Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 18 глава




Э. Баталов. Москва.

ВАН БИ (второе имя — Фу Сы) (226—249) — кит. философ-идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы «цинтань» и создание «нового учения» («Синьсюэ»), к-рое явилось основой идеологии господств, класса феодалов. В. Б. — автор филос. трактата «Основные принципы „Книги перемен"» («Чжоу и люэ ли») и ком­ментариев к двум классич. произведениям кит. фило­софии «Лао-цзы» и «И-цзину». В «Комментариях к „Лао-цзы"» развивал даосизм в идеалистич. ас­пекте, писал, что нельзя дать позитивного опреде­ления «дао», что его можно лишь выразить понятием «небытие». Исходя из того, что покой еегь основа дви­жения, неизменность есть основа изменения, небытие есть основа бытия, он считал, что движение относи­тельно, а покой — абсолютен, что «небытие» катего­рия первичная, а «бытие» — производная. Рассма­тривая проблему единого и многого, В. Б. делал вывод, что единое или главное лежит в основе мира и управляет им во всех его многообразных проявле­ниях, причем это единое есть не что иное, как «дао», понимаемое идеалистически. В. Б. был агностиком, считал, что сущность вещей нельзя познать и выразить словами. Философия В. В., содержащая ряд натур-филос. элементов, носит объективно-идеалистич. ха­рактер.

Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чшунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957; Пет­ров А. А., Ван Би, М.—Л., 1936. Э. Баталов. Москва.

ВАНЙНИ (Vanini), Лючилио (1584—9 февр. 1619) — итал. философ-пантеист. Священник, каз­нен в Тулузе по обвинению в ереси и атеизме. На­ходился под влиянием Помпонацци, Чезальпино, Кардано и особенно Бруно. Оставил два соч. на лат. яз.: «Амфитеатр вечного провидения» («Amphy-theatrum aeternae providentiae», 1615) и «Об уди­вительных тайнах природы, царицы и богини смертных» («De admirandis naturae reginae, dcaeque mortalium arcanis», 1616). Первое, якобы направ­ленное против древних атеистов, фактически изла­гало их взгляды. Во втором В. более открыто фор­мулировал свои воззрения, близкие материалистич. содержанию учения Дж. Бруно. Бог, по В., как бес­конечное бытие сливается с природой и действует в ней как божеств, сила. Мир в целом един и вечен, но ничто в нем не продолжается бесконечно, т. к. все преходяще. В. отрицал бессмертие души, боже­ственность Иисуса, творение мира из ничего. Чуде­сам он давал рационалистич. истолкование. Пси-хич. жизнь человека В. ставил в зависимость от кли­мата, питания, наследственности и влияния звезд, а человеч. добродетели и пороки — от различия те­лесных качеств. По В., учение о высшем божеств, существе служит средством удержания простого наро­да в страхе и рабстве.

Соч.: Oeuvres philosopbiques, trad, par M. X. Rousselot, P., 1842; Le opere, v. 1—2, trad, di G. Porzio, Lecce, 1912; Le opere, v. 1—2, Roma 1933—34.

Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 [см. Указа­тель имен]; Д Ь1 н н и к М. А., Ванини и падуанский арк-стотелизм в сб.: Доклады и выступления представителей со-


226 ВАН ФУ—ВАН ЧУН


ветской философской науки на XII Международном фило­
софском конгрессе, М., 1958; Рутенбург В. И., Великий
итальянский атеист Ванини, М., 1959; Euhrman W. D.,
Leben urid Schicksale, Charakter und Meinungen des Lucilio
Vanini, Lpz., 1800; Vai'sse E., L. Vanini,... [s. ].,s. a.];
T о u 1 a n J., Etude sur L. Vanini, Stras., 1869; Cattaneo
G., Idee di Vanini sull'origine ed evoluzione degli organismi,
«Riv. filos. scient.», 1885, v. 4; L e n о i r E., An seuil du grand
siecle, P., 1939 В. Соколов. Москва.

