БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 8 глава
Соч.: The churches of Allentown, a study in statistics, Al- БОССЮЭ (Bossuet), Жак Бенинь (27 сент. 1627 — 12 апр. 1704)—франц. идеолог абсолютизма, епископ. Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей истории...» («Discours sur 1'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории человечества до эпохи Карла Великого целиком в духе христианско-библейской традиции. Произведения Б. пронизаны идеей провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою печать на каждую эпоху их развития. В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des propres paroles de l'Ecri-ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-абсолютистской власти. Абсолютизм как форму правления, подчиненную разумному началу, Б. отличал от деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б. легли в основу дворянско-католич. традиции обществ, мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно Вольтер доказывали несостоятельность реакц. фплос.-социологич. идей Б. Соч.: Oeuvres completes..., v. 1 — 12, P., 1868 (v. 1—31, P., 1862—66). Лит.: Плеханов Г., Избр. философские произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а и с о и Г., История французской литературы, (пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; F 1 о q u e t 186 БОСТРЁМ-БОТКИН А. Р., Etudes sur la vie de Bossuet..., v. 1—3, P., 1855; Rebel- ВОСТРЁМ (Bostrom), Якоб (1 яив. 1797—22 марта 1866) — шведский философ, проф. ун-та в Уп-сале (1838—63), основатель т. н. персонального («рационального») идеализма в Швеции. Согласно этому учению, исходным пунктом познания является самосознание, а потому философия есть наука о личности («Афоризмы о душе и о восприятии» — «1)е mento ас perceptione aphorismi», 1839). Являясь в теории познания субъективным идеалистом, Б. переходил к религ. объективному идеализму, когда доказывал, что посредством разума человек познает бога, бытие духа, являющееся дейст-вит. миром. Отражение бога — материальный мир — человек может познавать и посредством чувств (см. «Основные идеи о философии права. Пропедевтика» — «Grundlinier till philosophiska statslarnas propadeu-tik», 1851). Концепцию неразвивающегося бога-абсолюта (духовного мира) Б. направлял против диалектики Гегеля. Общество, по Б., является «нравств. личностью» и возникает на основе априорных нравств. принципов. Существуя в форме «частной» (семья) и «общезначимой» (народ), оно через гос-во, к-рое, по Б., надклассово, оберегает «общественные интересы» от влияния интересов отд. личностей, что возможно только при наследств, конституц. монархии, в к-рой «зрелый народ» может иметь свое представительство. Философия Б., отразившая интересы господствующих классов—дворянства и буржуазии, имела последователей (Салин и др.) и оказывает влияние в Швеции до наст, времени.
Соч.: Skrifter, del 1—3, Uppsala, 1883—1901. Лит.: История философии, т. 3. М., 1959, с. 573—76; L junghof f J., Christopher Bostrom, Sveriges Platon, Uppsala, 1916; L i 1 j e q v i s t E., Christopher Jacob Bostrom, в кн.; Svenskt biografiskt lexikon, Bd 5, Stockh., 1925; U e b с г w e g F., Grundriss der Geschichte der Philosophie. Tl 5, В., 1928; Wedberg A., Den logiska strukturen, hos Bostroms filosofi, Uppsala, 1937; Larsson H., Minnesteckning over Christopher Jacob Bostrom, Stockh., 1931. Ц. Арзаканъян. Москва БОТЕВ, Христо [25 дек. (7 янв.) 1849 — 20 мая (1 июня) 1876] — болг. поэт, революционер-демократ и мыслитель-материалист. Один из организаторов и руководителей Болгарского революционного центрального комитета. В начале 60-х гг. 19 в. учился в Одессе, где познакомился с произведениями рус. революц. демократов, оказавшими решающее влияние на формирование его мировоззрения. Свои филос. и социально-по-литич. взгляды изложил в газ. «Дума на българските емигранти» (1871) и «Знаме» (1874 — 75), издававшихся им в Румынии. Идеолог болгарского крестьянства и разорявшихся ремесленников, Б. выступал с обоснованием необходимости всенародной «беспощадной» революции, к-рая ликвидировала бы социальный и нац. гнет тур. феодалов и зарождавшейся нац. буржуазии. Выдвинутый Б. лозунг нар. гос-ва, «федерации свободных общин», отражал его утопич. представления об обществе без эксплуатации, о гос-ве, основанном на равенстве производителей. Б. положительно оценивал деятельность 1-го Интернационала, был знаком с «Коммунистическим Манифестом», читал 1-й том «Капитала». Однако не понял в условиях феод. Болгарии роли рабочего класса в социалистич. революции.
