Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ведическая религия-reды 235 2 глава




С оч.: Евангелие бедного грешника, пер. [с нем.1. СПБ, 1907; Brief an die Landsleute, N. Y., 1847; ¥An Nothruf an die Manner der Arbeit und der Sorge, N. Y., 1847.

Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф, Соч., т. 16, ч. 1,
с. 211 —16; Бонч-Бруевич (Величкина) В. М.,
Борец за свободу. Вильгельм Вейтлинг. 4 изд., М., 1922;
Мер инг Ф., Вильгельм Вейтлинг, в его кн.: История
германской социал-демократии, [2 изд.], т. 1, М., 1920;
История философии, т. 3, [М.], 1943, с. 58 0 — 92; К о р н ю О.,
Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность,
пер. с нем., т. 1, М., 1959; Калер Э., Вильгельм Вейт­
линг. Его жизнь и учение, пер. с нем., ТТ., 1918; М е ti­
ring F., Einleitung zur Jubilaumsausgabe der «Garantien
der Harmonie und Freiheit», В., 1908; Jo ho W., Traum
von der Gerechtigkeit. Die Lebensgeschiclite des Handwerks-.
gesellen, Rebellen und Propheten Wilhelm Weitling, [В.], 1956;'
P r e u s s W., Wilhelm Weitling, Wedel in Holstein, [s. l.|,
1946. И. Зилъбетрфарб. Москва.

ВЁКРЛИН (Wekhrlin, Weckherlin), Вильгельм Люд­виг (7 июля 1739—24 февр. 1792)—радикальный нем. просветитель. Находился под сильным влиянием Спи­нозы и Вольтера. Издавал журналы «Седое чудовище» («Graues Ungeheuer», 1784—87) и«Гиперборейские пись-


ВЕЛЛАНСКИЙ — ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 237


ма» («Hyperboraische Briefe», 1788—90). В. резко высту­пал против обскурантизма, пропагандировал атеистич. идеи. В политич. вопросах не имел ясной программы, считал, что деление на бедных и богатых неискоре­нимо; долгое время был убежден в прогрессивности абсолютной «просвещенной» монархии, однако стал впоследствии сторонником франц. революции. За свою публицистич. деятельность подвергался аре­стам и тюремному заключению. Произведения В. (наиболее значительное — «Ансельм РабиозуС Пу­тешествие по верхней Германии» — «Anselmus Rabi-osus. Reise durch Oberdeutschland», 1778) порле его смерти не переиздавались.

Лит.: R e i m a n n P., Hauptstromungen der deutsChen Li-teratur. 1750—1848, В., 1956, S. 109—25. А. Гулыга. Москва.

ВЕЛЛАНСКИЙ (К а в у н н и к), Данило [Михай­лович (11 дек. 1774 — 15 марта 1847) —- русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г- Бор-зне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной акаде-маи. (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796 — 1802), а также в Гер­мании (1802—05), где слушал лекции Шеллинга и Ст~еффен-са. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814—37) Петер­бургской мед.-хирурпгч. ака­демии.

В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеа­лизма, близкого к дгеллин-говскому («Опытная, наблю­дательная и умозрительная физика», 1831, с. 1, 20 и др.; «Пролюзия к медицине как основательной науке», 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи («Биологическое исследование природы...», 1812, с. 6—9). Порожденная абсолютным началом — богом, материя развертывается как природа, не-органич. и органич., приходящая в результате К чело­веку («Опытная... физика», с. 649, 660, 788; «Основное начертание...», 1836, с. 9, 374—75). Исходя из идеа-листич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познавае­мость мира («Пролюзия...», с. 25, 27, 28, 39—40; «Био­логическое исследование...», с. 5, 315; «Предуведомле­ние» к «Обозрению главных содержаний философиче­ского естествопознания», 1815, с. 3—6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма («Биологическое исследование...», с.#7—88, 90, 317; «Пролюзия...», с. 17—19, 33; «Осн. начерта­ние...», с. 149—50,215, 231—32), В. отдавал предпочте­ние рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития («Про­люзия...», с. 14—15, 16; «Опытная... физика», с. 1, 3, 8, 18, 38—39; «Основное начертание...», с. 2—3, 239—240, 248; «Биологическое исследование», с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т. н. любомудров и др.; его идеализм, натурфилос. взгляды критиковались представителями материализ­ма и опытной науки — Ф. [обским] («Биологическое исследование природы... Даниила Велланского», СПБ, 1812, «Санкт-Петербургский вестник», 1812, ч. 2, № 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимови­чем и др.

Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1,
СПБ, 1886; ВеселовскийК., Русский философ Д. М. Вел-
ланский, «Русская старина», 1901, № 1; Л у н к е в и ч В. В.,
От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биолопМ, т- 3,
М.—Л., 1943; Коштоянц X. С. Очерки по истории" физио­
логии в России,М.—Л., 1946, гл. 3. 3. Каменский. (Москва.


ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих (21 июня 1864— 19 июля 1945) — нем. историк и теоретик иск-ва, последователь формалистич. и идеалистич. «всеобщей науки об искусстве», основанной Э. УтицемяМ. Дес-суаром. Проф. в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Первоначально стоял на позициях идеалистич. истолкования иск-ва на основе «психологии эпохи» или «жизненного чув­ства эпохи» («Ренессанс и барокко» — «Renaissance und Barock», 1888,рус. пер. 1913; «Классическое искус­ство» — «Die klassische Kunst», 1899, рус. пер. 1912). Позже под влиянием идеалистич. теории видения Фид-лера стал объяснять стили иск-ва на основе харак­терных для разных эпох субъективных «оптических форм видения» и вытекающего из них «формотвор­чества». В гл. работе В. «Основные понятия истории искусства» («Kunstgeschiehtliche Grundbegriffe», 1915, рус. пер. 1930) стилистич. характеристику иск-ва Воз­рождения и барокко В. сводит к пяти парам противо­положных друг другу формальных категорий (линей­ность и живописность, плоскостность и глубинность и т. д.). В. считал, что предпосылкой художеств, творчества является различное для разных народов и рас стихийное чувство формы («Die Kunst der Renais­sance. Italien und das deutsche Formgeftihl», 1931, в рус. пер.—«Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса», 1934).

Теоротич. рассуждения В. об эстетич. преимуще­ствах иррационализма и экспрессионизма перед рацио­нализмом и реализмом получили распространение в теории и практике формализма.

Соч.: Die Kunst Albrecht Dtirers, 4 Aufl., Munch., 1920; Истолкование искусства, пер. с нем.. М., 1922.

Лит.: Landsberger F., Heinrich Wolfflin, В., 1924;
Concinnitas, Beitrage zum Problem des Klassisehen, Basel,
1944.. И. Maya. Москва.

ВЕЛЯМОВИЧ, Владимир Викторович (1 июня 1854— г. смерти неизв.) — рус. эстетик-позитивист. В 1878 выпустил книгу «Психо-физиологические осно­вания эстетики. Сущность искусства, его социальное значение и отношение к науке и нравственности», СПБ, (ч. 1—2), где с вульгарно-материалистич. позиций вы­ступал против мистики в науке и прежде всего в эстетике. В. рассматривал человеч. дух как «деятель­ность тела».(с. 214), полагая, что существ, элементы красоты сводятся к процессам, происходящим в нервной системе; определял прекрасное как «полез­ное, полезность которого выражается сложною сово­купностью оптических или акустических принципов» (с. 49). Различие идеалов красоты у людей В. объ­яснял близко к Чернышевскому — из социальных различий, но в критике эстетики Тана опирался на Спенсера; подчеркивал в художеств, произведении «начала выразительности». Работа В. подверглась кри­тике как официальной печатью, так и представителями передового лагеря (В. В. Стасов, Собр. соч., т. 2, 1894, столб. 413—19) и не была закончена (вместо 3 частей опубликовано только 2).