BAH ФУ (2 в. н. э.) — кит. философ-материалист 2-й пол. 2 в.; последователь Сюнь-цзы, Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения, что развитие всех вещей происходит в результате движения материи, В. Ф. считал, что «дао» как естеств. путь вещей неот­делимо от материальной субстанции «ни». По В. Ф., законы природы порождаются действием «ци», а не являются проявлением духа. В нек-рых вопросах В. Ф. стоял на дуалистич. позициях. Так, напр., утверж­дая необходимость сознат. деятельности людей, он признавал также небесную волю, судьбу. В области гносеологии В. Ф. стоял на материалистич. позициях, связывая познание с практикой и признавая практич. дела критерием ценности знания.

Продолжая и развивая учение Ван Чуна, В. Ф. от критики религ. идей переходил к критике законов морали, выступая против привилегий феодалов. За свои воззрения В. Ф. подвергался преследованиям феод, властителей, к-рые называли его «еретиком».

Лит.: История философии, М., 1957, т. 1, с. 178; X о у
В а й л у [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских
идеологий), т. 2, Пекин, 1957. Э. Баталов. Москва.

ВАН ФУ-ЧЖЙ (ученое прозвание — Ван Ч у-а и ь-ш а н ь) (1619—92) — китайский философ-мате­риалист. Наряду с Хуан Цаун-си и Гу Ян-у является крупнейшим ученым эпохи конца правления дина­стии Мин и начала династии Цин. Принимал активное участие в вооруж. борьбе против маньчжурских за­воевателей.

Труды В. Ф.-ч. многочисленны. 2-е издание его работ, вышедшее в 1930 (первое—ксилографическое— в 1842), включает ок. 70 соч., проникнутых духом про­теста против системы феод, эксплуатации, засилья крупных землевладельцев («Сао шоу вэнь» — «Вопро­сы, при которых почесываю затылок»; «Ду Тун-цзянь лунь» — «Рассуждения за чтением Тун-цзян», гл. 2). В. Ф.-ч. признавал материальность мира, утверждая, что материя (ци) есть единств, его субстанция, осно­ва закона (ли) (<<Ду Сы-шу дацюань пю»— «Заметки, сделанные при чтении Сы-шу», гл. 10). Существуют только конкретные вещи (ци); закон (дао) есть лишь принцип предметов, вне предметов нет принци­пов («Чжоу-И вай чжуань»— «И-цзин с дополнитель­ными комментариями», гл. 5). С этих позиций В. Ф.-ч. критиковал точку зрения объективного идеализма Чэн И и Чжу Си, утверждавших примат принципа над материей. В «Комментариях к „Наставлениям для начинающих" Чжан Цзая» («Чжан-цзы Чжэн-мэн чжу», гл. 1, разд. «Тэйхэпянь») В. Ф.-ч. доказы­вал положение о вечности материи, не соглашаясь с идеалистич. учением буддизма о призрачности мира. Вещи, по В. Ф.-ч., не возникают и не уничтожа­ются, а лишь «уходят и приходят», «сгибаются и вы­прямляются», «собираются и рассеиваются», «темнеют и светлеют».

Рассматривая вопрос об отношении между субъек­том (нэп) и объектом познания (со), В. Ф.-ч. под­вергал критике буддийскую философию, к-рая иллю­зию принимает за действительность, субъект отожде­ствляет с объектом. Согласно В. Ф.-ч., объект позна­ния рождает субъект, а последний непременно пола­гается на свой объект («Сущность Шу-цзина» —«Шан-шу инь и», гл. 5). Различаются два рода познания: «ушами и глазами» (чувств, познание) и «мыслью души» (рацион, познание); «мысль души» нельзя отор­вать от чувств, познания («Сущность Шу-цзина», гл. 6).


Материализм В. Ф.-ч. связан с идеей изменения и развития. Критикуя метафизич. идею «самоуспоко­ения» неоконфуцианцев, В. Ф.-ч. утверждал, что мир существует лишь в движении, к-рое абсолютно, покой же относителен. Он признавал прогрессивное развитие природы и общества («Думы и вопросы»— «Сы вэнь лу», раздел «Вай нянь»).

