БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 9 глава
Первые десятилетия 20 в. характеризуются усилением борьбы между новыми идеалистич. направлениями, возникшими под влиянием империалистич. философии Европы и США, и материалпстич. течением. Среди совр. браз. бурж. философов, к-рые занимают независимую и прогрессивную позицию, выделяются Ж. Крус Каста (р. 1904) и Л. Пинту Феррейра. В идеалистич. лагере в совр. Бразилии до 2-й мировой войны особое распространение получили неотомизм (Л. Франка, А. А. Лима, А. Коррея, Л. фон Аккер, А. В. Велозу, Г. Барбуи и др.). инструментализм, неокантианство, неопозитивизм и интуиционизм. В послевоенные годы к этим течениям присоединились экзистенциализм (В. Ф. да Силва — гл. ред. журн. «Dialogo»), феноменология (Л. В. Вита), философия культуры (М. Реали, редактор с 1951 журн. «Revista Brasileira de Filosol'ia»), семантика (Э. Канабраеа). Наиболее популярны среди бурж. философов неото-миам и экзистенциализм и их сочетание — христ. экзистенциализм. В Бразилии имеются также отд. последователи философии Бергсона, Блонделя, Брюн-свика, Уайтхеда, Рассела и т. д. В 30-х и 40-х гг. 20 в. был создан ряд филос. ф-тов. Созданы Бразильский институт философии (1949) со мн. филиалами, «Бразильский журнал философии» («Revista Brasileira de Filosofia», с 1951), организованы Национальный (1950) и Международный (1954) конгрессы философии. Господствующее положение в них занимает идеализм. Марксистская философия начала распространяться в Бразилии поздно, в основном после создания в 1922 Коммунистич. партии. В 30-х гг. и особенно после 2-й мировой войны появляется переводная марксистская литература и ряд оригинальных работ бразильских авторов, посвященных критике идеализма и защите диалектического материализма: труд Л. Басбаума «Основы материализма» (L. Basbaum, Fundamentos do materialismo, 1944), книга Кайу Праду Жуниор «Диалектика познания» (Caio Prado Junior, Diale-tica do Conhecimento, 1952). Пропагандой марксистской философии занимаются органы компартии «Problemas»,1949—56 (закрыт в 1956),«Estudos Sociais»
190 БРАЙТМЕН-БРАХМАНИЗМ (с 1958),«Voz Operaria» (закрыт в 1959), «Novos Rumos» (с 1959) и др. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 551—69; Azevedo F. dc, A cultura Brasileira, 2 ed., S. Paulo, 1944; Bezer r a A., A filosofia na fase colonial, «Anais da Sociedade Brasileira da Filosofia», [Rio de Janeiroh 1942 — 1943, Ano 3, jv» 3; В r a n d а о, О с t a v i o, Os intelectuais progressistas. [Rio dp Janeiro, 1956; Cruz Costa J., Con-Vribui?ao a histuria das ideias no Brasil, Rio de Janeiro, 1956; F r a n с о v i с li G., FiWsofos Brasileiros, S. Paulo, 1947; R e u 1 e t A. S., La filosofia lalinoamericana contem-poranea, Washington, 1949; Robledo A. G.,La filosofia en el Brasil, Mexico, 1946; Romero S., Histfiria da lite-ratura brasileira, 5 ed., v. 1—5, Rio de Janeiro, 1953. _ Ж. Базарян. Москва. БРАИТМЕН (Brightman), Эдгар Шеффилд (20 септ. 1884—1954) — амер. философ-идеалист, видный представитель персонализма. Д-р философии (1912), права (1929), лит-ры (1936); проф. Браун-ун-та, Небраска-ун-та, лектор Бостонского и Гарвардского ун-тов. Подобно своему учителю Боуну, Б. защищал рслиг. взгляд на мир, но, в отличие от него, в качестве центральных выдвигал отич. проблемы или философию жизни («Природа и ценности»—«Nature and values», 1945). Исходный пункт философии Б.— «личность Я», но не как реальная человеч. личность, а как мистич. самосознание или духовная сила, благодаря деятельности к-рой, выражающейся в создании «ценностей», мир приобретает содержательность, связность и познаваемость. Первичной субстанцией у Б. является божественная личность, ее познание есть задача пауки («Проблема бога» — «The problem of God», 193C). Соч.: An introduction to philosoohy, Rev. ed., N.Y., БРАК — общественный институт, посредством к-рого регулируются отношения между полами и их отношение к потомству; отсюда связь Б. с семьей, объединяющей родителей и детей. Историч. изменения форм Б. определяются развитием способа произ-ва и связаны с надстроечными формами в обществе — нравст; енностью, правом.
