Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 10 глава




Натурфилософия Б., предвосхищавшая открытия позднейшей науки, отличалась от перипатетическо-схоластич. натурфилософии также и тем, что утвер­ждала физич. однородность мира. В противополож­ность Аристотелю, выдвинувшему учение о различии вещества земли и неба, Б. утверждал, что все тела Вселенной состоят из 5 элементов — воздуха, огня, воды, земли и эфира, к-рый служит связующей сре­дой между 4 элементами, благодаря чему из на­турфилософии устранялось понятие пустоты (Б. рас­ходился в этом с антич. атомистами).

Б. признавал существование «мировой души» (в чем сказалось влияние неоплатонизма), к-рая со-


194 БРУНО —БРУШЛИНСКИЙ


ставляет образующее и движущее начало Вселенной. Мировая душа как принцип жизни, как духовная субстанция, по Б., находится во всех без исключения вещах, составляя их движущий принцип. Этим Б. становился на позицию гилозоизма, находя подкреп­ление в воззрениях Гераклита и др. антич. материа­листов. В условиях 16 в. гилозоизм Б., при всей своей несостоятельности и фантастичности, играл прогрес­сивную роль, т. к. приводил к важнейшему выводу о том, что человек с его сознанием является части­цей единой природы. На основе гилозоизма Б. сделал и другой прогрессивный антисхоластический вывод о материи как активной самодвижущейся субстанции, порождающей из себя все новые и новые формы.

Воззрения Б. содержали ряд диалектич. положе­ний: единство, связь и движение всех частей и эле­ментов природы, единство органического и неоргани­ческого, психического и физического. Диалектика Б. связана также с его стремлением раскрыть происхож­дение множественности и разнообразия вещей из един­ства и простоты верховной субстанции путем раскры­тия противоположностей, совпадающих как в бесконеч­но большом, гак л в бесконечно малом. Одна противо­положность является началом другой: уничтожение полагает начало возникновению и наоборот, любовь— ненависти, самые сильные яды служат самым могу-ществ. лекарством и т. п. Источник этой связи, внутр. родства противоположностей — бесконечная субстан­ция. В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, свобода и необходимость, субъект и объект и т. п. «Кто хочет познать наибольшие тайны приро­ды,— писал Б.,— пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противо­положностей» («Диалоги», М., 1949, с. 291). В отличие от Николая Кузанского, у к-рого идея «совпадения противоположностей» (coincidentia oppositorum) была включена в значит, степени в систему теологич. воззрений, Б. придавал этому диалектич. учению на-туралистич. формулировку. Последняя вытекала так­же из учения Б. об осн. единице бытия — монаде, в деятельности к-рой неразрывно связаны телесное и духовное, объект и субъект. Монада как «минимум» бытия выступает у Б. в 3 смыслах: онтологи­ческом — как наименьшая субстанция, физиче­ском — как атом, математическом — как точка. Точка образует линию, линия — плоскость, а плоскость — всякое геометрич. тело. Однако все эти различия «наименьшего» или «минимума» снимаются в бесконечности всеединой субстанции, «творящей» всю природу и разлитой в ней. Эта верховная субстан­ция есть «монада монад», или бог. Как целое она про­является во всем единичном, а любое единичное носит на себе печать целого — «все во всем».

В изданных во Франкфурте, а также в последних, не и.-'данных при жизни Б. произведениях, в к-рых и развито учение о монаде, ощущается тенденция трактовать ее в духе Демокрита и Эпикура — как атом, а духовную субстанцию, разлитую в природе,— как тончайший воздух, или эфир.

