Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 11 глава




Ю. Рерих. Москва.

Б. в Китае. Распространение Б. в Китае отно­сится ко временам царствования Мин-ди поздней Ханьской династии (58—75). В этот период открылось сообщение со Средней Азией из т. н. западных зе­мель (напр., Аньси, Согдиана, Хотан). В Китай стали проникать переводы буддийских канонич. книг. Обе династии Цинь (3—4 вв.) приняли буддийскую веру. При поддержке царей Б. стал гос. религией в цар­ствах сев. династий. В период юж. и сев. царств, когда страна была расколота на две части — север и юг, в юж. царствах со стороны конфуцианства и даосизма велась борьба против чужеземного гнета и против Б. как чужеземной религии. В 5 в. с резкой критикой Б. выступал даосист Гу Хуань, против суеверных проповедей буддистов относительно «со­ответствия воздаяний деяниям», «бессмертия душ» выступил крупнейший кит. материалист Фань Чжэнь.


198 БУДДИЗМ — БУЛАНЖЕ


После того как страна была объединена под влас­тью династии Суй, а затем династии Таи (конец 6— нач. 7 вв.), Б. получил широкое развитие. Обыч­но в кит. Б. различают 10школ. К б в. относится по­явление буддийской школы «Чэн-ши-цзун» («Установле­ние истины»). Под влиянием соч. Васубандху «Абхид-хармакоша», переведенного на кит. язьгк инд. ученым Парамарта (Гунярата), возникла школа «Цзюйо-цзун». В эпоху династии Тан (7—9 вв.) существовал цел.ый ряд буддийских нгкол: школа «Фасян-цзун» («Дхарма-лакшана»), выступавшая с тезисом: «все дхармы толь­ко в сознании», школа «Сань-лу.нь-цзун» (мадхьямики). Этой школе близко учение школы «Тяньтай-цзун», ос­нованной кит. монахом Чжи-и (537—597). Тяньтай-цзун основывалась на Саддхарма-пундарика-сутре («Сутре о Лотосе») и проповедовала идеалистич. уче­ние о том, что на свете «все—шунья» (безаттрибутив-ное). На историю кит. философии значит, влияние оказала школа «Цань-цзун» («Созерцание»), основанная в 1-й пол. 6 в. инд. ученым Бодидарма. В основу своей деятельности эта школа положила проповедь всеобщего истинного разума Будды, к-рым будто бы наделены все живые существа и к-рый незыблем, как печать. Представители школы «Цзин-ту-ц'зун» («Чистой или райской земли») проповедовали веру в силу про­изнесения имени Будды и символов его учения как средства переправиться после смерти на «чистую», райскую землю, принадлежащую Будде. Учение о «чистой» земле, дававшее верующим иллюзии о луч­шей жизни, отрывало трудящиеся массы от практич. борьбы. Школа «Ми-цзун» («Заклинаний») исходи­ла из учения о трех таинствах — Будда-тело, Будда-уста и Будда-разум, согласно к-рому все тела есть тело Будды — единой истинной сущности, все звуки и слова—его голос и слова, все мысли—ого разум. Эта школа носит яркую религ. окраску, совмещая в се­бе элементы Б. и брахманизма. Мистич. учение Б. явилось для класса феодалов действенным средством одурманивания нар. масс, служило для того, чтобы заставить народ примириться с порабощением и сло­мить его волю к сопротивлению.

Между всеми буддийскими школами велась ожес-точ. борьба, осложняемая враждебным отношением к Б. др. религ. систем, особенно конфуцианства. Атаки против Б. предпринимались в 8—9 вв. Фу Бянь, Хань Юй, Лу Чжун-цзин, а в 841—846 развернулось во всекит. масштабе знаменитое движение за ликви­дацию Б. В условиях внутр. противоречий между различными школами Б. и антагонизма по отношению к нему со стороны конфуцианства и даосизма возника­ет примиренческо-эклектич. направление. Свидетель­ством сближения даосизма и конфуцианства являют­ся соч. Ван Туна «О единстве трех учений — кон­фуцианства, буддизма и даосизма» («Жу фо дао сань цзяо хэ и лунь») и Лю Цзун-юаня (773—819) «О при­мирении трех учений» («Сань цзяо тяо хэ лунь»), Специфич. условия распространения Б. в Китае, при­ведшие его к слиянию с конфуцианством и даосизмом, отличают кит. Б. от Б. в Цейлоне и Бирме. В то же время сближение этих идеологий повлияло на раз­витие Б. в Японии и Корее.

