АНТРОПОМОРФИЗМ—АНТРОПОСОФИЯ 1 глава
Теории моноцентризма и полицентризма в проблеме происхождения современного человека и его рас, М., 1949; Р о-г и некий Я. Я. иЛевин М. Г., Основы антропологии, [М.], 1955; Чебоксаров Н. Н., Основные направления расовой дифференциации в Восточной Азии, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», Нов. сер.. т. 2, 1947; Якимов В. П., Неандертальская проблема в трудах советских антропологов, «Сов. антропология», [М.], 1957, № 2; его же, О двух морфологических типах европейских неандертальцев, «Природа», 1949, N° 10; Я р х о А. И.. Алтае-саянские тюрки, Абакан, 1947; его же, Против идеалистических течений в расоведении СССР, «Антропол. ж.», 1932, № Г, Наука о расах и расизм, [Сб. статей1, М.—Л., 193В; Происхождение человека и древнее расселение человечества, «Тр. Ин-та этногр. АН СССР», т. 16, М., 1951; Теория и методы антропологической стандартизации применительно к массовому производству изделий личного пользования, Ш.], 1951; Coon Г.. S., The races of Europe, N. Y., 1939; Martin В., Lehrbuch der Anthropologic, 2 Aufl., Bd 1—3, Jena, 1928. В. Якимов. Москва. АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ачйршто? — человек II ц°Ж — форма)— наделение предметов природы, а также вымышленных мифич. существ (духов, богов) человеч. обликом и свойствами. А.— одна из характерных черт большинства религий. Уже др.-греч. мыслители, напр. Ксенофан (6 в. до н. э.), указывали на то, что все люди создают богов по своему образу {Ксенофан, В14, 15, Diels). Позднее эта мысль развивалась Спинозой («Этика», см. Избр. произв., т. 1, ■М., 1957, с. 396 и др.), Вико («Основания новой науки об общей природе наций», 1940, с. 88 и др.), Воль-неем («Руины, или размышления о революциях империй», 1928, с. 53, 99—100) и др. Наиболее глубоко вскрыл значение А. в религии Фейербах: «...природа там, где она религиозно почитается, является для человека предметом не как природа,... а как человекопо-. добное, или, вернее, человеческое существо» (Избр. филос. соч., т. 2, М., 1955, с. 688). Эти мысли Фейербаха положительно оценили Маркс и Ленин.Большое значение А. в первобытном мышлении придавал Чернышевский: «...неразвитой человек видит в природе что-то похожее на человека, или, выражаясь технически, вносит в природу антропоморфизм, предполагает в ней жизнь, похожую на человеческую жизнь» (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 245).
Ряд сов. ученых (Зеленин, Лосев) считает, что А. является поздней ступенью развития мифологии; первоначально человек представлял себе сверхъ-естеств. существа в виде животных (зооморфизм) или бесформ, чудовищ. Зеленин полагает, что именно переход от зооморфизма к А. означал наиболее существенный этап в развитии религии. Однако данные науки показывают, что антропоморфные представления о духах II демонах существовали параллельно с зооморфными. Кроме того, вплоть до наст, времени в религ. верованиях всех стран встречаются образы мифич. животных. А. ранних религий связан с погребальным культом (поверья о «живом мертвеце», о привидениях, о душах умерших), с тотемизмом, где в образах «тотемических предков» переплетаются животные и человеч. черты; известны и антропоморфные олицетворения явлений природы: солнца (чаще в образе женщины), месяца (в образе мужчины), грома, ветра и др. Такого рода антропоморфные представления существуют у австралийцев, семангов, анда-манцев, ведда, огнеземельцев, калифорнийских индейцев и др. На позднейших стадиях развития А. свойствен всем религиям, но не в одинаковой степени. Почти все народы представляли себе и изображали богов в человеч. образе; но у древних египтян, индейцев, отчасти у народов Месопотамии, Сирии, Финикии образы богов наделены и животными чертами и изображаются зачастую зооантропоморфными. У римлян А. развился под греч. влиянием.
