БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 10 глава
Натурфилософия Б., предвосхищавшая открытия позднейшей науки, отличалась от перипатетическо-схоластич. натурфилософии также и тем, что утверждала физич. однородность мира. В противоположность Аристотелю, выдвинувшему учение о различии вещества земли и неба, Б. утверждал, что все тела Вселенной состоят из 5 элементов — воздуха, огня, воды, земли и эфира, к-рый служит связующей средой между 4 элементами, благодаря чему из натурфилософии устранялось понятие пустоты (Б. расходился в этом с антич. атомистами). Б. признавал существование «мировой души» (в чем сказалось влияние неоплатонизма), к-рая со- 194 БРУНО —БРУШЛИНСКИЙ ставляет образующее и движущее начало Вселенной. Мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, по Б., находится во всех без исключения вещах, составляя их движущий принцип. Этим Б. становился на позицию гилозоизма, находя подкрепление в воззрениях Гераклита и др. антич. материалистов. В условиях 16 в. гилозоизм Б., при всей своей несостоятельности и фантастичности, играл прогрессивную роль, т. к. приводил к важнейшему выводу о том, что человек с его сознанием является частицей единой природы. На основе гилозоизма Б. сделал и другой прогрессивный антисхоластический вывод о материи как активной самодвижущейся субстанции, порождающей из себя все новые и новые формы. Воззрения Б. содержали ряд диалектич. положений: единство, связь и движение всех частей и элементов природы, единство органического и неорганического, психического и физического. Диалектика Б. связана также с его стремлением раскрыть происхождение множественности и разнообразия вещей из единства и простоты верховной субстанции путем раскрытия противоположностей, совпадающих как в бесконечно большом, гак л в бесконечно малом. Одна противоположность является началом другой: уничтожение полагает начало возникновению и наоборот, любовь— ненависти, самые сильные яды служат самым могу-ществ. лекарством и т. п. Источник этой связи, внутр. родства противоположностей — бесконечная субстанция. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъект и объект и т. п. «Кто хочет познать наибольшие тайны природы,— писал Б.,— пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» («Диалоги», М., 1949, с. 291). В отличие от Николая Кузанского, у к-рого идея «совпадения противоположностей» (coincidentia oppositorum) была включена в значит, степени в систему теологич. воззрений, Б. придавал этому диалектич. учению на-туралистич. формулировку. Последняя вытекала также из учения Б. об осн. единице бытия — монаде, в деятельности к-рой неразрывно связаны телесное и духовное, объект и субъект. Монада как «минимум» бытия выступает у Б. в 3 смыслах: онтологическом — как наименьшая субстанция, физическом — как атом, математическом — как точка. Точка образует линию, линия — плоскость, а плоскость — всякое геометрич. тело. Однако все эти различия «наименьшего» или «минимума» снимаются в бесконечности всеединой субстанции, «творящей» всю природу и разлитой в ней. Эта верховная субстанция есть «монада монад», или бог. Как целое она проявляется во всем единичном, а любое единичное носит на себе печать целого — «все во всем».
В изданных во Франкфурте, а также в последних, не и.-'данных при жизни Б. произведениях, в к-рых и развито учение о монаде, ощущается тенденция трактовать ее в духе Демокрита и Эпикура — как атом, а духовную субстанцию, разлитую в природе,— как тончайший воздух, или эфир.
Для теории познания Б. характерно утверждение, что истина открывается человеч. уму не сразу. Ступенями ее постижения являются чувство (sensus), дающее лишь огранич. картину мира, рассудок (ratio), посредством к-рого достигается познание первоначал, и разум (intellectus), дающий нам возможность как бы интуитивного проникновения в высшие тайны природы, окончательно исправляющий показания чувств и постигающий, в частности, «совпадение противоположностей» (иногда Б. говорит о 4 ступенях, вводя еще понятие «духа»— animus, играющего роль «ума», к-рый в этом случае является лишь усовершенствованным разумом). В диалоге «Изгнание торжест- вующего зверя» Б. дал новую, по сравнению с традиционной, оценку человеч. добродетелей, особенно подчеркивая стремление человека к истине и к труду: посредством труда человек должен возвысить свою природу и сделаться богом Земли. В этом диалоге Б. подвергал разрушит, критике все современные ему положит, религии и вскрывал их неспособность служить основой нравств. поведения людей. В диалоге «О героическом энтузиазме» Б. воспевал героизм, рождающийся в борьбе с теологами и схоластич. педантами за науч. филос. познание природы. Многие идеи Б. разрабатывались философами но Соч.: Opera latine conscripta publicis sumptibus edita, v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italiane, 2 ed., t. 1—3, Bari, 1925—27; Dialoghi italiani. Dialoghi metafisici e dialoghi mo-rali, 3 ed., Firenze, [1958]; соч. в рус. пер. — Изгнание торжествующего зверя, [СПБ], 1914; Диалоги («Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла»), М., 1949; О героическом энтузиазме. М., 1953.