Пропаганду материализма Б. связывал с борьбой против религ. мировоззрения, выступал с критикой духовенства как глубоко враждебного пароду сословия. Решающее значение в борьбе с религией Б. придавал прогрессу естеств. наук и пропаганде их достижений. «Религия исчезает и уступает дорогу более новому и научному миросозерцанию, духовенство сходит со сцены и дает место свободе и равенству...» (Б о т е в X., Съчинения, т. 2, София, 1945, с. 73). В газ. «Дума...» Б. поместил свободный перевод статьи Герцена «Разговор с детьми», где излагались основы материалистич. мировоззрения. Материализму Б. свойственны элементы диалектики, особенно в оценке историч. развития, копкретно-историч. подхода к вопросам нац.-освободит, движения. Во взглядах на жизнь общества Б. остался идеалистом, хотя в его произведениях есть догадки о решающей роли материальных отношений («народной экономики») в жизни общества. В области эстетики Б. был последователем Чернышевского. Подчеркивая социальное значение иск-ва, Б. выступал против теории «иск-ва для иск-ва». Поэзия Б. отличается глубокой идейностью, непосредственностью чувства и совершенной художеств, формой. Выступая как сатирик, Б. беспощадно изобличал врагов народа. С о ч.: Съчинения. Под ред. на 3. Стоянов, С, 1883; Съчинения. Под ред. на Михаил Димитров, [3 изд.], т. 1—3, С, 1950; в рус. пер. — Публицистика, М., 1952; в кн.; Избр. произв. болгарских революционных демократов, М., 1959.
Лит.: Димитров М., Христо Ботев. Идеи—личность— творчество, 2 изд., С, 1945; его же, Христо Ботев. Биография, С, 1948; Павлов Т., Христо Ботев, [С, 1949]; Е р и-хонов Л., Русские революционные демократы и общественная мысль южных славян в 60—70-х годах XIX века, [М.1, 1950; Воробьев Л., Христо Ботев, М., 1953; К и-селинчев А., Мирогледът на Христо Ботев, С, 1949; У н д ж и е в И., Христо Ботев. Живот, идеи и творчество, С, 1956; ШестаковП. М., Христо Ботев — великий болгарский революционер и мыслитель, Рязань, 1959. Л. Воробьёв. Москва. М. Димитров. Болгария. БОТКИН, Василий Петрович [27 дек. 1811 (8 янв. 1812) — 10 (22) окт. 1869] — рус. либеральный публицист, лит. критик. Сын моск. купца. В юности принадлежал к кружку Станкевича (см. Станкевича кружок), был близок к Белинскому, позже сблизился с Герценом, симпатизировал левогегельянской школе, участвовал в полемике со славянофилами (рецензия на «Историю древней философии» Карла Зе-дергольма, «Отеч. записки», 1842, № 3, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891). В ст. «Германская литература в 1843 году» («Отеч. записки», 1843, № 1, то же, Соч., т. 2, СПБ, 1891) без ссылки на источник кратко изложил памфлет Энгельса «Шеллинг и откровение». Пребывание (1843—46) в странах Зап. Европы (см. «Письма об Испании», в журнале «Современник», 1847—51, отд. изд. 1857) способствовало формированию буржуазно-либеральных политических взглядов Б. Решающую роль в обществ, развитии Б. отводил «просвещенному коммерсанту» (см. «П. В. Анненков и его друзья», СПБ, 1892, с. 550—55), обрушивался на критику буржуазии Герценом (см. Ч. Ветринский, В сороковых годах, М., 1899, с. 167—68). Идеализация зап.