Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 2 глава




БЁХЕР (Becher), Эрих (1 сент. 1882—5 янв. 1929)— нем. философ. Проф. в Мюнстере (1909) и Мюнхене (с 1916). В своих работах занимался проблемами тео­рии познания, психологии и натурфилософии. Филос. концепция, сложившаяся в значит, степени под влия­нием Дж. Ст. Милля, Фехнера и Эрдмана, изложена в его первой кн. «Философские предпосылки точных естественных наук» («Philosophische Voiaussetzungen der exakten Naturwissenschaften», 1907). Этот труд Б. посвящает защите «основных посылок физики и хи­мии» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 277) от нападок со стороны махизма (последний Б. харак­теризует как «субъективистский позитивизм»). Однако, признавая объективное существование внешнего мира, Б. в то же время отрицает познаваемость «сущности материи» (здесь он близок к т. зр. Гельмгольца и Больц-мана, т. е. к «стыдливому» и недодуманному до конца материализму), называет свои гносеологич. взгляды «критическим реализмом», а в учении об органи­ческой природе даже приближается к витализму (Б. считается представителем так называемого пси­ховитализма).

С оч.: Die Grundfragen der Ethik, Koln, 1907; Gehirn und Seele, Hdlb., 1911; Geisteswissenschaften und Naturwissen­schaften, Munch., 1921; Einfuhrung in die Philosophie, 2 Aufl., Munch., 1949.


162 БЕХТЕРЕВ—«БИБЛИОТЕКА БУДДИКА»


Лит.: Fischer A., E. Bechers Entwicklung und Stel-
ung in der Philosophie der Gegenwart, в кн.: В е с her E.,
Deutsche PMlosophen, Munch., 1929. Г. Симон. ГДР.

БЕХТЕРЕВ, Владимир Михайлович[20 янв. (1 февр.) 1857—24 док. 1927] — рус. физиолог, психиатр и психо­лог. В 1878окончил Медико-хирургич. академию. С 1893 преподавал в Военио-мед. академии, где вскоре стал зав. кафедрой нервных и душевных болезней. В 1908 организовал Психоневрологич. ин-т, преобразованный после Окт. революции 1917 в Гос. психоневрологич. академию. Б. возглавлял ее, а также Ин-т по изучению мозга (с 1918). В царской России Б. подвергался пре­следованиям за прогрессивные обществ, и научные идеи. После 1917 Б. «много помог сближению труда и науки и этим самым укреплению рабоче-крестьян­ского строя» (К а л и н и н М. И., газ. «Известия», 1927, 28 дек.).

Б.— крупнейший представитель науки о структу­ре и функциях мозга, клиники невропатологии и психиатрии. Осн. труды Б.— «Проводящие пути спин­ного и головного мозга» (1893), «Основы учения о функциях мозга» (вып. 1—7, 1903—07) и др. Стремясь размежеваться с субъект, идеалистич. психологией, Б. называл свою психологич. систему «объективной психологией» (1907). В ее основе лежала идея Сече­нова о рефлекторном происхождении психики. Раз­личные виды и формы психики Б. рассматривал как виды «сочетательных» рефлексов, к-рые в общем анало­гичны условным рефлексам И. Павлова. Принци­пы «объективной психологии» в основном сохранились и в более поздних ее вариантах, в т. н. «психорефлек­сологии» и «рефлексологии». Однако развиваемая Б. в 20-е гг. «рефлексология» подверглась серьезной науч. критике за механицизм. В «Коллективной ре­флексологии» (1921) Б. допустил серьезные методоло-гич. ошибки, стирая принципиальную разницу между мертвой и живой природой, пытаясь установить об­щие и для природы, и для общества законы (закон тяготения, инерции и др.), трактуя обществ, явле­ния как рефлекторные акты, и т. д.

Соч.: Объективная психология, вып. 1—3, СПБ, 1907 — 1910; Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности, 4 изд., М. —Л., 1928; Мозг и его деятельность, М.—Л., 1928; Избр. произв., М., 1954.