Для теории познания Б. характерно утверждение, что истина открывается человеч. уму не сразу. Сту­пенями ее постижения являются чувство (sensus), дающее лишь огранич. картину мира, рассудок (ra­tio), посредством к-рого достигается познание перво­начал, и разум (intellectus), дающий нам возможность как бы интуитивного проникновения в высшие тайны природы, окончательно исправляющий показания чувств и постигающий, в частности, «совпадение про­тивоположностей» (иногда Б. говорит о 4 ступенях, вводя еще понятие «духа»— animus, играющего роль «ума», к-рый в этом случае является лишь усовершен­ствованным разумом). В диалоге «Изгнание торжест-


вующего зверя» Б. дал новую, по сравнению с тради­ционной, оценку человеч. добродетелей, особенно под­черкивая стремление человека к истине и к труду: посредством труда человек должен возвысить свою природу и сделаться богом Земли. В этом диалоге Б. подвергал разрушит, критике все современные ему положит, религии и вскрывал их неспособность слу­жить основой нравств. поведения людей. В диалоге «О героическом энтузиазме» Б. воспевал героизм, рождающийся в борьбе с теологами и схоластич. пе­дантами за науч. филос. познание природы.

Многие идеи Б. разрабатывались философами но­
вого времени: идея о единой субстанции и множестве
зависящих от нее вещей, а также и гилозоизм—Спино­
зой, учение об интеллектуальной интуиции—рацио­
налистами 17 в., идея монады—Лейбницем, идея един­
ства сущего, «совпадения противоположностей», диа­
лектики— Шеллингом, и т. д. Т. о., философия Б. яви­
лась, как и вся философия Возрождения, переходной
от ср.-век. схоластических систем, с которыми Б. вел
непрерывную борьбу, к филос. концепциям материа­
листов и диалектиков нового времени. Этим переход­
ным характером объясняется противоречивость и огра­
ниченность философии Б. В. Соколов. Москва.

Соч.: Opera latine conscripta publicis sumptibus edita, v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italiane, 2 ed., t. 1—3, Bari, 1925—27; Dialoghi italiani. Dialoghi metafisici e dialoghi mo-rali, 3 ed., Firenze, [1958]; соч. в рус. пер. — Изгнание тор­жествующего зверя, [СПБ], 1914; Диалоги («Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «О бесконечности, вселенной и мирах», «Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла»), М., 1949; О героическом энтузиазме. М., 1953.

«О причине, начале и едином»—гл. филос. ра­бота Б. Состоит из вступит, письма, «дистихий» (торжеств, лат. стихов), двух сонетов и осн. итал. текста (пять диалогов). Пер­вое изд. Venetia, 1584, вышло в Лондоне (Venetia-фальсифи­кация). Переводы на нем.яз.— в кн.: Jordanus Brunus, Sulzbach, 1824 и др., франц.—1930, англ.—1950 (в кн.; S. Greenberg, The infinite in G. Bruno), исп. —1941 (Буэнос-Айрес), венг. (частич­но)—1952. На рус. яз. книга издавалась дважды в переводе М.А. Дынника: отд. изд., М.,1934, и в кн. «Диалоги» (М.,1 949).

«О бесконечности, вселенной и мира х»— одно из осн. произведений Б., излагающее естеств.-науч. основы его мировоззрения. Состоит из вступит, письма, неск. сонетов и пяти диалогов. Первое издание — Venetia, 1584, — вышло в Лондоне (Venetia -фальсификация). Переводы на нем. яз.—1824 и др. На англ. яз. один из отрывков напечатан в кн.: М. de la Roche, Memoires of literature, v. 2, 1722. Полный англ. перевод — в кн.: J. A. Toland, A collection of several pieces, v. 1, 1726, p. 316—49. Неполный венг. пере­вод вышел в Будапеште (1952).

На рус. яз. книга дважды издана в переводе А. И. Рубина: отд. изд. в 1936 и в кн. «Диалоги» в 1949. Л. Азарх. Москва.

Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 152; Антоновский Ю. М., Джордано Бруно, его жизнь и философская деятельность, СПБ,1892; О л ь ш к и Л., История научной литературы на новых языках, т. 3, М.—Л., 1933. с. 3—48; Джордано Бруно. Библиография переводов его сочинений и литературы о нем на русском языке, «Доклады и сообщения Филологического института», вып. 1,Л., 1949; Р о-жицын В. С, Джордано Бруно и инквизиция, М., 1955; Щеглов В. П., Джордано Бруно и его космология, Таш­кент, 1956; Корниенко В. С, Философия Джордано Бруно, М., 1957; Горфункель А. X., Современная борьба вокруг научного наследия Джордано Бруно, «Вопр. философии», 1959, № 10; Н б n i g s w a 1 d R., Giordano Bruno, в кн.: Grosse Denker, hrsg. v. Aster [u. a.], Bd 1—2, 2 Aufl.. Lpz., 1923; Bo ul ting W., Giordano Bruno. His life, thought and martyrdom, L.-N. Y., 1916; Gentile G., Giordano Bruno e il pensiero del Rinascimento, 2 ed., Firenze, 1925; Spam pan a to V., Vita di Giordano Bruno, con documenti editi e inediti, Messina, 1921; Graziano G.. Bibliografia Bruniana,_Asti, [1900].

