БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 14 глава
Все эти точки зрения на Б. представляют собой выра Марксизм-ленинизм, наследуя материалистич. традицию, понимает под Б. бесконечное, независимое от сознания существование материи. Для диалектич. материализма нет начала Б. вообще, а есть начало существования конкретных предметов и явлений (в их качественной и количественной определенности) и начало познания Б. материи. Небытие не означает пустоты или абсолютного исчезновения, а есть лишь переход, превращение материи из одной формы Б. в другую, т. е. становление новой формы Б. материи. Бытия самого по себе, без субстанции, без материи нет. Допущение этого означало бы, что Б. предшествует материи. Само предположение о последовательности Б. и материи ошибочно; оно отрицает бесконечность материи и неизбежно ведет к идеализму. Б. до материи — фикция либо допущение бога. Лишь материя сушествует, и ее Б. доказывается законом сохранения п превращения энергии (см. Сохранения энергии закон) и всем развитием науки и философии. Классикам марксизма-ленинизма не раз приходилось отстаивать идею материальности объективного мира, невозможность рассматривать Б. отвлеченно, 210 БЫТИЕ независимо от материи, как «чистое» Б., как «бытие в себе». Понятие «чистого» Б. бессодержательно, оно представляет собой пустую абстракцию, п к-рой отсутствует различие материального от идеального, материи от духа. Если рассматривать Б. и только Б., т. е. Б. само по себе, вне отношения к материи, то из того простого факта, что всем вещам приписывается одно общее свойство существования, еще нельзя заключить о том, что одни вещи белы, другие — черны, одни одарены жизнью, другие не одарены ею, одни — посюсторонни, другие—потусторонни (см. Ф. Энгельс, Анти-Дюринг, 1957, с. 41—42). Само по себе признание объективности Б., независимости его от сознания отнюдь не означает материалистич. позиции философа. Оно может вполне уживаться с объективным идеализмом, с религиозной философией неотомизма, как, напр., в философии Бохенского, Шакка и др. «В качестве реалиста можно быть и материалистом и спиритуалистом, так как реализм требует только признания независимого от мышления бытия, и само по себе еще ничего не определяет материально или духовно это бытие» (Bocb enski J.M., Der sowjetische russische dialektische Materialismus, Bern, 1,950, S. 88; ем. также у M. Ф. Шакка—Sci асе а М. F., Das Wesen des Seins und die Dialektik seiner Formen, «Z. philos. Forschung». 1959, Bd 13, H. 4, S. 531). Энгельс показывает, как Дюринг на основе понятия Б. приходит к онтологич. доказательству Б. бога (см. «Анти-Дюринг», 1957, с. 41). Поэтому ложной мысли Дюринга о единстве мира в его Б., подменяющей понятие материи категорией существования, Энгельс противопоставлял материалистич. утверждение о материальном единстве мира: «Единство мира состоит но в его бытии, хотя его бытие есть предпосылка его единства, ибо сначала мир должен существовать, прежде чем он может быть единым... Действительное единство мира состоит в его материальности» (там же, с. 42). Также из того утверждения, что существование мира есть предпосылка его материального единства, не следует, будто В. является предпосылкой материальности. Энгельс говорил о мире, о егоБ. как предпосылке его материального единства, а не о Б. вообще как предпосылке материальности. Б. не предшествует материи. Как нельзя рассматривать Б. вне объективной реальности, вне материи, так же нельзя рассматривать и материю безотносительно к Б. или как часть Б. В этом заключается принципиальное отличие материалистич. понимания Б. от идеалистического, т. к. идеализм отделяет Б. от материи. Познание материи означает и познание ее Б., ее существования. Поэтому категорию Б. важно рассматривать в свете основного вопроса философии. Понятия Б. и материи — это предельно широкие понятия, к-рые определяются через их соотношение со столь же широкими понятиями — психического, сознания. Говоря о предельно широких, «последних понятиях гносеологии», Ленин называет как материю, так и Б.: «Спрашивается теперь, есть ли более широкие понятия, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психическое?» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 133). В этом отношении понятия Б. и материи совпадают. Но это совпадение, тождество предполагает различие; оно является относительным. Относительность совпадения понятий Б. и материи легко обнаруживается, ибо не Б., а материя является субстанцией мира, не в бытии, а в материальности состоит его единство. Материя движется и развивается, она порождает мозг с особенным свойством — психическим, способностью отражения. Наконец, материя достигает обществ, ступени развития, являющейся предпосылкой сознания и самосознания. Не Б., а материя ощущает, мыслит. Это существ.
