БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 12 глава
С др. стороны, по мере усиления всевластия и гнета монополистич. Б. «интересы и политика... узкой кучки монополий все более приходят в противоречие не только с интересами рабочего класса, но и всех остальных слоев капиталистич. общества — крестьянства, интеллигенции, мелкой и средней буржуазии города» («Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий», 1957, с. 18). Это создает предпосылки объединения всех демократич. сил под руководством рабочего класса и его революц. партий. Борьба за общедемократич. интересы создает более благоприятные политич. условия для борьбы за социализм, ослабляет реакц. В., сплачивает широкие массы народа вокруг рабочего класса, нацеливает их на свержение господства монополистич. Б. С переходом капитализма в стадию загнивания, с превращением Б. из прогрессивного в реакц. класс коренные изменения претерпевает ее идеология. Науку, искусство, печать, школу, церковь Б. подчинила своим классовым целям и использует для духовного порабощения трудящихся. Бурж. мораль проникнута духом стяжательства и эгоизма, цинизма, лицемерия и ханжества. Продажность, подкупы, мошенничество достигли в капиталистич. странах громадных размеров. На смену материализму и атеизму приходят идеализм и поповщина. В философии это— экзистенциализм, неопозитивизм, неотомизм, прагматизма др. идеалистич. школы; в социологии — психологич. теории, эмпирич. социология, социальный дарвинизм; в политич. экономии — разного рода течения, пытающиеся доказывать устойчивость и прогрессивность капиталистич. 202 БУРЖУАЗИЯ—БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ строя. Теория «трансформации капитализма» распространяет идею, будто капитализм перестал быть эксплуататорским строем в силу того, что классовые противоречия якобы стираются. Фальшивая теория т. н. народного капитализма утверждает, что посредством широкого распространения мелких акций трудящиеся будто бы становятся совладельцами капиталистич. собственности, капиталистами. Теория «революции управляющих» говорит, что с развитием процесса отделения собственности на капитал от приложения капитала к произ-ву к власти приходят управляющие, к-рые якобы заинтересованы не в эксплуатации, а в развитии обществ, произ-ва. Проводники бурж. идеологии в рабочем движении —реформисты и ревизионисты — проповедуют идеи т. н. демократического социализма — постепенного врастания капитализма в социализм. Все это направлено на то, чтобы дезорганизовать и дезориентировать рабочий класс, привить ему идеи «социального мира», отвлечь его от классовой борьбы за свержение господства Б. В колониальных и зависимых странах (Азии, Африки, Лат. Америки) сложилось два вида Б.: компрадорская и национальная. Компрадорская — это крупная Б., связанная с иностр. монополнстич. капиталом и феод.-помещичьей верхушкой. Компрадорская Б. является вассалом международной буржуазии, а ее существование и развитие подчинено интересам империализма. Она занимает антинациональную позицию, содействуя закабалению своих стран иностр. капиталом, всячески препятствуя их освобождению от империали-стич. гнета и переходу на путь самостоят, развития. Иную роль в колониальных и зависимых странах играет национальная Б., интересы к-рой ущемляются иностр. и компрадорским капиталом. Значит, ее часть поддерживает нац.-освободит, движение и нар. революции, выступая в едином антиимпериалистич. фронте вместе с рабочим классом, крестьянством и мелкой гор. Б. В тех же странах, где пролетариат недостаточно организован, она возглавляет нац.-освободит, движение.
Победа нац'.-освободнт. движения во многих колониальных и зависимых странах привела к власти национальную Б., к-рая захватывает ряд командных высот в экономике и начинает оказывать решающее влияние на внутр. и внешнюю политику своих стран. Если в ходе нац.-освободит, движения нац. Б. играла прогрессивную роль, выступая в едином антиимпериалистич. фронте с другими слоями населения, то теперь ее роль становится двойственной.