Со времени династии Сун (10—13 вв.) мн. буддий­ские школы приходят в упадок. При династии Юань {монгольской, 13—14 вв.) государств, религией стал ламаизм. Кит. Б. являлся не только реакц. религ. системой, но в то же время и идеалистич. филосо­фией, пронизавшей кит. метафизику 3—4 вв. (царства Вэй и Цзинь) и ортодокс, конфуцианство времен ди­настий Сун и Мин. Во все периоды кит. истории материалистич. философия вела ожесточ. борьбу про­тив идеалистич. буддийской идеологии. В период пос­ле движения 4 мая 1919 помещичье-бурж. уче­ные (напр., Лян Coy-мин) стали пропагандировать Б.


как такую философию, к-рая стоит выше материа­
лизма и идеализма, и использовали его для борьбы с
марксизмом. В настоящее время эти реакц. учения
окончательно разгромлены. у Цзэ-юй. Китай.

Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1—3, СПБ, 1857—69; Минаев И. П., Буд­дизм. Исследования и материалы, т. 1, вып. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон­ским и китайским источникам, ч. 2— Проблемы буддийской философии, П., 1918; его ж е. О миросозерцании современ­ного буддизма на Дальнем Востоке, П., 19 19; ГЦ е р б а т-ской Ф. П., Теория познания и логика по учению позд­нейших буддистов, ч. 1—2, СПБ, 1903—1909; его ж е, Фило­софское учение буддизма, П., 1919; его же, The central con­ception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of Buddhist nirvana Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; Madhyanta-Vibhanga, Ascribed to Bodhisattva Maitreya and commented by Vasubandhu and Sthiramati. Transl. from the Sanskrit by Th. Stcherbatsky, Moscow—Leningrad, 1936 (Bibliotheca Buddhica, 30); DuttNa-1 i n a k s h a, Aspects of Mahayana Buddhism and its relations to Hinayana, L., 1930, T h о m a s E. J., The history of Bud­dhist thought, L.— N. Y., 1933; MnrtiT. R. V., The cen­tral philosophy of Buddhism, L., [1955].

БУДНЫИ, Симон (р. в сер. 30-х гг. 16 в. — ум. ок. 1593) — идеолог реформации и гуманизма в Польше, Белоруссии и Литве. Образование получил в Краковской академии. Примыкая к кальвинизму, издал в 1562 в Несвиже «Катехизис для простых людей языка русского» и «Об оправдании грешного человека перед богом», написанные на белорус, яз. В конце 60-х гг. Б. порывает с кальвинизмом и перехо­дит на позиции антитринитариев. Б. полемизировал с польскими, римскими, швейц. теологами, опублико­вал на польском и лат. языках ряд соч.: «Краткое доказательство того, что Христос не есть тот же са­мый бог, что и отец» («Brevis demonstratio quod Chri-stus non sit ipse Deus, qui est Pater..,», 1574), «Опро­вержение аргументов М. Чеховича» («Refutatio argu-mentorum Martini Czechowicii», 1575), в к-рых проявил свободомыслие по отношению к духовенству и христ. религии.

В предисловии к «Катехизису» Б. выступал с критикой церкви и духовенства, указывая, что ду­ховенство корыстолюбиво, критиковал догматы христ. религии, требовал критич. отношения к т. и. «свя­щенным книгам», указывал на многочисл. противо­речия в текстах Священного писания, отрицал боже­ственность Христа. Деятельность Б. вызвала пресле­дование его со стороны церковников. В 1582 собор в Лукловицах осудил Б. как «еретика» и «безбожника». Б. был поборником единства всех славянских народов.

Лит.: Плисе В. П.. Симон Будный и его сектантская и литературная деятельность в Литве и Западной Руси, «Хри­стианское чтение», 1914, т. 242, с. 1146—68 и 1286 — 1316; Literatura ariaiiska w Polsce XVI wieku. Antologia, Warsz., 1959; Merczyng H., Szymon Budny jako krytyk tekstrjw biblijnych, Кг., 1913; К ot St., Ideologja polityczna i spol3i:7.n>i Braci polskieh zwanych Arjanami, Warsz., 1932.