БРУШЛЙНСКИИ, Владимир Константинович [р. 23 сент. (6 окт.) 1900] — сов. ученый, текстолог и науч. редактор произведений Маркса и Энгельса. Окончил Моск. ун-т (1922) и аспирантуру ин-та философии РАНИОН (1929). Ведет науч. работу в области философии. С 1939 — старший науч. со­трудник Ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Б. подготовил науч. изд. «Диалектики природы» Энгельса (1941). Работа Б. позволила выявить внутр. стройность незаконч. сочинения Энгельса. Б. подготовил также для 2-го изд. Соч. Маркса К. и Энгельса Ф. «Экономическо-фи-лософские рукописи 1844 года» (впервые полностью опубли­кованы на рус. яз.), «Святое семейство», «Нищета философии». С 1948 Б. работает над науч. изд. «Теорий прибавочной стоимо-


БРЭДЛИ--БУАЛО 195


сти» (4-го т. «Капитала») Маркса, к-рые были известны ранее лишь в издании Каутского, дававшем искаженное представле­ние о труде Маркса. 1-я часть «Теорий» вышла в свет в 1955, 2-я часть —в 1957. Подготавливается 3-я, заключит, часть. Соч.: Спинозовская субстанция и конечные вещи, «Под знаменем марксизма», 1927,.№ 2—3; О категории меры у Гегеля, «Вестн. Коммунистической акад.», 1929, кн. 35—36; О новом издании «Диалектики природы» Ф. Энгельса,«Пролетарская ре­волюция», 1940, №4; Работа Ленина над философскими вопроса­ми в 1914—1915 годах, «Вопр. философии», 1947, № 2; О под­готовке научного издания «Теории прибавочной стоимости» К. Маркса, «Вопр. экономики», 1950, № 9 (совм.с И. И. Прейсом). ВРЭДЛИ (Bradley), Фрэнсис Герберт (30 янв. 1846—18 сент. 1924) — англ. философ-идеалист, гла­ва англ. гегельянства. Окончил Оксфордский ун-т и преподавал в нем с 1876. В развитом им вслед за Стирлингом, Грином, Кердом учении «абсолютного идеализма» Б. пытался соединить традиционный в англ. бурж. философии субъективно-идеалистич. эм­пиризм Веркли—Юма с абс. идеализмом Гегеля и нек-рыми идеями трансцендентального идеализма Канта. Устраняя из диалектич. метода понятие разви­тия и находясь всецело на почве формальной логики, Б. в своем труде «Явление и реальность» («Appearance and reality», 1893) использовал диалектику лишь для доказательства противоречивости всех науч. поня­тии, делая из нее вывод о том, что наука не дает объ­ективной истины, т. к. имеет дело якобы не с под­линной реальностью, а лишь с видимостью. Б. ут­верждал, что науч. понятия (пространство, время, материя, движение, причинность и пр.) и законы не отражают объективной реальности, а представляют собой лишь «рабочие идеи» или даже «рабочие фгк-ции», служащие для практич. действия в мире «яв­лений». В то же время, согласно Б., «видимость», к-рая включает весь чувственно воспринимаемый мир, это не пустая иллюзия, но проявление более глу­бокой, подлинной реальности. Эта реальность, со­гласно метафизич. учению В., исключает все противо­речия и изображается Б. как некое безусловное ду­ховное начало, как сверхчеловеч. «абсолютный опыт», представляющий собой единство мышления, чувства и воли. В этом абсолюте, имеющем божеств, характер, хотя и не отождествляемом Б. с богом той или иной определ. религии, все противоречия снимаются и раз­решаются. В социально-этич. плане учение Б. о со­вершенстве абсолюта превращается в проповедь при­мирения классовых противоречий и в оправдание зла, к-рое существует якобы лишь с частной, ограничен­ной точки зрения.

