Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЕСКОНЕЧНОСТЬ—БЕСПОПОВЩИНА 19 глава




ВАХДАТИ-МАВДЖУД (араб. — единство суще­ствующего) — ср.-век. пантеистич. учение (см. Пан­теизм), было распространено в мусульм. странах Востока. Имело связи с инд. материалистич. филосо­фией. Утверждало: бог есть мир, дух и материя едины, природа вечна и несотворима, жизнь — благо. Виднейшие представители В.-м., особенно Бедилъ, при­знавали существование объекта ощущения вне чело­века, подчеркивали значение мышления в процессе познания, критиковали теории предопределения и переселения душ, веру в существование фей, демо­нов и т. п.

ВАХТЕР (Wachter), Иоганн Георг (1673—1757) — нем. филолог и философ. В соч. «Начала естественного права» («Origines juris naturalis», 1704) и «Объяснение каббалы» («Elucidarius cabbalisticus», 1706) в осторож­ной форме пропагандировал философию Спинозы, стремясь примирить ее с учением церкви. В. доказы­вал, что Спиноза не был атеистом, т. к. различал природу и бога. Учение Спинозы, имеющее будто бы


каббалистич. происхождение, В. считал «истинным христианством».

Лит.: Mauthner F., Der Atlieismus und seine Ge-schichte im Abendlande, Bd 3, В. —Stuttgart, 1922, S. 249—51.

ВАЦЛАВЕК (Vaclavek), Бедржих (10 янв. 1897— 5 марта 1943) — чет. пропагандист марксизма, ху­дожеств, критик и теоретик лит-ры. Редактор худо­жеств, журналов «Pasmo» (1924—26), «Red» (1927 — 1930), «Index» (1929—30). С 1936 по 1938 редактировал журнал группы социалистич. реалистов «U-Blok». Выступал против субъективизма, за создание объек­тивной лит.-критич. методологии, основанной на марк­систском мировоззрении. Исходным методологич. прин­ципом В. считал социологию, очерк к-рой дал в книге «Поэзия в растерянности» («Poesie v rozpacich», 1930). Выступал против вульгарной социологии и т. н. социо­логии содержания, изучая не только то, как отобра­жается действительность в художеств, произведении, но и как она влияет на структуру иск-ва. Подчерки­вал значение обратного влияния лит-ры на общество. С этих позиций В. написал работы: «Чешская лите­ратура XX столетия» («Ceska literatura XX stoleti», 1935), «Творчество и реальности» («Tvorbou k геаШё», 1937) и «Литература и народная традиция» («Pfsmenict-vi a lid ova trad ice, 1938). В 1930 В. принял участие в конгрессе революц. литераторов в Харькове. Во время гитлеровской оккупации Чехословакии рабо­тал в подполье. В 1942 был арестован, погиб в Ос­венциме.

С о ч.: Od umJni k tvorbe, [Praha], 1937.

Лит.: Svoboda L., Bedfich VSclavek jako sociolog
literatury, Praha, 1947. К. Хватик. Чехословакия.

ВАШВАРИ (Vasvari), Пал (наст, фамилия — Ф е й е р; Fejer) (1827 — 13 июля 1849) — венг. пуб­лицист, философ, революционер, участник революции. 1848—49. Был секретарем в пр-ве Л. Кошута. В. принадлежал к плебейскому лагерю бурж. револю­ции, был приверженцем утопич. социализма. В. высту­пал с критикой гегелевского учения о триадах. В ра­ботах, посвященных истории, указывал на просве­щение как на одно из гл. условий история, прогресса.

Соч.: VAlogatott politikai irasai..., Bdpst, 1948; Valoga-tott irasai, Bdpst, 1956.

Лит.;Xe в е ш и М. А., Социологические взгляды Ваш-вари Пала, «Вопр. философии», 1959, № 9.

Т. Мадарас. Венгрия.

ВАЯНСКИЙ (Vajansky), Светозар [наст, фамилия— Гурбан (Hurban); 16 янв. 1847 —17 авг. 1916]—сло­вацкий писатель и публицист. Редактор «Narodnie noviny» и «Slovenske pohlady», на страницах к-рых выступал за нац. освобождение словаков от гнета Австро-Венгерской монархии. В. принадлежит за­слуга в деле ознакомления словацкого общества с культурой рус. народа. Не видя возможности нац. освобождения силами словацкого народа, В. пассив­но ожидал вмешательства России. За свое бесплод­ное панславистское мечтательство подвергся критике со стороны группы бурж. демократов, сплотившихся вокруг журнала «Hlas».

