Ведическая религия-reды 235 2 глава
С оч.: Евангелие бедного грешника, пер. [с нем.1. СПБ, 1907; Brief an die Landsleute, N. Y., 1847; ¥An Nothruf an die Manner der Arbeit und der Sorge, N. Y., 1847. Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф, Соч., т. 16, ч. 1, ВЁКРЛИН (Wekhrlin, Weckherlin), Вильгельм Людвиг (7 июля 1739—24 февр. 1792)—радикальный нем. просветитель. Находился под сильным влиянием Спинозы и Вольтера. Издавал журналы «Седое чудовище» («Graues Ungeheuer», 1784—87) и«Гиперборейские пись- ВЕЛЛАНСКИЙ — ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ 237 ма» («Hyperboraische Briefe», 1788—90). В. резко выступал против обскурантизма, пропагандировал атеистич. идеи. В политич. вопросах не имел ясной программы, считал, что деление на бедных и богатых неискоренимо; долгое время был убежден в прогрессивности абсолютной «просвещенной» монархии, однако стал впоследствии сторонником франц. революции. За свою публицистич. деятельность подвергался арестам и тюремному заключению. Произведения В. (наиболее значительное — «Ансельм РабиозуС Путешествие по верхней Германии» — «Anselmus Rabi-osus. Reise durch Oberdeutschland», 1778) порле его смерти не переиздавались. Лит.: R e i m a n n P., Hauptstromungen der deutsChen Li-teratur. 1750—1848, В., 1956, S. 109—25. А. Гулыга. Москва.
ВЕЛЛАНСКИЙ (К а в у н н и к), Данило [Михайлович (11 дек. 1774 — 15 марта 1847) —- русский ученый-медик и философ-идеалист. Род. в г- Бор-зне (Черниговская губ.) в семье ремесленника, учился в Киевской духовной акаде-маи. (1789), Петербургской медико-хирургич. академии (1796 — 1802), а также в Германии (1802—05), где слушал лекции Шеллинга и Ст~еффен-са. Состоял адъюнктом (1805), затем проф. (1814—37) Петербургской мед.-хирурпгч. академии. В своей натурфилософии В. исходил из объективного идеализма, близкого к дгеллин-говскому («Опытная, наблюдательная и умозрительная физика», 1831, с. 1, 20 и др.; «Пролюзия к медицине как основательной науке», 1805, с. 76). С этих позиций В. решал проблему пространства и времени, считая их неотрывными от материи («Биологическое исследование природы...», 1812, с. 6—9). Порожденная абсолютным началом — богом, материя развертывается как природа, не-органич. и органич., приходящая в результате К человеку («Опытная... физика», с. 649, 660, 788; «Основное начертание...», 1836, с. 9, 374—75). Исходя из идеа-листич. понимания тождества бытия и мышления, В. в полемике с агностицизмом провозглашал познаваемость мира («Пролюзия...», с. 25, 27, 28, 39—40; «Биологическое исследование...», с. 5, 315; «Предуведомление» к «Обозрению главных содержаний философического естествопознания», 1815, с. 3—6). Признавая необходимость, а вместе с тем и ограниченность эмпиризма («Биологическое исследование...», с.#7—88, 90, 317; «Пролюзия...», с. 17—19, 33; «Осн. начертание...», с. 149—50,215, 231—32), В. отдавал предпочтение рациональному познанию. В идеалистич. форме В. высказал диалектич. идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады, о двойственности явлений и борьбе полярностей как источнике развития («Пролюзия...», с. 14—15, 16; «Опытная... физика», с. 1, 3, 8, 18, 38—39; «Основное начертание...», с. 2—3, 239—240, 248; «Биологическое исследование», с. 5,7, 9, 12, 90, 295). Идеи В. оказали влияние на М. Павлова, т. н. любомудров и др.; его идеализм, натурфилос. взгляды критиковались представителями материализма и опытной науки — Ф. [обским] («Биологическое исследование природы... Даниила Велланского», СПБ, 1812, «Санкт-Петербургский вестник», 1812, ч. 2, № 4), физиком Э. X. Ленцем, Раевским, Максимовичем и др.