Наибольшего развития А. достиг в религии древних греков. Боги Гомера, Эсхила — настоящие люди с их достоинствами и недостатками, только более могучие и бессмертные; в греч. скульптуре и живописи боги и богини изображались прекрасными мужчинами и женщинами. Эта антич. (греч.) традиция перешла и в христианство, где сохранилась, особенно в католич. и православной иконографии, до наших дней: бог-отец изображается почтенным старцем, бог-сын (Иисус Христос) или прекрасным младенцем, или благообразным мужчиной средних лет, «царица небесная» (богородица)— молодой красивой женщиной-матерью; только «духа святого» принято изображать в виде голубя. Лишь немногие религии пытаются преодолеть А.: так, в иудаизме и исламе запрещено изображать бога каким бы то ни было образом; однако верующие все же представляют его себе в человеч. виде. В священных книгах евр. Ягве и мусульм. Аллах действуют и говорят, как люди. Т. о., А., хотя и в более скрытой форме, налицо и в этих религиях. Развитие науч. знаний в новое время побудило христианских и др. церковников очистить религию от наивно-антропоморфных образов: бога они стали представлять себе как некий отвлеченно-моральный принцип. На этой же почве возникли утонченные религ.-филос. концепции: теизм, деизм, богоискательство, богостроительство и пр.. сохраняющие, однако, в себе следы А. А. присущ, помимо религ. верований, также и народному поэтич. творчеству: в нар. сказках и песнях животные, растения и неодушевленные предметы зачастую говорят и действуют, как люди. Этот «поэтический» А. имеет иные корни, чем религ. А.; на них одним из первых указал М. Горький, отметивший, что А. этого типа «возник из процессов работы и выражает вполне естественное стремление человека наделять предметы реального мира — материалы и орудия труда — человеческими свойствами, для того чтобы понять и освоить их» (Собр. соч., т. 27, 1953, с. 189). Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Соч, 2 изд.,
АНТРОПОПАТЙЗМ (от. греч. av9po>ico«— человек и r.aftoi — страсть, душевное переживание)— приписывание человеческих нсихич. свойств живот ным или неодушевленным предметам; одна из характерных черт религ. верований, особенно на ранних стадиях их развития. Термин «А.» предложен нем. этнографом Фр. Шульце (Fr. Schullze, Der Fetischismus. 1871), к-рый рассматривал А. как один из существ. признаков фетишизма. Так как явления А. обозначаются обычно более общим понятием антропоморфизм, термин «А.» употребляется очень редко, хотя в строгом смысле слова антропоморфизм как представление предметов или воображаемых существ в человеч. образе необходимо отличать от собственно А. С. Токарев. Москва, АНТРОПОСОФИЯ (от греч. ачЪршг.ос — человек н aotfia — мудрость) — религ. -мистич. вероучение, ставящее на место бога обожествленного человека Основателем А. является нем. мистик Штейнср (1861 — 1925), организовавший в 1913 «Всеобщее антропософское общество». А. получила распространение в среде бурж. интеллигенции в Германии накануне и особенно после 1-й мировой войны. В обосновании антропософии Штейнер опирался на субъективный идеализм и мистич. учения неоплатонизма, гностицизма, оккультизма и нем. ср.-век. мистики. В соч. «Тайная наука» АНТРОПОЦЕНТРИЗМ—АПЕЙРОЯ 81 (R. Steiner, Die Geheimsvissenschafl, 1910), «Антропософия» («Anthroposophische Leitsatze», 1925) и др. Штейнер проповедовал идею о древней «тайной мудрости», «истинном» смысле, сущности и целях жизни человека. Обожествляя человека как сына божьего, А. признает существование трех миров: высшего — духовного, среднего — астрального (энергии) и низшего — физического (материи). Между этими мирами происходит борьба, отражением к-рой является всемирная история человечества. Социальный идеал А. — реакц. утопич. гос-во платоновского типа. А.— продукт упадка и разложения бурж. философии эпохи империализма. В наст, время А. распространяется в Англии, США и ФРГ.