Лит.: Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу
Бехтереву. К 40-летию профессорской деятельности (1885—
1925), Л., 1926; Мясищев В. Н., Выдающийся русский
ученый В. М. Бехтерев, М., 1953; В. М. Бехтерев и современная
психоневрология, в кн.: Тезисы докладов Всесоюзной науч­
ной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения
В. М.Бехтерева, Л., 1957. А. Петровский. Москва.

БЕШЕНЬЕИ (Bessenyei), Дьёрдь (1747—21 февр-1811) — венг. философ, поэт, просветитель. Дворя­нин по происхождению, служил в дворцовой гвардии в Вене (с 1765), где познакомился с работами франц. материалистов; перевел на венг. яз. отрывки из «Системы природы» Гольбаха. В написанном в 1805 соч. «В поисках разума в теле сего мира» («A termc-szet vilaga, vagy a jozan okossag», 1898) Б. в духе механистич. материализма разрешал вопрос об отно­шении души и тела. Сочинение было запрещено цензу­рой. В сатирич. романе «Путешествие Таримена»(«ТаН-menes utazasa», 1785, изд. 1804) выступил с критикой феодализма. Боролся за распространение науки, за развитие венг. языка и лит-ры.

Соч.: Holmi Bees, 1779; A termeszet vilaga, vagy a jczan
okossag, Bdpst, 1898; Az embernek prtfbaja, Bdpst, 1912.
Лит.: Sz 611 F, A Bessenyei-csalad tortenete, Bdpst,
!890; С s a s z а г Е., Bessenyei akademiai torekvesei, Bdpst,
1910; G 4 1 о s K., Bessenyei Gyorgy eletrajza, Bdpst, 1951;
Szauder J.. Bessenyei, Bdpst, 1953; N e m e d i L., Bessenyei
elodei es kartarsai, Eger, 1957. M. Тиборпе. Венгрия.

БЖ030ВСКИИ (Brzozowski), Леопольд Станислав (29 июня 1876—30 апр. 1911) — польский писатель и философ. Филос. развитие Б. совершалось под вли­янием разнообразных идейных направлений. В моло­дости Б. испытал на себе влияние Белинского, Писа-


рева, Добролюбова, Михайловского. Пройдя ступень безоговорочного индивидуализма с отчетливыми вли­яниями Ницше и Пшибышевского, в период револю­ции 1905 Б. знакомится с работами молодого Маркса, интерпретируя их в духе субъективистского волюн­таризма, затем через посредство синдикалиста Сореля подпадает под влияние Бергсона, а к концу жизни — под влияние англ. религ. философа Ньюмена. В об­ласти философии Б. стоял на позиции интуитивизма и индетерминизма считая познание формой приспособ­ления для достижения желаемых результатов («Idee», L\\\, 1910, s. 21, 54—55), а законы природы и общест­ва — объективацией психологич. деятельности челове­ка («Legenda Mtodej Polski» Lw., 1910, s. 96—136). Для обществ, теории Б. характерен волюнтаризм. Считая себя последователем нсторич. материализма, Б., однако, видел основу обществ, развития в пере­стройке духовной жизни нар. масс («Idee», s. 333—34) и ревизовал марксизм с позиций иррационализма Идеи Б. оказали влияние на польский бурж. нацио­нализм перед 2-й мировой войной.

Соч.: WsptHczesna krytyka literacka w Polsce, Warsz.— [Kr. ], [1907]; Wspolczesna powiesc polska, Warsz. — fKr.], [1906]; Kultura i zycie, Lw.—Warsz., 1907; Legenda Mtodej Polski, 2 wyd., Lw., 1910; De-bina. PowieSc, cz. 1. Sam w.'roii ludzi, Kr., 1957; Glosy ws>od nocy, Studya nad przesileniera romantycznem kultury europejskiej, Lw., 1912; Pamigtnik, Lw., 1913; Зарево, пер. [с польск.], П.—М., 1923.

Лит.: Ш а ф ф А., Критика польского ревизионизма конца XIX— начала XX вв., в кн.: Против буржуазных и правосоциалистических фальсификаторов марксизма. Сб. сокр. переводов, М., 1952, с. 48—64; Sue, bodolski В., Sta-nislaw Brzozowski. Rozw6j ideologii, Warsz., 1933; S p у t-kowski J., Stanislaw Brzozowski estetyk-krytyk, Kr., (939; Hofman P., Legenda Stanis^awa Brzozowskiego. «Nowe drogi», 1947, jVi 2, p. 104 — 36.

