БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 4 глава
Исключит, значение приобретает многообразное использование в биологии электроники. Помимо новых возможностей тончайшего измерения самых различных процессов, совершающихся даже в микроструктуре клеток, электроника открывает перспективы электрич. моделирования необычайно сложной взаимосвязи различных сторон жизненных явлений, помогая раскрывать сущность неповторимой специфики живого. Развитие физич. методов, использование-теоретич. представлений совр. физики неизбежно-широко открывают доступ в биологию для математич. анализа и математич. обобщений. В наст, время Б. стоит у порога новых кардинальных открытий, к-рые позволят установить более глубокие-связи между различными формами движения материи, глубже познать сущность самой жизни и более эффективно управлять процессами, протекающими в отд. организмах и в живой природе в целом (синтез живого' вещества, сущность наследств, изменчивости, законы регулирования процессов на различных уровнях орг-ции живого). Существ, роль в познании закономерностей жизни: сыграет все большее и большее использование достижений совр. химии и физики и применение новых тех-нич. средств эксперимента. Это широкое использование 170 БИРУНИ—БИХЕВИОРИЗМ смежных дисциплин не стирает грани между живой и мертвой природой, не ведет к упрощенчеству и схематизации, а является вполне правильным науч. методом, разумеется, не исключающим, а дополняющим др. методы биологич. исследования, в комплексе с к-рыми он позволяет раскрыть более глубоко и более полно интимнейшие стороны материальных основ жизненных явлений как особой и специфической формы движения материи. К. Завадский. Ленинград. Г. Франк. Москва.
БИРУНИ, Абу-Рейхан Мухаммед ибн Ахмед а л ь-Б и р у н и (4 окт. 973—23 дек. 1048) — ученый, мыслитель и поэт. Уроженец Хорезма (ныне Узб. ССР); писал на араб, языке. Автор работ по математике, астрономии, географии, геологии, минералогии, истории, содержащих глубокие филос. идеи. Важнейшие сочинения В.: «История Индии», «Минералогия», «Памятники минувших поколений» (1000, ранее известно под назв. «Хронология древних народов»), «Канон Мас'уда» н др. Б. критиковал мнение о неподвижности Земли и высказал предположение о гелио-центрич. строении мира («Ключ к астрономии», 1034 — 1042). Он указал на постепенное возникновение различных слоев земной поверхности, высказал догадки о роли естеств. отбора, об эволюц. развитии организмов. Благодаря сочинениям Б. арабам стали известны мн. достижения Индии. Как философ Б. признавал бога первопричиной сущего, но объявлял происходящие в природе процессы следствием естеств. материальной силы. «Материя, одеваясь в одежду конкретности, проявляется в виде той или иной вещи»; «бытие находится в изменении и развитии — в этом заключается сила природы». Материя — творец («файла») («История Индии», гл. «О соответствующих разуму и рассудку убеждениях индийцев о бытии», ср. гл. «Об убеждениях индийцев о боге»), В соч. «Памятники минувших поколений» Б. доказывал, что живые существа, в т. ч. и человек с его психикой, являются результатом развития природы, и выступал против филос. системы «суфастайя», для к-рой первичным является воображение, мысль. Б. отстаивал возможность познания природы посредством деятельности органов чувств и логич. действий («Материалы по истории прогрессивной общественно-•философской мысли в Узбекистане», 1957, с. 98, 141). Он требовал разграничения науч. истин от религ. догм. Б. с гневом писал о захватнич. войнах и доказывал равноправие всех народов. Идеи и открытия Б. оказали большое влияние на развитие ср.-век. филос. мысли и естествознания в Ср. Азии и на всем Востоке. Соч.: Избр. произв., т. 1—Памятники минувших поколений, Ташкент, 1957; Материалы по истории прогрессивной общественно-философской мысли в Узбекистане, Ташкент, 1957, с. 79 —109 (помещены отрывки из соч. Б.).
