БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 16 глава
БЮФФОН (Buffon), Жорж Луи Леклерк (7 сент. 1707 —15 апр. 1788) — франц. естествоиспытатель, один из основоположников учения о развитии природы и органич. мира в особенности. Аристократ по происхождению, Б. окончил коллеж в Дижоне. Адъюнкт (1733) и член Акад. наук (1753). Гл. работа Б.— «Естественная история» («Histoire nalurelle, generale et parliculiere», v. 1—36, 1749—89; написана при участии ряда сотрудников—Добантона и др.; неполн. рус. пер.—«Всеобщая и частная естественная история», ч. 1—10, 1789—1808). В этом труде Б. последовательно разобрал историю развития Земли, человека, четвероногих, птиц и минералов. Развивая идеи Декарта и Лейбница, Б. в соч. «Теория Земли» («Theorie de la terre», 1749) разработал гипотезу происхождения Земли от Солнца в результате столкновения его с кометой. Б. описал предполагаемый процесс охлаждения Земли, образование ее поверхности и возникновения растений, животных и человека, определял продолжительность истории Земли в 74 тыс. лет. Осуждение богословским ф-том Парижского ун-та (1751) положений Б., как противоречащих Священ- 218 БЮХНЕР — БЯЛОБЛОЦКИЙ ному писанию, вынудило его отречься от них. Однако в соч. «Эпохи природы» («Des Epoques de la nature», 1778) Б. снова вернулся к идее развития Земли, разбив ее историю на 7 периодов общей продолжительностью в 85 тыс. лет. Б. выдвинул гипотезу об «органических молекулах», составляю^ щих тело всякого организма; органпч. молекулы являются миниатюрными прототипами отд. частей и органов живых существ и при процессах размножения они вновь собираются, образуя новые организмы, растущие и развивающиеся на основе «внутр. модели» (moule interiere), специфичной для каждого вида растения и животного. Являясь противником систематики Линнея, Б. дал монографич. описания отдельных групп животных, влияния среды на их изменение, пытаясь доказать общность происхождения нек-рых видов животных. Так, он считал осла «выродившейся» лошадью, обезьяну — «выродившимся» человеком. Боясь навлечь на себя гонение церкви, Б. лишь в 1766 высказал в более общей и определ. форме убеждение, что в каждом семействе или роде виды происходят друг от друга.
Идеи Б. оказали длительное влияние на дальнейшую разработку учения о развитии природы и определили в значит, степени биологич. представления франц. материалистов 18 в. Соч.: Oeuvres philosophiqucs, P., 1954 (имеется библиогр.). Лит.: Лункевич В. В., От Гераклита до Дарвина, БЮХНЕР (Biicbner), Людвиг (Фридрих Карл Христиан Людвиг) (28 марта 1824—30 апр. 1899) — нем. врач, естествоиспытатель, философ—вульгарный материалист. По политич. убеждениям—либерал. Приват-доцент в Тюбингене (1852). Выпустив материали-стич. работу «Сила и материя» (1855, рус. пер. 1860, 1907; пер. на мн. другие яз.), вынужден был уйти в отставку. В книгах «Природа и наука» (1857, рус. пер. 1881), «Психическая жизнь животных» (1876, рус. пер. 1902), «Дарвинизм и социализм» (1894, рус. пер. 1907) и др. Б. отстаивал идеи вульгарного материализма, мальтузианства, социального дарвинизма. Первоначально он находился под сильным влиянием философии Фейербаха, к-рую трактовал упрощенно, ориентируясь на антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Ленин назвал Б. и др. представителей вульгарного материализма «пигмеями и жалкими кропателями по сравнениюс Фейербахом» (Соч., 4 изд., т. 14, с. 315). Другим источником филос. взглядов Б. были идеи Кабаниса. В теории познания Б. становился на путь агностицизма, считая, что подлинная природа вещей нам неизвестна («Сила и материя», СПБ,1907,с. 9). Придерживаясь принципов социального дарвинизма, Б. провозглашал борьбу за существование (капиталистич. конкуренцию) основой социального развития и утверждал естественность и вечность проявления этой борьбы. Одновременно находил у животных гос. и обществ, организацию (см. «Психическая жизнь животных», 1902, с. 51). Б. выступал против осн. идей нем. социал-демократии и планов коммунистич. преобразования общества (см. «Дарвинизм и социализм», СПБ, 1907, с. 55 — 67).
