БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 2 глава
БЁХЕР (Becher), Эрих (1 сент. 1882—5 янв. 1929)— нем. философ. Проф. в Мюнстере (1909) и Мюнхене (с 1916). В своих работах занимался проблемами теории познания, психологии и натурфилософии. Филос. концепция, сложившаяся в значит, степени под влиянием Дж. Ст. Милля, Фехнера и Эрдмана, изложена в его первой кн. «Философские предпосылки точных естественных наук» («Philosophische Voiaussetzungen der exakten Naturwissenschaften», 1907). Этот труд Б. посвящает защите «основных посылок физики и химии» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 277) от нападок со стороны махизма (последний Б. характеризует как «субъективистский позитивизм»). Однако, признавая объективное существование внешнего мира, Б. в то же время отрицает познаваемость «сущности материи» (здесь он близок к т. зр. Гельмгольца и Больц-мана, т. е. к «стыдливому» и недодуманному до конца материализму), называет свои гносеологич. взгляды «критическим реализмом», а в учении об органической природе даже приближается к витализму (Б. считается представителем так называемого психовитализма). С оч.: Die Grundfragen der Ethik, Koln, 1907; Gehirn und Seele, Hdlb., 1911; Geisteswissenschaften und Naturwissenschaften, Munch., 1921; Einfuhrung in die Philosophie, 2 Aufl., Munch., 1949. 162 БЕХТЕРЕВ—«БИБЛИОТЕКА БУДДИКА» Лит.: Fischer A., E. Bechers Entwicklung und Stel- БЕХТЕРЕВ, Владимир Михайлович[20 янв. (1 февр.) 1857—24 док. 1927] — рус. физиолог, психиатр и психолог. В 1878окончил Медико-хирургич. академию. С 1893 преподавал в Военио-мед. академии, где вскоре стал зав. кафедрой нервных и душевных болезней. В 1908 организовал Психоневрологич. ин-т, преобразованный после Окт. революции 1917 в Гос. психоневрологич. академию. Б. возглавлял ее, а также Ин-т по изучению мозга (с 1918). В царской России Б. подвергался преследованиям за прогрессивные обществ, и научные идеи. После 1917 Б. «много помог сближению труда и науки и этим самым укреплению рабоче-крестьянского строя» (К а л и н и н М. И., газ. «Известия», 1927, 28 дек.).
Б.— крупнейший представитель науки о структуре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. Осн. труды Б.— «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1893), «Основы учения о функциях мозга» (вып. 1—7, 1903—07) и др. Стремясь размежеваться с субъект, идеалистич. психологией, Б. называл свою психологич. систему «объективной психологией» (1907). В ее основе лежала идея Сеченова о рефлекторном происхождении психики. Различные виды и формы психики Б. рассматривал как виды «сочетательных» рефлексов, к-рые в общем аналогичны условным рефлексам И. Павлова. Принципы «объективной психологии» в основном сохранились и в более поздних ее вариантах, в т. н. «психорефлексологии» и «рефлексологии». Однако развиваемая Б. в 20-е гг. «рефлексология» подверглась серьезной науч. критике за механицизм. В «Коллективной рефлексологии» (1921) Б. допустил серьезные методоло-гич. ошибки, стирая принципиальную разницу между мертвой и живой природой, пытаясь установить общие и для природы, и для общества законы (закон тяготения, инерции и др.), трактуя обществ, явления как рефлекторные акты, и т. д. Соч.: Объективная психология, вып. 1—3, СПБ, 1907 — 1910; Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности, 4 изд., М. —Л., 1928; Мозг и его деятельность, М.—Л., 1928; Избр. произв., М., 1954. Лит.: Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу
