БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 18 глава
Э. Баталов. Москва. ВАН БИ (второе имя — Фу Сы) (226—249) — кит. философ-идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы «цинтань» и создание «нового учения» («Синьсюэ»), к-рое явилось основой идеологии господств, класса феодалов. В. Б. — автор филос. трактата «Основные принципы „Книги перемен"» («Чжоу и люэ ли») и комментариев к двум классич. произведениям кит. философии «Лао-цзы» и «И-цзину». В «Комментариях к „Лао-цзы"» развивал даосизм в идеалистич. аспекте, писал, что нельзя дать позитивного определения «дао», что его можно лишь выразить понятием «небытие». Исходя из того, что покой еегь основа движения, неизменность есть основа изменения, небытие есть основа бытия, он считал, что движение относительно, а покой — абсолютен, что «небытие» категория первичная, а «бытие» — производная. Рассматривая проблему единого и многого, В. Б. делал вывод, что единое или главное лежит в основе мира и управляет им во всех его многообразных проявлениях, причем это единое есть не что иное, как «дао», понимаемое идеалистически. В. Б. был агностиком, считал, что сущность вещей нельзя познать и выразить словами. Философия В. В., содержащая ряд натур-филос. элементов, носит объективно-идеалистич. характер. Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чшунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957; Петров А. А., Ван Би, М.—Л., 1936. Э. Баталов. Москва. ВАНЙНИ (Vanini), Лючилио (1584—9 февр. 1619) — итал. философ-пантеист. Священник, казнен в Тулузе по обвинению в ереси и атеизме. Находился под влиянием Помпонацци, Чезальпино, Кардано и особенно Бруно. Оставил два соч. на лат. яз.: «Амфитеатр вечного провидения» («Amphy-theatrum aeternae providentiae», 1615) и «Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных» («De admirandis naturae reginae, dcaeque mortalium arcanis», 1616). Первое, якобы направленное против древних атеистов, фактически излагало их взгляды. Во втором В. более открыто формулировал свои воззрения, близкие материалистич. содержанию учения Дж. Бруно. Бог, по В., как бесконечное бытие сливается с природой и действует в ней как божеств, сила. Мир в целом един и вечен, но ничто в нем не продолжается бесконечно, т. к. все преходяще. В. отрицал бессмертие души, божественность Иисуса, творение мира из ничего. Чудесам он давал рационалистич. истолкование. Пси-хич. жизнь человека В. ставил в зависимость от климата, питания, наследственности и влияния звезд, а человеч. добродетели и пороки — от различия телесных качеств. По В., учение о высшем божеств, существе служит средством удержания простого народа в страхе и рабстве.
Соч.: Oeuvres philosopbiques, trad, par M. X. Rousselot, P., 1842; Le opere, v. 1—2, trad, di G. Porzio, Lecce, 1912; Le opere, v. 1—2, Roma 1933—34. Лит.: История философии, т. 1, [М.], 1940 [см. Указатель имен]; Д Ь1 н н и к М. А., Ванини и падуанский арк-стотелизм в сб.: Доклады и выступления представителей со- 226 ВАН ФУ—ВАН ЧУН ветской философской науки на XII Международном фило BAH ФУ (2 в. н. э.) — кит. философ-материалист 2-й пол. 2 в.; последователь Сюнь-цзы, Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения, что развитие всех вещей происходит в результате движения материи, В. Ф. считал, что «дао» как естеств. путь вещей неотделимо от материальной субстанции «ни». По В. Ф., законы природы порождаются действием «ци», а не являются проявлением духа. В нек-рых вопросах В. Ф. стоял на дуалистич. позициях. Так, напр., утверждая необходимость сознат. деятельности людей, он признавал также небесную волю, судьбу. В области гносеологии В. Ф. стоял на материалистич. позициях, связывая познание с практикой и признавая практич. дела критерием ценности знания.