Лит.: Очерки по истории философской и общественно- БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior — поведение) — господств, направление в амер. психологии 20 в., отрицающее сознание как предмет психологии и считающее таковым поведение, под к-рым понимаются телесные реакции на стимулы. Возникновение Б. было обусловлено как социальными, так и теоре-тич. причинами. Нарастание идеологич. реакции в период империализма вызвало появление концепций, принижающих роль сознания. Наиболее распространенные в США разновидности махистской •философии — прагматизм и неореализм — отвергли реальность не только материи, но и сознания как свойства мозга. Вместе с тем остро вставал вопрос о практич. использовании психологии с тем, чтобы поставить ее на службу капиталистич. произ-ву. На рубеже 20 в. резко обнаружилась несостоятельность интроспективной теории сознания (см. Интроспективная психология). Под влиянием эволюц. биологии возникают попытки применить объективный метод к изучению поведения животных. Одна из таких попыток принадлежала Торндайку (1898). Наблюдая реакции животных при выполнении экспериментальных задач, он пришел к выводу, что решение достигается методом «проб и ошибок», путем отбора произведенных наугад движений. Этот вывод был затем распространен на процесс учения у человека. По принципиально иному пути объективного исследования поведения животных и человека пошел, развивая идеи Сеченова, Павлов, работы к-рого оказали большое влияние на сторонников Б., хотя и были ими неправильно истолкованы в духе механицизма. На них повлияли также искания в области «объективной психологии» Бехтерева.
Такова была атмосфера, в к-рой сложилась первая программа Б., сформулированная Уотсоном (1913). Центр, пунктом программы было требование отказаться от понятия «сознание», якобы препятствующего превращению психологии в строгую науку. Выступая на словах против идеалистич. взгляда на сознание, Б. полностью принимал этот взгляд, т. к. понимал под сознанием совокупность субъективных данных, познаваемых только тем, кто их непосредственно переживает. Отвергая сознание как реальную функцию мозга, состоящую в отражении внешнего мира, Б. выступил и против физиологии мозга, изучающей материальный субстрат психики. Открытые Павловым закономерности высшей нервной деятельности он попытался интерпретировать в терминах «стимула и реакции», т. е. внешнего раздражения и двигат. ответа на пего, полностью игнорируя динамику нервно-психич. процессов, обусловливающую характер акта поведения. Павлов выступил против Б. со спец. работой «Ответ физиолога психологам» («The reply of physiologist to psychologist», «Psv-chol. Rev.», 1932, v. 39, № 2). Б. требует замены исторически сложившейся системы психология, категорий новыми понятиями: ощущение он называет «дискриминаторной реакцией», мышление —«субвокальной реакцией гортани», чувство отождествляет с «висцеральной реакцией», самосознание трактует как «вербальный отчет» и т. д. Исследователи, находившиеся под влиянием Б-, внесли довольно значит, вклад в разработку конкретных вопросов психологии (в особенности проблем навыка и учения), однако получ. факты Б. интерпретирует с ложных теоретич. позиций. Так, напр., выработка навыка сводится к механич. закреплению связей в результате повторения, характер же отражения мозгом действительности полностью игнорируется. Мышление отождествляется с речью, сама же речь превращается в лишенный смыслового содержания речедвигат. акт. Б. свойственна установка на биологизацию человеч. поведения. Качеств, отличие последнего от поведения животных отрицается. Выдвигается мнение, будто всё, что есть важного в психологии, может быть в сущности исследовано путем продолжающегося теоретич. и экспериментального анализа поведения крысы в лабиринте. Исходя из гносеологии позитивизма, Б. видит задачу психологич. науки в фиксации результатов внешнего наблюдения, считая ire-правомерным изучение внутр. механизмов деятельности, познаваемых опосредованно.
