. развития, широко применяются в пром-сти для разработки размерных стандартов одежды, обуви, мебели, внутр. оборудования средств передвижения (автобусы, самолеты) и т. п. Этнич. А. (расоведение) изучает происхождение, географич. распространение и смешение расовых групп человечества. Важной и пока еще не вполне ясной является проблема факторов и путей формирования рас человека — расогенез. Одной из осн. задач этпич. А, является изучение этногенеза различных народов. В данном случае антропологич. материал используется как историч. источник и его значение возрастает тем больше, чем древнее изучаемая историч. эпоха. Данные этнич. А. являются основой в борьбе против антинауч. «теорий» расизма. Они свидетельствуют об исключит, близости человеч. рас в морфологич. и психич. отношениях. Руководствуясь марксистско-ленинским учением, сов. школа в этнич. А. опровергла расистские измышления о якобы имеющемся совпадении расы и нации, тесной связи расы с языком, культурой, пропагандировавшиеся нем. фашизмом и не утратившие своего отрицат. влияния в совр. бурж. А. Сов. антропологи внесли большой вклад в развитие А. В области изучения антропогенеза трудами Буна-ка, Гремяцкого, Нестурха, Рогинского, Якимова и др. были во многом впервые поставлены такие важные проблемы, как факторы эволюции человека, возникновение типа совр. человека, возникновение речи, прямохождения, развитие мозга. Этому немало способствовали открытия на территории СССР костных остатков древних людей и следов их деятельности (неандертальцы из грота Киик-Коба в Крыму и пещеры Тешик-Таш в Узб. ССР, люди позднего палеолита из стоянок на Дону и в Крыму). Исследования Бунака, Башкирова, Зенкевича и др. в области изменчивости признаков, их взаимосвязи, конституций человека и физич. развития содействовали развитию морфологии человека как раздела А. Разработка методов матем. анализа изменчивости и связи признаков принадлежит Игнатьеву, Пугачевой. Существ, вклад в этнич. А. сделали своими теоретич. и полевыми исследованиями Бунак, Гинзбург, Дебец, Левин, Ошанин, Трофимова, Чебоксаров, Ярхо и др. исследователи. Важным теоретич. достижением сов. расоведения является разработка понятия расы, как исторически развивающейся категории (Бунак). В СССР осн. антропологич. исследования (включая приматоведение) производятся в Ин-те и Музее антропологии МГУ и на кафедре антропологии МГУ, в секторе антропологии Ин-та этнографии АН СССР (Москва и Ленинград), в Ин-те морфологии АН Груз. ССР, в Ин-те археологии и этнографии АН Эст. ССР, в Ин-те экспериментальной патологии и терапии Ака^ демии мед. наук в Сухуми, в ун-тах Томска, Ташкента, Тарту и др. местах. Научно-просветит. работу в области А. ведут Музей антропологии и энтографии АН СССР в Ленинграде, Музей ин-та антропологии МГУ в Москве, а также отд. выставки в др. городах. Подготовка кадров проводится кафедрами антропологии Московского и Средне-Азиатского ун-тов. Сов. антропологи публикуют свои труды в периодич. издании «Вопросы антропологии». Лит.: Маркс К., Капитал, т. i, M., 1955, гл. 5; Энгельс Ф., Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека, М., 1952; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, м., 1952; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Соч., 4 изд., т. 22; его же, Рабочий класс и неомальтузианство, там же, т. 19; Сталин И. В., Марксизм и национальный вопрос, Соч., т. 2; е г о же, Национальный вопрос и ленинизм, там же, т. 11; Анучин Д. Н., Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России, «Русский антропол. ж.», М., 1900, № 1; Бунак В. В., Антропометрия, М., 1941; его же, Опыт типологии пропорций тела и стандартизация главных антропометрических размеров, «Уч. sin. МГУ», вып. 10 — Антропология, М., 1937; Бунак В. В., Н е с-турх М. Ф., Роги некий Я. Я., Антропология, М., 1941; Гремяцкий М. А., Анатомия человека, М., 1950; Дарвин Ч., Происхождение человека и половой отбор, Соч., т. 5, М., 1953; Дебец Г. Ф., Палеоантропология СССР, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», Нов. сер., т.4, М.-Л., 1948; его же, Сорок лет советской антропологии, «Сов. антропология», 1957, № 1; Дебец Г. Ф., Левин М. Г. и Трофимова Т. А., Антропологический материал как источник изучения вопросов этногенеза, «Сов. этнография», 1952, № 1; Левин М. Г., Этническая антропология и проблема этногенеза народов Дальнего Востока, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», т. 36, 1958; Н е с т у р х М. Ф., Человеческие расы, М., 1954; его же. Происхождение человека, М., 1958; П л и с е ц к и й М. С, Классовая борьба в науке о человеке, М., 1951; Роги не кий Я. Я..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|