различие учитывал Ленин в борьбе с махистами, что оказалось в последующем развитии философии очень важным обстоятельством, т. к. бурж. философия 20 в., отделив Б. от материи, сделала Б. центр, категорией онтологии и противопоставила ее не только духу, но и материи. Ленин требовал от марксиста признания Б. материи, отбрасывая нападки Авенариуса на материю. «... Характер авенариусовских нападок на.материю" совершенно ясен: идеалист отрицает бытие физического независимо от психики и потому отвергает понятие, выработанное философией для такого бытия» (там же, с. 131—32).
Уже со 2-й пол. 19 в. идеализм выступает с разного рода концепциями Б., в к-рых якобы преодолена противоположность материи и духа, а следовательно, материализма и идеализма. В период империализма основные направления бурж. философии— неопозитивизм, экзистенциализм, критический реализм —выступили вообще против всякой субстанции (как материальной, так и идеальной), с попыткой противопоставить понятию субстанции понятие Б. как единственной, доступной познанию «реальности». В 1948 Рассел писал: «... Теперь большинство из нас не признает „субстанцию" полезным понятием» («Человеческое познание», М., 1957, с. 108); то же утверждал и Н. Гартман: «Сегодня в проблемах бытия нет речи о субстанциальных формах» («Neue Wegeder Ontologie», в кн.: «Systematische Philosophie», 1942, S. 209). Гартман полагает, будто «Основная ошибка старого мировоззрения заключается в том, что реальность смешивается с материальностью» (там же, S. 218), сразу раскрывая идеалистич. смысл похода против субстанции, против материальности мира. У Хейдеггера все категории философии стали разновидностью понятия Б., существования, а предмет философии определяется как «существующее бытие сущего» («Was istdas—die Philosophie», 1956, S. И), причем сущее — это несубстанция,несущность: «Сущностьна-личного бытия лежит в его существовании» («Sein und Zeit», 1927, S. 42), и его единство заключается также в существовании: «Бытие объединяет сущее тем, что оно есть существование» («Was ist das — die Philosophie», S. 11). Эта тавтология наглядно показывает невозможность дать определение Б. из самого себя, не прибегая к материи, и подтверждает положение Энгельса о том, что рассмотрение Б.только как Б.,приписывание предметам лишь одного свойства существования «не только не может придать им никаких иных, общих или необщих, свойств, но на первых порах исключает из рассмотрения все такие свойства» («Анти-Дюринг», 1957, с. 42). «Существование» в качестве предмета философии закрывает пути к познанию богатства форм Б. материи. «Освобождение» Б. от субстанции означает продолжение старой борьбы идеализма с идеей единства мира в его материальности, означает борьбу с монизмом в философии, к-рый рассматривается в совр. бурж. идеологии как «тенденция к упрощению» понятия Б. (см. Н. Гартман, указ. кн., S. 242).
Центральным в учении о Б. в совр. бурж. философии является проблема структуры Б., к-рая претендует на то, чтобы заменить «устаревшие» филос. понятия причинности и развития материального мира. Наиболее влиятельная и распространенная в бурж. философии концепция Н. Гартмана под названием «новой онтологии» утверждает многослойную структуру Б. и самостоятельность каждого слоя. Однако Гартман, в конечном счете, сводит все слои к «пространственно-материальным» и «пепро-странственно-имматориальным» слоям, относя к последним психическое, дух, общность, историческое; между этими слоями нет причинной связи; каждый структурный слой имеет свои категории Б. (см. указ. БЫТИЕ 211 кн., S. 234—35). У Гартмана основные формы Б. материи — пространство и время— попадают в различные структурные слои, отрываются друг от друга: «Время много фундаментальнее, чем