БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 7 глава
Новые условия, созданные победой Октябрьской социалистической революции, и наступивший революц. кризис в Болгарии потребовали от БРСДП пересмотра нек-рых старых позиций «тесняков» и овладения идеями ленинизма. В ряде статей об империализме, опубл. в 1918, Благоев выступил с резкой критикой оппортунистич. теории империализма Каутского. Во вступит, статье, напечатанной в журн. «Ново време» в 1919, он отстаивал революц. стороны марксизма, к-рые были преданы забвению правыми лидерами 2-го Интернационала. На конгрессах в 1919, 1920 и 1921 Болгарская коммунистическая партия («тесные» социалисты) приняла теорию и тактику ленинизма. Переломным моментом в процессе большевизации партии было антифашистское восстание в сент. 1923, которым руководили Г. Димитров и Коларов. В трудных условиях фашистской диктатуры партия вооружилась ленинскими идеями. Проблемы марксистской философии в этот период разрабатывали Т. Павлов, Гановский, Самодумов, Бокалов, Киселинчев и др. Дискуссия с механистами и 182 БОЛИНГБРОК—БОЛОТОВ меныпевиствующими идеалистами, происходившая в СССР в 1929—30, дала значит, толчок процессу освоения болг. философами ленинского идейного наследия. Известную роль в популяризации этой дискуссии сыграл Гановский, к-рый в ряде статей, напечатанных в марксистских журн. «Наковалня», «Народна просвета», «Звезда», осветил значение ленинского этапа марксистской философии. В 1934 Гановский написал труд «Осыовни направления във философията» (1934), в к-ром с марксистских позиций рассмотрел осн. проблемы философии. Систематич. борьбу с субъективно-идеалистич. философией ведет Т. Павлов, к-рый в работах «Идеализм и материализм» (1929), «Ремкеан-ство и материализм» (1930) разоблачил реакц. сущность филос. системы Ремке. В работах 40-х гг. — «Теория отражения» (1936, 1949, на болг. яз. 1938), «Обща теория на изкуството» (1937) Павлов творчески разработал вопросы материалистич. гносеологии, эстетики, теории реализма в лит-ре. Болг. марксисты вели борьбу против идеалистич. философии и реакц. социально-политич. взглядов представителей берк-леанства и бергсонианства (Сарыилиева), философии Вундта (Казанджиева), фрейдизма и расизма (Кинкел, Консулова) и др. Все эти направления были широко представлены в журн. «Философски преглед» (с 1929), выходившем под ред. Михалчева. Правда, после 1936 в журнале появляются статьи, направленные против расизма. В период до социалистич. революции в Болгарии важную роль в развитии материалистич. философии сыграли исследования М. Димитрова, посвященные проблемам психологии, критике бурж. философии (фрейдизма) и др.
После освобождения Болгарии от фашизма 9 сент. 1944 были созданы широкие возможности для развития марксистско-ленинской философии. Выступления Г. Димитрова в защиту диалсктич. метода и о связи диалектики с конкретными науками, определение им сущности нового, народно-демократич. строя способствовали развитию болг. марксистской философии и ее связи с практикой социалистич. строительства в Болгарии. Павлов опубликовал исследование «Основни вънроси на естетиката» (т. 1, 1949), затем кн. «Равносметката на една идеалнстичеека реакционна философия» (1953), в к-рой подвел итоги борьбы с ремкеанством. Киселинчев разрабатывал вопросы ленинской теории отражения на основе учения И. П. Павлова («Марксистско-ленинская теория отражения и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности», М., 1956). В Болгарии широко пропагандируется марксистская философия. Диалектич. и историч. материализм преподается в Софийском ун-те, в Высшей партшколе и др. вузах; с 1945 издается журн. «Философска мисъл», на страницах к-рого разрабатываются проблемы диалектич. и историч. материализма, логики, этики, эстетики и истории философии.