Уже в начале 20-х гг. 20 в. начинается распад Б, на ряд направлений, сочетающих с осн. его доктрл- БЛАГА—БЛАГОЕВ 171 ной элементы др. теорий, в частности гештальт-психологии и фрейдизма. Амер. психолог Э. Толмен пытался преодолеть механицизм Б. на основе своеобразной телеологич. концепции, названной им «молярным Б.» (Е. С. Tolman, Purposive behavior in animals and men, N. Y., 1932). Амер. психолог Вейс доказывал, что все психологич. факты могут быть безостаточно выражены в физико-химич. или социологич. терминах (A. A. Weiss, A theoretical basis of human behavior, 1925). Амер. психолог Г. Мид критиковал Уотсона за индивидуа-листич. подход к поведению и выдвинул теорию «социального Б.», согласно к-рой поведение складывается в процессе общения (G. Mead, Mind, self and society from the stand point of a social behaviorist, 1934). Само общение при этом понимается сугубо идеалистически, как «обмен жестами» (речь относится к категории вокальных жестов). В 30—40-х гг. Б. сближается с семантич. идеализмом и операционализ-мо.ч. В нем все сильнее нарастает тенденция к формализации психологии, замене индуктивного исследования, свойственного раннему Б., априористич. построениями. Таков, напр., «гипотетико-дедуктив-ный» метод одного из наиболее влият. представителей совр. Б. — амер. психолога К. Халла, строящего науку о поведении на общих постулатах, из к-рых извлекаются дедуктивным путем выводы, предлагаемые для эмпирич. проверки (С. L. Hull, Principles of behavior; an introduction to behavior theory, 1943). Для совр. Б. характерна тенденция к максим, ограничению круга явлений, объясняемых с позиций рефлекторной теории. Так, амер. бихевиорист Скин-иер объявил типичным для живых существ т, и. «опе-рантное» поведение, причинная обусловленность к-рого внешней стимуляцией отрицается. Ряд сторонников Г)., перенеся центр тяжести с приобретенных реакций на инстинкты, психич. «гены» (Торндайк) и т. п., смыкается с расистскими теориями. В настоящее время предпринимаются попытки использовать для укрепления Б. успехи кибернетики путем объяснения закономерностей человеческого поведения принципами функционирования автоматических устройств.
Глубокие противоречия, разъедающие Б. на протяжении всей его истории, — результат порочности его методологич. филос. основы. Лит.: Thorn dike E. L., Animal intelligence (Animal БЛАГА (Blaha), Иноценц Арношт (р. 28 июля 1879) — чешский социолог и философ; представитель буржуазной идеалистической школы, ориентирующейся на Дюркгейма. Профессор социологии в уни-к'рситете Брно (с 1921); в 1930 основал журнал «Sociologicka revue». Б. занимался анализом ряда обществ, явлений (война и мир, нац. характер, рабочий вопрос, семья, индивидуум и общество и т. д.), исследуя взаимодействие технич., политич., экономич. и психич. явлений. В соч. «Социология рабочего и крестьянина» («Sociologie sedlaka a delnika», 1925) Б. исследует влияние среды на возникновение отличит, черт обществ, группировок, а в «Социологии детства» («Sociologie delstvi», 1927)—роль этих влияний в развитии и воспитании ребенка. В работах, посвящен- ных общим вопросам обществ, жизни [«К психологии эпохи» («К psychologii doby», 1922); «Совр. кризис семейной жизни» («DneSni krise rodinneho zi-vota», 1933)], Б. пытается вскрыть причины обществ, кризиса, усматривая их в противоречии между политикой и экономикой, между культурой и моралью, вне антагонизма материальных классовых интересов. Выход из кризиса, по Б., состоит в одухотворении нравств. жизни, в распространении морали в совр. жизни. Соч.; Mesto, Praha, 1914; La sociologie tchecrue con- БЛАГА (Blaga), Лучиан (р. 1895) — румынский бурж. философ-идеалист и поэт-мистик. В основе гносеологии Б. лежит непознаваемый принцип — «Великий Аноним», к-рый путем «трансцендентной цензуры» якобы мешает человеку познавать явления («Трансцендентная