-европ. буржуазии и отрицат. отношение Б. к революции явились гл. причинами расхождения Б. с Белинским. В 50-е гг. сформировались воззрения Б. на иск-во, в основе своей шеллингианские. Искусство, по Б., является орудием и выражением движущих общество нравств. идей (см. «Русская литература», Соч., т. 2, 1891, с. 354); сущность его якобы непреходяща, вечна, обща всем временам и выражает внутр. мир души человека (см. там же, с. 360—62). Защищая «чистое искусство», Б. выводил эстетич. категории из переживаний человека. К 60-м гг. политич. взгляды Б. становились все более реакционными — он под-
БОУН-ВОЭЦИЙ 187 держивает политику царя (см. Ч. Вотринский, указ. соч., с. 181), резко отрицательно относится к «Колоколу» Герцена, выступает против Чернышевского (см. А. Фет, Мои воспоминания, ч. 1, с. 429—30, ч. 2, с. 62, 82). Соч.: Соч. в 3 томах, СПБ, 1890—93. Лит.: Встри некий Ч., В сороковых годах, М., 1899; БОУН (Bowne), Борден Паркер (14 дек. 1847 — 1910)— амер. философ-идеалист, основатель теистич. персонализма. Проф. Бостонского ун-та (1876—1910). В учении Б. выражена характерная тенденция амер. философии конца 19 в. к объединению теологии и объективного идеализма с эмпиризмом. В своей философии Б. использовал элементы учений Беркли, Канта, Л отце. Реальность, согласно Б., является совокупностью взаимодействующих «личностей», зависимых от творческой деятельности высшей личности или бога. Под личностью у Б. фигурирует не реальный человек, а некая духовная монада или душа, к-рая, оставаясь самотождественной, раскрывается в непо-средств. опыте отд. человеч. личности. Объективный мир, его формы и качества создаются в опыте личности и являются вторичными по отношению к ней («Персонализм» — «Personalism», 1908). Соч.; Metaphysics, 12 ed.], N.Y.—L., 1898; Introduction to psychological theory, N.Y., 1887; Philosophy of theism, N.Y., 1887; The principles ot ethics, N. Y., 1892; Theism, N.Y., [1902]; Kant and Spencer, Boston — N.Y., 1912. Я. Юлина. Москва. БОЧОРИШВЙЛИ, Ангия Тадеозович [р. 23 нояб. (6 дек.) 1902] — сов. психолог, акад. (с 1955) и вице-президент^ 1957) АН Груз. ССР. Член КПСС с 1950. Окончил филос. ф-т Тбилисского ун-та (1924). Читал курсы лекций по психологии в Тбилисском ун-те (1928—33), Кутаисском пед. ин-те (1933—56) и курс логики в Кутаисском пед. ин-те, где заведовал кафедрой психологии (1935—56). Работы Б. посвящены проблемам предмета и метода психологии, истории психологии, вопросам психологии мышления и языка. С О Ч..' Ьго^гоАо'Здоо^о ">■ етч bo3Jo3ob o^^'feoob i&cx^n^o ^Б^ЬоЬ uAq'So, ^-'Во: „Ьфо^оБоЬ b^b^^rokob со&ос^. Ь^Ь. упБ-фоЬ Эос>Э&з", 7. 1927; 9 о Ь о з 0» ^ЬЬЕэосоо С?^ &йй3^0000 egbo^cne^^^00^ £)^°г>°3^отсо^п^:'0',30'-1> ^оюоЬо, 1934; 9 о Ь о з д, ^ojo^Qo^ob bjen^, ^-'Эо: сс^Ь^з^О01 03" бгоЗоЬ отЬо^о^^соаооЬ o>c>E>;)3q£o£)C03Q ЗоЭ£ооЬ";>АзТ1^.эЕю, ф'Б0-C^obo, 1935; 9 о Ь о з 3' сг>зоотС?^30'^30^0^ Эзотт^оЬ^ (oi 9obo ЗбоБ^оЗ^^о 'ЗзЬ^с^с^з^СГ^0^ ^З^^З^' tf&-^°: „^'feSj-dnb bobnc^^&ob cr^bojcnc^cn^oob об-фоЬ 'Э^с^Эд&о, ф, 10. 1956; ajbo^cn^co^oob 3£>oE>(jo3£)^o b^jocnbQ&o, б^. 1, co&o-pwbo, 1957.
