Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 12 глава




С др. стороны, по мере усиления всевластия и гнета монополистич. Б. «интересы и политика... узкой кучки монополий все более приходят в противоре­чие не только с интересами рабочего класса, но и всех остальных слоев капиталистич. общества — кресть­янства, интеллигенции, мелкой и средней буржуазии города» («Документы совещаний представителей ком­мунистических и рабочих партий», 1957, с. 18). Это создает предпосылки объединения всех демократич. сил под руководством рабочего класса и его революц. партий. Борьба за общедемократич. интересы со­здает более благоприятные политич. условия для борь­бы за социализм, ослабляет реакц. В., сплачивает широкие массы народа вокруг рабочего класса, наце­ливает их на свержение господства монополистич. Б.

С переходом капитализма в стадию загнивания, с превращением Б. из прогрессивного в реакц. класс коренные изменения претерпевает ее идеология. Нау­ку, искусство, печать, школу, церковь Б. подчинила своим классовым целям и использует для духовного порабощения трудящихся. Бурж. мораль проникнута духом стяжательства и эгоизма, цинизма, лицемерия и ханжества. Продажность, подкупы, мошенничество достигли в капиталистич. странах громадных размеров. На смену материализму и атеизму приходят идеализм и поповщина. В философии это— экзистенциализм, нео­позитивизм, неотомизм, прагматизма др. идеалистич. школы; в социологии — психологич. теории, эмпирич. социология, социальный дарвинизм; в политич. эко­номии — разного рода течения, пытающиеся доказы­вать устойчивость и прогрессивность капиталистич.


202 БУРЖУАЗИЯ—БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ


строя. Теория «трансформации капитализма» распро­страняет идею, будто капитализм перестал быть эксп­луататорским строем в силу того, что классовые про­тиворечия якобы стираются. Фальшивая теория т. н. народного капитализма утверждает, что посредством широкого распространения мелких акций трудящиеся будто бы становятся совладельцами капиталистич. собственности, капиталистами. Теория «революции управляющих» говорит, что с развитием процесса отделения собственности на капитал от приложения капитала к произ-ву к власти приходят управляю­щие, к-рые якобы заинтересованы не в эксплуата­ции, а в развитии обществ, произ-ва. Проводники бурж. идеологии в рабочем движении —реформисты и ревизионисты — проповедуют идеи т. н. демокра­тического социализма — постепенного врастания капитализма в социализм. Все это направлено на то, чтобы дезорганизовать и дезориентировать рабочий класс, привить ему идеи «социального мира», отвлечь его от классовой борьбы за свержение господства Б. В колониальных и зависимых странах (Азии, Африки, Лат. Америки) сложилось два вида Б.: компрадорская и национальная. Компрадорская — это крупная Б., связанная с иностр. монополнстич. капиталом и феод.-помещичьей верхушкой. Компрадорская Б. является вассалом международной буржуазии, а ее существо­вание и развитие подчинено интересам империализма. Она занимает антинациональную позицию, содей­ствуя закабалению своих стран иностр. капиталом, всячески препятствуя их освобождению от империали-стич. гнета и переходу на путь самостоят, развития. Иную роль в колониальных и зависимых странах иг­рает национальная Б., интересы к-рой ущемляются иностр. и компрадорским капиталом. Значит, ее часть поддерживает нац.-освободит, движение и нар. револю­ции, выступая в едином антиимпериалистич. фронте вместе с рабочим классом, крестьянством и мелкой гор. Б. В тех же странах, где пролетариат недостаточно ор­ганизован, она возглавляет нац.-освободит, движение.

Победа нац'.-освободнт. движения во многих коло­ниальных и зависимых странах привела к власти национальную Б., к-рая захватывает ряд командных высот в экономике и начинает оказывать решающее влияние на внутр. и внешнюю политику своих стран. Если в ходе нац.-освободит, движения нац. Б. играла прогрессивную роль, выступая в едином антиимпериа­листич. фронте с другими слоями населения, то те­перь ее роль становится двойственной.