Лит.: Змеев Л. Ф., Русские врачи писатели, вып. 1, ВЁЛЬФЛИН (Wolfflin), Генрих (21 июня 1864— 19 июля 1945) — нем. историк и теоретик иск-ва, последователь формалистич. и идеалистич. «всеобщей науки об искусстве», основанной Э. УтицемяМ. Дес-суаром. Проф. в Базеле (с 1893), Берлине (с 1901), Мюнхене (с 1912), Цюрихе (с 1924). Первоначально стоял на позициях идеалистич. истолкования иск-ва на основе «психологии эпохи» или «жизненного чувства эпохи» («Ренессанс и барокко» — «Renaissance und Barock», 1888,рус. пер. 1913; «Классическое искусство» — «Die klassische Kunst», 1899, рус. пер. 1912). Позже под влиянием идеалистич. теории видения Фид-лера стал объяснять стили иск-ва на основе характерных для разных эпох субъективных «оптических форм видения» и вытекающего из них «формотворчества». В гл. работе В. «Основные понятия истории искусства» («Kunstgeschiehtliche Grundbegriffe», 1915, рус. пер. 1930) стилистич. характеристику иск-ва Возрождения и барокко В. сводит к пяти парам противоположных друг другу формальных категорий (линейность и живописность, плоскостность и глубинность и т. д.). В. считал, что предпосылкой художеств, творчества является различное для разных народов и рас стихийное чувство формы («Die Kunst der Renaissance. Italien und das deutsche Formgeftihl», 1931, в рус. пер.—«Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса», 1934). Теоротич. рассуждения В. об эстетич. преимуществах иррационализма и экспрессионизма перед рационализмом и реализмом получили распространение в теории и практике формализма. Соч.: Die Kunst Albrecht Dtirers, 4 Aufl., Munch., 1920; Истолкование искусства, пер. с нем.. М., 1922. Лит.: Landsberger F., Heinrich Wolfflin, В., 1924; ВЕЛЯМОВИЧ, Владимир Викторович (1 июня 1854— г. смерти неизв.) — рус. эстетик-позитивист. В 1878 выпустил книгу «Психо-физиологические основания эстетики. Сущность искусства, его социальное значение и отношение к науке и нравственности», СПБ, (ч. 1—2), где с вульгарно-материалистич. позиций выступал против мистики в науке и прежде всего в эстетике. В. рассматривал человеч. дух как «деятельность тела».(с. 214), полагая, что существ, элементы красоты сводятся к процессам, происходящим в нервной системе; определял прекрасное как «полезное, полезность которого выражается сложною совокупностью оптических или акустических принципов» (с. 49). Различие идеалов красоты у людей В. объяснял близко к Чернышевскому — из социальных различий, но в критике эстетики Тана опирался на Спенсера; подчеркивал в художеств, произведении «начала выразительности». Работа В. подверглась критике как официальной печатью, так и представителями передового лагеря (В. В. Стасов, Собр. соч., т. 2, 1894, столб. 413—19) и не была закончена (вместо 3 частей опубликовано только 2).
Лит.: Венгеров С. А., Источники словаря русских ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ. Истоки прогрессивных традиций вент, философии относятся к эпохе Возрождения. Поэт-гуманист Янус Паннониус (1434—72) писал стихи на лат. языке. Он был известен в Европе как представитель свободомыслия Возрождения, проповедовавший антиклерикальные эпикурейские идеи. Венг. мыслитель эпохи Реформации и Контрреформации А пацаи Чери был последователем англ. пуританизма, философии Декарта, борцом за просвещение народа, выступал против обществ, и культурной отсталости. В гл. труде «Венгерская энциклопедия» (С s e -re, Janos Apaczai, Encyclopaedia, 1653) он развивал проблемы логики и педагогики. 238 ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ Опираясь на франц. материализм 18 в., венг. просветители отстаивали последовательно материа-листич. мировоззрение. Первым представителем венг. Просвещения был философ-материалист Вешенъеи. В филос. очерках и лит. произведениях Бе-шеньеи выступал против религии, церкви, феод, гнета, защищал нац. независимость Венгрии; он перевел на венг. язык отрывки из соч. Гольбаха «Система природы». В 90-х гг. 18 в. под влиянием франц. революции в Венгрии возникло респ. революц. движение, одним из первых организаторов и идеологов к-рого был Мартиноеач. В соч. «Философские мемуары, или Разоблаченная природа» (I. Martinovics, Memoires philosophiques ou la nature devoilee, 1787)под влиянием Гольбаха Мартинович развивал метафизич.-материалистич. взгляды по вопросам теории познания. Он стоял на позициях атеизма и стремился дать ма-териалистич. объяснение совр. ему проблем естествознания, в первую очередь биологии. Пропагандистом идей Просвещения являлся также поэт Чоконаи-Витез (1773 — 1805).