БЕШЕНЬЕИ (Bessenyei), Дьёрдь (1747—21 февр-1811) — венг. философ, поэт, просветитель. Дворянин по происхождению, служил в дворцовой гвардии в Вене (с 1765), где познакомился с работами франц. материалистов; перевел на венг. яз. отрывки из «Системы природы» Гольбаха. В написанном в 1805 соч. «В поисках разума в теле сего мира» («A termc-szet vilaga, vagy a jozan okossag», 1898) Б. в духе механистич. материализма разрешал вопрос об отношении души и тела. Сочинение было запрещено цензурой. В сатирич. романе «Путешествие Таримена»(«ТаН-menes utazasa», 1785, изд. 1804) выступил с критикой феодализма. Боролся за распространение науки, за развитие венг. языка и лит-ры. Соч.: Holmi Bees, 1779; A termeszet vilaga, vagy a jczan БЖ030ВСКИИ (Brzozowski), Леопольд Станислав (29 июня 1876—30 апр. 1911) — польский писатель и философ. Филос. развитие Б. совершалось под влиянием разнообразных идейных направлений. В молодости Б. испытал на себе влияние Белинского, Писа- рева, Добролюбова, Михайловского. Пройдя ступень безоговорочного индивидуализма с отчетливыми влияниями Ницше и Пшибышевского, в период революции 1905 Б. знакомится с работами молодого Маркса, интерпретируя их в духе субъективистского волюнтаризма, затем через посредство синдикалиста Сореля подпадает под влияние Бергсона, а к концу жизни — под влияние англ. религ. философа Ньюмена. В области философии Б. стоял на позиции интуитивизма и индетерминизма считая познание формой приспособления для достижения желаемых результатов («Idee», L\\\, 1910, s. 21, 54—55), а законы природы и общества — объективацией психологич. деятельности человека («Legenda Mtodej Polski» Lw., 1910, s. 96—136). Для обществ, теории Б. характерен волюнтаризм. Считая себя последователем нсторич. материализма, Б., однако, видел основу обществ, развития в перестройке духовной жизни нар. масс («Idee», s. 333—34) и ревизовал марксизм с позиций иррационализма Идеи Б. оказали влияние на польский бурж. национализм перед 2-й мировой войной. Соч.: WsptHczesna krytyka literacka w Polsce, Warsz.— [Kr. ], [1907]; Wspolczesna powiesc polska, Warsz. — fKr.], [1906]; Kultura i zycie, Lw.—Warsz., 1907; Legenda Mtodej Polski, 2 wyd., Lw., 1910; De-bina. PowieSc, cz. 1. Sam w.'roii ludzi, Kr., 1957; Glosy ws>od nocy, Studya nad przesileniera romantycznem kultury europejskiej, Lw., 1912; Pamigtnik, Lw., 1913; Зарево, пер. [с польск.], П.—М., 1923.
Лит.: Ш а ф ф А., Критика польского ревизионизма конца XIX— начала XX вв., в кн.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсификаторов марксизма. Сб. сокр. переводов, М., 1952, с. 48—64; Sue, bodolski В., Sta-nislaw Brzozowski. Rozw6j ideologii, Warsz., 1933; S p у t-kowski J., Stanislaw Brzozowski estetyk-krytyk, Kr., (939; Hofman P., Legenda Stanis^awa Brzozowskiego. «Nowe drogi», 1947, jVi 2, p. 104 — 36. БЙБЖРГ (Biherg), Нильс Фредрик (20 янв. 1776—25 марта 1827) — шведский философ-идеалист; проф. ун-та в Упсале. Выступил против эмпирич. традиций в швед, философии 18 в. Б. различал ргесудок, задача к-рого— непротиворечиво мыслить существующий вне его объект, и разум, благодаря к-рому сознание обладает сверхчувств, априорным содержанием. Разум Б. сведил к разумной вере и пытался примирить веру и знание. С оч.: Samlade skrifter. Utg. af G. О. Dellden, 3 dl, Up-sala, 1828—30. Лит.: И б е р в е г-Г е й н ц е, История новой философии в сжатом очерке, пер. |с нем.], 2 изд., СПБ, 1899, с. 742-44; N у Ь 1 а е ч s J. A., Den filosofiska forskningen i Sverige frfn slutet af adertonde arbungradet, framstalld i sitt sammanhang med filosoliens allmanna utveckling, 3 dl, Lund, 1888; Нел-ningsson H., Nagra frihetsproblem hos Kits Fredrik Biberg, Lund, 1932. «БИБЛИОТЕКА БУДДИКА» («Bibliotheka Bud-dhica») — серия публикаций филос. текстов различных школ северного буддизма — махаяны [v. 1—30, СПБ (Л.), 1897—1937]. Издание «Б. Б.» объединяло всех крупнейших исследователей буддизма. Активное участие в издании «Б. Б.» принимали рус. индологи С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Е. Е. Обермиллер, а также ряд крупных зарубежных буддологов — бельгийский ученый Л. де ла Балле Пуссен, нем. ученый М. Уолсер, Я1шн,.ученый Б. Нан-дзё. Всего было опубликовано 30 выпусков, включающих различные источники буддизма на санскритском, тибетском, кит. и уйгурском яз. Важнейшими из публикаций являются работы но логике «Ньяг.- бинду» Дхармакирти и комментарии к ней «Ньяябин-дутика» Дхармоттары (1904—18), тибетская версия «Абхидхармакошакарики» (1917—30), англ. перевод «Мадхьянта-вибханги» Майтрейи Еместе с комментариями к нему Васубандхи и Стхирамати. Опубликованное в этой серии фундаментальное исследование о логике буддизма — «Buddhist logic», v. 1—2 (1930— 1932)—принадлежит Щербатскому.