БЙБЖРГ (Biherg), Нильс Фредрик (20 янв. 1776—25 марта 1827) — шведский философ-идеалист; проф. ун-та в Упсале. Выступил против эмпирич. традиций в швед, философии 18 в. Б. различал ргесудок, задача к-рого— непротиворечиво мыслить существующий вне его объект, и разум, благодаря к-рому сознание обла­дает сверхчувств, априорным содержанием. Разум Б. сведил к разумной вере и пытался примирить веру и знание.

С оч.: Samlade skrifter. Utg. af G. О. Dellden, 3 dl, Up-sala, 1828—30.

Лит.: И б е р в е г-Г е й н ц е, История новой философии в сжатом очерке, пер. |с нем.], 2 изд., СПБ, 1899, с. 742-44; N у Ь 1 а е ч s J. A., Den filosofiska forskningen i Sverige frfn slutet af adertonde arbungradet, framstalld i sitt sammanhang med filosoliens allmanna utveckling, 3 dl, Lund, 1888; Нел-ningsson H., Nagra frihetsproblem hos Kits Fredrik Biberg, Lund, 1932.

«БИБЛИОТЕКА БУДДИКА» («Bibliotheka Bud-dhica») — серия публикаций филос. текстов различ­ных школ северного буддизма — махаяны [v. 1—30, СПБ (Л.), 1897—1937]. Издание «Б. Б.» объединяло всех крупнейших исследователей буддизма. Активное участие в издании «Б. Б.» принимали рус. индологи С. Ф. Ольденбург, Ф. И. Щербатской, Е. Е. Обермиллер, а также ряд крупных зарубеж­ных буддологов — бельгийский ученый Л. де ла Балле Пуссен, нем. ученый М. Уолсер, Я1шн,.ученый Б. Нан-дзё. Всего было опубликовано 30 выпусков, включа­ющих различные источники буддизма на санскрит­ском, тибетском, кит. и уйгурском яз. Важнейшими из публикаций являются работы но логике «Ньяг.- бинду» Дхармакирти и комментарии к ней «Ньяябин-дутика» Дхармоттары (1904—18), тибетская версия «Абхидхармакошакарики» (1917—30), англ. перевод «Мадхьянта-вибханги» Майтрейи Еместе с коммента­риями к нему Васубандхи и Стхирамати. Опублико­ванное в этой серии фундаментальное исследование о логике буддизма — «Buddhist logic», v. 1—2 (1930— 1932)—принадлежит Щербатскому.

Лит.: Аникеев Н. П., Об историографии индийской философии, «Вопр. филсесфии», 1957, Л!» 2.

Н. Апикеев. MccKia.


«БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКАх-БИБЛИЯ 163


«БИБЛИОТЕКА ЗДРАВОГО РАССУДКА, или

Собрание важных сочинений для спасения» — памятник рус. бесцензурной лит-ры конца 18 — нач. 19 вв., своеобразная атеистич. энци­клопедия того времени. Обнаружен в 1958 в фондах ЦГИА СССР в Москве среди материалов секрет­ного архива 3-го отделения. Наиболее полный и ин­тересный из всех известных рукописных сборников 18 в. До сих пор были известны 2 атеистич. сборни­ка, в том числе рукопись (обнаруженная в 1941), включающая атеистич. произведение «Зерцало безбо­жия» и ряд переводных произведений. «Б. з. р.» состоит из 2 томов по 2 части в каждом. Всего в «Б. з. р.» входят 23 перевода материалистич. и атеистич. произведений зап.-европ. мыслителей, а также 6 оригинальных атеистич. стихотворений и поэ­ма «Вирсавия» рус. поэта-атеиста Горчакова, являвше­гося, по-видимому, составителем «Б. з. р.».