На основе критики идеалистич. учений о природе человека В. Ф.-ч. создал «теорию ежедневного нового рождения человеч. природы». Человеч. природа не является раз навсегда данной, а каждый день рож­дается заново («И-цзин с дополнительными коммента­риями», гл. 5). В понятие человеч. природы В. Ф.-ч. включал «естественный закон» («принцип, данный от природы») и «человеческие чувства» («человеческие вожделения»), выступая против выдвинутой неокон­фуцианцами идеи «умерщвления человеческих чувств» («Заметки, сделанные при чтении Сы-шу», гл. 8). Природа с ее законами уже содержится в человеке с его чувствами, и поэтому, когда люди требуют улуч­шения жизни, это желание соответствует естеств. закону. С этих позиций В. Ф.-ч. выступил с требова­нием равномерного распределения добра и зла в об­ществе. Эти взгляды имели большое прогрессивное значение в условиях Китая 17 в.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 183; Хоу В а й - л у, Чжунго цзаоци димен сысян ши (История ран­него просветительства в Китае), Пекин, 1956.

Жэнъ Цаи-юй, Тан И-цзе. Китай.

ВАН ЧУН (27 —104) — кит. философ-материалист и атеист. Автор ряда филос. трактатов, из к-рых сохранилась лишь книга «Критические рассуждения» («Лунь хэн»). Материалистич. учение Б.Ч. сложилось и развивалось в тесной связи с достижениями науки, гл. обр. астрономии и медицины. Все сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции — «первич­ного эфира» («юань ци»), а различия между всеми ве­щами происходят от различий в степени его сгущения. Из этого «первичного эфира» состоит и человек. «Эфир порождает человека подобно тому, как вода, замерзая, застывает в лед; когда лед тает, то он становится во­дой, когда человек умирает, то он снова обращается в эфир» («Лунь хэн», раздел «Сы вэй пянь»). Душа построена из особого вещества — «тонкого эфира» («цзин ци»), к-рый неотделим от тела человека. «Душа зиждется на крови и дыхании, а кровь и дыхание в свою очередь зависят от тела» (там же, раздел «Лунь сы пянь»).Так же, как не существует огня, к-рый горел бы сам по себе, отдельно от веществ, так нет и такого эфира, к-рый без тела.и отдельно от него, сам по себе, выполнял бы функции сознания. В. Ч. отстаивал материалистич. теорию познания, полагая, что ощу­щения есть единств, источник познания (там же, раз­дел «Ши чжи пянь»), выступал против рассуждений о «врожденных знаниях мудрых людей». Однако считал, что ощущения не дают полного знания, ука­зывал на необходимость опираться на мышление в целях более глубокого проникновения в сущность вещей. Критерием истинности того или иного сужде­ния или учения В. Ч. считал его соответствие фактам. В. Ч. вел борьбу против теологии, развивал положения древних даосистов о том, что путь («дао») неба не име­ет цели и характеризуется спонтанностью, доказывая естественное, стихийное порождение всего сущего не­бом и землей (там же, раздел «И сюй пянь»). Он от­вергал существование небесного владыки, отрицал вмешательство «неба» в земные дела, разоблачал вздорность веры в существование духов (там же, раз­дел «Лунь сы пянь»). В социально-этич. вопросах В. Ч. придерживался, однако, фатализма. Опро­вергая теорию воздаяний бога и духов наградой за добро и карой за зло, В. Ч. вместе с тем полагал, что положение богатых и бедных, знатных и худород­ных в конечном счете зависит от того, что в момент


