БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 11 глава
Ю. Рерих. Москва. Б. в Китае. Распространение Б. в Китае относится ко временам царствования Мин-ди поздней Ханьской династии (58—75). В этот период открылось сообщение со Средней Азией из т. н. западных земель (напр., Аньси, Согдиана, Хотан). В Китай стали проникать переводы буддийских канонич. книг. Обе династии Цинь (3—4 вв.) приняли буддийскую веру. При поддержке царей Б. стал гос. религией в царствах сев. династий. В период юж. и сев. царств, когда страна была расколота на две части — север и юг, в юж. царствах со стороны конфуцианства и даосизма велась борьба против чужеземного гнета и против Б. как чужеземной религии. В 5 в. с резкой критикой Б. выступал даосист Гу Хуань, против суеверных проповедей буддистов относительно «соответствия воздаяний деяниям», «бессмертия душ» выступил крупнейший кит. материалист Фань Чжэнь. 198 БУДДИЗМ — БУЛАНЖЕ После того как страна была объединена под властью династии Суй, а затем династии Таи (конец 6— нач. 7 вв.), Б. получил широкое развитие. Обычно в кит. Б. различают 10школ. К б в. относится появление буддийской школы «Чэн-ши-цзун» («Установление истины»). Под влиянием соч. Васубандху «Абхид-хармакоша», переведенного на кит. язьгк инд. ученым Парамарта (Гунярата), возникла школа «Цзюйо-цзун». В эпоху династии Тан (7—9 вв.) существовал цел.ый ряд буддийских нгкол: школа «Фасян-цзун» («Дхарма-лакшана»), выступавшая с тезисом: «все дхармы только в сознании», школа «Сань-лу.нь-цзун» (мадхьямики). Этой школе близко учение школы «Тяньтай-цзун», основанной кит. монахом Чжи-и (537—597). Тяньтай-цзун основывалась на Саддхарма-пундарика-сутре («Сутре о Лотосе») и проповедовала идеалистич. учение о том, что на свете «все—шунья» (безаттрибутив-ное). На историю кит. философии значит, влияние оказала школа «Цань-цзун» («Созерцание»), основанная в 1-й пол. 6 в. инд. ученым Бодидарма. В основу своей деятельности эта школа положила проповедь всеобщего истинного разума Будды, к-рым будто бы наделены все живые существа и к-рый незыблем, как печать. Представители школы «Цзин-ту-ц'зун» («Чистой или райской земли») проповедовали веру в силу произнесения имени Будды и символов его учения как средства переправиться после смерти на «чистую», райскую землю, принадлежащую Будде. Учение о «чистой» земле, дававшее верующим иллюзии о лучшей жизни, отрывало трудящиеся массы от практич. борьбы. Школа «Ми-цзун» («Заклинаний») исходила из учения о трех таинствах — Будда-тело, Будда-уста и Будда-разум, согласно к-рому все тела есть тело Будды — единой истинной сущности, все звуки и слова—его голос и слова, все мысли—ого разум. Эта школа носит яркую религ. окраску, совмещая в себе элементы Б. и брахманизма. Мистич. учение Б. явилось для класса феодалов действенным средством одурманивания нар. масс, служило для того, чтобы заставить народ примириться с порабощением и сломить его волю к сопротивлению.
Между всеми буддийскими школами велась ожес-точ. борьба, осложняемая враждебным отношением к Б. др. религ. систем, особенно конфуцианства. Атаки против Б. предпринимались в 8—9 вв. Фу Бянь, Хань Юй, Лу Чжун-цзин, а в 841—846 развернулось во всекит. масштабе знаменитое движение за ликвидацию Б. В условиях внутр. противоречий между различными школами Б. и антагонизма по отношению к нему со стороны конфуцианства и даосизма возникает примиренческо-эклектич. направление. Свидетельством сближения даосизма и конфуцианства являются соч. Ван Туна «О единстве трех учений — конфуцианства, буддизма и даосизма» («Жу фо дао сань цзяо хэ и лунь») и Лю Цзун-юаня (773—819) «О примирении трех учений» («Сань цзяо тяо хэ лунь»), Специфич. условия распространения Б. в Китае, приведшие его к слиянию с конфуцианством и даосизмом, отличают кит. Б. от Б. в Цейлоне и Бирме. В то же время сближение этих идеологий повлияло на развитие Б. в Японии и Корее.