Отдельные передовые ученые 19 в. критически использовали нек-рые работы и идеи Б. для борьбы с идеализмом. Классики марксизма-ленинизма подвергли критике вульгарный материализм Б. и показали бурж. характер его идеологии. «От „вульгарных" материалистов Фохта, Бюхнера и Молешотта Энгельс отгораживался, между прочим, именно потому, что они сбивались на тот взгляд, будто мозг выделяет мысль так же, как печень выделяет желчь» (Ленин В. П., Соч., 4 изд. т. 14, с. 36). Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957, с. БЮШЁ (Buchez), Филипп Жозеф (31 марта 1796— 12 авг. 1865) — франц. христ. социалист и историк. В молодости, в период борьбы с реставрированной монархией Бурбонов, Б. был активным деятелем рево-люц. карбонарства во Франции и сотрудничал в сен-симонистском еженедельнике «Le Prcducteur». В 30-х гг. издавал жури. «L'Europeen», с 1840— рабочий ежемесячник «L'Atelier», участников к-рогоМаркс назвал «реакционными рабочими» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Избр.произв., т. 2, 1955, с. 21). В 1848 Б. был председателем Учредит, собрания и стремился обратить его внимание на рабочий вопрос. В своих соч. «Вступление в историческую науку, или науку развития человечества» («Introduction a la science de l'histoire, ou science du developpement de l'humanite, 1833), «Опыт полного изложения философии с точки зрения католицизма и прогресса» («Essai d'un trai-te complet de philosophie au point de vue du catho-licisme et du progress, v. 1—3, 1838—40) Б. утверждал, что историч. развитие является реализацией бсжеств. предопределения. Будущее общество Б. мыслил в виде христ. гос-ва, в к-ром социальные антагонизмы будут преодолены сотрудничеством «работников различных профессий». Б. создал до 100 ассоциаций ремесленников и рабочих. Пропаганда Б. имела назначением борьбу с социалистич. и коммунистич. идеями, проповедь классового мира, сохранение идейного господства и руководства рабочим движением буржуазией. Идеи реакц. католич. социализма, развитые Б., подхваченные Лассалем и введенные в Готскую программу, резко критиковал К. Маркс.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 21, 31; их ж е. Соч. т. 24, М., 1931, с. 99; т. 26, М., 1935, с. 10; К ар ее в Н., Французские историки первой половины XIX века, Л., 1924; Wassilieff N., P. J. В. Buchez. der Begriinder der modernen Assoziationsbe-wegung Frankreiche, Bern, 1898 (Diss.); Gastella G., Buchez historien, Fribourg, 1909; Cuvillier A., P. j. B. Euchez et les origines du socialisme Chretien, P., 1948. _ M. Мчедлов. Москва. БЯЛОЕЛОЦКИИ (Bialobtocki), Бронислав (ок. 1861 — 14 апр. 1888) — польский публицист и эстетик. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та, где сблизился с группой польских студентов-социалистов. Возвратившись в 1882 в Варшаву, установил непо-средств. связь с деятелями партии «Пролетариат» и стал активным пропагандистом науч. социализма. На страницах легальной прессы «Przeglad tygodnio-wy zycia spotecznego, literatury i sztuk pieknych» призывал интеллигенцию присоединиться к борьбе пролетариата. В области эстетики Б.—сторонник рус. революц. демократов, в особенности Чернышевского и Добролюбова. В статье «Об эстетических очерках Массониуса» («Szkice estetyczne P. M. Masoniusza», 1884) Б. критиковал неокантианскую концепцию «искусства для искусства», требовал создания иск-аа, выражающего интересы и потребности народа. Соч.: Szkice spoleczne i literackie, Wybral i wst<;pern рсрь rzedziJS. Sandler, [Warsz.], 1954; Szkice literackie, Warsz., 1932,