H. Алексютович. Минск.

БУЛАНЖЕ (Boulanger), Никола Антуан (11 ноября 1722 — 16 сент. 1759) — франц. ученый и философ, по профессии инженер-строитель мостов и шоссейных дорог. Был близок к Дидро и Гольбаху. Сотрудни­чал в «Энциклопедии», изучал историю, языки и религию народов Востока. В своих осп. произведе­ниях «Исследование и происхождение восточ­ного деспотизма» («Recherches sur l'origme du des-potisme oriental», 1761 и 1766) и «Разоблаченная древность...» («L'Antiquitedevoilee», 1766) Б. выступил как материалист и атеист, утверждая, что «бог — это привесок» и что «любой сверхъестественный закон ослабляет и расстраивает законы естественные, со­циальные и гражданские». Б. стремился найти объек­тивную основу религ. верований в явлениях приро­ды, в частности в естеств. катастрофах—землетрясе­ниях, наводнениях, переменах климата, в астрономич. явлениях; пытался применить к рассмотрению древ­ней мифологии и культов сравнительно-историч. метод.


БУЛГАКОВ — БУЛЬ 199


После смерти Буланже Гольбах издал под его име­нем свои соч. «Разоблаченное христианство» (1761) и «Критическое рассмотрение жизни и сочинений святого Павла» (1770).

Соч.: Oeuvres, t. 1—8, P., 1792—93; Oeuvres, t. 1—6, Amsterdam, 1794.

Лит.: Вороницын И. П., История атеизма, 3 изд., [Рязань, 1930]; МарешапьП. С, Избранные атеистические произведения, М.,1958, с. 224; Morellet, [Abb e], Memoi-res inedits..., 2 ed, t. 1, P., 1822; Hampton!, Nicolas-Antoine Boulanger et la science de son temps, Lille, 1955.

А. Казарин. Москва.

БУЛГАКОВ, Сергей Николаевич (16 июля 1871 — 13 июля 1944) — рус. бурж. экономист, философ, идео­лог веховства; впоследствии религ. деятель. В 90-х гг. 19 в. Б. был «легальным марксистом»; со времени рево­люции 1905*— 07 — реакционер, националист, член 2-й Гос. думы, участник сб. «Вехи» (1909, ст. «Героизм и подвижничество»); вместе с др. веховцами Б. вел борьбу за откол интеллигенции от революции. С 1922— белоэмигрант.

В области политич. экономии Б., начав с опроверже­ния народнич. тезиса о невозможности развития капи­тализма в России при отсутствии внешних рынков («О рынках при капиталистическом производстве», М., 1897), перешел затем к критике марксизма («Капи­тализм и земледелие», т. 1—2, 1900), а потом и к откры­той апологетике капитализма. В области философии Б. предлагал проверять Маркса Кантом, отвергал «теорию прогресса» — историч. материализм (см. ст. «Основ­ные проблемы теории прогресса», в сб. «Проблемы идеализма», 1902; «От марксизма к идеализму», 1903). Под влиянием идей В. Соловьева Б.обратился к религ,-мистич. философии, к-рая «имеет своей единственной и универсальной проблемой — бога и только бога». Б. пытался так «синтезировать» науку, философию и религию, чтобы все подчинить вере и одновремен­но избежать нелепостей «чистой» религии. Этот «син­тез» Б. осуществлял, вводя наряду с «абсолютом» и «космосом» понятие «София», «третье бытие», соединяющее в себе бога и природу («Свет невечерний», 1917; «Тихие думы», 1918; «О богочеловочестве», ч.1 — «Агнец Божий», 1933; «Автобиографические заметки», 1946; статьи в журн. «Путь» и др.). Б. принял свя­щенство (1918), организовал об-во «Святой Софии», был проф.богослов, ин-та в Париже (1925—44). Взгляды Б. до сих пор используются врагами науки, демо­кратии и коммунизма

С о ч.: Два града, т. 1—2, М., 1911; Философия хозяйства, М., 1912; На пиру богов, pro и contra, современные диалоги, С. [1921]; Die Tragodie der Philosophie, Darmstadt, 1927; Du Verbe incarne, P., 1943.

Лит.: Л е н и и В. И., О «Вехах», Соч., 4 изд., т. 16; е г о
ж е, Аграрный вопрос и «критики Маркса», там же, т. 5, 13;
Плеханов Г. В., О так называемых религиозных иска­
ниях в России, в кн.: Плеханов Г. В., ИЗбр. философские
произв., т. 3, М., 1957; АксельродЛ. (Ортодокс),
О «Проблемах идеализма», в кн.: Против идеализма, М.—П.,
1922; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокан­
тианской ревизии марксизма в России, М., 1948; Schultze
В., Russische Denker, W., 1950. JO. Корякин. Москва.