Нац.-освободит, движение в ряде стран 'наряду с антиимпериалистич. лозунгами выдвинуло также различные проекты демократич. преобразований.Однако осуществление таких проектов встречает все более возрастающее сопротивление господствующей национальной Б., отстаивающей свои узкоклассовые интересы. В этих странах, после того как были решены общенациональные задачи завоевания политич. независимости от империалистич. держав, жизнь выдвинула такие социальные задачи, как аграрно-крестьянский вопрос, проблемы индустриализации, завоевания эко-номич. независимости от империализма, отношений труда и капитала, подъема жизненного уровня широких масс народа, осуществления демократич. свобод. Эти задачи могут быть решены лишь при активном участии нар. масс во главе с рабочим классом и его партиями. Переход от капитализма к коммунистич. обществ, формации — объективная необходимость историч. развития; он неизбежно сопровождается сопротивлением Б. и революц. борьбой с ней нар. масс, руководимых пролетариатом и его партией. Рабочий класс применяет насилие против Б. только в ответ на насилие самой Б. При сотрудничестве и лояльности со стороны определенных частей Б. пролетариат может идти на выкуп в той или иной форме ее собственности. Как цоказывает опыт Китая, большинство нац. Б. пошло по пути преобразования капиталистич. предприятий в государственно-частные, по пути перевоспитания и социалистич. строительства. Историч. опыт с неопровержимостью свидетельствует о том, что гибель капитализма и торжество коммунизма одинаково неизбежны. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, М.,1958;МарксК., Капитал, т. 1—3, М, 1955; его же, Наемный труд и капитал, в кн.: М а р к с К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 6,М.,1957;его же. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., там же, т. 7, М., 1956; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 2, М., 1955; его же, Революция и контрреволюция в Германии, там же, т. 8, М., 1957; его же, Анти-Дюринг, М., 1957; его же, Развитие социализма от утопии к науке, [М.], 1953; Ленин В. И., По поводу так называемого вопроса о рынках, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3: е г о же, Новые данные о законах развития капитализма в земледелии, там же, т. 22; его же, Империализм, как высшая стадия капитализма, там же; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Первоначальный набросок тезисов по аграрному вопросу, там же, т. 31; С т а л и н И. В., Об основах ленинизма, Соч., т. 6; X р у щ е в Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС. 27 января 1959 г., М., 1959; Мао Цзэ-дун, Китайская революция и коммунистическая партия Китая, Избр. произв., т. 3, М., 1953; Торез Морис, Новые данные об обнищании трудящихся Франции, М., 1956; Документы Совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; А й д и т Д. Н., Индонезийское общество и индонезийская революция, М., 1958; АрисмендиР., К вопросу о роли национальной буржуазии в антиимпериалистической борьбе, «Проблемы мира и социализма», 1959,.NS 5, 6; X у С и-К у й. Мирное преобразование капиталистической промышленности и торговли и классовая борьба в Китае, М., 1957; Чепраков В., О классах современного капиталистического общества, «Коммунист», 1959,№ 5; О роли буржуазии в национально-освободительном движении (обмен мнениями), «Проблемы мира и социализма», 1959, № 8, 9.
Г. Ардаев, В. Семенов. Москва. БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ — революция, направленная на уничтожение феод, строя, установление политич. власти буржуазии, с целью устранения препятствий для развития капитализма; в зависимых и колониальных странах бурж. революция направлена также на завоевание нац. независимости. Б. р. является результатом конфликта между складывающимися новыми возросшими производит, силами и устаревшими феод.-крепостнич. производств, отношениями, стесняющими дальнейший рост производит, сил, развитие капитализма, результатом резкого обострения противоречий между поднимающейся буржуазией и отмирающим классом помещиков-крепостников. Поскольку капиталистич. производств, отношения зарождаются в недрах феод, строя, осн. задача Б. р. сводится к тому, чтобы передать власть в руки класса буржуазии и привести гос. строй в соответствие с наличной бурж. экономикой. Б. р. завершается обычно захватом власти; поскольку она ограничивается заменой у власти одной эксплуататорской группы другой эксплуататорской группой, Б. р. не может сплотить вокруг буржуазии на длит, период широкие массы трудящихся. «Перед буржуазной революцией,— указывал В. И. Ленин,— была только одна задача — смести, отбросить, разрушить все путы прежнего общества. Выполняя эту задачу, всякая буржуазная революция выполняет все, что от нее требуется: она усиливает рост капитализма» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 67).