Помимо очень распространенного в рукописных списках 18 в. «Катехизиса честного человека» Воль­тера, в «Б. з. р.» включены отрывок из его работы «Из­гнание иезуитов из Китая», «Письмо г. Вольтера к учителям церкви, или богословам», «Проповедь пя­тидесяти», «Письмо к Урании», «Молитва ко всевыш­нему», «Разговор философа с природой». В «Б. з. р.» помещены произведение Нежона «Военный философ, или Сумнение в рассуждении веры», ряд переводов из Дидро («Разговор философа с герцогиней», «Мысли о смерти...»), Гольбаха, переводы из произв. Ш. Борда («Путешественник оглашенный») и Н. Фрере («Мои-сеяда»), до сих пор не имеющие рус. печатного перево­да, а также работы Дюмарсе «Философ», Фридриха II «Письма к фельдмаршалу Кейту о тщетных ужасах смерти» и письмо Франклина к госпоже Бриллоп(1778).

«Б. з. р.» имелась не в одном экземпляре; это под­тверждает факт приобретения в 1950 Гос. б-кой им. В. И. Ленина рукописного отрывка из 2-й части 1-го т. «Б. з. р.». Этот список относится к 1792—1819, а полная рукопись «Б. з. р.»—к 1797 — 1819 (хранится в ЦГИА в Москве — Фонд 109, оп. 3, Ед. хр. 1482, 1483).

Лит.: П е р с и ц М. М., Русский атеистический руко­писный сборник конца XVIII—начала XIX в., в кн.: Воп­росы истории религии и атеизма. Сб. статей, [т.] 7, М., 1959.

А. Голодко. Москва.

БИБЛИЯ (от греч. рфХЕа, букв.— книги) — собрание «священных» книг иудейской и христ. религий.

Структура Б. Библия состоит из двух частей — Ветхого завета и Нового завета. К 1-й относятся книги, написанные на др.-евр. языке и признаваемые иудейской и христ. религиями. Ко второй — книги, написанные гл. обр. на греч. языке и признаваемые только христианством. Ветхий завет включает Моисеево Пятикнижие, кн. Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, четыре кн. Царств, две кн. Паралипоменон, кн. Ездры, Неемии, Есфирь, Иова, Псалтырь, кн. Притчей Соломоновых, Екклезиаста, Песнь Песней, Исайи, Иеремии, плач Иеремии, Иезекииля, двенадцать «Малых пророков». В Новый завет входят 4 евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния Апостолов, 21 Послание Апостолов, Апокалипсис, или Откровение Ио­анна Богослова. Помимо этих книг, вошедших в пра­вославный библейский канон, в Б. имеются еще и не канонич., но почитаемые церковью книги — Иудифь, Товит, Премудрость Иисуса, сына Сирахова и др.; существуют также апокрифич. книги, при­знаваемые церковью ложными (см. Апокрифы биб­лейские).

Возникновение Б. и содержание библейских книг. Отд. фрагменты совр. текста Ветхого завета появились и бытовали в устной форме за неск. столетий до того, как они начали записываться. Так, напр., песнь Деворы (кн. Судей, гл. V), представляющая собой один


