БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 19 глава
ВАХДАТИ-МАВДЖУД (араб. — единство существующего) — ср.-век. пантеистич. учение (см. Пантеизм), было распространено в мусульм. странах Востока. Имело связи с инд. материалистич. философией. Утверждало: бог есть мир, дух и материя едины, природа вечна и несотворима, жизнь — благо. Виднейшие представители В.-м., особенно Бедилъ, признавали существование объекта ощущения вне человека, подчеркивали значение мышления в процессе познания, критиковали теории предопределения и переселения душ, веру в существование фей, демонов и т. п. ВАХТЕР (Wachter), Иоганн Георг (1673—1757) — нем. филолог и философ. В соч. «Начала естественного права» («Origines juris naturalis», 1704) и «Объяснение каббалы» («Elucidarius cabbalisticus», 1706) в осторожной форме пропагандировал философию Спинозы, стремясь примирить ее с учением церкви. В. доказывал, что Спиноза не был атеистом, т. к. различал природу и бога. Учение Спинозы, имеющее будто бы каббалистич. происхождение, В. считал «истинным христианством». Лит.: Mauthner F., Der Atlieismus und seine Ge-schichte im Abendlande, Bd 3, В. —Stuttgart, 1922, S. 249—51. ВАЦЛАВЕК (Vaclavek), Бедржих (10 янв. 1897— 5 марта 1943) — чет. пропагандист марксизма, художеств, критик и теоретик лит-ры. Редактор художеств, журналов «Pasmo» (1924—26), «Red» (1927 — 1930), «Index» (1929—30). С 1936 по 1938 редактировал журнал группы социалистич. реалистов «U-Blok». Выступал против субъективизма, за создание объективной лит.-критич. методологии, основанной на марксистском мировоззрении. Исходным методологич. принципом В. считал социологию, очерк к-рой дал в книге «Поэзия в растерянности» («Poesie v rozpacich», 1930). Выступал против вульгарной социологии и т. н. социологии содержания, изучая не только то, как отображается действительность в художеств, произведении, но и как она влияет на структуру иск-ва. Подчеркивал значение обратного влияния лит-ры на общество. С этих позиций В. написал работы: «Чешская литература XX столетия» («Ceska literatura XX stoleti», 1935), «Творчество и реальности» («Tvorbou k геаШё», 1937) и «Литература и народная традиция» («Pfsmenict-vi a lid ova trad ice, 1938). В 1930 В. принял участие в конгрессе революц. литераторов в Харькове. Во время гитлеровской оккупации Чехословакии работал в подполье. В 1942 был арестован, погиб в Освенциме.
С о ч.: Od umJni k tvorbe, [Praha], 1937. Лит.: Svoboda L., Bedfich VSclavek jako sociolog ВАШВАРИ (Vasvari), Пал (наст, фамилия — Ф е й е р; Fejer) (1827 — 13 июля 1849) — венг. публицист, философ, революционер, участник революции. 1848—49. Был секретарем в пр-ве Л. Кошута. В. принадлежал к плебейскому лагерю бурж. революции, был приверженцем утопич. социализма. В. выступал с критикой гегелевского учения о триадах. В работах, посвященных истории, указывал на просвещение как на одно из гл. условий история, прогресса. Соч.: VAlogatott politikai irasai..., Bdpst, 1948; Valoga-tott irasai, Bdpst, 1956. Лит.;Xe в е ш и М. А., Социологические взгляды Ваш-вари Пала, «Вопр. философии», 1959, № 9. Т. Мадарас. Венгрия. ВАЯНСКИЙ (Vajansky), Светозар [наст, фамилия— Гурбан (Hurban); 16 янв. 1847 —17 авг. 1916]—словацкий писатель и публицист. Редактор «Narodnie noviny» и «Slovenske pohlady», на страницах к-рых выступал за нац. освобождение словаков от гнета Австро-Венгерской монархии. В. принадлежит заслуга в деле ознакомления словацкого общества с культурой рус. народа. Не видя возможности нац. освобождения силами словацкого народа, В. пассивно ожидал вмешательства России. За свое бесплодное панславистское мечтательство подвергся критике со стороны группы бурж. демократов, сплотившихся вокруг журнала «Hlas». Соч.: Sobrane diela, sv. 1 —18, Turciansky Sv. Martin, 1936—49; State о svetovej literature, Brat., 1957. В рус. пер,— Душевное спокойствие, Харьков, 1910. Лит.: V 1 с е k J., Dejiny literatury slovenskei, Brat., 1953. И. Стринка. Чехословакия.
«ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857—1858 ГОДОВ), известно также под назв. «Введение к „К критике политической экономии"» и «Введение к критике политической экономии» — выдающееся произведение К. Маркса, в к-ром рассматриваются общетеоретич. и методологич. проблемы по-литич. экономии, имеющие принципиальное значение для понимания основ философии диалектич. и историч. материализма. «Введение» написано в авг.— сент. 1857 и представляет собой начало экономич. рукописей 1-857—58, опубликованных на языке оригинала под назв. «Основные черты критики поли- 230 «ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857—1858 ГОДОВ) - ВЕББ
Содержание «Введения» исключительно богато: проблемы политич. экономии, диалектич. метода, историч. материализма, эстетики. В нем получили дальнейшее развитие идеи «Экономическо-философских рукописей 1844 года», «Немецкой идеологии» (1845— 1846), «Нищеты философии» (1847). «Введение» состоит из 4 разделов. В первых двух разделах Маркс определяет предмет политич. экономии прежде всего как материальное произ-во; доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определенное. Маркс раскрывает диалектич. взаимосвязь производства, потребления, распределения и обмена и показывает, что эти категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является определяющим моментом, и что потребление, распределение и обмен являются моментами самого процесса произ-ва, рассматриваемого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич. экономии робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва, потребления, распределения и обмена. В важнейшем для философии 3-м разделе («Метод политической экономии») Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рассмотрения экономич. категорий, выясняет соотношение абстрактного и конкретного в объективной действительности и развитии познания, соотношение процесса действит. развития и процесса познания действительности, соотношение истории и теории науки, соотношение исторического и логического и подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля; на этой основе Маркс формулирует осн. закономерности диалек-тико-материалистич. метода исследования и изложения (см. Восхождение от абстрактного к конкретному). Этот раздел имеет тем большее значение, что остался неосуществленным высказанный приблизительно в это же время Марксом замысел, когда-нибудь изложить на двух-трех печатных листах содержание диалектич. метода (см. письмо Маркса Энгельсу от 14 янв. 1858). 4-й раздел, в к-ром предполагалось рассмотреть диалектику таких категорий, как производит. С1"лы и производств, отношения, государство и
право, формы сознания, остался незаконченным. В
ВВЕДЕНСКИЙ, Александр Иванович (1856—7 марта 1925) — рус. философ и психолог, неокантианец. Проф. Петербургского ун-та (1888), пред. Санкт-Петербургского филос. об-ва (1899). Начиная с магистерской дисс. «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» (ч. 1, 1888), развивал идеи кантовской философии, называя свою филос. систему «логицизмом». В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) В. утверждал, будто чужая душевная жизнь никаких объективных признаков не имеет и потому недоказуема. Исходя из этого, В. в соч. «Психология без всякой метафизики» (1914) критиковал справа эмпирич. экспериментальную психологию. В. выступал против атеизма. В логикеВ.— последоват. идеалист («Логика, как часть теории познания», 1909, 3 изд., 1917). Соч.: Атомизм и энергетизм (По поводу речи В. Оствальда «Несостоятельность научного материализма»), СПБ, 1896; Спор о свободе воли перед судом критической философии. «Ж. М-ва народного просвещения», ч. 337, 1901, октябрь; Об атеизме в философии Спинозы, «Вопр. филос. и психол.», 1897, кн. 2(37); Судьбы философии в России, там же, 1898, кн. 2 (42); Философские очерки, 2 изд., Прага, 1924. Лит.: В о д з и н с к и й Е. И., Русское неокантианство и его реакционная сущность, «Вестн. ЛГУ», 1959, № 5, Сер. экон., филос. и права, вып. 1. А Петровский. Москва. ВЕББ, У э б б (Webb), — 1) Беатриса (22 янв. 1858—30 апр. 1943) — англ. экономист, обществ, деятельница. Еще в молодости В. обратилась к изучению социальных вопросов, приняла участие в коллективной работе Ч. Бутса «Жизнь и труд народа в Лондоне» («Life and labour of the people in London», v. 1—9,1889—97), широко применив в ней метод коллективной устной анкеты (интервью). Соч.: The cooperative movement in Great Britain, L., 1891 (рус. пер.