Ведическая религия-reды 235 1 глава
TI 2—Die Philosophie der Upanischaden, Lpz., 1919; Thi- ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ — комплекс культовых действий, представлений о богах и связанных с ними религ.-филос. представлений, по-видимому, доклассового общества Индии, получивших отражение в Ведах. В. р. не представляет собой целостной системы, поскольку различные ее части и элементы возникали на протяжении мн. столетий, предшествовавших периоду создания самхит (вероятно, 9—7 вв. до н. э.). Представления и идеи В. р. явились тем материалом, на основе к-рого складывались впоследствии почти все религ. и религ.-филос. системы Древней Индии. Осн. объектами почитания и культовых действий в В. р. были боги и божества. Принятое в индологии деление богов В. р. основывается на представлении древних индийцев о расположении богов относительно 3 «небес»: неба, атмосферы (пространство между небом и землей — т. н. атарикша) и земли. К первой группе относятся Дьяус — «небо», В ару на — царь неба, поддерживающий вечный миропорядок,. Митра — бог солнца, к-рый выступает как «объединитель людей», бог Савитар, связанный с движением вод, создатель всего живого. В эту же группу входят Вивасват, боги-близнецы Ашвины, Адитьи и Вишну; в эпосе и брахманах говорится о перерождениях (аватарах) Вишну, одним из к-рых был Кришна. Вторую группу богов составляют: Индра—бог атмосферных явлений, обладающий всеми человеч. чертами; его осн. атрибуты — лук, стрелы и золотая колесница; тысячеглазый Рудра —бог грозы; Вайю — «ветер» и Парджанья—бог неба, туч и дождя. В третьей группе богов особо важная роль отводится Агни — богу огня и одновременно гл. богу—принимателю жертвоприношений. Брихаспати является богом жертвоприношений, домашним жрецом богов, Сома — обожествл. жертвенный напиток. Начиная с последней книги Ригведы, встречаются божества, локализация к-рых не определена относительно первых трех групп; поскольку эти божества не связаны с определ. конкретными предметами и олицетворяют качества или действия, они получили название «абстрактных», напр. Манью — «гнев», Тваштар •— «делатель», дающий форму всем вещам, и др. В более поздних частях Ригведы ясно отражено представление древних индийцев о душе, остающейся после разрушения тела и вместе с дымом погребального костра поднимающейся к «третьему небу», где сияет вечный свет и где обитают души предков во главе с богом Ямой. В Ведах имеются лишь слабые намеки на возвращение души на землю для новых рождений и смертей. В более поздних брахманах содержится учение о переселении душ. Однако представления о душе и загробном мире не получили еще этич. окраски, и царство Ямы еще не разделялось на рай (сварга) и ад (нарака). Осн. видом связи человека с божеством являлось жертвоприношение, представлявшееся древним индийцам гл. средством, с помощью к-рого от богов получали желаемое по принципу: «Я дам тебе, чтобы ты дал мне». В жертву приносились пища и питье. Большое место в богопочи-тании занимало пение гимнов различным богам.
В Атхарваведе, отражавшей представления, связанные с анимизмом, шаманством и демонологией, говорится о магич. обрядах и заклинаниях, о магич. силе и о средствах ее достижения, одним из к-рых является «тапас»— аскетизм. Особенностью ведич. пантеона является слабая индивидуализация богов, что выражено в перекрещивании их функций и олицетворяемых ими предметов. Слабая индивидуализация богов была связана с фак- том обращения к данному богу в данный момент как к единственному. Этому явлению дано название генотеизм. Возможно, однако, что редакция вед относилась уже к тому периоду, когда олицетворение сил природы стало уступать место тенденции к монотеизму. В В. р. нашло отражение и древнейшее инд. трехкастовое деление общества: различаются боги-воины (Индра, Маруты) и боги-жрецы (Агни, Брихаспати) и т. д. Возможно, что и три неба ведич. космологии также отражают трехкастовое деление инд. общества. Большое значение в В. р. занимает идея риты — универсального миропорядка, вечного закона, являющегося прототипом кармы. В космогонии исходным веществом является вода, из которой благодаря времени и желанию возникает остальной мир; эти абстрактные моменты, так же как и идея творения мира, впервые появляются в 10-й книге Ригведы.