из самых древних фрагментов Б., появилась около 13 в. до н. э. С возникновением др.-евр. гос-ва в 11 в. до н. э. возникла необходимость идеологич. обоснова­ния новых обществ, порядков. К этому времени у ев­реев появилась заимствованная у финикиян письмен­ность, к-рая использовалась для записи передавав­шихся устно из поколения в поколение сказаний и мифов, а также для ведения летописей. До нашего времени эти летописи не дошли, но в Б. сохранились ссылки на нек-рые из них, напр. на книгу Деяний Соло­моновых, книгу войн Яхве, книгу Доблестного. В 9—8 вв. до н. э. появились книга Элохиста и книга Яхвиста, вошедшие впоследствии в текст Ветхого Завета. Первая была написана в Израиле и отразила идеологию племен, группировавшихся вокруг пле­мени Эфраим, вторая была создана в Иудее и явилась отражением интересов племени Иуды и царей дина­стии Давида. Ок. 7 в. до н. э. обе книги были соеди­нены в одно целое. В 8 в. до п. э. появляются первые книги пророков: Амоса, Осип, часть кн. Исайи (Первоисайя), Михея. Несколько позже появились книги Наума, Софонии, Аввакума. В них нашло свое выра­жение обострение классовых противоречий сложив­шегося рабовладельч. общества. К 621 до н. э. жрецами иерусалимского храма была написана книга, вошед­шая впоследствии в Ветхий завет под названием Второзакония. Весь остальной текст Ветхого завета был написан в период «вавилонского плена» и после него. Во время самой войны с Вавилоном была напи­сана книга пророка Иеремии, в Вавилоне группой жрецов был создан т. н. Жреческий кодекс, связав­ший воедино повествоват. нить Пятикнижия и дав­ший три четверти ветхозаветного законодательства. В сер. 5 в. до н. э. Ёздра и Неемия, прибывшие в Иерусалим из Вавилона как уполномоченные перс, царя, обнародовали Жреческий кодекс в качестве «закона Моисеева» и, видимо, скомплектовали Пяти­книжие примерно в том виде, в каком оно и вошло в состав Б. Ветхий Завет в целом был окончат, уком­плектован к 1 в. н. э. Начавшийся с 3 в. до н. э. перевод его на греч. язык длился несколько столетий. По мере формирования раннехрист. идеологии по­являлись отд. книги Нового завета. Первым по вре­мени был Апокалипсис, датируемый 68—69 н. э. В конце 1 и нач. 2 вв. появились послания, припи­сываемые Павлу и др. апостолам. Как самостоят. религия христианство оформилось в сер. 2 в., когда была завершена историзация образа Иисуса Христа и создана егомифич.биография. Последняя книга Но­вого завета — Деяния Апостолов — относится к кон­цу 2 в. Ни одна из книг Нового завета не принадле­жит тому автору, к-рому она приписывается церк. традицией.

Содержание Б. представляет собой пеструю карти­ну. В Ветхом завете собраны мифы, история, хроники, законодат. кодексы, бытовые повести и новеллы, нравоучит. и лирич. поэмы, похоронные, победные и походные песни, оды, притчи, сатиры. Библейские легенды отразили в фантастич. форме нек-рые действит. факты истории древних евреев—переселение их иа Аравии в Палестину и завоевание последней, процесс разложения родовых отношений и развития классовых противоречий рабовладельч. общества, падение Изра­иля и Иудеи под ударами завоевателей и т. д. Однако освещение историч. событий оказывается в Б. пере­мешанным с массой религ. измышлений. Напр.,. потеря древними евреями их гос. самостоятельности и рассеяние по другим странам (диаспора) нашли в Б. свое фантастич. объяснение как наказание избранного народа богом Яхве, к-рый в дальнейшем все же спа­сает свой народ, прислав своего уполномоченного мессию («помазанника»). Книги пророков насыщены атмосферой ожидания скорого пришествия епаси-


164 БИБЛИЯ


теля—мессии. Новозаветная концепция исходит из того, что мессия уже пришел, им, якобы, был Иисус Хри­стос. В отличие от ветхозаветного мессианизма, новоза­ветный мессия — не победитель, а жертва, принесен­ная богом во искупление первородного греха Адама и Евы; в соответствии с этим мессия оказывается спасителем не только евреев, но всего человечества. Спасение это совершилось, однако не практически, а в принципе, т. к. полностью оно будет реализовано только после второго пришествия Христа и после Страшного суда. В Новом завете подробно излагается миф о земной жизни Христа, о его страданиях, смер­ти и воскресении. В ряде книг Нового завета содер­жатся нек-рые данные и по истории первонач. христ. общин.