С о ч.: Ethical studies, N. Y.. 1951; The principles of logic, v. 1—2, L., 1928; Essays on truth and reality, Oxf., 1914.

Лит.: Квитко Д.Ю., Очерки современной англо-амери­
канской философии, М.—Л., 1936; Д а н э м Б., Гигант в цепях,
пер. с англ.. М., 1958; MetzR., Die philosophischen Stromun-
gen der Gegenwart in Grossbritannien, Bdl, Lpz., 1935; С h u re h
R.W., Bradley's dialectic, Ithaca, 1942; DattaDhirendra
Mohan, The chief currents of contemporary philosophy,
Calcutta, 1950. Ю. Мелъвилъ. Москва.

ВРЮНСВЙК (Brunschvicg), Леон (10 нояб. 1869— 18 янв. 1944) — франц. бурж. философ-идеалист, представитель т. н. критического рационализма. С 1909 — проф. Сорбонны. Б. выступал за рационализм и применение науч. метода в философии («Модаль­ность суждения» — «La modalite du jugement», 1897). Однако в истолковании Б., подвергшегося сильному влиянию Канта, наука превращается в свою противо­положность, ибо под «научным методом» он разумел такую активность разума, к-рая устанавливает прин­ципы «собственного движения», а они, согласно Б., тем более «научны», чем больше дух «свободен» от органов чувств и внешних материальных вещей (см. «Введение в жизнь духа» — «Introduction a la vie de l'esprit», P., 1900). Между наукой, фило­софией и религией, согласно Б., не существует прин­ципиальных различий. Бог совпадает у него с «беско­нечным разумом», а наука на своей высшей ступени перерастает в религию (см. «Прогресс сознания в за-


падной философии» — «Les progres de la conscience dans la philosophic occidentale», P., 1927).

Соч.: Les etapes de la phibsophie mathematique, 3 ed., P.,
1929; La raison et la religion, P., 1939. Л. Герман. Москва.

ВРЯНЦЕВ (Б р я н ц 6 в), Андрей Михайлович (1749—26 янв. 1821) — рус. философ, объективный идеалист. Учился в Вологодской духовной семинарии, Славяно-греко-лат. академии и Моск. ун-те. Проф. ка­федры логики и метафизики Моск. ун-та (с 1795). Ма­гистерская диссертация Б. «О критерии истины» («De criterio veritatis», 1787) не сохранилась. В «Слове о связи вещей во вселенной...» (1790) Б. трактовал за­коны природы в плане каузально-телеологич. парал­лелизма. Согласно В., в основе мироздания лежит не­кая «непостижимая деятельность», одушевляющая все его части. Природа, с одной стороны,— физич. целое, механически устроенное тело, подчиненное закону при­чинности. С другой,она — «нравственное целое», в трех царствах к-рого господствует установленная богом целесообразность. Все вещи не только «сопряжены» во времени и пространстве «физической связью», где на­стоящее определяется прошедшим и содержит в себе причину будущего, но связаны и посредством целей («конечных причин»), предписанных творцом. В «Сло­ве о всеобщих и главных законах природы...» (1799) Б. относил к всеобщим законам природы закон не­прерывности Лейбница, закон «бережливости», а также закон сохранения количества вещества и сил в природе, к-рый он формулировал, опираясь на Декарта, Бильфингера, Мендельсона. Б. одним из первых знакомил русских с философией Канта. В оцен­ке мировоззрения Б. имеются расхождения. Про­фессор И. Я. Щипанов (вступ. ст. к «Избр. произв. русских мыслителей 2-й пол. XVIII века», т. 1, 1952, с. 48—50) считает Б. «метафизическим материа­листом».

С оч Б. см. в кн.; Избр. произв. русских мыслителей вто­рой половины XV111 века, т. 1, М., 1952, с. 363—83.