цензура» — «Cenzura transcendents», 1934). Рацион, познание, по Б., является недостаточно действенным, т. к. оно не в состоянии познать сущность мира, заключающуюся в «таинственном». Свои мистич. и агностич. принципы Б. распространил и на другие области идеологии. Согласно его взглядам, иск-во, мышление и наука неизбежно определяются бессознательным. Считая, что культура является выражением этнически бессознательного, Б. усматривает национ. специфику руы. народа в мнимой наклонности к историч. индифферентизму. Философия Б. объективно сыграла известную роль в идеология, подготовке фашизма в Румынии перед 2-й мировой войной. С о ч.: Trilogia cunoa§terii, Buc, 1943; Trilogia culturi. Вис, 1944; Trilogia valorilor, Вис, 1946. Институт философии Румынской АН. БЛАГОЕВ, Димитрий (революц. кличка «Дядо-то» — «Дедушка»; 14 июня 1856 — 7 мая 1924) — болг. политич. деятель, положивший начало распространению марксизма в Болгарии, основатель и вождь болг. революц. марксистской партии «тесных» социалистов, преобразованной в 1919 в Болг. коммунистическую партию. Теоретич. деятельность Б. многогранна—он был историком, философом, экономистом, публицистом, лит. критиком и теоретиком иск-ва. Родился в с. Загоричене (Юж. Македония). В 1878— 1880 учился в Одессе, в 1881 поступил в Петербургский университет, где активно участвовал в студенч. движении, изучал 1-й том «Капитала» Маркса. В 1882—83 Б. встал на марксистские позиции в борьбе против народников. Зимой 1883—84 организовал в Петербурге одну из первых с.-д. групп в России (группа Б.), к-рая установила связь с группой «Освобождение труда», разработала программу и выпустила 2 номера газ. «Рабочий». Однако взгляды Б. в нач. 80-х гг. не были еще последовательно марксистскими; по его собственному признанию, они представляли собой смесь науч. социализма, лассальянства и лавризма («Кратки бележки из моя живот», 1926). В 1885 Б. был арестован, а затем выслан в Болгарию. Связь с рус. революц. движением оказала решающее влияние на формирование мировоззрения Б. и определила его дальнейшую деятельность в Болгарии. С июня 1885 Б. издавал журн. «Съвременний показа-тел», что положило начало пропаганде марксизма в Болгарии. Выступал против болг. ревизионистов— 172 БЛАГОЕВ—БЛАН «■общедельцев». К нач. 90-х гг. Б. постепенно преодолел остатки народнич. и лассальянских взглядов в своем мировоззрении. В 1891 под руководством Б. была создана Болг. с.-д. партия. В 1903 революц. крыло партии во главе с Б. образовало самостоят, марксистскую партию «тесных» социалистов. В период 1-й м-ировой войны Б. решительно выступил против войны, разоблачал ее империалистич. характер, боролся против социал-шовинистов 2-го Интернационала. Окт. революцию Б. встретил восторженно. Под его руководством партия «тесных» социалистов в 1919 участвовала в создании Коммунистич. Интернационала и была преобразована в БКП. В течение почти четверти века Б. был бессменным редактором теоретич. органа партии — журн. «Ново време», сотрудничал в газ. «Работнически вестник», а также ряде др. газет и журналов. Б. перевел на болг. язык 1-й том «Капитала» Маркса (1905) и ряд др. работ Маркса и Энгельса, написал большое количество статей, книг и брошюр, в к-рых пропагандировал идеи марксизма. Б.— первый выдающийся болг. философ-марксист. Большая заслуга Б. заключается в применении марксистской философии к анализу болг. действительности. Уже в первой крупной работе «Що е социализъми има ли той почва у нас?» (1891) Б. выступил с защитой историч. материализма против идеализма, с доказательством неизбежности развития капитализма и со-циалистич. движения в Болгарии. Несмотря на отд. недостатки, книга Б. имела большое значение для развития социалистич. движения и марксистской филос. мысли в Болгарии. В вышедшей в 1906 работе «Принос към историята на социализма в