Лит.: Избр. произв. болгарских революционных демократов, [пер. с болг.]. М., 1959; Благоев Д., Принос към исто-рията на социализма в България, С, 1949; его же, Избр. произв., т. 1—2, С, 1950—51; Димитров Г., Политически отчет на ЦК на БРП(к) пред V Конгрес па партията [19 дек. 1948 г.], С, 1948; Павлов Т., Материализмътидру-гите философски учения, С. 1940;Г ановски С, Основни направления във философията, С, 1934; История на България, т. 1—2, С, 1954—55; Бънков А., Приносът на историята на българската философска мисъл, С, 1943; его же, Отражение™ на Октомврийската социалистическа революция върху развитие™ на филоеофекага мисъл у нас, «Философска мисъл», 1957, № 5; Г р о з е в Г., История на българската философия, ч. 1, С, 1957. Л. Ъи]>объев. Москва. А. Бынков. Болгария. БОЛИНГБРОК (Bolingbroke), Генри Сент-Джон (10 окт. 1678—12 дек. 1751), лорд— англ. политич. деятель (тори) и философ-деист. Примыкая к учениям Гоббса и Локка, Б. в соч. «Письма об изучении и пользе истории» («Letters on the study and use of hi- story», 1735—36, изд. 1752) развивал деистич. форму материализма. Являясь представителем англ. свободомыслия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 220), Б. отвергал традиц. религ. верования и высмеивал библейские мифы, считая, однако, необходимым допустить высшую разумную силу, создавшую мир и установившую его законы. Б. полагал, что религия необходима для обуздания масс. Соч. Б. были осуждены Вестминстерским жюри (судебная инстанция). Соч.; Works, v. i —4, Phil., 1841. Лит.: Sichel W., Bolingbroke and his times, v. 1-—2, L., 1902; L u d w i g W., Lord Bolingbroke und die Aufkla-rung,„ В., 1928. ЕОЛЛАНД (Bolland), Герардус (9 июня 1854— И февр. 1922)—голл. философ-гегельянец. С 1896— проф. в Лейдене. В первых работах («Мировые загадки»—«Het wereld raadsel», 1896) сказалось влияние Э. Гартмана, с к-рым Б. находился в переписке. Затем Б. стал популяризатором философии Гегеля, в особенности его диалектики — «Единство противоположностей» («Eenheid van tegendeelen, 1900). В работах по истории религии («Евангелие» — «Het Evan-gelie», 1909; «Великий вопрос...»—«Пе groote vraag...», 1911) Б. отрицал историч. существование Христа. Соч.: Alte Vernunft und neuer Verstand, Leiden, 1902; Zuivere rede en hare werkelijkheid, Leiden, 1909. Het Antwo-ord op de «poging tot voorlichting», Leiden, 1910; Bolbnds Briefwechsel mit E. v. Hartmann, Haag, 1937.
Лит.: UeberwegF., Grundriss der Geschichte der Philosophic Bd 5, 12 Anfl., В., 1928, Wijsbegeerte van de gods-dienst, Leiden, 1923. БОЛЛИАК, Болиак (Bolliac), Чезар (1813-1880) — рум. писатель, революц. демократ, один из предшественников рум. реалистич. эстетики. С позиций рационализма и просветительства Б. выступил с требованиями уничтожить «все иллюзии, на которые все еще опираемся религия» (Opere, v. 2, Вис, 1956, р. 52). Гл. факторами эмансипации народа он считал культуру, иск-во и просвещение. Под влиянием идей утопич. социализма Б. критиковал частную собственность, социальное неравенство. В 1948 выступал за создание республики, за совместную революц. борьбу румын и венгров, против национал-шовинистских течений. Наиболее ценный вклад внес Б. в область эстетики, ьскрыв реакц. характер теории «искусства для искусства», проповедоваемой офиц. идеологом бурж.-помещичьего режима Т.Майореску. Б. требовал, чтобы иск-во было поставлено на службу прогресс, идеалам Соч.: Ореге, v. 1—2, Вис, [1956]. Институт философии Румынской АН. БОЛОТОВ, Андрей Тимофеевич (7 окт. 1738-4 окт. 1833) — рус. ученый-естествоиспытатель, один из основоположников рус. агрономич. науки. Сын небогатого помещика Тульской губ. По политич. воззрениям—приверженец самодержавно-крепостнич. порядков («Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков», ч. 1—4, 1871—73, т. 1—3, 1931). В статьях в журн. «Сельский житель» (1778—79), «Экономический магазин» (1780— 1789), в «Трудах Вольного экономического общества»» др. Б. пытался объяснить явления природы, исходя из законов самой «натуры». Согласно ему, все физич. вещи состоят из «первоначальных стихий», или «элементов»—земли, еоды, воздуха и огня, а природа в целом — из двух материальных процессов — живого и неживого. Природа делится на три царства-минералов, растений и животных, к-рые находятся между собой в «связи» и в «сопряжении» (взаимодействии). В развитии естествознания Б. решающую роль отводил наблюдению, опыту, экспериментам. Выступая против преформизма, Б. признавал влияние внешней среды на развитие организмов.