Соч.: Sobrane diela, sv. 1 —18, Turciansky Sv. Martin, 1936—49; State о svetovej literature, Brat., 1957. В рус. пер,— Душевное спокойствие, Харьков, 1910.

Лит.: V 1 с е k J., Dejiny literatury slovenskei, Brat., 1953. И. Стринка. Чехословакия.

«ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИ­СЕЙ 1857—1858 ГОДОВ), известно также под назв. «Введение к „К критике политической экономии"» и «Введение к критике политической экономии» — вы­дающееся произведение К. Маркса, в к-ром рассмат­риваются общетеоретич. и методологич. проблемы по-литич. экономии, имеющие принципиальное значе­ние для понимания основ философии диалектич. и историч. материализма. «Введение» написано в авг.— сент. 1857 и представляет собой начало экономич. рукописей 1-857—58, опубликованных на языке ори­гинала под назв. «Основные черты критики поли-


230 «ВВЕДЕНИЕ» (ИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РУКОПИСЕЙ 1857—1858 ГОДОВ) - ВЕББ


тической экономии» [черновой набросок] (К. Marx, «Grundrisse der Krilik der politischen Okonomie», [Rohentwurf], M., 1939. Рус. пер., сделанный по этой публикации, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 709—38). «Grundrisse...» писались в условиях приближения мирового экономич. кризиса 1857, с к-рым Маркс связывал перспективы револю­ции в Европе, и явились первым черновым наброс­ком «Капитала». Маркс предполагал опубликовать результаты своих 15-летних исследований в форме большого труда под назв. «К критике политической экономии», издаваемого отд. выпусками. В 1859 вы­шел первый выпуск, остальная часть плана осущест­вилась в виде 4 тт. «Капитала». В янв. 1859 в преди­словии к «К критике политической экономии» Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по более основательном размышле­нии решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны быть доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет сле­довать за мной, должен решиться восходить от част­ного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 13,с. 5). Т. о., «Введение» является наброс­ком «общего введения» к «К критике политической экономии». В заменившем его «Предисловии» Маркс изложил ход своих политико-экономич. занятий и дал классич. формулировку осн. положений материали-стич. понимания истории. Взгляды, близкие к со­держанию «Введения», были развиты в написанной п опубликованной в авг. 1859 рецензии Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст «Введения» был опубл. в 1903, а рус. пер.—в 1922.

Содержание «Введения» исключительно богато: проблемы политич. экономии, диалектич. метода, историч. материализма, эстетики. В нем получили дальнейшее развитие идеи «Экономическо-философских рукописей 1844 года», «Немецкой идеологии» (1845— 1846), «Нищеты философии» (1847). «Введение» состоит из 4 разделов. В первых двух разделах Маркс опреде­ляет предмет политич. экономии прежде всего как материальное произ-во; доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определен­ное. Маркс раскрывает диалектич. взаимосвязь произ­водства, потребления, распределения и обмена и пока­зывает, что эти категории представляют собой единст­во, в к-ром произ-во является определяющим момен­том, и что потребление, распределение и обмен являют­ся моментами самого процесса произ-ва, рассматривае­мого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич. экономии робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва, потребления, распределения и обмена. В важнейшем для философии 3-м разделе («Метод политической экономии») Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рас­смотрения экономич. категорий, выясняет соотно­шение абстрактного и конкретного в объективной действительности и развитии познания, соотношение процесса действит. развития и процесса познания дей­ствительности, соотношение истории и теории науки, соотношение исторического и логического и подвергает критике идеалистич. диалектику Гегеля; на этой осно­ве Маркс формулирует осн. закономерности диалек-тико-материалистич. метода исследования и изложе­ния (см. Восхождение от абстрактного к конкретно­му). Этот раздел имеет тем большее значение, что ос­тался неосуществленным высказанный приблизитель­но в это же время Марксом замысел, когда-нибудь из­ложить на двух-трех печатных листах содержание диалектич. метода (см. письмо Маркса Энгельсу от 14 янв. 1858). 4-й раздел, в к-ром предполагалось рас­смотреть диалектику таких категорий, как производит. С1"лы и производств, отношения, государство и