Лит.: Sandler S., U pocza,tk6w marksistowskiei kryty в ВАВИЛОВ, Сергей Иванович [12(24) марта 1891 — 25 янв. 1951] —сов. ученый, физик, академик (с 1932). В 1918—45 преподавал в Моск. ун-те (с 1929—проф.). В 1945—51 — президент ЛН СССР. Осн. Труды В. посвящены физич. оптике, гл. обр. изучению природы фотолюминесценции. Совм. с сотрудниками В. провел цикл исследований, посвященных визуальному методу наблюдений квантовых флуктуации света. Анализируя проблемы совр. физики, в частности достижения учения о свете и веществе, разрабатывая представление о физич. поле как особом виде материи, В. показал решающее значение диалектич. материализма для построения физич. теории. Он развивал положение о внутр. противоречивости природы микрообъектов, о неразрывном единстве их корпускулярных и волновых свойств. С этой т. зр. В. Критиковал мстафизнч. взгляды сторонников т. н. концепции дополнительности, отрывающих противоречивые свойства микрообъектов друг от друга. Ряд работ В. посвящен истории науки. Сталинские премии [1943, 1946 и 1951 (посмертно)]. С о ч.: Собр. соч., т. 3 — Работы по философии и истории естествознания, М., 1956; Ленин и философские проблемы современной физики, в кн.: Великая сила идей ленинизма. Сб. статей, М., 1950; Философские проблемы современной физики и задачи советских физиков в борьбе за передовую науку, в кн.: Философские вопросы современной физики, М., 1952. Лит.: Сергей Иванович Вавилов. М.— Л., 1949 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР); Кузнецов И. В., С. И. Вавилов — ученый-патриот, воинствующий материалист-диалектик, «Воир. философии», 1951, М 1; его ж е, Работы С. И. Вавилова по философии и истории естествознания, в кн.: Памяти С. И. Вавилова, М., 1952. ВАГНЕР, Владимир Александрович [17 (29) марта 1849—8 марта 1934]—сов. биолог-дарвинист, основатель сравнит, психологии в России. Окончил Моск. ун-т. Доцент Моск. ун-та (1895—1905), проф. Ленинградского ун-та (1906 — 31). Ввел объективный эволюц. метод в исследование поведения животных —как отд. индивида, так и вида в целом. В. резко осуждал аи-тропоморфич. истолкование поведения животных по аналогии с поведением человека (В. Вундт, Дж. Ромене). Критикуя школу Ж. Лёба и его последователей, он отвергал механистич. понимание поведения животных, исключающее участие в нем психич. процессов. Соч.: Биологический метод в зоопсихологии, «Тр. С.-Петербургского об-ва естествоиспытателей», 1903, т. 33, вып. 2, с. 1—96; Биологические основания сравнительной психологии (Био-нсихология), т. 1—2, СПБ, 1910—13; А. И. Гер-пен как натуралист, «Вест. Европы», 1914, Ki 9, с. 191—205; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Возникновение и развитие психических способностей, вып. 1—9, Л., 1924—29.
Лит.: Кузнецов С. С-, Глава русской школы зоопсихологов. (К 80-летию рождения проф. В. А. Вагнера), «Вест, знания», 1929, № 8; Р о г и н с к и й Г. 3., В. А. Вагнер — выдающийся биолог-дарвинист. (К 100-летию со дня рождения), «Природа», 1949, JVi 11. А. Петровский. Москва. ВАГНЕР (Wagner), Габриель (псевдоним — Р е а-лис де В и е и и a; Realis de Vienna) (p. 1665 — ум. ок. 1720)—нем. философ-материалист, представитель прогрессивного нем. бюргерства. В критике схоластики В. опирался па аптисхоластич.тенденции философии Николая Кузанского, Парацелъса, Кеплера, Иоахима Юнгиуса, Отто фон Герике, Чирнгау-зена. Ь. критиковал схоластику и полемизировал с идеалнетич. взглядами Лейбница и Томазия, считал естествознание основой философии. Он утверждал материальность, вечность и бесконечность мира, неизменность законов движения, метафизически отделяя, однако, движение от материи. В. требовал ограничения власти феод, князей и усиления власти нем. императора. Соч.: Discursus ct dnbia in C. Tliomasii introductionem ad philosopliiam, Ratisbonae, 1691; то же на нем. яз.— Priifung des Versuchs vom Wesen des Geistes, den Christian Thomas... 