пространство... Во времени существует все реальное, в пространстве—только Часть — можно сказать половина мира, именно его низшие образования» (там же, S. 218). «Физическое», «органическое» составляют лишь часть Б. Мысль же существует вне материи и вне пространства, обитает лишь во времени, являясь «имматериалыю-временно-непространственной» категорией Б., т. е., по сути дела, другой, нематериальной, независимой от материи духовной субстанцией. Т. о., попытка в совр. бурж. философии рассматривать Б. отвлеченно от субстанции, независимо от материи, как «чистое» Б., как Б. «само по себе», «онтологически», как особую по отношению к материи «реальность», неизбежно приводит к допущению другой субстанции наряду с материей, т. е. к дуализму «материальных» и «имматериальных» слоев, либо к допущению другой субстанции, существовавшей д о материи, породившей материю, либо наделяет саму категорию существования субстанциальным значением, «открывая» в каждом предмете факт его В., «освобождая» философию от необходимости познавать действительное Б. материи со всеми ее свойствами и различать среди них такое свойство, как способность верно отражать, давать в мысли копии ее многообразного Б. Общественное бытие — реальный процесс жизни людей. Понятия обществ. Б. до Маркса фактически не было, хотя классич. положение «бытие определяет сознание» прочно вошло в материалистич. традицию. Определить причинные связи обществ, отношений и выделить те обществ, явления, к-рые обусловливали содержание сознания человека, не удавалось. Природа, климат, народонаселение, окружающая человека среда, мнение общества—все рассматривалось как определяющие начала по отношению к сознанию человека. Маркс совершил революцию в понимании Б., дал критику не только идеалистич. толкованию Б. как «духа» и «чистой мысли», но и показал односторонность предшествующего материализма, к-рый Под Б. признавал только природу. У Маркса понятие обществ. Б. постепенно формировалось в процессе критики идеализма гегелевской школы и критики аитропологич. материализма. В первых работах, где Маркс становится на материалистич. позиции, он, в отличие от Гегеля, искавшего соответствие между государством и «гражданским обществом», вводит в качестве предмета изучения «социальную жизнь», к-рая не сводится к природной жизни людей или к их политич. и духовной жизни, но где обнаруживается действительное неравенство существования индивидов, неравенство их «социального положения»: «подобно тому как христиане равны на небе и не равны на земле, так и отдельные члены народа равны в небесах их политического мира и не равны в вемном существовании, в их социальной ж и з-н и» («К критике гегелевской философии права», в Кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., г. 1, с. 310). Маркс показал, как «гражданское общество разделилось внутри себя», и обратился к исследованию именно этой социальной жизни и социальных связей людей. Однако диалектико-материалистич. понимание социальной жизни пришло позже, когда Маркс дал критику аитропологич. созерцательному материализму Фейербаха. Еще в «К критике гегелевской философии права» Маркс выступал против «грубейшего материализма» (там же, с. 341—42), суть к-рого усматривал в понимании человека только как «природного индивида», в отождествлении социальных связей с естественными, «природными уза-
ми». В 1845 в «Тезисах о Фейербахе» Маркс провозгласил сущностью человека «совокупность всех общественных отношений», общественную жизнь объявил «по существу практической» (тамже, т. 3, с. 3). В «Немецкой идеологии» (1845 — 46) появилось ясное понятие обществ. Б. Как материальной основы сознания. «Сознание [das Bewufitsein] никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [das bewuSte Sein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни. Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камере-обскуре, то и это явление точно так же проистекает из исторического процесса их жизни,— подобно тому как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни» (там же, т. 3, с. 25). В этом определении важна не только материалистич. трактовка сознания как отражения Б., но (что особенно важно) материалистич. и историч. понимание самого Б. как общественного Б., как реального процесса жизни людей, как «производства самой материальной жизни» (там же, с. 26). В этой работе впервые материальный процесс жизни людей рассматривается как специфически общественный, «исторический процесс их жизни», в отличие от «непосредственного физического процесса-их жизни», материальность к-рого признавалась и до Маркса. Именно в этом вопросе Маркс проложил демаркационную линию, отличающую его материализм не только от диалектич. идеализма, понимавшего под историей развитие мышления, но и от мета-физич. материализма, к-рый под материальным Б. понимал лишь непосредственную физич. жизнь и но замечал материального в обществ, отношениях, в истории. В отличие от др. материалистов, спорящих о том, в какой степени и пропорции географич. среда, климат, народонаселение и др. факторы природы определяют жизнь общества и сознание людей, Маркс определил обществ. Б. как материальный есте-ственноисторич. процесс. Была открыта новая ступень развития материального мира — общество, к-рое Маркс рассмотрел не только как субъект, противопоставленный природе, но и как материальный объект, определяющий жизнь человека (см. «Нищета философии», гл. 2, там же, т. 4). Маркс показал, как естеств. условия природы превращаются в обществ., историч. условия произ-ва («Самим процессом производства они превращаются из естественно выросших в исторические...»—«Введение. Из экономических рукописей 1857 — 1858 годов», там же, т. 12, с. 723), как эти историч., т. е. обществ, материальные, условия определяют не только сознание, но и всю жизнь людей, все их обществ, отношения. Маркс в корне изменил постановку самой проблемы науки, занявшись изучением отношений между произ-вом и историч. развитием общества: вопрос сводится к тому, «каким образом общеисторические условия воздействуют на производство, а также к отношению между производством и историческим развитием вообще» (там же). Т.о., обществ. Б. было выделено в качестве специфич, предмета исследования, открыты материальные, исторически определенные отношения людей в процессе произ-ва материальной жизни. Было выработано понятие общественно-экономической формации. Это открытие окончательно подорвало идеалистич. и аитропологич. способы рассмотрения общества как продукта деятельности духа, как единого субъекта по отношению к природе, рассмотрения человечества вообще только как части природы. Обществ, развитие было представлено как естественноисторич. процесс развития и закономерной смены общественно-эконо-мич. формаций. В предисловии к «К критике политической экономии» Маркс дал ставшее классическим 212 БЫТИЕ определение обществ. В.: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (там же, т. 13, с. 7). Здесь Маркс покавал, что Б. людей есть обществ, процессы их жизни, вскрыл причинную зависимость этих процессов от способа произ-ва материальной жизни, к-рый является материальной обществ.основой всего их Б., материальным базисом их существования. Тем самым был нанесен удар основе бурж. мировоззрения, возникшего в эпоху Возрождения. Все теологич. и «естественные» теории общества, теории о неизменной «природе» человека с его «естественными» потребностями, словом, вся бурж. социология была в корне подорвана. Основная идея Маркса о естественноисторическом процессе развития общественно-экономических формаций была выработана «посредством выделения из разных областей общественной жизни области экономической, посредством выделения из всех общественных отношений — отношений производственных, как основных, первоначальных, определяющих все остальные отношения» (Ленин В. И., Что такое «друзья народа»...?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 120). Именно это и дало возможность открыть источник и движущие силы развития обществ. Б. Не вне общества, т. е. не в боге и не в природе, а внутри общества; не в сознании, не в духовных отношениях, а в материальных отношениях людей находятся причины развития общества. «Материализм требовал объяснения общественного сознания из общественного бытия» (Ленин В. И., там же, т. 21, с. 38—39). Обществ. Б., понимаемое как материальный процесс жизни людей, есть их действительное Б. Существование мыслимое, представляемое, воображаемое,т. е. бытие «только на словах», не является и не может являться исходным для познания, исходным для философии. Нужно прийти «к подлинным людям» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3, с. 25). Спекулятивное мышление прекращается перед лицом действительной жизни, где «как раз и начинается действительная положительная наука, изображение практической деятельности, практического процесса развития людей» (там же, с. 26). Только переход к действительности, к практике, к производству материальной жизни людей открывает путь к познанию подлинного, действит. Б. общества. Этот переход к действительности, к исследованию экономич. отношений позволил Марксу обнаружить «мнимое», «формальное», «превращенное» Б. многих обществ, явлений при капитализме. Маркс в «Капитале» (1867— 1894) показал, что при бурж. способе произ-ва нет прозрачной ясности отношений людей к своему труду и к продуктам своего труда, что обществ, отношения людей затемнены, извращены их вещно-товарной формой. В главе о товарном фетишизме в «Капитале» Маркс подробно исследовал эту особенность обществ. Б. капиталистич. формации, где обществ, отношения людей в действительности, в самом материальном Б. выступают как вещные отношения, как отношения товаров, а отношения вещей принимают обществ, характер. Товарный фетишизм, это — «вещные отношения лиц и общественные отношения вещей» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 79). Из этого анализа с очевидностью вытекает, что необходимо доводить понимание обществ. Б. до понимания материальной основы Б. общества. Вместе с тем марксизм-ленинизм никогда не сводил анализ обществ, жизни лишь к анализу материальных отношений людей, «напротив, материалисты (марксисты) были первыми социалистами, выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической, а всех сторон общественной жизни» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 144—45). Ленин неоднократно подчеркивал эту особенность материалистического понимания обществ. Б., которое не ограничивается анализом скелета обществ, организма. «Все дело, однако, в том, — пишет Ленин, — что Маркс этим скелетом не удовлетворился, что он одной „экономической теорией" в обычном смысле не ограничился, что — объясняя строение и развитие данной общественной формации и с к л ю-чителъно производственными отношениями —он тем не менее везде и постоянно прослеживал соответствующие этим производственным отношениям надстройки, облекая скелет плотью и кровью», показывая «всю капиталистическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» (там же, с. 124). Суть марксистско-ленинского понимания обществ. Б. заключается в открытии материальных отношений, определяющих все остальные обществ, отношения людей, в открытии диалектики противоречия производительных сил и производств, отношений как материального источника самодвижения общества (см. Производительные силы и Производственные отношения). Еще при жизни Энгельса мишенью бурж. критики и ревизионистских нападок стало учение о материальных основах Б. общества и диалектике взаимодействия материальных отношений и сознания людей.Можно наметить две господствующие тенденции в ревизии марксистского учения об обществ. Б. Одна, связанная с неокантианством, требовала прекратить «преувеличение экономического фактора» и исходить из понимания «материальной среды в широком смысле»; она видела прогресс в том, что познание «противопоставляет себя все сувереннее грубочувственным силам природы» (Б е р н ш т е й н Э., Очерки из истории и теории социализма, СПБ, 1902, с. 315). Как сказал Плеханов, здесь был дан «... задний ход от марксизма к идеализму» (Соч., т. 18, 1926, с. 220), вновь провозглашена суверенность сознания, а понятие обществ. Б. растворено в позитивистской «материальной среде» и «грубочувственной природе». На место исследования противоречий внутри обществ. Б. подставлялась старая проблема — отношение между обществом как единым субъектом и природой; неизбежно должна была исчезнуть и борьба классов как движущая сила истории. Вместо нее выдвигалась идея сотрудничества классов в бесконечном постулат, движении общества по овладению силами природы. Другая тенденция связана с экономическим материализмом. Характерные для оппортунизма 2-го Интернационала игнорирование, а затем и отрицание определяющей роли в Б. общества производств, отношений с их классовыми противоречиями покоились на