Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 17 глава




Материальный мир не вечен, он создается и разру­шается. Процесс мирового созидания и разрушения, т. е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Со­единением атомов управляет мировая душа—Брахма, специально созданная богом. Но бог не является со­здателем Вселенной, он только управляет ею. В сут­рах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Все­ленной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приво­дят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, со-


222 ВАЙШЕШИКА-СУТРА - ВАКУУМ


единяясь в диады и триады, порождают физич. вещест­во — воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создает­ся яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, простран­ство, эфир, атомы, не могут быть созданы, т. к. они существуют вечно.

Созданная т. о. Вселенная является одним из бес-числ. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (вер­ховного властителя) появляется желание вновь пере­создать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Насту­пает распад материальных тел до первичных ато­мов, к-рые снова остаются покоящимися и изолиро­ванными до следующего созидания.

Теория познания В. во многом сходна с теорией познания лъяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода депствит., т. е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые суб­станции — эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т. е. лож­ного, познания: сомнение, недоразумение, неопре­дел, знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является ориги­нальным филос. атомистич. учением.

Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; Р а д х а к р и ш н а н С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaicesika aphorisms of Kauada, transl. by A. E. Gough, Benares — L., 1873; Keith А. В.. Indian logic and atomism; an exposition of the Nyaya and Vaicesika systems, Oxf,, 1921; U i H., The Vaisesika philosophy according to the DaSapadartha-eastra. Chinese text with introd., transl. and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; F a d d e-gon В., The Vaice§ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst.., 1918; MabilleauL., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Golebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L — Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Beriicksichtigung der Religionen, Bd 1, AM. 1-3, 3—4Aufl., Lpz., 1919—20; S t с he rb a t s-ko'i Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932;Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allaha­bad, 1936; С hatter j i J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Nyaya-Vaicesika sys­tem of philosophy, Allahabad, 1912; The Vaicesika sutras of Kanada with the commentary of camkara Micra, transl. by Nanda Lai Jintia, Allahabad, 1910—11. E. Гостеева. Москва

ВАЙШЁШИКА-?УТРА — первое систематич. изло­жение философии школы Вайшешика. В.-с. представ­ляет собой собрание афоризмов предполагаемого осно­вателя этой системы — Канады. По мнению нек-рых ученых, В.-с. принадлежала не отд. лицу, а це­лому поколению мыслителей и ее окончат, редакция относится ко времени не позднее 1 в. Состоит из 10 книг. В 1-й книге рассматриваются 5 категорий, охватывающих Вселенную,— субстанция, качество, действие, всеобщее и особенное. Во 2-й и 3-й книгах дано описание субстанций (земля, вода, свет, воздух, время, пространство, душа, ум). В 4-й книге описана атомистич. структура Вселенной. В 5-й книге иссле­дуется действие, или движение, понимаемое как ме-ханич. процесс (бросание вверх, падение вниз, со­кращение, расширение и передвижение), и описывается невидимая сила —адришта, сообщающая атомам первый толчок. В 6-й книге рассматриваются вопро­сы этики, исследуется всеобщий моральный закон— «дхарма». 7-я книга посвящена индивидуальному «я» и категории т. н. присущносчи. В последних


4 книгах — вопросы теории познания (восприятие, вывод, причинность и т. д.).

Лит. см. при ст. Вайшешика. Е. Гостеева. Москва.

ВАККАРО (Vaccaro), Микеланджсло (р. 11 янв. 1854 — 1937) — итал. бурж. социолог и юрист. Был директором Междунар. ин-та социологии. Сторон­ник биологического направления в социологии («Борь­ба за существование и ее последствия для человечест­ва»,—«Lalottaper l'esistenza e i suoi effetti suil'uma-nita», 1886). В кн. «Происхождение и роль уголовного законодательства» («Genesi e funzione dclie leggi pe-nali», 1888) В. пришел к выводу, что уголовное за­конодательство, как правило, защищает политич. интересы кругов, стоящих у власти в любой форме общества.

Лит.: Rende D., Michelangelo Vaccaro (1854—1937),
«Riv. internaz. filos. del diritto», Milano, 1937. fasc. 4—5,
p. 512—18. А. Сандретти. Москва.