Нац.-освободит, движение в ряде стран 'наряду с антиимпериалистич. лозунгами выдвинуло также различные проекты демократич. преобразований.Одна­ко осуществление таких проектов встречает все более возрастающее сопротивление господствующей на­циональной Б., отстаивающей свои узкоклассовые ин­тересы. В этих странах, после того как были решены общенациональные задачи завоевания политич. неза­висимости от империалистич. держав, жизнь выдвину­ла такие социальные задачи, как аграрно-крестьянский вопрос, проблемы индустриализации, завоевания эко-номич. независимости от империализма, отношений труда и капитала, подъема жизненного уровня широ­ких масс народа, осуществления демократич. свобод. Эти задачи могут быть решены лишь при активном участии нар. масс во главе с рабочим классом и его партиями.

Переход от капитализма к коммунистич. обществ, формации — объективная необходимость историч. раз­вития; он неизбежно сопровождается сопротивле­нием Б. и революц. борьбой с ней нар. масс, руко­водимых пролетариатом и его партией. Рабочий класс применяет насилие против Б. только в ответ на насилие самой Б. При сотрудничестве и лояльности со стороны определенных частей Б. пролетариат


может идти на выкуп в той или иной форме ее соб­ственности. Как цоказывает опыт Китая, большин­ство нац. Б. пошло по пути преобразования капитали­стич. предприятий в государственно-частные, по пу­ти перевоспитания и социалистич. строительства. Историч. опыт с неопровержимостью свидетельст­вует о том, что гибель капитализма и торжество коммунизма одинаково неизбежны.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммуни­стической партии, М.,1958;МарксК., Капитал, т. 1—3, М, 1955; его же, Наемный труд и капитал, в кн.: М а р к с К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 6,М.,1957;его же. Клас­совая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7, М., 1956; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2, М., 1955; его же, Революция и контррево­люция в Германии, там же, т. 8, М., 1957; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Развитие социализма от уто­пии к науке, [М.], 1953; Ленин В. И., По поводу так назы­ваемого вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Разви­тие капитализма в России, там же, т. 3: е г о же, Новые дан­ные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Империализм, как высшая стадия капита­лизма, там же; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; С т а л и н И. В., Об осно­вах ленинизма, Соч., т. 6; X р у щ е в Н. С, О контроль­ных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС. 27 января 1959 г., М., 1959; Мао Цзэ-дун, Китайская революция и коммунистическая партия Китая, Избр. произв., т. 3, М., 1953; Торез Морис, Новые данные об обнищании трудящихся Франции, М., 1956; Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; А й д и т Д. Н., Индонезийское общест­во и индонезийская революция, М., 1958; АрисмендиР., К вопросу о роли национальной буржуазии в антиимпериа­листической борьбе, «Проблемы мира и социализма», 1959,.NS 5, 6; X у С и-К у й. Мирное преобразование капиталисти­ческой промышленности и торговли и классовая борьба в Ки­тае, М., 1957; Чепраков В., О классах современного ка­питалистического общества, «Коммунист», 1959,№ 5; О роли буржуазии в национально-освободительном движении (обмен мнениями), «Проблемы мира и социализма», 1959, № 8, 9.

Г. Ардаев, В. Семенов. Москва.

БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — революция, на­правленная на уничтожение феод, строя, установле­ние политич. власти буржуазии, с целью устранения препятствий для развития капитализма; в зависимых и колониальных странах бурж. революция направлена также на завоевание нац. независимости.