Продолжая и развивая учение Ван Чуна, В. Ф. от критики религ. идей переходил к критике законов морали, выступая против привилегий феодалов. За свои воззрения В. Ф. подвергался преследованиям феод, властителей, к-рые называли его «еретиком». Лит.: История философии, М., 1957, т. 1, с. 178; X о у ВАН ФУ-ЧЖЙ (ученое прозвание — Ван Ч у-а и ь-ш а н ь) (1619—92) — китайский философ-материалист. Наряду с Хуан Цаун-си и Гу Ян-у является крупнейшим ученым эпохи конца правления династии Мин и начала династии Цин. Принимал активное участие в вооруж. борьбе против маньчжурских завоевателей. Труды В. Ф.-ч. многочисленны. 2-е издание его работ, вышедшее в 1930 (первое—ксилографическое— в 1842), включает ок. 70 соч., проникнутых духом протеста против системы феод, эксплуатации, засилья крупных землевладельцев («Сао шоу вэнь» — «Вопросы, при которых почесываю затылок»; «Ду Тун-цзянь лунь» — «Рассуждения за чтением Тун-цзян», гл. 2). В. Ф.-ч. признавал материальность мира, утверждая, что материя (ци) есть единств, его субстанция, основа закона (ли) (<<Ду Сы-шу дацюань пю»— «Заметки, сделанные при чтении Сы-шу», гл. 10). Существуют только конкретные вещи (ци); закон (дао) есть лишь принцип предметов, вне предметов нет принципов («Чжоу-И вай чжуань»— «И-цзин с дополнительными комментариями», гл. 5). С этих позиций В. Ф.-ч. критиковал точку зрения объективного идеализма Чэн И и Чжу Си, утверждавших примат принципа над материей. В «Комментариях к „Наставлениям для начинающих" Чжан Цзая» («Чжан-цзы Чжэн-мэн чжу», гл. 1, разд. «Тэйхэпянь») В. Ф.-ч. доказывал положение о вечности материи, не соглашаясь с идеалистич. учением буддизма о призрачности мира. Вещи, по В. Ф.-ч., не возникают и не уничтожаются, а лишь «уходят и приходят», «сгибаются и выпрямляются», «собираются и рассеиваются», «темнеют и светлеют».
Рассматривая вопрос об отношении между субъектом (нэп) и объектом познания (со), В. Ф.-ч. подвергал критике буддийскую философию, к-рая иллюзию принимает за действительность, субъект отождествляет с объектом. Согласно В. Ф.-ч., объект познания рождает субъект, а последний непременно полагается на свой объект («Сущность Шу-цзина» —«Шан-шу инь и», гл. 5). Различаются два рода познания: «ушами и глазами» (чувств, познание) и «мыслью души» (рацион, познание); «мысль души» нельзя оторвать от чувств, познания («Сущность Шу-цзина», гл. 6). Материализм В. Ф.-ч. связан с идеей изменения и развития. Критикуя метафизич. идею «самоуспокоения» неоконфуцианцев, В. Ф.-ч. утверждал, что мир существует лишь в движении, к-рое абсолютно, покой же относителен. Он признавал прогрессивное развитие природы и общества («Думы и вопросы»— «Сы вэнь лу», раздел «Вай нянь»). На основе критики идеалистич. учений о природе человека В. Ф.-ч. создал «теорию ежедневного нового рождения человеч. природы». Человеч. природа не является раз навсегда данной, а каждый день рождается заново («И-цзин с дополнительными комментариями», гл. 5). В понятие человеч. природы В. Ф.-ч. включал «естественный закон» («принцип, данный от природы») и «человеческие чувства» («человеческие вожделения»), выступая против выдвинутой неоконфуцианцами идеи «умерщвления человеческих чувств» («Заметки, сделанные при чтении Сы-шу», гл. 8). Природа с ее законами уже содержится в человеке с его чувствами, и поэтому, когда люди требуют улучшения жизни, это желание соответствует естеств. закону. С этих позиций В. Ф.-ч. выступил с требованием равномерного распределения добра и зла в обществе. Эти взгляды имели большое прогрессивное значение в условиях Китая 17 в. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 183; Хоу В а й - л у, Чжунго цзаоци димен сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956. Жэнъ Цаи-юй, Тан И-цзе. Китай. ВАН ЧУН (27 —104) — кит. философ-материалист и атеист. Автор ряда филос. трактатов, из к-рых сохранилась лишь книга «Критические рассуждения» («Лунь хэн»). Материалистич. учение Б.Ч. сложилось и развивалось в тесной связи с достижениями науки, гл. обр. астрономии и медицины. Все сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции — «первичного эфира» («юань ци»), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. Из этого «первичного эфира» состоит и человек. «Эфир порождает человека подобно тому, как вода, замерзая, застывает в лед; когда лед тает, то он становится водой, когда человек умирает, то он снова обращается в эфир» («Лунь хэн», раздел «Сы вэй пянь»). Душа построена из особого вещества — «тонкого эфира» («цзин ци»), к-рый неотделим от тела человека. «Душа зиждется на крови и дыхании, а кровь и дыхание в свою очередь зависят от тела» (там же, раздел «Лунь сы пянь»).Так же, как не существует огня, к-рый горел бы сам по себе, отдельно от веществ, так нет и такого эфира, к-рый без тела.и отдельно от него, сам по себе, выполнял бы функции сознания. В. Ч. отстаивал материалистич. теорию познания, полагая, что ощущения есть единств, источник познания (там же, раздел «Ши чжи пянь»), выступал против рассуждений о «врожденных знаниях мудрых людей». Однако считал, что ощущения не дают полного знания, указывал на необходимость опираться на мышление в целях более глубокого проникновения в сущность вещей. Критерием истинности того или иного суждения или учения В. Ч. считал его соответствие фактам. В. Ч. вел борьбу против теологии, развивал положения древних даосистов о том, что путь («дао») неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью, доказывая естественное, стихийное порождение всего сущего небом и землей (там же, раздел «И сюй пянь»). Он отвергал существование небесного владыки, отрицал вмешательство «неба» в земные дела, разоблачал вздорность веры в существование духов (там же, раздел «Лунь сы пянь»). В социально-этич. вопросах В. Ч. придерживался, однако, фатализма. Опровергая теорию воздаяний бога и духов наградой за добро и карой за зло, В. Ч. вместе с тем полагал, что положение богатых и бедных, знатных и худородных в конечном счете зависит от того, что в момент
BAH ЯН-МИН-ВАРЛААМИТЫ 227 зачатия каждый получил неодинаковой густоты эфир.
Соч.; Ван Вэнь-чэн гун цюань шу, Поли. собр. соч. Вана, князя Просвещенного и Совершенного, т. 83 — 84, Шанхай, [б. г.]. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 182. Ши Цзюнь, Супь Чан-цзян. Китай. ВАРВАРСТВО (от греч. papfiapoj — чужеземец) — в периодизации первобытной истории, введенной Л. Морганом, второй период, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. В. началось с изобретения гончарного произ-ва и закончилось изобретением письменности. В своем труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) Ф. Энгельс использовал и развил схему Моргана. По Энгельсу, В. является периодом начала скотоводства и земледелия. На низшей ступени В. родовой строй достиг своего расцвета. Высшая ступень— разложение родового строя и становление классового общества. В переносном смысле «В.»—порождение совр. империализма: разбойничьи войны, расизм, геноцид, поход против культуры, т. е. «цивилизованное В.». ВАРЁЛА (Varela), Xoce Педро (1845—79) — уругвайский философ-материалист. В осн. работах — «Воспитание народа» («La Educacion del pueblo», 1874) и «О школьном законодательстве» («De la legislacion escolar», 1876) — В. показывал, что сохранение и господство метафизики и эклектизма в системе преподавания объясняется тем, что они служат идеологич. опорой диктаторской власти. Критикуя эклектизм и спиритуализм за оторванность от жизни, В. требовал, чтобы преподавание философии опиралось на достижения науки. В.