ВАККЕНРОДЕР (Wackenroder), Вильгельм Ген­рих (13 июля 1773 — 13 февр. 1798) — нем. писа­тель-романтик и эстетик-идеалист. Получил юридич. образование в Эрлангене и Гёттингене, затем был судебным референдарием в Берлине. Соч. В. «Сер­дечные излияния отшельника, любителя искусства» («Hcrzensergiessungen eines kunstliebenden Kloster-bruders», 1797) и «Фантазии об искусстве» («Phanta-sien iiber die Kunst», 1799; издано посмертно Л. Ти­ком, к-рый принимал участие в написании обоих соч.) представляют собой лирич. размышления об иск-ве, очерки об итал. и нем. художниках. В противовес характерной для просветителей 18 в. идеализации антич. иск-ва В. выступил в этих соч. пропаганди­стом идей романтизма, поклонником ср.-век. иск-ва. Продолжением последнего он считал иск-во Воз­рождения, деятелей к-рого вопреки истине изображал в качестве благочестивых художников, руководству­ющихся религ. откровением. Иск-во, по В., род­ственно религии и является постижением «божест­венного» в бесконечно разнообразных формах. Выс­шим родом иск-ва В. считал музыку, образы к-рой наименее телесны, наиболее далеки от земной реаль­ности. Образцом религ. живописца для В. был Ра­фаэль, но рядом с ним он ставил Дюрера. В. был первым нем. романтиком, идеализировавшим ср.-век. нем. живопись и провозгласившим «равноправие» нем. и итал. иск-ва. Выдвинутые В. требования эсте-тич. «терпимости» по отношению к различным идеа­лам и стилям в иск-ве, идеализация наивного религ. иск-ва, нем. ср.-век. живописи, культ музыки ока­зали широкое влияние на нем. романтиков и по­следующую нем. бурж. искусствоведч. мысль, дав­шую идеям В. реакц.-националистич. мистич. интер­претацию (идея об особом «духе» нем. иск-ва у Вёль-флина, Гундольфа и др.).

С о ч.; Werke und Briefe, Bd 1—2, Jena, 1910; Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящ­ного, изданные Л. Тиком, М., 1914.

Лит.: К о 1 d e w е у P., "Wackenroder und sein Einfluss
auf Tieck, Lpz., 1904; W a 1 z e 1 O., Vom Geistesleben alter
und neuer Zeit, Lpz., 1922; T e с с h i В., Wackenroder, Firen-
ze. 1927; S a n t о 1 i V. Wackenroder e il misticismo estetico,
Rieti, 1929; Korff H. A., Geist der Goethezeit, Tl 3 —
Friihromantik, Lpz., 1956. Г. Фридлендер. Ленинград.

ВАКУУМ (лат. vacuum — пустота). Понятие В. в истории философии и наук обычно употреблялось для обозначения пустоты, пустого пространства, т. е. «чистой» протяженности, абсолютно противопоставляе­мой телесным, веществ, образованиям. Последние рас­сматривались как некие вкрапления в В. Такой взгляд на природу В. был последовательно проведен в ато­мистике Левкиппа, Демокрита. Атомы и пустота — вот две осн. однопорядковые реальности, фигурировав­шие в системе Демокрита. Пустота так же объек­тивна, как и атомы. Только наличие пустоты дела­ет возможным движение. Эта концепция В., как абс. пустоты, развивалась в работах Эпикура, Лукреция,