България» Б. разработал основы марксистской периодизации истории Болгарии, раскрыл классовый состав болг. общества и впервые дал науч. историю болг. рабочего движения. Особое значение придавал Б. диалектике как «душе» марксизма, борьбу противоположностей называл «великим, вечным повсеместным законом» и делал вывод о необходимости непримиримой классовой борьбы. В работах, направленных против ревизионизма Бернштейна и болг. бернштейнианцев-обще-дельцев («Марксизъм или бернщайнианство?», 1901, «Опортюшгзъм или социализъм?», кн. 1—2, 1902, и др.), Б. разоблачал метафизичность оппортунистов, отказывавшихся признавать диалектику обществ, развития. Тем не менее Б. не был последовательным в понимании диалектики и ее применении в конкретной борьбе классов. Б. отстаивал марксистскую теорию отражения в качестве основы теории познания и вел борьбу против кантовского агностицизма и болг. «опровергателей марксизма», подчеркивая, что «наши понятия о мире и явлениях есть отражение в нашем мозгу действительно существующего мира и действительно совершающихся явлений» («Диалектически материа-лизъм и теория на познанието», 1903 — 04). Б. допускал ошибку, принимая плехановскую теорию иероглифов. Он переоценивал значение парламентской борьбы, в течение нек-рого времени придерживался концепции автоматич. действия объективных обществ, законов и недооценивал роль субъективного фактора в истории. Б. не ставил перед «тесными» социалистами гл. задачи—борьбы за власть. После Окт. революции Б. окончательно встал на ленинскую позицию по всем этим вопросам. Являясь основоположником марксистской эстетики в Болгарии, Б. вел борьбу против теории «чистого искусства». В работе «Обществено литературни въпроси» (1901) Б. высоко оценил художеств, наследие Ботева, демократич. писателя А. Константинова и ряда др. болг. писателей. Соч.: Избрани произведения, [т. 1—2, С, 1950—51]; Съчинения, т. 1—7, [С, 1957—58]; Принос към историята на социализма в България, С, 1956; Димитър Благоев. Сборник от документи 1875—1924, С, 1956. Лит.: Въпроси на марксическата теория в трудовете на Димитър Благоев, С, 1955; Павлов Т., Български поети и писатели, [2 изд., С, 1950]; 100 години Димитър Благоев. Сб. ст., С, 1956; Христов X., Василев К.. Димитър Благоев, С., 1956; Димитър Благоев. 1856—1956. (Сб. ст.), С, 1956; «Изв. на Икономическия институт», С, 1956, т. 11, вып. 1-2. А. Ниршевская. Москва. Р. Нараколов. Болгария. БЛАГОСЛАВ (Blahoslav), Ян (20 февр. 1523-24 дек. 1571) — чешский гуманист, деятель общины моравских братьев. Учился в Виттенбергском ун-те, где слушал Лютера. Побывав затем в Кенигсберге и Базеле, в 1550 вернулся на родину, где занялся педагогич. деятельностью, изучением чешского языка, музыки и богословия. В 1557 был избран епископом общины. В общине Б. выражал интересы горожан и мелких дворян. Труды Б. способствовали развитию светского мировоззрения. В соч. «Филиппика против ненавистников муз» («Filipika proti miso-musum», 1567, впервые изд. 1861) доказывал необходимость светского образования, в частности изучения греч. и лат. текстов. После двадцати лет труда Б. написал свою осн. работу—«Чешская грамматика» («Grammatika ceska», 1571, впервые изд. 1857), содержащую рассуждения о слав, языках и нар. мудрости и включающую собрание чин. пословиц. Перевод Б. Нового завета (изд. 1564) явился исходным материалом для т. н. Библии Кралицкой, ставшей на долгое время основой единого лит. чеш. языка. Б. написаны работы по теории музыки и ораторского иск-ва («Musika», 1558; «Vady kazateluv», 1571, впервые изд. 1876). С о ч.: О puvodu Jednoty bratrske a radu v nl, в кн.: Сборник Отд. русского языка и словесности имп. Акад. наук, т. 71, СПБ, 1902; Pochodne zazzena. Vybor z dila, Praha, 1949. Лит.: История Чехословакии, т. „1, М., 1956, с. 251—52; Jakubec J., Dejiny Literatury Ceske, Praha, 