В эпоху первобытного стада Б. отсутствовал. Господствовали отношения так наз. промискуитета, при к-рых каждая женщина данного стада принадлежала всем мужчинам, а каждый мужчина — всем женщинам. На грани раннего и позднего палеолита с развитием первой прочной формы социальной организации — материнского рода — возникают первые попытки упорядочить отношения между полами. Появляются экзогамия и групповой Б., при к-ром все мужчины одного рода имели право на супружеские отношения со всеми женщинами другого рода. Эпизодич. сожительство отд. парами, имевшее место в рамках группового Б., с развитием материнско-родового строя привело к возникновению парного С, объединявшего уже только одну супружескую перу. Супруги продолжали жить каждый в своей родовой группе (дислокальное поселение); позднее муж стал переходить на жительство в род жены (матрилокаль-ное поселение), но их личное имущество оставалось раздельным, а дети принадлежали только матери и ее роду. Особенностью как группового, так и парного Б. было равенство супругов в Б. В развитом неолите и особенно с началом бронзового и железного веков, с переходом от материнского к отцовскому родовому строю, возникла патриархальная семья, а с ней моногамный (единобрачный) Б., призванный прочно соединить супругов между собой и с их потомством и тем самым обеспечить целостность семьи, впервые ставшей экономич. ячейкой общества. Жена перешла на жительство в семью мужа (патрилокальное поселение) и вместе с детьми подпала под его власть. Свое дальнейшее законченное выражение моногамный Б. нашел в индивидуальной семье, к-рая, возникнув в период распада первобытнооб- щинного строя в связи с развившейся частной собственностью, создала предпосылки для закрепощения женщины собственником-мужчиной. В антагояистич. классовых формациях моногамный Б., оставаясь имущественной сделкой, отдающей женщину под власть ее мужа, приобретает ряд специфичных для данной формации социально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для свободных граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались как простое сожительство. В раннем европ. феод, обществе был установлен обязательный для всех церк. Б., однако крепостные могли вступать в него лишь с согласия феодала и практически по его выбору. В каниталистич. обществе Б. в среде трудящихся основан на личных склонностях, однако безработица и нищета зачастую препятствуют сложению нормальной семьи; в то же время в бурж. среде Б., как правило, строится на грубом материальном расчете.
При социализме обобществление средств произ-ва и привлечение женщин к производит, труду создали основу для фактич. равноправия брачащихся, закрепленного брачпо-семенным законодательством СССР и других социалистич. стран (см. Семья). В социалистич. обществе с ликвидацией антагони-стич. классов и эксплуатации человека человеком, уничтожением материальной зависимости женщины от мужчины действительно создались условия для заключения Б. на основе свободной взаимной склонности (см. Любовь). В Советском Союзе брачное право, основанное иа признании равенства мужчины и женщины, полностью освобождено от влияния церкви, от феодально-байских и буржуазных пережитков. Многоженство запрещено. Применение угроз, насилия, обмана при заключении Б. преследуется законом. В Советском Союзе Б. полностью свободен от социальных, национальных и расовых ограничений. Лит.