Со времени династии Сун (10—13 вв.) мн. буддийские школы приходят в упадок. При династии Юань {монгольской, 13—14 вв.) государств, религией стал ламаизм. Кит. Б. являлся не только реакц. религ. системой, но в то же время и идеалистич. философией, пронизавшей кит. метафизику 3—4 вв. (царства Вэй и Цзинь) и ортодокс, конфуцианство времен династий Сун и Мин. Во все периоды кит. истории материалистич. философия вела ожесточ. борьбу против идеалистич. буддийской идеологии. В период после движения 4 мая 1919 помещичье-бурж. ученые (напр., Лян Coy-мин) стали пропагандировать Б. как такую философию, к-рая стоит выше материа Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1—3, СПБ, 1857—69; Минаев И. П., Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, вып. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2— Проблемы буддийской философии, П., 1918; его ж е. О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке, П., 19 19; ГЦ е р б а т-ской Ф. П., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—1909; его ж е, Философское учение буддизма, П., 1919; его же, The central conception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of Buddhist nirvana Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Madhyanta-Vibhanga, Ascribed to Bodhisattva Maitreya and commented by Vasubandhu and Sthiramati. Transl. from the Sanskrit by Th. Stcherbatsky, Moscow—Leningrad, 1936 (Bibliotheca Buddhica, 30); DuttNa-1 i n a k s h a, Aspects of Mahayana Buddhism and its relations to Hinayana, L., 1930, T h о m a s E. J., The history of Buddhist thought, L.— N. Y., 1933; MnrtiT. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., [1955]. БУДНЫИ, Симон (р. в сер. 30-х гг. 16 в. — ум. ок. 1593) — идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже «Катехизис для простых людей языка русского» и «Об оправдании грешного человека перед богом», написанные на белорус, яз. В конце 60-х гг. Б. порывает с кальвинизмом и переходит на позиции антитринитариев. Б. полемизировал с польскими, римскими, швейц. теологами, опубликовал на польском и лат. языках ряд соч.: «Краткое доказательство того, что Христос не есть тот же самый бог, что и отец» («Brevis demonstratio quod Chri-stus non sit ipse Deus, qui est Pater..,», 1574), «Опровержение аргументов М. Чеховича» («Refutatio argu-mentorum Martini Czechowicii», 1575), в к-рых проявил свободомыслие по отношению к духовенству и христ. религии.
В предисловии к «Катехизису» Б. выступал с критикой церкви и духовенства, указывая, что духовенство корыстолюбиво, критиковал догматы христ. религии, требовал критич. отношения к т. и. «священным книгам», указывал на многочисл. противоречия в текстах Священного писания, отрицал божественность Христа. Деятельность Б. вызвала преследование его со стороны церковников. В 1582 собор в Лукловицах осудил Б. как «еретика» и «безбожника». Б. был поборником единства всех славянских народов. Лит.: Плисе В. П.. Симон Будный и его сектантская и литературная деятельность в Литве и Западной Руси, «Христианское чтение», 1914, т. 242, с. 1146—68 и 1286 — 1316; Literatura ariaiiska w Polsce XVI wieku. Antologia, Warsz., 1959; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstrjw biblijnych, Кг., 1913; К ot St., Ideologja polityczna i spol3i:7.n>i Braci polskieh zwanych Arjanami, Warsz., 1932. H. Алексютович. Минск. БУЛАНЖЕ (Boulanger), Никола Антуан (11 ноября 1722 — 16 сент. 1759) — франц. ученый и философ, по профессии инженер-строитель мостов и шоссейных дорог. Был близок к Дидро и Гольбаху. Сотрудничал в «Энциклопедии», изучал историю, языки и религию народов Востока. В своих осп. произведениях «Исследование и происхождение восточного деспотизма» («Recherches sur l'origme du des-potisme oriental», 1761 и 1766) и «Разоблаченная древность...» («L'Antiquitedevoilee», 1766) Б. выступил как материалист и атеист, утверждая, что «бог — это привесок» и что «любой сверхъестественный закон ослабляет и расстраивает законы естественные, социальные и гражданские». Б. стремился найти объективную основу религ. верований в явлениях природы, в частности в естеств. катастрофах—землетрясениях, наводнениях, переменах климата, в астрономич. явлениях; пытался применить к рассмотрению древней мифологии и культов сравнительно-историч. метод.