«О причине, начале и едином»—гл. филос. работа Б. Состоит из вступит, письма, «дистихий» (торжеств, лат. стихов), двух сонетов и осн. итал. текста (пять диалогов). Первое изд. Venetia, 1584, вышло в Лондоне (Venetia-фальсификация). Переводы на нем.яз.— в кн.: Jordanus Brunus, Sulzbach, 1824 и др., франц.—1930, англ.—1950 (в кн.; S. Greenberg, The infinite in G. Bruno), исп. —1941 (Буэнос-Айрес), венг. (частично)—1952. На рус. яз. книга издавалась дважды в переводе М.А. Дынника: отд. изд., М.,1934, и в кн. «Диалоги» (М.,1 949). «О бесконечности, вселенной и мира х»— одно из осн. произведений Б., излагающее естеств.-науч. основы его мировоззрения. Состоит из вступит, письма, неск. сонетов и пяти диалогов. Первое издание — Venetia, 1584, — вышло в Лондоне (Venetia -фальсификация). Переводы на нем. яз.—1824 и др. На англ. яз. один из отрывков напечатан в кн.: М. de la Roche, Memoires of literature, v. 2, 1722. Полный англ. перевод — в кн.: J. A. Toland, A collection of several pieces, v. 1, 1726, p. 316—49. Неполный венг. перевод вышел в Будапеште (1952). На рус. яз. книга дважды издана в переводе А. И. Рубина: отд. изд. в 1936 и в кн. «Диалоги» в 1949. Л. Азарх. Москва. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 152; Антоновский Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПБ,1892; О л ь ш к и Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933. с. 3—48; Джордано Бруно. Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, «Доклады и сообщения Филологического института», вып. 1,Л., 1949; Р о-жицын В. С, Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Щеглов В. П., Джордано Бруно и его космология, Ташкент, 1956; Корниенко В. С, Философия Джордано Бруно, М., 1957; Горфункель А. X., Современная борьба вокруг научного наследия Джордано Бруно, «Вопр. философии», 1959, № 10; Н б n i g s w a 1 d R., Giordano Bruno, в кн.: Grosse Denker, hrsg. v. Aster [u. a.], Bd 1—2, 2 Aufl.. Lpz., 1923; Bo ul ting W., Giordano Bruno. His life, thought and martyrdom, L.-N. Y., 1916; Gentile G., Giordano Bruno e il pensiero del Rinascimento, 2 ed., Firenze, 1925; Spam pan a to V., Vita di Giordano Bruno, con documenti editi e inediti, Messina, 1921; Graziano G.. Bibliografia Bruniana,_Asti, [1900]. БРУШЛЙНСКИИ, Владимир Константинович [р. 23 сент. (6 окт.) 1900] — сов. ученый, текстолог и науч. редактор произведений Маркса и Энгельса. Окончил Моск. ун-т (1922) и аспирантуру ин-та философии РАНИОН (1929). Ведет науч. работу в области философии. С 1939 — старший науч. сотрудник Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Б. подготовил науч. изд. «Диалектики природы» Энгельса (1941). Работа Б. позволила выявить внутр. стройность незаконч. сочинения Энгельса. Б. подготовил также для 2-го изд. Соч. Маркса К. и Энгельса Ф. «Экономическо-фи-лософские рукописи 1844 года» (впервые полностью опубликованы на рус. яз.), «Святое семейство», «Нищета философии». С 1948 Б. работает над науч. изд. «Теорий прибавочной стоимо- БРЭДЛИ--БУАЛО 195 сти» (4-го т. «Капитала») Маркса, к-рые были известны ранее лишь в издании Каутского, дававшем искаженное представление о труде Маркса. 1-я часть «Теорий» вышла в свет в 1955, 2-я часть —в 1957. Подготавливается 3-я, заключит, часть. Соч.: Спинозовская субстанция и конечные вещи, «Под знаменем марксизма», 1927,.№ 2—3; О категории меры у Гегеля, «Вестн. Коммунистической акад.», 1929, кн. 35—36; О новом издании «Диалектики природы» Ф. Энгельса,«Пролетарская революция», 1940, №4; Работа Ленина над философскими вопросами в 1914—1915 годах, «Вопр. философии», 1947, № 2; О подготовке научного издания «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса, «Вопр. экономики», 1950, № 9 (совм.