- Э н г ельсФ.| Происхождение семьи,частной соб БРАНКОВИЧ (Brankovic), Константин (25 мая 1814—22 нояб. 1865) — сербский философ. С 1839— проф. лицея в Белграде. С 1854 преподавал логику, психологию и педагогику в Высшей школе в Белграде. В 1856— ред. газ. «§umadinke», с 1859— цензор. Б.— последователь Канта. Самое значит, произведение — «Основно мудрослови^е» (1848) и «Мыслословл'Ь, или логика за младожь» (1849) — написано под влиянием работ кантианца В. Круга.
С оч.: Природословлв или физика за младежь, Београд, 1850. БРАХМАН —категория инд. идеалистич. философии, гл. обр. веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий якобы в основе всех вещей. БРАХМАНИЗМ — религия ранперабовладельч. общества в Индии, сложившаяся в 1-й пол. 1-го тысячелетия дон. э. В отличие от верований предыдущего периода (см. Ведическая религия), Б. присущи уже очень сложные религ. представления, утверждающие иллюзорность и преходящий характер всего сущего. В священных книгах Б.— Махабхарате, Брахманах, Упанишадах, Араньяках и др.— было разработан» учение о брахмане — безличной, бестелесной и бескачеств, субстанции, к-рая лежит в основе всего существующего. Проявлением заложенных в брахмане творч. начал является периодич. возрождение и гибель мира, к-рый уходит в брахмана для того, чтобы затем снова возродиться из него. Наряду с этими идеями в Б. сохранились и первобытные аниминистич. представления (см. Анимизм), напр. о переселении душ, к-рые, однако, с разложением общинных отношений стали переосмысливаться на новой идеологич. основе, в связи с законом i БРАХМА-СУТРА-БРЕНТАНО 191 кармы, утверждающим посмертные воздаяния человеку за его поступки при жизни. Если человек хорошо исполнял «дхарму» — порядок жизни, определяющий его обществ, положение,— вел добродет. жизнь, его душа попадала в царство богов, если недобродетельную — в ад. После этого в соответствии с законом кармы душа человека должна была возродиться или в теле человека более высокого обществ, положения, или более низкого, или даже животного. Т. о., причиной угнетенного положения труженика объявлялось только его дурное поведение; столь же оправданным оказывалось привилегированное положение знатных и богатых. Спасением души считалось ее освобождение (мокша) — избавление от дальнейших возрождений, соединение ее с брахманом. Добиться этого можно было, лишь овладев совершенным знанием божеств, сущности брахмана, при сосредоточенности мыслит, способностей и при полной отрешенности от внешнего мира. Последнее считалось достижимым посредством умерщвления плоти (тапас). Этим объясняется та большая роль, к-рую играли в Б. отшельничество и аскетизм. Б. освящал гос-во как установленный богами институт, а носителей гос. власти—как богов в человеч. облике. Освящалась как божеств, установление и сословная структура общества — деление его на сословия (варны): жрецов (брахманов), военную знать (кшатриев), рядовых свободных (вайшьев) и неполноценных свободных (шудр). Б. утверждал неравноправное положение женщин, указывая, что и в потустороннем мире душа жены должна следовать за душой мужа.
