БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 17 глава
Материальный мир не вечен, он создается и разрушается. Процесс мирового созидания и разрушения, т. е. соединение и разъединение атомов, происходит по определ., вечно повторяющимся циклам. Соединением атомов управляет мировая душа—Брахма, специально созданная богом. Но бог не является создателем Вселенной, он только управляет ею. В сутрах Канады бог вообще не упоминается. Согласно Прашастападе, процесс создания и разрушения Вселенной не имеет ни начала, ни конца. По желанию верховного правителя или бога индивидуальные души, существующие в мировом эфире наравне с атомами и обладающие принципом адришты, приводят в движение атомы воздуха. Атомы воздуха, со- 222 ВАЙШЕШИКА-СУТРА - ВАКУУМ
Созданная т. о. Вселенная является одним из бес-числ. миров. По прошествии ста лет, по исчислению Брахма, он покидает свое тело и у Махешвары (верховного властителя) появляется желание вновь пересоздать все созданное. С появлением этого желания прекращается действие адришты всех душ. Наступает распад материальных тел до первичных атомов, к-рые снова остаются покоящимися и изолированными до следующего созидания. Теория познания В. во многом сходна с теорией познания лъяя. Предметом познания, по учению В., является объективно существующий мир. Имеется 4 рода депствит., т. е. истинного, познания: восприятие, вывод, память и интуитивное познание. При помощи восприятия познаются сложные субстанции (земля, вода, воздух и свет), качества, действия и физич. мир или общность. Вечные невоспринимаемые субстанции — эфир, пространство, время, ум, душа, а также атомы и диады, познаются посредством логич. вывода. Имеется также 4 рода недействит., т. е. ложного, познания: сомнение, недоразумение, неопредел, знание и сновидение. Существенно отличаясь от др.-греч. атомистики, система В. является оригинальным филос. атомистич. учением.
Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской философии, пер. с англ., М., 1901; Р а д х а к р и ш н а н С, Индийская философия, пер. с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Чаттерджи С. и Датта Д., Древняя индийская философия, пер. с англ., М., 1954; The Vaicesika aphorisms of Kauada, transl. by A. E. Gough, Benares — L., 1873; Keith А. В.. Indian logic and atomism; an exposition of the Nyaya and Vaicesika systems, Oxf,, 1921; U i H., The Vaisesika philosophy according to the DaSapadartha-eastra. Chinese text with introd., transl. and notes by H. Ui, ed. by E. W. Thomas, L., 1917; F a d d e-gon В., The Vaice§ika-system, described with the help of the oldest texts, Amst.., 1918; MabilleauL., Histoire de la philosophie atomistique, P., 1895; Golebrooke H. T, Essays on the religion and philosophy of the Hindus, new ed., L — Edinb., 1858; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Philosophie mit besonderer Beriicksichtigung der Religionen, Bd 1, AM. 1-3, 3—4Aufl., Lpz., 1919—20; S t с he rb a t s-ko'i Th., Buddhist logic, v. 1, Leningrad, 1932;Mishra U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; С hatter j i J. Ch., The Hindu realism being an introduction to the metaphysics of the Nyaya-Vaicesika system of philosophy, Allahabad, 1912; The Vaicesika sutras of Kanada with the commentary of camkara Micra, transl. by Nanda Lai Jintia, Allahabad, 1910—11. E. Гостеева. Москва ВАЙШЁШИКА-?УТРА — первое систематич. изложение философии школы Вайшешика. В.-с. представляет собой собрание афоризмов предполагаемого основателя этой системы — Канады. По мнению нек-рых ученых, В.-с. принадлежала не отд. лицу, а целому поколению мыслителей и ее окончат, редакция относится ко времени не позднее 1 в. Состоит из 10 книг. В 1-й книге рассматриваются 5 категорий, охватывающих Вселенную,— субстанция, качество, действие, всеобщее и особенное. Во 2-й и 3-й книгах дано описание субстанций (земля, вода, свет, воздух, время, пространство, душа, ум). В 4-й книге описана атомистич. структура Вселенной. В 5-й книге исследуется действие, или движение, понимаемое как ме-ханич. процесс (бросание вверх, падение вниз, сокращение, расширение и передвижение), и описывается невидимая сила —адришта, сообщающая атомам первый толчок. В 6-й книге рассматриваются вопросы этики, исследуется всеобщий моральный закон— «дхарма». 7-я книга посвящена индивидуальному «я» и категории т. н. присущносчи. В последних