Лит.: Kaufmann G., Fruits of antliroposophy, Threefold Commonwealth, 1922; Leisegang H., Die Grundla-gen der Anthroposophie, Hamb., 1922; Stolzenburg A. F., Anthroposophie und Christentum, В., 1925. M. Шахнович. Ленинград. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. — ачЦшг.оч —- человек и лат. centrum — центр)— антинауч., связанное с религией и идеализмом, представление о человеке как конечной цели мироздания и центре Вселенной; разновидность телеологии. АНФАНТЁН (Enfantin), Бартелеми Проспер (8 февр. 1796—31 авг. 1864)— франц. утопич. социалист, один из учеников Сен-Симона, руководителей сен-симонизма (к к-рому примкнул в 1825) и основателей журн. «Le Producteur» («Производитель», т. 1—5, 1825—26). Организовывал публичные лекции об учении Сен-Симона (1828—30). Автор ряда книг, видный сотрудник журн. «Le Globe» («Земной шар», 1830—31) и сборника «Religion Saint-Simonienne» («Сен-симоннстская религия», 1831). Под влиянием А. сен-симонистская школа превратилась в религ. общину; А. наряду с Базаром стал ее «верховным отцом». После выявившегося в конце 1831 раскола в среде сен-симонистов по вопросам религии, брака и семьи он организовал в Менильмонтане (близ Парижа) трудовую коммуну с целью наглядно пропагандировать идеи свободного труда и свободной любви. Это вызвало судебное преследование (авг. 1832). В дальнейшем А. отошел от обществ, деятельности. Соч.: Oeuvrcs de Saint-Simon et d'Enfantin fen 47 w.l. v. 1—13, 16 — 17, 24—34, P., 1865 — 1874. Лит.: Волгин В. П., Сен-Симон и сенсимонизм, 2 изд., М.. 1925; С h а г 1 ё t у S., Enfantin, P., [1931]. И. Зилъберфарб. Москва. АН ХЯН (А н Ю) (1243 —1306)—корейский ученый, основоположник корейского неоконфуцианства. В 1290 во время поездки в Пекин познакомился с комментариями кит. философа Чжу Си. По возвращении в Корею привез «Собрание сочинений Чжу Си» («Чжу Си уюань шу») и создал первую в Корее комментаторскую школу чжусианского толка. По его ходатайству была восстановлена закрытая в течение двух столетий конфуцианская Академия в Сеуле, к-рая вплоть до 19 в. оставалась осн. центром ортодоксальной нооконфуцианской мысли в Корее. Лит.: Чосон Кзё (Очерки истории Кореи), Пхеньян, 1957, с. 385—87 (на кор. языке); Key P., Yang, Gregory Henderson, An outline history of Korean Confucianism, pt. I—The early period and Yi Factionalism, «J. Asian Studies», 1958. v. 18, № 1, p. 83—87, 89; pt. 2—The schools of Yi Confucianism, там же, 1953, v. 18, JMi 2, p. 273. А. Ушков. Москва. АПАГОГИЧЕСКОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО (от греч. ir.i-pa-joi —отводящий)—см. Косвенное доказательство. АПАТИЯ (греч. аяя&е'.я — бесстрастие) — одно из осн. понятий этики стоиков, состоящее в требовании полного освобождения души от всех страстей. Впервые развитое представителем мегарской школы Стил-поном и заимствованное у него Зеноном-стоиком, требование А. отличало стоич. этику от этики перипатетиков, требовавших умеренности в страстях. По учению стоиков, «страсть» — неразумное, противоестеств. движение души, характеризующееся
уклонением от правильного суждения о добре и зле; мудрец не имеет никаких страстей и ему чужды чувства страха и печали. Термин «А.» вошел в совр. словоупотребление как синоним безразличия. Лит.: А р н и м Г., История античной философии, пер. с нем., СПБ, 1910, с. 194—95; Маковельский А., Мораль Эпиктета, Казань, 1912; Seneca, De tranquillitate animi, в кн.: Annaei Senecae philosophi opera omnia..., t. I, Lipsae, 1878; e г о at e, De ira libri 111, там же; H e i n z e M.. Stoicorum de affectibus doctrina, В., [I860]; Richter D., Die Oberlieferung derstoischen Definitionen iiber dieAffec-te, Halle, 1873; Bonhoffer A., Epictet und die