Лит.: Рус. биографич. словарь, т. 3, СПБ, 1908 (статья
Брянцов А. М.). Е. Плимак. Москва.

ВУАЛО (Boileau), Буало-Депрео, Никола (1 ноября 1636 — 13 марта 1711) — франц. поэт и теоретик классицизма. Учился на богословском, а затем на юрндич. ф-тах Парижского ун-та. Поэтич. наследие Б. весьма разнообразно по своим жанрам (сатиры, послания, эпиграммы, диалоги). Наиболь­шее значение имеет дидактич. поэма «Поэтическое искусство» («L'art poetique», 1674, рус. пер. 1957), излагающая осн. принципы эстетики классицизма. Эстетич. взгляды Б. складывались в борьбе с враж­дебными абсолютизму лит. течениями (прециозным направлением и бурлеском), когда стиль классицизма стал господствующим в лит-ре и иск-ве Франции. В ос­нову своей поэтики Б. кладет принцип «подражания природе». Следуя за Декартом, Б. признавал един­ственно достоверным рационалистич. метод познания и понимал «подражание природе» в иск-ве как изоб­ражение абстрактно-всеобщего, отвлеченного от всего индивидуального, случайного, исторически измен­чивого. Прекрасное для Б.— это разумное, ясное, простое, логическое, лишенное многообразия и про­тиворечий, присущих реальной жизни. Единство, гармония и симметрия — его обязат. условия. Луч­шим способом правильного «подражания природе» Б. считал подражание антич. иск-ву, рассматривая его как абс. внеисторич. эстетич. норму. На основе изучения античной лит-ры и поэтики Аристотеля Б. провозгласил незыблемые «правила» поэтич,. творчества, к-рым должен подчиняться писатель. Нормативный характер эстетики Б. сказывается и в строгом разграничении жанров, к-рое не допускает смешения трагического и комического, серьезного и шутовского. Разделяя жанры на «высокие» и «низ­кие», он каждому жанру отводил изображение особой


196 БУАССБЛЬ—БУДДИЗМ


сферы обществ, жизни: материалом для «высоких» жанров (трагедия, эпич. поэма, ода) должна служить жизнь королей и высшей знати, тесно связанная с судьбами гос-ва; материалом для «низких» жанров (комедия, бытовой жанр)—бурж. жизнь с ее буднич­ными материальными интересами. Из др. работ Б. выделяется трактат «Размышления о Лонгине» («Ref­lexions sur Longin», 1694, рус. пер. 1807), в к-ром Б. отстаивал превосходство античных писателей над современными.

Эстетич. правила Б., в особенности знаменитые три единства в драматич. жанрах (единство места, времени, действия), были канонизированы. Поэти­ка Б. оказала значит, влияние на теорию и практику классицизма. В 18 в. на нее опирались сторонники классицизма не только во Франции, но и во всех стра­нах Европы (Готшед в Германии, Поп в Англии и др.). Огромным авторитетом Б. пользовался и у сторон­ников классицизма в России — у Кантемира, Сума­рокова и Тредиаковского, к-рому принадлежит пер­вый перевод «Поэтического искусства» на рус. яз. (L752). В период борьбы против канонов классициз­ма Б. стал гл. мишенью нападок со стороны реали­стов и романтиков.

С о ч.: Ocuvres, ed. Pauly, v. 1—2, P., 1891.

Лит.: История французской литературы, т. 1, М.— Л.,
1946; Сигал Н. А., «Поэтическое искусство» Буало, в кн.:
Буало, Поэтическое искусство, М., 1957; Lanson G., Boi-
leau, P., 1892; DeschanelE., Le romantisme des classi-
ques, ser. 4, P., 1888; Brunetiere F., L'esthetique du
Boileau, в его кн.: Etudes critiques sur l'liistoire de la littera-
ture francaise, s6r. 6, P., 1899; Bellesort A., Sur les grands
chemins de la poesie classique, P., 1914; M о r n e t D., Nicolas
Boileau, P., [1941]. В. Бахмутский. Москва.