В философии Б. — идеалист, увлекавшийся философией нем. идеалиста Крузиуса. Нравств. принципы Б. были окрашены в религ. тона; идея долга перед БОНАВЕНТУРА-БОНЧЕВ 183 богом, царем, родителями наряду с пдсей любви выдвигалась им на одно из первых мест («Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и ее детьми, сочиненные для споспешествования истинной пользе молодых людей», ч. 1, 1776, ч. 2, 1779.) Соч.: Избр. соч. по агрономии, плодоводству, лесоводству, ботанике, М., 1952. Лит.: Бердышев А. П., Андрей Тимофеевич Боло БОНАВЕНТУРА (Bonaventural, Джованни Фидан-ца (1221 —15 июля 1274) — философ-схоластик старофранцисканской школы, представитель реализма и ортодоксально-мистич. направления католич. теологии. Родом из Тосканы (Италия). Учился в Парижском ун-те, где затем был профессором. Став генералом францисканского ордена, преследовал сторонников его радикального крыла—спиритуалов-иоахи-митов, а также Р. Бэкона. Получил почетный титул «серафического доктора» наравне с «ангелическим доктором» Фомой А квинским; причислен к лику святых (1482) и к числу пяти величайших учителей церкви (1587). В схоластике Б.—продолжатель своего учителя Александра из Гэльса. АристотелизМ подчинен у него августиновскому неоплатонизму. Универсалии мыслятся как божеств, прототипы вещей. Полное знание Б. считал достижимым не через чувства и не через схоластич. спекуляцию, но лишь через мистич. созерцание, к-рое достигается путем восхождения от наблюдения внешнего мира, через самоуглубление, к постижению абсолюта в экстатич. слиянии с богом. Мистич. учение Б. сложилось под влиянием Гуго Сен Викторского. Схоластика В., направленная на обоснование существ, порядка и церк. вероучения, и особенно его ортодоксальная мистика служили упрочению идеологич. позиций католицизма и были противопоставлены еретич. мистике спиритуа-лов-иоахимитов. Соч.: De reductione artiumad theologiam; Itinerariuffl mentis in Deum; Centiloquium; Breviloqui nm Ы др. соч.], в его кн.: Opera omnia, t. 1 — 10, [Quaracchi), 1882—1902. Лит.: G i 1 s о n E., La philosophie de S. Bonaventure, БОНАЛЬД (Bonald), Луи Габриель Амбруаз (2 окт. 1754—23 нояб. 1840) — реакц. франц. философ-идеалист и публицист. Состоял в войсках принца Конде, боровшихся против революц. Франции. Выступая в защиту католич. религии и ведя ожесточенную борьбу с философией франц. Просвещения, Б. утверждал, что человек неспособен открывать новые истины и что вся духовная жизнь, как и социальные порядки, имеют своим источником незыблемые традиции, выражающие божеств, волю. Б. обвинял Вольтера, Руссо и др. просветителей в том, что они своими сочинениями подорвали устои французского абсолютизма и вызвали революцию конца 18 в., к-рую считал «бунтом против бога». Полемизируя с теорией общественного договора, Б. и сочинений «Философские изыскания по поводу первых объектов морального знания» («Recherches philosopbiques sur les premiers objects des connaissances morales», 1818) и др. утверждал, что абс. монархия имеет божеств, происхождение и является наилучшей формой гос-ва, необходимой всем народам и вытекающей из самой природы человека; руководящая роль в обществе должна, по Б., принадлежать католич. церкви; демократия — это«худшеесостояниеобщества»,ибо она противоречит божеств, порядку. Аргументация Б. откровенно идеалистична; он полагал, что гл. признак общества — язык, а последний, как и письменность, не мог, по Б., возникнуть иначе как через божеств, откровение.