Stoa, Untersuchung zur stoischen Philosophic Stuttgart, 1890. А. Макавелыкии. Баку. АПАЦАИ ЧЕРИ (Apaczai Cseri), Япош (1625 — 31 дек. 1659)— венг. философ и педагог. В книгах «Венгерская энциклопедия» («Magyar encyclopaedia», 1653) н «Венгерская логика» («Magyar logikacska», 1654), а также в сохранившихся в рукописи лекциях под назв. «Натуральная философия» («Philosophia naturalis», 1660) он, выступая против схоластики, проповедовал учение Декарта. В логике А. Ч. был последователем направленного против Аристотеля учения Раме. А. Ч. открыто принял систему Коперника, а в педагогике был сторонником Коменского, требовал изложения науки на родном языке. С оч.: De studio sapientiae, см. прилож. к его кн.: Magyar Encyclopaedia, Ultrajecti, 1653. Лит.: S z i 1 a g у i S., Apacai Cs. J. es kostarsai, tBdpstJ, АПЕИРОН (греч. ansipov, букв.— беспредельное) — понятие, введенное в философию Анаксимандром. Энгельс считал, что Гегель «правильно передает это бесконечное словами: „неопределенная материя"» («Диалектика природы», 1955, с. 147). Понятие А. было шагом вперед в развитии древнегреч. материализма, отождествлявшего материю с к.-л. веществом (напр., водой). Термин «А.» означает, что первоначало не имеет границ во времени и пространстве и представляет собой бесконечную массу материи; беска-чественио, но является основой всех качественно определенных тел; является бесконечным, неиссякаемым источником созидания вещей природы; вечно движется, выделяя из себя противоположности теплого и холодного. Борьба противоположностей движет мировой процесс. Т. о., в понятии А. концентрировались стихийно-материалистнч. и наивно-диалек-тич. идеи философии Анаксимандра. В истории философии понятие А. подвергалось различным толкованиям: 1) А. есть нечто промежуточное либо между воздухом и водой, либо между огнем и водой, либо между огнем и воздухом [это истолкование дали Александр Афро-дизийский, а в новое время — Д. Тидемаи («Geist der spekulativen Philosophie», Bd 1, 1791, S. 501); M. Каринский («Бесконечное Анаксимандра», «Ж. М-ва народного просвещения», 1890, №№ 4—6)]. Такого же взгляда придерживались Буле, Круг, Ф.Лютце (F. Lut-ze, Uber das cmsipov Anaximanders, 1878) и др.; 2) А. есть смесь всех вещей, наподобие понятия первоначальной смеси в философии Анаксагора (Г. Риттер, История философии древних времен, 1839, с. 237—38; такого же взгляда придерживались Тейхмюллер, О. Но: вицкий, С. Гогоцкий, М. Мандес и др.); 3) А. есть бесформенная материя, наподобие первоматерии у Аристотеля. В полемике с этими тремя концепциями выдвигалось мнение, что все они — лишь гипотезы и что сам Анаксимандр хотел лишь отметить, что перво-вещество не обладает никакими определ. качествами (Э. Целлер, В. Винделъбанд, В. Нестле, Г. Каффка). Иной смысл получило понятие А. в пифагореизме, где А. — беспредельное неограниченное бесформенное начало, к-рое вместе с противоположным ему на- 82 АПОДЕЙКТИКА—АПОЛЛОНИИ 'ШАНСКИЙ чалом -«пределом» является основой всего существующего (см. Аристотель, Метафизика, 15, 986 в; рус. пер., М.—Л., 1934). Пифагорейское учение о беспредельном и пределе, как единстве противоположностей, лежащем в основе всего существующего, развил затем Платон в диалоге «Филеб» (23 С), где А. характеризуется как нечто совершенно неопределенное, беспорядочное, не имеющее подлинного бытия, колеблющееся между противоположностями. Термин «А.» употреблял и Демокрит (Симпликий, De coelo. p. 294,33; Аэций I 12,6; рус. пер.