БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 5 глава
Лит.: Асмус В. Ф, Логика, М., 1947; Aristotelis Topica cum libro de sophisticis elenchis, Lipsiae, 1923. БЛОК (Bloch), Марк (6 июня 1886 — 16 июня 1944) — франц. бурж. историк и социолог. Один из руководителей Движения Сопротивления (1940—44); был арестован и расстрелян гестаповцами. Б. наряду с историч исследованиями, гл. обр. по истории феодализма, занимался также методологией истории. В работе «Защита истории» («Apologie pour 1'hist.oire, ou Metier d'historien», 1949) он выступал против историч. агностицизма, признавая объективную реальность историч. прошлого, его познаваемость. Соч.: Rois et serfs, P., 1920; Les rois thaumaturges, Stras.— [L.—N. Y.], 1924; Les caracteres originaux de l'liistoire rurale francaise, [Nouv. ed.]. t. [1]—2, P., 1952—56; La societe feo-dale, [t. 1—2], P., 1939—40; L'etrange defaite, (Nouv. ed.], P., [1957]. Лит.: Кон И. С, Люблинская А. Д., Труды французского историка Марка Блока, «Вопр. истории», 1955, К, 8. БЛОНДЕЛЬ (Blondel), Морис (2 нояб. 1861 — 5 июня 1949) — франц. католич философ, представитель т. и. модернистского движения в католицизме; подвергся влиянию интуитивизма Бергсона и прагматизма Джемса. Б. отстаивал антинаучное поло- 174. БЛОНСКИЙ—БЛЮМ жение о том, что наука, оторванная от религии, неспособна постигнуть суть вещей. Определяющим моментом в деятельности человека Б. считал действие божеств, благодати. Вопреки ортодоксальному томизму, утверждал, что трансцендентное (бог) внутренне присуще человеку. Соч.: L'action, essai d'une critique de la vie et d'une science de la pratique, P., 1950; Histoire et dogme, La Chapelle-Montligeon, 1904; Le prohleme de la philosophie catholiqi e, P., 1932; La pensee, t. 1—2, P., 1934; La philosophic et ]'esprit Chretien, t. 1—2, P., 1944—46; Exigences philosophiques du christianisme, P., 1950. Лит.: P a 1 i a r d J., Maurice Blondel ou le depassement Chretien, P., [1950]. БЛОНСКИЯ, Павел Петрович (14 мая 1884— февр. 1941)— рус. психолог, педагог. До революции — приват-доцент Моск. ун-та. Филос. взгляды Б. в этот период были близки к идеям религ. философии С. Трубецкого (дисс. Б. «Философия Плотина», 1918). Под влиянием марксизма Б. делает попытку осмыслить идеи материализма, в к-ром видит единств, спасение от бесчисленных «атавизмов мысли» («Реформа науки», 1919, глава «Философский идеализм, как атавизм мысли»). Однако в «Очерке научной психологии» (1921) он рассматривал психологию как науку о поведении живых существ, следуя за Бехтеревым и бихе-виористами (см. Бихевиоризм) и разделяя ошибки последних. В области педагогики Б., справедливо критикуя дореволюц. школу за оторванность от жизни, требуя связи учебной деятельности с произ-вом, формулировал вместе с тем ошибочную теорию «отмирания школы» («Трудовая школа»,ч. 1—2, 1919), распространившуюся в конце 20-х гг. Он был одним из представителей педологии. В последних работах («Память и мышление», 1935, «Развитие мышления школьника», 1935, «Психологический анализ припоминания», 1940) Б. стремился преодолеть свойственный ему ранее механицизм.