БУЛЕ (Buhle), Иоганн Готлиб Герхард (29 сент. 1763—21 авг. 1821) — нем. философ-кантианец, проф. философии Гёттингенского (1787—1804) и Московского (1805—11) ун-тов. Издавал «Московские ученые ведо­мости» (1805—07) и «Журнал изящных искусств»; в 1814 вернулся на родину. Значение имели работы Б. по истории философии: «История философствующего человеческого рассудка» («Geschiehte des philosophieren-den menschlichen Verstandes», 1793); «Учебник истории философии...» («Lehrbuch der Geschiehte der Philoso­phie...» Tl 1—8, 1796 — 1804); «История новой филосо­фии...» («Geschiehteder neueren Philosophie...», Tl 1—6, 1800—05; книга была запрещена Ватиканом, см. «Во­просы истории религии и атеизма», М., 1956, с. 415). Труды Б. по истории философии широко использовал Гегель (см. Гегель, Соч., т. 9—11,1932—35, по имен.


указат.) как источник, в к-ром «есть много хороших извлечений из редких книг» (там же, т. 9, с 104).

Соч.: Einleitung in die allgemeine Logik und die Kritik der reinen Vernunft, Gottingen, 1795; Rnlwurf einer transcen-dentalen Philosophie, Gottingen, 1798; tJber den Ursprung und Leben des Menschengeschlechts..., Braunschweig, 1822; De opti­ma ratione, qua historia populorum..., M:, 1806; Versuch einer kritischen Litteratur der russischen Geschiehte, Bd 1, M., 1810.

Лит.: Биографический словарь профессоров и препода­
вателей ими. Московского университета, ч. 1,М.,1885,с. 113 —
128; Гавриил (Воскресенский В. И.), История
философии, ч. 6, Казань, 1840, с. 77—82; «Русская старина»,
1874 т. 10, с. 154, 283. В. Пфо. Берлин.

БУЛЬ (Boole), Джордж (2 ноября 1815—8 дек. 1864)—англ математик и логик,основоположник мате­матической логики. Родился в Линкольнов семье ре­месленника. Б. не имел спец. мате.матич. образования, однако его успехи в этой области были так велики, что в 1849 он стал проф. математики в Куинс-колле'д-же в Корке (Ирландия), где преподавал до конца жиз<-ни, Б. почти в равной мере интересовали логика, ма-тематич. анализ, теория вероятностей, этика Спинозы, философ, работы Аристотеля и Цицерора. В работе «Математический анализ логики» («The mathematical analysis of logic», 1847) содержится попытка мате-матич. обработки дедуктивного фрагмента классич. аристотелевой логики; в статье «Логическое исчи­сление» («The calculus of logic», в журн. «Cambridge and Dublin Math, j.», 1848, [v. ] 3, p. 183—93) излагается ре­зюме этой работы. В 1854 в Лондоне появляеюя осн. логич. произведение Б. —«Исследование законов мысли» («An investigation of the laws of thought...»).

Б исходил из идеи аналогии между алгеброй и логикой. Он стал рассматривать логику как алгеб­ру лишь с нулем и единицей, в к-рой существуют все четыре операции арифметики. Совр. Булю алгебра за­нималась в основном решением уравнений. Верный своему осн. допущению, Б. заключил отсюда, что и центр, проблематика логики должна определяться вопросами: о решении т. и. логич. уравнений отно­сительно неизвестных терминов. Эта задача решения булевых уравнений равносильна требованию сводить их к наивозможно более простому виду. Ставит­ся также вопрос об исключении к.-л. терминов из за­данных логич. уравнений (проблема элиминации). Трактуя алгебру как науку о равенствах, Б. и в исчис­лении классов также записывает логич. выражения в виде равенств. Он стремился давать полные явные оп­ределения, изк-рых можно было бы вывести все свой­ства определяемого объекта, что соответствует попыт­ке заменить аксиоматич. определения явными.

Основными операциями у Б. являются:

Сложение, обозначавшееся знаком «4-»; в исчисле­нии классов (объемов понятий) булевой формуле х-\-у соответствует объединение классов х и у с исклю­чением их общей части; в исчислении высказываний — т. н. строгая дизъюнкция, грамматически совпадаю­щая с союзом «либо» (либо х, либо у).