— сторонник естеств.-науч. материализма, в своих работах опирался на Дарвина и Гек-келя и, в известной мере, на Спенсера, особенно в социологии. Лит.: Ardao Arturo, Espiritnalismo у positivismo en el Uruguay, Mexico, 1950; Zum Felde A., Proeeso intelectual del Uruguay у critica de su literatura, Montevideo, [1941]. ВАРЁЛА-И-МОРАЛЕС (Varela у Morales), Феликс (1787—25 февр. 1853) — кубинский философ, педагог и обществ, деятель. Получил духовное образование и звание д-ра теологии. В 1811 занял кафедру философии в семинарии св. Карла (Гавана). Выступал за независимость Кубы от Испании, избежал смертной казни, эмигрировав в США. В.-и-М. боролся за реформу системы преподавания философии в стране. Стремился устранить схоластич. метод и авторитет римских пап и святых в вопросах философии; вводил исп. язык вместо латыни. В.-и-М. провозглашал опыт и разум единств, источниками знаний; ввел изучение новой, гл. обр. декартовской, философии, физики и химии. В филос. взглядах В.-и-М. наряду с материалистич. и сенсуалистич. положениями (отрицание врожд. идей, критика локковской рефлексии и кантовского априоризма, к-рому В.-и-М. посвятил спец. статью, 1844), являющимися главными в его учении, содержатся и идеалистич. моменты. В.-и-М. защищал теорию естественного права, к-рую пытался увязать с религ. идеями. Соч.; Institutiones philosophiae ecclecticae ad usum stu-diosae juventutis editae, t. 1—4, Habana, 1812—14; Lecciones de filosofia, t. 1 — 4, Habana, 1818 — 20; тоже, t. 1 — 3 5 ed., N,—Y., 1841; Miscelanea filostffica, Habana, 1819. Лит.: Vida у Pensamiento de Felix Varela, [v.] 1, La Habana, 1944 (Cuadernos de historia Habanera); Medardo V i-t i e r, La filosofia en Cuba, Mexico—Buenos Aires, [1948]. P. Буреете. Москва. ВАРЛААМ (Baptaiu) Калабрийский (1290— 1348) — византийский философ, ученый, гуманист; глава прогрессивной группировки варлаамитое. В 1341 В. был осужден на церковном соборе в Византии, предан анафеме и включен в синодик — перечень еретиков, проклинаемых ежегодно в т. н. неделю православия. В. принадлежат произведения по истории философии, втом числе первый трактат об учении стоиков «Этика стоиков» («Ethica secundum stoicos») и соч. по логике «Логика» («Logistices»). В. был представителем нарождавшегося течения рационализма, боролся против засилия религии, церк. догматизма и реакц. схоластики в обществ, и науч. мысли. Он был видным математиком, впервые в Византии применившим в алгебре замену цифр буквенными обозначениями. Учитель Петрарки и Боккаччо, В. являлся инициатором распространения в Италии преподавания греч. языка и греч. лит-ры. С оч.: в кн.: Patrolosriae cursus compl. ser. graeca... accur. J.-P. Migne, t. 151, P., 1857—66; Epistole greche,Palermo, 1954. Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; N о 1 h а с P., De Petrar-que et Barlaam, «Rev. etudes grecques», 1892, t. 5, № 17. Б. Горяпов. Москва. ВАРЛААМИТЫ —обществ.