Соч.: Курс педагогики, 2 изд.,М., 19(8; Современная философия, ч. 1—2, М., 1918—22; Психологические очерки, Ы-, 1927; Педагогика, 8 изд., М., 1924. А Петровский. Москва. ВЛОХЙНЦЕВ, Дмитрий Иванович [р. 29 дек. 1907 (11 янв. 1908)] — сов. ученый, физик, чл.-корр. АН СССР (с 1958). Окончил'Моск. ун-т (1930). Член КПСС с 1943. В 1935—50 работал в Физич. ин-те АН СССР. Руководил созданием первой б мире атомной электростанции (1954).С 1956 — директор Объединенного ин-та ядерных исследований. Труды Б посвящены вопросам теории твердого тела, оптики, акустики, теории поля, квантовой механики, атомной физики и техники. Б. высказал положение о том, что микрочастицы имеют полевую структуру, а наше восприятие их как частиц означает лишь элементарные возбуждения, квазичастицы соответствующих материальных непрерывных полей. Последние работы Б. посвящены структуре элементарных частиц. Б. выступает по общетеоретич. проблемам современной физики, за диалектический материализм, против физического идеализма. Лауреат Сталинской (1952) и Ленинской (1957) премий.
С о ч.: Акустика неоднородной движущейся среды, М.—Л., 1946; Основы квантовой механики, 2 изд., М.—Л., 1949; Элементарные частицы в поле, «Успехи физ. наук», 1950, г. 42, с. 76—92; Ответ академику В. А. Фоку, «Вопр. философии», 1952, Ni 6; Критика философских воззрений так называемой «копенгагенской школы» в физике, в кн.: Философские вопросы современной физики, М., 1952; Новая эра в развитии науки, «Междунар. жизнь», 1958, JVS 3; Некоторые вопросы развития современной физики, «Вопр. философии»., 1959, № 10. БЛУМЕР (Blumer), Герберт Джордж (р. 7 марта 1900) — амер. бурж. социолог. В 1947—52 — проф. социологии Чикагского ун-та; с 1952 — проф. социологии и глава социологии, отделения Калифорнийского ун-та. В 1955 — президент Амер. социология, об-ва. Большинство работ Б. посвящено вопросам социальной психологии, коллективного поведения и т. н. индустриальной социологии. Соч.: Movies and conduct, N. Y., 1933; Movies, delinquency and crime, N. Y., 1933 (совм. с Hauser P. M.); Critiques of research in the social science, N. Y., 1939: The Problem of the concept in social psychology, [Chi.], 1940; New outline of the principles of sociology, N. Y., 1946 (совм. с др.). Лит.: Б а с к и н М. П., Англо-американская социология на БЛЭК (Black), Макс (р. 24 февр. 1909) — амер. философ и логик. Получил образование в Кембридже, Гёттингене и Лондоне. В 1940 переехал в США, с 1946 — проф. философии Корнольского ун-та. Занимается разработкой проблем общего метода науки в духе неопозитивизма. В применении различных ме-тодологич. принципов Б. стремится избежать крайностей «бесплодного релятивизма» или «полного скептицизма». Он сторонник т. н. активного скептицизма, заключающегося в непрекращающейся «проверке на опыте» методологич. принципов науки. Б. считает бесплодными попытки формального определения истины. Б. подверг критич. разбору концепции «философии языка» Витгенштейна, Огдена, Ричардса, Тарского и др. В ряде работ, посвященных апориям Зенона Элейского, безуспешно пытался устранить в понятиях противоречия движения с помощью различений «языка чистой науки» и «языка обыденного здравого смысла», уходя в сторону от самой проблемы. С оч.: The nature of mathematics..., N. Y., 1950; langua
БЛЮМ (Blum), Леон (9 апр. 1872—29 марта 1950) — франц. политич. деятель, лидер партии социалистов. На съезде социалистич. партии в Туре (1920) Б. возглавил ее правое крыло, отказавшееся присоединиться к Коммунистич. Интернационалу. С 1928 — гл. редактор газ. «Le Populaire». В 1936—37, 1938— глава кабинета, пришедшего к власти в результате победы Народного фронта. Проводимая Б. политика попустительства по отношению к внутр. реакции и «умиротворения» гитлеровской Германии подорвала Народный фронт. После 2-й мировой войны Б. продолжал занимать антикоммунистич. позицию. В своих работах Б. ревизовал осн. принципы марксизма и утверждал, что существует разрыв между учением Маркса и ленинизмом, отвергая учение марксизма-ленинизма о классовой борьбе и диктатуре пролетариата (термин «классовая борьба» Б. подменил термином «действие классов»). Б. пропагандировал идеи т. н. демократического социализма, осуществление к-рого считал вполне возможным без революц. уничтожения капитализма и в рамках бурж. демократии. Политич. борьбу пролетариата за власть сводил к парламентской борьбе; вместо классовой борьбы выдвигал бурж. идею «этич. перевоспитания». Его теория т. н. гуманистич. социализма была использована в 50-х гг. ревизионистами для нападок на СССР. Б. выступал против принципов пролетарского интернационализма и поддержки франц. рабочим классом Сов. Союза и др. социалистич. стран. В 1945 выпустил книгу «В масштабах человечества» («А ГеспеПе Immame», 1945), для к-рой характерна антимарксистская и антисоветская направленность. Филос. воззрения Б. носят эклектический характер. Он пытался соединить признание выдающегося значения «экономич. фактора» в развитии общества с допущением независимых от материальных условий идеальных, преимущественно нравственных, сил, идей, якобы направляющих развитие общества к идеальной цели, внутренне присущей человеческому сознанию. Соч.: L'Oeuvre, v. 1 — [31, Р., 1954—58.