BAH ЯН-МИН-ВАРЛААМИТЫ 227


зачатия каждый получил неодинаковой густоты эфир.
Фатализм характеризует также и историч. взгляды
В. Ч., согласно к-рым все социальные потрясения выз­
ваны якобы неотвратимыми стихийными бедствиями.
Лит.: Петров А. А., Ван Чун — древнекитайский
материалист и просветитель, М., 1954; Александров
Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток,
М., 1959; Хоу В а й - л у [и др.], Чжунго сысян тунши
(История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 248—312;
F u n g Y u-1 а п, A history of Chinese philosophy, v. 1, Prince­
ton, 1953, p. 150—67. Жэнь Цви-юй, Чжу Бо-кунъ. Китай.
ВАН ЯН-МИН (В а н Ш о у-ж э н ь) (1472 — 1528) —
кит. философ, субъективный идеалист. Считая
сознание сущностью Вселенной, В. Я.-м. говорил,
что вне сознания не существует ни неба, ни зем­
ли, ни всего сущего: «Хотя закон вещей (ли)
рассеян повсюду и присутствует во всех делах, од­
нако в действительности он пребывает только в со­
знании человека» («Да Гу Дун-цяо шу» — «Ответное
письмо к Гу Дун-цяо»). Согласно В. Я.-м., познание
является лишь достижением «интуитивного знания»,
перенесением его на все познаваемые явления и вещи.
Но поскольку В. Я.-м. под знанием понимает знапие
морали, постольку проблема познания превращается
у него в проблему проверки сознания посредством
норм феод, морали. С этих позиций он утверждал,
что людям присуще общее для всех «интуитивное зна­
ние», вечная и неизменная человеч. природа, поэтому
люди, принадлежащие к разным классам, имеют оди­
наковые критерии добра и зла. Для того чтобы об­
наружить это общее для всех «интуитивное знание»,
необходимо отказаться от всех личных желаний.
В. Я.-м. был выдвинут тезис о «единстве знания
и действия», требующий практич. осуществления
«интуитивных» моральных принципов феодализма. У
самого В. Я.-м. это «единство» выразилось в том, что
его филос взгляды послужили теоретич. обоснова­
нием личного участия в подавлении крест, восста­
ний и защите феод, строя.

Соч.; Ван Вэнь-чэн гун цюань шу, Поли. собр. соч. Вана, князя Просвещенного и Совершенного, т. 83 — 84, Шанхай, [б. г.].

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 182.

Ши Цзюнь, Супь Чан-цзян. Китай.

ВАРВАРСТВО (от греч. papfiapoj — чужеземец) — в периодизации первобытной истории, введенной Л. Мор­ганом, второй период, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. В. началось с изо­бретения гончарного произ-ва и закончилось изобре­тением письменности. В своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф. Энгельс использовал и развил схему Моргана. По Энгельсу, В. является периодом начала ското­водства и земледелия. На низшей ступени В. родо­вой строй достиг своего расцвета. Высшая ступень— разложение родового строя и становление классо­вого общества.

В переносном смысле «В.»—порождение совр. импе­риализма: разбойничьи войны, расизм, геноцид, поход против культуры, т. е. «цивилизованное В.».

ВАРЁЛА (Varela), Xoce Педро (1845—79) — уруг­вайский философ-материалист. В осн. работах — «Воспитание народа» («La Educacion del pueblo», 1874) и «О школьном законодательстве» («De la legislacion escolar», 1876) — В. показывал, что сохранение и гос­подство метафизики и эклектизма в системе препода­вания объясняется тем, что они служат идеологич. опорой диктаторской власти. Критикуя эклектизм и спиритуализм за оторванность от жизни, В. требовал, чтобы преподавание философии опиралось на дости­жения науки. В.— сторонник естеств.-науч. материа­лизма, в своих работах опирался на Дарвина и Гек-келя и, в известной мере, на Спенсера, особенно в социологии.

Лит.: Ardao Arturo, Espiritnalismo у positivismo en el Uruguay, Mexico, 1950; Zum Felde A., Proeeso


intelectual del Uruguay у critica de su literatura, Monte­video, [1941].