-политич. и богословско-филос. группировка в Византии 14 в., отражавшая идеологию прогрессивных элементов гор. населения и названная по имени возглавлявшего ее Варлаама Калабрийского. Черты рационализма у В. выражались в стремлении освободить обществ, мысль or влияния канонизированной церковью аристотелевской философии, от церк. схоластики, в борьбе за право разума на критику положений веры. В. учили,, что человеч. разуму свойственно постигать истинную, природу вещей; они высоко расценивали значение науки, особенно философии, следуя Варлааму, к-рый указывал, что, только изучив труды Пифагора, Платона,, Аристотеля, можно придти к познанию истины. В. счго-тали мистицизм помехой в познании истины. Влияние' В. способствовало успехам науки в Византии 14 в. Видными представителями В. были Акиндии, Иоанн Кипариссиот, Димитрий и Прохор Кидонисы и др. Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Лазарев В. Н., Византийская культура XIV века и проблема Ренессанса,.в кн.: Пригласительный билет и тезисы докладов сессии Отделения 228 ВАРОНА-ВАССИАН КОСОЙ истории и философии АН СССР 27—28 ноября 1947 года, посвященной вопросам византиноведения, [М., 1947]. Б. Горяное. Москва. ВАР ОНА, Барона-и-Пера (Verona у Рега), Энрике Хосе (13 апр. 1849—19 нояб. 1933),— кубинский философ. С 1880 преподавал в Гаванском ун-те. В. выступал против исп. колониального господства, за независимость Кубы. В. известен как философ-позитивист, однако в освещении многих проблем он выходил за рамки позитивизма и давал материали-стич., хотя и не всегда последовательное, решение филос. вопросов. Материализм В. носил механистич. характер. Он критиковал классификацию наук Кон-та, выступал против кантовской и неокантианской логики, отрывающей формы мышления от его реального содержания. В психологии В. придерживался эволюц. теории, выводя психологич. законы из более общих законов жизненности организма. Этич. категории, согласно В., обусловливаются определенным социальным порядком. Автор ряда статей по вопросам иск-ва и лит-ры. Соч.: Conferencias filosdficas, ser. 1—3, Habana, 1888; Estudios literarios у filosoficos, Habana, 1883; Seis conferencias, Barcelona, [s. a.]; Los grandes hombres, в кн.: V i t i e r M., Enrique Jose Varona: su pensamiento representative, 2 ed., Habana, 1949; Tolstoi, там же; Sobre la importancia social del arte, в его кн.: Discursos..., Habana, 1883. P. Бургете. Москва. ВАРРОН, точнее МаркТеренций Варрон Реа-тинский (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116— 27 дон. э.), — римский поэт, энциклопедист, написавший несколько сотен книг; е философии — непоследовательный стоик,ученик А нтиоха из Аскалона.В своих «Древностях...» («Antiquitates...», 41 кн.) следовал обычному у стоиков разделению теологии на мифическую, физическую и государственную. Критически относясь к мифологии, он признавал за физич. теологией известное значение, поскольку она в аллегорич. форме давала толкование разных явлений природы; государственная же теология необходима для идейного обоснования обрядовой религии, являющейся моральной опорой для народа. В этике (отрывки из соч. В. по этому поводу сохранены Августином в «De civitale Dei») В. являлся, с одной стороны, последователем Антиоха (напр., в учении о разных степенях блаженства), а с другой стороны, подобно киникам, призывал к простоте древних добродетелей. В. учил о душе как о пневме и в духе древнего пифагорейства увлекался мистикой чисел. Лит.: Помяловский И. В., Марк Теренций Вар ВАРЬЯШ, Александр Игнатьевич (1885—осень 1939)—сов.философ, доктор и проф.философии (с 1918). Род. в Венгрии в семье мелкого ремесленника. С 1905— член с.-д. партии Венгрии, с 1919 — член Коммунистич. партии Венгрии. В. переводил труды В. И. Ленина на венг. язык, написал ряд сочинений по истории революц. и рабочего движения. С 1922 жил в СССР, занимался науч. и педагогич. деятельностью. Разрабатывал вопросы формальной логики (в частности проблему ее соотношения с диалектикой) и истории философии 17 —18 вв. В филос. дискуссии сер. 20-х гг. В. отстаивал ошибочные взгляды механистов. Нек-рые вопросы психической деятельности человека В. истолковывал в духе теорий Фрейда. С о ч.: Логика и диалектика, М.