В Б. прежние ведич. божества (Индра, Агни, Вару-на, Сурья и пр.) утратили свое значение. На первый план выдвигаются божества Брахма, Шива и Вишну. Пережитком более древних тотемистич. представлений является обожествление животных (особенно коров, обезьян), растений (нек-рых пород деревьев, цветка лотоса) и т. д. Эти элементы древних культов сохранились в Б. благодаря кастовости и замкнутости инд. общин, к-рые «превратили саморазвивающееся общественное состояние в неизменный, предопределенный природой рок и тем создали грубый культ природы, унизительность которого особенно проявляется в том факте, что человек, этот владыка природы, благоговейно падает на колени перед обезьяной Ханумани и перед коровой Сабалой» (М а р к с К., см. М а р к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 136). С 5—4 вв. до н. э. Б. существует в обстановке роста влияния буддизма. В борьбе с буддизмом, заимствуя у него нек-рые положения, изменился и Б., развившийся в индуизм. Лит.: Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; БРАХМА-СУТРА — филос. трактат, являющийся источником школы Веданта. См. Веданта-сутра. БРАХМО САМАДЖ («Общество Б р а х м ы») — бурж. реформаторское просветительское общество в Индии. Организовано в Бенгалии в 1828 Рам-мохан Раем. Движение этого об-ва за религ. я социальные реформы отражало зарождение бурж. идеологии в Индии, попытку переосмыслить инд. религ.-филос, культурные и социальные традиции в свете достижений зап. бурж. цивилизации. Средством обществ, переустройства руководители Б. с. считали реформированную религию. В единстве религий («универсальная религия» Раммохан Рая охватывала индуизм, ислам и христианство) они видели основу для единства людей, а в европеизации Индии—единств. путь к ее социальному и культурному прогрессу. Среди членов Б. с. были отменены религ. и кастовые различия, ми. вредные обычаи (напр., неприкасаемость, идолопоклонство, самосожжение вдов и др.). Филос. основа Б. с.—монистич. теизм. Высшим назначением жизни признавалась реализация внутр. духа человека. В 1866 Б. с. раскололось на 2 об-ва: Ади самадж (во главе с Дебендранатхом Тагором) и Всеиндийский Брахмо самадж (во главе с К. Ч. Севом). Первое объявило себя приверженцем идеологии Упанишад, второе оказалось под сильным воздействием христианства. Впоследствии движение Б. с. выродилось вряд более мелких идейных направлений и об-в, существовавших вплоть до 2-й четверти 20 в. Лит.: Р о л л а н Р., Собр. соч., [т. 1 9], Л., 1936, с. 64 — 98; History ot philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radha-krishnan [a. o.], v. 1, L., 1952; F a r q u h a r J. N., Modern religiousjnovements in India, L., 1929. С. Кедрова. Москва. БРЁИЗИГ (Breysig), Курт (5 июля 1866—16 июня 1940) — нем. бурж. социолог и историк. Учился в Тюбингене у Шмоллера. Доцент в Берлине (1892). Рассматривая мировую историю как единый процесс становления человечества, Б. пытается создать социология, учение о закономерностях историч. развития («История культуры нового времени» — «Kul-turgeschichte <1ег Neuzeit», Bd 1—2,1900—1901; «Ступени и законы мировой истории» — «Der Stufenbau und die Gesetze der Weltgcschichte», 1905). Творческую силу истории Б. видит в «созидающей личности», нар. массы представляются ему инертной силой. Сама историч. закономерность, по Б., носит формальный характер. Б. сравнивает историю с циклом жизни растений, усматривая в ней «постоянно повторяющийся круговорот цзетения, созревания, гибели и нового цветения». Идеалистически рассматривая культурное развитие как совокупность элементарных процессов, творимых психикой общественного человека, Б. уделял мало внимания экономической основе обществ, развития. Соч.: Vom geschichtlichen Werden, Bd 1— 3, Stuttgart—В., БРЕНТАНО (Brentano), Луйо (18 дек. 1844—9 сент. 1931) — нем. бурж. экономист, один из теоретиков катедер-социализма; проф. ун-тов в Бреславле, Страсбурге, Вене, Лейпциге и Мюнхене. Б.