БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 6 глава
Главным средством строительства социализма и избавления от пороков буржуазного общества Б. считал создание «чисто пролетарской культуры» (см. Пролеткульт), в к-рую он включал и развивавшуюся им в последнем периоде жизни особую «организационную науку» («Элементы пролетарской культуры в развитии рабочего класса», 1920; «Экономика и культурное развитие», 1920; «Наука п рабочий класс», [1918]; сб. статей Б. «О пролетарской культуре. 1904—1924», 1924). Осн. идея всеобщей организац. науки—т. н. тектологии (от грсч. textwv—строитель и Xo-f°; — учение; «Всеобщая организационная наука (тектология)», ч. 1 — 2, [1913 — 17 ], 3 изд., ч. 1—3, 1925—29) — заключается в том, что «структурные отношения могут быть обобщены до такой же степени формальной чистоты схемы, как в математике отношения величин» («Тектология», т. 3, 1929, с. 209). Б. подчеркивал нсфилос. характер тектологии. Однако и «Тектология» основана на субъективном идеализме, в ней использован ряд понятий философии 178 БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ— БОГОМИЛЬСТВО эмпириомонизма; Б.неосновательно приписывал своей организац. науке роль «обобщенной методологии» всех наук и фактически ставил ее на место философии. В экономия, произведениях [«Введение в политическую экономию (в вопросах и ответах)», 1914, 2 изд. [1917]; «Курс политической экономии», т. 1—2, 1910— 1920, совм. с И. Степановым, и др.] Б. писал о некоем внеисторич. законе «физиологических затрат энергии», якобы обеспечивающем с помощью организац. науки равновесие между обществом и природой, между производителями внутри общества. Взгляды Б. подвергались неоднократной критике со стороны Ленина, Плеханова, сов. философов и экономистов. Ленин отмечал использогание идеалистич. богдановской философии Бухариным (см. Ленинский сборник XI, 1929, с. 3, 61, 387, 400—01).
С оч.: Из-за чего война и чему она учит?, Женева, 1904; Из психологии общества, 2 изд., СПБ, 1906; Революция и философия, [СПБ, 1905]; Приключения одной философской школы, СПБ, 1908; Падение великого фетишизма, М., 1910; Обмени техника, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Философия современного естествоиспытателя, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, СПБ, 1909. Лит.: П'вин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., ч изд., 1. 14; р г о же, Речь по вопросу о задачах большевиков в партии 11(24) июня, [на Совещании расширенной редакции «Пролетария» 8—17(21 — 30) июня 1909 г.], там же, г. 15; е г о ж е, Письмо слушателям школы на Капри, там же, т. 16; его же, Об А. Богданове, там же, т. 20; е г о же, О пролетарской культуре, там же, т. 31; Плеханов Г. В., Materialismns militans, Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Деборин А., Введение в философию диалектического материализма, с предисл. I'. В. Плеханова, 6 изд., М.— Л., 1931; Аксельрод Л. И., Философские очерки, 4 игд., М.— Л., 1925; Невский В. И., Диалектический материализм и философия мертвой реакции, в кн.: Л е н и н В. И., Соч., 3 изд., т. 13, с. 317—24; Асмус В., Логическая реформа А. Богданова, «Вестн. Коммунистической Акад.», 1927, кн. 22; Кривцов Ст.. Памяти А. А. Богданова, «Под знаменем марксизма», 1928, № 4; Г о н и к м а н С, Теория общества и теория классов Богданова, «Под знаменем марксизма», 1929, JV» 12; Селектор М. 3., Диалектический материализм и теория «равновесия», М.— Л., 1934; Вайи штейн И., Организационная теория и диалектический материализм, М., 1927; Щеглов А. В., Борьба Ленина против богдановской ревизии марксизма, М., 1937; Свиридова К. Э., Борьба КПСС против субтективно-идеалистической социологии А. А. Богданова, М.. 1956 (Автореф. дисс); И о в ч у к М. Т. и Суворов Л. Н., Основные вехи развития в СССР истории философии как науки, «Научн. докл. высшей школы. Филос. науки», 1958, № 1; Давыдов Ю. Н., Ленинская критика отношения Богданова к философской традиции, «Вопр. философии», 1959, № 6.