тезисе об определяющей роли роста производит, сил, понимаемого как прогресс техники: экономическое развитие рассматривается в конечном счете как развитие техники, т. е. последовательный ряд открытий и изобретений (см. К. Kautsky, Die Mate-rialistische Geschichtsauffassung, Bd 1, В., 1927). Ревизионисты лишали обществ, характера производит, силы и лишали материального характера производств, отношения, не понимали того, что производит, силы без производств, отношений и вне производств, отношений не существуют, являются выдумкой бурж. по-литич. экономии, сводятся к «технич. фактору». В дальнейшем ревизионистская критика марксистского учения об обществ. Б. сочеталась с бурж. БЫТИЕ—БЫХОВСКИЙ 213 идеапистич. трактовкой Б. Экономич. материализм П. Струве через веховство открыто сомкнулся с экзистенциалистским идеализмом Бердяева. Экономич. материализм Каутского через неокантианство и махизм Бернштейна и австромарксистов утерял всякую связь не только с рев. марксизмом, но и с материализмом вообще. Этот реакционный поворот ревизионистской и бурж. мысли в 20 в., связанный с наступлением империалистич. реакции, привел к такому пониманию Б. общества, к-рое лишает его как материального, так и общественного характера. Понятие обществ. Б. стирается в т. н. онто-логич. понимании Б. вообще и существования отдельной личности. Общественный характер Б. людей, так же как и подлинная основа их жизни — материальный базис общества,— изгоняется из пределов предмета социологии, а Б. личности получает выражение в особой категории экзистенциального существования (Existenz), в к-ромсливается личность и ее «собственное» Б. «Бытие есть существенное совместное бытие, событие (Mitsein)»,— пишет Хей-деггер в своем гл. труде «Бытие и время» («Sein und Zeit», 1927, S. 120). Экзистенциалисты пытаются выделить связь индивидуального человека с его средой в самостоятельную особую сферу — «независимую реальность», т. с. Б., к-рое и получает множество определений: Б. (Sein), наличное Б., вернее — «тут-Б.» (Da-Sein), в-мире-Б. (In-der-Welt-Sein), с-ми-ром-бытие (Mit-der-Well-Sein), в-мире-для-себя-Б. (1п-der-Welt-fur-sich-Sein) и т. д., вплоть до т. н. истинного Б.—существования (Existenz), гл. понятия экзистенциалистской философии, к-рое относится только к индивидуальному человеку. Категория «существование» (Existenz) идеалистична и антиобщественна в принципе, т. к. означает только «индивидуальный способ быть». «Человек одинок и заброшен», «истинное» существование заключено «Енутри» человека, в конечном счете в его сознании: «место истины бытия внутри существующего» (Heidegger M.,0ber den Humanismus, 1947, S 20). В экзистенциалистской философии понятие обществ. Б. вообще исчезает и признается только Б. личности внутри личности. Это закрывает всякую дорогу к познанию действительного существования человека в реальном обществе, где его жизнь, его «способ быть» определяется материальными общественными отношениями, а не его собственным сознанием. Религиозные экзистенциалисты (Ясперс, Бердяев и др.) ищут истину Б. в потустороннем, в боге: «В божестве одном есть действительность, истина, само незыблемое бытие» (Jaspers К., Ober meinoPhilosophie, в его кн.: «Re-chenschaft und Ausblick», 1951, S. 345). Т. о., гл. тенденция бурж. и ревизионистской социологии заключается в том, чтобы выхолостить из понятия обществ. Б. его действительное содержание, т. е. его материальную и обществ.-историч. основу, вернуться к старой пустой абстракции — чистой мысли, либо к признанию Б. бога, свести Б. человека к его идеальному В., т. е. к Б. «только на словах», не затрагивая жизненных, материальных и общественных основ его Б., его места в общественном процессе производства. Сов. философия вела и ведет постоянную борьбу с идеалистич. тенденцией отрицать материальный характер обществ, отношений в процессе произ-ва, а также и с тенденцией сводить материальный базис Б. общества к одной технике. В дискуссии с механистами и меныпевиствующими идеалистами сов. философия руководствовалась ленинским требованием доводить мате-риалистич. анализ обществ. Б. до понимания обществ, противоречий в процессе произ-ва, в классовом обществе—до классовых отношений, до точной характеристики «действительного процесса, двигаемого та- кими-то