1929. Я. Пешкова. Чехословакия. БЛАН (Blanc), Луи (Жан Жозеф Шарль Луи) (28 окт. 1813 — 6 дек. 1882) — франц. публицист, историк и социал-реформистский политич. деятель. Б. считал историю процессом, в к-ром последовательно осуществляются три идеи — авторитета, индивидуализма и братства. На идее братства будет, согласно концепции Б., основан строй будущего, соответствующий якобы интересам не только пролетариата, но и буржуа зии, поскольку при существующем строе она ввиду конкуренции постоянно подвержена риску разорения. Восприняв фурьеристскую идею права на труд и сен-симо-нистскую идею социального переустройства, осуществляемого гос-вом, Б. полагал, что путь к обществу будущего — «организация труда», создание «общественных мастерских», первоначально субсидируемых и руководимых демократич. бурж. гос-вом, а впоследствии превращающихся в самостоят, и самоуправляющиеся ассоциации. Привлекая к участию капиталистов выгодностью капиталовложений и успешно конкурируя с частновла-дельч. предприятиями, ассоциации, по плану Б., должны вытеснить последние и привести к полному обобществлению нар. хозяйства. Такой переход осуществим, по Б., без насилия, по инициативе буржуазии, «понявшей», что слияние с народом отвечает ее интересам. В период революции 1848 В., оказавшись представителем рабочих во Временном правительстве, проводил социал-реформистскую политику, отвлекавшую рабочих от революц. борьбы, а в 1871 был в рядах противников Коммуны. БЛАНКИ—БЛОНДЕ ЛЬ 173 Б. вошел в историю социализма и рабочего движения как родоначальник соглашательства с буржуазией, для обозначения к-рого слово «луиблановщина» стало нарицательным. В наст, время Б. выдвигается врагами коммунизма (Ж. М. Ланж, П. Шансон и др.) как основоположник реформистского «французского социализма», противопоставляемого революц. марксизму-ленинизму. С оч.: Le socialisme. Droit au travail, P., 1848; Revolution francaise. Histoire de dix ans 1830—1840, [12 ed. ], t. 1—5, P., 1877; История французской революции 1789 года, т. 1 —12, СПБ, 1907—09; История революции 1848 года, СПБ, 1907; Организация труда, [Л.], 1926. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф-, Соч., 2 изд., т. 5, М., 1955, с. 302; Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 308; т. 24,с. 15—18, 179, 294—95; т. 25, с. 44—45, 75—78, 343; Чернов И., Луи Елан, пер. с франц., М., 1906; С a h e n G., Louis Blanc et la Commission dii Luxemburg (1848), P., 1897; "V i d a 1 e n с J., Louis Blanc (1811—1882), P., 1948. И. Зилъберфарб. Москва. БЛАНКИ (Blanqui), Луи Огюст (1 февр. 1805— 1 янв. 1881) — франц. утопич. коммунист. Участник революций 1830 и 1848; дважды был приговорен к смертной казни, провел в заключении почти половину жизни. Б.— «несомненный революционер и горячий сторонник социализма» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 13, с. 437). Мировоззрение Б. сформировалось под воздействием механистич. материализма, атеизма и рационализма 18 в., а также утопич. социализма (гл. обр. бабувизма, см. Ба-бёф). Материалист по обще-филос. воззрениям, Б., однако, идеалистически объяснял историч. прогресс распространением просвещения и совершенствованием человеч. разума. Осн. содержание истории человечества, по Б.,—движение от абс. индивидуализма, к-рым отличались дикари, через ряд фаз к коммунизму как «будущему обществу», «строю общности», «венцу цивилизации» («Коммунизм — будущее общества», см. Избр. произв., М., 1952, с. 197—242). В то же время Б. рассматривал историю как борьбу социальных сил, дал резкую критику социальных противоречий капиталистич. общества, считая историю рассказом о «войне между богатыми и бедными» (Избр. произв., с. 65). Поэтому неимущий класс, по В., наиболее заинтересован в революции, заменяющей строй индивидуальной собственности строем ассоциации. Выступая против бурж. социального