Лит.: Аникеев Н. П., Об историографии индийской философии, «Вопр. филсесфии», 1957, Л!» 2. Н. Апикеев. MccKia. «БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКАх-БИБЛИЯ 163 «БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКА, или Собрание важных сочинений для спасения» — памятник рус. бесцензурной лит-ры конца 18 — нач. 19 вв., своеобразная атеистич. энциклопедия того времени. Обнаружен в 1958 в фондах ЦГИА СССР в Москве среди материалов секретного архива 3-го отделения. Наиболее полный и интересный из всех известных рукописных сборников 18 в. До сих пор были известны 2 атеистич. сборника, в том числе рукопись (обнаруженная в 1941), включающая атеистич. произведение «Зерцало безбожия» и ряд переводных произведений. «Б. з. р.» состоит из 2 томов по 2 части в каждом. Всего в «Б. з. р.» входят 23 перевода материалистич. и атеистич. произведений зап.-европ. мыслителей, а также 6 оригинальных атеистич. стихотворений и поэма «Вирсавия» рус. поэта-атеиста Горчакова, являвшегося, по-видимому, составителем «Б. з. р.». Помимо очень распространенного в рукописных списках 18 в. «Катехизиса честного человека» Вольтера, в «Б. з. р.» включены отрывок из его работы «Изгнание иезуитов из Китая», «Письмо г. Вольтера к учителям церкви, или богословам», «Проповедь пятидесяти», «Письмо к Урании», «Молитва ко всевышнему», «Разговор философа с природой». В «Б. з. р.» помещены произведение Нежона «Военный философ, или Сумнение в рассуждении веры», ряд переводов из Дидро («Разговор философа с герцогиней», «Мысли о смерти...»), Гольбаха, переводы из произв. Ш. Борда («Путешественник оглашенный») и Н. Фрере («Мои-сеяда»), до сих пор не имеющие рус. печатного перевода, а также работы Дюмарсе «Философ», Фридриха II «Письма к фельдмаршалу Кейту о тщетных ужасах смерти» и письмо Франклина к госпоже Бриллоп(1778). «Б. з. р.» имелась не в одном экземпляре; это подтверждает факт приобретения в 1950 Гос. б-кой им. В. И. Ленина рукописного отрывка из 2-й части 1-го т. «Б. з. р.». Этот список относится к 1792—1819, а полная рукопись «Б. з. р.»—к 1797 — 1819 (хранится в ЦГИА в Москве — Фонд 109, оп. 3, Ед. хр. 1482, 1483). Лит.: П е р с и ц М. М., Русский атеистический рукописный сборник конца XVIII—начала XIX в., в кн.: Вопросы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959. А. Голодко. Москва. БИБЛИЯ (от греч. рфХЕа, букв.— книги) — собрание «священных» книг иудейской и христ. религий. Структура Б. Библия состоит из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. К 1-й относятся книги, написанные на др.-евр. языке и признаваемые иудейской и христ. религиями. Ко второй — книги, написанные гл. обр. на греч. языке и признаваемые только христианством. Ветхий завет включает Моисеево Пятикнижие, кн. Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, четыре кн. Царств, две кн. Паралипоменон, кн. Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Псалтырь, кн. Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песнь Песней, Исайи, Иеремии, плач Иеремии, Иезекииля, двенадцать «Малых пророков». В Новый завет входят 4 евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния Апостолов, 21 Послание Апостолов, Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова. Помимо этих книг, вошедших в православный библейский канон, в Б. имеются еще и не канонич., но почитаемые церковью книги — Иудифь, Товит, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и др.; существуют также апокрифич. книги, признаваемые церковью ложными (см. Апокрифы библейские).