Лутп.: Торез М., Блюм, как он есть, «Коммунистический Интернационал». 1940, № 2; е г о ж е, Сын народа, пер. с франц., М., 1950. с. 100-101, 120. 162-64, 167, 171 — 72, 1 84; Варфоломеева Р., Реакционная внешняя политика французских социалистов (1936—1939 гг.),[М.|, 1949. БОББИО—БОГ 175 БОБВИО (Bobbio), Норберто (р. 18 окт. 1909) — итал. философ. Специалист по философии права, к-рую он рассматривает как теорию справедливости. Методологию юридич. науки понимает, согласно принципам логпч. позитивизма, как анализ юридич. языка. Будучи сторонником либерализма, возлагает на интеллигенцию задачу устранить остроту политич. борьбы, открывая истины, к-рые вырабатывает сама история. Эту политич. деятельность интеллигенции Б. определяет как «политику культуры» в противоположность «культурной политике» крупных политич. партий, к-рая, согласно Б., неизбежно становится на службу парт, интересов. Б. подготовил первое итал. изд. «Экопомическо-философских рукописей 1844 г.» Маркса. Соч.:.Scienza e tccnica del diritto, Torino, 1934; Teoria della scienza giuridica, Torino, 1950; Studi sulla teoria generale del diritto, Torino, 1955; Politica e culture, [Torino], 1955. БОБРОВ, Евгений Александрович (1867—1933) — рус. философ-идеалист. Ученик и последователь нео-лейбницианца Тейхмюллера, сторонник теории «панпсихизма» Козлова. Переводчик Лейбница. Работы Б. «О понятии искусства» (1894), «Новая реконструкция монадологии Лейбница» (1896), «О понятии бытия» (1898), «Бытие индивидуальное и бытие координаль-ное» (1900), «Философские этюды» (вып.1—4,1911), «История новой философии» (1916) и др. носят в основном компилятивный характер. В 6 выпусках «Философии в России» (нып. 1—6, 1899—1902) Б. тенденциозным подбором отрывков из работ рус. философов стремился свести историю рус. философии к истории идеализма. БОГ — фантастич. образ, лежащий в основе религиозных верований и выражающий представление о сверхъестеств. существе, к-рому якобы свойственно особое могущество. Б. непознаваем, является предметом слепого почитания и веры. В иудаизме и исламе вера в единого и всемогущего Б. (монотеизм) — гл. религ. догмат. В христианстве образ Б. также занимает центр, место, но это образ сложный, триединый (бог-отец, бог-сын и бог-дух святой — «Святая Троица»). В дуалистич. древнеиранской религии маздеизма образу светлого Б.— Ахурамазды — противостоит фигура темного и злого божества — Анхра-Майнью. В религиях Древнего Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока и в ряде политеистических религий (см. Политеизм) фигурирует сонм богов, из которых один обычно выступает как главный, наиболее могущественный, напр. Мардук у. древних вавилонян, Зевс у греков, Перун у древних славян, и др. В индуистской и нек-рых др. религиях такого ярко выраженного возвышения одного Б. над другими нет. Наряду с великими богами в этих религиях нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов.
