БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 15 глава
Л. Денисова. Москва. БЫХОВСКИЙ, Бернард Эммануилович [р. 31 авг. (12 сент.) 1898] — сов. философ, профессор (с 1929), д-р филос. наук (с 1941). Член КПСС с 1920. Учился на ф-те обществ, наук Белорус, ун-та (до 1923). С 1923 ведет педагогич. и науч. работу в области диалектич. материализма, истории зап.-европ. филосо- БЭДЭРЭУ-БЭКОН фил и совр. зарубежной философии. Б. — автор одного из первых сов. учебников диалектического материализма (Очерк философии диалектического материализма, 1930). Сталинская премия (1944, за авторство и редактирование 1-го и 2-го тт. «Истории философии», 1940—43). Соч.: Враги и фальсификаторы марксизма, М.— Л., 1933; Философия Декарта, М.— Л., 1940; Метод и система Гегеля, М., 1941; Фельдфебели в Вольтерах (Фашизм и философия). М., 1943; Маразм современной буржуазной философии, М., 1947; Американский персонализм в борьбе против науки и общественного прогресса, М., 1948; Современная идеалистическая философия — оружие империалистической реакции, М., 1954; Основные течения современной идеалистической философии, М., 1957; Неотомизм — современная философия католицизма, в кн.: Наука и религия, М., 1957; Операцио-нализм Бриджмена, «Вопр. философии», 1958, № 2; Философия неопрагматизма, М., 1959; Полвека спустя (О значении ленинского труда «Материализм и эмпириокритицизм» в борьбе против современной идеалистической философии), «Вопр. философии», 1959, А'о 5. БЭДЭРЭУ (Badarau), Дан (р. 1893)— рум. философ. С позиций рационалистич. идеализма занимался изучением проблем мышления и языка («Очерки о мышлении», «Essai sur la pensee», 1924). В годы установления народно-демскратнч. правления Б. опубликовал ряд работ по истории философии и логики. Соч.: L'individuel chez Aristote, [P.], 1936; Un systeme materialiste metaphisique au XIXe siecle. La philosophic de
Basile Conta, P., 1924; La double negation et le langage cou- rant, «Philosophes roumains contemporains», [Buc], 1958. Ип-т философии Румынской АН_ БЭКОН (Bacon), Роджер (р. ок. 1214—ум. ок. 1292)—англ. философ и естествоиспытатель. Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Состоял в Францисканском ордене. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл «главным» («Opus principale»), остался неосуществленным. Подготовит, работами к нему являются «Большой труд» («Opus majus», изд. 1733), «Второй труд» («Opus secundum»), пли «Меньший труд» («Opus minus»), и «Третий труд» («Opus tertium»), написанные в 60-х гг. 13 в. Б. считал универсалии не самостоятельными, а существующими только в единичном, к-рое объективно, независимо от общего и от мыслящего начала. Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. В соответствии с этим, неудовлетворенный понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишенной качеств, Б. выдвинул мысль о качественно различных элементах, комбинация к-рых и образует конкретные вещи. В то же время Б. отрицал атоми-стич. учение о пустоте и неделимости атомов. Б. признавал три способа познания: авторитет, рассуждение и опыт (двух видов: внутренний — мистич. «озарение» — и внешний). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания. Б. предугадал большое значение математики, без к-рой, по его мнению, не может существовать ни одна наука. Противопоставляя магии эксперимент, науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п.), о чем выразительно писал в «Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» («Epistola fratris flogeri Baconis de sec-retis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae», изд. 1618). Б. критиковал многих схоластов, в частности Александра из Гэльса и Альберта фон Больштед-та; возмущался теми студентами Парижского ун-та,