ВОШКОВИЧ, Б ос к о вич (BoSkovic), Руджре Иосип (18 мая 1711—13 февр. 1787) — хорватский математик, астроном и философ. Род. в Хорватии, воспитание получил в коллегиуме ордена иезуитов в Дубровнике (Далмация), с 1725 изучал философию, математику и физику в Риме. Проф. математики Римской коллегии (с 1740), ун-та в Павии (с 1764), проф. астрономии в Милане (с 1770). В 1760 был избран почетным членом Петербургской АН, в 1761— членом Лондонского королевского об-ва. В 1773—83 (по др. источникам, 1773—82) жил в Париже, где руководил оптич. делом во флоте. В 1756—83 Б. в качестве посла представлял Дубровницкую республику в Риме, Париже, Варшаве, Вене, Милане и Лондоне; нек-рые сочинения писал на хорватском языке. Умер в Милане. Автор многочисл. трудов по математике, механике, оптике, астрономии и метеорологии. В соч. «Теория естественной философии, приведенная к единому закону сил, существующих в природе» («Philosophiae naturalis theoria reducta ad unicam legem virium in natura existentium», 1758) Б. изложил основные положения учения о динамич. атомизме, которое объединило ньютоновское учение о притяжении и отталкивании с учением Лейбница об активной многообразной субстанции и его «принципом непрерывности». Б. полагал, что материя строится из геометрически безразмерных, обладающих массой и находящихся в неустанном взаимодействии точек. Выступая против антидиалектич. дуализма (изолиров. корпускулы как последние кирпичики вещества и пустое пространство), он высказывал предположение о проницаемости тел частицами большой скорости. Б. строил гипотетич. математич. модель материи, пытаясь дедуктивным путем вывести ее свойства из законов сил. В понимании пространства, времени, движения, инерции он предвосхитил нек-рые идеи теории относительности, указывал на возможность построения геометрии, отличной от эвклидовой. Рассматривая силу в отрыве от вещества, отрицая протяженность элементов материи, склонялся к идеализму, ссылался на «верховного зодчего» в тех случаях, когда не находил объяснения физич. явлениям. Вместе с тем Б. признавал, что центры физич. сил «действуют на наши чувствилища, возбуждают в них движение, которое переносится в мозг и создает в нем ощущение». Не будучи релятивистом, Б. подчеркивал относит, момент в познании, что и даст повод совр. позитивистам объявить Б, предтечей Маха. Атомистика Б. не получила признания при его жизни. Но ее прогрессивная сторона — нераздельная связь материи и движения — была затем положительно оценена Пристли («История оптики», 1772), оказала влияние на У. Томсона (Кельвина) и в особенности на Дж. Дж. Томсона при создании им (1903) первой планетарной модели атома. Д. Менделеев оценивал Б. как «основателя современных представлений о веществе», указывая, что Б. «вместе с Коперником составляет справедливую гордость западных славян» (Избр. соч., т. 2, 1934, с. 371). Соч.: De viribus vivis. Diss, habita in collegio romano, Romae, 1745; De liiminc, 1748, pars 1—2, Viennae, 1766 (Diss.); De continuitatis lege..., Romae, 1754. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957,с. 654—56; К о л ь-м а н Э., Жизнь и научная деятельность Руджера Бошковича (1711—1787), в кн.; Вопросы истории естествознания и техники, вып. 2, М., 1956 (имеется „полная библиогр. трудов Б. и лит. о нем); R а с k i F г., Zivot i djela R. J. Boskovifa. Zagreb, 1888 (имеется полная библиогр. трудов Б.); Gill H. V., Roger Boscovicli (1711 — 1787). Forerunner of modern physical theories, Dublin, 1941. ,9. Кольман. Москва. БОЭЦИЙ (Boethius), Аниций Манлий Торкват Северин (480—524) — иозднерим. философ. Консул и крупный придворный деятель остготского царя Теодориха. Б. перевел на лат. язык и прокомментировал логич. сочинения Аристотеля («Об истолковании», «Категории»), а также «Введение» Порфирия (к «Категориям» Аристотеля) и сам написал ряд соч. по логике: «Введение в категорический силлогизм», «О категорическом силлогизме», «О гипотетическом силлогизме», «О делениях», «О различии». Что касается сохранившихся под его именем переводов прочих сочинений, составляющих «Органон» Аристотеля («Аналитики первая и вторая», «Топика», «Софистические