Возникновение Б. и содержание библейских книг. Отд. фрагменты совр. текста Ветхого завета появились и бытовали в устной форме за неск. столетий до того, как они начали записываться. Так, напр., песнь Деворы (кн. Судей, гл. V), представляющая собой один из самых древних фрагментов Б., появилась около 13 в. до н. э. С возникновением др.-евр. гос-ва в 11 в. до н. э. возникла необходимость идеологич. обоснования новых обществ, порядков. К этому времени у евреев появилась заимствованная у финикиян письменность, к-рая использовалась для записи передававшихся устно из поколения в поколение сказаний и мифов, а также для ведения летописей. До нашего времени эти летописи не дошли, но в Б. сохранились ссылки на нек-рые из них, напр. на книгу Деяний Соломоновых, книгу войн Яхве, книгу Доблестного. В 9—8 вв. до н. э. появились книга Элохиста и книга Яхвиста, вошедшие впоследствии в текст Ветхого Завета. Первая была написана в Израиле и отразила идеологию племен, группировавшихся вокруг племени Эфраим, вторая была создана в Иудее и явилась отражением интересов племени Иуды и царей династии Давида. Ок. 7 в. до н. э. обе книги были соединены в одно целое. В 8 в. до п. э. появляются первые книги пророков: Амоса, Осип, часть кн. Исайи (Первоисайя), Михея. Несколько позже появились книги Наума, Софонии, Аввакума. В них нашло свое выражение обострение классовых противоречий сложившегося рабовладельч. общества. К 621 до н. э. жрецами иерусалимского храма была написана книга, вошедшая впоследствии в Ветхий завет под названием Второзакония. Весь остальной текст Ветхого завета был написан в период «вавилонского плена» и после него. Во время самой войны с Вавилоном была написана книга пророка Иеремии, в Вавилоне группой жрецов был создан т. н. Жреческий кодекс, связавший воедино повествоват. нить Пятикнижия и давший три четверти ветхозаветного законодательства. В сер. 5 в. до н. э. Ёздра и Неемия, прибывшие в Иерусалим из Вавилона как уполномоченные перс, царя, обнародовали Жреческий кодекс в качестве «закона Моисеева» и, видимо, скомплектовали Пятикнижие примерно в том виде, в каком оно и вошло в состав Б. Ветхий Завет в целом был окончат, укомплектован к 1 в. н. э. Начавшийся с 3 в. до н. э. перевод его на греч. язык длился несколько столетий. По мере формирования раннехрист. идеологии появлялись отд. книги Нового завета. Первым по времени был Апокалипсис, датируемый 68—69 н. э. В конце 1 и нач. 2 вв. появились послания, приписываемые Павлу и др. апостолам. Как самостоят. религия христианство оформилось в сер. 2 в., когда была завершена историзация образа Иисуса Христа и создана егомифич.биография. Последняя книга Нового завета — Деяния Апостолов — относится к концу 2 в. Ни одна из книг Нового завета не принадлежит тому автору, к-рому она приписывается церк. традицией. Содержание Б. представляет собой пеструю картину. В Ветхом завете собраны мифы, история, хроники, законодат. кодексы, бытовые повести и новеллы, нравоучит. и лирич. поэмы, похоронные, победные и походные песни, оды, притчи, сатиры. Библейские легенды отразили в фантастич. форме нек-рые действит. факты истории древних евреев—переселение их иа Аравии в Палестину и завоевание последней, процесс разложения родовых отношений и развития классовых противоречий рабовладельч. общества, падение Израиля и Иудеи под ударами завоевателей и т. д. Однако освещение историч. событий оказывается в Б. перемешанным с массой религ. измышлений. Напр.,. потеря древними евреями их гос. самостоятельности и рассеяние по другим странам (диаспора) нашли в Б. свое фантастич. объяснение как наказание избранного народа богом Яхве, к-рый в дальнейшем все же спасает свой народ, прислав своего уполномоченного мессию («помазанника»). Книги пророков насыщены атмосферой ожидания