Главной в этике В. р. является идея «враты» — правильного пути, правильного поведения, в основе к-рой лежит соблюдение обрядов. Позднее «врата» дифференцировалась в соответствии с кастовой принадлежностью древнего индийца. Лит.: Мюллер М., Шесть систем индийской филосо
ВЁДЫ (ведическая литература) (сан-скритск. веда—знание) — древнейшие памятники инд. лит-ры, являющиеся важнейшим источником для изучения религ. представлений и филос. идей древних индийцев. Написаны на др.-инд. (ведийском) языке. Возникновение В. относится к концу 2-го—1-й пол.1-го тысячелетия до н.э.Вопрос о социальной основе В.окончательно не решен. Складывавшиеся в течение мн. веков В., по-видимому, отражают доклассовый период в развитии инд. общества. Принято различать 3 этапа в истории ведич. лит-ры. Первый и наиболее древний из них отмечен созданием собственно В.— четырех крупных по объему сборников гимнов, молитв, жертвенных формул, заклинаний: Ригведа, Самаведа, Яджур-веда, Атхарваведа. Самым древним и наиболее значит, из них по ценности сообщаемых сведений из области философии, религии, истории, культуры и языка является собрание гимнов, известное под назв. Ригв'еды («Веда гимнов»), Ригведа включает 1 028 гимнов, разделенных на 10 мапдал, или циклов (инд. традиция предпочитает механич. деление текста на восемь частей — аштака). Известны две разновидности текста Ригведы: более древняя — самхита, представляющая собой текст, не разделенный на отд. слова, и более поздняя — падапатха, в к-рой искус- 234 ВЕДЫ ствснно устранены нек-рые затруднения фонетич. порядка и текст разделен на отд. слова. Не все части Ригведы однородны по содержанию. Известное единство составляют наиболее древние гимны 2—7-й мап-дал (т. н. фамильные гимны), расположенные в соответствии с установленной последовательностью богов (Агни, Индра и т. д.) и объединенные особым ком-позиц. приемом (принцип все возрастающего числа гимнов). Особое место занимает 9-я мандала, посвященная одному божеству — Соме-павамане. Поскольку в «фамильных» гимнах нет обращений к Соме и культ его играет первостепенную роль в Авесте, нек-рыс ученые полагают, что 9-я мандала—древнейшая в Ригведе (М. Винтерниц, В. Вюст), др. ученые отвергают эту т. зр., считая, что 9-я мандала составлена из гимнов, извлеченных из «фамильных» мандал (Г. Ольденберг, А. Кит). Об остальных мандалах можно с несомненностью сказать, что они сложились позже, чем 2—7-я мандалы. Установлено, что в 8-й мандале содержится более позднее включение — т. н. гимны Валакхилья. С др. стороны, ряд гимнов этой мандалы связан с более поздней 1-й мандалой. Самой поздней частью Ригведы является 10-я мандала, отличающаяся богатством содержания.