ВАКУУМ-ВАЛЕСКАЛН 223


Бруно, Галилея, Гассенди и др. Наиболее развер­нутую погич. аргументацию в защиту В. дал Локк. Концепция В. была наиболее полно разработана с ес­тественнонаучной стороны в учении Ньютона об «абсо­лютном пространстве», понимаемом как пустое вмести­лище для материальных объектов. Но уже в 17 в. все громче раздаются голоса философов и физиков, отри­цающих существование В. Неразрешимым для сторон­ников В. оказался вопрос о природе взаимодействия между телами, между атомами. По Демокриту, атомы взаимодействуют друг с другом только путем непо-средств., механич. контакта. Но это вело к внутр. противоречивости теории, т. к. устойчивый характер тел мог быть объяснентолько непрерывностью материи, т. е. отрицанием наличия пустоты — исходного пункта теории.Попытка Галилея обойти это противоречие, рас­сматривая малые пустоты внутри тел как связывающие силы, не могла привести к успеху в рамках узкоме-ханистич. трактовки взаимодействия. С развитием науки эти рамки были сломаны; был принят тезис, что взаимодействие может передаваться не только ме­ханич. путем, но и электрич., магнитными, грави­тационными и др. силами. Однако это не решало про­блемы В. Боролись две концепции взаимодействия: «дальнодействия» и «близкодействия». Первая осно­вывалась на возможности бесконечно-большой ско­рости распространения сил через пустоту. Вторая требовала наличия нек-рой промежуточной непрерыв­ной среды. Первая признавала В., вторая его отрицала. Первая метафизически противопоставляла вещество и «пустое» пространство, вносила в науку элементы мистики и иррационализма, вторая же исходила из того, что материя не может действовать там, где ее нет. Отвергая существование В., Декарт писал: «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, то есть такого пространства, где нет никакой субстанции, то очевид­но, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела» (Избр. произв., М., 1950, с. 473). С позиций матери­ализма категорически выступил против пустоты То-ланд: «Понятие пустоты есть одно из бесчисленных ошибочных следствий из определения материи через одно лишь протяжение, из утверждения, что материя по своей природе бездеятельна, из мысли, что она разделена на реальные части, вполне независимые друг от друга» (Избр. соч., М.—Л., 1927, с. 95). Отри­цание В. в работах Декарта и Гюйгенса послужило отправной точкой для создания физич. гипотезы эфира, продержавшейся в науке до начала 20 в. Развитие в 19 в. учения о поле и появление в нач. 20 в. теории относительности (см. Относительности теория) окончательно похоронили теорию «даль­нодействия». Была разрушена и гипотеза эфира, т. к. было отвергнуто существование абс. системы отсчета. Но крушение гипотезы эфира не означало возврата к прежним представлениям о наличии пу­стого пространства: сохранились и получили даль­нейшее развитие представления о физич. полях (элек­тромагнитном, гравитационном и т. д.). Проблема, поставленная еще в антич. натурфилософии, решена совр. наукой. В. пустоты в природе не существует. Наличие «чистой» протяженности, «пустого» простран­ства противоречит осн. положениям естествознания и диалектич. материализма. Пространство не есть особая сущность, обладающая бытием наряду с мате­рией. Как материя не может быть лишена своих про­странств, свойств, так и пространство не может быть «пустым», «чистым», оторванным от материи. Этот вывод находит свое подтверждение и в квантовой теории поля. Открытие У. Лэмбом (США, 1947) сдвига уровней атомных электронов и дальнейшие


работы в этом направлении привели к пониманию В. как особого состояния поля (электромагнитного, электронно-позитронного, нуклонного). Это состояние характеризуется наименьшей энергией поля, отсутст­вием квантов поля (электронов, фотонов), наличием т. н. нулевых колебаний поля. Нулевые колебания поля проявляются в ряде экспериментально обнаруж. эффектов. Следовательно, В. в квантовой электро­динамике обладает рядом физич. свойств и не может рассматриваться как метафизич. «пустота».

Лит.: А х и е з е р А. И., Современное состояние
квантовой электродинамики и трудности ее развития, в кн.:
Философские вопросы современной физики, Киев, 1956;
Кольман Э., Философские проблемы современной физики,
М., 1957; Мелюхин С. Т., К философской оценке сов­
ременных представлений о взаимосвязи поля и вещества,
в кн.: Диалектический материализм и современное естество­
знание. Сб. ст., М., 1957; Свидерский В. И., Фило­
софское значение пространственно-временных представле­
ний в физике; Л., 1956. А. Бовин. Москва.
ВАЛЕНТИН (Valentinus) (г. рожд. неизв.— ум.
ок. 161 г.) — римский философ-гностик, родом из
Египта. Гл. идея гностицизма В., представленного
в виде философско-мифологич. системы, сводится к
признанию основой бытия некоей непознаваемой абс.
«полноты», лишенной всякого различения и оформле­
ния. Из нее рождается тридцать «эонов» (греч. а1шч
«вечносущее»), чем и завершается у него учение о
«полноте». Среди созданий абс. «полноты» встреча­
ются разного рода абстрактно-мпфологич. существа,
взаимоотношения к-рых образуют целую космологию.
Исторически это есть языческая мифологизация хри­
стианства, составлявшая как бы переходное зве­
но между язычеством и христианством вообще. Соч.
В. до нас не дошли. Судить об их содержании можно
по Иринею Лионскому (2 в.) («Сочинения...», СПБ,
1900), подробно излагающему и критикующему гно­
стицизм и В., к-рый имел много учеников в Визан­
тии и в Италии.

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней
церкви, т. 2, СПБ, 1910, с. 209—24. А. Лосев. Москва.