БУЛГАКОВ — БУЛЬ 199 После смерти Буланже Гольбах издал под его именем свои соч. «Разоблаченное христианство» (1761) и «Критическое рассмотрение жизни и сочинений святого Павла» (1770). Соч.: Oeuvres, t. 1—8, P., 1792—93; Oeuvres, t. 1—6, Amsterdam, 1794. Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; МарешапьП. С, Избранные атеистические произведения, М.,1958, с. 224; Morellet, [Abb e], Memoi-res inedits..., 2 ed, t. 1, P., 1822; Hampton!, Nicolas-Antoine Boulanger et la science de son temps, Lille, 1955. А. Казарин. Москва. БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич (16 июля 1871 — 13 июля 1944) — рус. бурж. экономист, философ, идеолог веховства; впоследствии религ. деятель. В 90-х гг. 19 в. Б. был «легальным марксистом»; со времени революции 1905*— 07 — реакционер, националист, член 2-й Гос. думы, участник сб. «Вехи» (1909, ст. «Героизм и подвижничество»); вместе с др. веховцами Б. вел борьбу за откол интеллигенции от революции. С 1922— белоэмигрант. В области политич. экономии Б., начав с опровержения народнич. тезиса о невозможности развития капитализма в России при отсутствии внешних рынков («О рынках при капиталистическом производстве», М., 1897), перешел затем к критике марксизма («Капитализм и земледелие», т. 1—2, 1900), а потом и к открытой апологетике капитализма. В области философии Б. предлагал проверять Маркса Кантом, отвергал «теорию прогресса» — историч. материализм (см. ст. «Основные проблемы теории прогресса», в сб. «Проблемы идеализма», 1902; «От марксизма к идеализму», 1903). Под влиянием идей В. Соловьева Б.обратился к религ,-мистич. философии, к-рая «имеет своей единственной и универсальной проблемой — бога и только бога». Б. пытался так «синтезировать» науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере и одновременно избежать нелепостей «чистой» религии. Этот «синтез» Б. осуществлял, вводя наряду с «абсолютом» и «космосом» понятие «София», «третье бытие», соединяющее в себе бога и природу («Свет невечерний», 1917; «Тихие думы», 1918; «О богочеловочестве», ч.1 — «Агнец Божий», 1933; «Автобиографические заметки», 1946; статьи в журн. «Путь» и др.). Б. принял священство (1918), организовал об-во «Святой Софии», был проф.богослов, ин-та в Париже (1925—44). Взгляды Б. до сих пор используются врагами науки, демократии и коммунизма С о ч.: Два града, т. 1—2, М., 1911; Философия хозяйства, М., 1912; На пиру богов, pro и contra, современные диалоги, С. [1921]; Die Tragodie der Philosophie, Darmstadt, 1927; Du Verbe incarne, P., 1943. Лит.: Л е н и и В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; е г о
БУЛЕ (Buhle), Иоганн Готлиб Герхард (29 сент. 1763—21 авг. 1821) — нем. философ-кантианец, проф. философии Гёттингенского (1787—1804) и Московского (1805—11) ун-тов. Издавал «Московские ученые ведомости» (1805—07) и «Журнал изящных искусств»; в 1814 вернулся на родину. Значение имели работы Б. по истории философии: «История философствующего человеческого рассудка» («Geschiehte des philosophieren-den menschlichen Verstandes», 1793); «Учебник истории философии...» («Lehrbuch der Geschiehte der Philosophie...» Tl 1—8, 1796 — 1804); «История новой философии...» («Geschiehteder neueren Philosophie...», Tl 1—6, 1800—05; книга была запрещена Ватиканом, см. «Вопросы истории религии и атеизма», М., 1956, с. 415). Труды Б. по истории философии широко использовал Гегель (см. Гегель, Соч., т. 9—11,1932—35, по имен. указат.) как источник, в к-ром «есть много хороших извлечений из редких книг» (там же, т. 9, с 104). Соч.: Einleitung in die allgemeine Logik und die Kritik der reinen Vernunft, Gottingen, 1795; Rnlwurf einer transcen-dentalen Philosophie, Gottingen, 1798; tJber den Ursprung und Leben des Menschengeschlechts..., Braunschweig, 1822; De optima ratione, qua historia populorum..., M:, 1806; Versuch einer kritischen Litteratur der russischen Geschiehte, Bd 1, M., 1810. Лит.: Биографический словарь профессоров и препода БУЛЬ (Boole), Джордж (2 ноября 1815—8 дек. 1864)—англ математик и логик,основоположник математической логики. Родился в Линкольнов семье ремесленника. Б. не имел спец. мате.