4 книгах — вопросы теории познания (восприятие, вывод, причинность и т. д.). Лит. см. при ст. Вайшешика. Е. Гостеева. Москва. ВАККАРО (Vaccaro), Микеланджсло (р. 11 янв. 1854 — 1937) — итал. бурж. социолог и юрист. Был директором Междунар. ин-та социологии. Сторонник биологического направления в социологии («Борьба за существование и ее последствия для человечества»,—«Lalottaper l'esistenza e i suoi effetti suil'uma-nita», 1886). В кн. «Происхождение и роль уголовного законодательства» («Genesi e funzione dclie leggi pe-nali», 1888) В. пришел к выводу, что уголовное законодательство, как правило, защищает политич. интересы кругов, стоящих у власти в любой форме общества. Лит.: Rende D., Michelangelo Vaccaro (1854—1937), ВАККЕНРОДЕР (Wackenroder), Вильгельм Генрих (13 июля 1773 — 13 февр. 1798) — нем. писатель-романтик и эстетик-идеалист. Получил юридич. образование в Эрлангене и Гёттингене, затем был судебным референдарием в Берлине. Соч. В. «Сердечные излияния отшельника, любителя искусства» («Hcrzensergiessungen eines kunstliebenden Kloster-bruders», 1797) и «Фантазии об искусстве» («Phanta-sien iiber die Kunst», 1799; издано посмертно Л. Тиком, к-рый принимал участие в написании обоих соч.) представляют собой лирич. размышления об иск-ве, очерки об итал. и нем. художниках. В противовес характерной для просветителей 18 в. идеализации антич. иск-ва В. выступил в этих соч. пропагандистом идей романтизма, поклонником ср.-век. иск-ва. Продолжением последнего он считал иск-во Возрождения, деятелей к-рого вопреки истине изображал в качестве благочестивых художников, руководствующихся религ. откровением. Иск-во, по В., родственно религии и является постижением «божественного» в бесконечно разнообразных формах. Высшим родом иск-ва В. считал музыку, образы к-рой наименее телесны, наиболее далеки от земной реальности. Образцом религ. живописца для В. был Рафаэль, но рядом с ним он ставил Дюрера. В. был первым нем. романтиком, идеализировавшим ср.-век. нем. живопись и провозгласившим «равноправие» нем. и итал. иск-ва. Выдвинутые В. требования эсте-тич. «терпимости» по отношению к различным идеалам и стилям в иск-ве, идеализация наивного религ. иск-ва, нем. ср.-век. живописи, культ музыки оказали широкое влияние на нем. романтиков и последующую нем. бурж. искусствоведч. мысль, давшую идеям В. реакц.-националистич. мистич. интерпретацию (идея об особом «духе» нем. иск-ва у Вёль-флина, Гундольфа и др.).
С о ч.; Werke und Briefe, Bd 1—2, Jena, 1910; Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком, М., 1914. Лит.: К о 1 d e w е у P., "Wackenroder und sein Einfluss ВАКУУМ (лат. vacuum — пустота). Понятие В. в истории философии и наук обычно употреблялось для обозначения пустоты, пустого пространства, т. е. «чистой» протяженности, абсолютно противопоставляемой телесным, веществ, образованиям. Последние рассматривались как некие вкрапления в В. Такой взгляд на природу В. был последовательно проведен в атомистике Левкиппа, Демокрита. Атомы и пустота — вот две осн. однопорядковые реальности, фигурировавшие в системе Демокрита. Пустота так же объективна, как и атомы. Только наличие пустоты делает возможным движение. Эта концепция В., как абс. пустоты, развивалась в работах Эпикура, Лукреция, ВАКУУМ-ВАЛЕСКАЛН 223
работы в этом направлении привели к пониманию В. как особого состояния поля (электромагнитного, электронно-позитронного, нуклонного). Это состояние характеризуется наименьшей энергией поля, отсутствием квантов поля (электронов, фотонов), наличием т. н. нулевых колебаний поля. Нулевые колебания поля проявляются в ряде экспериментально обнаруж. эффектов. Следовательно, В. в квантовой электродинамике обладает рядом физич. свойств и не может рассматриваться как метафизич. «пустота». Лит.: А х и е з е р А. И., Современное состояние Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней ВАЛЕНТИНОВ, Н. (псевдоним Вольского, Николая Владиславовича) (р. 1879) — рус. журналист, философ-махист; ныне — белоэмигрант. Участвовал в революц. движении на Украине, примыкал к