— автор работ о чартистском движении в Англии, занимался и ис-торико-этич. проблемами. В своих работах, в особенности экономических, В. утверждал, что поскольку повышение заработной платы и сокращение рабочего дня сопровождаются ростом производительности труда, постольку капиталисты, заинтересованные в последнем, будут улучшать и положение рабочих. Отсюда он проводил ложную идею о возможности «социального мира», о примирении классовых противоречий путем реформ и разрешения этич. задач. Б., по выражению Энгельса, хотел сделать рабочего «довольным наемным рабом» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, 1936, с. 152). Для филос. и социальных взглядов Б. характерны идеализм и эклектизм. Он проповедовал «всеобщее благополучие» на основе либеральных реформ. В последние годы жизни — открытый апологет империализма. На идеи Б. опирались в последующем его ученики Геркнер, Шульце-Геверниц, а потом и фашиствующие экономисты. Соч.: Die Arbeitergilden der Gegenwart, Bd 1—2, Lpz., 1871—72; Der wirtschaftende Mensch in der Geschichte, Lpz., 1923; Konkrete Grundbedingungen der Volkswirtschaft..., Lpz., 1924; Mein Leben in Kampf um die soziale Entwicklung Deut-schlands, Jena, [1931]; Соч. в рус. пер.: Об отношении заработной платы и рабочего времени к производительности труда. СПБ, 1895: Классическая политическая экономия, СПБ, 1900; Профессиональные организации рабочих, СПБ, 1903; 192 БРИДЖМЕН-БРОУД Этика и народное хозяйство в истории, СПБ, 1906; Опыт теории потребностей, Казань, 1921; Аграрная политика, М.— Л., 1929. Лит.: Энгельс Ф., Брентано contra Маркс, в кн.; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 16, ч. 2, М., 1936; Маркс К., Капитал, т. 1, М., 1955 (см. Предисловие к четвертому изданию); С в я т л о в с к и й В. В., Л. Брентано, его жизнь, воззрения и школа, М., 1896; Neisier H. und Palyi M., L. Brentano. Eine Bio-Bibliographie, В., 1924. Б. Раббот. Москва. ВРЙДЖМЕН (Bridgman), Перси Уильяме (р. 21 апр. 1882)—амер. физик и философ-идеалист. Окончил Гарвардский ун-т (1904), в к-ром затем был проф. математики и естеств. философии до 1954. Лауреат Нобелевской премии (1946) за исследование в области физики высоких давлений. В философии Б. известен как родоначальник опе-рационализма, осн. идеи к-рого им были высказаны впервые в работе «Анализ размерностей» («Dimensional analysis», 1922, 2 изд., 1931, рус. пер. 1934), затем подробно развиты в «Логике современной физики» («Logic of modern physics», 1927, переизд. 1954) и последующих работах. По мнению Б., значение всякого понятия можно выяснить, лишь проанализировав ряд операций, к-рые выполняются или при употреблении этого понятия, или при верификации, т. е. при определении истинности предложения, включающего это понятие, или при ответах на вопросы относительно него. Т. о., значение понятия сводится к соответствующей серии операций; это выражено в формуле Б. «значение — это операции». Операции определяются Б. как «направленные действия» индивида и могут быть как чисто физическими, так и умственными («с карандашом и бумагой»), а также смешанными. Понятия, пе допускающие операц. определения, Б. объявляет непригодными для науч. употребления. Эти взгляды являются синтезом логического позитивизма, откуда Б. берет идею эмпирич. определения значения понятия, с прагматизмом. Операционализм Б. неизбежно приводит к субъективному идеализму, т. к., в конечном счете, познание сводится к субъективному опыту индивида. В области социологии Б. занимает позицию анархиствующего интеллигента, воспевая интеллектуальную свободу ученого-одиночки; он призывает к отказу от «сентиментального демократизма», где все члены гос-ва пользуются одинаковыми привилегиями, и настаивает на участии в управлении лишь наиболее «авторитетных» политиков и ученых. Соч.: The nature of physical theory, 2 