с И. И. Прейсом). ВРЭДЛИ (Bradley), Фрэнсис Герберт (30 янв. 1846—18 сент. 1924) — англ. философ-идеалист, глава англ. гегельянства. Окончил Оксфордский ун-т и преподавал в нем с 1876. В развитом им вслед за Стирлингом, Грином, Кердом учении «абсолютного идеализма» Б. пытался соединить традиционный в англ. бурж. философии субъективно-идеалистич. эмпиризм Веркли—Юма с абс. идеализмом Гегеля и нек-рыми идеями трансцендентального идеализма Канта. Устраняя из диалектич. метода понятие развития и находясь всецело на почве формальной логики, Б. в своем труде «Явление и реальность» («Appearance and reality», 1893) использовал диалектику лишь для доказательства противоречивости всех науч. понятии, делая из нее вывод о том, что наука не дает объективной истины, т. к. имеет дело якобы не с подлинной реальностью, а лишь с видимостью. Б. утверждал, что науч. понятия (пространство, время, материя, движение, причинность и пр.) и законы не отражают объективной реальности, а представляют собой лишь «рабочие идеи» или даже «рабочие фгк-ции», служащие для практич. действия в мире «явлений». В то же время, согласно Б., «видимость», к-рая включает весь чувственно воспринимаемый мир, это не пустая иллюзия, но проявление более глубокой, подлинной реальности. Эта реальность, согласно метафизич. учению В., исключает все противоречия и изображается Б. как некое безусловное духовное начало, как сверхчеловеч. «абсолютный опыт», представляющий собой единство мышления, чувства и воли. В этом абсолюте, имеющем божеств, характер, хотя и не отождествляемом Б. с богом той или иной определ. религии, все противоречия снимаются и разрешаются. В социально-этич. плане учение Б. о совершенстве абсолюта превращается в проповедь примирения классовых противоречий и в оправдание зла, к-рое существует якобы лишь с частной, ограниченной точки зрения.
С о ч.: Ethical studies, N. Y.. 1951; The principles of logic, v. 1—2, L., 1928; Essays on truth and reality, Oxf., 1914. Лит.: Квитко Д.Ю., Очерки современной англо-амери ВРЮНСВЙК (Brunschvicg), Леон (10 нояб. 1869— 18 янв. 1944) — франц. бурж. философ-идеалист, представитель т. н. критического рационализма. С 1909 — проф. Сорбонны. Б. выступал за рационализм и применение науч. метода в философии («Модальность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако в истолковании Б., подвергшегося сильному влиянию Канта, наука превращается в свою противоположность, ибо под «научным методом» он разумел такую активность разума, к-рая устанавливает принципы «собственного движения», а они, согласно Б., тем более «научны», чем больше дух «свободен» от органов чувств и внешних материальных вещей (см. «Введение в жизнь духа» — «Introduction a la vie de l'esprit», P., 1900). Между наукой, философией и религией, согласно Б., не существует принципиальных различий. Бог совпадает у него с «бесконечным разумом», а наука на своей высшей ступени перерастает в религию (см. «Прогресс сознания в за- падной философии» — «Les progres de la conscience dans la philosophic occidentale», P., 1927). Соч.: Les etapes de la phibsophie mathematique, 3 ed., P., ВРЯНЦЕВ (Б р я н ц 6 в), Андрей Михайлович (1749—26 янв. 1821) — рус. философ, объективный идеалист. Учился в Вологодской духовной семинарии, Славяно-греко-лат. академии и Моск. ун-те. Проф. кафедры логики и метафизики Моск. ун-та (с 1795). Магистерская диссертация Б. «О критерии истины» («De criterio veritatis», 1787) не сохранилась. В «Слове о связи вещей во вселенной...» (1790) Б. трактовал законы природы в плане каузально-телеологич. параллелизма. Согласно В., в основе мироздания лежит некая «непостижимая деятельность», одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны,— физич. целое, механически устроенное тело, подчиненное закону причинности. С другой,она — «нравственное целое», в трех царствах к-рого господствует установленная богом целесообразность. Все вещи не только «сопряжены» во времени и пространстве «физической связью», где настоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей («конечных причин»), предписанных творцом. В «Слове о всеобщих и главных законах природы...» (1799) Б. относил к всеобщим законам природы закон непрерывности Лейбница, закон «бережливости», а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, к-рый он формулировал, опираясь на Декарта, Бильфингера, Мендельсона. Б. одним из первых знакомил русских с философией Канта. В оценке мировоззрения Б. имеются расхождения. Профессор И. Я. Щипанов (вступ. ст. к «Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII века», т. 1, 1952, с. 48—50) считает Б. «метафизическим материалистом». С оч Б. см. в кн.; Избр. произв. русских