—Л., 1928; История новой философии, т. 1, ч. 1—2, М.—Л.. 1926; Диалектика у Ленина. Популярное изложение философии диалектического материализма на основании сочинений Ленина, М.—Л., 1928. Л. Серебряков. Москва. ВАСЕЦКИЙ, Григорий Степанович [р. 10 (23) яив. 1904 ] — сов. философ, профессор (с 1939). Член КПСС с 1929. В 1927 окончил Херсонский пед. ин-т им. Н. К. Крупской. С 1927 ведет преподавательскую работу по философии. Был директором (1946— 1947) Ин-та философии АН СССР. С 1949 — проф. МГУ; с 1946 — проф. Академии обществ, наук при ЦК КПСС. Занимается гл. обр. вопросами истории рус. и марксистско-ленинской философии. Соч.: М. В. Ломоносов. Его философские и социально-политические взгляды, М., 1940; Белинский — великий мыслитель и революционный демократ, М., 1948; Классическая русская материалистическая философия XIX в. и ее историческое значение, Киев, 1952; О книге В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», М., 1953; Ленинская критика ревизионизма и ее значение для современности, М., 1958; Вступительная статья к сб.: Против современного ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958; Борьба В. И. Ленина с ревизионистами конца XIX и начала XX вв.за марксистский принцип партийности философии, в сб.: Из истории философии, вып. 2, М., 1958 (Уч. зап. АОН); один из авторов книг: Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX вв., М., 1942; Из истории русской философии, Сб. ст., М, 1951; Из истории русской материалистической философии, вып. 5, М., 1949 (Уч. зап. АОН) (совм. с М. Т. Иовчуком); Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955 -66; Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России, М., 1957. ВАСИЛЙД (Baailic-rjc) (2 в. н. э.) — философ-гностик, родом из Сирии, жил в Антиохии, Александрии, Персии. Вместе с др. представителями гностицизма учил об абс. «полноте» бытия, недоступной никакому знанию и стоящей выше всякого бытия. Путем излияния из этой «полноты» образуется множество разного рода мифологич. существ, возникают небо и все персонажи христ. вероучения. Т. о., языч. пантеизм отождествляется здесь с христианством. Путем целого ряда космич. переворотов преодолевается зло, возникшее в результате отдаления от «полноты», и торжествует вечная истина «полноты». Соч. В. до нас не дошли. Источниками являются Ириней Лионский («Сочинения...», СПБ. 2 изд., 1900) и Ипполит («Philosophumena», в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... acur. J. P. Migne, t. 16, v. 3, col. 3293—321). Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней ВАСИЛЬЕВ, Николай Александрович (1880—1940)— рус. логик. Проф. Казанского ун-та (с 1918). Развивал, начиная с 1910, независимо от голл. математика Брауэра, идею о неуниверсальном характере ло-гич. закона исключенного третьего (см. Исключенного третьего закон), в связи с чем высказал ряд соображений, предвосхищающих нек-рые положения конструктивной логики. Филос. взгляды В. не всегда выдержаны в духе материализма; он испытал влияние кантианства. Соч.: О частных суждениях, о треугольнике противоположностей, о законе исключенного четвертого, Казань, 1910; Воображаемая (неаристотелева) логика, «Ж. М-ва народного просвещения», 1912, ч. 40, авг.; Логика и метало-гика, «Логос», 1912—13, кн. 1—2; [Рецензия на кн.] F г. Р а и 1 h a n, La logique de la contradiction. P., 1911, там же, 1913, кн. 3—4; Логический