ed., N.Y., 1949; The intelligent individual and society, N.Y., 1938; Reflections of a physicist, 2 ed., N.Y., 1955; The nature of some of our physical concepts, N.Y., 1952. Лит.: Шафф А., Некоторые проблемы марксистско- КРИТУ (Brito), Фариас (24 июля 1862—16 янв. 1917)—браз. бурда, философ. Получил юридич. образование в г. Ресифи. Филос. учение Б. представляет собой противоречивое сочетание материалистич. и идеа-листич. положений. Первые его работы (1886—95) написаны под влиянием Т. Баррету и Геккеля; с 189fl под влиянием философии Спинозы Б. переходит к своеобразному телеологии, пантеизму. На последних произведениях Б. (после 1905) сказалось его увлечение идеалистич. философией Бергсона. Почти во всех работах Б. в качестве центрального выступает вопрос о конечной цели мира и о моральном поведении человека в обществе. В книге «Истина, как правило действий» («A verdade como regra das acoes», 1905) Б. утверждает, что познание есть конечная цель мира, а истина есть предмет познания и цель морали, наивысший критерий поведения человека. Целью своей собств. философии Б. считает моральную реформу человечества, идеалистически рассматривая ее как единств, выход из духовного и социального кризиса капиталистич. общества. Соч.: A finalidade do mundo, v. 1—3, Ceara, 1895—1905; A base fisica do espirito, Bolem, 1912; О mundo interior, Rio de Janeiro, 1914. Лит.: Carvalho L. R. de, A formacao filosufica de БРОС (de Brasses), Шарль де (17 февр. 1709 — 7 мая 1777) — франц. историк и филолог. Окончив Дижонский коллеж, стал советником (1731), а затем и президентом парламента в Бургундии. Параллельно Б. занимался изучением истории и лингвистики («Трактат о законах образования языков» — «Traite de la formation mecanique des langues», 1765, рус. пер. 1821 А. Никольского). Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро, находился в тесной связи с франц. учеными Дюпюи, Бюффоном и др. Б.— автор получившего широкую известность соч. «О культе религиозных фетишей» («Du culte des dieux fetiches», 1760). В этой работе Б. выдвинул положение о том, что древнейшим этапом развития религии являлся фетишизм, т. е. почитание животных или неодушевленных предметов. Фетишизм, по мнению Б., является универсальной формой первобытной религии, он «распространен у всех первобытных народов вселенной, во все времена, во всех местах» («Du culte des dieux fetiches», p. 185). Причиной возникновения фетишизма является, по Б., страх, а также невежество. Излагая теорию происхождения религии, Б. выдвинул положение об историч. развитии мышления. Человеч. сознание развивается от грубых чувственных представлений к более абстрактным, отвлеченным. Б. возражал против механич. перенесения на первобытную религию таких терминов, как «бог», «дух», т. к. это означало бы, по его мнению, приписывание дикарям «наших идей», «нашего способа мышления». Учение Б. оказало влияние на теории франц. мыслителей 18 — нач. 19 вв.— Гельвеция, Волъ-нея и др. Соч. Б. о фетишизме читал и конспектировал Маркс в 1842. Лит.: Францев Ю. П., Материалисты прошлого о происхождении религии, в кн.:«Ежегодник Музея истории религии и атеизма», т. 1, М.—Л., 1957, с. 38 —41; MametH.,Le president de Brosses, sa vie et ses ouvrages, P., 1874; Brunei L., Les philosophes et 1'academic francaise au XV1I1 siecle, P., 1884. БРОУД (Broad), Чарли Данбар (р. 30 дек. 1887) -англ. философ-идеалист, сторонник т. н. неореализма. Проф. философии морали в Кембриджском ун-те (1933—53). Выдвигает идею т. и. критической философии («Научная мысль» — «Scientific thought», 1923), задача к-рой заключается в анализе и определении осн. понятий повседневной жизни и науки и в выяснении смысла предложений и решит, критике осн. убеждений, переносимых без надлежащего анализа из сферы обыденного мышления в науку. По Б., философия должна состоять из логики, анализирующей формы предложений, их части, качества и отношения между собой, и этики, анализирующей понятия и исходные идеи, к-рыми пользуются в суждениях одобрения и неодобрения. Б. рассматривает материальные вещи как комбинации «мгновенных точек — событий». Б.