Путем бурж. революций осуществляется закономерная смена феодальной формации капитализмом, разрешается противоречие между развивающимся капиталистич. способом производства и устаревшим феодальным строем. Бурж. революция является исторически необходимой и прогрессивной. «Буржуазная революция выражает потребности развития капитализма» (Л е н и и В. И., там же, т. 9, с. 33). БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 203 Первая бурж. революция произошла на заре капитализма в 16 в. Но и на закате капитализма в 20 в., когда после Великой Октябрьской социалистич. революции возникла новая коммунистич. формация, в нек-рых странах еще происходят Б. р. и завершается ликвидация остатков базиса и надстройки феодализма. Возникновение капитализма в различных странах происходит неодновременно, и это также влияет на особенности Б. р. В зависимости от того, в какую ясторич. эпоху совершается переход от феодализма к капитализму в данной стране, определяется характер Б. р., ее движущие силы, ее руководящий класс. Неравномерность возникновения капитализма обусловливает особенности бурж. революции. Так, Б. р. в Англии 17 в., во Франции в конце 18^в. совершались в условиях" безраздельного господства феодализма. В этих революциях буржуазия была тем классом, к-рый «д е й с т в и т е л ь п о стоял во главе движения» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 114). Впервые вырабатывались формы прлитич. власти буржуазии. Ее революционные идеологи критиковали положение теологии о божественном происхождении королевской власти, теоретически доказали несправедливость привилегий дворянства и духовенства, обосновали право народа на восстание и свержение монархии, доказали законность новой формы государства — республики (см. Естественное право, Общественный договор). Маркс писал, что «это были революции европейского масштаба. Они представляли не победу определенного класса общества над старым политическим строем; они провозглашали политический строй нового европейского общества... победа буржуазии означала тогда победу нового общественного строя, победу буржуазной собственности над феодальной, нации над провинциализмом, конкуренции над цеховым строем, дробления собственности над майоратом, господства собственника земли над подчинением собственника земле, просвещения над суеверием, семьи над родовым именем, предприимчивости над героической ленью, буржуазного права над средневековыми привилегиями» (там же, с. 115). Вопреки совр. идеологам империалистич. буржуазии, выступающим против революции, передовые представители «третьего сословия» видели в революции средство утверждения нового обществ, строя. Напр., выдающийся амер. демократ Т. Джеф-ферсон считал необходимыми революц. преобразования общества, пересмотр конституций и всех обществ, институтов каждые 20 лет.
В сер. 19 в. изменяется соотношение классов и характер бурж. революций. На историч. арену выступил могильщик капитализма — пролетариат, возвестивший неизбежность смены капитализма коммунизмом путем социалистич. революции. В этих условиях в революциях 1848—49 в европейских странах политика буржуазии изменилась; отныне она стремилась не допустить широкого развития освободит, борьбы масс, искала компромисса со старой властью, чтобы провести революцию «сверху» и закончить ее на полпути. Марксизм-ленинизм особо выделяет среди Б. р. буржуазно-демократические революции. Бурж.-демократич., народная революция характеризуется тем, что в ней массы трудящихся — раоочие, крестьяне, выступают с самостоят, экономич. и политич. требованиями. В бурж.-демократич. революции «масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные гнетом и эксплуатацией, поднимались самостоятельно, наложили на весь ход революции отпечаток своих требований, своих попыток по-своему построить новое общество, на место разрушаемого старого» (Л е- н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 25, с. 388). В период первых бурж.