к-рые думали, что Фома Аквинский «знает все» и что «все вопросы разрешены в его сочинениях». Нападал на невежество и порочность духовенства, обличал феодальные притеснения, строил проект утопич. сословной республики, в к-рой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б.— Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее — Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. Соч.: Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859; The opus majus, ed. by J. Bridges, v.1—3, Oxf., 1897—1900; Opera hactenus inedita, fasc. t —16, Oxf., 1909—40. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957; L i t-t 1 е A. G., Roger Bacon's life and works, Oxf., 1914; Carton R., L'experience physique chez Roger Bacon, P., 1924; E a s t о n S. С Roger Bacon and his search for a universal science, Oxf., 1952; Ley H., Studie zur Geschichte des Mate-rialismus im Mittelalter, В., 1957 (см. Именной указатель). В. Зубов. Москва. БЭКОН (Bacon), Фрэнсис (22 янв. 1561 — 9 апр. 1626) — англ. философ-материалист, родоначальник англ. материализма, перенесший вместе с Локком «из естествознания в философию... метафизический способ мышления» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 21). Младший сын Н. Бэкона, лорда-хранителя печати. Закончил образование в Кембридже (1575). В 1584 Б. был избран в парламент. С 1617— лорд-хранитель печати при короле Якове I, затем—лорд-канцлер, барон Веруламскнй и виконт Сент-Олбанский. В 1621 Б. был привлечен к суду по обвинению во взяточничестве, осужден и отстранен от всех должностей. Вскоре помилованный королем, Б. не вернулся на гос. службу и последние годы жизни посвятил науч. и лит. работе. Науч. и политич. деятельность Б. проходила в период, к-рый Маркс называл «прологом английской революции» («Архив Маркса и Энгельса», т. 8, 1946, с. 95), и отвечала потребностям растущей буржуазии и обуржуазившегося «нового дворянства», заинтересованных в росте производства, технич. усовершенствованиях, развитии наук о природе. Философия В., современниками к-рого были Шекспир, Бруно и Галилей, сложилась в атмосфере общего науч. и культурного подъема, к-рый охватил страны Европы, вставшие на путь капиталистнч. развития. Ее появление означало освобождение науч. мысли от церк. догматики и схоластнч. псевдоучености. Философия Б. явилась дальнейшим шагом в развитии материализма.
Еще в юности Б. задумал грандиозный план «Великого Восстановления наук» («Instauratio Magna») и всю жизнь работал над его осуществлением. Первую часть этого труда составляет классификация существующих н возможных наук. Б. разделял все науки соответственно трем способностям, к-рые он приписывал человеч. разуму. Память лежит в основе истории, воображению соответствует поэзия, рассудок является источником философии, к-рую Б. делил на учение о боге, о природе и о человеке. Человек, по Б., познает природу непосредственно, бога — через природу, самого себя — путем рефлексии. Помимо этих частных наук, Б. относил к области желательного (desiderata) «первую философию», имеющую дело с понятиями, применимыми во всех областях знания. БЭКОН 215 Важнейшее значение Б. придавал науке о природе, разделяя ее на теоретическую (исследующую причины) и практическую (дающую результаты). Теоретич. наука включает физику, изучающую действующие и материальные причины, и метафизику, имеющую своим предметом формальные и целевые причины (фактически никакой роли в его учении не играющие). В практич. науках физике соответствует механика, метафизике — натуральная магия. Математику Б. считал вспомогат. наукой по отношению к физике. Отстаивая устаревшую уже теорию двойственной истины, Б. требовал, чтобы религия не вмешивалась в область науки, но включал в философию «натуральную теологию» и признавал откровение равноправным источником знания (Собр. соч., ч. 1, СПБ, 1874, с. 236—238). Учение Б. «еще кишит... теологическими непоследовательностями» (Маркс К., см. М а р к с К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Основополагающая идея учения Б. состоит в том, что наука должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. Анализируя упадок наук («Новый Органон», Л., 1935, с. 76), критикуя бесплодную схоластику и ее силло-гистич. дедуктивный метод, а также схоластизиро-ванного Аристотеля, Б. видел цель познания в том, чтобы способствовать практич. деятельности людей (там же, с. 147 и 199; «Новая Атлантида», М., 1954, с. 32—43). Б. признавал возможность истинного знания как точного изображения бытия. Он высмеивал скептиков, к-рые «обращают бессилие своей науки в клевету против природы» («Новый Органон», с. 156), но считал необходимым сомнение, расшатывающее ложные учения и суеверия.