Л. Павлов. Ленинград. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или богодухно- БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — религ. -филос. течение^ отражавшее стремление рус. контррсволюц. буржуазии «оживить религию, поднять спрос на религию, сочинить религию, привить народу или по-новому укрепить в народе религию» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 16, с. 30). Идеи Б., зародившиеся в самом нач. 20 в. и пропагандировавшиеся первоначально в религ.-лит. кружках, получили широкое распространение среди бурж. интеллигенции после поражения революции 1905—07. Представители Б.— Бердяев, Булгаков, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Н. Минский, Д. Философов и др.— группировались гл. обр. вокруг Религ.-филос. об-ва (СПБ). Они издавали журн. «Новый путь» (СПБ, 1903—1904), «Вопросы жизни» (СПБ, 1905), «Весы» (М., 1904—1909), «Перевал» (М., 1906— 1907). Идейным арсеналом Б. была религ.философия В. Соловьева, а также реакц. филос. положения во взглядах Достоевского и Л. Толстого. Б. выступило против марксистского учения о классовой борьбе и пролетарской революции, изображая марксизм как извращенную религию,к-рая должна быть побеждена новым, «истинным» христианством (Н. Бердяев, Новое религиозное сознание и общественность, 1907; Д. С. Мережковский, Грядущий хам, 1906). В центре постро, ений Б.— богочеловек Христос, с помощью к-рого бог якобы осветил человеку его божеств, природу, открыл смысл жизни и определил цель истории человечества. Человек должен стремиться к Христу, искать бога в своей душе, к-рая бессмертна. В качестве норм поведения людей Б. проповедовало смирение, терпение, покорность (Д. Мережковский, Не мир, но меч, 1908; Н.М. Минский, Религия будущего, 1905; ■3. Гиппиус, Новые люди, 1896, 2 изд. 1907; С. Н. Булгаков, Героизм и подвижничество, в кн.: Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции, 1909). В области философии Б. представляло собой крайний субъективизм, превозносило ср.-век. мистику, считало высшей формой познания религ. откровение. Согласно социологич. концепции Б., история человечества осуществляет заранее определенную цель — объединение всех людей в лоне христианства и поэтому представляет собой историю смены религий (Д. С. Мережковский, Христос и Антихрист, трилогия, 1895 — 1904, и др.). Б. было тесно связано с реакц. течениями в области искусства — декадентством и символизмом. В работах В. И. Ленина и др. марксистов был вскрыт реакц. смысл Б. Влияние идей Б. в среде интеллигенции заметно ослабевает с подъемом роволюц. движения в 1910—12 и окончательно падает в России после Окт. революции 1917. Из числа богоискателей вышли идеологи рус. контрреволюц. эмиграции (Бердяев, Булгаков и др. — см. Веховство).
Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Классы и партия в их отношении к религии и церкви, там же, т. 15; его те, Приемы борьбы буржуазной интеллигенции против рабочих, там же, т. 20; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; Йен-тин Н. С, Борьба В. И. Ленина против богоискательства и богостроительства в период столыпинской реакции (1908— 1912 гг.), М., 1950 (Автореф. Дисс). Г. Арефьева. Москва. БОГОМИЛЬСТВО — антифеодальное крест, движение, принявшее религ. форму ереси. Основателем Б. история, традиция считает попа Богомила. Возникнув в 1-й пол. 10 в. в Болгарии, Б. получило широкое распространение и в сербско-хорватекм землях. Богомилы призывали к отказу от несения феод, повинностей, к неповиновению гос. властям, осуждали церковь, выступали против христ. обрядности, активно участвовали в нар. восстаниях. Б. выражало протест против офиц. церк. учения о совершенстве мира, сотворенного богом. Богомилы учили, что мир, богатство, церковь, Ветхий завет и т. п. созданы отпавшим от бога его старшим сыном Сата-наилом, т. е. злым началом. С пришествием другого сына божьего — Христа — человечеству было дано духовное, благое начало. Отсюда, согласно Б., проистекал дуализм мироздания. Богомилы создали апо-крифич. памятники (напр., «О прении господни с диаволом»), известные и на Руси. Общины богомилок распадались на совершенных, верующих и слуша-