-демократич. революций широкие нар. массы, являвшиеся осн. движущей силой революции, шли за буржуазией, к-рой доставались плоды победы. Но уже тогда имели место революц. выступления нар. масс со своими самостоят, требованиями — левеллеры, диггеры в Англии (см. Уинстэнли), «Заговор равных» во главе с Бабёфом во Франции. Народные массы, участвующие в бурж.-демократич. революции, толкают вперед развитие революции, стремясь довести до конца решение ее задач. Такую роль играли, напр., выступления революц. крестьянства и плебейских элементов городов в бурж.-демократич. революции 17 в. в Англии и 18 в. во Франции. В период империализма все чаще во главе бурж.-демократич. революций становится пролетариат — передовой и единственно последоват. революц. класс, руководимый марксистско-ленинской партией; крестьянство превращается в союзника пролетариата, а буржуазия оттесняется от руководства революцией. Руководящая роль пролетариата не только накладывает отпечаток, но и определяет весь ход и исход этой революции. Если бурж.-демократич. революция, проводимая под руководством буржуазии, завершалась обычно установлением бурж. гос. власти и утверждением капиталистич. строя, то бурж.-демократич. революция под руководством рабочего класса может привести к установлению демократич. диктатуры пролетариата и крестьянства, к-рая при благоприятных условиях перерастает в диктатуру пролетариата. Первой бурж.-демократич. революцией в эпоху империализма явилась революция 1905—07 в России, к-рая выступила как революция широких народных масс во главе с рабочим классом. Всесторонний анализ особенностей и движущих сил бурж.-демократич. революций в период империализма сделал Ленин. В своей работе «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (1905) В. И. Ленин обосновал идею о гегемонии, руководящей роли пролетариата в бурж.-демократич. революции. В. И. Ленин считал, что союз рабочего класса с крестьянством под руководством рабочего класса является решающим условием для победы бурж.-демократич. революции и перерастания ее в революцию социалистическую. Перерастание Февральской революции 1917 в России в социалистич. революцию является ярким подтверждением правильности этих выводов Ленина. Новой формой бурж.-демократич. революции явились народно-демократич. революции в Китае и в нек-рых европейских странах народной демократии. Эти революции, победившие в результате разгрома фашизма во второй мировой войне, происходили в эпоху перехода от капитализма к социализму при наличии и поддержке Сов. социалистич. гос-ва, при руководящей роли рабочего класса. Являясь по своему характеру антиимпериалистич. и антифеод., эти революции нанесли удар не только по феодализму, но и по империализму, по крупной монополистич. буржуазии. Пролетариат во главе со своим коммунистич. авангардом, являясь гегемоном этих революций, выступал в союзе не только со всем крестьянством, но также и с прогрессивно настроенными кругами ср. буржуазии. Эти революции привели к установлению нового народно-демократич. строя, к-рый в Китае с 1949, а в европ. странах нар. демократии с 1947—48, в результате перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую, стал выполнять функции диктатуры пролетариата. К типу бурж.-демократич. движений относится нац.-освободит, борьба колониальных народов, в результате к-рой получили независимость такие страны, как Индия, Индонезия, Бирма, Ирак и др. и к-рая БУРИДАН-БУСИЯ приводит фактически к распаду колониальной системы империализма. В этих странах пролетариат и широкие массы крестьянства выступили вместе с нац. буржуазией и своим активным участием определили успех нац.