Б. считал причиной заблуждений разума ложные идеи, к-рые он называл «призраками» или «идолами». Он насчитывал четыре вида «призраков». Призраки рода общи всем людям и являются искаженным отражением вещей в силу того, что человек примешивает к их природе свою собственную. Призраки пещеры вытекают из индивид, особенностей каждого человека. Призраки рынка — заблуждения, вытекающие из неверного использования слов. Призраки театра — ложные учения, завлекающие человека, подобно пышным театральным представлениям. Путь преодоления «призраков» — обращение к опыту и обработка его индукцией. Чувства для Б.— основа всего знания, но он против эмпириков, к-рые, подобно муравью, только собирают попадающиеся на пути факты. Догматики или рационалисты, подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Истинный же ученый берет пример с пчелы, извлекающей сок из цветов сада и поля и собств. умением преобразующей его в мед. Союз опыта и рассудка, по Б., — залог успеха познания и действия. Маркс писал, что для Б. «наука есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным» (Маркс К.иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Свой логич. метод «истинного наведения» Б. противопоставлял не только дедукции (не отвергая ее полностью, но считая ее негодной для получения новых истин), но и примитивной индукции через простое перечисление случайных признаков, способной дать лишь шаткие выводы. Орудие познания и действия, по Б.,— это новый метод истолкования природы, открытий и изобретений, опирающийся на планомерно поставленный эксперимент. Подчеркивая роль эксперимента, Б., однако, настаивал на том, чтобы различать «плодоносные» и «светоносные» опыты («Новый Органон», с. 167); первые направлены на ближайшие результаты и упускают знание причин, к-рое одно только может быть основой подлинного могущества человека. Поэтому Б. призывал искать светоносные опыты, к-рые хотя «сами по себе не приносят пользы, но содействуют открытию причин и аксиом» (там же) и к-рые способны стать источником новых практич. открытий и изобретений. Это различение замазывают представители прагматизма (см. J. Dewey, Reconstruction in Philosophy, 1949, p. 52), неправомерно выдающие себя за последователей Б. Для Б. сила человека и его успех основаны лишь на истинном знании объективного мира.
Не будучи естествоиспытателем, Б. подчас неверно оценивал нек-рые открытия и научные идеи своего времени. Б. преуменьшал роль математики для естествознания; он отказывался признать истинность гелиоцентрич. системы Коперника (Собр. соч., ч. 1, СПБ, 1874, с. 252 и 288). Б., тем не менее, сумел уловить дух новой науки, попять, что она материалистична по своему существу и по методу основана на опыте. Учение Б. дало прочную материалистич. основу естествознанию. В этом смысле Маркс писал, что «настоящий родоначальник английского материализма и всей современной экспериментирующей науки — это Бэкон» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 142). Влияние естествознания 17 в. на Б. сказалось в присущей его учению аналитич. тенденции, в стремлении разлагать все сложные вещи и явления на простые и сводить многообразие материи и движения к элементарным формам. Анализ природы Б. вел по двум различным, хотя и нередко переплетающимся направлениям. В соответствии с духом естествознания своего времени Б. искал в вещах атомистич. структуру, с одобрением ссылался на Демокрита и доводил разложение материи до атома, «который является реальным существом, обладающим материей, формой, измерением, местом, силой сопротивления, стремлением..., движением и эманациями...» («О принципах и началах», М., 1937, с. 65). Эта первая линия исследования, «принципов и начал» не получила у Б. окончат, завершения. Б. не считал, что мысленное разложение материи на