1699 an Taggegeben, [s. 1.], 1707; Responsum philosophicum ad Thomasii quaestionem de definitione siibstantiae, [s. 1. ], 1693; Querimoniae artium illiberalium, (s.l.], 1696; Meditatio de gravitatis et cohaesionis causa, «Acadeiniae caesario-leopolidi-nae naturae curiosorum Epliemeri des», Norimbergiae, 1712,[v.] 1. Лит.: R e i m га a n n J. F., Versuch einer Einleitung in die Historiam literariam, Tl 3, Halle, 1710, S. 6, 42, 58, 110—12; S t i e b 1 e г G., Gabriel Wagner—ein materialistischer Plii-losopli..., Autoref. der Diss., «Wiss. X. Univ. Greifswald», Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1957—58, Jg. 7,.Nil—2, S. 80—81; его же, Leibniz und Gabriel Wagner, «Dtscli. Z. Pliilos.», 1956, Jg. 4,.№ 3, S. 271 — 79. В. Пфо. Берлин. ВАГНЕР (Wagner), Рихард (22 мая 1813 — 13 февр. 1883) — нем. композитор-драматург и эстетик. В 30-х гг. учился в Лейнцигском ун-те. В 40-х гг. В. примкнул к революц. движению, участвовал в майском восстании 1849 в Дрездене. После поражения революции бежал в Швейцарию, где написал осн. теоре-тич. работы: «Искусство и революция» (1849, рус. пер. 1918), «Художественное произведение будущего» (1850, рус. пер.—«Русская музыкальная газета», 1897, № 13, 5—8, 1898. № 1, 3, 10), «Опера и драма» (1852, рус. пер. 1906) и др. В этих работах сказывается влияние философии и этики Фейербаха, отчасти анархизма Бакунина. Эстетические принципы изложены в основном труде В. «Опера и драма». Музыка— искусство правдивого выражения человеческих чувств; мелодия воспроизводит внутренний мир народа. Музыканты должны приблизиться к народной песне, к-рой свойственно единство мелодии и поэтического слова. Поэзия же достигает высшего совершенства в нар. мифах. Гармонии, синтез иск-в, достигнутый антич. Грецией, давно утерян. Власть капитала и христ. церкви, «страшная безнравственность социальных учреждений» — причины вырождения иск-ва оперы и драмы. Художеств, единство будет достигнуто лишь с падением гос-ва и заменой христианства новой религией человеч. любви. Идеальная опера будет питаться из нар. мифотворчества. Это будет иск-во будущего, к-рое поднимется «на плечах великого социального движения» и будет «принадлежать всем людям». Призвание художника—преодолеть посредством иск-ва существующую форму общения, заменить «эгоистическую» связь индивидов связью, основанной на непосредств. «чувственном» взаимопонимании и братстве свободных людей. В. полагал, что именно 220 ВАГРАМ - ВАЙБХАШИКА «произведение искусства будущего» и его творец — художник, сыграют гл. роль в утверждении нового обществ, порядка. При всем идеализме и утопичности эти работы В. сыграли положит, роль в его творчестве: «Тангейзер» раскрыл конфликт христианско-церк. морали и чувственной, земной, мирской природы человека. В «Лоэпгрине» воплощено, по словам самого В., «трагическое положение художника в современной жизни» («К друзьям моим» — «Eine Mitteilung an meine Freunde», 1851). В «Мейстерзингерах» воспет идеал нар. иск-ва. В сер. 50-х гг. в мировоззрении В. наступил перелом. В. обратился к пессимистич. философии Шопенгауэра, позже — Ницше и Гобино, отрекся от революции и, вернувшись в Германию в 1861, перешел к защите великогерманских и религ. взглядов. В «Государстве и религии» («Liber Staat unci Beligion», 1864) искусство провозглашается «сознательно-иллюзорной» областью, уводящей человека от реальности, в то время как в религиозных представлениях ему якобы открывается полная и чистая истина. В «Бетховене» (1870, рус. пер. 1911) В. объявляет творчество композитора ясновидением. В «Религии и искусстве» («Religion und Kiinst», 1880) он пытается доказать «бренность мира», «вырождение» человечества, осуждает материализм, а спасение видит в идеализме Шопенгауэра и «истинной» религиозности. В творчестве В. появляются реакционно-романтич. черты. «Кольцо Нибелунгов» проникнуто глубоким пессимизмом. В интерпретации нар. мифов В. отошел от историч. правды. Отсюда — суровая критика Вагнера Марксом и Энгельсом (см. Соч., т. 16, ч. 1, 1937, с. 22—23, прим.). Вместе с тем образ героя Зигфрида — освободителя людей от власти золота, сохранил черты антикапиталистического замысла 40-х гг. Ложные воззрения, сложившиеся у В. в последнее тридцатилетие его жизни, не раз были использованы реакц. силами для односторонне-тенденциозной интерпретации его творчества и для пропаганды герм. шовинизма. Лучшее в муз. и теоретич. наследии В. вошло в сокровищницу нем. и мировой культуры. Соч.: Gesammelte Schriften und Dichtungen, Bd 1—10, Lpz., 1871—83; 6 Aufl., Bd 1 — 16, Lpz., 1912—14; соч. в рус. пер.