Библейская критика. Церк. традиция в вопросе о происхождении библейских книг исходит из того, что все они являются продуктом божеств, от­кровения. Авторство различных книг Е. приписы­вается самим библейским персонажам — пророкам, апостолам и их ученикам. Эти положения о боговдохноеенности Б. были подвергнуты критике специальной науч. дисциплиной — библейской критикой. Библей­ская критика, пользуясь методами текстологич. и филологич. анализа, сопоставляя тексты и древнейшие списки отд. библейских книг, сравнивая текст Б. с текстом произведений религ. фольклора и мифологии народов Средиземноморья и Древнего Востока, при­шла к выводам, опровергающим церк. традицию. Попытки критич. анализа Б., в особенности книг Но­вого завета, предпринимались еще в аптич. время (Цельс, Порфирийк др.). В 9 в. иранский еврей Хиви аль-Балхи вскрыл ряд противоречий в содержашш Моисеева Пятикнижия и выразил сомнение в том, что ав­тором этих книг является Моисей. В 11 в. эту же мысль высказывал, правда, в очень туманной форме евр. богослов Ибн Эзра. Основоположником науч. библейской критики является Спиноза, давший в «Богословско-политическом трактате» (1670) последоват. разбор традиц. учения о происхождении осн. книг Вет­хого завета, в частности Пятикнижия. Расшифровав замечания Ибн Эзры и найдя в них указание на то, что Моисей не мог быть автором Пятикнижия, Спиноза пришел к выводу, что действит. составителем Пяти­книжия был Ездра, к-рый «собрал истории из разных авторов, а иногда просто списал и оставил их потом­кам еще не проверенными и не приведенными в поря­док» (Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 138). В 1753 франц. врач Ж. Астрюк опубликовал книгу «Пред­положения о первоначальных преданиях, которыми, вероятно, пользовался Моисей при написании книги Бытия», в к-рой показал, что в Пятикнижии имеются два самостоят, источника — Яхвист и Элохист. В нач. 19 в. нем. библеист де Ветте установил, что Второзаконие есть та самая «книга Закона», к-рую, как рассказывается в 4-й кн. Царств, гл. XXII—XXIII, якобы, нашел в храме в царствование Иосии перво­священник Хелкия. Т. о. была установлена дата появления Второзакония—621 год до н. э. В 19 в. усилиями нем. библеистов Фатке, Рейса, Графа, Кайзера, завершенными Вельгаузеном, было дока­зано, что осн. источник Пятикнижия и книги Иисуса Накина — Жреческий кодекс — появился не ранее вавилонского плена (6 в. до н. э.). Такая же критич. работа, проделанная и в отношении остальных книг Ветхого завета, привела к выводу о том, что боль­шинство библейских персонажей являются мифич. лич­ностями. Археологич. открытия 20 в. в Месопотамии и др. странах Переднего Востока подтвердили пра­вильность осн. выводов библейской критики о на­личии большого количества параллелей к библейским повествованиям, несравненно более ранних по време­ни возникновения, чем Б. При раскопках на побере-


жье Мертвого м. (1948—56) найдено большое количе­ство ветхозаветных рукописей 2 в. до н. э.— 1 в. н. э., содержащих ценный материал для текстологи­ческой работы над некоторыми книгами Ветхого завета.

В критич. исследованиях Нового завета важные результаты были получены в нач. 19 в. в работах тюбингенской школы богословия во главе с Бауэ­ром. Из тюбингенской школы вышел Д. Штраус, книга которого «Жизнь Иисуса» (1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907) оказала громадное влияние на все дальнейшее развитие новозаветной библейской кри­тики и на исследование истории религии в целом. Штраус исходил из того, что осн. новозаветные повест­вования построены на мифах, возникших в результате непрестанного ожидания древними евреями пришест­вия мессии и основанных, в свою очередь, на мифах Вет­хого завета. Считая самым древним Евангелие от Мат­фея, Штраус и его относил к позднейшим произведе­ниям, появившимся не раньше 2 в. Значит, роль в развитии новозаветной критики сыграл левогегельянец Б. Бауэр, обосновавший гипотезу о том, что новозаветные произведения являются сочинениями отд. деятелей раннехрист. церкви. Бауэр принял новую, более точную хронологич. схему возникнове­ния Евангелий, согласно к-рой первым во времени было Евангелие от Марка. Работы Бауэра высоко оценил Энгельс. Опираясь на исследования нем. уче­ного Бенари, Энгельс в работе «Книга откровения» дал критико-историч. анализ «самой темной» книги Нового завета — Апокалипсиса, расшифровав его символику и установив дату его написания —68—69 гг. н. э. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 159—64). В конце 19—нач. 20 вв. новозаветная критика развивалась представителями мифология, школы богословия У. Смитом, А. Немоевским, Дрепсом и др.