бескачеств, однородные атомы способствует решению гл. практич. задачи науки — изменять природу тел и содействовать благосостоянию людей («Новый Органон», с. 131 —34). Понимание Б. материи не стало еще полностью механическим, как у Галилея, Декарта или Гоббса. Он понимал материю как объективное многообразие чувств, качеств, воспринимаемых человеком и нужных ему. У Б., говорил Маркс, «материя улыбается своим поэтически-чувственным блеском всему человеку» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 143). Б. отвергал представление о материи как о пассивном, инертном начале. Материя полна у него внутр. активности (см. там же, с. 142). Вторая линия анализа Б. природы вела от чувств, свойств или «природ» к лежащим в их основе «формам». Пользуясь аристотелевско-схоластич. термином «формы», В., однако, понимал под формой сущность, или основание, или закон образования данного свойства, сводящийся в конце концов к определ. конфигурации и движению более или менее мелких материальных частиц, составляющих тело. Так, «Форма» теплоты, по Б.,— это особое движение незаметных для глаза частиц: «Тепло есть Движение распространения, затрудненное и происходящее в малых частях» («Новый Органон», с. 245). Считая движение неотъемлемо присущим материи, Б. не сводил его лишь к механич. перемещению, но допускал по меньшей мере 19 качественно различающихся видов движения, давая им весьма причудливые наименования (см. там же, с. 324—44). По мнению Б., природа может 216 БЭКОН-БЭЛЧЕСКУ быть сполна разложена на конечное число форм и видов движения, в результате комбинирования к-рых образуются все вещи. В этом проявилась метафизичность взглядов Б. Конкретная задача индукции, как ее понимал Б., состояла в отыскании форм. Этой цели должны служить предложенные им таблицы присутствия, отсутствия и степеней, т. е. определенные способы учета изучаемых свойств у отдельных предметов данного класса. Сопоставление этих таблиц позволяет обнаружить тот искомый признак, к-рый необходимо связан с исследуемым свойством, вызывает его, составляет его форму. Истинная индукция, по Б., включает и ряд др. приемов — «вспомоществований» разуму. Поскольку сбор примеров, заполняющих таблицы, требовал знания массы фактов, Б. считал важнейшей задачей науки их собирание и до конца жизни работал над составлением «Естественной и Экспериментальной истории», к-рая должна была явиться третьей частью «Великого восстановления». Предложенная Б. техника индукции исходила из ошибочного предположения о возможности исчерпать «Естественной историей» все богатство явлений природы и свести их к огранич. числу форм. Хотя она не могла быть применена практически, заложенные в методе Б. идеи получили плодотворное развитие в системах индуктивной логики, особенно у Дж. С. Милля. Социально-политич. взгляды Б., изложенные гл. обр. в «Опытах» и в «Новой Атлантиде», проникнуты стремлением укрепить положение буржуазии и «нового дворянства» и побудить монархию способствовать развитию капиталистич. отношений в стране. Б. отрицательно относился к крупному феод, дворянству и рекомендовал монарху держать его дальше от себя, опираясь на деятельные слои среднего дворянства. Б. высказывался за активную колониальную политику, не останавливающуюся даже перед войной. Видя в трудящихся массах постоянный источник смут и беспокойства, Б. рекомендовал для сохранения порядка применять к народу и его вождям обман, подкуп и прямое насилие. Учение Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии. Логич. метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной логики. Его материалистич. учение о природе и познания заложило основу материализма Гоббса, сенсуализма Локка и его последователей. Призыв Б. к эксперимент, изучению природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании науч. организаций (напр., Лондонского королевского об-ва). Классификация наук Б., несмотря на положенный в ее основу субъективный принцип разделения наук, сыграла большую положит, роль в истории науки и была принята франц. просветителями в качестве основы разделения наук в издававшейся ими «Энциклопедии». Соч.: Opera omnia,!ed. J. В. Schonwetter... ], Francf./M., 1665; The works of Francis Bacon..., by Mallet, v. 1—4, L., 1740; v. 1—5,L., 1765; The works of Francis Bacon..., ed. by B. Montagu, v. 1 — 16, L., 1825—36; v. 1 — 3, Phil., 1846; The works...,ed. by J. Spedding, R. L. Ellis and D. D. Heath, v. 1 — 14, L., 1857—74; Oenvres de Bacon, introd. par M. F. Ria-ux, v. 1—2, P., 1851 — 52. Лучшим классическим изданием считается изд.: J. Spedding..., кроме указанного выше,— The philosophical works of Francis Bacon..., reprinted from the texts..., of Ellis-and-Spedding-ed. with an introd. by J. M. Robertson, L.— N. Y., 1905; Сокращения философии канцлера Франциска Бакона, т. 1, пер. с франц. В. Тредна-ковского, в кн.: Житие канцлера Франциска Бакона, М., 1760; О мудрости древних из Бакона, «Утренний свет», 1780, май; 0 скептицизме. О воображении. О страстях. О перемене че 1 780, июль; Пан или природа, «Друг юношества», 1809, сент.; «Н о в ы й Органон» («Novum Organum Scientiarum») — гл. филос. произведение Б., вторая (логич.) часть «Великого восстановления» («lnstauratio magna»). Хотя, как свидетельствует биограф Б. — В. Раули, «Новый Органон» переделывался автором до 12 раз, он был опубликован неоконченным. Название подчеркивает желание Б. противопоставить свое сочинение как орудие новой науки логич. трудам («Органону») Аристотеля. Написанный в форме афоризмов, «Новый Органон» состоит из 2 книг: первая — преимущественно критическая, «разрушительная», направленная против схоластики, вторая — позитивная, излагающая логич. метод Б. «Новый Органон» переведен на все европ. и мн. др. языки. Первое издание вышло в 1620 в Лондоне на лат. яз. и включало также предисловие к «Естественной и Экспериментальной истории» (т. н. «Parasceve»); второе издание было опубликовано в Амстердаме в 1660. Первый перевод на англ. яз. был сделан в 1733 П. Шоу (Peter Shaw; в трехтомном собр. соч. Б. на англ. яз.), переиздано в 2 томах в 1802, 1818, следующий — В. Вудом, L., 1844: имеются изд.: N. Y., 1901, [1937]. На франц. яз.—F. Bacon, Oeuvres, t. 1—6, Dijon, an. 8 [1800 j; затем в сборниках (вместе с произв. Декарта и Лейбница) в Париже в 1840, 1847, 1857 гг.; на нем. яз.—Franz Bacon's Neues Organon, В., 1870; имеются издания в Италии (Bassano. 1788), в Венгрии (Будапешт, 1885, 1954), в Испании (Мадрид, 1933), в Чехословакии (Прага, 1922), в Румынии (Бухарест, 1957). В рус. пер.—Собр. соч., ч. 2, пер. П. А. Бибикова, СПБ. 1874, пер. С. Красилыцикова, [Л.], 1935, Л.—М., 1938. Лучшим считается издание под редакцией и с предисловием Т. Фаулера (Th. Fowler, Bacon's Novum Organum, Oxf., 1878, 1889). Лит. о «Новом Органоне»: Белый Б. и С и л и н М. Ф., Бэкон. Новый Органон, «Под знаменем марксизма», 1936, № 1; Городенский Н., Франциск Бэкон, его учение и энциклопедия наук, Сергиев Посад, 1915; Разбор «Нового Органона» дан в книге Фаррингтона (В. F а г-rington, Francis Bacon, philosopher of industrial science, N. Y., 1949). «О достоинстве и усовершенствовании н а у к» («De dignitafe et augmentis Scientiarum», 1623) — значительно расширенный перевод на лат. яз. вышедшей на англ. яз. в 1605 работы Б. «О преуспевании знания» («Advancement of Learning»). Опубликована в 1623 как первая часть «Великого восстановления наук», поскольку Б. не удалось написать первоначально задуманную работу «Разделение наук». 