Умножение, обозначавшееся знаком «•», в исчис­лении классов этой операции соответствует пересе­чение; в исчислении высказываний — конъюнкция, грамматически тождественная союзу «и». Выражение х-у Б. употребляет также в смысле: «те х-, которые суть у» (т. е. знак «•» играет здесь роль оператора «fOT, который»).

Дополнение до единицы (по В., до класса «всех вещей»), обозначавшееся записью 1— х; в исчислении классов формула 1— х означает дополнение к классу х\ в исчислении высказываний—отрицание х, т. е. «не— х».

С помощью введенных Б., правил преобразования оказалось, в частности, возможным формализовать все те аристотелевы модусы силлогизма, к-рые дают заключения с суждениями общего характера.

Основным законом логики Б. считал т. и. принцип идемпотентности, согласно к-рому имеет место со­отношение: (1) х-х=х; напр., «белый» и «белый» — это


200 БУРЖУАЗИЯ


все равно, что просто «белый». В алгебре же выраже­ние i - = х верно лишь при х—\ или х=6 (т.е. пртг зна­чениях х, являющихся корнями уравнения х-х=0). Именно в этом пункте следует искать первоисточник мысли Б. о формальной аналогии между элементарной алгеброй и алгеброй логики.

Наиболее общая проблема логики, согласно Б., может быть сформулирована так: задано некоторое логическое уравнение, содержащее символы х, у, z, w; требуется найти логич. отношение класса, обозначен­ного через w, к классам, обозначенным через а:, у, г.

Исходное уравнение Б. решает сначала по правилам элементарной алгебры, а затем дает логическое истол­кование полученного результата с помощью вводи­мых им с этой целью спец. «правил интерпретации».

Идеи Б. наталкивали не только на построение ис­числения высказываний как разновидности т. н. 2— арифметики, т. е. арифметики, в к-рой налицо только два числа 0 и 1 (что было сделано советским математиком И. И. Жегалкиным в 1928), но и на создание логических исчислений, к-рые так обрабо­таны, что в них логич. операции осуществляются так же, как и арифметические (такие исчисления стро­ятся, напр., в приложениях математич. логики к технике, в частности в теории контактно-релейных схем слабого тока).

С о ч.: The Mathematical analysis of logic, Cambr.—L., 1847; An investigation of the laws of thought..., L., 18ft4.

Лит.: Стнжкин Н. И., Из истории развития матема­
тической логики в XIX веке, М., 1959 (Автореферат дисс);
ЛьарЛ., Английские реформаторы логики в Х1Хв., пер.
с франц., СПБ, 1897; Venn J., Boole's logical system, «Mind»,
1876, v. 1, JSffi 4. H. Стяжпич. Москва.

БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. burgus — укрепленный город) — капиталисты — господств, класс капиталистич. общества, класс собственников осн. средств обществ, произ-ва, живу­щих за счет эксплуатации наемного труда. Капитали­стич. собственность, обусловливающая присвоение прибавочной стоимости, создаваемой неоплаченным трудом наемной рабочей силы, является экономич. основой господства Б. как класса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 424 и В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 19, с. 328).

Б. возникла и стала развиваться в недрах феод. общества. «Из крепостных средневековья вышло сво­бодное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 425). По мере развития пром-сти, торговли и море­плавания, гигантский толчок к-рому дали Великие географич. открытия, происходило сосредоточение богатства и ден. капитала в руках верхушки горо­жан. Эта эпоха первонач. накопления, гл. содержанием к-рой была экспроприация у широких народ­ных масс земли, орудий труда и жизненных средств, «вписана в летописи человечества пламенеющим язы­ком меча и огня» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 720). На смену цеховой орг-ции пришла ману­фактура, а затем и крупная машинная пром-сть. С развитием капитализма в с. х-ве помещики превраща­ются в капиталистич. предпринимателей. С др. сторо­ны, из самого крестьянства выделяется сел. Е.—кула­чество. Вместе с развитием капиталистич. произ-ва Б. формируется как класс. На др. полюсе образуется неимущая пролет, масса, свободная от личной зави­симости, но лишенная всяких средств произ-ва и по­этому вынужденная продавать свою рабочую силу капиталистам.