Осн. место в Ригведе занимают изложенные в вы-сокохудожеств. метрич. форме обращения к богам— Агни, Индре, Митре, Варуне, Соме, Ушас, Ашвинам, Марутам и др., восхваление сил, олицетворяющих разные стороны природы; боги приглашаются для участия в жертвенных возлияниях, к ним обращены просьбы о награде певцам и о каре врагам. К этим обращениям примыкают гимны о могуществе слова. Однако, кроме панегирич. гимнов и ритуальных описаний, в Ригведе содержится ряд космогонич. гимнов (о происхождении мира, о тех или иных явлениях природы и т. д.), а также отрывки, в к-рых учёные с полным основанием видят отд. историч. отголоски (см. III, 33; VI, 27; VII, 33; X, 75; VII, 18; I, 163 и др.). Нек-рые гимны имеют достаточно мирской характер (напр., исключит, по психологич. глубине и поэтичности гимн об игроке в кости—X, 34). Существ, интерес представляют и диалогич. гимны (особенно в 10-й мандале). Ригведа является ценным источником сведений о филос. и религ. представлениях древних индийцев. Несмотря на ее неоднородность, заключающуюся в переплетении элементов разных систем, она дает известные возможности для проникновения в осн. черты др.-инд. представлений об окружающем мире и выделения нек-рых этапов их эволюции. Структурный анализ Ригведы позволяет найти в древнейших частях В. сходство с др.-иранской религией, а также указывает на относительно развитые концепции, к-рые связывают Ригведу с послед, этапами в развитии филос. и религ. мысли в Индии. Абсолютная хронология Ригведы остается неясной. Более целесообразным является установление относит, хронологии отд. частей Ригведы. Отношение Ригведы к др. В. и к брахманам позволяет предположить, что Ригведа является наиболее древним памятником ведич. лит-ры. С др. стороны, успехи в установлении относит, датировки частей Ригведы создали возможность для установления ее абсолютной хронологии. Значение других В. несравненно меньше, чем Ригведы. В частности, Самаведа («веда мелодий») практически не имеет самостоят, значения, поскольку из 1549 ее гимнов только 75 отсутствуют в Ригведе. В Самаведе имеется отрывок, называемый Маханамньяс, к-рый по древности, видимо, не уступает самым ранним частям Ригведы. Немало гимнов Ригведы дублируется и в Яджурведе («веда жертвоприношений»), состоящей из двух отличных по тексту частей—Черной и Белой Яджурведы. Тем не менее, есть нек-рые основания
говорить об относит, самостоятельности этой В., проявляющейся в содержании (собрание формул, произносимых при жертвоприношении) и в форме (е Яджурведу включен ряд прозаич. отрывков). Гораздо более важным источником является Атхарва-веда («веда заклинаний»), не сразу завоевавшая себе равноправное место среди др. В. По своему характеру она существенно отличается от остальных В. Осн. место в ней занимают заклинания против демонов, врагов, болезней, змей и т. д., предполагающие веру в магию; наряду с этим есть и гимны, полные мистич. рассуждений. Атхарваведа была сложена в иной среде и в др. период по сравнению с Ригведой. Согласно мнению ряда ученых-, Атхарваведа является известным синтезом воззрений арийцев (ведийская традиция) и представлений народов неарийского происхождения, еще сохранявших свою первобытную веру. Именно поэтому Атхарваведа представляет собой источник первостепенного значения для изучения нар. верований, для исследования эволюции филос. и религ. идей в течение ведийского периода. К В. тесно примыкают т.