Лит.: Венгеров С. А., Источники словаря русских
писателей, т. 1, СПБ, 1900. А. Сидоров. Москва.

ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕН­НАЯ МЫСЛЬ. Истоки прогрессивных традиций вент, философии относятся к эпохе Возрождения. Поэт-гуманист Янус Паннониус (1434—72) писал стихи на лат. языке. Он был известен в Европе как представи­тель свободомыслия Возрождения, проповедовавший антиклерикальные эпикурейские идеи. Венг. мысли­тель эпохи Реформации и Контрреформации А пацаи Чери был последователем англ. пуританизма, фило­софии Декарта, борцом за просвещение народа, выступал против обществ, и культурной отста­лости. В гл. труде «Венгерская энциклопедия» (С s e -re, Janos Apaczai, Encyclopaedia, 1653) он развивал проблемы логики и педагогики.


238 ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ


Опираясь на франц. материализм 18 в., венг. про­светители отстаивали последовательно материа-листич. мировоззрение. Первым представителем венг. Просвещения был философ-материалист Вешенъеи. В филос. очерках и лит. произведениях Бе-шеньеи выступал против религии, церкви, феод, гнета, защищал нац. независимость Венгрии; он пе­ревел на венг. язык отрывки из соч. Гольбаха «Си­стема природы». В 90-х гг. 18 в. под влиянием франц. революции в Венгрии возникло респ. революц. дви­жение, одним из первых организаторов и идеологов к-рого был Мартиноеач. В соч. «Философские мемуа­ры, или Разоблаченная природа» (I. Martinovics, Memoires philosophiques ou la nature devoilee, 1787)под влиянием Гольбаха Мартинович развивал метафизич.-материалистич. взгляды по вопросам теории познания. Он стоял на позициях атеизма и стремился дать ма-териалистич. объяснение совр. ему проблем естест­вознания, в первую очередь биологии. Пропагандистом идей Просвещения являлся также поэт Чоконаи-Витез (1773 — 1805).

Жестокое подавление респ. движения 90-х гг. 18 в. и наступление реакции приостановили революц.-про-светительскую пропаганду в Венгрии. На первый план выдвинулось влияние нем. романтизма. Однако победа реакции не сняла с повестки дня жгучих воп­росов обществ, развития Венгрии — ликвидации фео­дализма и завоевания нац. независимости. В 1-й пол. 19 в. происходило медленное, но все усиливающееся развитие капитализма, особенно в с. х-ве. Проблемы обществ, прогресса и нац. независимости снопа стали центром идеологич. борьбы, находя свое выражение прежде всего в области развития нац. языка и лит-ры. С требованием реформы выступали и отд. слои венг. дворянства. В этот период, получив­ший название «эпохи реформ», выступал поэт, критик и философ Кёльчеи (1790—1838), к-рый со­четал в своем творчестве идеи бурж. прогресса и пац. независимости. Его обществ.-политич. идеи были свя­зывающим звеном между венг. просвещением конца 18 в. и революц. демократией 1848. Кёльчеи занимался изучением эстетики, этики и истории философии. Деятель бурж. движения Сеченьи (1791 — 1860) пред­ложил программу реформ крупного землевладения. В то же время он считал возможным осуществление бурж. прогресса без революции и завоевания политич. независимости страны. Вождь бурж. революции и освободит, войны 1848—49 Кошут (1808—94) считал условием завоевания нац. независимости развитие отечеств, пром-сти и выступил с требованием ликвида­ции крепостничества. В это время больших успехов до­стигло естествознание. Математик Я. Бойац (Больяй) параллельно с Лобачевским разработал ряд проблем неэвклидовой геометрии. В «эпоху реформ» в Венгрии получил распространение идеалисм Гегеля, а затем философия гегельянцев. Влияние левого гегельянства выражено в творчестве Эрдейи, эстетика к-рого осно­вывалась на объективно-идеалистич. историзме. Он отстаивал народность лит-ры и первым попытался создать историю венг. философии.