матич. образования, однако его успехи в этой области были так велики, что в 1849 он стал проф. математики в Куинс-колле'д-же в Корке (Ирландия), где преподавал до конца жиз<-ни, Б. почти в равной мере интересовали логика, ма-тематич. анализ, теория вероятностей, этика Спинозы, философ, работы Аристотеля и Цицерора. В работе «Математический анализ логики» («The mathematical analysis of logic», 1847) содержится попытка мате-матич. обработки дедуктивного фрагмента классич. аристотелевой логики; в статье «Логическое исчисление» («The calculus of logic», в журн. «Cambridge and Dublin Math, j.», 1848, [v. ] 3, p. 183—93) излагается резюме этой работы. В 1854 в Лондоне появляеюя осн. логич. произведение Б. —«Исследование законов мысли» («An investigation of the laws of thought...»). Б исходил из идеи аналогии между алгеброй и логикой. Он стал рассматривать логику как алгебру лишь с нулем и единицей, в к-рой существуют все четыре операции арифметики. Совр. Булю алгебра занималась в основном решением уравнений. Верный своему осн. допущению, Б. заключил отсюда, что и центр, проблематика логики должна определяться вопросами: о решении т. и. логич. уравнений относительно неизвестных терминов. Эта задача решения булевых уравнений равносильна требованию сводить их к наивозможно более простому виду. Ставится также вопрос об исключении к.-л. терминов из заданных логич. уравнений (проблема элиминации). Трактуя алгебру как науку о равенствах, Б. и в исчислении классов также записывает логич. выражения в виде равенств. Он стремился давать полные явные определения, изк-рых можно было бы вывести все свойства определяемого объекта, что соответствует попытке заменить аксиоматич. определения явными. Основными операциями у Б. являются: Сложение, обозначавшееся знаком «4-»; в исчислении классов (объемов понятий) булевой формуле х-\-у соответствует объединение классов х и у с исключением их общей части; в исчислении высказываний — т. н. строгая дизъюнкция, грамматически совпадающая с союзом «либо» (либо х, либо у). Умножение, обозначавшееся знаком «•», в исчислении классов этой операции соответствует пересечение; в исчислении высказываний — конъюнкция, грамматически тождественная союзу «и». Выражение х-у Б. употребляет также в смысле: «те х-, которые суть у» (т. е. знак «•» играет здесь роль оператора «fOT, который»). Дополнение до единицы (по В., до класса «всех вещей»), обозначавшееся записью 1— х; в исчислении классов формула 1— х означает дополнение к классу х\ в исчислении высказываний—отрицание х, т. е. «не— х». С помощью введенных Б., правил преобразования оказалось, в частности, возможным формализовать все те аристотелевы модусы силлогизма, к-рые дают заключения с суждениями общего характера. Основным законом логики Б. считал т. и. принцип идемпотентности, согласно к-рому имеет место соотношение: (1) х-х=х; напр., «белый» и «белый» — это 200 БУРЖУАЗИЯ все равно, что просто «белый». В алгебре же выражение i - = х верно лишь при х—\ или х=6 (т.