Соч.: Oeuvres completes..., v. 1—3, P., 1859; Th6orie du pouvoir politique etreligieux dans la societe civile, demontroe par le raisonnement et par l'histoire, v. 1—3, Constance, 1796; Legislation primitive consideree dans les derniers temps par les seules lumieres de la raison..., t. 1—3, P., 1817. Лит.: История философии, т. 3, [М. ], 1143, с. 383-88; Bonald V. М. Е. d e, De la vie et des ecrits de M. le vicomte de Bonald, Avignon, 1853; Moulinie H, De Bonald. La vie, la carriere politique, la doctrine, P., 1910. Л. Герман. Москва. БОННЕ (Bonnet), Шарль (13 марта 1720—20 мая 1793)—швейц. естествоиспытатель и философ. Француз по происхождению. Исследования Б. по биологии, физиологии и психологии оказали большое влияние на формирование естеств.-науч. представлений франц. материалистов. Сам Б. в решении общих вопросов мировоззрения оставался идеалистом. В теории происхождения знаний примыкал к сенсуализм!/ Локка и Кондильяка. На основе учения Лейбница о градациях Б. построил «лестницу существ», расположив все живые существа и неорганич. тела в ряд, от простейших до самых сложных. Эти построения Б. оказали глубокое влияние на формирование идеи эволюции в биологии и предвосхищали идеи Ламарка. Однако сам Б. не понимал подлинного значения идеи развития, стоял на позициях преформизма, за что был подвергнут критике Радищевым (см. Полное собр.соч., т. 2, 1941, с. 139). Б. полагал, что в природе ничего вновь не возникает, что она не делает скачков, и рассматривал «лестницу существ», в к-рую включал и ангелов,лишь как воплощение принципа «градации» тел в природе. В работах, направленных против Беркли и Мальбранша,—«Опыте психологии...» («Essai de psychologies.», 1755) и «Аналитическом опыте о способности flynm»(«Essai analytiquesur les facultesdel'ame»,1760), Б. утверждал, что в человеке соединены тело и нематериальная душа. Принцип их связи науке недоступен, хотя она и познает действия души. Ощущения зависят от тела, обладающего нервами («фибрами»)—органами ощущений. Воздействия на «фибры» порождают ощущения. Память, внимание и др. действия души также зависят от тела; идеи суть видоизменения ощущений, а потому врожденных идей не существует; душа, как субстанция, есть только способность мышления. По Б., животное, как и человек, имеет бессмертную душу. Соч.: Oeuvres d'histoire naturelle et de philosophie, t. 1—8, Neuchatel, 1779—83. Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, БОНЧЕВ, Нешо (1839—78) — болг. просветитель, лит. критик и эстетик. Окончив (в 1867) историко-филологич. фак-т Моск. ун-та, преподавал в 1-й Моск. гимназии. В своих статьях, опубликованных в 1871 — 1873 в журнале «Периодически списание на Българ-ското книжовно дружество», Б. выступал за материа-листич. эстетику и создание реалистич. болг. лит-ры, к-рую он противопоставлял лит-ре классицизма и сентиментализма, призывая следовать примеру рус. лит-ры 19 в. В статье, посвящ. повести Гоголя «Тарас Бульба», Б. рассматривал искусство как зеркало, в к-ром отражается духовный облик народа. «Самопознание есть начало литературы. В неясной форме оно проявляется в народном творчестве, в песнях, пословицах, преданиях; но все больше и больше проявляется в письменности... Народ, познавший свое бытие и высказывающий его в литературе, живет богатой и полной жизнью, а без этого — вслепую, бедно» («Периодическо списание на Българското книжовно дружество», Браила, 1873, Година I, кн. 7 и 8, с. 3 —13). Б. высоко оценивал роль Белинского в создании материалистич. эстетики. Соч.: Съчинения, т. 1, С, 1942. 