Представителями революц. демократизма являлись наиболее последоват. борцы за осуществление ре­волюции в Венгрии — Петёфи, Вашеари и Танчич. В их мировоззрении революц. демократизм сочетал­ся с утопич. социализмом. Революц. демократизмом проникнута поэзия Петёфи. В мировоззрении поэта идея нац. независимости сочеталась с идеей «всемирной свободы». Петёфи боролся не только за раскрепощение крестьян, но и против всякого угнетения и эксплуа­тации, призывая к нар. революции. На историко-филос. взгляды соратника Петёфи — Вашвари — боль­шое влияние оказало гегельянство. Вашвари обосно­вал революцию как естеств. развитие «мирового духа»,


употребляя это понятие в смысле «всемирной сво­боды». Он был сторонником утопич. социализма, осо­бенно идей Кабе. Выразителем интересов крепостного крестьянства был Танчич, к-рый вел борьбу за унич тожение крепостничества и популяризировал идеи утопич. социализма. Участник революции, словак Гарарик поддерживал идеи революц. демократизма, выступал с пропагандой материалистич. философии, критикой церкви и религии.

Революция 1848—49 проложила путь интенсивному развитию капитализма, к-рое происходило, однако, по «прусскому» пути, при сохранении остатков фео­дализма. Отсутствие нац. независимости чрезвычайно осложняло классовую борьбу в Венгрии.

После поражения революции и освободит, войны, в годы реакции и нац. гнета, революц.-демократич. тенденции были вытеснены либерализмом. Кемень (1814—74) проповедовал бесплодность революции, ссылаясь на то, что революция якобы чужда венг. духу,утверждал, что за всяким революц. выступлением кроется опасность пролетарской революции. Эшеёш, выступавший до революции с критикой бурж. обществ, отношений, после 1848 в соч. «Влияние господствую­щих идей 19 века на государство» (J. E о tv os, A XIX szazad uralkodo eszmeinek bei'olyasa az alladalomra) излагал идеи реакц. бурж. либерализма.

Создание в 1867 Австро-Венгрии представляло собой сделку венг. земельной аристократии и австр, буржуа­зии. Офиц. идеологией послереволюц. периода стал реакц. бурж. либерализм. Консерватизм в области философии проявлялся в господстве религ. учений и идеалистич. систем (неокантианство, позитивизм и т. д.). Бурж. демократизм развивался гл. обр. в творчестве поэтов и писателей. С позиций, близких к революц. демократизму, писатель Ади (1877—1919) подверг критике венг. капитализм, остатки фео­дализма и церковь.

Во 2-й пол. 19 в. па историч. арену выступил венг. рабочий класс. Одновременно с возникновением венг. рабочего движения начался процесс его соеди­нения с марксизмом. Первым пропагандистом марк­сизма в Венгрии был один из участников Парижской Коммуны 1871 Френкель (1844—96), к-рый руко­водил венг. рабочим движением и проповедовал идеи классовой борьбы и пролетарской революции. В нач. 20 в. в руководстве венг. с.-д. партии взял верх оппортунизм, перенимавший идеи между-пар. реформизма, в первую очередь нем. и австр. ревизионизма, и либеральные идеи бурж. радикалов. Бурж. радикализм подвергал критике феод, пере­житки, но эта критика велась с позиций идеали­зации бурж. демократии Запада и отрицания веду­щей роли рабочего класса. Представители бурж. радикализма Яси (1875—1957) и Сеиде (1879—1935) с позиций бурж. позитивистской социологии полеми­зировали с марксизмом, гл. обр. с учением историч. материализма о гос-ве. Крупнейшим представителем марксистской философии в период, предшествовавший возникновению коммунистич. партии, был Э. Сабо, сделавший важный вклад в дело пропаганды трудов Маркса и Энгельса в Венгрии. В дальнейшем он по­пал под влияние анархо-синдикализма.