— см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, №№ 47 и 77) для обозначения бесконечного абсолютного пространства. Лит.: Маковельский А., Досократики, ч. 1, Казань, АПОДЕЙКТИКА (от греч. атсоолхпхй? — убедительный)— термин, введенный в философию и логику Аристотелем в логич. трактатах (объединенных под названием «Органон») для обозначения строго научного знания, обладающего абсолютной истинностью. Аристотель характеризует А. как дедуктивное выведение истин из истинных посылок, основанных на наивысших принципах, и противопоставляет ее («Вторая Аналитика», I 2; рус. пер., 1952) диалектике Платона, к-рая в своих выводах исходит из научно не доказанных посылок, субъективно принимаемых за истинные, либо из общепринятых взглядов или мнений каких-либо авторитетных лиц и поэтому может дать лишь вероятное знание. Отличительная черта аподей-ктич. знания, по Аристотелю,—его абсолютная достоверность и необходимость. Термин «аподиктический» употреблялся в логике позже и употребляется сейчас в смысле «необходимый» и иногда — «неопровержимый» (см. Аподиктическое суждение). А. Маковельский. Баку. АПОДИКТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ (от греч. акооггА-пхб? — убедительный), или суждение необходимости,— суждение, в к-ром утверждается необходимость чего-либо. Напр., «человеческому организму необходима пиша». В предложении, выражающем А. с, не всегда присутствует слово (функтор) «необходимо». Так, говорят «человек смертен», разумея при этом, что признак «быть смертным» является необходимым признаком каждого человека. Однако А. с, выраженное в символах, всегда включает функтор необходимости (его обозначают через N). Лит.: Т а в а н е ц П. В., Суждение и его виды, М.,1953; АПОКАЛИПСИС, или Откровение Иоанна Вогослова (греч. anoxiAud/i; — откровение), — одна из книг Нового завета, первое из известных нам произведений христ. литературы (сер. 68— нач. 69). Подлинный автор А. неизвестен. По церк. традиции, А. написан апостолом Иоанном на о. Патмос, куда тот был сослан при Нероне. А. состоит из 22 глав. Осн. часть его состоит из описания серии фантастич. видений автора, изображающих грядущую борьбу сатаны с «агнцем»— спасителем, победу агнца, конец света, «страшный суд» и наступление царства небесного на земле. Царство сатаны, или Антихриста, воплощено для А. в Римской империи, к к-рой относится также и содержащаяся в А. символика чисел (7 гор, на к-рых сидит «блудница — Вавилон», означают 7 холмов, на к-рых был расположен Рим, 7 голов зверя— 7 рим. императоров, «звериное число» 666 расшифровывается, как числовое обозначение имени «Нерон кесарь»). А. предсказывает, т. о., гибель Римской империи и наступление нового мирового порядка— «царства божия». Двадцатая глава А. содержит учение о грядущем тысячелетнем царстве Христа (хилиазм), осужденное впоследствии церковью. Христос фигурирует в А. еще не как бог, равный «богу-отцу», а как искупит, жертва, принесенная за грехи мира. В А. еще нет осн. догмата позднейшего христианства о троичности божества, отсутствуют учение о первородном грехе, легенды о земной жизни Иисуса; нет осн. элементов христ. культа, напр. таинства причащения. Поэтому среди церковников долгое время шел спор о том, следует ли включать А. в канон. Энгельс, анализируя А. в работе «К истории раннего христианства», указывал, что «... этот древнейший памятник из эпохи становления христианства для нас особенно важен именно потому, что он дает нам в чистой форме то, что иудейство — под сильным александрийским влиянием — внесло в христианство. Все позднейшее является западной, греко-римской примесью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, т. 2, 1936, с. 431). А. отразил протест социальных низов против римского ра-бовладельч. общества. Лит.: Энгельс Ф., Бруно Бауэр и раннее христианство, ввп,: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Книга откровения, там же, т. 16, ч. 1, М., 1937; Howl еу Н. Н., Relevance о' apocalyptic, [L. ], 1944; Тог-r e у Ch., Documents of the primitive church, N. Y.