ВАЛЕНТИНОВ, Н. (псевдоним Вольского, Николая Владиславовича) (р. 1879) — рус. журна­лист, философ-махист; ныне — белоэмигрант. Участ­вовал в революц. движении на Украине, при­мыкал к большевикам, затем (1904) перешел на сто­рону меньшевиков. В годы реакции В. окончательно порвал с марксизмом, открыто призвав к его реви­зии (см. журн. «Образование», 1909, № 2, с. 109). Философию марксизма В. стремился «дополнить» идеалистич. взглядами Маха и Авенариуса, учение к-рых он объявлял пролегоменами «ко всякой име­ющей возникнуть в смысле науки философии, в том числе и философии марксизма» («Философские по­строения марксизма», М., 1908, с. 101). Махистские взгляды В. подвергнуты суровой критике в сочине­ниях Ленина и Плеханова. В настоящее время живет в США.

С о ч.: Э. Мах и марксизм. М., 1908; Мы еще придем. О со­временной литературе..., М., 1908.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокрити­цизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, [Письмо] А. И. Улья­новой-Елизаровой, там же, т. 37, с. 323; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957, с. 283,306.

В. Литвинов. Саратов.

ВАЛЕСКАЛН, Петр Иванович [р. 24 июля (6 авг.) 1899] —сов. философ, профессор (1929), акад. АН Латв. ССР (с 1946). Член КПСС с 1917. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1920—24), окон­чил Ин-т красной профессуры (1928). Акад.-секретарь АН Латв. ССР (с 1950). Работает в области истории философии, а также по филос. вопросам естество­знания, гл. обр. биологии.

Соч.: Естествознание и диалектический материализм, «Фронт науки и техники», 1932, 9; Формирование эво­люционных идей Ч. Дарвина, «Советская наука», 1939, № 11; Великий дарвинист К. А. Тимирязев, там же, 1940, № 3 — 4; Революционный демократ Петр Давыдович Баллод, Рига, 1957; Использование законов биологической науки в ин-


224 ВАЛИХАНОВ-ВАЛЬДЕНСЫ


тересах общества, в кн.: Доклады и выступления предста­вителей советской философской науки на XII Международ­ном философском конгрессе, М., 1958; Visariona Belin-ska t'ilozofiskie uzskati, «Latvijas PSR zinatnu Akademijas vestis», 1948, 5; Lenins un zinatne, там же, 1950, Mi 4; Leonardo da Vinci ka zinatnieks,raM же, 1952, № 5; I. Micurina darbu nozime zinatnes attistlba, Riga, 1956.

ВАЛИХАНОВ, Чокан Чингисович (1835—65) — казахский просветитель-демократ; историк и этно­граф. Предки В. принадлежали к султанской аристо­кратии. В. учился в Омском кадетском корпусе (1847—53). Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. Во время пребывания в Петербурге (1859— 1861) общался с революц.-де­мократически настроенной ин­теллигенцией. Был знаком с «Современником» Чернышев­ского и «Колоколом» Герцена. Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным, В. писал, что «по­знание вселенной с ее чуде­сами» является «необходи­мой потребностью» человека (Избр. произв., 1958, с, 146). Значит, интерес представляют высказывания В. об обществ, прогрессе и о сущности ша­манства. Происхождение ре­лигии В. объяснял беспомощностью «младепствующего человека» в познании явлений природы (см. там же, с. 144—76). Он понимал реакц. роль религии (в част­ности — ислама) в обществ, жизни (там же, с. 83— 85, 187—94, 227—34), хотя и не мог вскрыть ее со­циальных корней. Оставаясь идеалистом в понима­нии общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью историч. прогресса является «улучшение ма­териального благосостояния», утверждал, что «все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных ус­ловий» (В а л и х а н о в Ч., Статьи, переписка, 1947, с. 42). В. призывал казахов к дружбе с рус. народом, считая, что это поможет им преодолеть экономпч. и культурную отсталость. Идеи В. получили дальнейшее развитие в произведениях Алтынсарина, А бая Кунан-баева и др. казахских просветителей. Соч.: Сочинения, СПБ, 1904.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420-22; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 785 — 90; Айда­рова X., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фети­сов М. И., Литературные связи России и Казахстана, 30-50-е годы XIX в., М., 1956; Булатов С. Я., К воп­росу о государственных правовых воззрениях Чокана Вали-ханова, «Вестн. АН Каз. ССР», 1956, JMi 3; Б е й с е м-биев К., Из истории общественной мысли Казахстана вто­рой половины XIX века, Алма-Ата, 1957; Искаков А., Чокан Валиханов о реакционной роли ислама, в кн.: Тр. сектора филос. и права, Алма-Ата, вып. 2, 1957; его же,

0 влиянии русской демократической культуры на формиро­
вание мировоззрения Чокана Валиханова, в кн.: Тр. ин-та
филос. и права, Алма-Ата, т. 3, 1958; Сегизбаев О. А.,
Социологические взгляды Ч. Ч. Валиханова, «Вопр. фило­
софии», 1959, № 3. А. Искаков. Москва.