— Моя жизнь. Мемуары, т. 1—4, [СПБ), 1911 —12; Избранные статьи, М., 1935. Лит.: Гачев Д., Вагнер и Фейербах, «Сов. музыка», 1934, №7; Лиштанберже А., Рихард Вагнер как поэт и мыслитель, М., 1905; Dinger H., Richard Wagners geis-tige Entwicklung; Luck R., Richard Wagner und Llidwig Feuerbach, Breslau, 1905; M о о s P., Richard Wagner als Estet-hiker, В., 1906; M ii 1 1 e г G. H., Richard Wagner in der Mai-Revolution 1849, Dresden, 1919; From me 1 G.,DerGeist der Antike bei R. Wagner, В., 1933. К. Розеншилъд. Москва. ВАГРАМ, Рабуни (13 в.) — арм. философ и обществ, деятель. Филос. труды В. представляют собой толкования сочинений Аристотеля («Категории», «Об истолковании»), Порфирия («Введение»), Псевдо-Аристотеля («О мире»), Григория Нисского («О строении человека»), Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Рукописи этих соч. находятся в хранилище Матенада-ран (Ереван). Мировоззрение В. противоречиво: наряду с прогрессивными для того времени тенденциями в нем много схоластического, связанного с религ. догматикой и ср.-век. мистикой. В вопросах логики и гносеологии В. выступал сторонником номинализма (см. «Толкование „Введения" Порфирия», сделанное Ваграмом \ Матенадаран, рукопись № 4268, с. 312 а). Согласно В., человек способен познавать находящиеся вне его предметы и явления: «Познаваемое находится вне человека и поддается познанию» («Толкование „Категорий" Аристотеля»2, Матенадаран, рукопись № 1683, с. 74 б). Содержанием мыс- лей является действительность; мысли подвергаются изменению вследствие изменения сущности вещей: «... речь и мнение зависят от сущности и с изменением последней они принимают противоположные определения» (там же, с. 106 б). Пространство неотделимо от тела, «тело существует и выявляется в пространстве, и пространство видно по телу» (там же, с. 70 а). Но само понятие пространства В.трактовал метафизически как вместилище тела. В. близко стоял к царскому двору Киликийского арм. гос-ва. Он является автором «Истории Рубенидов» J (Париж, 1859). С О Ч.: ^ Ш ^ р Ш if Р Ш р П L Ь р, ItlL&lffJLbp Щ^рр Шр~ tf^b/lUJllpb, ШршрЬш[ H.lU^ptUlflUI, Ь П L lb p, Utfpl^pb if hit* btiLpkuih tfpnffb, tip шир Щ^рр mpif^bpuiu, Ь n L j Ь p, lni.&-ifnibp Щ npipptpp, Ч^р шршрЬш [ £ tfb& ^nhinnpb U. pm\ ipplftunipw(Ь 4,iu^ pujif ll шрпшщЬmil* Лит.: Ч а л о я н В. К.. История армянской филосо ВАЗЁХ, Мирза-Шафи Садык-оглы (1796—28 нояб. 1852) — азерб. поэт-мыслитель. Род. в Гяндже (ныне — Кировабад) в семье зодчего. Учился в богословской школе. Бросив эту школу, выступил против ее руководителей. Оказал благотворное влияние на молодого Ахундова (нач. 30-х гг.). С 1840 жил в Тифлисе, преподавал азерб. и перс, языки. Организовал лит.-филос. кружок «Школа мудрости», в к-рый входил и ученый Бакиханов. Стихотворения В. отличались вольнодумством, критикой религиозного фанатизма духовенства, призывали к борьбе за свободу человеч. личности. Сущность филос. воззрения В.— пантеизм с элементами суфизма и материалистич. учения инд. филос. школы чарваков. В. помог нем. поэту Ф. Боден-штедту перевести на нем. язык стихи Физули, Омара Хайяма, Хафиза и др., а также свои произв. (изданы Бодепштедтом в кн.: «Тысяча и один день на Востоке»—«Tausend und ein Tag im Orient», 1850; «Песни Мирза Шафи»—«Die Lieder des Mirza-Schaffy», 1881). Соч.: [Стихотворения], в сб.: Антология азерб. поэзии, под ред. В. А. Луговского и Самсд Вургуна, М., 1939. Лит.: Сеид-Задэ А. А., Боденштедт или Мирза-Шаффи?, в сб.: Красная панорама, Л., 1928, октябрь, с. 52—59; его же, Мирза-Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Ениколопов И. К., Поэт Мирза-Шафи, Баку, 