и исторический методы в этике (Об этических системах Л. Н. Толстого и В. С. Соловьева), Казань, [б. г.]; Лекции по психологии, 2 изд., Казань, 1914. Лит.: Смирнов К. А., Н. А. Васильев и его закон исключенного четвертого, СПБ, 1911. В. Смирнов, Н. Стяжкин. Москва. ВАССИАН КОСОЙ (в миру — князь Василий Иванович Патрикеев) (гг. рожд. и смерти неизв.) — рус. религ. мыслитель, публицист нач. 16 в. До своего пострижения был близок ко двору Ивана III и выполнял ответств. военные и дипломатич. поручения. В 1499 попал в опалу, был сослан в Кирилло-Бело-зерский монастырь, где сблизился с Нилом Сорским. После возвращения из ссылки (ок. 1509) принимал активное участие в церковно-политич. борьбе в качестве главы нестяжателей. Написал ряд полемич. произведений, направленных против иосифлян, ВАС ФЕРРЕЙРА-«ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857-1858 ГОДОВ) 229 в которых осуждал церковь за накопление богатств, владение селами и эксплуатацию крестьян; выступал против казней еретиков — жидовству тощих. В 1517 составил новую Кормчую книгу (свод церк. законов), включив в нее статьи, направленные против монастырских имуществ. В. К. выражал интересы боярства, стремившегося добиться секуляризации церк. земель, чтобы таким образом отвести от своих вотчин угрозу конфискации. Учению В. К. были свойственны элементы критицизма и рационализма. Отрицание В. К. тленности плоти Христа означало по существу отрицание его человеч. природы (вопреки учению о двух природах Христа — божественной и человеческой) и вело к идеалистич. монизму. В 1531 на церк. соборе иосифлянское руководство рус. церковью добилось осуждения В. К. На суде он был обвинен также и в признании «сллинских мудрецов» — Платона и Аристотеля. Умер в заточении. Лит.: Полемические сочинения инока-князя Вассиана Патрикеева, «Православный собеседник», Казань, 1863, ч. 3, № 9—10, с. 93—112, 180—210; Казакова Н. А., Неизданное произведение Вассиана Патрикеева, в кн.: Тр. Отд. древнерусской лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР, [т.] 12, М.— Л., 1956, с. 387—426; Етгдовниц И. У., Русская публицистика XVI в., М.—Л., 1947, с. 79—81, 110—20. Н. Казакова. Ленинград. ВАС ФЕРРЕЙРА (Vaz Ferreira), Карлос (р. 1873) — уругвайский философ-идеалист. Глава гуманитарного ф-та (с 1945) ун-та г. Монтевидео. Вначале испытал влияние позитивистских идей Дж. С. Милля и отчасти Спенсера, впоследствии отошел от позитивизма. Философия, согласно В. Ф., не наука, а результат субъективного углубления разума в неопределенную сущность явлений. Центр, место в учении В. Ф. занимает т. н. «живая логика» («Logica viva», 1910), осн. проблемами к-рой являются взаимоотношения логики и психологии, языка и мышления, а также анализ логич. ошибок. Считая, что язык беднее мысли, а мысль беднее ощущения, В. Ф. скептически относится к познавательным способностям разума. Субъективизм п скептицизм — характерные черты философии В. Ф. Соч.: Curso expositivo de psicologia elemental, [s. 1., 1897]; El pragmatismo, [s. 1., 1900]; Estudios pedagdgicos, [s. 1., 1923]; Sobre los problemas sociales, Buenos Aires, [1939]. Лит.: Arias A. C, Vaz Ferreira, Mexico, [1948]. p ВАХДАТИ-ВУДЖУД (араб. — единство бытия) — ср.-век. мистич. учение, распространенное среди мусульман в странах Востока. Согласно этому учению, единственной реальностью является бог, а все остальное рассматривается как его отблеск. Отсюда — презрение к материальному миру. Представителями 6.-в. являлись Ибн алъ-Араби, Газали и др., использовавшие В.-в. для философского обоснования ислама.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|