БУАССЁЛЬ (Boissel), Франсуа (1728—1807) — франц. утопич. социалист. В 1789 опубликовал социа-листич. по своему характеру «Катехизис рода че­ловеческого для надежного и необходимого установ­ления подлинного нравственного порядка и соци­ального воспитания людей» («Le Catechisme du genre humain...», 2 ed., P., 1792), а в 1793 выступил с проектом Декларации прав санкюлотов, противопо­ставленной сочиненному Робеспьером проекту Дек­ларации прав человека и гражданина. Восприняв многие идеи франц. просвещения 18 в. (Руссо, Мо-релли и др.), Б. пошел дальше в критике существую­щего строя и в планах создания нового обществ, порядка. Неравенство в совр. обществе, удалившемся от природы, является, по Б., следствием нравств. несовершенства людей, создаваемого и укрепляемого собственностью и связанными с ней браком и религией. Чтобы создать новый строй, надо уничтожить право собственности, семью, брак, религ. установления, передать обществу все богатства и обеспечить всем равные возможности потребления при условии уча­стия в труде всех работоспособных членов общества. По словам Б., «золотой век человечества не позади, а впереди нас». Б. выдвинул программу мероприятий переходного периода (регулирование произ-ва и рас­пределения, введение прогрессивного подоходного налога, организация обществ, мастерских и система социального трудового воспитания). Идеи Б. оказали большое влияние на Бабёфа и его сторонников, а также на французских социалистов 30—40-х гг. 19 века.

Соч.: Diseours contre les servitudes publiques, P., 1786; Le Code de la liberte civique de la France ou Flambeau de la liber­ty, P., 1790.

Лит.: Gruenberg C, Einige Beitrage zur Entwick-lungsgescbic' te des modernen Sozialismus. Francois Boissel, «Z. ges. Staatswiss.», Tubingen, 1891, Bd 47, H. 2.

И. Зилъберфарб. Москва.

БУДДА (правильнее Буддха, санскр., букв.— просветленный), Сиддхартха из рода Г а у т а-м ы,— согласно буддийской традиции, основатель фи­лософии и религии буддизма. Дошедшие до нас жития Б. наполнены мифологич. вымыслами, что служит


для нек-рых ученых гл. причиной считать его полуле­гендарной личностью (Е. Senart, Essai sur la legende du Buddha, son caractere et ses origines, 1882). Нек-рые из т. н. сутр, относящихся к первым векам буддизма (Suttanipata. Mahaparinibbanasutta), излагают данные о жизни Б., согласно к-рым Сиддхартха, он же Шакья (Сакья)-Муни (отшельник из рода ГДакьев), — буду­щий Б., родился в семье владетельного князя Шуд-дходаны, слушал поучения брахманских учителей; в возрасте 29 лет покинул дворец, в лесу Урувилва (Урувела) подвергал себя аскетизму, путем созерца­ния прозрел и постиг вечное становление мира, став Б. Археологические находки позволили устано­вить, что в 3 в. до н. э. люди считали Б. земным основателем буддийской религии, к-рая призывала к уходу от обществ, жизни, аскетизму, непротивлению злу и покорности судьбе. Совр. наука относит жизнь Б. к 563—483 до н. э.

Лит.: Ольденбург С. Ф., Жизнь Будды, индийского
учителя жизни, П., 1919; ThomaiE. J., The life of Buddha
as legend and history, L., 1927; Buddha, Gedanken.lAusw., iibers.
u. erl. H. von Glasenapp]. B— Z., Fl 942]; Glasenapp H.,
Buddha. Geschichte und Legende, Z., [1 9501; F о u с h e r A.,
La vie du Buddha, [P., 1949]. l iO. Prpux. | Москва.

БУДДЁУС (Buddeus), Иоганн " Франц (25. VI. 1667 — 19. XI. 1729) — нем. философ-идеалист, проте­стантский теолог. Противник протестантской схо­ластики и схоластизир. Аристотеля. Б. написал первую нем. историю философии «Руководство по истории философии» («Compendium historiae philo-sophicae», 1731). Учитель Брукнера.