1938; С е j и д*з а д а Э. Э. (Заки), Кэнчэли 6ejyK мутэфэккир вэ шаир Мирза Шафи «Вазеп», Кэнчэ, 1929; его же, М. Ф. Ахундовун «Пушкннин елумунэ» Дайр оз поэмасына яздыгы «гейдлэрин» онун фэлеэфи..., «Мэ'рузэлэр доклады», 1958, т. 14 чилд (Азэрб. ССР элмлэр академиясы). _ А. Сеид-заде. Баку. ВАЙБХАШИКА (санскр. от Вибхаша — название одной из комментаторских работ этой школы, означающее необязательность, предпочтительность)— школа раннего буддизма, излагавшая осп. проблемы буддийской философии в духе наивного материализма. Окончательно оформилась в 3—2 вв. до н. э. Гл. работами В. являются «Джнянапрастхана» («Путь знанил») Катьяянипутры (3 в. до и. э.); комментарии к этой работе—«Махавибхаша» («Большой комментарий») и «Вибхаша» («Комментарий», 2 в.); «Абхидхармакоша» Васубандху (5 в.), работы философов Сангабхадры, Яшомитры и др. Учение В. имело широкое распространение в Индии почти в течение тысячелетия; осн. источники В. были переведены в Китае, в частности и в Тибете,Японии, где идеи В.существовали длит, время. Центральным в системе В. является учение о дхармах как конечных реальностях, лежащих в основе всех явлений. Дхармы—это взаимодействующие между собой вечные элементы бытия, среди к-рых имеются не только материальные, но и духовные, психич. элементы. Вайбхашики различали 75 видов дхарм, к-рые группировались ими в различные классы. В противоположность монистич. идеализму У панишад и веданты, В. считала, что подобно всем др. ВАЙШЕШИКА 221 объективным реальностям, человеч. личность не имеет в своей основе никакой духовной субстанции (А т-ман), а является комбинацией материальных и психич. дхарм. Дхармы находятся в вечном непрекращающемся процессе постоянного взаимодействия в соответствии с законом «зависимого происхождения», к-рый представляет собой видоизмененную формулировку закона кармы. Хотя сами дхармы вечны и неизменны, но образованные из них объекты преходящи и есть не что иное, как непрерывно сменяющийся поток дхарм. Человеч. личность и его духовный мир также есть непрерывный поток отд. моментов сознания, к-рым сопутствуют отд. моменты чувствования и желания. По учению В., вечный поток комбинаций дхарм находит свое успокоение в нирване, являющейся особого рода дхармой, означающей такое состояние всех элементов бытия, в к-ром завершается их волнение, угасает их активность. Достижение нирваны возможно путем подавления потока дхарм, т. е. путем подавления всех своих желаний, чувствований, к-рые как бы умирают в нирване. В теории познания В. стоят на позициях сенсуализма, подчеркивают решающую роль чувств в познании. В. представляет собой наивно-материалистич. учение со значит, элементами диалектики. Ранним буддистам, указывал Ф. Энгельс, как и древним грекам, присуще стихийно-диалектич. мышление (см. «Диалектика природы», 1955, с. 176). В ходе дальнейшего развития философии буддизма стихийно-материалистич. принципы В. были изменены школой мадхьямиков в духе объективного идеализма. Сами дхармы и весь эмпирич. мир рассматривались уже не как конечные элементы бытия, а лишь как иллюзорное проявление неподвижной, неизменной, вечной нирваны, считаемой субстратом бытия. Такая эволюция буддийской фил ос. школы была обусловлена непоследоват. и огранич. характером материализма В. Лит.: Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 523—30; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской философии, П., 1918; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; Stcherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvana, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1—2, Leningrad, 1930—32; M i s h r a M. U.. History of Indian philosophy, v. 1, [L. ], 1957; History of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a.o.], v. 1, L., 1952. H. Аникеев. Москва. ВАЙШЕШИКА (от санскр. вишеша — особенный, отличный) — одна из систем др.