БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 17 глава
Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т. е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа—Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, со- 222 ВАЙШЕШИКА-СУТРА - ВАКУУМ единяясь в диады и триады, порождают физич. вещество — воздух. Подобным же образом образуются вода, земля, свет. Затем из атомов земли и света создается яйцо, в к-ром бог создает Брахма и Вселенную. Дальнейшее создание вещей физич. мира и живых существ вплоть до богов производится Брахмой из сочетаний атомов земли, воды, света и воздуха. При этом вечные субстанции, такие, как время, пространство, эфир, атомы, не могут быть созданы, т. к. они существуют вечно. Созданная т. о. Вселенная является одним из бес-числ. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (верховного властителя) появляется желание вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания. Теория познания В. во многом сходна с теорией познания лъяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода депствит., т. е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые субстанции — эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т. е. ложного, познания: сомнение, недоразумение, неопредел, знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является оригинальным филос. атомистич. учением.
Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; Р а д х а к р и ш н а н С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaicesika aphorisms of Kauada, transl. by A. E. Gough, Benares — L., 1873; Keith А. В.. Indian logic and atomism; an exposition of the Nyaya and Vaicesika systems, Oxf,, 1921; U i H., The Vaisesika philosophy according to the DaSapadartha-eastra. Chinese text with introd., transl. and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; F a d d e-gon В., The Vaice§ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst.., 1918; MabilleauL., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Golebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L — Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Beriicksichtigung der Religionen, Bd 1, AM. 1-3, 3—4Aufl., Lpz., 1919—20; S t с he rb a t s-ko'i Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932;Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; С hatter j i J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Nyaya-Vaicesika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vaicesika sutras of Kanada with the commentary of camkara Micra, transl. by Nanda Lai Jintia, Allahabad, 1910—11. E. Гостеева. Москва ВАЙШЁШИКА-?УТРА — первое систематич. изложение философии школы Вайшешика. В.-с. представляет собой собрание афоризмов предполагаемого основателя этой системы — Канады. По мнению нек-рых ученых, В.-с. принадлежала не отд. лицу, а целому поколению мыслителей и ее окончат, редакция относится ко времени не позднее 1 в. Состоит из 10 книг. В 1-й книге рассматриваются 5 категорий, охватывающих Вселенную,— субстанция, качество, действие, всеобщее и особенное. Во 2-й и 3-й книгах дано описание субстанций (земля, вода, свет, воздух, время, пространство, душа, ум). В 4-й книге описана атомистич. структура Вселенной. В 5-й книге исследуется действие, или движение, понимаемое как ме-ханич. процесс (бросание вверх, падение вниз, сокращение, расширение и передвижение), и описывается невидимая сила —адришта, сообщающая атомам первый толчок. В 6-й книге рассматриваются вопросы этики, исследуется всеобщий моральный закон— «дхарма». 7-я книга посвящена индивидуальному «я» и категории т. н. присущносчи. В последних