Последоват. представителем диалектич. и историч. материализма в венг. рабочем движении выступила Коммунистическая партия, основанная 20 ноября 1918, под руководством Белы Куна. Распространение марк­систской философии, борьба с идеализмом и религией особенно усилились в период существования Венг. сов. республики 1919. Героич. борьба Венгерской советской республики, просуществовавшей 133 дня, обогатила значит, революц. опытом венг. и междунар. рабочее движение. После падения сов. республики Коммунистич. партия Венгрии в условиях контрре-


ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ - ВЕНСКИЙ КРУЖОК 239


волюц. террора вела активную борьбу против реакц.. бурж.-помещичьей политики и идеологии. Характер­ными чертами офиц. идеологии хортистского режима являлись: идеалистич. «история духа» (Секфю), оправ­дывающая контрреволюцию, крайний национализм и клерикализм. Ведущую роль в офиц. философии играли наиболее реакц. идеалистич. течения, непо­средственно поддерживавшие религию. Идеология контрреволюции была направлена своим острием про­тив теории и практики марксизма-ленинизма. Филос. деятельность марксистов-ленинцев в период между двумя войнами была неотъемлемой частью классовой борьбы в Венгрии. Венг. философы-марксисты Ру-даш (1885 — 1950), Реваи (1898—1959), Фогараши (1891 —1959), Мольнар (р. 1894) вели работу частью в эмиграции, частью в подполье. В центре их теоретич. деятельности находился анализ проблем обществ, раз­вития в Венгрии. Венг. коммунисты (Рудаш, Фогара­ши) выступали с критикой различных антимарксист­ских течений — народнич. идеологии, реформизма со­циал-демократов, участвовали в борьбе против новых разновидностей идеализма.

Освобождение Венгрии в 1945 явилось поворотным пунктом в развитии венг. философии. В идеологич. борьбе, отражающей классовую борьбу за диктатуру пролетариата, активно участвовали философы-мар­ксисты, критикуя национализм, фашизм и декадент­скую бурж. философию. В результате деятельности Коммунистич. партии начинается систематич. изуче­ние и разработка проблем диалектич. и историч. материализма. В период после 1945 Рудаш написал книгу об осн. принципах материалистич. мировоз­зрения и занимался марксистским обобщением дости­жений совр. естеств. наук [«Материалистическое миро­воззрение» (L. Pi u d as, Materialista vilagnezet, resz. 1, 1949), «Марксизм и естествознание» («Marxizmus es termeszettudomany», 1947, 3 kiad., 1948)]. Фогараши разрабатывал гл. обр. вопросы логики и выступал против «физич. идеализма» [«Марксизм и логика» (В. F о g а г a s i, Marxizmus 6s a logika, 1946), «Логика», 1951, рус. пер. 1959, «Материализм и „физи­ческий" идеализм» («Materializmus ез „fizikai" idea-lizmus», 1952)]. Проблеме историч. материализма посвящены работы Мольнара «Идеологическая пред-история исторического материализма» (Е. М о 1 и а г, A tortenelmi materializmus ideologiai elozmenyei», 1952) и «Основные философские вопросы исторического материализма» («A tortenelmi materializmus filozo-fiai allapproblemai», 1955).

Большой вред развитию марксистской философии в Венгрии нанес ревизионизм Лукача (р. 1885). Во­преки достигнутым им отд. результатам в области эс­тетики, истории лит-ры и философии он стоял на по­зициях ревизионизма как в философии, так и в лит. критике. Взгляды Лукача неоднократно подвергались критике. Выступления Лукача по вопросам рабочего движения в 20-х гг. критиковались Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 31, с. 142). В 1949—50 партия отклонила его оппортунистич. взгляды на развитие нар. демократии, а также его позицию в лит. критике, недооцениваю­щую социалистич. реализм. Сущность ревизионистских взглядов Лукача заключается в отказе от марксистско-ленинского принципа классовой борьбы в политике и философии. Его взгляды играли значит, роль в идео­логич. подготовке венг. контрреволюции 1956. Маркси­стские философы, выступающие с критикой ревизиони­стских взглядов Лукача, указывают на связь его поли-тич. оппортунизма и филос. ревизионизма. После 1956 венг. марксистская философия, преодолевая влияние догматизма, успешно борется против ревизионизма и враждебных филос. направлений в Венгрии.