Жестокое подавление респ. движения 90-х гг. 18 в. и наступление реакции приостановили революц.-про-светительскую пропаганду в Венгрии. На первый план выдвинулось влияние нем. романтизма. Однако победа реакции не сняла с повестки дня жгучих вопросов обществ, развития Венгрии — ликвидации феодализма и завоевания нац. независимости. В 1-й пол. 19 в. происходило медленное, но все усиливающееся развитие капитализма, особенно в с. х-ве. Проблемы обществ, прогресса и нац. независимости снопа стали центром идеологич. борьбы, находя свое выражение прежде всего в области развития нац. языка и лит-ры. С требованием реформы выступали и отд. слои венг. дворянства. В этот период, получивший название «эпохи реформ», выступал поэт, критик и философ Кёльчеи (1790—1838), к-рый сочетал в своем творчестве идеи бурж. прогресса и пац. независимости. Его обществ.-политич. идеи были связывающим звеном между венг. просвещением конца 18 в. и революц. демократией 1848. Кёльчеи занимался изучением эстетики, этики и истории философии. Деятель бурж. движения Сеченьи (1791 — 1860) предложил программу реформ крупного землевладения. В то же время он считал возможным осуществление бурж. прогресса без революции и завоевания политич. независимости страны. Вождь бурж. революции и освободит, войны 1848—49 Кошут (1808—94) считал условием завоевания нац. независимости развитие отечеств, пром-сти и выступил с требованием ликвидации крепостничества. В это время больших успехов достигло естествознание. Математик Я. Бойац (Больяй) параллельно с Лобачевским разработал ряд проблем неэвклидовой геометрии. В «эпоху реформ» в Венгрии получил распространение идеалисм Гегеля, а затем философия гегельянцев. Влияние левого гегельянства выражено в творчестве Эрдейи, эстетика к-рого основывалась на объективно-идеалистич. историзме. Он отстаивал народность лит-ры и первым попытался создать историю венг. философии.
Представителями революц. демократизма являлись наиболее последоват. борцы за осуществление революции в Венгрии — Петёфи, Вашеари и Танчич. В их мировоззрении революц. демократизм сочетался с утопич. социализмом. Революц. демократизмом проникнута поэзия Петёфи. В мировоззрении поэта идея нац. независимости сочеталась с идеей «всемирной свободы». Петёфи боролся не только за раскрепощение крестьян, но и против всякого угнетения и эксплуатации, призывая к нар. революции. На историко-филос. взгляды соратника Петёфи — Вашвари — большое влияние оказало гегельянство. Вашвари обосновал революцию как естеств. развитие «мирового духа», употребляя это понятие в смысле «всемирной свободы». Он был сторонником утопич. социализма, особенно идей Кабе. Выразителем интересов крепостного крестьянства был Танчич, к-рый вел борьбу за унич тожение крепостничества и популяризировал идеи утопич. социализма. Участник революции, словак Гарарик поддерживал идеи революц. демократизма, выступал с пропагандой материалистич. философии, критикой церкви и религии. Революция 1848—49 проложила путь интенсивному развитию капитализма, к-рое происходило, однако, по «прусскому» пути, при сохранении остатков феодализма. Отсутствие нац. независимости чрезвычайно осложняло классовую борьбу в Венгрии. После поражения революции и освободит, войны, в годы реакции и нац. гнета, революц.-демократич. тенденции были вытеснены либерализмом. Кемень (1814—74) проповедовал бесплодность революции, ссылаясь на то, что революция якобы чужда венг. духу,утверждал, что за всяким революц. выступлением кроется опасность пролетарской революции. Эшеёш, выступавший до революции с критикой бурж. обществ, отношений, после 1848 в соч. «Влияние господствующих идей 19 века на государство» (J. E о tv os, A XIX szazad uralkodo eszmeinek bei'olyasa az alladalomra) излагал идеи реакц. бурж. либерализма. Создание в 1867 Австро-Венгрии представляло собой сделку венг. земельной аристократии и австр, буржуазии. Офиц. идеологией послереволюц. периода стал реакц. бурж. либерализм. Консерватизм в области философии проявлялся в господстве религ. учений и идеалистич. систем (неокантианство, позитивизм и т. д.). Бурж. демократизм развивался гл. обр. в творчестве поэтов и писателей. С позиций, близких к революц. демократизму, писатель Ади (1877—1919) подверг критике венг. капитализм, остатки феодализма и церковь. Во 2-й пол. 19 в. па историч. арену выступил венг. рабочий класс. Одновременно с возникновением венг. рабочего движения начался процесс его соединения с марксизмом. Первым пропагандистом марксизма в Венгрии был один из участников Парижской Коммуны 1871 Френкель (1844—96), к-рый руководил венг. рабочим движением и проповедовал идеи классовой борьбы и пролетарской революции. В нач. 20 в. в руководстве венг. с.