4 книгах — вопросы теории познания (восприятие, вывод, причинность и т. д.). Лит. см. при ст. Вайшешика. Е. Гостеева. Москва. ВАККАРО (Vaccaro), Микеланджсло (р. 11 янв. 1854 — 1937) — итал. бурж. социолог и юрист. Был директором Междунар. ин-та социологии. Сторонник биологического направления в социологии («Борьба за существование и ее последствия для человечества»,—«Lalottaper l'esistenza e i suoi effetti suil'uma-nita», 1886). В кн. «Происхождение и роль уголовного законодательства» («Genesi e funzione dclie leggi pe-nali», 1888) В. пришел к выводу, что уголовное законодательство, как правило, защищает политич. интересы кругов, стоящих у власти в любой форме общества. Лит.: Rende D., Michelangelo Vaccaro (1854—1937), ВАККЕНРОДЕР (Wackenroder), Вильгельм Генрих (13 июля 1773 — 13 февр. 1798) — нем. писатель-романтик и эстетик-идеалист. Получил юридич. образование в Эрлангене и Гёттингене, затем был судебным референдарием в Берлине. Соч. В. «Сердечные излияния отшельника, любителя искусства» («Hcrzensergiessungen eines kunstliebenden Kloster-bruders», 1797) и «Фантазии об искусстве» («Phanta-sien iiber die Kunst», 1799; издано посмертно Л. Тиком, к-рый принимал участие в написании обоих соч.) представляют собой лирич. размышления об иск-ве, очерки об итал. и нем. художниках. В противовес характерной для просветителей 18 в. идеализации антич. иск-ва В. выступил в этих соч. пропагандистом идей романтизма, поклонником ср.-век. иск-ва. Продолжением последнего он считал иск-во Возрождения, деятелей к-рого вопреки истине изображал в качестве благочестивых художников, руководствующихся религ. откровением. Иск-во, по В., родственно религии и является постижением «божественного» в бесконечно разнообразных формах. Высшим родом иск-ва В. считал музыку, образы к-рой наименее телесны, наиболее далеки от земной реальности. Образцом религ. живописца для В. был Рафаэль, но рядом с ним он ставил Дюрера. В. был первым нем. романтиком, идеализировавшим ср.-век. нем. живопись и провозгласившим «равноправие» нем. и итал. иск-ва. Выдвинутые В. требования эсте-тич. «терпимости» по отношению к различным идеалам и стилям в иск-ве, идеализация наивного религ. иск-ва, нем. ср.-век. живописи, культ музыки оказали широкое влияние на нем. романтиков и последующую нем. бурж. искусствоведч. мысль, давшую идеям В. реакц.-националистич. мистич. интерпретацию (идея об особом «духе» нем. иск-ва у Вёль-флина, Гундольфа и др.).
С о ч.; Werke und Briefe, Bd 1—2, Jena, 1910; Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком, М., 1914. Лит.: К о 1 d e w е у P., "Wackenroder und sein Einfluss ВАКУУМ (лат. vacuum — пустота). Понятие В. в истории философии и наук обычно употреблялось для обозначения пустоты, пустого пространства, т. е. «чистой» протяженности, абсолютно противопоставляемой телесным, веществ, образованиям. Последние рассматривались как некие вкрапления в В. Такой взгляд на природу В. был последовательно проведен в атомистике Левкиппа, Демокрита. Атомы и пустота — вот две осн. однопорядковые реальности, фигурировавшие в системе Демокрита. Пустота так же объективна, как и атомы. Только наличие пустоты делает возможным движение. Эта концепция В., как абс. пустоты, развивалась в работах Эпикура, Лукреция, ВАКУУМ-ВАЛЕСКАЛН 223 Бруно, Галилея, Гассенди и др. Наиболее развернутую погич. аргументацию в защиту В. дал Локк. Концепция В. была наиболее полно разработана с естественнонаучной стороны в учении Ньютона об «абсолютном пространстве», понимаемом как пустое вместилище для материальных объектов. Но уже в 17 в. все громче раздаются голоса философов и физиков, отрицающих существование В. Неразрешимым для сторонников В. оказался вопрос о природе взаимодействия между телами, между атомами. По Демокриту, атомы взаимодействуют друг с другом только путем непо-средств., механич. контакта. Но это вело к внутр. противоречивости теории, т. к. устойчивый характер тел мог быть объяснентолько непрерывностью материи, т. е. отрицанием наличия пустоты — исходного пункта теории.Попытка Галилея обойти это противоречие, рассматривая малые пустоты внутри тел как связывающие силы, не могла привести к успеху в рамках узкоме-ханистич. трактовки взаимодействия. С развитием науки эти рамки были сломаны; был принят тезис, что взаимодействие может передаваться не только механич. путем, но и электрич., магнитными, гравитационными и др. силами. Однако это не решало проблемы В. Боролись две концепции взаимодействия: «дальнодействия» и «близкодействия». Первая основывалась на возможности бесконечно-большой скорости распространения сил через пустоту. Вторая требовала наличия нек-рой промежуточной непрерывной среды. Первая признавала В., вторая его