мыслителей второй половины XV111 века, т. 1, М., 1952, с. 363—83. Лит.: Рус. биографич. словарь, т. 3, СПБ, 1908 (статья ВУАЛО (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636 — 13 марта 1711) — франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юрндич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наибольшее значение имеет дидактич. поэма «Поэтическое искусство» («L'art poetique», 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враждебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В основу своей поэтики Б. кладет принцип «подражания природе». Следуя за Декартом, Б. признавал единственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал «подражание природе» в иск-ве как изображение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически изменчивого. Прекрасное для Б.— это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и противоречий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия — его обязат. условия. Лучшим способом правильного «подражания природе» Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые «правила» поэтич,. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на «высокие» и «низкие», он каждому жанру отводил изображение особой 196 БУАССБЛЬ—БУДДИЗМ сферы обществ, жизни: материалом для «высоких» жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для «низких» жанров (комедия, бытовой жанр)—бурж. жизнь с ее будничными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат «Размышления о Лонгине» («Reflexions sur Longin», 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными. Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэтика Б. оказала значит, влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех странах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторонников классицизма в России — у Кантемира, Сумарокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит первый перевод «Поэтического искусства» на рус. яз. (L752). В период борьбы против канонов классицизма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реалистов и романтиков. С о ч.: Ocuvres, ed. Pauly, v. 1—2, P., 1891. Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л., БУАССЁЛЬ (Boissel), Франсуа (1728—1807) — франц. утопич. социалист. В 1789 опубликовал социа-листич. по своему характеру «Катехизис рода человеческого для надежного и необходимого установления подлинного нравственного порядка и социального воспитания людей» («Le Catechisme du genre humain...», 2 ed., P., 1792), а в 1793 выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, противопоставленной сочиненному Робеспьером проекту Декларации прав человека и гражданина. Восприняв многие идеи франц. просвещения 18 в. (Руссо, Мо-релли и др.), Б. пошел дальше в критике существующего строя и в планах создания нового обществ, порядка. Неравенство в совр. обществе, удалившемся от природы, является, по Б., следствием нравств. несовершенства людей, создаваемого и укрепляемого собственностью и связанными с ней браком и религией. Чтобы создать новый строй, надо уничтожить право собственности, семью, брак, религ. установления, передать обществу все богатства и обеспечить всем равные возможности потребления при условии участия в труде всех работоспособных членов общества. По словам Б., «золотой век человечества не позади, а впереди нас». Б. выдвинул программу мероприятий переходного периода (регулирование произ-ва и распределения, введение прогрессивного подоходного налога, организация обществ, мастерских и система социального трудового воспитания). Идеи Б. оказали большое влияние на Бабёфа и его сторонников, а также на французских социалистов 30—40-х гг. 19 века. Соч.: Diseours contre les servitudes publiques, P., 1786; Le Code de la liberte civique de la France ou Flambeau de la liberty, P., 1790. Лит.: Gruenberg C, Einige Beitrage zur Entwick-lungsgescbic' te des modernen Sozialismus. Francois Boissel, «Z. ges. Staatswiss.», Tubingen, 1891, Bd 47, H. 2. И. Зилъберфарб. Москва. БУДДА (правильнее Буддха, санскр., букв.— просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а-м ы,— согласно буддийской традиции, основатель философии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит для нек-рых ученых гл. причиной считать его полулегендарной личностью (Е. Senart, Essai sur la legende du Buddha, son caractere et ses origines, 1882). Нек-рые из т. н. сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata. Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Б., согласно к-рым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода ГДакьев), — будущий Б., родился в семье владетельного князя Шуд-дходаны, слушал поучения брахманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путем созерцания прозрел и постиг вечное становление мира, став Б. Археологические находки позволили установить, что в 3 в. до н. э. люди считали Б. земным основателем буддийской религии, к-рая призывала к уходу от обществ, жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Совр. наука относит жизнь Б. к 563—483 до н. э. Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского БУДДЁУС (Buddeus), Иоганн " Франц (25. VI. 1667 — 19. XI. 1729) — нем. философ-идеалист, протестантский теолог. Противник протестантской схоластики и схоластизир. Аристотеля. Б. написал первую нем. историю философии «Руководство по истории философии» («Compendium historiae philo-sophicae», 1731). Учитель Брукнера. С оч.: Elementa philosophiae practicae, edixio novissima..., Halae Magdeburgicae, 1727; F5ementa philosophiae instrumen-talis theoreticae ae practicae..., t. 1—3, 10 ed., Halle, 1755—77. Лит.: Stolzenburg A. F., Die Theologie des J. Fr., БУДДИЗМ —религ.-философское учение, возникшее в Древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и входе историч. развития ставшее одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем Б. является Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой — просветленным. Возникнув как оппозиция кастовому строю, Б. выступил с религ. учением о равенстве всех людей в «страдании» и в праве на «спасение». Идеологи раннего Б., распространяя свое учение, пользовались нар. наречиями, избегая клас-сич. языка др.-инд. образованности — санскрита. Б. выступил также против жречества и религ. обрядности. Провозглашение равенства людей обусловило широкое распространение Б. и среди соседних неинд. народностей. Рели/гия В., проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью, была принята) господств, классами инд. общества в качестве идеологич. оружия воздействия на духовную жизнь угнетенных масс. В условиях образования крупных Уосударств Б. с его антижреческой направленностью был более выгоден, чем религия брахманизма, проповедующая учение о привилегированном положении жречества. В 3 в. до н. э. царь Ашока принял Б. и способствовал его распространению за пределами Индии. Религия Б. выработала систему культов, обрядов и догматов. На основе древнеинд. анимистич. представлений о переселении душ Б. выдвинул догмат о перевоплощении живых существ, утверждая, что смерть живого существа есть проявление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм. Новые комбинации дхарм предопределяются кармой — суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплощений. Идеалом, по учению В., является достижение БУДДИЗМ 197 нирваны — полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни. Догмат о перевоплощении, утверждающий предопределенность судьбы человека, объявляя порабощение трудящихся результатом их греховности и «заблуждений» в прошлых перерождениях, имел целью отвлечь угнетенных от борьбы, заглушить классовый протест трудящихся. В последующем этот догмат был дополнен проповедью о рае и аде. Буддийский пантеон состоит из огромного количе Философское содержание Б. включает два аспекта: учение о природе вещей и учение о пути познания. В основе буддийского учения о природе вещей лежит учение о дхармах —«носителях своего признака», или «частицах», «элементах». По учению В., дхармы-частицы представляют собой как бы ткань мирового вещества, проникают во все явления психич. и материального мира и находятся в движении, каждое мгновение вспыхивая и потухая. Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. В буддийской философии принято сравнение мира с потоком, к-рый изначально течет, вечно изменяясь и перерождаясь. В Б. было разработано неск. классификаций дхарм-элементов. Ранний Б. уже знал деление на сансару — бытие проявленное, и нирвану—бытие непроявленное. Пребывание в круговороте «бытия проявленного» сопряжено со страданием, к освобождению из этого состояния ведет путь познания — «восьмичленный путь нравств. делания». Б. утверждал единство материального и психич. миров, получившее систематич. разработку среди философов школы мадхьямиков. Вторая сторона Б.— учение о пути познания — связана с субъективно-идеалистич. методом йогическо-го созерцания (см. Йога). Б. отрицал существование души, т. е. отд. духовного существа внутри человека. Буддисты отрицали существование отд. атмана вне пяти групп элементов, составляющих человеч. личность, ее психич. и материальные свойства. Эти пять элементов: 1) сознание, 2) представления, 3) чувства, 4) кармические силы (см. Карма), 5) материальная оболочка человеч. личности. В этой схеме нет места какому-то неизменному, вечному началу. Причина предшествует следствию. Человеч. личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, выраженному в двенадцатичленной формуле «причинного зарождения». Данная человеч. жизнь/— лишь результат прежних существований. Сознание, протекая через «индивидуальный поток» — земную жизнь, через промежуточное состояние и следующее за этим состоянием новое перерождение в каждое мгновение меняет свое содержание. Это вечное становление часто уподоблялось в др.-инд. фи-лос. лрт-ре пламени светильника, в к-ром процесс вспыхивания и угасания течет беспрерывно и создает впечатление постоянства. Приобщение же к бытию непрйявленному, к нирване, сравнивалось с потуханием огня в светильнике, когда исчерпано питающее его топливо. Но потухший огонь не есть огонь исчезнувший, а огонь перешедший в иное состояние. Буддийская диалектика выработала понятие прерывного течения потока. Ранним буддистам, как и древ- ним грекам, отмечал Энгельс, присуще стихийно-ди-алектич. мышление (см. «Диалектика природы», 1955,;. 176). Б. рано разделился на неск. направлений, разногласия между которыми по вопросам доктрины вызвали необходимость созыва спец. соборов. Буддий-зкая традиция свидетельствует о созыве четырех соборов: собор в Раджагрихе (ок. 477 до н. э.), собор в Вайшали (ок. 367 до н. э.), собор в Паталипутре (3 в. до н. э.) и собор в Кашмире (2 в. н. э.). На востоке страны утвердились приверженцы «Большой общины», из среды к-рых выросла махаяна («Великая колесница», или «широкий путь» спасения), получившая распространение в кушанскую эпоху, в отличие от к-рой остальные школы стали называться хинаяна («Малая колесница», или «узкий путь» спасения). При Ашоке (3 в. до н. э.) и при Кушанах (2—3 вв.) Б. вышел за пределы Индии. Во 2 и 3 вв. Б. господствует на территории империи Андхра. К 4—5 вв. буддийская философия проникает во все области инд. культуры. В 1-й пол. 5 в. царь Кумарагупта I основал Наланду— буддийский ун-т, получивший в дальнейшем между-нар. значение. В течение 1—5 вв. окончательно сформировались четыре гл. филос. направления: вайб-хашики, саутрантики, мадхьямики, йогачары. В среде позднейших виджнянавадинов-йогачаров родились буддийская логика и гносеология, разработанные Дигнагой и его последователем Дхармакирти. Соч. Дхармакирти «Праманавартика» положило начало филос. лит-ре в Индии, Китае, Тибете, Монголии и Японии. К концу эпохи Гупта и в особенности в период династии Пала (8—9 вв.) влияние Б. ослабевает. Ун-т Наланда клонился к упадку. Сближение Б. и брахманизма приводит к возникновению новой религии— индуизма. Потеряв господств, значение в Индии, Б. получил широкое распространение на Цейлоне, в Бирме, Китае, Японии и др. странах, где старые религии теряли свое значение и где классовые интересы феодалов требовали усиления духовного порабощения трудящихся масс. Б. со своими классово заостренными и гибкими догматами, эмоциональными средствами воздействия культа на протяжении веков играл большую роль в феод, порабощении трудящихся Центр, и Вост. Азии. «Великие исторические повороты,— писал Энгельс,— сопровождались переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех доныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 28).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|