БОГОСЛОВИЕ— ВОДЕН 179 телей; первые должны были отказаться от личного имущества и пропопедовать богомильское учение; верующие и слушатели, сохранив свою собственность, возделывали общинные земли. Начиная с 10 в. богомилы подвергались суровым репрессиям. В 12 в. Б. распалось на секты, многие из к-рых носили религ.-мистич. характер. Часть богомилов пошла на сотрудничество с господств, классом. Оформлению Б. способствовало влияние павликиан (см. Павликианство), в свою очередь, Б. в 13 в. оказало воздействие на формирование крест, и плебейских ересей Зап. Европы (см. Катары). Осн. источник сведений о В.— полемич. соч. пресвитера Козьмы «Слово на еретики...» (изд. Попруженко, [б. м.], 1907). Лит.: Ангелов Д., Богомильство в Болгарии, пер. БОГОСЛОВИЕ — см. Геология. БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО — религ.-филос. течение в России, ставившее целью создание «новой» религии — без бога. Возникло и распространилось в период реакции 1907 —10 среди части неустойчивой в идейном отношении с.-д. интеллигенции. Б. есть выражение взглядов «отчаявшихся и уставших» от революции мелких буржуа, занявшихся «любовным самосозерцанием» и «мечтательным „самооплевыванием"» (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 35, с. 90). Наиболее полно идеи Б. выражены в работах Луначарского «Религия и социализм» (ч. 1—2, 1908— [1911 ]), «Атеизм» (вкн.: «Очерки по философии марксизма», 1908), «Будущее религии» (в журн. «Образование», 1907, Л1» 10—11), «Двадцать третий сборник „Знания"» (в кн.: «Литературный распад», кн. 2, 1909). Активным пропагандистом Б. был Базаров («Богоискательство и „богостроительство"», в кн.: «Вершины», кн. 1, 1909), «Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской» (в кн.: «Литературный распад», ки. 2, 1909). Пек-рое время под влиянием Б. был Горький («Исповедь», Повесть, 1907, опубл. в сб. «Знание», кн. 23, 1908; «Разрушение личности», в кн.: «Очерки философии коллективизма», сб. 1, 1909); в результате ленинской критики он отошел от Б. В тесном идейном родстве с Б. находилась философия эмпириомонизма Богданова.
Антимарксистское по своей сущности, Б., однако, в отличие от богоискательства, сторонники к-рого прямо заявляли о своей враждебности марксизму и рабочему движению, пыталось выступать «от лица социал-демократии», претендовало на дальнейшее «развитие» социализма Маркса. Отбрасывая марксистское понимание религии, оно рассматривало религию в качестве нравств. и эстетич. идеала, который призван спаять человечество, считало ре.шг. чувство вечно присущим человеку, объявляло марксизм религ. системой, а себя—творцом новой религии. Луначарский называл Маркса прямым продолжателем религии Фейербаха, мыслителем, завершившим дело возвышения антропологии до степени теологии. Только религия способна, по мнению Луначарского, стать организующей силой социализма. В 1909 Богданов, Луначарский и др. организовали на о. Капри школу, получившую известность как «литераторский центр богостроительства» (Л е-вин В. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 437). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. «Пролетарий», осудив фракц. деятельность этой школы, квалифицировало Б. «как течение, порывающее с основами марксизма» (КПСС в резолюциях..., ч. 1, 7изд., 1954, с. 222). В дек. 1909 богостроители при- няли участие в создании группы «Вперед», в составе к-рой вели борьбу против большевиков, отстаивая тактику отзовистов и ультиматистов. Благодаря настойчивому разоблачению Лениным и большевистской газ. «Пролетарий» реакц. сущности В., последнее не получило сколько-нибудь значит, распространения среди рабочих России. Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., БОГОУТДЙНОВ, Алаутдин Махмудович [р. 22 нояб. (5 дек.) 1911] —сов. философ, акад. АН Тадж. ССР (с 1953), профессор (с 1952). Член КПСС с 1941. Руководитель отдела философии АН Тадж. ССР (с 1950), зав. кафедрой философии Тадж. ун-та (с 1955). Специалист в области истории тадж. и арабской философии эпохи феодализма. Один из авторов кн. «История философии», т. 1, 1957; «Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР», т. 1, 1955. Соч.: [Предисловие к переводу книги] Ибн-Сины «До-ниш-намэ», Сталинабад, 1957; Выдающийся памятник философской мысли таджикского народа (О произведении Ибн-Сины «Дониш-намэ»), «Вопр. философии», 1948, № 3 (з); К вопросу о консолидации таджикской нации, Сталинабад, 1957, ВОДЕН (Bodin), Жан (1530—96) — франц. поли-тич. мыслитель и социолог. В соч. «Метод легкого изучения истории» («Methodus ad facilem historianrm cognotionem», 1566) Б. изложил свой взгляд на общество как на сумму кровнохозяйств. союзов-семей. Общество формируется независимо от воли человека под влиянием естеств. среды (в чем он предвосхищал идеи Монтескье). Б. считал, что человеч. об-во прогрессирует и что наука история изображает этот прогресс. Отражая