опровержения»), то подлинность их оспаривается. Трактат «Об определении» принадлежит Марию Викторину, а не Б. Трактат «Об единстве», приписываемый Б., тоже принадлежит не ему, а Доми-ниго Гундисальво. Переводы и комментарии Б. в эпоху раннего средневековья служили единств, источником сведений по логике Аристотеля. Большую из- I 188 БРАГА-БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ вестность в ср. века получили математич. работы Б. («Основания арифметики» — изложение арифметики Никомаха, перевод четырех первых книг «Начал» Эвклида, без доказательств) и трактат «О музыке», излагавший муз.-теоретич. учения древних греков. Филос.-онтологич. воззрения Б. отразились и в его богословских произведениях («О святой троице», «О католической вере» и др.). Как философ Б.— эклектик, находившийся под влиянием учений Аристотеля, Платона, неоплатонизма и стоицизма, к-рые он стремился сочетать с принципами христианства. Осн. филос. соч. Б.— «Consolatione philosophiae» (в рус. пер. — Утешение философское, 1794) — пронизано духом пессимизма, отразившего разложение и гибель рабовладельч. культуры. Христ. бога-творца Б. отождествлял здесь с платоновской идеей высшего блага. Под влиянием стоиков С. отождествлял божеств, провидение с закономерностью происходящих в природе процессов, учил, что истинное счастье — в нас самих и ничем не может быть от нас отнято; зло в мире — лишь видимость, за ним скрывается благо, вытекающее из божеств, провидения, к-рое все знает и всем руководит. Это соч. Б. начиная с 9 в. неоднократно переводилось на европ. языки и комментировалось. Соч.: Opera omnia, t. 1—2, [P.], 1860 (Patrologiae cursus compl., ser. latina, accur. J.-P. Migne. t. 63—64); Philosophiae consolationis libri quinque, Lpz., 1934 (Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum, v. 67). Лит.: Stewart H. F., Boethius, an essay, Edin.— L., ВРАГА (Braga), Теофилу (24 февр. 1843—24 янв. 1924) — португ. обществ, деятель, философ-позитивист, историк литературы и поэт. В книге «Позитивные решения португальской политики» («Solucoes positives da politica portugueza», 1879—80) и др. трудах Б. формулирует требования либеральных реформ и установления бурж. республики в Португалии. После бурж. революции 1910 возглавлял временное республиканское пр-во (5 окт. 1910—24 авг. 1911), в 1915 исполнял обязанности временного президента республики. В последние годы жизни отошел от полптич. деятельности. Научно-лит. наследие Б. составляет св. 100 томов. Его филос. сочинения лишыюпуляризируют позитивизм Конта («Общие черты позитивной философии» — Tracos geraes de philosophia positive, 1877; труды и статьи, опубликованные в издававшемся им журн. «О Positivismo», 1878—82). В русле позитивизма идут и социологич. исследования Б.: «Система социологии» («Systema de sociologia», 1884) и «Всеобщая история» («Historia universal», 1878—81). Иллюстрацией исто-рпч. воззрений Б. явилась его филос. поэма «Видение времен» («Visao dos tempos», 1864, переизд. 1908). Отказ от науч. обобщений, преклонение перед фактом снизили ценность эстетич. и историко-лит. трудов Б., наиболее значит, среди к-рых является 12-томная «История португальской литературы» («Historia da literatura portugueza», 1870—73, переизд. 1909), где автор уделил большое внимание нар. творчеству и его воздействию на письменную лит-ру. Лит.: Teixeira BastosY. F., Teophilo Braga e ВРАГИНЁЦ, Андрей Степанович [р. 1(14) дек. 1903] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1959). Член КПСС с 1926. Окончил Харьковский ун-т (1934^. Зав. кафедрой философии Львовского ун-та (с 1939). Работает в области истории философии. Соч.: Философськи i сусгилъно-полггичш погляди 1вана Франка, JlbBiii. 1956; Георгий Валентинович Плеханов, «Тр. Львовск. гос. ун-та. Кафедра общественных наук», 1957; Боротьба В. I. Летна проти буржуазно!' peaKiiiitaoi философа, [Льв1В], 1959. БРАЗЙЛЫ КАЯ ФИЛОСОФИЯ сложилась и развивалась под влиянием европ. и особенно португ. обществ, филос. мысли. Португальцы, открывшие (1500) и колонизировавшие Бразилию, перенесли туда не только обществ, порядки, но и господствовавшую в Португалии феод.