Происхождение веры в богов объяснялось по-разному. Представители мифология, школы (Я. Гримм, М. Мюллер и др.) считали богов олицетворениями преим. небесных явлений (Солнца, Луны, грома и др.). Сторонники анимистич. теории (Тайлор, Г. Спенсер и др.) полагали, что из первобытной веры в душу человека развился культ умерших, культ предков, а предки впоследствии превратились в богов. Нем. ученый Г. Узенер в работе «Имена богов» (Н. Usener,G6tter-namen, 1896) утверждал, что образы богов были вначале непосредств. олицетворениями единичных действий («мгновенные боги»), потом о-гранич. явлений («особые боги»), а когда стали забываться нарицат. значения имен богов, они превратились в их чисто личные имена, и тогда начали возникать образы великих богов. С т. зр. идеалистич. социологии Дюркгей-жа, Б. есть олицетворение самого человеч. общества, господствующего над индивидом. В большинстве случаев образы богов прошли длит, путь развития, отражая историч. развитие почитающих их народов. На ранних ступенях развития религии еще нет веры в богов, а есть поклонение неодушевленным предметам (см. Фетишизм), вера в духов, до-' монов (см. Анимизм) и пр. фантастич. образы, порожденные условиями жизни людей первобытнообщинного строя (см. Религия). Нек-рые черты этих мифологич. персонажей в дальнейшем историч. развитии вплетаются в образы богов или одного Б. С разложением первобытнообщинного строя, вместе с развитием племенных и межплеменных объединений, возникает образ племенного Б. Это прежде всего Б.-воитель, небесный предводитель своего племени в его борьбе с др. ш е-менами и с их богами, напр. Ашшур у ассирийцев, Ягве удр.-евр. племени Левин. У мн. оседлых народов древности эти племенные боги при образовании городов-государств превращались в городских богов-покровителей: у древних шумерийцев и вавилонян (боги Ниппура — Энлиль, Вавилона — Мардук, и др.), у египтян (боги «номов»: Эдфу — Гор, Мемфиса — Нта, Фив — Амон, и др.), у греков (Афин — Афина Паллада, Эпидавра — Асклепий, и др.). Когда наиболее сильное племя или город-государство объединяло вокруг себя др. племена или города, племенной или городской Б.-покровитель становился общегосударств. или нац. В., возвышаясь над др. племенными богами. Так, Мардук сделался государств. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б. попеременно занимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покоренных племен и городов превращались во второстепенные божества пантеона, за к-рыми закреплялись функции покровительства отд. занятиям, явлениям природы и т. д. У древних евреев Ягве, первоначально племенной С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий (иудаизм, христианство, буддизм, ислам) возникает религ.-филос. учение о Б. (см. Теология), теоретич. основой к-рого стала идеалистич. философия, выдвинувшая спец. доказательства бытия Б. Бог стал не только осн. предметом веры и культа, но сделался понятием идеалистич. фи-лосефии. Уже в идеалистической философии Древней Греции были выдвинуты доказательства бытия Б., с опровержением к-рых выступал древний материализм. Космолог и ч. доказательство (раз существует следствие — мир, космос — должна быть и его движущая причина, а также конечное начало всех вещей) встречается отчасти уже у Платона. Это доказательство развивал Аристотель, к-рый отводил Б. роль перводвигателя. Космологич. доказательство является осн. аргументом бытия Б., содержащимся в Библии. В дальнейшем оно развивалось Лейбницем, Вольфом и др. Против космологич. 