стремление буржуазии к сильной централизованной власти, Б. в «Шести книгах о республике» («Six livres de la Republique», 1576; переведена им на лат. яз. в 1586) обосновывал идею наследств, монархии, ограниченной, однако, законами и лишенной права налагать налоги без согласия народа или его представителей. Исходя из идеи неделимости суверенитета, Б. был противником разделения власти, отвергал мнение о том, что власть монарха происходит от бога, и признавал за народом право убийства тирана, но не монарха, опирающегося в своей власти на закон. Б. считал гл. причиной политич. переворотов имуществ. неравенство. Б. был обвинен в атеизме, т. к. в ходившей в рукописи работе «Диалог семи человек» («Colloquium heptaplomeres...») утверждал мысль о естественном происхождении религии (эту идею Б. изложил Чер-бери в своей работе «Об истине» — «De veritate», 1624). Тем не менее его соч. «Демономания» («De la demonomanie des sorciers», pt.l—2, 1580) полно суеверий. В соч. «Ответ на парадоксы М. Молеструа относительно вздорожания всех вещей и о деньгах» («La Response... au paradoxe de monsieur de Malestroit, touchant l'encherissement de toutes. choses et le moyen d'y remedier», 1568) Б. изложил свои экономич. взгляды. Единств, причиной удорожания товаров является, согласно Б., увеличение количества драгоценных металлов в Европе; он доказывал необходимость вывоза драгоценных металлов и свободы торговли. Оказал влияние на возникновение количеств, теории денег. Лит.: М а р к с К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. 3, 2 изд., М., 1955, с. 314; История философии, 180 БОЗАНКЕТ-БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ т. 2, [М.], 1941, с. 75—77; Виппер Р. Ю., Политические ВОЗАНКЕТ (Bosanquet), Бернард (14 июня 1848—8фепр. 1923) — англ.философ представитель абсолютного идеализма. Филос взгляды Б. родственны концепции Брэдли. Действительность рассматривается им как проявление абсолюта, к-рый, подобно атмосфере, охватывает конечные вещи («Различие между сознанием и его предметами»—«The distinction between mind and its objects», 1913). В отличие от Брэдли, у Б. абсолют не только высшая реальность, но и высшая ценность («Принцип индивидуальности и ценности» — «The principle of individuality and value», 1912). В то же время это и высшая форма индивидуальности, последовательными формами проявления к-рой являются личность, «социальный дух» — гос-во, искусство, религия и философия. Заимствуя наиболее реакц. стороны гегелевской философии права, Б. обосновывал в «Философской теории государства» («The philosophical theory of the state», 1899, переизд. 1920) необходимость сильного и централизованного империалистич. гос-ва; подчинение личности гос-ву, слияние ее с «социальным целым». Решающее средство для достижения этого — сила, подавляющая «эгоизм», к-рый вытекает из «животной природы» человека. С позиций иррационализма Б. критиковал формальную логику. Утверждая, что всякая истина составляет лишь часть системы, выражающей бесконечную сложность мира, он настаивал на внутр. дисгармоничности знания, ибо лишь «абсолютный опыт» представляет собой подлинное знание. Соч.: Knowledge and reality, L., 1892; A history of aesthetics, 2 ed., L.-N. Y., 1904; Logic, Oxf., 1911; Essentials of logic, L., 1895; The value and destiny ot the individual, L., 1913; The meeting of extremes in contemporary philosophy, L., 1921; Основания логики, [пер. с англ.], М., 1914. Лит.: Квитко Д. Ю., Очерки современной англоамериканской философии, М.— Л., 1936, гл. 1; Metz R., A hundred years of British philosophy. N. Y., 1938. А. Богомолов. Москва. ВОИМКЕР (Baeumker), Клеменс (16 септ. 1853 — 7 окт. 1924) — нем. католич. философ, с 1912—ординарный член Баварской АН. Последователь ср.-век. мистики, сторонник идеализма Баадера и Шеллинга. Б. был одним из первых распространителей католич. философии в Германии конца 19 — нач. 20 вв. Занимался исследованием антич. ср.-век. и араб, философии. С оч.: Die Aristoteles Lehre von den ausseren und inneren Sinnesvermogen, Lpz., 1877; Das Problem der Materie in der griechischen Pliilosophie, Miinster, 1890; Alfarabi iiber den TJrsprung der Wissenschaft, Miinster, 1916; Die Geschichte der patristischen Philosophie und der christlichen Philosophic des Mittelalters, [Munch.], 1923. Лит.: В е с h e r E., [C. Baeumker], в кн.: Deutsche Philo- БОЙМЛЕР (Baumler), Альфред (р. 19 нояб. 1887) — БОКЛЬ (Buckle), Генри Томас (14 нояб. 1821 — 29 мая 1862) — англ. историк и социолог-позитивист.