скорого пришествия епаси- 164 БИБЛИЯ теля—мессии. Новозаветная концепция исходит из того, что мессия уже пришел, им, якобы, был Иисус Христос. В отличие от ветхозаветного мессианизма, новозаветный мессия — не победитель, а жертва, принесенная богом во искупление первородного греха Адама и Евы; в соответствии с этим мессия оказывается спасителем не только евреев, но всего человечества. Спасение это совершилось, однако не практически, а в принципе, т. к. полностью оно будет реализовано только после второго пришествия Христа и после Страшного суда. В Новом завете подробно излагается миф о земной жизни Христа, о его страданиях, смерти и воскресении. В ряде книг Нового завета содержатся нек-рые данные и по истории первонач. христ. общин. Библейская критика. Церк. традиция в вопросе о происхождении библейских книг исходит из того, что все они являются продуктом божеств, откровения. Авторство различных книг Е. приписывается самим библейским персонажам — пророкам, апостолам и их ученикам. Эти положения о боговдохноеенности Б. были подвергнуты критике специальной науч. дисциплиной — библейской критикой. Библейская критика, пользуясь методами текстологич. и филологич. анализа, сопоставляя тексты и древнейшие списки отд. библейских книг, сравнивая текст Б. с текстом произведений религ. фольклора и мифологии народов Средиземноморья и Древнего Востока, пришла к выводам, опровергающим церк. традицию. Попытки критич. анализа Б., в особенности книг Нового завета, предпринимались еще в аптич. время (Цельс, Порфирийк др.). В 9 в. иранский еврей Хиви аль-Балхи вскрыл ряд противоречий в содержашш Моисеева Пятикнижия и выразил сомнение в том, что автором этих книг является Моисей. В 11 в. эту же мысль высказывал, правда, в очень туманной форме евр. богослов Ибн Эзра. Основоположником науч. библейской критики является Спиноза, давший в «Богословско-политическом трактате» (1670) последоват. разбор традиц. учения о происхождении осн. книг Ветхого завета, в частности Пятикнижия. Расшифровав замечания Ибн Эзры и найдя в них указание на то, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, Спиноза пришел к выводу, что действит. составителем Пятикнижия был Ездра, к-рый «собрал истории из разных авторов, а иногда просто списал и оставил их потомкам еще не проверенными и не приведенными в порядок» (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 138). В 1753 франц. врач Ж. Астрюк опубликовал книгу «Предположения о первоначальных преданиях, которыми, вероятно, пользовался Моисей при написании книги Бытия», в к-рой показал, что в Пятикнижии имеются два самостоят, источника — Яхвист и Элохист. В нач. 19 в. нем. библеист де Ветте установил, что Второзаконие есть та самая «книга Закона», к-рую, как рассказывается в 4-й кн. Царств, гл. XXII—XXIII, якобы, нашел в храме в царствование Иосии первосвященник Хелкия. Т. о. была установлена дата появления Второзакония—621 год до н. э. В 19 в. усилиями нем. библеистов Фатке, Рейса, Графа, Кайзера, завершенными Вельгаузеном, было доказано, что осн. источник Пятикнижия и книги Иисуса Накина — Жреческий кодекс — появился не ранее вавилонского плена (6 в. до н. э.). Такая же критич. работа, проделанная и в отношении остальных книг Ветхого завета, привела к выводу о том, что большинство библейских персонажей являются мифич. личностями. Археологич. открытия 20 в. в Месопотамии и др. странах Переднего Востока подтвердили правильность осн. выводов библейской критики о наличии большого количества параллелей к библейским повествованиям, несравненно более ранних по времени возникновения, чем Б. При раскопках на побере- жье Мертвого м. (1948—56) найдено большое количество ветхозаветных рукописей 2 в. до н. э.