отрицала. Первая метафизически противопоставляла вещество и «пустое» пространство, вносила в науку элементы мистики и иррационализма, вторая же исходила из того, что материя не может действовать там, где ее нет. Отвергая существование В., Декарт писал: «Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, то есть такого пространства, где нет никакой субстанции, то очевидно, что в мире нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства как внутреннего места не отличается от протяжения тела» (Избр. произв., М., 1950, с. 473). С позиций материализма категорически выступил против пустоты То-ланд: «Понятие пустоты есть одно из бесчисленных ошибочных следствий из определения материи через одно лишь протяжение, из утверждения, что материя по своей природе бездеятельна, из мысли, что она разделена на реальные части, вполне независимые друг от друга» (Избр. соч., М.—Л., 1927, с. 95). Отрицание В. в работах Декарта и Гюйгенса послужило отправной точкой для создания физич. гипотезы эфира, продержавшейся в науке до начала 20 в. Развитие в 19 в. учения о поле и появление в нач. 20 в. теории относительности (см. Относительности теория) окончательно похоронили теорию «дальнодействия». Была разрушена и гипотеза эфира, т. к. было отвергнуто существование абс. системы отсчета. Но крушение гипотезы эфира не означало возврата к прежним представлениям о наличии пустого пространства: сохранились и получили дальнейшее развитие представления о физич. полях (электромагнитном, гравитационном и т. д.). Проблема, поставленная еще в антич. натурфилософии, решена совр. наукой. В. пустоты в природе не существует. Наличие «чистой» протяженности, «пустого» пространства противоречит осн. положениям естествознания и диалектич. материализма. Пространство не есть особая сущность, обладающая бытием наряду с материей. Как материя не может быть лишена своих пространств, свойств, так и пространство не может быть «пустым», «чистым», оторванным от материи. Этот вывод находит свое подтверждение и в квантовой теории поля. Открытие У. Лэмбом (США, 1947) сдвига уровней атомных электронов и дальнейшие
работы в этом направлении привели к пониманию В. как особого состояния поля (электромагнитного, электронно-позитронного, нуклонного). Это состояние характеризуется наименьшей энергией поля, отсутствием квантов поля (электронов, фотонов), наличием т. н. нулевых колебаний поля. Нулевые колебания поля проявляются в ряде экспериментально обнаруж. эффектов. Следовательно, В. в квантовой электродинамике обладает рядом физич. свойств и не может рассматриваться как метафизич. «пустота». Лит.: А х и е з е р А. И., Современное состояние Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней ВАЛЕНТИНОВ, Н. (псевдоним Вольского, Николая Владиславовича) (р. 1879) — рус. журналист, философ-махист; ныне — белоэмигрант. Участвовал в революц. движении на Украине, примыкал к большевикам, затем (1904) перешел на сторону меньшевиков. В годы реакции В. окончательно порвал с марксизмом, открыто призвав к его ревизии (см. журн. «Образование», 1909, № 2, с. 109). Философию марксизма В. стремился «дополнить» идеалистич. взглядами Маха и Авенариуса, учение к-рых он объявлял пролегоменами «ко всякой имеющей возникнуть в смысле науки философии, в том числе и философии марксизма» («Философские построения марксизма», М., 1908, с. 101). Махистские взгляды В. подвергнуты суровой критике в сочинениях Ленина и Плеханова. В настоящее время живет в США. С о ч.: Э. Мах и марксизм. М., 1908; Мы еще придем. О современной литературе..., М., 1908. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, [Письмо] А. И. Ульяновой-Елизаровой, там же, т. 37, с. 323; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957, с. 283,306. В. Литвинов. Саратов. ВАЛЕСКАЛН, Петр Иванович [р. 24 июля (6 авг.) 1899] —сов. философ, профессор (1929), акад. АН Латв. ССР (с 1946). Член КПСС с 1917. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1920—24), окончил Ин-т красной профессуры (1928). Акад.