В кн. «История цивилизации в Англии» («History of civilization in England», v. 1—2, 1857—61, рус. пер., т. 1—2, «Отечественные записки», 1861, отд. изд.,1863—64) Б. подверг критике теологич.трактовку истории, сведение истории к жизнеописанию монархов, полководцев и т. п. Ставил своей задачей открыть историч. законы социального прогресса с помощью индуктивного изучения истории и применения статистич. метода, а также проиллюстрировать эти законы на примерах развития некоторых стран. Т. к. моральные законы Б. считал неизменными, то решающим фактором историч. развития признавал (примыкая к Копту) степень интеллектуального развития общества. Осн. мысль его идеалистнч. понимания истории—сумма событий определяется суммой знаний. Различия историч. путей разных народов он, подобно Монтескье, определял различием влияния природных условий (климата, почвы, ландшафта). Являясь представителем геогра-фич. направления в социологии и историографии, Б. подчеркивал особенно влияние ландшафта, в отличие от Монтескье, считавшего главным влияние климата. Бурж. радикализм В., как и его стремление вскрыть объективную закономерность исторического развития, определили популярность его идей в ряде стран, в т. ч. ив России (в кругах рус. либеральной и народнич. интеллигенции 60 — 70-х гг. 19 в.). Соч.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успех» знания, пер. с англ., 3 изд., СПБ, 1896. Лит.: Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕН Завоевание Болгарии турками (конец 14 в.) на неск. столетий приостановило развитие болг. философии. В конце 18—нач. 19 вв. в Болгарии наметился переход к капитализму, сопровождавшийся подъемом нац. культуры. Возникло нацио-; нальное болг. книгопечатание, первые газеты и жур- ■ налы (сер. 19 в.). Росло нац. самосознание болг. [ народа, развернулась борьба за нац. болг. церковь, [ независимую от вселенской патриархии. Этот период I борьбы против тур. ига носит название «болгар- | ского возрождения», идеи к-рого впервые выражены I в «История славено-българска» (написана в 1762, { опубл. в 1844) монаха Паисия Хилендарского. Пан-1 сий утверждал, что болгары являются самостояг. f нацией, с собственным языком и культурой. Согласно! Пансию, изучение нац. истории имеет не только тео-| ретич., но и практич. значение, т. к. история являет-! БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 181 ся учительницей народа, а народ — «простые пастухи и земледельцы» — составляют прочную опору прогресса. Возникновение широкого интереса к естественным наукам(П. Берович, «Буквар с различии поучения», 1824) способствовало развитию материалистич. взглядов. Активный политич. деятель, идейный выразитель интересов нарождающейся буржуазии Сели-минский создал систему материалистич. воззрений, пропагандировал материализм древних греков н франц. мыслителей 18 в. С нач. 60-х гг. 19 в. начался новый период в развитии филос. и обществ, мысли Болгарии, связанный с ростом нац.-освободит, и революц. движения. В связи с обострением классовых противоречий и ростом революц. движения нар. масс значит, часть буржуазии пошла на соглашение с тур. феодалами (т.н. доктрина дуализма — создания болг.-тур. гос-ва под властью тур. султана). Основной движущей силой нац.-освободит, борьбы против чужеземного ига являлись крестьяне, ремесленники и демократич. интеллигенция. В обществ, движении оформились два осн. направления — эволюционистское (реформистское) и революционно-демократич., между к-рымн разгорелась острая идейная борьба. В 70—80-х гг. в реформистской печати («Читалище», «Прогресс», «Век» и др.), где защита религ. мировоззрения сочеталась с изложением нек-рых естеств.-науч. знаний, наметился переход к пропаганде идеализма — гегельянства, шеллингианства и пр. Революц.-демократич. мысль лишь постепенно в процессе своего становления освобождалась от религ. представлений. Раковский, выступивший в поэме «Горски пътник» (1857), в статьях газ. «Дунавски лебед», «Бъдещност» п др. с пропагандой вооруж. борьбы народа против тур. феодалог, еще оставался в плену религ. мировоззрения, апеллировал к религ. представлениям о правах человека, о равенстве. Перелом в филос. взглядах революц. демократии был связан с именем Каравелова, к-рый оказал значит, влияние на развитие демократич. идеологии в Болгарии, широко пропагандируя идеи рус. революционеров-демократов. Вместе с Левским он стал в нач. То-х гг. организатором Волг, революц. центр, комитета (БРЦК), был автором первой революц. программы «Български глас» (1870). Его газеты «Свобода» и «Независимост» способствовали развитию нац.