В Ин-те философии АН Венгрии, на кафедрах ун-тов и в др. учреждениях проводится широкая работа по


изучению философии. Издаваемые в Венгрии центр, теоретич. орган партии журн. «Tarsadalmi Szemle», филос. журн. «Magyar Filozofiai Szemle» и др. публи­куют статьи ПО филос. вопросам. М. Макай. Венгрия.

ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович (14 сент. 1805—15 марта 1827) — рус. поэт и мыслитель. Вольнослушатель Моск. ун-та (1822—24), представи­тель т. п. любомудров (1823—25). В. живо инте­ресовался политикой и сочув­ственно относился к движе­нию декабристов, по подо­зрению в соучастии с к-рыми подвергся аресту (1826, но­ябрь). Герцен назвал В. «юно­шей, полным мечтаний и идей 1825 года» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 223).

Неоконч. работа В. «Письмо о философии» (1825) посвя­щена вопросу о предмете фи­лософии, задачей к-рой, по В., является сведение всех наук к одному началу, ис­следование «общего всем нау­кам», их «общей формы», понимаемой В. как «приведе­ние явлений в познание». Философия есть, т. о., «наука формы всех наук или наука познания вообще», «по­знание самого познания». Созвучно Шеллингу В. ставил вопрос: что всему причина — природа, из крой произошел ум, или наоборот,—и решал этот вопрос идеалистически: «...независимо от мира (орга­низованного) существует идея мира (организация)» (Полное собр. соч., 1934, с. 259, см. также с. 251—57).

В области эстетики, науки «о законах прекрас­ного» (там же, с. 254) В. выдвигал идею исто­рич. усложнения форм иск-ва, что ставилось им в связь с развитием обществ, форм и форм познания и противопоставлялось нормативности эстетики клас­сицизма («Разбор рассуждения г. Мерзлякова...», «Раз­бор статьи о „Евгении Онегине"», «Письма к Коше-леву», 1825, см. там же, с. 208—10, 224, 304 и др.). Выступая за народность и самобытность иск-ва, В. критиковал подражательность в иск-ве и требовал от него гражд. служения («Несколько мыслей в план журнала». «Ответ г. Полевому», там же, с. 216—18, 220, 237 и др.). Согласно В, в основе художеств, творений лежит идея (там же, с. 218, 224, 207), что обусловли­вает возможность науч. эстетич. критики. В. выска­зывал мысль о будущем обществе как «эпохе счастья», «нравственной свободы» («Анаксагор», «Разбор рас­суждения...», там же, с. 137, 216), когда путем совер­шенствования каждого народа будет достигнуто «благо общее» (неопубл. отрывок «Что написано пером...»). Соч.: Избранное, М., 1956; Полн. собр. соч., [М.—Л.], 1934 (Вступ. статья Д. Д. Благого).

Лит.: Чернышевский Н. Г., Поля. собр. соч.,
т. 2, М., 1949, с. 776, 780, 926—27; Белинский В. Г.,
Собр;. соч., т. 2, М., 1948, с. 165. 3. Каменский. Москва.

ВЕННА ДИАГРАММЫ — геометрич, (точнее—то-пологич.) иллюстрация отношений между классами (объемами понятий) с помощью системы взаимно пересекающихся кругов (или др. контуров), введен­ная в конце 19 в. англ. логиком Дж. Венном (J. Venn). Лит.: W e n n J., Symbolic logic,'2 ed., L.—N. Y., 1894; Кутюра Луи, Алгебра логики, пер. с франц., Одес­са, 1909.