— Кооперативное движение в Англии, СПБ, 1905); My apprenticeship, v. 1—2, Harmondsworth, [1938J. 2) С и д н е й (13 июля 1859 — 13 окт. 1947) — англ. экономист и социолог. Один из организаторов Фабианского об-ва (см. Фабианцы), член палаты общин (с 1922) и палаты лордов (с 1929). В 1924 и 1929—31 входил в состав пр-в Макдональда. Совместно с женой В. Вебб написал ряд трудов по истории брит, рабочего и профсоюзного движения. Веббы в своих работах, указывая на недостатки капиталистич. строя, призывают буржуазию к самоотречению, к отказу от той реакц. политики, к-рую англ. буржуазия начала, по словам Веббов, лишь после 1-й мировой войны. Они выдвигают идею о постепенном торжестве социализма путем реформ и поправок к существующему строю (муниципализация и национализация). Веббы в период 1-й мировой войны, как и в англобурской войне, одобряли действия англ. империалистов. Их переход на социал-шовинистич. позиции Ленин расценил как предательское действие по отношению к социализму (см. Соч., 4 изд., т. 28, с. 93, 408, 411). Большое влияние на Веббов оказала Великая Октябрьская социалистич. революция. Они отнеслись с симпатией к Сов. республике. После посещения СССР в 1932 выступили с книгой «Советский коммунизм — новая цивилизация?» (1935, рус. пер. 1937), положительно оценивающей и освещающей великие успехи сов. народа. Последняя книга
ВЕБЕР-ВЕДАНТА 231
Соч.: (совм. с В. Webb) The history of trade unionism, N. Y.—L., 1920 (рус. пер.— История тред-юнионизма, вып. 1—5, М., 1922—25); Industrial democracy, [8 ed.], L.—N. Y.. 1920 (рус.пер.—Теория и практика английского трэд-юнионизма, т. 1, пер. с англ. (В.И. Ленина],СПБ, 1900, т. 2, СПБ, 1901); The prevention of destitution, [L., 1911 ]; A constitution for the socialist commonwealth of Great Britain, L.—N. Y., 1920; English poor law history, v. 1—3, L.—N. Y., 1927—29. Лит.: R e i с h e 1 F., Der Sozialismus der Fabier, Hdlb., [1947]. ВЁВЕР (Weber), Альфред (30 июля 1868 — 2 мая 1958) — нем. бурж. социолог. Брат М. Вебера. Проф. Пражского (1904—07) и Гейдельбергского (с 1907) ун-тов. Вначале В. выступил с соц.-экономия, теорией размещения промышленности, рассматриваемого в отрыве от общих законов капитализма («Теория размещения промышленности» — «Uber den Standort dor Industrie!», Teil 1, 1909, рус. пер. 1926). Впоследствии он разработал общеметодологич. теорию—т. н. «социологию истории и культуры» («Проблемы социологии государства и культуры»—«ideen zur Staats-und Kultursoziologie», 1927; «Принципы социологии истории и культуры» — «Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie», 1951), в к-рой заметно влияние М. Вебера, Ницше и философии жизни. В история. процессе В. различал три сферы: «общественный процесс» (в к-ром гл. роль играют «естественные силы побуждений и воли народов»), «процесс цивилизации» (развитие техники, науки) и «культурное движение» (религии, системы идей, искусство и т. д.). В. отрицал объективную закономерность в истории, считая ее «металогичной», т. е. недоступной разуму. Несоответствие в уровне техники и культуры он объяснял «иррациональными» факторами: влиянием техники (Verapparatung) и народных масс, к-рые якобы вносят в общество «дух стадности» (Vermassung); коллективизм В. объявляет антиподом личности. Выступая против фашистского нигилизма в культуре, В. в то же время большой опасностью считает демократию, и поэтомуполитич. программа В. включает требование укрепления власти «слоя руководителей» (elitel. В кн. «Прощание с досовременной историей» («Abschied von der bisherigen Geschielite», 1946) и в особенности в последующих публичных выступлениях против социализма В. ратовал за руководящую роль амер. империализма в капиталистич. мире. В. оказал значит, влияние на бурж. социологию ФРГ и др. европейских стран. Соч.: Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Munch., [1950]; Der dritte oder der vierte Mensch, Munch., [1953]; F.lnftthrung in die Soziologie, Munch., [1955]. А. Мысливченпо. Москва. ВЁВЕР (Weber), Макс (21 апр. 1864 — 14 