— сторонник вмерджентной эволюции. По Б., все в мире происходит в результате слепой комбинации материи или энергии. Считая человеч. душу «компонентом» мира («Человеческая личность и возможность ее посмертного существования» —«Human personality and the possibility of its survival», 1955), Б. отстаивает мистпч. взгляд на возможность переселения души после смерти человека в тело др. человека. Соч.: Perception, physics and reality, N. Y., 1914; The БРУКНЕР-БРУНО 193 ВРУККЕР (Brucker), Иоганн Якоб (22 янв. 1696— 26 нояб. 1770) — нем. историк философии, ученик Буддеуса. Автор одного из первых в Германии трудов по истории философии («Критическая история философии...» — «Historia critica philosophiae...», t. 1—5, 1742—44, 2 ed., 1767). Б. примыкал к правому крылу философии немецкого Просвещения (см. Немецкая философия). Соч.: Kurze Fragen aus der pliilosophischen Historie, TJ 1—7, Ulm, 1731—36. Лит.: Г е г е л ь Г. В. Ф., Лекции по истории философии, кн. 1, М.— Л., 1932 (Соч., т. 9, по Указателю). В. Хейзе. Берлин. БРУННЕР (Brunner), Эмиль (р. 23 дек. 1889) — швейц. теолог. Проф. в Цюрихе с 1924. Один из представителей т. н. диалектич. теологии. В своих работах Б. утверждает мысль о благотворности связи веры с общим развитием культуры, к-рое понимается гл. обр. как развитие философии, морали, психологии. Б. проводит идею близкого конца мира,причину к-рого он видит в успехах техники и автоматизации. Соч.: Erlebnis, Erkenntnis und Glaube, 5 Aufl., Tubingen, 1933; Die Grenzen der Humanitat, Z., 1922; Religionsphiloso-phie evangelischer Theologie, Munch., 1927; Das Wort Gottes und der moderne Mensch, В., 1937; Der Mensch im Wiederspruch, Z.. 1941; Offenbarung und Vernunft, Z., 1941; Dogmatik, Bd 1—2, Z., 1946—50; Das Missverstandnis der Kirche, Stuttgart, 1951; Das Ewige als Zukunft und Gegenwart, Z., 1953. Лит.: Б ay мер Ф. Л., Апокалиптика 20-го столетия, «Вести, истории мировой культуры», 1957, J-6 2; М о м д-жя н X. Н., Об идеологии социального пессимизма, там же, с. 47— 55; V о 1 k e n L., Der Glaube bei E. Brunner, Freiburg, 1947. БРУНО (Bruno), Джордано (Филиппо) (1548—17 февр. 1600) — итал. философ, борец против схоластич. философии и римско-католич. церкви, страстный пропагандист материалистич. мировоззрения, принявшего у него форму пантеизма. Родился в местечке Нола, близ Неаполя, в семье разорившегося мелкого дворянина. В 1566 — 75 обучался в монастырской школе доминиканского ордена, получил сан священника и степень доктора философии. Преследуемый като-лич. церковью за свои идеи и борьбу с церковниками, В. покинул Италию; жил во Франции, Англии, Германии, по возвращении на родину был арестован (1592) и провел в заключении 8 лет. Судом инквизиции Б. был обвинен в ереси и свободомыслии, отказался признать свои идеи ложными и был сожжен на костре (см. «Протоколы процесса Джордано Бруно в венецианской инквизиции», в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, [т. 1], М., 1950; «Краткое изложение следственного дела Джордано Бруно», там же, [т.] 6,М., 1958). Б.