184 БОРЕК-БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ Лит.; Иванов В., Нешо Бончев — пъервият български БОРЕК (Borek), Эдмунд (4 нояб. 1880—1 марта 1924)—словацкий публицист. С 1906—редактор газ. «Slovenske robotnicke noviny» и журнала «Nap-red», на страницах к-рых выступал с защитой марксизма и критикой клерикализма и национализма. Осн. соч. В. — «Социал-демократия и религия» («Socialna demokracia a nabozenstvo», 1913). В работе, посвящ. жизни и деятельности К. Маркса (1913), опубликовал первый словацкий перевод «Коммунистического Манифеста». Труды Б. сыграли положит, роль в распространении марксизма в Словакии. Лит.: F е г е п с г I., Edmund Borek a slovenske robotni БОРИСОВ, Петр Иванович (1800—30 сент.1854)—рус. философ-материалист, декабрист. Сын отставного штаб-офицера. Изучение естеств. наук и философии, особенно сочинений Вольтера, Гольбаха, Гельвеция, способствовало выработке материалистич. и атеи-стич. мировоззрения Б. Он являлся одним из учредителей тайного революц. «Общества соединенных славян» (1823—25), к-рое ставило своей целью освободить слав, народы от деспотизма и объединить их в демокра-тич. респ. федеративный союз (см. Декабристы); Б. составил для этого общества «Правила» и «Присягу». После поражения восстания декабристов был сослан в Сибирь. К концу 40-х гг. относится его очерк «О возникновении планет», в к-ром развивается материалистич. взгляд на мироздание, говорится об атомном строении небесных тел, о бесконечности Вселенной. Соч.:» кн. — Избранные социально-политические и философские произведения декабристов, т. 3, |Л.], 1951, с. 61—82; («Дело П. II. Борисова»), в кн.: Восстание декабристов. Материалы, т. 5, М.— Л., 1926. Лит.: Н е ч к и н а М. В., Общество соединенных славян, БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ - противодействие, оказываемое организмами всем неблагоприятным для их жизни и распространения факторам неживой и живой природы. Доживают до зрелого возраста и дают более или менее обильное потомство обычно те особи, к-рые выдерживают Б. за с. лучше других. Дарвин употреблял выражение «борьба за существование» в самом широком смысле. Важный для действия отбора результат Б. за с. заключается не столько в гибели одних особей и выживании других, сколько в производстве нек-рыми особями более жизнеспособного и более обильного потомства. Дарвин связывал Б. за с. с размножением организмов в геометрической прогрессии. Энгельс отметил «противоречие между бесчисленным множеством зародышей, которые расточительно производит природа, и незначительным количеством тех из них, которые вообще могут достичь зрелости, -»- противоречие, которое действительно разрешается большей частью борьбой за существование, подчас крайне жестокой» («Анти-Дюринг», 1957, с. 65—66). Однако Б. за с. не является обязательным условием эволюции путем отбора. Б. за с, по Дарвину, охватывает и внутривидовые и межвидовые отношения организмов, а также их отношения к фнзнч. и химич. условиям среды. Растения б популяции, живущей на окраине песчаной пустыни, ведут борьбу за жизнь против засухи. Т. о., под Б. за с. Дарвин понимал всякую деятельность организмов, направленную к сохранению своей жизни и оставлению возможно более многочисленного потомства, а тем самым—к преодолению любых препятствий, к-рые они встречают на этом пути. Дарвин неправильно думал, что его теория Б. за с. есть теория Мальтуса, примененная ко всему органич. миру. Энгельс по этому поводу писал: «каждый может с первого взгляда заметить, что не требуется маль-тусовских очков, чтобы увидеть в природе борьбу за существование» (гам же, с. 65). Учение Мальтуса (см. Мальтузианство) было глубоко реакционным. Мальтус ут. ерждал, что нищета трудящихся обусловливается вечным законом, согласно к-рому народонаселение возрастает в геометрич. прогрессии, а средства существования—); арифметической. Отсюда он заключал, что трудящиеся могут смягчить свои страдания лишь воздержанием от браков. Это человеконенавистнич. учение было подвергнуто критике Марксом п Энгельсом. Против мальтузианства решительно выступали Чернышевский и др. революц. демократы. Тем не менее нельзя говорить о реакционности идеи Б. за с, когда речь идет не о человечестве, а о растениях, животных и протистах. Однако Дарвин пытался пользоваться измышлениями Мальтуса для объяснения явлений в развитии человечества и говорил о значении естественного отбора в жизни народов земного шара (см. Соч., т. 5i М., 1953, с. 245—54). Т. о., Дарвин, еще в 1-й пол. 19 в. возвышавший свой голос против рабства (см. Соч., т. 1, М.