ВАРЁЛА-И-МОРАЛЕС (Varela у Morales), Феликс (1787—25 февр. 1853) — кубинский философ, педагог и обществ, деятель. Получил духовное образование и звание д-ра теологии. В 1811 занял кафедру фи­лософии в семинарии св. Карла (Гавана). Выступал за независимость Кубы от Испании, избежал смертной казни, эмигрировав в США. В.-и-М. боролся за ре­форму системы преподавания философии в стране. Стремился устранить схоластич. метод и авторитет римских пап и святых в вопросах философии; вводил исп. язык вместо латыни. В.-и-М. провозглашал опыт и разум единств, источниками знаний; ввел изучение новой, гл. обр. декартовской, философии, физики и химии. В филос. взглядах В.-и-М. на­ряду с материалистич. и сенсуалистич. положения­ми (отрицание врожд. идей, критика локковской рефлексии и кантовского априоризма, к-рому В.-и-М. посвятил спец. статью, 1844), являющимися глав­ными в его учении, содержатся и идеалистич. мо­менты. В.-и-М. защищал теорию естественного права, к-рую пытался увязать с религ. идеями.

Соч.; Institutiones philosophiae ecclecticae ad usum stu-diosae juventutis editae, t. 1—4, Habana, 1812—14; Lecciones de filosofia, t. 1 — 4, Habana, 1818 — 20; тоже, t. 1 — 3 5 ed., N,—Y., 1841; Miscelanea filostffica, Habana, 1819.

Лит.: Vida у Pensamiento de Felix Varela, [v.] 1, La Haba­na, 1944 (Cuadernos de historia Habanera); Medardo V i-t i e r, La filosofia en Cuba, Mexico—Buenos Aires, [1948].

P. Буреете. Москва.

ВАРЛААМ (Baptaiu) Калабрийский (1290— 1348) — византийский философ, ученый, гуманист; глава прогрессивной группировки варлаамитое. В 1341 В. был осужден на церковном соборе в Визан­тии, предан анафеме и включен в синодик — пере­чень еретиков, проклинаемых ежегодно в т. н. неделю православия. В. принадлежат произведения по истории философии, втом числе первый трактат об учении сто­иков «Этика стоиков» («Ethica secundum stoicos») и соч. по логике «Логика» («Logistices»). В. был пред­ставителем нарождавшегося течения рационализма, боролся против засилия религии, церк. догматизма и реакц. схоластики в обществ, и науч. мысли. Он был видным математиком, впервые в Византии применив­шим в алгебре замену цифр буквенными обозначения­ми. Учитель Петрарки и Боккаччо, В. являлся иници­атором распространения в Италии преподавания греч. языка и греч. лит-ры.

С оч.: в кн.: Patrolosriae cursus compl. ser. graeca... accur. J.-P. Migne, t. 151, P., 1857—66; Epistole greche,Palermo, 1954.

Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории визан­тийской образованности, СПБ, 1891; его же, Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; N о 1 h а с P., De Petrar-que et Barlaam, «Rev. etudes grecques», 1892, t. 5, № 17.

Б. Горяпов. Москва.

ВАРЛААМИТЫ —обществ.-политич. и богословско-филос. группировка в Византии 14 в., отражавшая идеологию прогрессивных элементов гор. населения и названная по имени возглавлявшего ее Варлаама Калабрийского. Черты рационализма у В. выража­лись в стремлении освободить обществ, мысль or влияния канонизированной церковью аристотелев­ской философии, от церк. схоластики, в борьбе за право разума на критику положений веры. В. учили,, что человеч. разуму свойственно постигать истинную, природу вещей; они высоко расценивали значение нау­ки, особенно философии, следуя Варлааму, к-рый ука­зывал, что, только изучив труды Пифагора, Платона,, Аристотеля, можно придти к познанию истины. В. счго-тали мистицизм помехой в познании истины. Влияние' В. способствовало успехам науки в Византии 14 в. Видными представителями В. были Акиндии, Иоанн Кипариссиот, Димитрий и Прохор Кидонисы и др.

Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византий­ской образованности, СПБ, 1891; Лазарев В. Н., Ви­зантийская культура XIV века и проблема Ренессанса,.в кн.: Пригласительный билет и тезисы докладов сессии Отделения


228 ВАРОНА-ВАССИАН КОСОЙ


истории и философии АН СССР 27—28 ноября 1947 года, посвященной вопросам византиноведения, [М., 1947].

Б. Горяное. Москва.

ВАР ОНА, Барона-и-Пера (Verona у Рега), Энрике Хосе (13 апр. 1849—19 нояб. 1933),— кубин­ский философ. С 1880 преподавал в Гаванском ун-те. В. выступал против исп. колониального господства, за независимость Кубы. В. известен как философ-по­зитивист, однако в освещении многих проблем он выходил за рамки позитивизма и давал материали-стич., хотя и не всегда последовательное, решение филос. вопросов. Материализм В. носил механистич. характер. Он критиковал классификацию наук Кон-та, выступал против кантовской и неокантианской логики, отрывающей формы мышления от его реаль­ного содержания. В психологии В. придерживался эволюц. теории, выводя психологич. законы из более общих законов жизненности организма. Этич. кате­гории, согласно В., обусловливаются определенным социальным порядком. Автор ряда статей по вопросам иск-ва и лит-ры.

Соч.: Conferencias filosdficas, ser. 1—3, Habana, 1888; Estudios literarios у filosoficos, Habana, 1883; Seis conferencias, Barcelona, [s. a.]; Los grandes hombres, в кн.: V i t i e r M., Enrique Jose Varona: su pensamiento representative, 2 ed., Habana, 1949; Tolstoi, там же; Sobre la importancia social del arte, в его кн.: Discursos..., Habana, 1883.

P. Бургете. Москва.

ВАРРОН, точнее МаркТеренций Варрон Реа-тинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116— 27 дон. э.), — римский поэт, энциклопедист, написав­ший несколько сотен книг; е философии — непоследо­вательный стоик,ученик А нтиоха из Аскалона.В своих «Древностях...» («Antiquitates...», 41 кн.) следовал обычному у стоиков разделению теологии на мифиче­скую, физическую и государственную. Критически от­носясь к мифологии, он признавал за физич. теоло­гией известное значение, поскольку она в аллегорич. форме давала толкование разных явлений природы; го­сударственная же теология необходима для идейного обоснования обрядовой религии, являющейся мораль­ной опорой для народа. В этике (отрывки из соч. В. по этому поводу сохранены Августином в «De civitale Dei») В. являлся, с одной стороны, последо­вателем Антиоха (напр., в учении о разных степенях блаженства), а с другой стороны, подобно киникам, призывал к простоте древних добродетелей. В. учил о душе как о пневме и в духе древнего пифагорейства увлекался мистикой чисел.

Лит.: Помяловский И. В., Марк Теренций Вар­
рон..., СПБ, 1869; Нагуевский Д., История римской
литературы, т. 1, Казань, 1911, с. 185—202; Покров­
ский М. М., История римской литературы, М.—Л., 1942,
с. 99—100; Тройский И. М., История античной лите­
ратуры, 3 изд., Л., 1957. А. Лосев. Москва.

ВАРЬЯШ, Александр Игнатьевич (1885—осень 1939)—сов.философ, доктор и проф.философии (с 1918). Род. в Венгрии в семье мелкого ремесленника. С 1905— член с.-д. партии Венгрии, с 1919 — член Коммунистич. партии Венгрии. В. переводил труды В. И. Ленина на венг. язык, написал ряд со­чинений по истории революц. и рабочего движения. С 1922 жил в СССР, занимался науч. и педагогич. деятельностью. Разрабатывал вопросы формальной логики (в частности проблему ее соотношения с ди­алектикой) и истории философии 17 —18 вв. В филос. дискуссии сер. 20-х гг. В. отстаивал ошибочные взгля­ды механистов. Нек-рые вопросы психической дея­тельности человека В. истолковывал в духе теорий Фрейда.