Б. р. является результатом конфликта между скла­дывающимися новыми возросшими производит, си­лами и устаревшими феод.-крепостнич. производств, отношениями, стесняющими дальнейший рост произ­водит, сил, развитие капитализма, результатом рез­кого обострения противоречий между поднимающейся буржуазией и отмирающим классом помещиков-кре­постников. Поскольку капиталистич. производств, отношения зарождаются в недрах феод, строя, осн. задача Б. р. сводится к тому, чтобы передать власть в руки класса буржуазии и привести гос. строй в соответствие с наличной бурж. экономикой. Б. р. завершается обычно захватом власти; поскольку она ограничивается заменой у власти одной эксплуата­торской группы другой эксплуататорской группой, Б. р. не может сплотить вокруг буржуазии на длит, период широкие массы трудящихся. «Перед буржуаз­ной революцией,— указывал В. И. Ленин,— была только одна задача — смести, отбросить, разрушить все путы прежнего общества. Выполняя эту задачу, всякая буржуазная революция выполняет все, что от нее требуется: она усиливает рост капитализма» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 67).

Путем бурж. революций осуществляется законо­мерная смена феодальной формации капитализмом, разрешается противоречие между развивающимся капиталистич. способом производства и устаревшим феодальным строем. Бурж. революция является исто­рически необходимой и прогрессивной. «Буржуазная революция выражает потребности развития капита­лизма» (Л е н и и В. И., там же, т. 9, с. 33).


БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 203


Первая бурж. революция произошла на заре капи­тализма в 16 в. Но и на закате капитализма в 20 в., когда после Великой Октябрьской социалистич. рево­люции возникла новая коммунистич. формация, в нек-рых странах еще происходят Б. р. и завершается ликвидация остатков базиса и надстройки феодализма. Возникновение капитализма в различных странах происходит неодновременно, и это также влияет на особенности Б. р. В зависимости от того, в какую ясторич. эпоху совершается переход от феодализма к капитализму в данной стране, определяется характер Б. р., ее движущие силы, ее руководящий класс. Не­равномерность возникновения капитализма обуслов­ливает особенности бурж. революции. Так, Б. р. в Ан­глии 17 в., во Франции в конце 18^в. совершались в ус­ловиях" безраздельного господства феодализма. В этих революциях буржуазия была тем классом, к-рый «д е й с т в и т е л ь п о стоял во главе движе­ния» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 114). Впервые выраба­тывались формы прлитич. власти буржуазии. Ее революционные идеологи критиковали положение теологии о божественном происхождении королев­ской власти, теоретически доказали несправедли­вость привилегий дворянства и духовенства, обоснова­ли право народа на восстание и свержение монархии, доказали законность новой формы государства — республики (см. Естественное право, Обществен­ный договор). Маркс писал, что «это были рево­люции европейского масштаба. Они представ­ляли не победу определенного класса обще­ства над старым политическим строем; они провозглашали политический строй нового европейского общества... победа буржуазии означала тогда победу нового общественного строя, победу буржуазной соб­ственности над феодальной, нации над провинциализ­мом, конкуренции над цеховым строем, дробления собственности над майоратом, господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвеще­ния над суеверием, семьи над родовым именем, пред­приимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями» (там же, с. 115). Вопреки совр. идеологам империалистич. буржуазии, выступающим против революции, пере­довые представители «третьего сословия» видели в революции средство утверждения нового обществ, строя. Напр., выдающийся амер. демократ Т. Джеф-ферсон считал необходимыми революц. преобразова­ния общества, пересмотр конституций и всех обществ, институтов каждые 20 лет.

В сер. 19 в. изменяется соотношение классов и характер бурж. революций. На историч. арену высту­пил могильщик капитализма — пролетариат, возве­стивший неизбежность смены капитализма коммуниз­мом путем социалистич. революции. В этих условиях в революциях 1848—49 в европейских странах полити­ка буржуазии изменилась; отныне она стремилась не допустить широкого развития освободит, борьбы масс, искала компромисса со старой властью, чтобы про­вести революцию «сверху» и закончить ее на полпути.