-инд. философии. Первым систематич. изложением философии В. является Вайшешика-сутра, к-рая приписывается Канаде. Окончат, редакция сутр относится ко времени не позднее 1 в. н. э. Второй по времени работой, представляющей собой комментарий Вайшешика-сутры, является «Падартха-дхарма-санграха» Пра-шастапады, на к-рую, в свою очередь, имеются комментарии более позднего времени — «Вьйомава-ти» Вьйомашекхары, «Ньяякандали» Шридхары, «Киранавали» Удаяны и «Лилавати» Шриватсы. Кроме комментариев Прашастапады, имеются др. работы, комментирующие сутры Канады, напр. соч. Джая-нараяны «Виврити» (17 в.). Из всех систем инд. философии В. была наиболее тесно связана с естеств.-науч. представлениями древних индийцев. Космологич. теория В. являлась дальнейшей разработкой обычного в инд. философии понимания мира, как составленного из физич. элементов — земли, воды, света, воздуха; ее атомистич. теория была дальнейшим развитием материалистич. теории о том, что все явления и предметы действительности, включая ум и сознание, являются продуктами материальных первичных атомов. Их учение об атомах основы- вается на теории бесконечно малых, развитой математикой Древней Индии. По учению В., все существующее включается в 6 категорий; субстанцию, качество, действие, общее, особенное и присущее. Комментаторы сутр добавили 7-ю категорию — отрицание, или небытие. Осн. категорией в системе В. является субстанция, к-рая выражает сущность вещи. Субстанции обладают качествами, определяющими свойства и характер вещи. Канада насчитывает 17, а Прашастапада — 24 качества субстанций. Субстанции обладают действиями. В противоположность качеству, являющемуся постоянным свойством субстанции, действие — преходящее свойство субстанции, и составляет ее динамич. характеристику. Субстанции, качества и действия существуют в зависимости друг от друга и связаны определ. отношениями, к-рые выражены такими категориями, как общее, особенное и присущее. Эти категории существуют реально и объективно. Субстанции, обладающие качествами и действиями, или движениями, составляют объективный мир. Сутры ласчитывают 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум; первые 4 из этих субстанций являются материальными атомистич. и производящими субстанциями. Сочетание атомов этих субстанций и образует физич. мир. Атом (ану — от санскр. ан — дышать, звучать, означает отдельный, особый, индивидуальный, тонкий, мельчайший) в учении В.— вечная, неизменная, протяженная, материальная частица, являющаяся пределом деления материальных тел. Атом неделим, имеет сферич. форму, не изменяется во времени, не может быть ни создан, ни разрушен. Соответственно 4 материальным субстанциям имеется 4 рода атомов, различающихся качествами. Атомы земли имеют запах, цвет, вкус, осязаемость, тяжесть; атомы воздуха— осязаемость, атомы воды — цвет, вкус, осязаемость, тяжесть, и атомы света — цвет и осязаемость. Атомы по своей природе пассивны и их движение зависит от внешнего толчка. Объяснение первонач. движения атомов у Канады носит спиритуалистич. характер. Первичное движение атомы получают от невидимой силы — адришты. Получившие движение атомы соединяются друге другом. Обязат. условием и средством соединения атомов является эфир. Первичное соединение двух атомов образует диаду, в свою очередь, диады, вступая в соединения между собой, образуют более сложное соединение — триаду, состоящую из трех диад. Чувственно воспринимаемый мир существует и взаимодействует во времени, пространстве и эфире и управляется особым всеобщим моральным законом (дхарма), управляющим порядком Вселенной и обусловливающим правильное поведение человека в жизни. Выполнение этих правил позволяет человеку добиться высокого места в жизни. Но это место непостоянно,т. к. даже мировая душа—Брахма не обладает постоянным наслаждением. Следовательно, и для человека не может быть постоянного спокойствия. Человек должен непрерывно совершенствоваться, стремясь достичь истинного знания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|