-д. партии взял верх оппортунизм, перенимавший идеи между-пар. реформизма, в первую очередь нем. и австр. ревизионизма, и либеральные идеи бурж. радикалов. Бурж. радикализм подвергал критике феод, пережитки, но эта критика велась с позиций идеализации бурж. демократии Запада и отрицания ведущей роли рабочего класса. Представители бурж. радикализма Яси (1875—1957) и Сеиде (1879—1935) с позиций бурж. позитивистской социологии полемизировали с марксизмом, гл. обр. с учением историч. материализма о гос-ве. Крупнейшим представителем марксистской философии в период, предшествовавший возникновению коммунистич. партии, был Э. Сабо, сделавший важный вклад в дело пропаганды трудов Маркса и Энгельса в Венгрии. В дальнейшем он попал под влияние анархо-синдикализма. Последоват. представителем диалектич. и историч. материализма в венг. рабочем движении выступила Коммунистическая партия, основанная 20 ноября 1918, под руководством Белы Куна. Распространение марксистской философии, борьба с идеализмом и религией особенно усилились в период существования Венг. сов. республики 1919. Героич. борьба Венгерской советской республики, просуществовавшей 133 дня, обогатила значит, революц. опытом венг. и междунар. рабочее движение. После падения сов. республики Коммунистич. партия Венгрии в условиях контрре- ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ - ВЕНСКИЙ КРУЖОК 239 волюц. террора вела активную борьбу против реакц.. бурж.-помещичьей политики и идеологии. Характерными чертами офиц. идеологии хортистского режима являлись: идеалистич. «история духа» (Секфю), оправдывающая контрреволюцию, крайний национализм и клерикализм. Ведущую роль в офиц. философии играли наиболее реакц. идеалистич. течения, непосредственно поддерживавшие религию. Идеология контрреволюции была направлена своим острием против теории и практики марксизма-ленинизма. Филос. деятельность марксистов-ленинцев в период между двумя войнами была неотъемлемой частью классовой борьбы в Венгрии. Венг. философы-марксисты Ру-даш (1885 — 1950), Реваи (1898—1959), Фогараши (1891 —1959), Мольнар (р. 1894) вели работу частью в эмиграции, частью в подполье. В центре их теоретич. деятельности находился анализ проблем обществ, развития в Венгрии. Венг. коммунисты (Рудаш, Фогараши) выступали с критикой различных антимарксистских течений — народнич. идеологии, реформизма социал-демократов, участвовали в борьбе против новых разновидностей идеализма. Освобождение Венгрии в 1945 явилось поворотным пунктом в развитии венг. философии. В идеологич. борьбе, отражающей классовую борьбу за диктатуру пролетариата, активно участвовали философы-марксисты, критикуя национализм, фашизм и декадентскую бурж. философию. В результате деятельности Коммунистич. партии начинается систематич. изучение и разработка проблем диалектич. и историч. материализма. В период после 1945 Рудаш написал книгу об осн. принципах материалистич. мировоззрения и занимался марксистским обобщением достижений совр. естеств. наук [«Материалистическое мировоззрение» (L. Pi u d as, Materialista vilagnezet, resz. 1, 1949), «Марксизм и естествознание» («Marxizmus es termeszettudomany», 1947, 3 kiad., 1948)]. Фогараши разрабатывал гл. обр. вопросы логики и выступал против «физич. идеализма» [«Марксизм и логика» (В. F о g а г a s i, Marxizmus 6s a logika, 1946), «Логика», 1951, рус. пер. 1959, «Материализм и „физический" идеализм» («Materializmus ез „fizikai" idea-lizmus», 1952)]. Проблеме историч. материализма посвящены работы Мольнара «Идеологическая пред-история исторического материализма» (Е. М о 1 и а г, A tortenelmi materializmus ideologiai elozmenyei», 1952) и «Основные философские вопросы исторического материализма» («A tortenelmi materializmus filozo-fiai allapproblemai», 1955). Большой вред развитию марксистской философии в Венгрии нанес ревизионизм Лукача (р. 1885). Вопреки достигнутым им отд. результатам в области эстетики, истории лит-ры и философии он стоял на позициях ревизионизма как в философии, так и в лит. критике. Взгляды Лукача неоднократно подвергались критике. Выступления Лукача по вопросам рабочего движения в 20-х гг. критиковались Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 31, с. 142). В 1949—50 партия отклонила его оппортунистич. взгляды на развитие нар. демократии, а также его позицию в лит. критике, недооценивающую социалистич. реализм. Сущность ревизионистских взглядов Лукача заключается в отказе от марксистско-ленинского принципа классовой борьбы в политике и философии. Его взгляды играли значит, роль в идеологич. подготовке венг. контрреволюции 1956. Марксистские философы, выступающие с критикой ревизионистских взглядов Лукача, указывают на связь его поли-тич. оппортунизма и филос. ревизионизма. После 1956 венг. марксистская философия, преодолевая влияние догматизма, успешно борется против ревизионизма и враждебных филос. направлений в Венгрии. В Ин-те философии АН Венгрии, на кафедрах ун-тов и в др. учреждениях проводится широкая работа по изучению философии. Издаваемые в Венгрии центр, теоретич. орган партии журн. «Tarsadalmi Szemle», филос. журн. «Magyar Filozofiai Szemle» и др. публикуют статьи ПО филос. вопросам. М. Макай. Венгрия. ВЕНЕВИТИНОВ, Дмитрий Владимирович (14 сент. 1805—15 марта 1827) — рус. поэт и мыслитель. Вольнослушатель Моск. ун-та (1822—24), представитель т. п. любомудров (1823—25). В. живо интересовался политикой и сочувственно относился к движению декабристов, по подозрению в соучастии с к-рыми подвергся аресту (1826, ноябрь). Герцен назвал В. «юношей, полным мечтаний и идей 1825 года» (Собр. соч., т. 7, 1956, с. 223). Неоконч. работа В. «Письмо о философии» (1825) посвящена вопросу о предмете философии, задачей к-рой, по В., является сведение всех наук к одному началу, исследование «общего всем наукам», их «общей формы», понимаемой В. как «приведение явлений в познание». Философия есть, т. о., «наука формы всех наук или наука познания вообще», «познание самого познания». Созвучно Шеллингу В. ставил вопрос: что всему причина — природа, из крой произошел ум, или наоборот,—и решал этот вопрос идеалистически: «...независимо от мира (организованного) существует идея мира (организация)» (Полное собр. соч., 1934, с. 259, см. также с. 251—57). В области эстетики, науки «о законах прекрасного» (там же, с. 254) В. выдвигал идею историч. усложнения форм иск-ва, что ставилось им в связь с развитием обществ, форм и форм познания и противопоставлялось нормативности эстетики классицизма («Разбор рассуждения г. Мерзлякова...», «Разбор статьи о „Евгении Онегине"», «Письма к Коше-леву», 1825, см. там же, с. 208—10, 224, 304 и др.). Выступая за народность и самобытность иск-ва, В. критиковал подражательность в иск-ве и требовал от него гражд. служения («Несколько мыслей в план журнала». «Ответ г. Полевому», там же, с. 216—18, 220, 237 и др.). Согласно В, в основе художеств, творений лежит идея (там же, с. 218, 224, 207), что обусловливает возможность науч. эстетич. критики. В. высказывал мысль о будущем обществе как «эпохе счастья», «нравственной свободы» («Анаксагор», «Разбор рассуждения...», там же, с. 137, 216), когда путем совершенствования каждого народа будет достигнуто «благо общее» (неопубл. отрывок «Что написано пером...»). Соч.: Избранное, М., 1956; Полн. собр. соч., [М.—Л.], 1934 (Вступ. статья Д. Д. Благого). Лит.: Чернышевский Н. Г., Поля. собр. соч., ВЕННА ДИАГРАММЫ — геометрич, (точнее—то-пологич.) иллюстрация отношений между классами (объемами понятий) с помощью системы взаимно пересекающихся кругов (или др. контуров), введенная в конце 19 в. англ. логиком Дж. Венном (J. Venn). Лит.: W e n n J., Symbolic logic,'2 ed., L.