право, формы сознания, остался незаконченным. В
этом разделе сформулированы важнейшие положе­
ния марксистской эстетики о соотношении мате­
риального и художеств, произ-ва, о неравномерности
развития общества и иск-ва. «Введение» дает наи­
более полное и глубокое изложение взглядов Маркса
на метод науч. исследования. Выработанные здесь
положения Маркса о предмете и методе политич.
экономии получили дальнейшее развитие в преди­
словии к 1-му и в послесловии ко 2-му изд. 1-го т.
«Капитала» и в кн. Энгельса «А нты-Дюринг» (отд. 2,
гл. 1). Г. Багатурия. Москва.

ВВЕДЕНСКИЙ, Александр Иванович (1856—7 марта 1925) — рус. философ и психолог, неокантианец. Проф. Петербургского ун-та (1888), пред. Санкт-Петербургского филос. об-ва (1899). Начиная с ма­гистерской дисс. «Опыт построения теории материи на принципах критической философии» (ч. 1, 1888), развивал идеи кантовской философии, называя свою филос. систему «логицизмом». В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) В. утверждал, будто чужая душевная жизнь никаких объективных призна­ков не имеет и потому недоказуема. Исходя из этого, В. в соч. «Психология без всякой метафизики» (1914) критиковал справа эмпирич. экспериментальную пси­хологию. В. выступал против атеизма. В логикеВ.— последоват. идеалист («Логика, как часть теории по­знания», 1909, 3 изд., 1917).

Соч.: Атомизм и энергетизм (По поводу речи В. Остваль­да «Несостоятельность научного материализма»), СПБ, 1896; Спор о свободе воли перед судом критической философии. «Ж. М-ва народного просвещения», ч. 337, 1901, октябрь; Об атеизме в философии Спинозы, «Вопр. филос. и психол.», 1897, кн. 2(37); Судьбы философии в России, там же, 1898, кн. 2 (42); Философские очерки, 2 изд., Прага, 1924.

Лит.: В о д з и н с к и й Е. И., Русское неокантиан­ство и его реакционная сущность, «Вестн. ЛГУ», 1959, № 5, Сер. экон., филос. и права, вып. 1.

А Петровский. Москва.

ВЕББ, У э б б (Webb), — 1) Беатриса (22 янв. 1858—30 апр. 1943) — англ. экономист, обществ, деятельница. Еще в молодости В. обратилась к изу­чению социальных вопросов, приняла участие в кол­лективной работе Ч. Бутса «Жизнь и труд народа в Лондоне» («Life and labour of the people in London», v. 1—9,1889—97), широко применив в ней метод кол­лективной устной анкеты (интервью).

Соч.: The cooperative movement in Great Britain, L., 1891 (рус. пер.— Кооперативное движение в Англии, СПБ, 1905); My apprenticeship, v. 1—2, Harmondsworth, [1938J.

2) С и д н е й (13 июля 1859 — 13 окт. 1947) — англ. экономист и социолог. Один из организаторов Фа­бианского об-ва (см. Фабианцы), член палаты общин (с 1922) и палаты лордов (с 1929). В 1924 и 1929—31 входил в состав пр-в Макдональда. Совместно с же­ной В. Вебб написал ряд трудов по истории брит, ра­бочего и профсоюзного движения. Веббы в своих ра­ботах, указывая на недостатки капиталистич. строя, призывают буржуазию к самоотречению, к отказу от той реакц. политики, к-рую англ. буржуазия на­чала, по словам Веббов, лишь после 1-й мировой вой­ны. Они выдвигают идею о постепенном торжестве социализма путем реформ и поправок к существую­щему строю (муниципализация и национализация). Веббы в период 1-й мировой войны, как и в англо­бурской войне, одобряли действия англ. империали­стов. Их переход на социал-шовинистич. позиции Ленин расценил как предательское действие по отно­шению к социализму (см. Соч., 4 изд., т. 28, с. 93, 408, 411). Большое влияние на Веббов оказала Великая Октябрьская социалистич. революция. Они отнеслись с симпатией к Сов. республике. После по­сещения СССР в 1932 выступили с книгой «Совет­ский коммунизм — новая цивилизация?» (1935, рус. пер. 1937), положительно оценивающей и освещаю­щей великие успехи сов. народа. Последняя книга


ВЕБЕР-ВЕДАНТА 231


П. Вебба «Правда о Советской России» («The truth about Soviet Russia», L.—N. Y., 1942), рассказывав­шая о героизме сов. людей, пользовалась большим ус­пехом в прогрессивных кругах Англии.