н. брахманы, создание к-рых и составляет второй период в развитии ведич. лит-ры. Когда ведич. гимны перестали быть полностью понятными слушателям, возникла необходимость в комментариях. Так появились брахманы, в к-рых объяснялись взаимные отношения свящ. текстов, ритуальные подробности, их символич. смысл. Брахманы содержат в себе ряд пояснений, относящихся не только к определ. обряду, но и к соответств. месту в В., причем эти комментарии нередко имеют фило-логич., грамматич. или этимологич. характер. Естественно, что специфич. задачи брахман лишают их привлекательности в художеств, плане (если не считать отд. легенд и др. образцов повествоват. жанра, иногда встречающихся в брахманах) и придают им нек-рый оттенок формализма и педантичности. Несомненно, что период создания брахман отражает начало кризиса ведич. религии и расцвет ритуализма и жречества. Наиболее известными из брахман являются две, связанные с Ригведой, — Айтарея-брах-мана и Каушитаки-брахмана, содержащие целый ряд мифов и рассказов, из к-рых особенно известна история о Шунахшепе в Айтарея-брахмана; Тайтти-рия-брахмана, относящаяся к Черной Яджурведе, и особенно Шатапатха-брахмана, содержащая объяснения ритуалов Белой Яджурведы и ряд легенд и преданий (о потопе, о нимфе Урваши), определяющих исключит, место этой брахманы в ведической лит-ре. Меньшее значение имеют Джайминия-брахмана, Го-патха-брахмана и нек-рые др. произведения этого рода. Третий период в развитии ведич. лит-ры связан с созданием араньяк — книг о правилах поведения отшельников и особенно Упанишад — филос. трактатов, примыкающих к В. и как бы завершающих их (отсюда их назв. веданта — «конец вед»; ср. также филос. систему веданты, представляющую собой развитие мыслей, содержащихся в упанишадах). Несмотря на связь с В., Упаиишады, по существу, дают начало новому направлению в развитии филос. и религ. мысли, определившему многие послед, системы. Если в Упанишадах в центре внимания стоят филос. проблемы, то связанные с В. сутры (Шраутасутра, Грхьясутра, Дхармасутра) посвящены прежде всего ритуальным церемониям и отчасти проблемам права (Дхармасутра). Составленные во 2-й пол. 1-го тысячелетия до н. э., эти книги уже не относятся к В.: они составляют ведангу («части вед»), к к-рой также относятся 6 трактатов по фонетике, грамматике, этимологии, метрике, астрономии и ритуалу. Первостеп. значение В. и примыкающей к ним лит-ры для изучения др.-инд. философии, религии, ВЁЙГЕЛЬ-ВЕЙДЕНБАУМ 235 истории, культуры, лит-ры и языка определило глубокий интерес к В. как в Индии, где существует более чем двадцатипятивековая традиция изучения В., представленная именами Панины, Шанкары, Саяны {комментатор Ригведы), так и в др. странах. В Европе интерес к В. возник в нач. 19 в. [Г. Т. Колбрук (Англия), а позже Р. Рот, Т. Бенфей, Т. Ауфрохт, А. Вебер (Германия), М. Мюллер (Англия), Д. Уитни (Америка) и др.]. Работы этих авторов дали первые сведения о ведич. лит-ре. Дальнейший прогресс был связан с созданием в ряде стран нац. школ в изучении В. и с начавшейся дифференциацией в подходе к ним (исследования в области лит-ры, метрики, языка, философии, религии и т. д.). Крупнейшие ученые 2-й пол. 19— нач. 20 вв. Г. Грасман, Г. Ольденберг, А. Хиллебрандт, Р. Пишель, К. Гельднер, А. Людвиг (Германия), А. Бергень (Франция), М. Блумфилд (Америка), А. Кит, А. Макдонелл (Англия), а в последние десятилетия Л. Рену (Франция), И. Хертель, Г. Эртель, Г. Людерс, П. Тиме (Германия) и др. внесли существ, вклад в изучение В. В наст, время с полным основанием можно говорить о ведологии как о комплексе целого ряда наук, занимающихся изучением В. Лит.: Фортунатов Ф., Samaveda-Aranyaka Samhi-ta. Исследование, М., 1875; Рагозина 3. А., История Индии времен Риг-Веды, СПБ, [1905]; Восемь гимнов Риг-Ве-ды, пер. Н. В. Крушевского, Казань, 1879; Ларин Б., Из области ведийской поэзии, «Восток», 1924, № 4; Renou L., Bibliographic Vedique, P., 1931; D a n d e-k a r R. N., Vedic bibliography, Bombay, 1946; Aufrecht T h., Die Hymnen des Rigveda, Tl 1—2, 3 Aufl., В., 1955; Rig-Veda-samhita. The sacred hymns of the Brahmans together with the commentary of SayanaKarya, ed. by F. Max Miil-ler, t. 1—4, 2 ed., L., 1890—92; Oldenberg H., Die Hymnen des Rigveda. Bd 1 — Metrische und textgeschicht-liche Prolegomena, В., 1888; Winternitz M., Geschichte der indischen Literatur. Bd 1 — Einleitung. Der Veda..., 2 Ausg., Lpz., 1909;WiistW., Stilgeschichte und Chronologie des Rgveda, Lpz., 1928; Grassmann В., Worterbuch zum