С оч.: Elementa philosophiae practicae, edixio novissima..., Halae Magdeburgicae, 1727; F5ementa philosophiae instrumen-talis theoreticae ae practicae..., t. 1—3, 10 ed., Halle, 1755—77.

Лит.: Stolzenburg A. F., Die Theologie des J. Fr.,
Buddeus und des Ch. M. Pfaff, В., 1926; Barth K., Die
protestantische Theologie im XIX Jahrhundert, 2 Aufl., Zolli-
kon—Z., 1952; H i rs с h E., Geschichte der neuern evangeli-
schen Theologie, [Bd] 2, Gutersloh, [1951], S. 319 — 26,
329—35. __ В. Пфо. Берлин.

БУДДИЗМ —религ.-философское учение, возникшее в Древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и входе историч. развития ставшее одной из наиболее распространен­ных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем Б. являет­ся Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буд­дой — просветленным. Возникнув как оппозиция кастовому строю, Б. выступил с религ. учением о равенстве всех людей в «страдании» и в праве на «спасение». Идеологи раннего Б., распространяя свое учение, пользовались нар. наречиями, избегая клас-сич. языка др.-инд. образованности — санскрита. Б. выступил также против жречества и религ. об­рядности. Провозглашение равенства людей обусло­вило широкое распространение Б. и среди соседних неинд. народностей.

Рели/гия В., проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью, была принята) господств, классами инд. общества в каче­стве идеологич. оружия воздействия на духовную жизнь угнетенных масс. В условиях образования крупных Уосударств Б. с его антижреческой направ­ленностью был более выгоден, чем религия брахма­низма, проповедующая учение о привилегированном положении жречества. В 3 в. до н. э. царь Ашока принял Б. и способствовал его распространению за пределами Индии. Религия Б. выработала систему культов, обрядов и догматов. На основе древнеинд. анимистич. представлений о переселении душ Б. выдвинул догмат о перевоплощении живых существ, утверждая, что смерть живого существа есть прояв­ление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм. Новые комби­нации дхарм предопределяются кармой — суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплоще­ний. Идеалом, по учению В., является достижение


БУДДИЗМ 197


нирваны — полного прекращения процесса перевоп­лощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни.

Догмат о перевоплощении, утверждающий предоп­ределенность судьбы человека, объявляя порабощение трудящихся результатом их греховности и «заблужде­ний» в прошлых перерождениях, имел целью отвлечь угнетенных от борьбы, заглушить классовый протест трудящихся. В последующем этот догмат был дополнен проповедью о рае и аде.

Буддийский пантеон состоит из огромного количе­
ства богов — будд и бодисатв. По представлению
буддистов, гл. боги — будды — окружены сонмом
менее значительных богов-помощников, в числе
к-рых — грозные, неистовые стражи, истребляющие
еретиков и безбожников. В качестве гл. богов в Б.
почитаются будда Шакья-Муни, грядущий будда—
Майтреи, будда Амутабу — «глава рая». Как и вся­
кая др. религия, Б. играл и играет реакц. роль, про­
поведуя в нар. массах пассивность, примирение с
действительностью, непротивление злу. Рев-

Философское содержание Б. включает два аспекта: учение о природе вещей и учение о пути по­знания. В основе буддийского учения о природе вещей лежит учение о дхармах —«носителях своего призна­ка», или «частицах», «элементах». По учению В., дхар­мы-частицы представляют собой как бы ткань мирово­го вещества, проникают во все явления психич. и ма­териального мира и находятся в движении, каждое мгновение вспыхивая и потухая. Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потуха­ния. В буддийской философии принято сравнение мира с потоком, к-рый изначально течет, вечно изме­няясь и перерождаясь. В Б. было разработано неск. классификаций дхарм-элементов. Ранний Б. уже знал деление на сансару — бытие проявленное, и нирвану—бытие непроявленное. Пребывание в кру­говороте «бытия проявленного» сопряжено со стра­данием, к освобождению из этого состояния ведет путь познания — «восьмичленный путь нравств. де­лания». Б. утверждал единство материального и психич. миров, получившее систематич. разработку среди философов школы мадхьямиков.