—крупнейший деятель эпохи Возрождения, продолживший традицию итал. материалистич. вольномыслия П. Помпонацци, Д. Кардано, Б. Телезио и др. В своем первом филос. соч. «О тенях идей» («De uinbris idearum», 1582), посвященном вопросам совершенствования памяти на основе «великого искусства» Р. Луллия, Б. развил концепцию, по к-рой мышление и природа происходят от высшего божеств, начала путем эманации (истечения). Природа оформляется в соответствии с едиными, однородными идеями божества, и человеч. мышление, т. о., познает в природе лишь «тени идей». Эта концепция Б., еще тесно связанная с неоплатоновским идеализмом, в дальнейшем в его диалогах развивалась в сторону материализма. Диалоги эти написаны и изданы на итал. яз. в Лондоне и Париже («Пир на пепле» — «La cena de le ceneri», 1584; «О причине, начале и едином» — «De la causa, principio et uno», 1584; «О бесконечности, вселенной и мирах» — «De l'infmito, universo et mondi», 1584; «Тайна Пегаса, с приложением Кил-ленского осла» — «Cabala del Cavallo Pegaseo. Con l'aggiunta dell'Asino Oillenico», 1585; «Изгнание торжествующего зверя» — «Spaccio della bestia tricn-fante», 1584; «О героическом энтузиазме» — «De gl'e-roici furori», 1585). Важны и произведения, изданные на лат. яз. во Франкфурте («О тройном наименьшем и об измерении» — «De triplici minimo et mensura», 1591; «О монаде, числе и фигуре» — «De monade, numero et figura», 1591; «О безмерном и бесчисленном» — «De immenso et innumerabilibus», 1591). Эволюция идей Б. в сторону материализма гносеологически объяснялась возраставшим влиянием на Б. антич. материалистов: Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, Эпикура, Лукреция и материалистически истолкованного Парменида. Б. испытал также сильное влияние платоников и пифагорейцев. Оформлению материалистич. натурфилософии Б., направленной против схоластич. аристотелизма, способствовало также влияние естествознания и прежде всего гелио-центрич. теория Коперника. Используя эти источники, а также идеи «отрицательного богословия», согласно к-рому человеч. познание не в состоянии выразить на своем языке сущность бога путем положит, определений, Б. пришел к выводу о непознаваемости бога. Поэтому целью философии Б. считал не познание потустороннего, надприродного бога, а познание природы, являющейся «богом в вещах» (deus in rebus). Более решительно, чем Николай Кузанский и все др. натурфилософы эпохи Возрождения, Б. отождествлял бога и природу. «Природа, — по Б.,— либо есть сам бог, либо божественная сила, открытая в самих вещах» (см. «Свод метафизических терминов», в кн. «Вестник истории религии и атеизма», М., 1950, № 1, с.396). Важнейшее положение, сформулированное Б. относительно природы, состояло в утверждении ее бесконечности. Бесконечное божеств, могущество, согласно В., не может ограничиться созданием конечного мира, представление о к-ром было одним из осн. устоев перипатетическо-схоластич. мировоззрения. Бесконечные свойства неоплатоновского бога превратились, т. о., у Б. в бесконечность природы. Учение же о бесконечности природы не было у него только умозрит. положением, каким оно осталось в значит, степени у Николая Кузанского. Опираясь на открытие Коперника, Б. стремился дать физич. и астрономия, конкретизацию этого натурфилос. принципа. Этот принцип позволил Б. произвести плодотворное переосмысление теории Коперника, освободив ее от весьма существ, недостатков: от традиц. представления о конечности мироздания, замкнутого сферой неподвижных звезд, от взгляда, согласно к-рому Солнце неподвижно и составляет абсолютный центр Вселенной. Развивая идеи Николая Кузанского, Б. доказывал, что любое небесное светило можно рассматривать как такой центр потому, что он находится повсюду и нигде, т. е. обосновывал идею бесконечности Вселенной, бесконечного множества ее миров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|