Развившиеся внутри феод, общества производит, силы вступили в конфликт с господств, феод, произ­водств, отношениями. Б. как поднимающийся класс— носитель прогрессивного для этой эпохи экономич. строя, возглавила в своих классовых целях движение


нар. масс (крестьян, ремесленников и рабочих) против феодализма и в результате революций в 16—1-й пол. 19 вв. пришла к власти в большинстве стран Зап. Евро­пы и в США (см. Буржуазная революция). В Австро-Венгрии, России, Японии и нек-рых др. странах это произошло позже, во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв.

В борьбе против феодализма Б. провозгласила ло­зунги свободы, равенства и братства, однако, завое­вав власть руками нар. масс, она предала их и пре­вратила эти лозунги в свободу эксплуатации.

Экономич. основу политич. господства, диктатуры В., орудием к-рой является бурж. гос-во, составляет частнокапиталистич. собственность. Бурж. гос-во осуществляет функции охраны общих условий, бла­гоприятствующих капиталистич. эксплуатации, с по­мощью армии, полиции, бюрократич. аппарата.

По своему экономич. положению Б. подразделяется на крупных, средних и мелких капиталистов. Мелкая Б.— класс мелких собственников, занимающий про­межуточное положение между осн. классами бурж. общества — капиталистами и пролетариями, характе­ризуется частной собственностью на средства произ-ва и личным (семейным) трудом. Мелкая Б. зависима от крупного капитала, она непрерывно разоряется, размывается и вытесняется в ряды пролетариата. Средняя немонополистич. Б. является более устой­чивой прослойкой. Однако под влиянием процесса концентрации и централизации капитала в результате конкуренции частная немонополистич. собственность сокращается, и средняя Б. попадает в зависимость от крупной монополистич. Б.

Господств, положение в экономике капиталистич. общества занимает крупная Б., выступающая при империализме как монополистич. Б.— финансовая олигархия, к-рая владеет подавляющей частью нац. богатства: в США 1 % собственников сосредоточи­вает 59%, в Англии—56% всего капитала.

С развитием капитализма растет тенденция к от­делению функции собственности на капитал от его приложения к произ-ву — предпринимав функция, к-рую выполняет высший слой управляющих, входя­щих в состав монополистич. Б. К крупной Б. относятся также высшие чиновники государств, аппарата, выс­шая военная каста, а также политич. и идеология. верхушка, непосредственно осуществляющие классо­вое господство Б.

По сферам приложения капитала Б. делится на промышленную, торговую, банковскую, капиталистов в сфере обслуживания (кино, радио, телевидение, отели и т. п.) и с.-х. предпринимателей.

Общим для всех слоев Б. является ее противопо­ложность наемному труду. Каждый капиталист заин­тересован в повышении степени эксплуатации не толь­ко своих рабочих, но и рабочего класса в целом, ибо в конечном счете прибыль каждого капиталиста —это его доля во всей массе прибавочной стоимости, про­изведенной рабочим классом. Основу противоречий внутри Б. составляет стремление увеличить свою долю в дележе прибавочной стоимости, к-рое проявляется в фюрме ожесточенной конкурентной борьбы.

Свойственный капитализму и особенно усиливаю­щийся в период империализма процесс концентрации и централизации капитала ведет к разорению многих мелких, средних и части крупных капиталистов. Ре­зультатом этого является тенденция сокращения доли Б. в составе как самодеятельного, так и всего насе­ления капиталистич. стран. Напр., в США собствен­ники предприятий и владельцы ферм (вместе с мелкой Б., управляющими и должностными лицами) в 1870 составляли 30% занятого населения, в 1910—23%, в 1950—15,9%. В Англии предприниматели в 1851 со­ставляли 8,1% самодеят. населения, а в 1951—2,04%. В целом Б. составляет ныне в высокоразвитых капи-


БУРЖУАЗИЯ 201


та диетических странах около 1—5% самодеят. насе­ления.

Формами классового объединения Б. являются союзы и ассоциации промышленников, банкиров и т. п., представляющие собой централизов. систему, охватывающую все слои В., в к-рой господств, роль играет монополистич. капитал. Бурж. политич. партии являются формой выражения политич. интересов Б. и средством объединения вокруг нее др. слоев нали­та листич. общества. При общей программной основе— сохранение и укрепление капитализма — борьба бурж. партий (напр., демократической и республи­канской в США) отражает противоречия между отд. слоями и группировками Б.