Соч.: (совм. с В. Webb) The history of trade unionism, N. Y.—L., 1920 (рус. пер.— История тред-юнионизма, вып. 1—5, М., 1922—25); Industrial democracy, [8 ed.], L.—N. Y.. 1920 (рус.пер.—Теория и практика английского трэд-юниониз­ма, т. 1, пер. с англ. (В.И. Ленина],СПБ, 1900, т. 2, СПБ, 1901); The prevention of destitution, [L., 1911 ]; A constitution for the socialist commonwealth of Great Britain, L.—N. Y., 1920; English poor law history, v. 1—3, L.—N. Y., 1927—29.

Лит.: R e i с h e 1 F., Der Sozialismus der Fabier, Hdlb., [1947].

ВЁВЕР (Weber), Альфред (30 июля 1868 — 2 мая 1958) — нем. бурж. социолог. Брат М. Вебера. Проф. Пражского (1904—07) и Гейдельбергского (с 1907) ун-тов.

Вначале В. выступил с соц.-экономия, теорией размещения промышленности, рассматриваемого в отрыве от общих законов капитализма («Теория раз­мещения промышленности» — «Uber den Standort dor Industrie!», Teil 1, 1909, рус. пер. 1926). Впоследст­вии он разработал общеметодологич. теорию—т. н. «социологию истории и культуры» («Проблемы со­циологии государства и культуры»—«ideen zur Staats-und Kultursoziologie», 1927; «Принципы социологии истории и культуры» — «Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie», 1951), в к-рой заметно влияние М. Вебера, Ницше и философии жизни. В история. процессе В. различал три сферы: «общественный процесс» (в к-ром гл. роль играют «естественные силы побуждений и воли народов»), «процесс цивилизации» (развитие техники, науки) и «культурное движение» (религии, системы идей, искусство и т. д.).

В. отрицал объективную закономерность в истории, считая ее «металогичной», т. е. недоступной разу­му. Несоответствие в уровне техники и культуры он объяснял «иррациональными» факторами: влиянием техники (Verapparatung) и народных масс, к-рые яко­бы вносят в общество «дух стадности» (Vermassung); коллективизм В. объявляет антиподом личности. Вы­ступая против фашистского нигилизма в культуре, В. в то же время большой опасностью считает демо­кратию, и поэтомуполитич. программа В. включает требование укрепления власти «слоя руководителей» (elitel. В кн. «Прощание с досовременной историей» («Abschied von der bisherigen Geschielite», 1946) и в особенности в последующих публичных выступлениях против социализма В. ратовал за руководящую роль амер. империализма в капиталистич. мире. В. оказал значит, влияние на бурж. социологию ФРГ и др. европейских стран.

Соч.: Kulturgeschichte als Kultursoziologie, Munch., [1950]; Der dritte oder der vierte Mensch, Munch., [1953]; F.lnftthrung in die Soziologie, Munch., [1955].

А. Мысливченпо. Москва.

ВЁВЕР (Weber), Макс (21 апр. 1864 — 14 июня 1920)—нем. бурж. социолог. Старший брат социоло­га А. Вебера. Научную деятельность начал в 80-х гг. 19 века; преподавал в Берлине, Фрейбурге, Гейдель-берге и Мюнхене. Диапазон исследований В. очень широк: вопросы истории х-ва и социальных форм, взаимодействие религии и социально-экономич. струк­туры общества («Собр. соч. по социологии рели­гии» — «Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie», т. 1—3, 1920—21), логика и методология обществ, наук («Собр. соч. по наукоучению» — «Gesammelte Auf­satze zur Wissenschaftslehre», 1922; «Собр. соч. по социологии и социальной политике» — «Gesammel­te Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik», 1924) и т. д.