е. пртг значениях х, являющихся корнями уравнения х- — х=0). Именно в этом пункте следует искать первоисточник мысли Б. о формальной аналогии между элементарной алгеброй и алгеброй логики. Наиболее общая проблема логики, согласно Б., может быть сформулирована так: задано некоторое логическое уравнение, содержащее символы х, у, z, w; требуется найти логич. отношение класса, обозначенного через w, к классам, обозначенным через а:, у, г. Исходное уравнение Б. решает сначала по правилам элементарной алгебры, а затем дает логическое истолкование полученного результата с помощью вводимых им с этой целью спец. «правил интерпретации». Идеи Б. наталкивали не только на построение исчисления высказываний как разновидности т. н. 2— арифметики, т. е. арифметики, в к-рой налицо только два числа 0 и 1 (что было сделано советским математиком И. И. Жегалкиным в 1928), но и на создание логических исчислений, к-рые так обработаны, что в них логич. операции осуществляются так же, как и арифметические (такие исчисления строятся, напр., в приложениях математич. логики к технике, в частности в теории контактно-релейных схем слабого тока). С о ч.: The Mathematical analysis of logic, Cambr.—L., 1847; An investigation of the laws of thought..., L., 18ft4. Лит.: Стнжкин Н. И., Из истории развития матема БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus — укрепленный город) — капиталисты — господств, класс капиталистич. общества, класс собственников осн. средств обществ, произ-ва, живущих за счет эксплуатации наемного труда. Капиталистич. собственность, обусловливающая присвоение прибавочной стоимости, создаваемой неоплаченным трудом наемной рабочей силы, является экономич. основой господства Б. как класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 424 и В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, с. 328). Б. возникла и стала развиваться в недрах феод. общества. «Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 425). По мере развития пром-сти, торговли и мореплавания, гигантский толчок к-рому дали Великие географич. открытия, происходило сосредоточение богатства и ден. капитала в руках верхушки горожан. Эта эпоха первонач. накопления, гл. содержанием к-рой была экспроприация у широких народных масс земли, орудий труда и жизненных средств, «вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 720). На смену цеховой орг-ции пришла мануфактура, а затем и крупная машинная пром-сть. С развитием капитализма в с. х-ве помещики превращаются в капиталистич. предпринимателей. С др. стороны, из самого крестьянства выделяется сел. Е.—кулачество. Вместе с развитием капиталистич. произ-ва Б. формируется как класс. На др. полюсе образуется неимущая пролет, масса, свободная от личной зависимости, но лишенная всяких средств произ-ва и поэтому вынужденная продавать свою рабочую силу капиталистам. Развившиеся внутри феод, общества производит, силы вступили в конфликт с господств, феод, производств, отношениями. Б. как поднимающийся класс— носитель прогрессивного для этой эпохи экономич. строя, возглавила в своих классовых целях движение нар. масс (крестьян, ремесленников и рабочих) против феодализма и в результате революций в 16—1-й пол. 19 вв. пришла к власти в большинстве стран Зап. Европы и в США (см. Буржуазная революция). В Австро-Венгрии, России, Японии и нек-рых др. странах это произошло позже, во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. В борьбе против феодализма Б. провозгласила лозунги свободы, равенства и братства, однако, завоевав власть руками нар. масс, она предала их и превратила эти лозунги в свободу эксплуатации. Экономич. основу политич. господства, диктатуры В., орудием к-рой является бурж. гос-во, составляет частнокапиталистич. собственность. Бурж. гос-во осуществляет функции охраны общих условий, благоприятствующих капиталистич. эксплуатации, с помощью армии, полиции, бюрократич. аппарата. По своему экономич. положению Б. подразделяется на крупных, средних и мелких капиталистов. Мелкая Б.