большевикам, затем (1904) перешел на сторону меньшевиков. В годы реакции В. окончательно порвал с марксизмом, открыто призвав к его ревизии (см. журн. «Образование», 1909, № 2, с. 109). Философию марксизма В. стремился «дополнить» идеалистич. взглядами Маха и Авенариуса, учение к-рых он объявлял пролегоменами «ко всякой имеющей возникнуть в смысле науки философии, в том числе и философии марксизма» («Философские построения марксизма», М., 1908, с. 101). Махистские взгляды В. подвергнуты суровой критике в сочинениях Ленина и Плеханова. В настоящее время живет в США. С о ч.: Э. Мах и марксизм. М., 1908; Мы еще придем. О современной литературе..., М., 1908. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, [Письмо] А. И. Ульяновой-Елизаровой, там же, т. 37, с. 323; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957, с. 283,306. В. Литвинов. Саратов. ВАЛЕСКАЛН, Петр Иванович [р. 24 июля (6 авг.) 1899] —сов. философ, профессор (1929), акад. АН Латв. ССР (с 1946). Член КПСС с 1917. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1920—24), окончил Ин-т красной профессуры (1928). Акад.-секретарь АН Латв. ССР (с 1950). Работает в области истории философии, а также по филос. вопросам естествознания, гл. обр. биологии. Соч.: Естествознание и диалектический материализм, «Фронт науки и техники», 1932, N° 9; Формирование эволюционных идей Ч. Дарвина, «Советская наука», 1939, № 11; Великий дарвинист К. А. Тимирязев, там же, 1940, № 3 — 4; Революционный демократ Петр Давыдович Баллод, Рига, 1957; Использование законов биологической науки в ин- 224 ВАЛИХАНОВ-ВАЛЬДЕНСЫ
ВАЛИХАНОВ, Чокан Чингисович (1835—65) — казахский просветитель-демократ; историк и этнограф. Предки В. принадлежали к султанской аристократии. В. учился в Омском кадетском корпусе (1847—53). Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. Во время пребывания в Петербурге (1859— 1861) общался с революц.-демократически настроенной интеллигенцией. Был знаком с «Современником» Чернышевского и «Колоколом» Герцена. Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным, В. писал, что «познание вселенной с ее чудесами» является «необходимой потребностью» человека (Избр. произв., 1958, с, 146). Значит, интерес представляют высказывания В. об обществ, прогрессе и о сущности шаманства. Происхождение религии В. объяснял беспомощностью «младепствующего человека» в познании явлений природы (см. там же, с. 144—76). Он понимал реакц. роль религии (в частности — ислама) в обществ, жизни (там же, с. 83— 85, 187—94, 227—34), хотя и не мог вскрыть ее социальных корней. Оставаясь идеалистом в понимании общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью историч. прогресса является «улучшение материального благосостояния», утверждал, что «все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий» (В а л и х а н о в Ч., Статьи, переписка, 1947, с. 42). В. призывал казахов к дружбе с рус. народом, считая, что это поможет им преодолеть экономпч. и культурную отсталость. Идеи В. получили дальнейшее развитие в произведениях Алтынсарина, А бая Кунан-баева и др. казахских просветителей. Соч.: Сочинения, СПБ, 1904. Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420-22; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 785 — 90; Айдарова X., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фетисов М. И., Литературные связи России и Казахстана, 30-50-е годы XIX в., М., 1956; Булатов С. Я., К вопросу о государственных правовых воззрениях Чокана Вали-ханова, «Вестн. АН Каз. ССР», 1956, JMi 3; Б е й с е м-биев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957; Искаков А., Чокан Валиханов о реакционной роли ислама, в кн.: Тр. сектора филос. и права, Алма-Ата, вып. 2, 1957; его же, 0 влиянии русской демократической культуры на формиро ВАЛЛА (Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 —ум. 1 авг. 1457)—итал. философ-гуманист. Антиклерикаль человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. «Диалектические опровержения...» («Dialecticae disputationes contra Aris-totelicos», 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир. Соч.: Opera, Basel, (540; Seritti filosofici e religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Д ж и-велеговА. К., Возрождение.