Марксизм-ленинизм особо выделяет среди Б. р. буржуазно-демократические рево­люции. Бурж.-демократич., народная революция характеризуется тем, что в ней массы трудящихся — раоочие, крестьяне, выступают с самостоят, экономич. и политич. требованиями. В бурж.-демократич. ре­волюции «масса народа, большинство его, самые глу­бокие общественные „низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, поднимались самостоятельно, нало­жили на весь ход революции отпечаток своих тре­бований, своих попыток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (Л е-


н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 25, с. 388). В период пер­вых бурж.-демократич. революций широкие нар. массы, являвшиеся осн. движущей силой революции, шли за буржуазией, к-рой доставались плоды победы. Но уже тогда имели место революц. выступления нар. масс со своими самостоят, требованиями — левелле­ры, диггеры в Англии (см. Уинстэнли), «Заговор равных» во главе с Бабёфом во Франции.

Народные массы, участвующие в бурж.-демократич. революции, толкают вперед развитие революции, стре­мясь довести до конца решение ее задач. Такую роль играли, напр., выступления революц. крестьянства и плебейских элементов городов в бурж.-демокра­тич. революции 17 в. в Англии и 18 в. во Франции.

В период империализма все чаще во главе бурж.-демократич. революций становится пролетариат — передовой и единственно последоват. революц. класс, руководимый марксистско-ленинской партией; кре­стьянство превращается в союзника пролетариата, а буржуазия оттесняется от руководства революцией. Руководящая роль пролетариата не только наклады­вает отпечаток, но и определяет весь ход и исход этой революции.

Если бурж.-демократич. революция, проводимая под руководством буржуазии, завершалась обычно установлением бурж. гос. власти и утверждением капиталистич. строя, то бурж.-демократич. револю­ция под руководством рабочего класса может приве­сти к установлению демократич. диктатуры проле­тариата и крестьянства, к-рая при благоприятных условиях перерастает в диктатуру пролетариата.

Первой бурж.-демократич. революцией в эпоху им­периализма явилась революция 1905—07 в России, к-рая выступила как революция широких народных масс во главе с рабочим классом. Всесторонний ана­лиз особенностей и движущих сил бурж.-демократич. революций в период империализма сделал Ленин. В своей работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) В. И. Ленин обос­новал идею о гегемонии, руководящей роли пролета­риата в бурж.-демократич. революции. В. И. Ленин считал, что союз рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса является решающим условием для победы бурж.-демократич. революции и перерастания ее в революцию социалистическую.

Перерастание Февральской революции 1917 в России в социалистич. революцию является ярким подтверж­дением правильности этих выводов Ленина.

Новой формой бурж.-демократич. революции яви­лись народно-демократич. революции в Китае и в нек-рых европейских странах народной демократии. Эти революции, победившие в результате разгрома фа­шизма во второй мировой войне, происходили в эпоху перехода от капитализма к социализму при наличии и поддержке Сов. социалистич. гос-ва, при руководя­щей роли рабочего класса. Являясь по своему харак­теру антиимпериалистич. и антифеод., эти революции нанесли удар не только по феодализму, но и по импе­риализму, по крупной монополистич. буржуазии. Пролетариат во главе со своим коммунистич. аван­гардом, являясь гегемоном этих революций, выступал в союзе не только со всем крестьянством, но также и с прогрессивно настроенными кругами ср. буржуа­зии. Эти революции привели к установлению нового народно-демократич. строя, к-рый в Китае с 1949, а в европ. странах нар. демократии с 1947—48, в ре­зультате перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую, стал выполнять функции дикта­туры пролетариата.

К типу бурж.-демократич. движений относится нац.-освободит, борьба колониальных народов, в ре­зультате к-рой получили независимость такие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Ирак и др. и к-рая


БУРИДАН-БУСИЯ


приводит фактически к распаду колониальной си­стемы империализма. В этих странах пролетариат и широкие массы крестьянства выступили вместе с нац. буржуазией и своим активным участием определили успех нац.-освободит, борьбы. Борьба с феодализмом и империализмом в странах, входящих в мировую капиталистич. систему, в к-рых рабочий класс наци­онально организован и возглавляется марксистско-ле­нинской коммунистич. партией, создает реальные усло­вия для перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую (см. Социалистическая револю­ция и Народно-демократическая революция).

Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., в кн.: М а р к с К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; е г о ж е, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапар­та, там же, т. 8,М., 1957; его же, Буржуазия и контрреволю­ция, там же, т. 6, М., 1957; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 16 — 27, 246 — 51; Л е н и н В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Соч., 4 изд., т.9; его же, Революция типа 1789 или типа 1848 года?, там же, т. 8; е г о же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23; его ж е, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; С т а л и н И. В., Об основах ленинизма, Соч., т. 6; М а о Ц з е-д у н, Китайская революция и Коммунисти­ческая партия Китая, Соч., т. 3, М., 1953; его же, О дик­татуре народной демократии, [M.J, 1949; Хрущев Н. С, Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, М., 1956; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяй­ства на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС, М., 1959. Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957 года, М., 1957.

А. Ковалев. Месива.

ВУРИДАН (Buridan), Жан (р. ок. 1300— ум. ок. 1358)— франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на «факультете искусств» Париж, ун-та. Б. содейство­вал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение дви­жения брошенных тел, возможность беспредель­ного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет бого­словских, большей частью являются «вопросами» к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или из­вестны лишь в изданиях 15—17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в «Вопросах» к «Физике» Аристотеля).

Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример «бурида­нова осла», умирающего от голода между двумя оди­наковыми охапками сена из-за отсутствия объектив­ных оснований для выбора, ему не принадлежит.

Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1941, с. 478;
Duhem P., Etudes sur Leonard de Vinci, serie i—3,
P., 1906—U, то же, Brux., [1955]; M a i e r A., Die Vorlauter
Galileis im 14. Jahrhundert, Roma, 1949; e e ж e, Zwei Grund-
probleme der scholastischen Naturphilosophie, 2 Aufl., Roma,
1951; I n g a r d e n R. S., Buridan i Kopernik: dwie koncepeje
nauki, в кн.: Studia i materialy z dziejow nauki polskiej, 1
[wyd.], Warsz., 1953, (критика отдельных преувеличений
P. Duhem'a); Faral E., Jean Buridan, maitre es arts de
rUniversite de Paris, в его кн.: Histoire litteraire de la France,
v. 38,, P.,'1949, отд. изд., Р., 1950. В. Зубов. Москва.

БУРКХАРДТ (Burckhardt), Якоб (25 мая 1818—8 ав­густа 1897)—швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885)ив Базеле(1888—93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795 —1886), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул по­нятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Грчции («Griechi-scheKulturgeschichte». Bd 1—4, 1898—1<Ю2), Возрож­дения («Geschichteder Renaissance in Italien», 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на по­зициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея


материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, ис­следование им истории сводилось к обрисовке «ду­ховной атмосферы» времени. В работе «Die Kui-tur der Renaissance in Italien» (1860, рус. пер.— «Культура Италии в эпоху Возрождения», 1904—06), описывая жизнь и быт ятал. городов, нравы и ти­пы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрож­дения выдвинул индивидиализм, к-рый якобы привел к «открытию мира и человека». Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, раз­рывом ср.-век. связей е отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончатель­но перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса.

В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры («Рассмотрение всемирной истории» — «Weltgeschichtliche Betrachtungen», 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на фор­мирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др.

Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. Diirr, W. Kaegi [u. a.]. Bd 1 — 14, Stuttgart, 1929—34; Gesammelte Werke, Bd 1 — 10, В., [1955—59].

Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959,с.
271—74, 291; Л и ф ш и ц М. А., Вопросы искусства и фи­
лософии, М., 1935, с. 43—46; L о е w i t h K., Jacob Burck­
hardt. Der Mensch inmitten der Geschichte, Luzern,
1936; S a 1 i n E., Jakob Burckhardt und Nietzsche, Basel,
1938; GrisebachE., Jacob Burckhardt als Denker, Bern—
Lpz., 1943; Martin A. von, Nietzsche und Burckhardt. 3
Aufl., Basel, 1945; Kaegi W., Jacob Burckhardt, Bd 1—2,
Basel- [1947 — 50]. Г. Недошивип. Москва.