-абсолютистскую идеологию, схо-ластич. философию. В колониальный период (1500—1822) в Бразилии философия не представляла собой самостоятельной отрасли знания, она выступала в виде составной части религ. идеологии. Религия и схоластич. философия являлись тем идеологич. оружием, с помощью к-рого Португалия поддерживала свое колониальное господство в Бразилии. В Олинде, Рио-де-Жанейро и др. городах иезуитами (религиозные организации иезуитов тогда оказывали определяющее влияние на культурную жизнь страны) были созданы первые духовные семинарии, в к-рых преподавали и философию (в колледже Олннды с 1580, Рио-де-Жанейро с 1638). Выделился ряд церк. деятелей, занимавшихся философией, преим. моральными проблемами: Антониу Виейра (1608—97), автор труда «Сермоэнс» (Antonio Vieira, Sermoes, 1679—94); Мануэл ду Дестерру (1652 — 1706) — «Схоластическая философия» (Manuel dc Desterro, Filosofia escolastica); Диогу Гомис Карней ру (1618—77) — «Аподиктическая речь схизматика» родины» (Diogo Gomes Carneiro, ОгасЗо apodixicc aos cismaticos da Patria, 1641); Матеус да Энкарнасаг Пина (1687) — «Догматическая и схоластическая теология» (Maleus da Encarnacao Pina, Teologia dogma-tica e escolastica; неопубл.); Нуну Маркие Перей pa (1652 —1728) — «Пилигрим Америки» (Nuno Marques Pereira, Compendio narrativo do Peregrino da America..., 1728); Гаспар да Мадри ди Деус (1715 — 1800) — «Философия Платона...» (Caspar da Madre de Deus, Filosofia platonica...). Изгнание иезуитов из Бразилии (1759), падение иезуитского деспотизма с его догматикой создало относительно благоприятные условия для распространения материалистич. и просветительских идей прогрессивных мыслителей Европы (Локка, Кондильяка, Вольтера, Дидро, Руссо и др.), содействовавших росту революц. настроений. Большую роль в распространении передовых учений зап.-европ. философов и социологов сыграли основанные в 1827 юридич. ф-ты в Сан-Паулу и Олинде. Это были первые и единственные в стране светские высшие уч. заведения, где можно было изучать не только схоластику, но и филос. учения, направленные против основ ср.-век. схоластики. В 1789 возник заговор т. н. инконфидентов («недо-веряющих режиму»). Видный представитель этого движения Томас Антониу Гонзага (1744—1810) написал представляющий значит, интерес в филос. отношении трактат «Естественное право» (Tomas Antonio Gonzaga, Direito natural). Ему же принадлежит известный антипортугальский памфлет «Чилийские письма» («Cartas Chilenas», изд. 1845). Для монархич. периода (1822—89) развития Бразилии характерно возрождение схоластики в виде спиритуалистич. эклектизма, что было своеобразной реакцией на распространение в Бразилии идей франц. просветителей. Наиболее известными представителями спиритуалистич. эклектизма были монах-францисканец Ф. Монт-Алверни (1784—1858) — «Учебник философии» (F. de Mont-Alverne, Compendio de filosofia, 1859); врачи М. Морайс Вали (1824—86) — «Учебник философии» (М. de Morais Vale, Compendio de filosofia, 1851), Э. Феррейра Франса (1809—57)- БРАЗИЛЬСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 189 «Исследования психологии» (Е. Ferreira Franca, Investigates tie psicologia, 1854) и Д. Ж. Гонсалвес ди Магальяинс (1811—82) — «Факты человеческого духа» (J. Gonealves cie Magalhaes, Osfatosdo espirito humano, 1858) и «Душа и мозг» («A alma e о сёгеЬго», [1876]). Против материалпстич. взглядов выступали также представители католич. реакции: священ-ник Патрисиу Мунис (1820—71) — «Теория чистого утверждения» (Patricio Muniz, Teoria da afirmacao pura, 1863); врач Ж. Сориану ди Соза (1833—95) — автор ряда произведений в духе неосхоластики ц «Учебника философии» (J. Soriano de Sousa, Compen-dio de filosofia, 1867), официально принятого в семинариях Бразилии; врач В. К. Фигейра ди Сабоя (1835—1909) — «Психическая жизнь человека» (Y. С. Figueira de Saboia [Viseonde de Saboia], A vida psiquica do homem, 1903) и др. Во 2-й пол. 19 в. появляются первые видные философы и социологи. Выражая интересы зарождавшейся нац. буржуазии, они выступали против старой схоластики и спиритуалистич. эклектизма. В качестве идеологич. оружия они использовали позитивизм и естеств.