176 БОГ—БОГАРДУС доказательства выступали древние материалисты — Демокрит, Эпикур, с его опровержением выступал Спиноза, указывавший, что природа есть причина самой себя («Этика», см. Избр. произв., т. 1, М., 1957, с. 361—401). Космологич. доказательство исходит из неверного положения о конечности материи и о существовании нематериальной причины возникновения Вселенной. Телеологич. доказательство (указывает на целесообразность в природе как свидетельство бытия ее разумного устроителя) выдвигалось Сократом, Платоном, затем стоиками, Цицероном. Против этого аргумента выступали Демокрит, Эпикур, Лукреций, Эмпедокл, а в дальнейшем Бэкон, Спиноза и др. Уже в Др. Греции был выдвинут вопрос: если в мире все целесообразно, то откуда в нем зло? Предпринятая Лейбницем в «Теодицее» попытка оправдания Б. (зло нужно, чтобы человек лучше понимал Б.) была высмеяна Вольтером в «Кандиде»: целесообразность не может быть в том, что люди живут несчастливо. Телеологич. доказательство бытия Б. опровергнуто всем ходом развития науки, в особенности естествознания, объясняющего целесообразность результатом действия сил законов самой природы (см. Дарвинизм). Онтология, доказательство (представление о Б. как существе совершенном предполагает наличие в нем такого признака, как существование) сложилось в эпоху поздней Римской империи. Оно было выдвинуто Августином «Блаженным», а затем развито Ансельмом Кентерберийским. Онто-логич. доказательство развивали Декарт и Лейбниц. С критикой этого доказательства выступал уже современник Ансельма — Гонилон, утверждавший, что представление о высшем существе не есть оно само. С критикой этого доказательства выступили Локк, Вольтер, к-рые считали, что в него вводится содержание, к-рое само нуждается в доказательстве. Материалистич. философия полностью опровергла основы онтологич. доказательства, выводящего реальность Б. из понятия о нем. Кроме трех основных, идеалистич. философия и теология выдвигали и др. доказательства бытия Б. (гносеологич., психологич., моральное и др.). С опровержением трех ^осн. доказательств бытия Б. выступал Кант, к-рый доказывал невозможность всякого теоретич. обоснования бытия Б. («Критика чистого разума», П., 1915, с. 340—67). Однако Кант выдвинул новое нравств. доказательство, рассматривая Б. как постулат практич. разума. Он перенес доказательство бытия Б. в область морали, сделал существование Б. нормой нравств. поведения. Глубокую всестороннюю критику идеи Б. дали основоположники марксизма, показавшие классовые и гносеологич. корни представлений о Б. По словам Маркса, доказательства бытия бога есть «нечто иное, как пустые тавтологии», не выдерживающие критики истории и разума. «Чем какая-нибудь определённая страна является для иноземных богов,— писал Маркс,— тем страна разума является для бога вообще — областью, где его существование прекращается» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 97—98). В. И. Ленин боролся со всякого рода попытками возрождения идеи Б. (см. Богостроительство, Богоискательство). «Бог,— писал он,— есть (исторически и житейски) прежде всего комплекс идей, порожденных тупой придавленностью человека и внешней природой и классовым гнетом,— идей, закрепляющих эту придавленность, усыпляющих классовую борьбу» (Соч., 4 изд., т. 35, с. 93). В 20 в. с развитием естествознания бурж. идеалистич. философия и богословие, стремясь сочетать нау- ку и религию, знание с признанием Б., либо эклектически соединяют традиц. доказательства Б., либо считают Б. предметом интуиции, мистич. постижения. В 1951 римский папа выступил в Ватикане со спец. речью «Доказательства существования бога в свете современной науки» (см. «La nouvelle critique». 1952, № 34). Осн. упор аргументации совр. теологов и религ. философов лежит в морально-психологич. сфере. Так, в философии ценностей М. Шелера содержится попытка «нового» морального обоснования бытия бога. Согласно Шелеру, Б.— это постулат сознания, высшая из всех непреходящих, изначально данных человеку ценностей. Б. является коррелятом мира, присутствует в каждом религ. акте, а потому существует (см. «Absolutsphare und Realsotzung der Gottesidee», в кн.: «Gesammelte Werke», Bd 10, Bern, 1957, S. 179—253). По сути дела, Шелер повторяет традиц. онтологич. доказательство бытия Б., лишь придавая ему моральный оттенок. Мистич., пррацио-налистское направление в совр. философии ясно выразил глава нем. экзистенционализма Ясперс, согласно к-рому существование Б. не нуждается в доказательстве, доказанный Б.