ВАЛЛА (Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 —ум.

1 авг. 1457)—итал. философ-гуманист. Антиклерикаль­
ная направленность произведений В. навлекла на него
преследования католич. церкви (1440—48), объявив­
шей его еретиком. В соч. «Рассуждение о Константи­
новой даре, который является предметом ложной веры
и истолкования» («De falso credita et ementita Con-
stantini donatione Declamatio», 1440, изд. 1517) В.
доказал подложность т. н. «Константинова дара»,
к-рым папство обосновывало свои права на светскую
власть. В трактате «О наслаждении, как истинном
благе» («De voluptate ас de vero bono», 1431) В. за­
щищал философию и этику Эпикура, к-рую противопо­
ставлял христ. аскетизму и суровой этике стоиков.
Враг церк. авторитетов и религии, В. верил в силу


человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворе­ние всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свобо­ду в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. про­тивопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих поня­тий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. «Диалектические опро­вержения...» («Dialecticae disputationes contra Aris-totelicos», 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уло­жить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир.

Соч.: Opera, Basel, (540; Seritti filosofici e religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Д ж и-велеговА. К., Возрождение.Собр. текстов..., М.—Л., 1925.

Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо
Баллы «Об удовольствии и об истинном благе», «Вопр. филос.
и психол.», 1895, кн. 29 и 30; М о н ь е Ф., Опыт литератур­
ной истории Италии XV века, Кваттроченто, пер. с франц.,
СПБ, 1904; История философии, т. 2, М., 1941, с. 25;
М a i е г Е., Die Willensfreiheit bei Laurentius Valla und
bei Petrus Pomponatius, Bonn, 1914; Saitta G., 11 pen-
siero italiano neH'TJmanesimo e nel Rinascimento, v. 1,
Bologna, 1949. 3. Мелещенко. Ленинград.

ВАЛЛЙ УЛЛАХ Делийский (1702—62) — инд. мыслитель. Стремился реформировать господств, религ. идеологию ислама на рациональных началах. В трактате «Защитник всевышнего Аллаха» («Худ-жатул Аллах аль-Балиган») В. У. рисует идеал орг-ции общества. Рассматривая человека как составную часть общества, В. У. указывал, что личность может про­явить свои достоинства только в том случае, когда общество организовано на началах справедливости и добра. Чрезмерное скопление богатства в руках немногих людей является чрезвычайным злом, по­скольку оно вызывает неравенство, разжигает вражду, огрубляет нравы, способствует появлению беспоряд­ков в гос-ве. Эти взгляды В. У. иллюстрировал на при­мере современного ему феод, гос-ва Великих Моголов, кризис к-рого он объяснял непроизводит, расходами на содержание армии, чиновников и тяжелой систе­мой налогов. Единств, средство для сохранения общества В. У. видел в справедливом распределении богатств. Последователями В. У. были Сайд Ахмед Берелви (1786—1831), Мухаммед Исмаил (ум. 1831) и др.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 197; Ани­кеев Н. П., Материалистические направления в древ­неиндийской философии, М., 1957, с. 44—45; History of phi­losophy Eastern and Western, ed. S. Radhakrishnan.la. o.J, v. 1—2, L., 1952—53; Husain Y., Glimpses of medieval Indian culture, Bombay, [a. o.], [1957] (см. Index); I q b a 1 M., The reconstruction of religious thought in Islam, Oxf., 1934.