—Л., 1935, с. 417), утверждавший, что причину нищеты трудящихся его родины надо искать в ее гос. строе и развивавший мысли, к-рые опровергали учение Мальтуса, все же находился под нек-рым влиянием этого учения. Для правильного понимания Б. за с. одних организмов против других необходимо иметь в виду, что отношения межвидовые качественно отличаются от внутривидовых отношений. Межвидовые отношения чрезвычайно разнообразны и сплошь да рядом антагонистичны, хотя нередко они включают в себя и взаимопомощь между организмами различных видов. Для внутривидовых же отношений характерно то, что они в целом направлены на сохранение и процветание данного вида. Пи в коем случае нельзя утверждать, что в природе полностью отсутствует внутривидовая борьба. Многочисленные и бесспорные факты соревнования и борьбы между самцами (гораздо реже между самками) у относительно высоко организованных животных были положены Дарвином в основу теории полового отбора. В таких драках победители иногда убивают побежденных соперников (напр., у костистой рыбки трехиглой колюшки). Впрочем, очень частота-кие бои не приводят ни к каким телесным повреждениям или кончаются лишь ничтожными ранениями. В нек-рых случаях природа орудий боя у самцов такова что они не способны нанести друг другу опасных ране ний (напр., у оленей). Экология многих групп позво ночных (млекопитающих, птиц, пресмыкающихся рыб) установила многочисленные факты борьбы меж ду особями одного и тоже же вида за гнездовой участок. У грызунов наблюдается внутривидовая кон куренция за пищу, обостряющаяся во время засух, У рыб известен каннибализм (поедание особями вида других особей того же вида). В естественных и искусственных однородных лесных насаждениях иногда одни особи гибнут, другие же продолжают расти. Конкуренция не остается всегда одинаково острой, а изменяется по мере роста молодняка и развития насаждения в целом. Правда, гибель многих особей в популяциях растений (а также и животных) нередко ведет к установлению более благоприятной (или даже оитк-мальной) плотности населения. Так, плотность населения полезная, пока растения юны, становится чрезмерной для выросших особей. Гибель нек-рых растеши! ведет к изрежнванию популяции, происходящему оттого, что одни особи заглушают другие. Нек-рые, часто умеренные, но иногда и острые, формы внутривидовой борьбы, ведя к гибели сравнительно небольшой части популяции вида, могут в целом служить именно процветанию вида путем удаления, элиминации, слабых БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ-БОССЮЭ 185 или менее приспособленных особей. Такая элиминация может осуществляться в прямых столкновениях между животными, когда более сильные побивают, а в нек-рых случаях и поедают слабых, а также в конкуренции, соревновании за пищу, место и другие условия существования. Сильное же обострение внутривидовой борьбы и конкуренции между особями вело бы в определенных случаях к чрезмерному снижению плотности населения и даже к вымиранию популяций вида. С. А. Северцов, изучавший образ жизни диких парнокопытных, пришел к выводу, что, если рога и клыки самца служат только для боя с другими самцами того же вида, то они в результате отбора представляют собой оружие, к-рым невозможно наносить смертельные ранения. Подобные факты, а также многочисленные случаи, когда поведение дерущихся самцов (напр.,у нек-рых змей) исключает изувечение или убийство противников и напоминает скорее«игру»в бой, а не настоящую смертельную схватку, показывают, что иногда природа, выражаясь метафорически, принимает посредством естественного отбора меры к тому, чтобы внутривидовая борьба происходила в известных рамках и не угрожала бы массовым истреблением особей данного вида, особенно же здоровых и мощных особей. Однако тенденция к перенаселенности или к чрезмерной плотности населения, отк-рой зависит внутривидовая борьба, не есть обязательное условие видообразования. Энгельс отметил наличие случаев, когда «виды изменяются — старые вымирают, а их место занимают новые, более