Большую историю имеет также и рационалистич. библейская критика, тесно связанная с развитием атеизма. Вклад в критику библейских легенд и библейской морали внесли мыслители эпохи Воз­рождения, франц. скептики-вольнодумцы 17—18 вв. (Бейлъ, Монтенъ, Мелъе, Дюмарсе), Гоббс, Вольтер, франц. материалисты 18 в. и др.

В развитии библейской критики на всем ее протяже­нии шла непрестанная идеология, борьба. Раскрытие действит. истории Б. полностью разрушало все догма­там, построения иудейской и христ. религий, что вызва­ло сильнейшее сопротивление со стороны тех обществ классов, к-рые заинтересованы в сохранении религ. ве ры. Для ее подкрепления предпринимаются лженауч изыскания в области истории Б., продолжаете; оправдание церк.-традиц. версии происхождения Б. отстаивается историчность явно мифич. библейски; персонажей.

Действит. раскрытие истории и содержания биб лейских книг может быть достигнуто лишь на основ< марксистского исследования тех общественно-историч условий, вк-рых эти книги появились.В произведешш классиков марксизма-ленинизма содержится мной отд. замечаний и исследований по вопросам библей­ской критики. Ряд работ по истории библейски.? легенд написан Лафаргом, сов. учеными Н. М. Ни­кольским, А. Б. Рановичем, Р. Ю. Виппером и за­рубежными марксистами И. Тренчени-Вальдапфель (Венгрия), А. Робертсоном (Англия) и др.

Как в ветхозаветной, так и в новозаветной часта Б. изобилует внутр. противоречиями, мифами о чу­десах, легендами, не соответствующими география, и историч. данным. Библейская космогония, антрополо­гия и этнография обнаруживают низкий уровень раз­вития науки и культуры того общества, в к-ром воз­никли соответств. сказания. По степени своей историч.


БИЕЗБАРДИС—БИЛЬФИНГЕР 165


достоверности и объективной ценности естеств.-науч. концепций Б. стоит ничуть не выше «священных» книг всех остальных народов. Весьма противоречивы нравств. нормы, проповедуемые Б. В них можно найти запрещение убийства и пропаганду массового истребления людей, требование целомудренной жизни и оправдание разнузданного разврата, гневное осуж­дение богатства и полное оправдание эксплуататор­ских методов наживы. Библейская мораль отразила интересы господств, социальных слоев того времени, когда возникали те или иные библейские книги, и по­этому никакого внеисторич., «вечного» значения не имеет.

Очевидная несостоятельность прямого смысла биб­лейских легенд побуждает иудейских и христ. бого­словов искать для них аллегорич. объяснение. В 1 в. н. э. Филон Александрийский, пытаясь сделать иудаистскую религ. идеологию приемлемой для пред­ставителей эллинистич. культуры, давал символич. толкование осн. ветхозаветным мифам. Аллегорич. толкование Б. применялось мн. богословами [напр., Оригеном (3 в.), Маймонидом (1135—1204) и др.], однако оно было признано церковью еретическим. В 19 в. получило большое распространение в протестант­ском богословии и в богословии ряда других вероис­поведаний модернистское направление, стремящееся примирить библейские мифы с разумом и достиже­ниями совр. науки при помощи самого широкого применения к ним аллегорич. и символич. толкования. В наст, время даже католич. церковь вынуждена лави­ровать в вопросе о буквальном или аллегорич. истол­ковании текста Б. При Ватикане в 1902 была создана Библейская комиссия для истолкования казусов, воз­никающих при чтении Б. По существу все совр. попытки аллегорич. толкования библейских мифов представляют собой попытку фальсификации смысла Б., вызванную стремлением замаскировать явную несостоятельность ее сказаний и учений.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф. о религии, М.,
1955, с. 93; Велльгаузен Ю., Введение в историю
Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; РановичА.Б., Античные
критики христианства, М., 1935; его же, Очерк исто­
рии древнееврейской религии, М., 1937; его же, Очерк
истории раннехристианской церкви, М.,1941;ВипперР.Ю.,
Возникновение христианской литературы, М.—Л., 1946;
Кры велев И. А., Евангельские сказания и их смысл,
М., 1957; его же, Книга о библии, М., 1958; Ленд-
ман Я. А., Происхождение христианства, М., 1958; Каж­
дая А. П., Новые рукописи, открытые на побережье Мерт­
вого моря, в кн.; Вопросы истории религии и атеизма. Сб.
ст., [т.] 4, М., 1956; Pa ret О., Die Bibel, ihre Cber-
lieferung in Druck und Schrift, Stuttgart, [1949]; Kraus
H. J., Geschiclite der historisch-kritischen Erforschung des
Alten Testaments von der Reformation bis zur Gegenwart,
Neukirchen, 1956; Conybeare F. C, History of New
Testament criticism, L., 1910; Noth M., Das Geschichtsver-
standnis der alttestamentlichen Apokalyptik, Koln—Oplanden,
1954; его же, Gesammelte Studien zum Alten Testa­
ment, Munch., 1957; Segert S., Zur Methode der alt­
testamentlichen Literarkritik, «Arch, orientalni», Praha. 1956,
roc. 24, № 4. И. Нрывелев. Москва.