—L., 1941. И. Ирывелев. Москва. АПОКРИФЫ б иблейские (от греч. аго)у.ри<ро?— сокровенный, тайный) — отвергнутые христианской церковью и не вошедшие в канон книги, по существу аналогичные библейским. В древности А. назывались вообще книги таинственного содержания, доступные только посвященным. Термин «А.» был впервые применен в декрете папы Геласия (5 в.), содержащем первый индекс запрещенных апокрифич. книг. По мере образования христ. канона за его пределами оказывались мн. книги, ранее почитавшиеся нек-рымн общинами или группами верующих. Появление этих книг вызывалось не причинами догматич. порядка, входом обществ, борьбы за влияние и преобладание между этими группировками и общинами. К А. относится большое количество книг, имеющих много общего с соответств. книгами и разделами Библии, а именно — Псалмы Соломона, книга Юбилеев, или Малое Бытие, Заветы 12 патриархов, книга Еноха, Апокалипсисы Ездры и Варуха. Сохранились неск. десятков апокрифич. евангелий (напр., евангелия Фомы, Варнавы, Варфоломея, Коринфа, Василида, манихеев, Филиппа, Петра, Та-wtana и др.), ряд апокрифич. Деяний апостолов (Петра и Павла, Павла и Феклы, Фаддея, «Апостольская история» Псевдо-Авдия и др.), большое количество Посланий, среди к-рых имеется подложная переписка апостола Павла и Сенеки. В средние века она включалась в издания соч. Сенеки. Лит.: Ж е б е л е в С. А., Евангелия канонические и апо АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИИ ('АлоМото; 6 Tuocveic) (1 в.) — др.-греч. философ-идеалист. Представление о нем последующих поколений создано романом Филострата Младшего (Зв.), посвященным его жизнеописанию («Flavii Philostrati opera auctora», ed. С. L. Kayser, v. 1—2, Lipsiae, 1870); в этом соч. (v. 1. p. 345—68) помещено также ок. 80 писем А.- Т., подлинность к-рых сомнительна. А. Т. рисуется как пророк, маг и чудотворец, объездивший все известные тогда страны от Испании до Индии, прославивший и как бы воспроизводивший собою древнего мудреца Пифагора. А. Т. учил о едином боге, к-рого он противопоставлял множеству низших божеств. В то время как эти последние требуют себе обыкновен- АПОЛОГЕТИКА-АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ 83 ных жертв, первое и единое божество не допускает никаких жертв, бесконечно удалено от всего чувственного и даже не может быть наименовано никаким именем. Единств, путь восхождения к нему — это чистый ум. Взгляды А. Т. — одна из многочисл. форм стоич. платонизма и пифагореизма, промежуточных между ранним эллинизмом и неоплатонизмом. Обычно историки философии (Целлер, Ибервег и Др.) считают А. Т. представителем неопифагореиз.ка. Лит.: Карийский М., Аполлоний Тианский, «Ж. АПОЛОГЕТИКА — отрасль христ. богословия, посвященная защите вероучения христианства (см. Апологеты и Теология). АПОЛОГЕТЫ (в раннем христианстве) (от греч. OToXo-fio;j.ai — защищаю) — наименование богословов 2—3 вв., выступивших с обоснованием и защитой христианства. Наиболее крупными из А. являлись Юстин Мученик (ум. ок. 165; «Апология», «Беседа с Трифоном иудеем»), Татиан (ум. ок. 175; «Речь к эллинам»), Афинагор (ум. ок. 177; «Прошение по делам христиан»), Тертуллиан («Апологетика») и Мину-ций Феликс (ум. ок. 240; «Октавий»). А. выступали против нападок на христианство как со стороны гос. властей, так и со стороны «языческих», т. е. античных, философов. Нек-рые из соч. А. были направлены против раннехрист. ересей. В борьбе с антич. образованностью А. постепенно пришли к отрицанию не только философии, но и разума вообще, к-рому они противопоставили слепую веру. Так, ненависть к философии и разуму нашла место в