Rig-Veda, 3 Aufl., Wiesbaden, 1955; Der Rig-Veda. Aus dem Sanskrit ins Deutsche iibersetzt und mit einem laufen-den Kommentar versehen von K. F. Geldner, Tl 1—4, Camb. (Mass.), 1951—57; Rig-Veda repetitions,... with critical discussion by M. Bloomfield, pt. 1 — 3, Camb. (Mass.), 1916; Rigveda Brahmans. The Aitareya and Kausitaki Brahmanas of the Rigveda. Transl. from the original Sanskrit by A. B. Keith, Camb. (Mass.), 1920; Die Hymnen des Sama-Veda, hrsg. von Th. Benfey, Lpz., 1848; Yajurveda. The Veda of the black Yajus school..., transl.... by A. B. Keith, pt. 1—2, Camb. (Mass.), 1914; The texts of the white Yajurveda, transl. by R. T. H. Griffith, Benares, 1899; Atharvaveda samhita, transl.... by W. D. Whitney, [pt.] 1—2, Camb. (Mass.), 1905; Bloom-field M. and Edgerton F., Vedic variants, v. 1—3, Phil., 1930—35; The Satapatha-brahmana, transl. by J. Eggeling.pt. 1—5, Oxf., 1882—99; Les Upanishad. Texte et trad, sous la dir. du L. Renou, [t.] 1 — 15, P., 1943—52; The principal Upanlsads, ed... by S. Radhakrishnan, L., [1953]; Hillebrandt A., Vedachrestomatie, В., 1885; Renou L. et Filliozat J.. L'lnde classique, t. 1—2, P., 1947—53; Pischel R. und Geldner K. F., Vedische Studien, Bd 1—3, Stuttgart, 1889—1901; Hymns of the Atharva-Veda, transl. by M. Bloom-field, Oxf., 1897; Minard A., Trois enigmes sur les Cent chemins. Reclierches sur le Satapatha-Brahmana, t. 1—2, P., 1949—56; Macdonell A., A history of Sanscrit literature, N. Y., 1900; Renou L., Les ecoles vediques et la formation du veda, P., 1947; его же, Etudes vediques et panineennes, t. 1—4, P., 1955—58; его же, Gram-maire de la langue vedique, Lyon, [1952]; его же, His-toire de la langue sanskrite, Lyon — P., [1956]. В. Топоров. Москва. ВЁЙГЕЛЬ (Weigel), Валентин (1533— 10 июня 1588) — нем. философ-пантеист, предшественник Бё-ме. Связав нем. богословие (молодой Лютер, сгк-харт, Таулер) с натурфилос. взглядами Пара-цельса, В. развил учение, по к-рому бог — ничто до сотворения мира. Наряду с естеств. познанием, по В., существует познание бога, осуществляемое человеком, к-рый есть орудие самопознания бога. Условием такого познания является внутр. спокойствие: человек должен дать богу проявиться в нем. Эта идея пассивности импонировала нем. бюргерству; последователи В. образовали религ. секту «вейгелианцев» (G. Stiefel, ум. 1627; Е. Neth, ум. 1640, и др.). к-рые призывали к пассивному сопротивлению ортодоксальной религиозности. С оч.; Gesamtausgabe, Hg. v. W. E. Peuckertfs. 1.], 1957. Лит.: Israel A. M., Valentin Weigels Leben und Schriften, Zschopau, 1888; Meier H., Der mystische Spiri-tualismus Valentin Weigels, «Beitr. Forderung christl. Theolo-gie», Giitersloh, 1926, Bd 29, H. 4; Z e 11 e r W., Die Schriften Valentin Weigels, В., 1940; К г о d e 1 G., Die Anthropologic Valentin Weigels, [s. 1.], 1948 (Diss.). Г. Бартш. Берлин. ВЁЙГЕЛЬ (Weigel), Эрхард (1625—21 марта 1699)— ранний нем. просветитель, проф. математики в Иене, учитель Лейбница и Пуфендорфа. В. выступал против схоластики, к-рой он противопоставлял науку, сочетавшую разум и опыт. В. предложил классификацию наук, в основу к-рой он положил различие объектов наук (естественные, нравственные, словесные и сверхъестественные объекты). Своей попыткой применить принцип Эвклида к логич. категориям В. побудил Лейбница к его логич. изысканиям. В области педагогики был поборником введения в школах изучения математики, физики и родного языка (взамен латыни). Занятия математикой, по В., являются не только логич. операцией, но также этич. упражнением. Среди его многочисл. изобретений следует особо выделить улучшенный небесный глобус и астрономич. квадрант. Соч.: Analysis Aristotelica ex Euclide restituta..., Jenae, 1658; Mathematische Kunstubungen samt ihrem Anhang, Jena, 1670; Idea totius encyclopaediae, [Jena], 1671; Universi corporis pansophici prodromus..., Jenae, 1672; Universi corporis pansophici caput summum, Jenae, 1673; Corporis pansophici