-освободит, движения. Каравелов выступил как основатель материалистич. направления философии и эстетики, как создатель реалистич. течения в лит-ре. Однако ему были свойственны просветительские иллюзии: осн. орудием обществ, преобразований Каравелов считал просвещение. Из боязни отпугнуть верующих от революц. движения он сохранил в своей филос. системе элементы деизма. Выдающееся значение имели работы революц. демократа и социалиста-утописта Ботева. Являясь последователем рус. революц. демократов, Ботев выступил с пропагандой материализма и атеизма. Он перевел и напечатал статью Герцена «Разговор с детьми» (1871). В газ. «Дума на българскито емигранти» (1871) и особенно «Знаме» (1874—75) Ботев глубоко разрабатывал идею всенар. революции против нац. и социального гнета, пропагандировал идеи утонич. социализма, развернул оже-сточ. борьбу с реформизмом и религ. мировоззрением, горячо приветствовал Парижскую Коммуну. В отличие от учения рус. революц. демократов, учение Каравелова, Левского, Ботева не включало идеализации крест, общины как пути к социализму. В условиях почти полного разложения болг. общины лозунг общинного землепользования был заменен у болг. революц. демократов лозунгом нар. гос-ва, основанного на социальном и нац. равенстве. Болг. революц. демократы пытались соединить материализм с ре- волюц. диалектикой, однако, находясь на позициях крест, революционности, они не могли выработать материалистич. понимания истории. Болг. революционеры-демократы явились предшественниками марксизма в Болгарии. Восстания 1875—76 и освобождение болг. народа от тур. ига в результате освободит, русско-тур. войны (1877—78) послужили началом нового этапа в развитии филос. и обществ.-политич. мысли Болгарии. В этот период зарождается рабочее движение. В 1891 была создана с.-д. партия, с 1885 в журн. «Съвре-менний показател» Благоев начал пропаганду марксистских идей в Болгарии. В этот период органами марксистской мысли в Болгарии были газ. «Работник», «Работнически вестник» (с 1897), журн. «Ново время», редактировавшиеся Благоевым. В них было опубликовано много ценных материалов по социально-политич., лит. и филос. вопросам (см. сб. «Работник», 1892—94, «Работнически вестник», 1897—1900). Болг. марксисты и демократич. мыслители вели активную борьбу против бурж. социально-политич. учений и реакц. идеалистич. философии. Исходя из учения Маркса и Энгельса и глубокого знания общественной жизни в Болгарии, Благоев в соч. «Що е социализъм и има ли той почва у нас?» (1891), «Социализмът и работническият въпрос в България» (1900) и др. выступил с критикой теорий, отрицавших возможность капиталистич. развития Болгарии. Он доказал, что Болгария уже пошла по пути капитализма и что в ней имеются условия для развития социализма. Труды Благоева заложили основы болг. марксистской философии, истории, эстетики и лит. критики. В журн. «Ново време» (с 1897) Благоев развернул беспощадную борьбу против журнала «Мисъл» — центра бурж. идеалистич. философии, эстетики и лит. критики, вокруг к-рого группировались идеалисты во главе с Крыстевым и его учеником Михалчееым. В конце 90-х гг. 19 в. и в 1-м десятилетии 20 в. борьба в БРСДП между революц. марксизмом (т. н. тесняки), возглавлявшимся Благоевым, н реформизмом (т. н. широкие социалисты), возглавлявшимся Я. Сакызовым, приняла острый характер и закончилась победой революц. марксизма. Благоев, Кирков, Георгиев, Г. Димитров, Коларов н др., развивая марксистское учение о классовой борьбе, опровергли реформистскую «теорию» Сакызова и его единомышленников о классовом сотрудничестве. Болг. марксисты выступили с резкой критикой представителей различных идеалистич. учений: берклеан-ства (Гюзелева). неокантианства, волюнтаризма Вундта (Георгова, Алексиева), эмпириокритицизма (Каблешкс-ва"), учения Ремке (Михалчева), ницшеанства и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|