-науч. материализм. К 50-м гг. 19 в. относится появление в Бразилии позитивизма, в 70-х гг. он получил широкое распространение. Видным представителем позитивизма был врач Луис Перейра Баррету. Будучи сторонником т. н. науч. диссидентского позитивизма, Баррету критически относился к учению Конта и вел борьбу против сторонников консервативного т. н. религ.-ортодоксального позитивизма (М. Лемус, Т. Мендис и др.). Позитивизм сыграл определенную положит, роль в борьбе против схоластики и спиритуалистич. эклектизма. Будучи представителями умеренного крыла браз. буржуазии, позитивисты выступали против рабства и монархии, проводили политику реформ и компромисса. Почти все крупнейшие браз. мыслители 2-й пол.19 в. в начале своей деятельности были связаны с позитивизмом. Наиболее передовые из них, видя идеалистич. ограниченность позитивизма и реакционность его политико-религ. учения, порывали с учением Конта и переходили на позиции эволюционизма Дарвина и естеств.-науч. материализма Геккеля, решающую роль в распространении к-рого сыграл прогрессивный поэт, юрист и философ Тобиас Баррету. Он высказал ряд диалектич. идей и высоко ценил Маркса. Под влиянием Т. Баррету сформировалась целая плеяда мыслителей—т. н. школа Ресифи: Силвиу Ромеру, Домингис Гедис Кабрал, Титу Ливиу ди Кастру(1864— 1890) — автор труда «Женщина и социогения» (Tito Livio de Castro, A mulher e a sociogenia, 1887), Фаусту Кардозу (1864—1906) — «Монистическое мировоззрение» (Fausto Cardoso, Concepcao monistica do Uni-verso, 1894) и «Социальная таксономия» («Taxinomia Social»,1898);Эстелита Тапажос, Граса Аранъя, Кловис Бевилакуа (1859—1944) — «Юристы-философы» (Clovis Bevilaqua, Juristas filosofos, 1897) и «Наброски и фрагменты» («Esbocos e fragmentos», 1899), к-рые отстаивали материалпстич. идеи в разных областях знания. Идеологич. оружием представителей школы Ресифи был материализм, хотя в решении ми. вопросов они были непоследовательны и допускали серьезные ошибки идеалистич. и особенно метафизич. характера. Несмотря на эти недостатки, передовые идеи, проповедуемые Т. Баррету и его последователями, особенно критика религии и идеализма, пропаганда атеизма, эволюционизма и материализма, имели революционизирующее значение в феод. Бразилии. Их филос. взгляды отражали интересы не только поднимающейся буржуазии и прогрессивной интеллигенции, но и интересы всего браз. народа. С отменой рабства (1888), а затем и провозглашением республики (1889) начался третий период в развитии филос. мысли страны. Власть продолжала оставаться в руках земельной олигархии и торговцев, зависевших от иностр. капитала. Перерастание капитализма в империализм и усиление реакции в идеологич. области нашли отражение в Бразилии в широком распространении филос. произведений идеологов европ. и сев.-амер. империализма — А. Бергсона, У. Джемса и др. Эта идеалистич. реакция отразилась в философии Фариаса Бриту.В этот период вновь возрождается схоластика в виде неотомизма и др. направлений, явившихся своеобразной спиритуалистич. реакцией на бурж. материалпстич. и позитивистскую философию 70—90-х гг. Оживилась деятельность религ. организаций. Иезуиты основали в 1908 филос. ф-т в семинарии Сан-Бенту (в г. Сан-Паулу) и издали ряд учебников: Монсенъор Сентрол — «Трактат логики» (Monsenhor Sentroul, Tratado de logica, 2 изд., 1912), священник Ф. М. Терлизи — «Краткий курс философии» (Padre F. M. Terlizzi, Breve curso de filosol'ia para uso da mocidade, 1912), кардинал Арковерди — «Обзор логики» (Cardeal Arcoverde, Sinopse de logica, 1918), священник Леонел Франка — «Краткая история философии» (Padre Leonel Franca, Nocoes de historia da filosofia, 1918), выдержавшая 15 изданий до 1957, и др. Типичным представителем спиритуалистической реакции был Жексон ди Фигейреду, вновь восстановивший формулу Тертуллиана «Верю, потому что абсурдно». Он создал католич. центр Дон Витал и жури. «Ог-dcm», являющийся воинствующим органом католич. церкви в ее борьбе против передовых идей, против материализма и социализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|