-секретарь АН Латв. ССР (с 1950). Работает в области истории философии, а также по филос. вопросам естествознания, гл. обр. биологии. Соч.: Естествознание и диалектический материализм, «Фронт науки и техники», 1932, N° 9; Формирование эволюционных идей Ч. Дарвина, «Советская наука», 1939, № 11; Великий дарвинист К. А. Тимирязев, там же, 1940, № 3 — 4; Революционный демократ Петр Давыдович Баллод, Рига, 1957; Использование законов биологической науки в ин- 224 ВАЛИХАНОВ-ВАЛЬДЕНСЫ тересах общества, в кн.: Доклады и выступления представителей советской философской науки на XII Международном философском конгрессе, М., 1958; Visariona Belin-ska t'ilozofiskie uzskati, «Latvijas PSR zinatnu Akademijas vestis», 1948, N° 5; Lenins un zinatne, там же, 1950, Mi 4; Leonardo da Vinci ka zinatnieks,raM же, 1952, № 5; I. Micurina darbu nozime zinatnes attistlba, Riga, 1956. ВАЛИХАНОВ, Чокан Чингисович (1835—65) — казахский просветитель-демократ; историк и этнограф. Предки В. принадлежали к султанской аристократии. В. учился в Омском кадетском корпусе (1847—53). Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. Во время пребывания в Петербурге (1859— 1861) общался с революц.-демократически настроенной интеллигенцией. Был знаком с «Современником» Чернышевского и «Колоколом» Герцена. Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным, В. писал, что «познание вселенной с ее чудесами» является «необходимой потребностью» человека (Избр. произв., 1958, с, 146). Значит, интерес представляют высказывания В. об обществ, прогрессе и о сущности шаманства. Происхождение религии В. объяснял беспомощностью «младепствующего человека» в познании явлений природы (см. там же, с. 144—76). Он понимал реакц. роль религии (в частности — ислама) в обществ, жизни (там же, с. 83— 85, 187—94, 227—34), хотя и не мог вскрыть ее социальных корней. Оставаясь идеалистом в понимании общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью историч. прогресса является «улучшение материального благосостояния», утверждал, что «все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий» (В а л и х а н о в Ч., Статьи, переписка, 1947, с. 42). В. призывал казахов к дружбе с рус. народом, считая, что это поможет им преодолеть экономпч. и культурную отсталость. Идеи В. получили дальнейшее развитие в произведениях Алтынсарина, А бая Кунан-баева и др. казахских просветителей. Соч.: Сочинения, СПБ, 1904. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420-22; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 785 — 90; Айдарова X., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фетисов М. И., Литературные связи России и Казахстана, 30-50-е годы XIX в., М., 1956; Булатов С. Я., К вопросу о государственных правовых воззрениях Чокана Вали-ханова, «Вестн. АН Каз. ССР», 1956, JMi 3; Б е й с е м-биев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957; Искаков А., Чокан Валиханов о реакционной роли ислама, в кн.: Тр. сектора филос. и права, Алма-Ата, вып. 2, 1957; его же, 0 влиянии русской демократической культуры на формиро ВАЛЛА (Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 —ум. 1 авг. 1457)—итал. философ-гуманист. Антиклерикаль человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. «Диалектические опровержения...» («Dialecticae disputationes contra Aris-totelicos», 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир. Соч.: Opera, Basel, (540; Seritti filosofici e religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Д ж и-велеговА. К., Возрождение.Собр. текстов..., М.—Л., 1925. Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо ВАЛЛЙ УЛЛАХ Делийский (1702—62) — инд. мыслитель. Стремился реформировать господств, религ. идеологию ислама на рациональных началах. В трактате «Защитник всевышнего Аллаха» («Худ-жатул Аллах аль-Балиган») В. У. рисует идеал орг-ции общества. Рассматривая человека как составную часть общества, В. У. указывал, что личность может проявить свои достоинства только в том случае, когда общество организовано на началах справедливости и добра. Чрезмерное скопление богатства в руках немногих людей является чрезвычайным злом, поскольку оно вызывает неравенство, разжигает вражду, огрубляет нравы, способствует появлению беспорядков в гос-ве. Эти взгляды В. У. иллюстрировал на примере современного ему феод, гос-ва Великих Моголов, кризис к-рого он объяснял непроизводит, расходами на содержание армии, чиновников и тяжелой системой налогов. Единств, средство для сохранения общества В. У. видел в справедливом распределении богатств. Последователями В. У. были Сайд Ахмед Берелви (1786—1831), Мухаммед Исмаил (ум. 1831) и др. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 197; Аникеев Н. П., Материалистические направления в древнеиндийской философии, М., 1957, с. 44—45; History of philosophy Eastern and Western, ed. S. Radhakrishnan.la. o.J, v. 1—2, L., 1952—53; Husain Y., Glimpses of medieval Indian culture, Bombay, [a. o.], [1957] (см. Index); I q b a 1 M., The reconstruction of religious thought in Islam, Oxf., 1934. H. Аникеев. Москва. ВАЛЬДЁНСЫ (позднелат. Valdenses)—еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdes), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием «Лионские бедняки» (лат. Pauperes de Lugduno), или «Леонисты» (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и ВАЛЬХ-ВАНИНИ 225 допускали исповедание мирянами друг другу. Отрицали догмат о Христе, святость креста и икон, существование чистилища, считали каждого честного человека сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди. являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии — наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не людей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод, гос-ва и гор. патрициата, эксплуатировавших крепостных крестьян и ремесленный люд. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержавших их «верующих» и «друзей». В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер, являясь реакцией «патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма», реакционной по форме и содержанию попыткой отгородиться от исторического прогресса (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: ВАЛЬХ (Walch), Иоганн Георг (17 июня 1693 — 13 янв. 1775) — нем. философ. Экстраординарный проф. философии и древностей в Иенском ун-те (с 1718); друг Буддеуса, В «Философском лексиконе» («Philosophisches Lexikon», 1726, 4 Aufl. 1775) В. оспаривал с протестантской, теологич. т. зр. философию X. Вольфа, а также разбирал вопросы естеств. истории и техники. В. боролся против протестантской схолавтики. В своих трудах дал систематич. изложение истории борьбы в лютеранской догматике. Соч.: Bibliotheca theologica selecta litteraris adnotationi-bus instructs, t. 1—4, Jena, 1757—65; Historische und theolo-gische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten ausserhalb der evangelisch-lutherischen Kirche, Bd 1—5, Jena, 1724—36; Historische und theologische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten der evangelisch-lutherischen Kirche, von der Reformation an bis auf jetzige Zeiten ausgefuhrt, Tl 1—5, Jena, 1730— 1739; Historia logicae, in: Parerga academica ex historiorum argue antiquitatum monumentis collecta, Lpz., 1721;Bibliotheca patristica litteraris adnotationibus instructa, Jena, 1834. Лит.: [Walch J. E. E.], Leben und Charackter des ВАН АНЬ-ШИ (1021—86) — кит. философ-материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: «Комментарии к Великому плану» («Хунфань чжуань»), «Комментарии к „Дао-дэ-цзин"» («Дао дэ цзин чжу») и др. В. А.-ш. считал, что материя первична, а все вещи представляют комбинации пяти первоэлементов — воды, огня, дерева, металла, земли — и порождаются в результате их изменения. Движение и изменение определяются <шарностью» и «противоположностью» вещей. Изменение в природе объясняется действием двух взаимно противоположных сил — «инь» и «ян», и подчинено определ. объективному закону — «дао», к-рый не имеет ни начала, ни конца. Однако, утверждая, что субстанция «дао» (т.н. юаньци—«изначальное пи») неподвижна, В. А.-ш. отступал от диалектики. Был создателем утопич. экономич. теории, направленной против ростовщиков и феодалов. Лит.: Иванов А. И., Вак Ань-ши и его реформы.XI в., СПБ, 1909; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Вэйуч-жунчшэ Ван Ань-ши (Материалист Ван Ань-ши), «Лиши яньцзю» («Исторические исследования»), 1958, № 10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|