В истории человечества Б. сыграла прогрессивную роль. Свергнув феодализм, она разрушила вековую обособленность мелкого производства, обобществила труд и тем самым гигантски повысила его производи­тельность. Она развила крупную пром-сть, создала на­циональный, а затем и всемирный рынок, невиданными темпами ускорила развитие производит, сил. На этой базе создались централизованные гос-ва и бурж. нации. Однако победа Б. знаменует начало ее пора­жения. Огромные богатства капиталистич. общества, узурпированные Б., созданы за счет жесточайшей эксплуатации наемного труда, гибели миллионов мелких производителей, расточения природных бо­гатств. Производит, силы периодически разрушаются в результате экономич. кризисов и всту пают в проти­воречие с капиталистич. производств, отношениями. Б. «... не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного „чисто­гана". В ледяной воде эгоистического расчета потопи­ла она священный трепет религиозного экстаза, ры­царского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в мено­вую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуата­цию, прикрытую религиозными и политическими ил­люзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бес­стыдной, прямой, черствой» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 426).

С развитием капитализма растет и крепнет классо­вый антагонист Б.— пролетариат, к-рый в сер. 19 в. выступает со своими самостоят, классовыми интере­сами, осознает свою историч. миссию могильщика капитализма и создает проф. организации и политич. партии, возглавляющие его борьбу с капиталом (см. Рабочий класс).

С развитием капитализма и особенно с переходом в стадию империализма, в стадию загнивания, корен­ным образом меняется историч. роль Б. «Буржуазия из подымающегося передового класса стала опускаю­щимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным» (Ленин В. П., Соч., 4 изд., т. 21, с. 128). Резко обо­стряются все противоречия капитализма и прежде все­го противоречия между обществ, характером произ-ва и частной формой присвоения. Антагонизм интересов пролетариата и Б.—осн. черта бурж. общества. И чем дальше, тем больше обостряется антагонизм проле­тариата и Б., Б. и всего народа. Б. превращается в класс, препятствующий замене отживших бурж. произ­водств, отношений новыми социалистич. отношениями. «Ваше пристрастное представление,— писали Маркс и Энгельс о Б.,— заставляющее вас превращать свои производственные отношения и отношения собственно­сти из отношений исторических, преходящих в про­цессе развития производства, в вечные законы при­роды и разума, вы разделяете со всеми господствовав­шими прежде и погибшими классами. Когда заходит речь о буржуазной собственности, вы не смеете более понять того, что кажется вам понятным в отношении


собственности античной или феодальной» (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443). Особенно реакционной Б. становится в период общего кризиса капитализма. С этого времени на ее развитие все большее влияние оказывают не только внутр. противоречия самого капитализма, но и общий ход мировой истории: победа социалистич. революции в России в 1917, создание мировой си­стемы социализма после 2-й мировой войны и ее огром­ные экономич., политич. и идеологич. успехи, рост нац.-освободит, движения и распад колониальной системы.

В эпоху империализма началось перерастание моно­полистич. капитализма в государственно-монополи-стич. капитализм (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 2л с. 382), к-рое ускорилось после 1-й и в особенности 2-й мировых войн. Монополистич. Б. использует огромную экономич. потенцию гос. вла­сти для подавления конкурентов, усиления эксп­луатации трудящихся, обеспечения монопольных прибылей. С помощью налоговой системы она осу­ществляет перераспределение нац. дохода в свою пользу, обирая все общество, весь народ. Гос-монополистич. капитализм — система сугубо анти­народная и реакционная, как и вообще монопо­листич. капитализм. Она означает переход Б. к поли­тике насилия и реакции по всем линиям. Империали-стич. Б. пытается найти выход из противоречий на путях милитаризации экономики и подготовки войн, проводит агрессивную внешнюю политику, направлен­ную против социалистич. стран, а также нац.-осво­бодит, движения в колониальных и зависимых стра­нах, подавляет демократич. движение широких нар. масс, стремится к уничтожению бурж.-демократич. свобод и институтов. Империалистич. Б. США и др. стран.всюду поддерживает и возрождает реакц. учреждения и режимы (Чан Кай-ши, Нго-динь-Зьема, самые реакц. диктатуры в Лат. Америке). «Отживаю­щая буржуазия соединяется со всеми отжившими и отживающими силами, чтобы сохранить колеблющееся наемное рабство» (Ленин В. П., там же,т. 19,с. 77). Цепляясь за власть, Б. стремится к установлению различных форм фашизма —открытой диктатуры наи­более реакц. элементов монополистич. капитала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...