произведениях Тертул-лнана, провозгласившего: «верую, потому что это абсурдно». Однако, несмотря на враждебное отношение к античной философии, А. не могли все же избежать ее влияния. Факты совпадения ряда положений христ. вероучения с нек-рыми идеями античной идеа-листич. философии А. объясняли влиянием христианства на философов (Татиан). В обоснование возможности такого влияния строились фантастич. хронологич. схемы. В др. случаях все объяснялось деятельностью демонов (Юстин). В совр. переносном значении А. — защитники реакционных идеологических течений и систем. Лит.: Тексты сочинений А.собраны в кн.; Сочинения дреь- АПОРЙЯ (a.mpist — затруднение, недоумение)— термин, часто обозначавший у древнегреч. философов трудно разрешимую или даже не могущую быть разрешенной проблему. У досократиков этот термин встречается редко и притом в смысле просто затруднения или трудности вообще. Впервые отчетливый филос. смысл этот термин получает у Платона (Phaed. 84 С; Phileb. 15 С), к-рый употребляет его и в смысле сомнения и затруднения, и в смысле постановки трудноразрешимой проблемы. Таковы, напр., места в Soph. 238 А, 249 D. У Аристотеля дается точное определение А.: она есть «равенство (равнозначность) противоположных заключений» (Тор. VI 6, 145 в 2). Аристотель понимал здесь под А. то, откуда начинается исследование предмета. Так, с А. он начинал исследование о душе (De an. I 2, 403 в 20), о времени (Phys. IV10, 217 в 30) или о месте (там же, V 1, 208 а 34). Для каждого исследования существуют свои собственные A. (Eth. Eud. I 3, 1215 а 3). Несколько другой смысл вносится в этот термин, когда говорят об апориях Зенона. Хотя у самого Зенона Элейского термин этот не употреблялся, но отнесение его к зеноновым дока- зательствам невозможности движения предполагает, что А. есть неразрешимое противоречие. В таком же смысле говорят и об А. у греч. скептиков (см. Скептицизм), отрицающих познаваемость вещей. Понятие А. явилось, т. о., одной из форм проявления диалектич. тенденции в др.-греч. философии. АПОСТЕРИОРИ (от лат. a posteriori, букв.—иг последующего) — термин, означающий знание, полученное из опыта (впротивоположность априори). Рассмотрение такого процесса познания встречается у Аристотеля (см. «Вторую аналитику», I 18 и 31; рус. пер., М.—Л., 1952), у Боэция в его комментариях к Аристотелю, у Платона, у ср.-век. философов народов Востока Ибн Рошда, Ибн Сипы и европ. схоластиков Альберта фон Болъштедта, Фомы Аквинского и др. (см. С. Pranti, Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1-4, В., 1955, Bd 1, S. 679, Bd 2, S. 327-97). В новое время Лейбниц понимал под апостериорным познанием все опытное познание или «истины факта» в противоположность «истинам разума», т. е. априорному познанию (Избр. филос. соч., М., 1908, с. 180 — 181, 347, 350). Кант термином «А.» обозначал все знание, получаемое при помощи чувств, восприятий. Это знание, по Канту, носит случайный, единичный и неистинный характер; для того чтобы оно приобрело всеобщий и необходимый характер, его следует подвести под априорные формы («Критика чистого разума», П., 1915, с. 25, 61; «Пролегомены», М.,1937, с. 20, 40, 59—61, 74—75). Будучи метафизиком и дуалистом, Кант противопоставлял чувств, познание логическому и приходил к агностицизму. Науч. объяснение этого вопроса дает только диалектич. материализм, к-рый, материалистически понимая опыт, исходит из того, что все знания, в конце концог, получаются в результате воздействия объективного материального мира на органы чувств (см. Диалектический материализм. Теория познания). Лит.: Л е н и н В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд.,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|