ВЕНСКИЙ КРУЖОК — филос. кружок, в к-ром были разработаны основы логического позитисизма. Первоначально — семинар по философии (1922), орга­низованный при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та руководителем кафедры, физи­ком М. Шликом. Через год семинар перерос в кружок, посещаемый не только студентами но и преподава­телями ун-та. К 1925 сложилось постоянное ядро дискуссионной группы, к-рое и кладет начало направ


240 ВЕНСКИЙ КРУЖОКВЕРА


лению В. к. Кроме Шлика, в В. к. входили: Бергман, Нейрат, Ган, Вейсман, Гёделъ, Кауфман, Крафт, Фейгль и др. В. к. часто посещали Франк, Гемпель, позднее Айер. В 1926 в В. к. был приглашен Карнап, сыгравший впоследствии крупную роль в выработке осн. положений логич. позитивизма.

Теоретич. источники В. к.: 1) ранний «эмпи­ризм» и позитивизм (Юм, Конт, Дж. Ст. Милль);

2) субъективно-идеалистич. истолкование методо­логии эмпирия, науки (Мах, Пуанкаре, Дюгем);

3) символич. логика и логич. анализ языка (Лейбниц, Пеано, Фреге, Уайтхед, Рассел, Вит­генштейн); 4) аксиоматика (Паш, Пеано, Вайлати, Пьери, Гильберт). Т. о., первый этап теоретич. дея­тельности В. к. представлял собой процесс своеобраз­ного слияния махизма с различными идеалистич. течениями, возникшими в связи с кризисом оснований математики, сочетание с логицизмом и в результа­те — становление логич. позитивизма как определ. филос. течения. Члены В. к. объявили метафизически­ми все общие науч. понятия и положения, к-рые не могут быть выведены из неггосредств. индивидуально­го опыта, как, напр., осн. вопрос философии, пробле­ма познаваемости объективного мира, причинность и т. д. В основу учения были положены позитивист­ский принцип непосредств. наблюдаемости и т. н. принцип верифицируемости — проверки значения вы­сказывания. Члены В. к. пытались также на основе «метода логического анализа» создать единую, унифи-циров. науку, охватывающую как естеств., так и гу­манитарные знания. В 1929 был опубликован про­граммный документ В. к.: «Wissenschaftliche Weltauf-fassung. Der Wiener Kreis». В 1930 на 7-м междунар. конгрессе философии в Оксфорде логич. позитивизм впервые возвестил о своем возникновении. В этот пе­риод происходит офиц. оформление В. к. и уста­новление на единой субъективно-идеалистич. мировоз-зренч. основе тесных организац. и идеологич. связей с др. школами, группами и течениями в бурж. фило­софии: Берлинским обществом эмпирической фило­софии, организованным в 1928 Г. Рейхенбахом, А. Герцбергом и В. Дубиславом; львовско-варшав-ской группой; кембриджскими аналитиками (Англия); прагматистами, операционалистами; упсальской шко­лой, основанной в 1910 А. Хегерстромом и А. Фаленом (Швеция); мюнетерской логистич. школой, созданной Г. Шольцем, а также с отд. философами—Э. Кайла (Финляндия), Л. Ружье (Франция), Ф. Гонсет (Швей­цария), Й. Йёргенсен (Дания), Хун Цянь (Китай) и др.

Второй этап (с 1930) характерен выходом В. к. на междунар. арену, широкой устной и печат­ной пропагандой филос. установок логич. позити­визма. С 1930 В. к. выпускает под ред. Карнапа и Рейхенбаха спец. печатный орган «Erkenntnis». Члены В. к. устраивают ряд конгрессов (1-й —1929, Прага; 2-й— 1930, Кенигсберг; 3-й —1934, Прага; 4-й —1935, Париж; 5-й —1936, Копенгаген; 6-й — 1937, Париж; 7-й —1938, Кембридж, Англия; 8-й — 1939, Кембридж, США) и конференций, активно уча­ствуют во всех междунар. симпозиумах, где находят точки соприкосновения с представителями др. течений бурж. философии, намечают ряд общих периодич. изданий. С 1938 выходит «Международная энцикло­педия унифицированной науки» («International Ency­clopedia of Unified Science») и «Библиотека серии унифицированной науки» («Library of Unified Science series»). Вышло по 2 тома указанного издания.