-освободит, борьбы. Борьба с феодализмом и империализмом в странах, входящих в мировую капиталистич. систему, в к-рых рабочий класс национально организован и возглавляется марксистско-ленинской коммунистич. партией, создает реальные условия для перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую (см. Социалистическая революция и Народно-демократическая революция). Лит.: Маркс К., Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г., в кн.: М а р к с К. и ЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; е г о ж е, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8,М., 1957; его же, Буржуазия и контрреволюция, там же, т. 6, М., 1957; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. 16 — 27, 246 — 51; Л е н и н В. И., Две тактики социал-демократии в демократической революции, Соч., 4 изд., т.9; его же, Революция типа 1789 или типа 1848 года?, там же, т. 8; е г о же, Доклад о революции 1905 г., там же, т. 23; его ж е, О задачах пролетариата в данной революции, там же, т. 24; его же, Государство и революция, там же, т. 25; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 28; С т а л и н И. В., Об основах ленинизма, Соч., т. 6; М а о Ц з е-д у н, Китайская революция и Коммунистическая партия Китая, Соч., т. 3, М., 1953; его же, О диктатуре народной демократии, [M.J, 1949; Хрущев Н. С, Отчетный доклад ЦК КПСС XX съезду партии, М., 1956; его же, О контрольных цифрах развития народного хозяйства на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС, М., 1959. Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957 года, М., 1957. А. Ковалев. Месива. ВУРИДАН (Buridan), Жан (р. ок. 1300— ум. ок. 1358)— франц. философ-номиналист; с 1328 преподавал на «факультете искусств» Париж, ун-та. Б. содействовал распространению во Франции филос. положений Оккама и ряда естеств.-науч. идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства, критика традиц. аргументов против возможности суточного движения земли и др.). Произведения Б., среди к-рых нет богословских, большей частью являются «вопросами» к соч. Аристотеля; они остались в рукописи или известны лишь в изданиях 15—17 вв. Распространению идей Б. способствовал его ученик Альберт Саксонский (ум. в 1390), часто дословно повторявший текст своего учителя (в «Вопросах» к «Физике» Аристотеля). Проблему свободы воли Б. считал неразрешимой логически. Вошедший в поговорку пример «буриданова осла», умирающего от голода между двумя одинаковыми охапками сена из-за отсутствия объективных оснований для выбора, ему не принадлежит. Соч.: Quaestiones super libris quattuor de caelo e mundo, Camb. (Mass.), 1942. Лит.: История философии, т. 1, М., 1941, с. 478; БУРКХАРДТ (Burckhardt), Якоб (25 мая 1818—8 августа 1897)—швейц. бурж. историк культуры. Проф. ун-та в Цюрихе (с 1885)ив Базеле(1888—93). Обучался в Берлине, в семинаре реакц. историка Л. Ранке (1795 —1886), с к-рым сблизился на почве позитивизма. Однако если Ранке подчеркивал прежде всего факты политич. истории, то Б., недовольный чисто прусским обожествлением гос-ва, на первый план выдвинул понятия культуры и личности. Как историк культуры Б. занимался проблемами Древней Грчции («Griechi-scheKulturgeschichte». Bd 1—4, 1898—1<Ю2), Возрождения («Geschichteder Renaissance in Italien», 1868) и барокко. В ранний период Б. как социолог стоит на позициях позитивизма и бурж. индивидуализма. Владея материалом, Б. давал яркие картины культурной жизни рассматриваемой эпохи. Однако поскольку он не выяснял определяющие основы культуры, исследование им истории сводилось к обрисовке «духовной атмосферы» времени. В работе «Die Kui-tur der Renaissance in Italien» (1860, рус. пер.— «Культура Италии в эпоху Возрождения», 1904—06), описывая жизнь и быт ятал. городов, нравы и типы людей, Б. в качестве осн. черты культуры Возрождения выдвинул индивидиализм, к-рый якобы привел к «открытию мира и человека». Согласно Б., культура Возрождения характеризуется новым складом ума, разрывом ср.