— это не Б., ибо верить нужно слепо (см. К. Jaspers, Der philosophische Glaube, Zurich, 1948, S. 31—44). В 1955 в США был издан спец. сборник «Новые опыты в философии теологии», в к-ром все доказательства существования Б. построены на мистич. извращении совр. естествознания (см. «New essays in philosophical theology», N. Y., [1955]). Попытки бурж. философов связать доказательства бытия Б. с понятиями совр. естествознания опровергаются всем развитием науки и обществ, практики. Развитие науки о Вселенной и происхождении Земли (см. Астрономия), органич. жизни (см. Биология), человека (см. Антропология), его психики, сознания (см. Психология, Философия)лтшает почвы и делает бессодержательными фантастич. идеи о боге и его образе. По выражению Скворцова-Степанова, в наше время «боги все больше отдаляются, улетучиваются, закутываются туманами», «изгоняются из природы и человеческой жизни» (Скворцов-Степанов И. П., Мысли о религии, 1936, с. 318). Б. Рабботп. Москва. Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 414—29; Ленин В. И., Социализм и религия, Соч., 4 изд., т. 10, с. 65— 69; Плеханов Г. В., О религии и церкви, М., 1957; Кудрявце в-П л а т о н о в В. Д., Об источнике идеи Божества, Соч., т. 2, вып. 1, 2 изд., Сергиев-Посад, 1898; К у-н о в Г., Возникновение религии и верь1 в бога, пер. 1с нем.], 4 изд., М.— Л., 1925; Лафарг П., Религия и капитал, М., 1937; Фейербах Л., Сущность религии, Соч., т. 2, М.—Л.. 1926; Ярославский Ем., Как родятся, живут и умирают боги и богини, в его кн.: О религии, М., 1957; Fro ben ins L.. Das Zeitalter des Sonnengottes, Bd 1,B.. 1904; MannhardtW., Die Gbtterwelt der deutscben und nordiscben Yolker, Tl 1, В., 1860; Siecke E., Gotterattribute und sogenannte Symbole, Jena, 1909; P о г t-lage C, Darstellung und Kritik der Beweise furs Daseyn Gottes, Hdlb.,1840; Schmidt W., Der Ursprung der Gottesidee, Bd 1—12—, Munster, 1912—55. БОГАРДУС. (Bogardus) Эмори Стивен (р. 21 февр. 1882) — амер. социолог, представитель психологической школы в социологии. В 1931 избран президентом Амер. социологич. об-ва. С 1927— гл. издатель журнала «Sociology and Social Research». Оси. задачей социологии Б. считает изучение психологии социальных групп (семья, школа, производственная или профессиональная, церковно-религ. орг-ция, спортивно-зрелищные общества и т. д.), к-рые, по его мнению, определяют характер и поведение отд. личности. Игнорируя классовое деление об-ва, Б. выдвинул понятие «социальной дистанции», включающей расовые, нац. и др. различия. Качеств, социальный анализ он пытается свести к количественному, статистическому. Рассматривая проблемы обществ, развития БОГДАНОВ 177 («Социология» — «Sociology», 1913), роль личности в истории («Лидеры и лидерство»—«Leaders and leadership», 1934), Б. выясняет значение психология., биологич., культурных и др. факторов для историч. прогресса. По своим политич. воззрениям Б. относится к числу умеренно либеральных социологов. Методика исследования Б. нашла широкое применение в амер. бурж. социологии. Соч.: Introduction to the social sciences. Los Angeles, 1913; Introduction to sociology,? ed., Los Angeles, 1917; Democracy by discussion, [N. Y.l, 1942; The development of social thought, 3 ed., N.Y., [1955];History of cooperation, 2ed., Chi., 1955; The making of public opinion, N. Y., 1951; Sociology applied to nursing, Phi., 1952; Fundamentals of social psychology, 4 ed., N. Y., 1950. Лит.: Замошкин Ю. А., Психологическое направление в современной буржуазной социологии, М., 1958. Г. Ашин. Москва. БОГДАНОВ (наст, фамилия—М а л и н о в с к и й), Александр Александрович (парт. псевдонимы: Максимов, Рядовой, Вер нор и др.) [10(22)авг. 1873—7 апр. 1928]—рус. философ-идеалист, политич. деятель, экономист, по образованию врач. Окончил мед. фак-т Харьковского ун-та (1899). В 90-х гг. 19 в. был революционным народником. С 1896 — социал-демократ. Первый труд Б. «Краткий курс экономической науки» (1897) был положительно встречен Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 4, с. 32—40). В 1903 Б. примкнул к большевикам; на «Совещании 22-х большевиков» (1904) был избран в члены «Бюро комитетов большинства»; выступал с докладом на III съезде РСДРП. Член редколлегии большевистских газет «Вперед», «Пролетарий», ♦Новая жизнь». На III (1905), IV (1906) и V (1907) съездах избирался в Ц?» РСДРП от большевиков. В годы реакции отошел от большевизма,стал отзовистом-ультиматистом, инициатором организации антипартийной школы на о. Капрн. На совещании расширенной редакции газ. «Пролетарий» в июне 1909 Б. был исключен из большевистских рядов. После 1909 Б.