Субъективно-идеалистич. социология В. предста­вляет собой соединение социологич. типологии (т. е. учения В. об идеально-типич. абстракциях, понятиях, к-рые создает исследователь для т^оретич. осмысления


изучаемой действительности) с неокантианским идио-графическим методом. Рассматривая социологию как подсобную дисциплину истории, В. отрицал объектив­ность законов обществ, развития. Социологич. по­нятия, по В., суть не отражение существ, черт объек­тивной реальности, а чисто условные, лишенные объ­ективного содержания «идеальные типы», создавае­мые сознанием для удобства систематизации сложной и иррациональной действительности. При выработке «идеальных типов» социолог руководствуется «цен­ностными идеями» своего времени.

Соединив неокантианский идиографизм с психо­логизмом Дилътея, В. заложил основы т. н. «понимаю­щей социологии», сводящей задачи социологич. ис­следования к познанию господствующих идей каж­дой данной эпохи. Он резко выступал против материа-листич. понимания истории, к-рое, по его мнению, якобы абсолютизирует роль материального фактора и классовой борьбы в обществе.

В противоположность марксистскому материали-стич. монизму В. отстаивал методологич. плюрализм, фактически маскировавший его субъективный идеа­лизм. Взгляды В., особенно его методология, оказали большое влияние на бурж. социологию, философию и историографию 20 в. (Зомбарт, Петрушевский, Ясперс, Арон п др.), а также послужили одним из идейно-теоретич. источников ревизионизма.

Соч.: Gesammelte politische Schrifte, Munch., 1921; Gesammelte Aufsatze zur Sozial-und Winrtschaftsgeschichte, Tubingen, 1924. Соч. в рус. пер.—Город, П., 1923; История хозяйства, П., 1923; Аграрная история древнего мира, М., [1923].

Лит.: Неусыхин А., Эмпирическая социология
Макса Вебера и логика исторической науки, «Под знаменем
марксизма», 1927, JMaJMe 9, 12: Данилов А. И., Проблемы
аграрной истории раннего средневековья в немецкой исто­
риографии конца XIX— начала XX в., [М., 1958], с. 96—105;
Jaspers К., Max Weber, [2 Aufl.], Bremen, 1946; Н е i n-
rictt D., Die Einheit der Wissenschaftslehre Max Webers,
Tubingen, 1952. И. Кон. Ленинград.

ВЁБЛЕН (Veblen), Торстин (30 июля 1857 — 3 авг. 1929) — амер. бурж. социолог и экономист. Проф. ун-тов в Чикаго, Станфорде и ун-та в штате Миссури.

В первых трудах («Теория праздного класса» — «The theory of the leisure class», 1899; «Теория дело­вого предпринимательства» — «The theory of bu­siness enterprise», 1904) В. с либерально-бурж. пози­ций критиковал отд. стороны монополистич. капи­тализма. Однако осн. труды В., вышедшие в период 1914—23, направлены на оправдание капитализма. В книге «Инженеры и система цен» («The engineers and the price system», 1921) В. вместо классовых про­тивоположностей выдвигал противоречия между технич. интеллигенцией и бизнесменами и призывал инженеров и техников изъять руководство хозяйст­вом и страной из рук бизнесменов. Для этого В. счи­тал необходимым и достаточным создать «генераль­ный штаб индустриальной системы», к-рый объединил бы в своих рядах технич. специалистов и возглавил их борьбу за политич. власть. Средство борьбы про­тив бизнесменов В. видел в «забастовке инженеров», к-рая должна, по его мнению.поставить пром. произ-во перед угрозой полного краха и принудить бизнес­менов мирно уйти из сферы производств, и обществ, деятельности. Мелкобурж. утопич. идеи В. в даль­нейшем легли в основу т. н. теории «управляющих» (см. Технократия).

Соч.: The instinct of workmanship and the state of the
industrial arts, N. Y., 1914; The higher learning of America,
N. Y., 1918; The vested interests and the state of the indust­
rial arts, N. Y., 1918; The place of science in the modern civi­
lisation. N. Y., 1919; Absentee ownership and business enterprise
in recent times, N. Y., 1923. I. Осипов. Москва.