— 1 в. н. э., содержащих ценный материал для текстологической работы над некоторыми книгами Ветхого завета. В критич. исследованиях Нового завета важные результаты были получены в нач. 19 в. в работах тюбингенской школы богословия во главе с Бауэром. Из тюбингенской школы вышел Д. Штраус, книга которого «Жизнь Иисуса» (1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907) оказала громадное влияние на все дальнейшее развитие новозаветной библейской критики и на исследование истории религии в целом. Штраус исходил из того, что осн. новозаветные повествования построены на мифах, возникших в результате непрестанного ожидания древними евреями пришествия мессии и основанных, в свою очередь, на мифах Ветхого завета. Считая самым древним Евангелие от Матфея, Штраус и его относил к позднейшим произведениям, появившимся не раньше 2 в. Значит, роль в развитии новозаветной критики сыграл левогегельянец Б. Бауэр, обосновавший гипотезу о том, что новозаветные произведения являются сочинениями отд. деятелей раннехрист. церкви. Бауэр принял новую, более точную хронологич. схему возникновения Евангелий, согласно к-рой первым во времени было Евангелие от Марка. Работы Бауэра высоко оценил Энгельс. Опираясь на исследования нем. ученого Бенари, Энгельс в работе «Книга откровения» дал критико-историч. анализ «самой темной» книги Нового завета — Апокалипсиса, расшифровав его символику и установив дату его написания —68—69 гг. н. э. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 159—64). В конце 19—нач. 20 вв. новозаветная критика развивалась представителями мифология, школы богословия У. Смитом, А. Немоевским, Дрепсом и др. Большую историю имеет также и рационалистич. библейская критика, тесно связанная с развитием атеизма. Вклад в критику библейских легенд и библейской морали внесли мыслители эпохи Возрождения, франц. скептики-вольнодумцы 17—18 вв. (Бейлъ, Монтенъ, Мелъе, Дюмарсе), Гоббс, Вольтер, франц. материалисты 18 в. и др. В развитии библейской критики на всем ее протяжении шла непрестанная идеология, борьба. Раскрытие действит. истории Б. полностью разрушало все догматам, построения иудейской и христ. религий, что вызвало сильнейшее сопротивление со стороны тех обществ классов, к-рые заинтересованы в сохранении религ. ве ры. Для ее подкрепления предпринимаются лженауч изыскания в области истории Б., продолжаете; оправдание церк.-традиц. версии происхождения Б. отстаивается историчность явно мифич. библейски; персонажей. Действит. раскрытие истории и содержания биб лейских книг может быть достигнуто лишь на основ< марксистского исследования тех общественно-историч условий, вк-рых эти книги появились.В произведешш классиков марксизма-ленинизма содержится мной отд. замечаний и исследований по вопросам библейской критики. Ряд работ по истории библейски.? легенд написан Лафаргом, сов. учеными Н. М. Никольским, А. Б. Рановичем, Р. Ю. Виппером и зарубежными марксистами И. Тренчени-Вальдапфель (Венгрия), А. Робертсоном (Англия) и др. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной часта Б. изобилует внутр. противоречиями, мифами о чудесах, легендами, не соответствующими география, и историч. данным. Библейская космогония, антропология и этнография обнаруживают низкий уровень развития науки и культуры того общества, в к-ром возникли соответств. сказания. По степени своей историч. БИЕЗБАРДИС—БИЛЬФИНГЕР 165 достоверности и объективной ценности естеств.