— один из руководителей группы т. н. впередовцев, от к-рой отошел в 1911. Б. но понял социалистич. характера Окт. революции; подобно меньшевикам, он не видел в России 1917 необходимых экономич. предпосылок для социалистич. революции и социализма и писал, что, пока рабочий класс не создаст своей пролетарской культуры, он «не может и не должен предпринимать... попытки осуществить социализм» («Вопросы социализма», 1918, с. 68). Вместе с тем Б. уже после Окт. революции считал ее большим социальным завоеванием. Он был членом Комакадемии. Организовал первый в мире спец. Ин-т переливания крови (Москва, 1926), был его директором. Умер в результате неудачно поставленного на себе эксперимента. От стихийного материализма в философии («Основные элементы исторического взгляда на природу», 1899) после увлечения энергетизмом Оствальда («Познание с исторической точки зрения», 1901) Б. перешел к филос. ревизии марксизма, встав на позиции махизма. Превосходство своей философии — мщтомонизма («Эмпириомонизм. Статьи по философии», кн. [1—3], 1904—1906) над эмпириокритицизмом Маха и Авенариуса Б. видел в том, что она не ограничивается констатированием двух рядов опыта — физического и психического, а устанавливает генетическую связь и зависимость между ними путем отнесения «физического» ряда (природы) к опыту коллектива, а «психического» — к ин- дивидуальному опыту. Эта подстановка Б. коллективного опыта на место индивидуального при иде-алистич. понимании опыта лишь облегчала проникновение махизма в обществ, науки. Идеализм и релятивизм во взглядах Б. в особенности сказался в трактовке им обществ, сознания. Вместо материалистич. теории отражения Б. выдвинул идею «приспособления» сознания к бытию и пришел к ложному выводу, будто фетишистское сознание в бурж. обществе «практически-удобно», «целесообразно» и «вполне достаточно» (см. «Наука об общественном сознании», М., 1914, с. 109). По Б., исходные общефилос. понятия—материя и дух, субстанция, абсолютная истина и др. — представляют собой «идолы и фетиши познания», порожденные «трудовыми отношениями людей» в определенную эпоху и потому не имеющие никакого смысла за ее историч. пределами (см. А. Богданов, Страна идолов и философия марксизма, в сб. «Очерки по философии марксизма», СП'Б, 1908, с. 215—42). Истину Б. также рассматривал как «организующую форму коллективного опыта» («Философия живого опыта», [1913]), ошибочно усматривая ее объективность в ее «общезначимости», т. е. согласованности во мнении ми. людей. Подобными организующими формами опыта Б. считал время, пространство, причинность, закономерность. Материалистич. диалектике, к-рую Б. считал «формальным законом мирового развития», он противопоставил механистнч. теорию «равновесия», согласно к-рой противоречие есть борьба внешних друг другу, противоположно направленных сил. По Б., в процессе борьбы за организацию хаоса элементов в «объективно» существующий «физический» мир люди делятся на «социальные группы» и «классы», возникающие: первые — на почве развития специализации, а вторые — на основе организац.-идеология, обособленности организаторов и исполнителей (см. «Эмпириомонизм», кн. 3, СПБ,1906, с. 139—40). Исходя из этого, Б. говорил, что производств, отношения есть «группа первично-организующих идеологических комбинаций» (там же, с. 54) и что поэтому «общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны» («Из психологии общества», 2 изд., СПБ, 1906, с. 57). Критикуя этот вывод Б., Ленин писал: «Общественное бытие и общественное сознание не тождественны,— совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще. Из того, что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 309).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|