— класс мелких собственников, занимающий промежуточное положение между осн. классами бурж. общества — капиталистами и пролетариями, характеризуется частной собственностью на средства произ-ва и личным (семейным) трудом. Мелкая Б. зависима от крупного капитала, она непрерывно разоряется, размывается и вытесняется в ряды пролетариата. Средняя немонополистич. Б. является более устойчивой прослойкой. Однако под влиянием процесса концентрации и централизации капитала в результате конкуренции частная немонополистич. собственность сокращается, и средняя Б. попадает в зависимость от крупной монополистич. Б. Господств, положение в экономике капиталистич. общества занимает крупная Б., выступающая при империализме как монополистич. Б.— финансовая олигархия, к-рая владеет подавляющей частью нац. богатства: в США 1 % собственников сосредоточивает 59%, в Англии—56% всего капитала. С развитием капитализма растет тенденция к отделению функции собственности на капитал от его приложения к произ-ву — предпринимав функция, к-рую выполняет высший слой управляющих, входящих в состав монополистич. Б. К крупной Б. относятся также высшие чиновники государств, аппарата, высшая военная каста, а также политич. и идеология. верхушка, непосредственно осуществляющие классовое господство Б. По сферам приложения капитала Б. делится на промышленную, торговую, банковскую, капиталистов в сфере обслуживания (кино, радио, телевидение, отели и т. п.) и с.-х. предпринимателей. Общим для всех слоев Б. является ее противоположность наемному труду. Каждый капиталист заинтересован в повышении степени эксплуатации не только своих рабочих, но и рабочего класса в целом, ибо в конечном счете прибыль каждого капиталиста —это его доля во всей массе прибавочной стоимости, произведенной рабочим классом. Основу противоречий внутри Б. составляет стремление увеличить свою долю в дележе прибавочной стоимости, к-рое проявляется в фюрме ожесточенной конкурентной борьбы. Свойственный капитализму и особенно усиливающийся в период империализма процесс концентрации и централизации капитала ведет к разорению многих мелких, средних и части крупных капиталистов. Результатом этого является тенденция сокращения доли Б. в составе как самодеятельного, так и всего населения капиталистич. стран. Напр., в США собственники предприятий и владельцы ферм (вместе с мелкой Б., управляющими и должностными лицами) в 1870 составляли 30% занятого населения, в 1910—23%, в 1950—15,9%. В Англии предприниматели в 1851 составляли 8,1% самодеят. населения, а в 1951—2,04%. В целом Б. составляет ныне в высокоразвитых капи- БУРЖУАЗИЯ 201 та диетических странах около 1—5% самодеят. населения. Формами классового объединения Б. являются союзы и ассоциации промышленников, банкиров и т. п., представляющие собой централизов. систему, охватывающую все слои В., в к-рой господств, роль играет монополистич. капитал. Бурж. политич. партии являются формой выражения политич. интересов Б. и средством объединения вокруг нее др. слоев налита листич. общества. При общей программной основе— сохранение и укрепление капитализма — борьба бурж. партий (напр., демократической и республиканской в США) отражает противоречия между отд. слоями и группировками Б. В истории человечества Б. сыграла прогрессивную роль. Свергнув феодализм, она разрушила вековую обособленность мелкого производства, обобществила труд и тем самым гигантски повысила его производительность. Она развила крупную пром-сть, создала национальный, а затем и всемирный рынок, невиданными темпами ускорила развитие производит, сил. На этой базе создались централизованные гос-ва и бурж. нации. Однако победа Б. знаменует начало ее поражения. Огромные богатства капиталистич. общества, узурпированные Б., созданы за счет жесточайшей эксплуатации наемного труда, гибели миллионов мелких производителей, расточения природных богатств. Производит, силы периодически разрушаются в результате экономич. кризисов и всту пают в противоречие с капиталистич. производств, отношениями. Б. «... не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чистогана". В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426). С развитием капитализма растет и крепнет классовый антагонист Б.