-век. связей е отношении к религии, семье, авторитету, формированием свободной, инициативной личности, пренебрегающей всякими моральными ограничениями и запретами. Однако этот либерализм Б. носит аристократич., антиреволюц. характер. После поражения Парижской Коммуны Б. окончательно перешел на позиции реакции, осудив даже свое собств. увлечение свободной культурой Ренессанса. В области философии культуры Б. под влиянием Шопенгауэра приходит ко все более реакц. выводам, с циническим пессимизмом рассматривая перспективы развития человеч. культуры («Рассмотрение всемирной истории» — «Weltgeschichtliche Betrachtungen», 1905). Поздние работы Б. оказали влияние на формирование филос. концепции Ницше. В марксистской лит-ре философия культуры Б. подверглась критике в работах Грамши, Лифшица и др. Соч.: Gesamtausgabe, hrsg. von H. Trog, E. Diirr, W. Kaegi [u. a.]. Bd 1 — 14, Stuttgart, 1929—34; Gesammelte Werke, Bd 1 — 10, В., [1955—59]. Лит.: Грамши А., Избр. произв., т. 3, М., 1959,с. БУРСКИЙ (Burski), Адам (1560—15 февр. 1611) — польский гуманист и логик. В 1593 получил степень магистра в Ягеллонском ун-те. С 1597 — проф. моральной философии и неоднократно ректор Замосьцской академии. В опубликованной в 1604 «Диалектике Цицерона» («Dialektica Ciceronis...», 1604) Б. изложил вопросы логики, возрождая идеи антич. стоицизма и противопоставляя их схоластич. аристотелизму. Стоял на позициях сенсуализма. По мнению Б., познание человека переходит от чувств к наблюдению, от наблюдения к утверждениям, от утверждений к познаванию, от познавания к науке и мудрости. Выдвинул индукцию как главное средство познания в науках и искусствах, предвосхитив тем самым на шестнадцать лет идеи «Нового органона» Ф. Бэкона. С позиций индуктивной логики дал анализ истории антич. учений, умело извлекая элементы индуктивной методологии из различных филос. сочинений древности. В теории дедукции Б. также следовал за стоич. логикой, строя исчисление не терминов (как у Аристотеля), а предложений (суждений), обращая особое внимание на условные предложения. Как и стоики, Б. формулировал законы логики, пользуясь порядковыми числительными. Своими соч. Б. заложил в польской логике традицию индуктивных исследований. Лит.: История Польши,т. 1, 2 изд., М.,1956, с. 200; S t r u-ve II., Historia logiki w Polsce, [warsz. ], 1911; S г с d г i n-ska I., Logika i novva metodologia Adama Burskieco, «Myfl Filozoficzna», 1954, №2, s. 188—216. С. Земсьий. Польша. БУСИЯ (Busia), Кофи Абрефа (р. 1913) — бурж. социолог и политич. деятель Ганы. Проф. социологии университетского колледжа в г. Ачимота, с 1960—Амстердамского университета. Б.-^- член президиума междунар. социологич. ассоциации. В своих работах Б. анализирует конкретный эмпирич. ма- СУСЛОВ—БХАГАВАДГИТА 205 териал, характеризующий социальную и политич. жизнь народов Зап. Африки (этнографич., coup, эко-номич. и политич. положение, борьба против колониализма, перспективы развития и др.). В осн. труде «Вождь в современной политической системе Ашанти» («The position of the chief in the modern political system of Ashanti, L., 1951) Б. исследует быт, нравы, обычаи и политич. устройство народа ашанти и последствия английского господства. Задачей социологии Б. считает не только собирание и описание фактов, но и постановку различного рода этических целей. Соч.: Education for citizenship, [L., 1950]; Self-gov^rn-roentfor the Gold Coast, L., [1951]; West Africa in the twentieth century, «Cahiers d'histoire mondiale», Neuchatel. 