БУРСКИЙ (Burski), Адам (1560—15 февр. 1611) — польский гуманист и логик. В 1593 получил сте­пень магистра в Ягеллонском ун-те. С 1597 — проф. моральной философии и неоднократно ректор Замосьцской академии. В опубликованной в 1604 «Диалектике Цицерона» («Dialektica Ciceronis...», 1604) Б. изложил вопросы логики, возрождая идеи антич. стоицизма и противопоставляя их схоластич. аристотелизму. Стоял на позициях сенсуализма. По мнению Б., познание человека переходит от чувств к наблюдению, от наблюдения к утверждениям, от утверждений к познаванию, от познавания к науке и мудрости. Выдвинул индукцию как главное средство познания в науках и искусствах, пред­восхитив тем самым на шестнадцать лет идеи «Нового органона» Ф. Бэкона. С позиций индуктивной логи­ки дал анализ истории антич. учений, умело извлекая элементы индуктивной методологии из различных филос. сочинений древности. В теории дедукции Б. также следовал за стоич. логикой, строя исчисление не терминов (как у Аристотеля), а предложений (суждений), обращая особое внимание на условные предложения. Как и стоики, Б. формулировал законы логики, пользуясь порядковыми числительными. Сво­ими соч. Б. заложил в польской логике традицию индуктивных исследований.

Лит.: История Польши,т. 1, 2 изд., М.,1956, с. 200; S t r u-ve II., Historia logiki w Polsce, [warsz. ], 1911; S г с d г i n-ska I., Logika i novva metodologia Adama Burskieco, «Myfl Filozoficzna», 1954, №2, s. 188—216. С. Земсьий. Польша.

БУСИЯ (Busia), Кофи Абрефа (р. 1913) — бурж. социолог и политич. деятель Ганы. Проф. социоло­гии университетского колледжа в г. Ачимота, с 1960—Амстердамского университета. Б.-^- член прези­диума междунар. социологич. ассоциации. В своих работах Б. анализирует конкретный эмпирич. ма-


СУСЛОВ—БХАГАВАДГИТА 205


териал, характеризующий социальную и политич. жизнь народов Зап. Африки (этнографич., coup, эко-номич. и политич. положение, борьба против колониа­лизма, перспективы развития и др.). В осн. труде «Вождь в современной политической системе Ашанти» («The position of the chief in the modern political system of Ashanti, L., 1951) Б. исследует быт, нравы, обычаи и политич. устройство народа ашанти и по­следствия английского господства. Задачей социоло­гии Б. считает не только собирание и описание фактов, но и постановку различного рода этических целей. Соч.: Education for citizenship, [L., 1950]; Self-gov^rn-roentfor the Gold Coast, L., [1951]; West Africa in the twen­tieth century, «Cahiers d'histoire mondiale», Neuchatel. 1S'57, v. 4, № 1, p. 203—17.

БУСЛОВ, Казимир Павлович [р. 12(25) окт. 1914]— сов. философ, директор Ин-та философии АН БССР (с 1956). Член КПСС с 1943. Окончил Смоленский пед. ин-т им. К. Маркса (1938) и Академию обществ, наук при ЦК КПСС (1951). С 1951 преподает филосо­фию в Белорус, гос. ун-те им. В. И. Ленина. Работает преимущественно в области историч. материализма, по вопросам культуры и гуманизма. Редактор кн. «Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии 1883 — 1917» (Минск, 1958) и др. Автор ряда статей о философии в советской Белоруссии. Соч.; Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921 — 1923 гг., Минск, 1953; В. И. Ле­нин о классовой сущности морали. «Коммунист Белоруссии», 1957, № 6.