1-я книга является почти дословным переводом 1-й книги англ. издания и посвящена критике недооценки наук и доказательству их величайшего значения для человечества. Остальные 8 книг содержат классификацию и обозрение наук. Работа имеет большое методологич. значение и тематически дополняет «Новый Органон». Др. изд. на лат. яз. — Р., 1624; Argentorati, 1635; Lugdunum Batavorum, 1652; Amst., 1662; на англ. яз. — L., 1674; Edin., 1769; 1823; на франц. яз.— Neuf livres de la Dignite et de l'accroissement des sciences, P., 1632; P., 1634; L'artisan de la fortune, P., 1640; P., 1689 и др. На рус. яз. эта работа имеется только в весьма неточном переводе П. А. Бибикова (Собр. соч. Бэкона, т. 1, СПБ, 1874). Лит.: Герцен А. И., Письма об изучении природы, Избр. философские произв., т. 1, [M.J, 1948, с. 239 — 70; Л и бих Ю., Ф. Бэкон Веруламский и метод естествознания, СПБ, 1866; М а к о л е й Т. Б., Очерк жизни лорда Бакона, «Библиотека для чтения», т. 140, [ч. 2], СПБ, 1856; его же, Лорд Бэкон, Поли. собр. соч., т. 3, СПБ, 1862; Фишер К., Реальная философия и ее век. Франциск Бакон Веруламский, 2 изд., СПБ, 1870; Литвинова Е. Ф., Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность, СПБ, 1891; Мил о но в К. К., Философия Фр. Бэкона, [М., 1924]; Быховский Б., Бэкон и его место в истории философии, «Под знаменем марксизма», 1931, № 6; С ус лин М., Бэкон и его трактат «О принципах и началах», «Под знаменем марксизма», 1936, JV5 9; Субботник С, Ф. Бэкон, [Краткий очерк жизни и учения, М.], 1937; Тарасов Н. В., Ф. Бэкон..., «Тр. Воро-нежск. гос. мед. ин-та», 1940, т. 9; 1941,т. 11;ШупинаВ.М., Взгляды Фр. Бэкона на право, мораль и церковь, «Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та», 1955, т. 22, вып. 2; Голо-с о в В., Очерки по истории английского материализма XVII—XVIII веков, [Красноярск], 1958, гл. 1, 2; Church R. W., Bacon, L., 1884; Broad CD., The philosophy of Francis Bacon, Camb., 1926; Fowler Th., Bacon, N.Y., 1881; Eemusat Ch., Васбп, sa vie, son temps, sa philosophic et son influence jusqu'S nos jours, [3] ed., P., 1865; Taylor A. E., Francis Bacon, [A lecture], L., 1927; Gun dry W., Francis Bacon, a map of days..., L., [1946]; Anderson F, The philosophy of Fr. Bacon, Chi., [1948]; Farrington В., Francis Bacon philosopher of industrial science, N.Y., [1949]; Gibson R. W., Francis Bacon, a bibliography of his works and of Baconiana to the year 1750, Oxf., 1950; Bacon Francis, в кн.: Encyclopaedia Britannica, L. [a. o.], 1955; FrostW., Bacon und die Naturphilosophie..., Munch., 1927. M. Мельвилъ. Москва. ВЭЛЧЁСКУ (Balcescu), Николае (29 июня 1819— 19 ноября 1852)— рум. обществ, деятель, революц. демократ и историк. Руководитель революц. выступлений в 1848 в Мунтении (Валахия). После пораже- БЭР —БЮФФОН 217 ния революц. движения Б. переехал в ТрансцЛЬВанию, где боролся за установление союза между рум. и венг. революционерами. Вынужден был эмигрировать в Париж, а затем в Италию. В «Prospect la Magazin istorir pentru Dacia», 1845, Б. рассматривал общество как совокупность отношений, идей и учреждений, а историю как прогрессивный процесс. 1} анализе феод, отношений Б. считал важным гопрос об обладании орудиями труда и рассматривал барщину как экономич. основу крепостнич. системы («Прошлое н настоящее» — «Trecutul si prezentul», 1851). Историч. развитие неизбежно приводит к упадку реакц. классов и революц. переходу власти к угнетенным классам («Развитие _ революции в йгсторитг румыго)—«lWersm' iwurcrfruf ш ш'оп'а гоша-nilor», 1850). Б. указывал на большое значение в истории борьбы между угнетенными и угнетателЯми. В работе «Вопросы экономики в Дунайских княжествах» («Question economique des Principautes Danubiennes», 1850) он указывал, что проявлением неумолимо действующего закона прогресса являются революции, восстанавливающие крепостного в правах чьЛОвека и граяеданина. Ряд данных этой работы быд использован Марксом