ВЕДАНТА (санскритск., букв. — конец, заверше­ние Вед), у т г а р а-ми м а не а (санскритск., букв.— позднейшее, высшее исследование),—объективно-иде-алистич. система инд. философии. В истории инд. фи-


232 ВЕДАНТА-ВЕДАНТА-СУТРА


лософии В. широко использовалась для обоснования религии и борьбы с материализмом и атеизмом. В усло­виях складывающихся раннефеод. отношений идеа­лизм В., в особенности в учении Шанкары, служил для идеология, обоснования кастового строя, способ­ствовал формированию религии индуизма. Веданта берет свое начало в учениях Упанишад. Первое сис-тематич. изложение идей В. дано в приписываемой Бадараяне Веданта-сутре, к-рая вместе с Упани-шадами и Бхагавадгитой считается тройств, основа­нием В., образуя ранний этап ее истории. В даль­нейшем на эти три источника составляются ком­ментарии (бхашья). Самыми значит, из них являют­ся работы Шанкары и его учеников (до 11 в.), к-рые получили название адвайта-В. (недуалистич. В.). Важный этап в истории В. составляют работы Рама-нуджи и его последователей (до 18 в.). Основа учения Шанкары заключается в учении о безличном, абс. ду­хе — брахмане, являющемся конечной и единств, осно­вой бытия. Человеч.душа(атлян) тождественна с брах­маном и является его эмпирич. проявлением. Брах­ман характеризуется единством бытия (сат), сознания (чит) и ничем не возмутимого спокойствия, блажен­ства (ананда) и поэтому наз. сатчидананда. Матери­альный мир—это не часть брахмана или его эманация, но сам брахман в своем эмпирич. проявлении. По­скольку материальный мир не имеет в самом себе ос­нования для своего бытия, то он неистинен, а лишь видимость, иллюзия (майя) брахмана, к-рую, однако, обыденное сознание принимает за истину, подобно то­му, как незнающий человек принимает зачастую верев­ку за змею, монетку, мелькающую в руках фокусни­ка,—за множество монет или же отражение луны в вол-нахреки—за множество лун. Эта ошибка наз. авидъей — незнанием, заблуждением—и является, по Шанкаре, низшей, эмпирич. ступенью познания. В своем за­блуждении человек, принимая внешний мир за истин­ный, подчиняется законам его развития, считает себя его частью, оказываясь тем самым в зависимости от него. Однако на высшей ступени знания, когда че­ловек усвоит истину о субстанциальном единстве брахмана и атмана и проникнется ею, он уже не отождествляет себя с миром и, избавившись от оков эмпирич. круговорота жизни, делается свободным и сливается с брахманом, невозмутимо созерцая его проявления как игру, как мираж. Т. о., Шанкара исходит из наличия двух истин: низшей, или эмпирич., к-рая постигается обыденным сознанием и дает зна­ние только видимости — временного, преходящего бытия, и высшей, или духовной, постигаемой лишь в результате созерцания, размышления и интуиции, к-рая одна лишь ведет к реализации конечной истин­ной реальности — брахмана. Но эта высшая истина о мире как видимости брахмана, по признанию Шан­кары (см. его комментарии на «Vedanta Sutra», П. 1.27, S. В. Е., vol. XXXIV, Oxf., 1924), не может быть - получена путем логич. рассуждений, а должна быть принята на веру как откровение свящ. писания — Вед и Упанишад.

Рамануджа, сохраняя положение Шанкары о брах­мане как основе мира, несколько видоизменил уче­ние В., сделав ее более доступной для масс. Он гово­рил, что материальный мир и человеч. душа произо­шли из брахмана и являются его частями; они не ил­люзорны, а имеют реальное существование. Причина страдания и зависимости человека от материального мира не столько в незнании, сколько в недостаточной любви, преданности (бхакти) богу. При полном по­священии себя богу человек избавляется с его помощью от привязанности к внешним преходящим объектам и становится свободным. В учении Рамануджи В. приобретает теологич. окраску, но благодаря бо­лее конкретной и доступной форме и осуждению


кастового деления общества В. стала теоретич. знаменем антифеод, по своей социальной сущности, но религ.-сектантского по форме крест, движения бхакти, наиболее видными теоретиками к-рого в позднее средневековье были Кабир, Мадхва, Нимбар-ка, Валлабха, Чайтанья и др.