классами» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 414). Сов. философией были выдвинуты в качестве спец. предмета исследования особенности Б. социа-листич. общества и проблема неантагонистич. противоречий как источника развития коммунистич. формации. Для разработки этой проблемы огромное значение имеют решения XX съезда КПСС (1956), подчеркнувшего преобразующую роль практики народных масс, и решения внеочередного XXI съезда КПСС (1959) о закономерностях перехода от социалистам, стадии к высшей фазе коммунизма. В резолюции по докладу Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС поставлены задачи развернутого строительства коммунизма как в области экономической, так и в политической и идеологической. Создание материально-технич. базы коммунизма и совершенствование социалистич. обществ, отношений являются условием преобразования всего обществ. Б. С уничтожением капиталистич. классов и тормозящего действия антагонистич. формы противоречий гигантски возросла роль материальной практики непо-средств. производителей—трудящихся масс народа, их решающее значение в развитии общества (см. Роль народных масс в истории). Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., 2 изд., т. 2, М., 1955; их же, Немецкая идеология, там же. т. 3, М., 1955; Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 дек. 1846, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Письма о «Капитале» [Л.] 1948; его ж е, К критике политической экономии, М., 1953; его же, Формы, предшествующие капиталистическому производству, М., 1940; его же, [Рукопись к первому тому «Капитала»], Архив Маркса и Энгельса, т. 2 (7), М., 1933 (Формальное подчинение труда капиталу, с. 89—97); е г о ж е, Капитал,т. 1—3, М., 1955; ЭнгельсФ., Анти-Дюринг, М., 1957; его же [Письмо] И. Блоху, от 21—22 сент. 1890, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Избр. письма, [М.], 1953; его же, [Письмо] Г. Штаркен-бургу, от 25 янв. 1894, там же; его же, [Письмо] К. Шмидту, от 12 марта 1895, там же; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; е г о же, Экономическое содержание народничества и критика его в книге Г. Струве, там же; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14: его ж е, Карл Маркс, там же, т. 21; его же, Конспект книги Маркса и Энгельса «Святое семейство», там же, т. 38; его же, Конспект книги Фейербаха «Лекции о сущности религии», там же; Плеханов Г. В., Материалистическое понимание истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; его ж е, Об «экономическом факторе», там же; его ж е, О материалистическом понимании истории, там же; его же, Основные вопросы марксизма, там же, т. 3; X р у-щ е в Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы. Доклад на внеочередном XXI съезде КПСС 27 января 1959 г., М., 1959; Мао Ц з э-д у н, Относительно практики, Избр. произв., т. 1, М., 1952; Каутский К., Экономическое учение Карла Маркса, М., 1956; Основы марксистской философии, М., 1958, ч. 2; Константинов Ф. В., Исторический материализм как наука, М., 1949; Г л е з е р м а н Г. В., Базис и надстройка в советском обществе, М., 1954; его ж е, К вопросу о понятии «общественное бытие», «Вопр. философии», 1958, № 5; Тугаринов В. П., Соотношение категорий исторического материализма, Л., 1958; его ж е, О категориях «общественное бытие» и «общественное сознание», «Вопр. философии», 1958, № 1; его же, К вопросу о категории общественного бытия, «Вестн. ЛГУ. Сер. экон.,филос. и права», 1959, № 5, вып. Г, А р а б-О г л ы Э. А., Социология и кибернетика, «Вопр. философии», 1958, № 5; В е р б и н А. И., К е л л е В. №., Ковальзон М. Я., Исторический материализм и социология, там же; Белозерцев В. И., Исторический материализм о взаимоотношении техники и экономики, «Вопр. философии», 1958, № 8; К о л б а н о в-с к и й В. В., О предмете марксистской социологии, там же; Heidegger M., Sein und Zeit, H. 1, 2 Aufl., Halle/Saale, 1929; Sartre J. P., L'existencialisme est nn humanisme, P., 1946; Hartmann N., Neue Wege der Ontologie, 3 Aufl., Stuttgart, [1949 I; H e r r i g e 1 H., Das Verhaltnis des Menschen zur Welt, «Z. philos. Forschung» 1956, Bd 10, H. 3—4; J a n s s e n O., Zur Phanomenologie des menschlichen Daseinsfeldes, там же, Н. 3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|