pantologia, Jenae, 1673; Aretalogistica. Die Tugend ubende Rechenkunst, Niirnberg, 1687. Лит.: Спекторский Е., Эргард Вейгель, забы ВЁЙДЕМЕЙЕР(\Уеус1етеуег),Иосиф (1818—20. VIII. 1866)—деятель нем. и амер. рабочего движения, первый пропагандист марксизма в США. Вначале примыкал к истинному социализму; сблизившись в Брюсселе с Марксом и Энгельсом (1846), вступил в «Союз коммунистов» (1847). Участвовал в революции 1848; позже эмигрировал в США, где в 1852 основал марксистский журнал «Революция», опубликовав в нем «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Маркса. Боролся против сторонников Вейтлинга и Лассаля, против сектантства и национализма в амер. рабочем движении, подготавливая, т. о., условия для создания амер. секции 1-го Интернационала. Принимал участие в гражданской войне в США 1861 — 65. Поместил в «Illinois Staatszeitung» серию статей, рассматривавших экономич. сторону вопроса о рабстве. В письме к В. (5 марта 1852) Маркс сформулировал то новое,что он внес в теорию классовой борьбы (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Избр. письма, 1953, с. 61—64). Маркс отзывался о В. как об «одном из лучших борцов немецкой рабочей партии» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, 1936, с. 19). Лит.: Маркс К., Предисловие ко второму изданию [книги] «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Редактору «Beobachter» в Штутгарт 28 ноября 1864 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, ч. 1, 1М-], 1936; е г о же, [Письма] Вейдемейеру, там же, т. 25, [м.], 1936; его же, [Письмо] И. Ф. Бек-керу 9 апр. 1860 г., там же; Письма И. Ф. Беккера, И. Диц-гена, Ф. Энгельса, К. Маркса и др. к Ф. А. Зорге и др., СПБ, 1907; Зорге Ф., Рабочее движение в Соединенных Штатах, пер. с нем., СПБ, 1907; Мерин г Ф., Карл Маркс, М., 1957; Obermann К., Joseph Weydemeyer. Pioneer of american socialism, N. Y., [1947]. „ А. Панфилова. Москва. ВЕИДЕНВАУМ (Veidenbaum), Эдуард (3 окт. 1867—24 мая 1892)—латышский революционный поэт и мыслитель. Из крестьян. Большое влияние на формирование мировоззрения В. оказали труды рус. революц. демократов, особенно Чернышевского и Писарева. Учась (1887 — 91) в Дерптском (ныне 236 ВЕЙКАРД - ВЕКРЛИН Тартуский) ун-те, В. познакомился с революционно настроенными студентами, читал произведения Маркса и Энгельса, а также работы Плеханова, Каутского и Лассаля. Вместе с др. студентами В. основал лит.-науч. студенч. об-во, к-рое на своих заседаниях и в сб. «Ларец» («Purs») пропагандировало материализм, диалектику, дарвинизм. В трех номерах этого сборника (1891, 1892, 1894) были опубликованы статьи В. В популярной естеств.-науч. работе «Очерки о механике» («Арсе-rejuriii iz mechanikas», 1894) В., исходя из закона сохранения и превращения материи, опровергал идеалистов, признававших существование бога или «особых самостоятельных сил» вне материи. Материя и движение, согласно В., не могут существовать в отрыве друг от друга; «сознание, воля есть свойство материи, особая форма движения материи» («Purs», 1894, № 3, с. 106) и притом—высокоорганизованной материи. В. в общих чертах дал картину «бесклассового общества будущего», основанного на обществ, собственности на средства произ-ва. Понимая эксплуататорскую сущность бурж. гос-ва и необходимость уничтожения капитализма революц. путем, В. писал: «рабочие должны объединиться в особую политическую партию, которая должна стремиться к насильственному захвату власти правительством рабочего класса» (Соч., Цесис — Рига, 1926, с. 619, на латыш, яз.). Однако до марксизма В. не поднялся. Большую роль в развитии освободит, движения в Латвии сыграла революц.