развитые — без наличия такого перенаселения: например, при переселении растений и животных в новые места, где новые климатические, почвенные и прочие условия вызывают изменение» («Диалектика природы», 1955, с. 248). При этом нек-рые особи выживают, и их потомство, все более и более приспособляясь, дает начало новому виду, а другие особи, «более стабильные», погибают, и с ними вымирают несовершенные промежуточные формы; все это «может происходить — и происходит фактически — без всякого мальтузианства; а если даже допустить, что последнее и играет здесь какую-нибудь роль, то оно ничего не изменяет в процессе и может самое большое только ускорить его» (Энгельс Ф., там же). Факты биологии и палеобиологии показывают, что процесс развития органич. форм действительно совершается и без фактора перенаселенности (или лишь при незначительном его участии). По данным биогеографии, появление популяций видов на новых для них местах нередко является результатом занесения туда немногих особей животных, относительно малочисленных семян или плодов растений. Попав в новые условия среды, эти поселенцы во многих случаях давали начало более или менее быстро развивающимся группам видов, иногда весьма своеобразным формам. Такими, напр., были нелетающие птицы, жившие на Маскаренских о-вах, в частности додо, существовавший на о-ве Маврикия еще в 17 в. В подобных случаях небольшие группы особей-иммигрантов в течение нек-рого времени не могли испытывать никакого давления перенаселения и к тому же не имели опасных конкурентов н врагов со стороны представителей местной фауны. Тем не менее эволюция этих животных происходила чрезвычайно быстро. Фактор межвидовой В. за с. не играл существенной роли также при достаточно резких изменениях условий неживой среды, напр. при быстром изменении — понижении или повышении — солености морских бассейнов. Если в подобную область попадали формы, способные жить в новых условиях солености, то на первых порах плотность популяции таких иммигрантов должна была быть относительно низкой.Т.о.,многие факты показывают, чтоэволюция может протекать иногда без острой Б. за с. между организмами. Межвидовые отношения организмов бесконечно сложны и многообразны: они ни в коем случае не укладываются в формулу борьбы между ними. Существуют различные типы взаимно полезной связи между организмами различных видов. Такова связь между видами насекомоопыляемых растений, с одной стороны, и соответствующими видами насекомых — с другой. Распространение многих растений зависит от употребления их плодов в пищу разными животными. В течение ис-торич. развития органич.мира взаимозависимость между органич. формами в общем усиливалась. Одним из случаев такой взаимозависимости является симбиоз — сожительство организмов разных видов, приносящее пользу всем участникам такого сожительства. Однако даже отношения между видами хищников и видами травоядных животных, к-рыми питаются эти хищники, могут содержать элемент положительной взаимозависимости видов, потому что хищники нападают в первую очередь на слабые особи и тем способствуют повышению жизнестойкости популяций травоядных форм и потому что для сохранения и процветания вида может оказаться полезным снижение чрезмерной плотности населения. См. также Эволюционное учение и лит. при этой БОССАРД (Bossard), Джеймс (р. 29 сент. 1888) — амер. бурж. социолог. С 1917—д-р философии. С1925— проф. социологии. В 1935 — президент Восточного социологич. об-ва. В 1941 — первый вице-президент Амер. социологич. об-ва. Исследует вопросы семьи, брака, отношений между родителями и детьми («Брак и дети» — «Marriage and the child», Phil. — L., 1940; «Социология развития детей»—«The sociology of child development», N. Y., 1948; «Родители и дети. Исследования в области поведения семьи» — «Parent and child. Studies in family behavior», [Phil.], 1953). С идеалистич. позиций разбирает вопросы конкретной и общей социологии (соавтор кн. «Введение в социологию» — «Introduction to sociology», [1952]).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|