В конце 30-х гг. ведущие члены В. к. начали соз­давать отд. школы логич. позитивизма в различных странах, особенно в США и Англии. Ряд антинауч. положений, выдвинутых участниками В. к., был использован для обоснования субъективно-идеалистич. принципов идеологии совр. монополистич. буржуазии.


Лит.: К га f t V., Der Wiener Kreis, W., 1950 (англ. пер,—
Vienna circle, N. Y., 1953); Jo r gen sen L., The develop­
ment of logical empiricism, Chi., 1951; N e u r a t h O.,
Le developpement du circle de Vienne et 1'avenir de l'empi-
risme logique, P., 1935; F r a n k Ph., Modern science and its
philosophy, Cambr.—L., 1950. В. Мшвениерадзе. Москва.

ВЕНЦЛЬ (Wenzl), Алоиз (р. 25 янв. 1887) — нем. философ-идеалист, представитель критического реализ­ма. Проф. Мюнхенского ун-та (1933—38 и с 1946). В своем гл. соч. «Философия свободы» («Philosophie der Freiheit», Bd 1—2, 1947—48) В. развивал идеали­стич. идею о специфике свободы, свойственной якобы каждому структурному слою бытия — неорганич. при­роде, органич. жизни, психич. и духовному слоям. Свобода, проявляющаяся в низших слоях как не­определенность и множество возможностей (В. ссылает­ся при этом на принцип неопределенностей Гей-зенберга и на теории виталистов), на высших ступенях выступает уже как «нравственная свобода» человека.

Соч.: Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist
als Probleme der Metaphysik, [2 Aufl. ], Hamb., [1949]; Die
philosophischen Grundfragen der modernen Naturwissenschaft,
Stuttgart, 1954. А. Мысливченко. Москва.

ВЕРА (Vera), Аугусто (4 мая 1813 — 13 июня 1885) — итал. философ-идеалист. Преподавал историю и фи­лософию в лицеях и ун-тах Франции и Италии. В. содействовал распространению гегелевской филосо­фии своими переводами на франц. яз. осн. трудов Гегеля: «Логики» (1859, 2 изд. 1874), «Философии природы» (1863—65), «Философии духа» (1874, с обширными введениями и комментариями). Влияние В. было значительно сильнее во Франции, нежели в Италии, где (гл. обр. в Неаполе) процветало левоге-гельянское направление, возглавлявшееся Б. Спавен-та, а правое гегельянство В. пользовалось малой по­пулярностью.

Соч.: Introduction a la philosophie de Hegel, P., 1885; L'Hegelianisme et la philosophie, Milan—P., 1SC1; Introduzione all filosofia della storia, Firenze, 1869: Problema dell'assoluto, v. 1—4. Napoli, 1872—82.

Лит.: Rosenkranz [C], Hegel's Naturphilosophie
und die Bearbeitung derselben durch den italienischen Philo-
sophen A. Vera, В., 1868; Mariano [R.], Strauss e Vera,
Roma, 1874; Gentile G., A Vera e l'ortodossimo hegeliano,
в его кн.: Le origini della philosophia contemporanea in Italia,
t. 3, 1—I neokantiani e gli liegeliani, Messina, 1921, pt. 2a,
cap. 2, p. 271—387. 3. Мелещенко. Ленинград.

ВЕРА — слепая убежденность в существовании сверхъестеств. мира (богов, духов, демонов и т. д.); характерная особенность всякой религии. Религия считает, что В. не нуждается ни в каких доказа­тельствах, т. к. покоится не на данных опыта или доводах разума, а на божеств, откровении и религ. догматах (см. Догматы религиозные). В. в корне противоположна науч. знанию (см. Наука).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...