H. Аникеев. Москва.

ВАЛЬДЁНСЫ (позднелат. Valdenses)—еретич. хри­стианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Соглас­но преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdes), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под назва­нием «Лионские бедняки» (лат. Pauperes de Lugduno), или «Леонисты» (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полно­го отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпу­щения грехов испорченным католич. духовенством и


ВАЛЬХ-ВАНИНИ 225


допускали исповедание мирянами друг другу. Отрица­ли догмат о Христе, святость креста и икон, существо­вание чистилища, считали каждого честного чело­века сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди. являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии — наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не лю­дей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод, гос-ва и гор. патрициата, эксплуа­тировавших крепостных крестьян и ремесленный люд. В. делились на отказавшихся от собственности, тру­да и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержав­ших их «верующих» и «друзей». В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В эко­номически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приня­ла специфич. характер, являясь реакцией «патриар­хальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма», реакционной по форме и содержа­нию попыткой отгородиться от исторического прогрес­са (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.:
Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938; Егоров Д. Н.,
Сборник памятников по истории раннего вальденства, М.,
1910 (на лат. яз.); В у л ь ф и у с А. Г., Вальденское движе­
ние в развитии религиозного индивидуализма. Критическое
исследование, П., 1916; Бортник Н. А., Еретические
секты Италии первой половины XIII века, в сб.: Средние
века, вып. 10, М., 1957; Bender F., Die Waldenser,
geschichtlich dargestellt, Ulm, 1850; Dieckhoff A., Die
Waldenser im Mittelalter, Gottingen, 1851; Keller L.,
Die Waldenser und die deutschen Bibeliibersetzungen, Lpz.,
1886; M u 1 1 e r K., Die Waldenser und ihre einzelnen Grup-
pen bis zum Anfang des 14 Jahrimndert, Gotha, 1886; Montet
E., Histoire litteraire des Vaudois du Piemont, P., 1885;
Haupt H., Waldensertum und Inquisition im stidostlichen
Deutschland, Freiburg, 1890; С о m b a E., Storia dei "Valdesi,
Claudiana, 1930; Mo hr W., Waldes und das friihe Walden­
sertum, «Z. Religions und Geistesgeschichte», Koln, 1957, Jg. 9,
Hf. 4, S. 337—63. H. Бортник. Свердловск.

ВАЛЬХ (Walch), Иоганн Георг (17 июня 1693 — 13 янв. 1775) — нем. философ. Экстраординарный проф. философии и древностей в Иенском ун-те (с 1718); друг Буддеуса, В «Философском лексиконе» («Philosophisches Lexikon», 1726, 4 Aufl. 1775) В. оспа­ривал с протестантской, теологич. т. зр. философию X. Вольфа, а также разбирал вопросы естеств. исто­рии и техники. В. боролся против протестантской схолавтики. В своих трудах дал систематич. изло­жение истории борьбы в лютеранской догматике.

Соч.: Bibliotheca theologica selecta litteraris adnotationi-bus instructs, t. 1—4, Jena, 1757—65; Historische und theolo-gische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten ausserhalb der evangelisch-lutherischen Kirche, Bd 1—5, Jena, 1724—36; Historische und theologische Einleitung in die Religionsstreitig­keiten der evangelisch-lutherischen Kirche, von der Reforma­tion an bis auf jetzige Zeiten ausgefuhrt, Tl 1—5, Jena, 1730— 1739; Historia logicae, in: Parerga academica ex historiorum ar­gue antiquitatum monumentis collecta, Lpz., 1721;Bibliotheca patristica litteraris adnotationibus instructa, Jena, 1834.

Лит.: [Walch J. E. E.], Leben und Charackter des
wohlseligen Herrn Kirchenrats D. Johann Georgy Walch, Jena,
1777 (анонимно, автор — сын В.). В. Пфо. Берлин.

ВАН АНЬ-ШИ (1021—86) — кит. философ-мате­риалист и реформатор. Автор большого количества произведений: «Комментарии к Великому плану» («Хунфань чжуань»), «Комментарии к „Дао-дэ-цзин"» («Дао дэ цзин чжу») и др. В. А.-ш. считал, что мате­рия первична, а все вещи представляют комбинации пяти первоэлементов — воды, огня, дерева, металла, земли — и порождаются в результате их изменения.


Движение и изменение определяются <шарностью» и «противоположностью» вещей. Изменение в приро­де объясняется действием двух взаимно противополож­ных сил — «инь» и «ян», и подчинено определ. объек­тивному закону — «дао», к-рый не имеет ни начала, ни конца. Однако, утверждая, что субстанция «дао» (т.н. юаньци—«изначальное пи») неподвижна, В. А.-ш. отступал от диалектики.

Был создателем утопич. экономич. теории, направ­ленной против ростовщиков и феодалов.

Лит.: Иванов А. И., Вак Ань-ши и его реформы.XI в., СПБ, 1909; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Вэйуч-жунчшэ Ван Ань-ши (Материалист Ван Ань-ши), «Лиши яньцзю» («Исторические исследования»), 1958, № 10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...