-науч. концепций Б. стоит ничуть не выше «священных» книг всех остальных народов. Весьма противоречивы нравств. нормы, проповедуемые Б. В них можно найти запрещение убийства и пропаганду массового истребления людей, требование целомудренной жизни и оправдание разнузданного разврата, гневное осуждение богатства и полное оправдание эксплуататорских методов наживы. Библейская мораль отразила интересы господств, социальных слоев того времени, когда возникали те или иные библейские книги, и поэтому никакого внеисторич., «вечного» значения не имеет. Очевидная несостоятельность прямого смысла библейских легенд побуждает иудейских и христ. богословов искать для них аллегорич. объяснение. В 1 в. н. э. Филон Александрийский, пытаясь сделать иудаистскую религ. идеологию приемлемой для представителей эллинистич. культуры, давал символич. толкование осн. ветхозаветным мифам. Аллегорич. толкование Б. применялось мн. богословами [напр., Оригеном (3 в.), Маймонидом (1135—1204) и др.], однако оно было признано церковью еретическим. В 19 в. получило большое распространение в протестантском богословии и в богословии ряда других вероисповеданий модернистское направление, стремящееся примирить библейские мифы с разумом и достижениями совр. науки при помощи самого широкого применения к ним аллегорич. и символич. толкования. В наст, время даже католич. церковь вынуждена лавировать в вопросе о буквальном или аллегорич. истолковании текста Б. При Ватикане в 1902 была создана Библейская комиссия для истолкования казусов, возникающих при чтении Б. По существу все совр. попытки аллегорич. толкования библейских мифов представляют собой попытку фальсификации смысла Б., вызванную стремлением замаскировать явную несостоятельность ее сказаний и учений. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. о религии, М., БИЕЗБАРДИС, Безбард (Biezbardis), Каспар (8 дек. 1806—12 сент. 1886) — латыш, писатель и публицист, деятель движения «младолатышей» (см. Латышская философская и общественная мысль). Окончил Тартуский (Юрьевский) ун-т, где изучал филологию, философию (особенно системы Канта и Гегеля) и математику. Выступал против нем. засилья в Прибалтике, за право самостоятельного развития латыш, языка и культуры; писал об общности латыш, и рус. истории («Der Sprach- und Bildungskampf in den Ballischen Provinzen Russlands», 1865). За связь с участниками крест, волнений в 1863 Б. был выслан из Латвии. В своих работах Б. проводил мысль о прогрессивном развитии природы и общества («Peterburgas Avizes», 1862, № 4, с. 35), выступал против распространения в Латвии нем. идеализма. Полеми-
зируя с агностиками, Б. писал: «Для нас вещи есть то же самое, что и их свойства» («Pasaute un daba», 1875, с. 82). В познании внешнего мира, по Б., надо отправляться от чувств, восприятия вещей к их теоретич. осмыслению разумом. «Ощущение есть первое мое знание» (там же, с. 46). Время и пространство Б. считал объективными формами бытия («Геометрия» — «Geometrija», 1874). За опубликование статей Б. газ. «Peterburgas Avizes» была обвинена в «материализме и нехристианском отношении к религии» и закрыта на 4 месяца. Со 2-й пол. 70-х гг. Б. допускал возможность примирения науки с религией. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 425, БИЛЬ (Biel), Габриель (р. ок. 1418— ум. 1495) — нем. теолог и философ-номиналист, проф. философии и богословия в Тюбингенском ун-те (с 1484). Принимал активное участие в распространении номинализма Оккама. Б. составил комментарии к Сентенциям Петра Ломбардского («Collectorum sive Epitoma super IV libros Sententiarum», 1501; «Epitome et collecto-rium ex Occamo super quatuor libros Sententiarum», 1508; 1512; 1514), к-рые стали признанным учебником номиналистич. теологии. Вместе с тем они содержали замечат. для 15 в. взгляды по экономил, вопросам (цена, проценты, заработная плата рабочих, чеканка монеты). Б. содействовал упадку аристотелевской ср.-век. философии; он оказал большое влияние на Лютера и Меланхтона. У Б. были многочисл. последователи в Эрфуртском и Виттенбергском ун-тах, называвшие себя по имени Б. «габриелистами» (Иоган Натин, Венделин Штейнбах и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|