— пролетариат, к-рый в сер. 19 в. выступает со своими самостоят, классовыми интересами, осознает свою историч. миссию могильщика капитализма и создает проф. организации и политич. партии, возглавляющие его борьбу с капиталом (см. Рабочий класс). С развитием капитализма и особенно с переходом в стадию империализма, в стадию загнивания, коренным образом меняется историч. роль Б. «Буржуазия из подымающегося передового класса стала опускающимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным» (Ленин В. П., Соч., 4 изд., т. 21, с. 128). Резко обостряются все противоречия капитализма и прежде всего противоречия между обществ, характером произ-ва и частной формой присвоения. Антагонизм интересов пролетариата и Б.—осн. черта бурж. общества. И чем дальше, тем больше обостряется антагонизм пролетариата и Б., Б. и всего народа. Б. превращается в класс, препятствующий замене отживших бурж. производств, отношений новыми социалистич. отношениями. «Ваше пристрастное представление,— писали Маркс и Энгельс о Б.,— заставляющее вас превращать свои производственные отношения и отношения собственности из отношений исторических, преходящих в процессе развития производства, в вечные законы природы и разума, вы разделяете со всеми господствовавшими прежде и погибшими классами. Когда заходит речь о буржуазной собственности, вы не смеете более понять того, что кажется вам понятным в отношении собственности античной или феодальной» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443). Особенно реакционной Б. становится в период общего кризиса капитализма. С этого времени на ее развитие все большее влияние оказывают не только внутр. противоречия самого капитализма, но и общий ход мировой истории: победа социалистич. революции в России в 1917, создание мировой системы социализма после 2-й мировой войны и ее огромные экономич., политич. и идеологич. успехи, рост нац.-освободит, движения и распад колониальной системы. В эпоху империализма началось перерастание монополистич. капитализма в государственно-монополи-стич. капитализм (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 2л с. 382), к-рое ускорилось после 1-й и в особенности 2-й мировых войн. Монополистич. Б. использует огромную экономич. потенцию гос. власти для подавления конкурентов, усиления эксплуатации трудящихся, обеспечения монопольных прибылей. С помощью налоговой системы она осуществляет перераспределение нац. дохода в свою пользу, обирая все общество, весь народ. Гос-монополистич. капитализм — система сугубо антинародная и реакционная, как и вообще монополистич. капитализм. Она означает переход Б. к политике насилия и реакции по всем линиям. Империали-стич. Б. пытается найти выход из противоречий на путях милитаризации экономики и подготовки войн, проводит агрессивную внешнюю политику, направленную против социалистич. стран, а также нац.-освободит, движения в колониальных и зависимых странах, подавляет демократич. движение широких нар. масс, стремится к уничтожению бурж.-демократич. свобод и институтов. Империалистич. Б. США и др. стран.всюду поддерживает и возрождает реакц. учреждения и режимы (Чан Кай-ши, Нго-динь-Зьема, самые реакц. диктатуры в Лат. Америке). «Отживающая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство» (Ленин В. П., там же,т. 19,с. 77). Цепляясь за власть, Б. стремится к установлению различных форм фашизма —открытой диктатуры наиболее реакц. элементов монополистич. капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|