в «Капитале» (через посредство соч. Э. Реньо — Е. Regnault, Histoire politique etsociale des Principautes Danubiennes, P., 1855, c%. «Капи-тал», т. 1, 1955, с. 244, прим.). Б. подчеркивал, что в истории должны быть описаны прежде всего деяния народа и роль различных обществ, учреждений. Однако, несмотря на ряд диалектич. и матерИалистич. высказываний, в целом в понимании истории Б. оставался на идеалистпч. позициях. Его идеалом, было создание независимой, демократич. республику. Подвергая критике феод, отношения в сельском хозяйстве, Б. в то же время восставал и против капиталистич. отношений, оставаясь, т. о., сторонником мелкой крестьянской собственности. Б. указывал на взаимозависимость революц. движений различных стран и счИТал, что внутреннего освобождения народа невозможно добиться без внешней независимости. Б. был сторонником братства между румынами, венграми и славянскими народами Соч.: Ореге, v. 1—2, Вис, 1953. Лит.: История философии, т. 2, М. 1957, с 476—80; П о п е с к у-Д о р я н у Н., Революция 1848 года в Румынии и Николай Балческу, пер. с рум., М., 1950; Studi; si referate despre N. Balcescu, v. 1, [Buc.j, 1953; Gillian c. I., Gan-direa social-politica a lui Nicolae Balcescu, iBue.], 1954; G e-0 r g e s с u-B n z й 11 G., N. Balcescu, Buc, 1956- I o a n i d M., Particularitalile ideologiei democrat-revoluHonare din Rominia, «Cercetari filozofice», 1958, № 1. Ин-т философии Румынской АН. БЭР, Карл Эрнст фон (Карл Максимович) [17 (28) февр. 1792 — 16 (28) нояб. 1876] — один из основателей эмбриологии, географ, антрополог и этнограф. Род. в Эстляндии (ныне терр. Эст. ССР). Окончил Дерптский (Тартуский) ун-т, работал в Германии, с 1834—в России, в Петерб. АН и одновременно в Меди-ко-хирургич. академии (1841—52). Опубликовав фундамент, труд «История развития животных» («ОЬег Entvicklungsgeschichte der Tiere», Bd 1—2, 1828_______ 37), Б. заложил основы эмбриологии. Б. рано преодолел увлечение идеалисти.ч. натурфилософией и стал сторонником опытного исследования. Он был убежден в «бесконечнон продуктивности человеческого разума», то есть признавал познаваемость всех явлений природы, и отвергал априорность науч. истин. Интересуясь проблемами ин-
дивид, развития и происхождения многообразия орга-нич. мира («Речи...»—«Reden, gehalten in-wissenschaft-lichen Versammlungen und kleinere Aufsatze vermisch-ten Inhalts, Bd 1—3,1864—76), Б. решительно возражал против объяснения биологич. явлений вымышленной «жизненной силой». Отвергая витализм, Б. критиковал и вульгарный материализм, сводящий все процессы природы к механич. необходимости. В органич. мире он признавал направленность (Zielstriebigkeit), которую предлагал отличать от сознательно поставленной цели (Zweck), характеризующей разумную деятельность человека. Однако в выдвижении Б. принципа направленности в качестве движущей силы эволюции содержались и идеалистические моменты. с?то привело Б. к выступлениям против эволюционного учения Дарвина. С о ч.: История развития животных, [пер. с нем.], т. 1—2, М., 1950—53 (вт. 1 — Райков Б. Е., О жизни и научной деятельности К. М. Бэра); Избранные работы, пер. [с нем.], Л., 1924; Автобиография, пер. fc нем.], М., 1950; Взгляд на развитие наук, в кн.; Избр. произв. русских естествоиспытателей первой половины XIX века, [со вступ. статьей Г. С. Васецкого и С. Р. Микулинского], М., 1959. Лит.: Павловский Е. Н., Академик К. М. Бэр и Медико-хирургическая академия, М.— Л., 1948; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 2, М., 1951; Б л я х е р Л. Я., История эмбриологии в России (с середины XVIII до середины XIX в.), М., 1955,с. 159—294: История философии, т. 2, М., 1957, с. 321. Л. Бляхер. Москва. БЮЛЕР (Buhler), Карл (р. 27 мая 1879) — нем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|