Собр. текстов..., М.—Л., 1925. Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо ВАЛЛЙ УЛЛАХ Делийский (1702—62) — инд. мыслитель. Стремился реформировать господств, религ. идеологию ислама на рациональных началах. В трактате «Защитник всевышнего Аллаха» («Худ-жатул Аллах аль-Балиган») В. У. рисует идеал орг-ции общества. Рассматривая человека как составную часть общества, В. У. указывал, что личность может проявить свои достоинства только в том случае, когда общество организовано на началах справедливости и добра. Чрезмерное скопление богатства в руках немногих людей является чрезвычайным злом, поскольку оно вызывает неравенство, разжигает вражду, огрубляет нравы, способствует появлению беспорядков в гос-ве. Эти взгляды В. У. иллюстрировал на примере современного ему феод, гос-ва Великих Моголов, кризис к-рого он объяснял непроизводит, расходами на содержание армии, чиновников и тяжелой системой налогов. Единств, средство для сохранения общества В. У. видел в справедливом распределении богатств. Последователями В. У. были Сайд Ахмед Берелви (1786—1831), Мухаммед Исмаил (ум. 1831) и др. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 197; Аникеев Н. П., Материалистические направления в древнеиндийской философии, М., 1957, с. 44—45; History of philosophy Eastern and Western, ed. S. Radhakrishnan.la. o.J, v. 1—2, L., 1952—53; Husain Y., Glimpses of medieval Indian culture, Bombay, [a. o.], [1957] (см. Index); I q b a 1 M., The reconstruction of religious thought in Islam, Oxf., 1934. H. Аникеев. Москва. ВАЛЬДЁНСЫ (позднелат. Valdenses)—еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdes), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием «Лионские бедняки» (лат. Pauperes de Lugduno), или «Леонисты» (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и ВАЛЬХ-ВАНИНИ 225
Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: ВАЛЬХ (Walch), Иоганн Георг (17 июня 1693 — 13 янв. 1775) — нем. философ. Экстраординарный проф. философии и древностей в Иенском ун-те (с 1718); друг Буддеуса, В «Философском лексиконе» («Philosophisches Lexikon», 1726, 4 Aufl. 1775) В. оспаривал с протестантской, теологич. т. зр. философию X. Вольфа, а также разбирал вопросы естеств. истории и техники. В. боролся против протестантской схолавтики. В своих трудах дал систематич. изложение истории борьбы в лютеранской догматике. Соч.: Bibliotheca theologica selecta litteraris adnotationi-bus instructs, t. 1—4, Jena, 1757—65; Historische und theolo-gische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten ausserhalb der evangelisch-lutherischen Kirche, Bd 1—5, Jena, 1724—36; Historische und theologische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten der evangelisch-lutherischen Kirche, von der Reformation an bis auf jetzige Zeiten ausgefuhrt, Tl 1—5, Jena, 1730— 1739; Historia logicae, in: Parerga academica ex historiorum argue antiquitatum monumentis collecta, Lpz., 1721;Bibliotheca patristica litteraris adnotationibus instructa, Jena, 1834. Лит.: [Walch J. E. E.], Leben und Charackter des ВАН АНЬ-ШИ (1021—86) — кит. философ-материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: «Комментарии к Великому плану» («Хунфань чжуань»), «Комментарии к „Дао-дэ-цзин"» («Дао дэ цзин чжу») и др. В. А.-ш. считал, что материя первична, а все вещи представляют комбинации пяти первоэлементов — воды, огня, дерева, металла, земли — и порождаются в результате их изменения. Движение и изменение определяются <шарностью» и «противоположностью» вещей. Изменение в природе объясняется действием двух взаимно противоположных сил — «инь» и «ян», и подчинено определ. объективному закону — «дао», к-рый не имеет ни начала, ни конца. Однако, утверждая, что субстанция «дао» (т.н. юаньци—«изначальное пи») неподвижна, В. А.-ш. отступал от диалектики. Был создателем утопич. экономич. теории, направленной против ростовщиков и феодалов. Лит.: Иванов А. И., Вак Ань-ши и его реформы.XI в., СПБ, 1909; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Вэйуч-жунчшэ Ван Ань-ши (Материалист Ван Ань-ши), «Лиши яньцзю» («Исторические исследования»), 1958, № 10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|