С о ч.: Логика и диалектика, М.—Л., 1928; История новой философии, т. 1, ч. 1—2, М.—Л.. 1926; Диалектика у Ленина. Популярное изложение философии диалектического материа­лизма на основании сочинений Ленина, М.—Л., 1928.

Л. Серебряков. Москва.

ВАСЕЦКИЙ, Григорий Степанович [р. 10 (23) яив. 1904 ] — сов. философ, профессор (с 1939). Член КПСС с 1929. В 1927 окончил Херсонский пед. ин-т


им. Н. К. Крупской. С 1927 ведет преподаватель­скую работу по философии. Был директором (1946— 1947) Ин-та философии АН СССР. С 1949 — проф. МГУ; с 1946 — проф. Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Занимается гл. обр. вопросами истории рус. и марксистско-ленинской философии.

Соч.: М. В. Ломоносов. Его философские и социально-политические взгляды, М., 1940; Белинский — великий мыс­литель и революционный демократ, М., 1948; Классическая русская материалистическая философия XIX в. и ее истори­ческое значение, Киев, 1952; О книге В. И. Ленина «Материа­лизм и эмпириокритицизм», М., 1953; Ленинская критика ревизионизма и ее значение для современности, М., 1958; Вступительная статья к сб.: Против современного ревизио­низма. Сб. переводов, М., 1958; Борьба В. И. Ленина с реви­зионистами конца XIX и начала XX вв.за марксистский прин­цип партийности философии, в сб.: Из истории философии, вып. 2, М., 1958 (Уч. зап. АОН); один из авторов книг: Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX вв., М., 1942; Из истории русской философии, Сб. ст., М, 1951; Из истории русской материалистической философии, вып. 5, М., 1949 (Уч. зап. АОН) (совм. с М. Т. Иовчуком); Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955 -66; Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России, М., 1957.

ВАСИЛЙД (Baailic-rjc) (2 в. н. э.) — философ-гностик, родом из Сирии, жил в Антиохии, Алексан­дрии, Персии. Вместе с др. представителями гности­цизма учил об абс. «полноте» бытия, недоступной никакому знанию и стоящей выше всякого бытия. Путем излияния из этой «полноты» образуется множество разного рода мифологич. существ, воз­никают небо и все персонажи христ. вероучения. Т. о., языч. пантеизм отождествляется здесь с хри­стианством. Путем целого ряда космич. переворо­тов преодолевается зло, возникшее в результате от­даления от «полноты», и торжествует вечная истина «полноты». Соч. В. до нас не дошли. Источниками являются Ириней Лионский («Сочинения...», СПБ. 2 изд., 1900) и Ипполит («Philosophumena», в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... acur. J. P. Migne, t. 16, v. 3, col. 3293—321).

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней
церкви, [т. 2], СПБ, 1910, с. 197—209; U h 1 1> о г n G., Das
Basilidianische System, Gottingen. 1855; Foerster W.,
Von Valentin zu Hera.kleon, Giessen, 1928; The Jung Codex.
A newly recovered gnostic papyrus, three studies by H. C. Pueoh,
G. Qdispel, W. C. Unnik, L., 1955. А. Лосев. Москва.

ВАСИЛЬЕВ, Николай Александрович (1880—1940)— рус. логик. Проф. Казанского ун-та (с 1918). Разви­вал, начиная с 1910, независимо от голл. математи­ка Брауэра, идею о неуниверсальном характере ло-гич. закона исключенного третьего (см. Исключенного третьего закон), в связи с чем высказал ряд сообра­жений, предвосхищающих нек-рые положения кон­структивной логики. Филос. взгляды В. не всегда выдержаны в духе материализма; он испытал влия­ние кантианства.

Соч.: О частных суждениях, о треугольнике противопо­ложностей, о законе исключенного четвертого, Казань, 1910; Воображаемая (неаристотелева) логика, «Ж. М-ва на­родного просвещения», 1912, ч. 40, авг.; Логика и метало-гика, «Логос», 1912—13, кн. 1—2; [Рецензия на кн.] F г. Р а и 1 h a n, La logique de la contradiction. P., 1911, там же, 1913, кн. 3—4; Логический и исторический методы в этике (Об этических системах Л. Н. Толстого и В. С. Соловьева), Казань, [б. г.]; Лекции по психологии, 2 изд., Казань, 1914.