БУСТАНИ (а л ь - Б у с т а н и), Бутрус (1819— май 1883) — бурж. араб, просветитель, филолог и педагог. Род. в Диббии (Ливан). Образование получил в школе амер. протестантской миссии в Ли­ване. Б.— один из инициаторов создания первых в араб, странах просветит, кружков: «Сирийское общество наук и искусств» (1852); «Сирийское научное общество» (1868) и др. Основатель и издатель ряда периодич. изданий на араб, языке: «Сирийская труба» («Нафир сурийя», 1860), журнал «Сады» («Джинан», 1870) и др. Б. основал Высшую национальную школу (1863—75), к-рая одна из первых строилась не на религ. основе, а по совр. европ. образцу. Б. раз­вернул просветит, деятельность в Сирии тогда, когда в стране царили неграмотность, религ. рознь, ср.-век. традиции. Б. одним из первых выступил в защиту женского образования. Гл. произв.— араб, толковый словарь «Океан» («Мухит аль-мухит»,т. 1—2,1867—70), шесть томов первой араб, энциклопедии совр. ти­па «Круг знаний» («Даират аль-маариф», 1876—83), а также ряд учебных пособий по филологии, матема­тике и др.

Лит.: Brockelmann С, Geschichte der arabischen Litteratur. Bd 2, В., 1902, S. 495; 3 e й д а н Дж., Тараджим иашахир аш-шарк фи-ль-корн 19 (Биографии известнейших лиц на Востоке в 19 в.), ч. 2, Каир, 1903, с. 9—18.

3. Левин. Москва.

БУТРУ (Boutroux), Эмиль (28 июля 1845—22 нсшб. 1921) — франц. бурж. философ, представитель спйри-туалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912— член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов («О слу­чайности законов природы» — «De la contingence des lois de la nature», 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; «ко­рень бытия» у него —свобода, источником к-рой яв­ляется вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного.Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсе^ка.

Соч.: De l'idee de loi naturelle dans la science et la
philosophie contemporaines, P., 1895; Etudes d'histoire de
la philosophie, 5 ed., P., 1925; Pascal, 5 ed., P., 1912; Science
ct religion dans la philosophie contemporaine, P., 1908 (РУС
пер. СПБ, 1910). Л. Герман. Москва.

БУХЕР (Bucher), Урбан Готфрид (р. ок. 1670— ум. после 1723) — нем. ученый и философ, мехадач.


материалист. Был врачом саксонского штатгальтера князя фон Фюрстенберга. В соч. «Переписка о сущ­ности души» («Briefwechsel uber das Wesen der Seele», 1713; анонимно) отрицал существование души как нематериальной субстанции и доказывал, что идеи — продукт движения мозговых волокон, берущих свое начало в органах чувств. Идеи Б., возможно, оказали влияние на Ламетри. Вопрос об авторе «Переписки» долгое время вызывал споры. Авторство Б. оконча­тельно установлено в 20 в.

Лит.: Л а н г е Ф. История материализма..., т. 1, СПБ, 1881 с. 289 — 96; Stiehler G., Ein vergessener deu-tscher Atheist vom Beginn des 18 Jahrhunderts, «Dtsch. Z. Philos.», В., 1955, [JMi] 5.

БУХМАНЙЗМ — реакционное буржуазное религ.-этич. учение, объявляющее средством устранения социальных конфликтов моральное усовершенствова­ние личности. Основателем Б. является амер. священ­ник Ф. Бухман (Buchman) (p. 1878), создавший в США в 1938 религ.-политич. об-во «Моральное перево­оружение». Все несчастья на земле (войны, нищету, эксплуатацию и т. д.) Б. объясняет моральным несо­вершенством людей, якобы разучившихся понимать друт друга. Б. призывает следовать ^четыремабсолю­там» (абс. честность, чистота, самоотречение, любовь), прощать тех, кто причинил зло, и примиряться со своими вчерашними врагами; бухманисты выступают за сотрудничество труда и капитала.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...