В новое время принципы В. развивали инд. фило­софы Раммохан Рай, Рамакришна, Вивекананда, Ауро-биндо Гхош, Радхакришнан, Бхагаван Дас и др. В. получила широкое распространение и признание в идеалистич. бурж. философии Запада (напр., у Шо­пенгауэра и др.), где она считается учением, с наи­большей полнотой и глубиной выражающим якобы свойственную инд. духу склонность к религ.-мистич., потустороннему мышлению. Во мн. странах, напр. в США, Англии, ФРГ, имеется целый ряд ведантийских центров и орденов, члены к-рых с помощью йоги пы­таются постигнуть «конечную первичную реаль­ность» — бога.

Лит.: История философии, т. 1—2, М., 1957, т. 1, с. 46— 47, 187—88, 195—96; т. 2, с. 575, 580; Д е й с с е н П., Ве­данта и Платон в свете кантовой философии, пер. [с нем.], [М., 1911]; Шанкара Ачария, Таттва-Бодха, или Познание бытия, 1пер.] с нем. перевода, Харьков, 1912; Чаттерджи С. иДатта Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955, с. 289—361; Радха-кришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 2,М., 1957, с. 382—689; History of philosophy, Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, t,., [1952], p. 272—428; The Vedanta Sutras. With the comment, by Sankaracharya. Transl. by G. Thibault, pt 1—2, Oxf., 1890—[1925] (The sacred books of the East, v. 34—38); Sankaracharya, Select ■vorks. Sanskrit text and English transl... by S. Venkatarama-nan, 4 ed., Madras, [1947]; Deussen P., Das System des Vedanta..., 2 Aufl., Lpz., 1906; В e 1 v a 1 k a r S. K., Lectu­res on Vedanta, Poona, 1929; Hiriyanna M., Outlines of Indian philosophy, L., 1952, p. 336—415.

H. Аникеев. Москва. ВЕДАНТА-СУТРА (Брахма-сутра, Шарира-ка-сутра, Шарирака-миманса, Утта-р а-м и м а н с а) — филос. трактат, считающийся тео­ретич. первоосновой идеалистич. школы веданта. Предполагаемым автором В.-С. является Бада-раяна.

Историки инд. философии считают, что В.-С. была составлена в период между 500—200 до н. э. Фрей­зер (R. W. Frazer, A literary history of India, 1898, p. 196) датирует ее приблизительно 400 до н. э. Нек-рые европ. индологи (Риттер, Якоби и др.) отно­сят В.-С. к 5—7 вв. Кит (A.B.Keith, The Kar-ma-MTmamsa, 1921, p. 5—6) утверждает, что дата жизни Бадараяны не может быть отнесена позднее чем ко 2 в. В В.-С. Бадараяна с объективно-идеали-стич. позиций сделал попытку систематизировать нек-рые разрозненные филос. мысли, содержащиеся в Упанишадах. В.-С. имеет 4 главы. В 1-й рассматри­вается теория брахмана, объясняется его природа, отношение к миру и индивид, душе, 2-я посвящена критике теоретич. положений противников веданты — чарваков, джайнистов, буддистов и др. В 3-й главе обсуждаются пути и средства (садхана) достижения брахма-видьи (см. Авидья). В ней встречаются объ­яснения перевоплощений, психологич. и телеологич. рассуждения и т. д. В 4-й главе рассматриваются результаты брахма-видьи.

В.-С. состоит из 555 сутр, каждая из к-рых содер­жит 2 или 3 слова. Сутры неясны и открывают возмож­ности для различных толкований. Для разработки уче­ния веданты были написаны комментарии, в каждом из к-рых доказывалась их совместимость с текстами «божественного откровения» (шрути) и сутрами. Ав­торы гл. комментариев — Шанкара, Рамануджа, Мадхва, Валлабха — были основателями самостоят, школ веданты.

Лит.: Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, гл. 7; Shastri S., Hundred and eight Upanishads, [Madras, 1883]; Ranade R. D.t A constructive survey of Upanishadic philosophy, Poona, 1926; Deussen P., Allgemeine Geschichte der Pmlosophie, Bd 1,


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...