июня 1920)—нем. бурж. социолог. Старший брат социолога А. Вебера. Научную деятельность начал в 80-х гг. 19 века; преподавал в Берлине, Фрейбурге, Гейдель-берге и Мюнхене. Диапазон исследований В. очень широк: вопросы истории х-ва и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономич. структуры общества («Собр. соч. по социологии религии» — «Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie», т. 1—3, 1920—21), логика и методология обществ, наук («Собр. соч. по наукоучению» — «Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre», 1922; «Собр. соч. по социологии и социальной политике» — «Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik», 1924) и т. д. Субъективно-идеалистич. социология В. представляет собой соединение социологич. типологии (т. е. учения В. об идеально-типич. абстракциях, понятиях, к-рые создает исследователь для т^оретич. осмысления изучаемой действительности) с неокантианским идио-графическим методом. Рассматривая социологию как подсобную дисциплину истории, В. отрицал объективность законов обществ, развития. Социологич. понятия, по В., суть не отражение существ, черт объективной реальности, а чисто условные, лишенные объективного содержания «идеальные типы», создаваемые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности. При выработке «идеальных типов» социолог руководствуется «ценностными идеями» своего времени. Соединив неокантианский идиографизм с психологизмом Дилътея, В. заложил основы т. н. «понимающей социологии», сводящей задачи социологич. исследования к познанию господствующих идей каждой данной эпохи. Он резко выступал против материа-листич. понимания истории, к-рое, по его мнению, якобы абсолютизирует роль материального фактора и классовой борьбы в обществе. В противоположность марксистскому материали-стич. монизму В. отстаивал методологич. плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеализм. Взгляды В., особенно его методология, оказали большое влияние на бурж. социологию, философию и историографию 20 в. (Зомбарт, Петрушевский, Ясперс, Арон п др.), а также послужили одним из идейно-теоретич. источников ревизионизма. Соч.: Gesammelte politische Schrifte, Munch., 1921; Gesammelte Aufsatze zur Sozial-und Winrtschaftsgeschichte, Tubingen, 1924. Соч. в рус. пер.—Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М., [1923]. Лит.: Неусыхин А., Эмпирическая социология ВЁБЛЕН (Veblen), Торстин (30 июля 1857 — 3 авг. 1929) — амер. бурж. социолог и экономист. Проф. ун-тов в Чикаго, Станфорде и ун-та в штате Миссури. В первых трудах («Теория праздного класса» — «The theory of the leisure class», 1899; «Теория делового предпринимательства» — «The theory of business enterprise», 1904) В. с либерально-бурж. позиций критиковал отд. стороны монополистич. капитализма. Однако осн. труды В., вышедшие в период 1914—23, направлены на оправдание капитализма. В книге «Инженеры и система цен» («The engineers and the price system», 1921) В. вместо классовых противоположностей выдвигал противоречия между технич. интеллигенцией и бизнесменами и призывал инженеров и техников изъять руководство хозяйством и страной из рук бизнесменов. Для этого В. считал необходимым и достаточным создать «генеральный штаб индустриальной системы», к-рый объединил бы в своих рядах технич. специалистов и возглавил их борьбу за политич. власть. Средство борьбы против бизнесменов В. видел в «забастовке инженеров», к-рая должна, по его мнению.поставить пром. произ-во перед угрозой полного краха и принудить бизнесменов мирно уйти из сферы производств, и обществ, деятельности. Мелкобурж. утопич. идеи В. в дальнейшем легли в основу т. н. теории «управляющих» (см. Технократия). Соч.: The instinct of workmanship and the state of the ВЕДАНТА (санскритск., букв. — конец, завершение Вед), у т г а р а-ми м а не а (санскритск., букв.— позднейшее, высшее исследование),—объективно-иде-алистич. система инд. философии. В истории инд. фи- 232 ВЕДАНТА-ВЕДАНТА-СУТРА