1S'57, v. 4, № 1, p. 203—17. БУСЛОВ, Казимир Павлович [р. 12(25) окт. 1914]— сов. философ, директор Ин-та философии АН БССР (с 1956). Член КПСС с 1943. Окончил Смоленский пед. ин-т им. К. Маркса (1938) и Академию обществ, наук при ЦК КПСС (1951). С 1951 преподает философию в Белорус, гос. ун-те им. В. И. Ленина. Работает преимущественно в области историч. материализма, по вопросам культуры и гуманизма. Редактор кн. «Из истории борьбы за распространение марксизма в Белоруссии 1883 — 1917» (Минск, 1958) и др. Автор ряда статей о философии в советской Белоруссии. Соч.; Вопросы исторического материализма в трудах Ленина и Сталина 1921 — 1923 гг., Минск, 1953; В. И. Ленин о классовой сущности морали. «Коммунист Белоруссии», 1957, № 6. БУСТАНИ (а л ь - Б у с т а н и), Бутрус (1819— май 1883) — бурж. араб, просветитель, филолог и педагог. Род. в Диббии (Ливан). Образование получил в школе амер. протестантской миссии в Ливане. Б.— один из инициаторов создания первых в араб, странах просветит, кружков: «Сирийское общество наук и искусств» (1852); «Сирийское научное общество» (1868) и др. Основатель и издатель ряда периодич. изданий на араб, языке: «Сирийская труба» («Нафир сурийя», 1860), журнал «Сады» («Джинан», 1870) и др. Б. основал Высшую национальную школу (1863—75), к-рая одна из первых строилась не на религ. основе, а по совр. европ. образцу. Б. развернул просветит, деятельность в Сирии тогда, когда в стране царили неграмотность, религ. рознь, ср.-век. традиции. Б. одним из первых выступил в защиту женского образования. Гл. произв.— араб, толковый словарь «Океан» («Мухит аль-мухит»,т. 1—2,1867—70), шесть томов первой араб, энциклопедии совр. типа «Круг знаний» («Даират аль-маариф», 1876—83), а также ряд учебных пособий по филологии, математике и др. Лит.: Brockelmann С, Geschichte der arabischen Litteratur. Bd 2, В., 1902, S. 495; 3 e й д а н Дж., Тараджим иашахир аш-шарк фи-ль-корн 19 (Биографии известнейших лиц на Востоке в 19 в.), ч. 2, Каир, 1903, с. 9—18. 3. Левин. Москва. БУТРУ (Boutroux), Эмиль (28 июля 1845—22 нсшб. 1921) — франц. бурж. философ, представитель спйри-туалистич. позитивизма. Проф. Сорбонны; с 1912— член Франц. академии. Защищая религию и мистику, Б. выступал с критикой науки и науч. методов («О случайности законов природы» — «De la contingence des lois de la nature», 1874, рус. пер. 1900). Б. отрицал существование объективных закономерностей; «корень бытия» у него —свобода, источником к-рой является вечно творящий мировой разум. Религия, по Б., есть высшая ступень духовной свободы, выражение человеч. стремления выйти за пределы данного.Учение Б. оказало влияние на Бергсона, Блонделя, Брюнсе^ка. Соч.: De l'idee de loi naturelle dans la science et la БУХЕР (Bucher), Урбан Готфрид (р. ок. 1670— ум. после 1723) — нем. ученый и философ, мехадач. материалист. Был врачом саксонского штатгальтера князя фон Фюрстенберга. В соч. «Переписка о сущности души» («Briefwechsel uber das Wesen der Seele», 1713; анонимно) отрицал существование души как нематериальной субстанции и доказывал, что идеи — продукт движения мозговых волокон, берущих свое начало в органах чувств. Идеи Б., возможно, оказали влияние на Ламетри. Вопрос об авторе «Переписки» долгое время вызывал споры. Авторство Б. окончательно установлено в 20 в. Лит.: Л а н г е Ф. История материализма..., т. 1, СПБ, 1881 с. 289 — 96; Stiehler G., Ein vergessener deu-tscher Atheist vom Beginn des 18 Jahrhunderts, «Dtsch. Z. Philos.», В., 1955, [JMi] 5. БУХМАНЙЗМ — реакционное буржуазное религ.-этич. учение, объявляющее средством устранения социальных конфликтов моральное усовершенствование личности. Основателем Б. является амер. священник Ф. Бухман (Buchman) (p. 1878), создавший в США в 1938 религ.-политич. об-во «Моральное перевооружение». Все несчастья на земле (войны, нищету, эксплуатацию и т. д.) Б. объясняет моральным несовершенством людей, якобы разучившихся понимать друт друга. Б. призывает следовать ^четыремабсолютам» (абс. честность, чистота, самоотречение, любовь), прощать тех, кто причинил зло, и примиряться со своими вчерашними врагами; бухманисты выступают за сотрудничество труда и капитала.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|