Лит.: Смирнов К. А., Н. А. Васильев и его закон исключенного четвертого, СПБ, 1911.

В. Смирнов, Н. Стяжкин. Москва.

ВАССИАН КОСОЙ (в миру — князь Василий Ива­нович Патрикеев) (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. религ. мыслитель, публицист нач. 16 в. До сво­его пострижения был близок ко двору Ивана III и выполнял ответств. военные и дипломатич. поручения. В 1499 попал в опалу, был сослан в Кирилло-Бело-зерский монастырь, где сблизился с Нилом Сорским. После возвращения из ссылки (ок. 1509) принимал активное участие в церковно-политич. борьбе в ка­честве главы нестяжателей. Написал ряд полемич. произведений, направленных против иосифлян,


ВАС ФЕРРЕЙРА-«ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857-1858 ГОДОВ) 229


в которых осуждал церковь за накопление богатств, владение селами и эксплуатацию крестьян; выступал против казней еретиков — жидовству тощих. В 1517 составил новую Кормчую книгу (свод церк. законов), включив в нее статьи, направленные против монастырских имуществ. В. К. выражал интересы боярства, стремившегося добиться секуляризации церк. земель, чтобы таким образом отвести от своих вотчин угрозу конфискации. Учению В. К. были свойственны элементы критицизма и рационализма. Отрицание В. К. тленности плоти Христа означало по существу отрицание его человеч. природы (вопреки учению о двух природах Христа — божественной и че­ловеческой) и вело к идеалистич. монизму. В 1531 на церк. соборе иосифлянское руководство рус. цер­ковью добилось осуждения В. К. На суде он был обвинен также и в признании «сллинских мудрецов» — Платона и Аристотеля. Умер в заточении.

Лит.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, «Православный собеседник», Казань, 1863, ч. 3, 9—10, с. 93—112, 180—210; Казакова Н. А., Неиз­данное произведение Вассиана Патрикеева, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР, [т.] 12, М.— Л., 1956, с. 387—426; Етгдовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.—Л., 1947, с. 79—81, 110—20.

Н. Казакова. Ленинград.

ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira), Карлос (р. 1873) — уругвайский философ-идеалист. Глава гуманитарного ф-та (с 1945) ун-та г. Монтевидео. Вначале испытал влияние позитивистских идей Дж. С. Милля и отча­сти Спенсера, впоследствии отошел от позитивизма. Философия, согласно В. Ф., не наука, а результат субъективного углубления разума в неопределенную сущность явлений. Центр, место в учении В. Ф. занимает т. н. «живая логика» («Logica viva», 1910), осн. проблемами к-рой являются взаимоотношения логики и психологии, языка и мышления, а также ана­лиз логич. ошибок. Считая, что язык беднее мысли, а мысль беднее ощущения, В. Ф. скептически отно­сится к познавательным способностям разума. Субъек­тивизм п скептицизм — характерные черты филосо­фии В. Ф.

Соч.: Curso expositivo de psicologia elemental, [s. 1., 1897]; El pragmatismo, [s. 1., 1900]; Estudios pedagdgicos, [s. 1., 1923]; Sobre los problemas sociales, Buenos Aires, [1939].

Лит.: Arias A. C, Vaz Ferreira, Mexico, [1948]. p
231—33. P. Бургете. Москва.

ВАХДАТИ-ВУДЖУД (араб. — единство бытия) — ср.-век. мистич. учение, распространенное среди му­сульман в странах Востока. Согласно этому уче­нию, единственной реальностью является бог, а все остальное рассматривается как его отблеск. Отсю­да — презрение к материальному миру. Представи­телями 6.-в. являлись Ибн алъ-Араби, Газали и др., использовавшие В.-в. для философского обо­снования ислама.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...