Рамануджа, сохраняя положение Шанкары о брахмане как основе мира, несколько видоизменил учение В., сделав ее более доступной для масс. Он говорил, что материальный мир и человеч. душа произошли из брахмана и являются его частями; они не иллюзорны, а имеют реальное существование. Причина страдания и зависимости человека от материального мира не столько в незнании, сколько в недостаточной любви, преданности (бхакти) богу. При полном посвящении себя богу человек избавляется с его помощью от привязанности к внешним преходящим объектам и становится свободным. В учении Рамануджи В. приобретает теологич. окраску, но благодаря более конкретной и доступной форме и осуждению кастового деления общества В. стала теоретич. знаменем антифеод, по своей социальной сущности, но религ.-сектантского по форме крест, движения бхакти, наиболее видными теоретиками к-рого в позднее средневековье были Кабир, Мадхва, Нимбар-ка, Валлабха, Чайтанья и др. В новое время принципы В. развивали инд. философы Раммохан Рай, Рамакришна, Вивекананда, Ауро-биндо Гхош, Радхакришнан, Бхагаван Дас и др. В. получила широкое распространение и признание в идеалистич. бурж. философии Запада (напр., у Шопенгауэра и др.), где она считается учением, с наибольшей полнотой и глубиной выражающим якобы свойственную инд. духу склонность к религ.-мистич., потустороннему мышлению. Во мн. странах, напр. в США, Англии, ФРГ, имеется целый ряд ведантийских центров и орденов, члены к-рых с помощью йоги пытаются постигнуть «конечную первичную реальность» — бога. Лит.: История философии, т. 1—2, М., 1957, т. 1, с. 46— 47, 187—88, 195—96; т. 2, с. 575, 580; Д е й с с е н П., Веданта и Платон в свете кантовой философии, пер. [с нем.], [М., 1911]; Шанкара Ачария, Таттва-Бодха, или Познание бытия, 1пер.] с нем. перевода, Харьков, 1912; Чаттерджи С. иДатта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955, с. 289—361; Радха-кришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 2,М., 1957, с. 382—689; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, t,., [1952], p. 272—428; The Vedanta Sutras. With the comment, by Sankaracharya. Transl. by G. Thibault, pt 1—2, Oxf., 1890—[1925] (The sacred books of the East, v. 34—38); Sankaracharya, Select ■vorks. Sanskrit text and English transl... by S. Venkatarama-nan, 4 ed., Madras, [1947]; Deussen P., Das System des Vedanta..., 2 Aufl., Lpz., 1906; В e 1 v a 1 k a r S. K., Lectures on Vedanta, Poona, 1929; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., 1952, p. 336—415. H. Аникеев. Москва. ВЕДАНТА-СУТРА (Брахма-сутра, Шарира-ка-сутра, Шарирака-миманса, Утта-р а-м и м а н с а) — филос. трактат, считающийся теоретич. первоосновой идеалистич. школы веданта. Предполагаемым автором В.-С. является Бада-раяна. Историки инд. философии считают, что В.-С. была составлена в период между 500—200 до н. э. Фрейзер (R. W. Frazer, A literary history of India, 1898, p. 196) датирует ее приблизительно 400 до н. э. Нек-рые европ. индологи (Риттер, Якоби и др.) относят В.-С. к 5—7 вв. Кит (A.B.Keith, The Kar-ma-MTmamsa, 1921, p. 5—6) утверждает, что дата жизни Бадараяны не может быть отнесена позднее чем ко 2 в. В В.-С. Бадараяна с объективно-идеали-стич. позиций сделал попытку систематизировать нек-рые разрозненные филос. мысли, содержащиеся в Упанишадах. В.-С. имеет 4 главы. В 1-й рассматривается теория брахмана, объясняется его природа, отношение к миру и индивид, душе, 2-я посвящена критике теоретич. положений противников веданты — чарваков, джайнистов, буддистов и др. В 3-й главе обсуждаются пути и средства (садхана) достижения брахма-видьи (см. Авидья). В ней встречаются объяснения перевоплощений, психологич. и телеологич. рассуждения и т. д. В 4-й главе рассматриваются результаты брахма-видьи. В.-С. состоит из 555 сутр, каждая из к-рых содержит 2 или 3 слова. Сутры неясны и открывают возможности для различных толкований. Для разработки учения веданты были написаны комментарии, в каждом из к-рых доказывалась их совместимость с текстами «божественного откровения» (шрути) и сутрами. Авторы гл. комментариев — Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха — были основателями самостоят, школ веданты. Лит.: Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, гл. 7; Shastri S., Hundred and eight Upanishads, [Madras, 1883]; Ranade R. D.t A constructive survey of Upanishadic philosophy, Poona, 1926; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Pmlosophie, Bd 1,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|