Вторая сторона Б.— учение о пути познания — свя­зана с субъективно-идеалистич. методом йогическо-го созерцания (см. Йога). Б. отрицал существование души, т. е. отд. духовного существа внутри человека. Буддисты отрицали существование отд. атмана вне пяти групп элементов, составляющих человеч. лич­ность, ее психич. и материальные свойства. Эти пять элементов: 1) сознание, 2) представления, 3) чувства, 4) кармические силы (см. Карма), 5) материальная оболочка человеч. личности. В этой схеме нет места какому-то неизменному, вечному началу. Причи­на предшествует следствию. Человеч. личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, выраженному в двенадцатичленной фор­муле «причинного зарождения». Данная человеч. жизнь/— лишь результат прежних существований. Сознание, протекая через «индивидуальный поток» — земную жизнь, через промежуточное состояние и следующее за этим состоянием новое перерождение в каждое мгновение меняет свое содержание. Это веч­ное становление часто уподоблялось в др.-инд. фи-лос. лрт-ре пламени светильника, в к-ром процесс вспыхивания и угасания течет беспрерывно и создает впечатление постоянства. Приобщение же к бытию непрйявленному, к нирване, сравнивалось с потуха­нием огня в светильнике, когда исчерпано питающее его топливо. Но потухший огонь не есть огонь исчезнувший, а огонь перешедший в иное состояние. Буддийская диалектика выработала понятие прерыв­ного течения потока. Ранним буддистам, как и древ-


ним грекам, отмечал Энгельс, присуще стихийно-ди-алектич. мышление (см. «Диалектика природы», 1955,;. 176).

Б. рано разделился на неск. направлений, раз­ногласия между которыми по вопросам доктрины вызвали необходимость созыва спец. соборов. Буддий-зкая традиция свидетельствует о созыве четырех собо­ров: собор в Раджагрихе (ок. 477 до н. э.), собор в Вайшали (ок. 367 до н. э.), собор в Паталипутре (3 в. до н. э.) и собор в Кашмире (2 в. н. э.). На востоке стра­ны утвердились приверженцы «Большой общины», из среды к-рых выросла махаяна («Великая колесница», или «широкий путь» спасения), получившая распрост­ранение в кушанскую эпоху, в отличие от к-рой остальные школы стали называться хинаяна («Малая колесница», или «узкий путь» спасения). При Ашоке (3 в. до н. э.) и при Кушанах (2—3 вв.) Б. вышел за пределы Индии. Во 2 и 3 вв. Б. господствует на тер­ритории империи Андхра. К 4—5 вв. буддийская философия проникает во все области инд. культуры. В 1-й пол. 5 в. царь Кумарагупта I основал Наланду— буддийский ун-т, получивший в дальнейшем между-нар. значение. В течение 1—5 вв. окончательно сфор­мировались четыре гл. филос. направления: вайб-хашики, саутрантики, мадхьямики, йогачары. В среде позднейших виджнянавадинов-йогачаров ро­дились буддийская логика и гносеология, разработан­ные Дигнагой и его последователем Дхармакирти. Соч. Дхармакирти «Праманавартика» положило на­чало филос. лит-ре в Индии, Китае, Тибете, Мон­голии и Японии. К концу эпохи Гупта и в особен­ности в период династии Пала (8—9 вв.) влияние Б. ослабевает. Ун-т Наланда клонился к упадку. Сбли­жение Б. и брахманизма приводит к возникновению но­вой религии— индуизма. Потеряв господств, значение в Индии, Б. получил широкое распространение на Цейлоне, в Бирме, Китае, Японии и др. странах, где старые религии теряли свое значение и где клас­совые интересы феодалов требовали усиления духов­ного порабощения трудящихся масс. Б. со своими классово заостренными и гибкими догматами, эмо­циональными средствами воздействия культа на про­тяжении веков играл большую роль в феод, порабо­щении трудящихся Центр, и Вост. Азии. «Великие исторические повороты,— писал Энгельс,— сопро­вождались переменами в религии лишь по­скольку речь идет о трех доныне существовавших ми­ровых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и националь­ные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов» («Людвиг Фейербах...», 1955, с. 28).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...