-критич. реалистич. поэзия В. Соч.: Raksti, Cesis — Riga, 1926; в рус. пер.: Избранное, Рига, 1953. Лит.: Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 843 — 46; Egle R., Eduards Veidenbaums dzlve un darba, Cesis— Riga, 1926; Vilsons A., Revolucionarais dzejnieks un do-matajs. Ed. Veidenbaums, Riga. 1955. П. Валескалн. Рига. ВЁЙКАРД (Weickard), Мельхиор Адам (27 апр. 1742—25 июля 1803) — нем. врач; жил в России, где был лейб-медиком имп. Екатерины II. Наряду с мно-гочисл. мед. трудами В. опубликовал также и филос. произведение — «Врач-философ» («Der philosophische Arzt», 1775—77, 3 Aufl., 1798—99), характеризующее его как представителя материалистич. идей в психологии. В. подчеркивал зависимость психич. процессов не только от физич. особенностей человеч. организма, но также и от внешних условий жизни, воспитания, климата и т. п. С о ч.: Gemeinniitzige medizinische Beitrage, Frankf. — ВЁЙТЛИНГ (Weitling), Вильгельм (5 окт. 1808—22 янв. 1871) — нем. коммунист-утопист, революционер. По профессии портной. В. участвовал (с 1836) в тайных «Союзе отверженных» и «Союзе справедливых». По поручению последнего написал соч. «Человечество, каково оно есть и каким оно должно быть» («Die Mensch-heit, wie sie ist und wie sie sein sollte», 1838, рус. пер. [1906]). Вынужденный эмигрировать из Германии, В. вернулся на родину в начале революции 1848, но после ее поражения уехал в Нью-Йорк. В США нек-рое время занимался пропагандистской деятельностью среди нем. эмигрантов, создавая рабочие орг-ции и комму-нистич. колонии. В. редактировал ряд периодич. изданий: «Hilferuf der deutschen Jugend» (1841), «Die junge Generation» (1842—43), «Der Urwahler» (1848; продолжение — «Urwahler-Zeitung», 1849—50), «Republik der Ardeiter» (1850—55). После неудачи своих начинаний В. отошел от рабочего движения. Разрабатывая свою систему утопич. коммунизма, изложенную в гл. соч. — «Гарантии гармонии и свободы» («Garantien der Harmonie und Freiheit», впервые изд. в Веве [Швейцария] в дек. 1842; последующие издания: Веве, 1845; Гамбург, 1849; юбилейное изд. — Берлин, 1908, с предисл. Меринга; последнее изд.—Берлин, 1955), В. находился под воздействием.Бабе <j5a, фурьеризма и сен-симонизма. Он подверг критике расточительность капиталистич. системы хозяйствования, порожденной принципом частной собственности и наемного труда, ееэкономич. и социальные противоречия, равно как и обусловленную теми же причинами безнравственность в отношениях полов. Новый социальный строй будет, по В., основан на принципе полного удовлетворения природных склонностей каждого и их использования в интересах общества, что, по мысли автора, приведет к всеобщей гармонии и благоденствию. Общество будущего представляется В. союзом трудовых семей, в нем нет правительства, а есть управление, поручаемое наиболее сведущим его членам. Вместо политич. выборов здесь проводятся испытания деловой пригодности, вместо навязанных сверху законов действуют осознанные членами общества обязанности, вместо денег обращаются трудовые боны. В. не только рисовал план будущего общества, но и систему мероприятий переходного периода. Все эти построения связываются у В. с освободит, революц. борьбой рабочего класса, однако они лишены, подобно большинству утопий его предшественников и современников, историзма. Антиисторизм и догматизм привели В. к тому, что он пренебрежительно относился к науке, игнорировал необходимость бурж.-демократич. этапа революции в Германии, переоценивал роль личности в революц. движении и свое обоснование коммунизма дал в мистич. форме — как осуществление заветов христианства. Все же Энгельс высоко оценивал историч. значение «вейтлинговского коммунизма» как «первого самостоятельного теоретического движения германского пролетариата» (Маркс К. и Э н-г е л ь с Ф., Избр. произв., т. 2, 1955, с. 323), а Маркс считал гл. соч. В. «беспримерными блестящим литературным дебютом немецких рабочих» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 444). В то же время Маркс и Энгельс подвергли учение В. критике, поскольку с возникновением науч. коммунизма сектантское учение В. стало тормозить развитие рабочего движения, и относили учение В. к числу «догматических абстракций» (там же, с. 379).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|