БИЕЗБАРДИС, Безбард (Biezbardis), Каспар (8 дек. 1806—12 сент. 1886) — латыш, писатель и публицист, деятель движения «младолатышей» (см. Латышская философская и общественная мысль). Окончил Тартуский (Юрьевский) ун-т, где изучал филологию, философию (особенно системы Канта и Гегеля) и математику. Выступал против нем. засилья в Прибалтике, за право самостоятельного развития латыш, языка и культуры; писал об общности латыш, и рус. истории («Der Sprach- und Bildungskampf in den Ballischen Provinzen Russlands», 1865). За связь с участниками крест, волнений в 1863 Б. был выслан из Латвии.

В своих работах Б. проводил мысль о прогрессив­ном развитии природы и общества («Peterburgas Avizes», 1862, № 4, с. 35), выступал против рас­пространения в Латвии нем. идеализма. Полеми-


 

зируя с агностиками, Б. писал: «Для нас вещи есть то же самое, что и их свойства» («Pasaute un daba», 1875, с. 82). В познании внешнего мира, по Б., надо отправляться от чувств, восприятия вещей к их теоретич. осмыс­лению разумом. «Ощущение есть первое мое знание» (там же, с. 46). Время и про­странство Б. считал объек­тивными формами бытия («Геометрия» — «Geometrija», 1874). За опубликование ста­тей Б. газ. «Peterburgas Avi­zes» была обвинена в «ма­териализме и нехристиан­ском отношении к религии» и закрыта на 4 месяца. Со 2-й пол. 70-х гг. Б. допускал возможность примирения на­уки с религией.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 425,
Очерки по истории философской и общественно-полити­
ческой мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 839—40;
Сочнев М. Н., К вопросу о развитии мировоззрения
Каспара Биезбардиса, «Изв. АН. Латв. ССР», 1957, № 7;
его же, Теория познания Каспара Биезбардиса. там же,
1958. № 10. П. Валескалн. Рига.

БИЛЬ (Biel), Габриель (р. ок. 1418— ум. 1495) — нем. теолог и философ-номиналист, проф. философии и богословия в Тюбингенском ун-те (с 1484). Принимал активное участие в распространении номинализма Оккама. Б. составил комментарии к Сентенциям Пет­ра Ломбардского («Collectorum sive Epitoma super IV libros Sententiarum», 1501; «Epitome et collecto-rium ex Occamo super quatuor libros Sententiarum», 1508; 1512; 1514), к-рые стали признанным учебником номиналистич. теологии. Вместе с тем они содержали замечат. для 15 в. взгляды по экономил, вопросам (цена, проценты, заработная плата рабочих, чеканка монеты). Б. содействовал упадку аристотелевской ср.-век. философии; он оказал большое влияние на Люте­ра и Меланхтона. У Б. были многочисл. последователи в Эрфуртском и Виттенбергском ун-тах, называв­шие себя по имени Б. «габриелистами» (Иоган Натин, Венделин Штейнбах и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...