законодательства, равно как и против социал-реформистских планов преобразования общества, Б. требовал от небольшого революц. меньшинства решит, политич. действий, имеющих целью установление революц. диктатуры и приводящих через ряд мер к коммунистич. строю, где управление людьми станет излишним. Этот строй— «огромная свободная мастерская и всеобъемлющее общество взаимной помощи». Б. отвергал надуманные утопич. построения, считая, что будущий коммунистич. строй «является итогом нормального развития и не состоит ни в каком родстве с тремя или четырьмя системами, придуманными фантазерами во всех деталях» (там же, с. 222 и 258). Воззрения Б. сформировались в период, когда массовое рабочее движение во Франции только еще зарождалось, а преследуемые демократич. силы общества вынуждены были сосредоточиваться в тайных обществах. Поэтому Б. не смог понять, что успех восстания возможен только в том случае, если революция осуществляется массами трудящихся, возглавляемыми революц. партией. Осуществление ре- волюции возлагалось Б. на замкнутую групгу заговорщиков. Это приводило к провалу предпринятых Б. и бланкистами выступлений (12 мая 1839 и 14 авг. 1870 в Париже), к отказу бланкистов участвовать в массовых рабочих организациях. Однако в дальнейшем бланкисты приняли активное участие в Парижской Коммуне 1871, а позднее нек-рые из них (Эд. Вайян и др.) сблизились с марксистами. Бланкизм проявлялся и в революц. движении других стран, в частности России, где он оказал нек-рое влияние на революц. народничество 70-х годов (группа Ткачева). Высоко оценивая революц. заслуги Б. и отмечая положит, значение деятельности Б. и его сторонников на отдельпых этапах революц. движения (конец 40-х— нач. 50-х гг.—см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 328; в Парижской Коммуне — см. Ф. Энгельс, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 91—92), классики марксизма-ленинизма подвергли критике бланкизм, к-рый, по словам Ленина, «ожидает избавления человечества от наемного рабства не путем классовой борьбы пролетариата, а путем заговора небольшого интеллигентного меньшинства» (Соч., 4 изд., т. 10, с. 360). В особенности критиковал Ленин «бланкистские авантюры», «игру в „захват власти"» в период подготовки Октябрьской революции (см. там же, т. 24, с. 29). С о ч.: Critique sociale, t. 1—2, P., 1885; в рус. пер.—Фатальное, фатализм, фатальность, «Под знаменем марксизма», 1927, № 4. Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956, с. 91; Маркс К. и ЭнгельсФ., Рецензии из «Neue Rhei-nische Zeitung...». № 4, там же, с. 285; Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т.8, М.,1957, с. 127; ЭнгельсФ., К жилищному вопросу, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; его же, Эмигрантская литература, там же, с. 224—30; Ленин В. И., План чтения о Коммуне, Соч., 4 изд., т. 8, с. 181; его же, Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса, там же, т. 12, с. 89; его же. Уроки Коммуны, там же, т. 13, с. 437; Г о р е в Б., Огюст Бланки. Его жизнь, революционная деятельность и роль в истории социализма, 2 изд., М., 1923; Жеффруа Г., Заключенный. Жизнь и революционная деятельность Огюста Бланки, пер. с франц., 2 изд., М.—Л., 1925; Доманже М., Бланки, пер. с франц., Л., 1925; П е в з н е р Н., Огюст Бланки, «Историч. ж.», 1941, № 1; Волгин В. П., Политические и социальные идеи Бланки, «Изв. АН СССР. Сер. истор. и филос», 1951, т. 8, X» 6; М о 1 i-nierS., Blanqui, P., 1948; SpitzerA., The revolutionary theories of Louis Auguste Blanqui, N. Y., 1957. И. Зилъберфарб. Москва. БЛИЖАЙШИЙ РОД (в логике) — непосредственно более широкий класс предметов, в к-рый в качестве вида входят рассматриваемые предметы. Напр.. ближайшим родом для щелочных металлов будет металл, а отдаленным родом — химич. элемент.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|