—N. Y., 1894; Кутюра Луи, Алгебра логики, пер. с франц., Одесса, 1909. ВЕНСКИЙ КРУЖОК — филос. кружок, в к-ром были разработаны основы логического позитисизма. Первоначально — семинар по философии (1922), организованный при кафедре философии индуктивных наук Венского ун-та руководителем кафедры, физиком М. Шликом. Через год семинар перерос в кружок, посещаемый не только студентами но и преподавателями ун-та. К 1925 сложилось постоянное ядро дискуссионной группы, к-рое и кладет начало направ 240 ВЕНСКИЙ КРУЖОК — ВЕРА лению В. к. Кроме Шлика, в В. к. входили: Бергман, Нейрат, Ган, Вейсман, Гёделъ, Кауфман, Крафт, Фейгль и др. В. к. часто посещали Франк, Гемпель, позднее Айер. В 1926 в В. к. был приглашен Карнап, сыгравший впоследствии крупную роль в выработке осн. положений логич. позитивизма. Теоретич. источники В. к.: 1) ранний «эмпиризм» и позитивизм (Юм, Конт, Дж. Ст. Милль); 2) субъективно-идеалистич. истолкование методологии эмпирия, науки (Мах, Пуанкаре, Дюгем); 3) символич. логика и логич. анализ языка (Лейбниц, Пеано, Фреге, Уайтхед, Рассел, Витгенштейн); 4) аксиоматика (Паш, Пеано, Вайлати, Пьери, Гильберт). Т. о., первый этап теоретич. деятельности В. к. представлял собой процесс своеобразного слияния махизма с различными идеалистич. течениями, возникшими в связи с кризисом оснований математики, сочетание с логицизмом и в результате — становление логич. позитивизма как определ. филос. течения. Члены В. к. объявили метафизическими все общие науч. понятия и положения, к-рые не могут быть выведены из неггосредств. индивидуального опыта, как, напр., осн. вопрос философии, проблема познаваемости объективного мира, причинность и т. д. В основу учения были положены позитивистский принцип непосредств. наблюдаемости и т. н. принцип верифицируемости — проверки значения высказывания. Члены В. к. пытались также на основе «метода логического анализа» создать единую, унифи-циров. науку, охватывающую как естеств., так и гуманитарные знания. В 1929 был опубликован программный документ В. к.: «Wissenschaftliche Weltauf-fassung. Der Wiener Kreis». В 1930 на 7-м междунар. конгрессе философии в Оксфорде логич. позитивизм впервые возвестил о своем возникновении. В этот период происходит офиц. оформление В. к. и установление на единой субъективно-идеалистич. мировоз-зренч. основе тесных организац. и идеологич. связей с др. школами, группами и течениями в бурж. философии: Берлинским обществом эмпирической философии, организованным в 1928 Г. Рейхенбахом, А. Герцбергом и В. Дубиславом; львовско-варшав-ской группой; кембриджскими аналитиками (Англия); прагматистами, операционалистами; упсальской школой, основанной в 1910 А. Хегерстромом и А. Фаленом (Швеция); мюнетерской логистич. школой, созданной Г. Шольцем, а также с отд. философами—Э. Кайла (Финляндия), Л. Ружье (Франция), Ф. Гонсет (Швейцария), Й. Йёргенсен (Дания), Хун Цянь (Китай) и др. Второй этап (с 1930) характерен выходом В. к. на междунар. арену, широкой устной и печатной пропагандой филос. установок логич. позитивизма. С 1930 В. к. выпускает под ред. Карнапа и Рейхенбаха спец. печатный орган «Erkenntnis». Члены В. к. устраивают ряд конгрессов (1-й —1929, Прага; 2-й— 1930, Кенигсберг; 3-й —1934, Прага; 4-й —1935, Париж; 5-й —1936, Копенгаген; 6-й — 1937, Париж; 7-й —1938, Кембридж, Англия; 8-й — 1939, Кембридж, США) и конференций, активно участвуют во всех междунар. симпозиумах, где находят точки соприкосновения с представителями др. течений бурж. философии, намечают ряд общих периодич. изданий. С 1938 выходит «Международная энциклопедия унифицированной науки» («International Encyclopedia of Unified Science») и «Библиотека серии унифицированной науки» («Library of Unified Science series»). Вышло по 2 тома указанного издания. В конце 30-х гг. ведущие члены В. к. начали создавать отд. школы логич. позитивизма в различных странах, особенно в США и Англии. Ряд антинауч. положений, выдвинутых участниками В. к., был использован для обоснования субъективно-идеалистич. принципов идеологии совр. монополистич. буржуазии. Лит.: К га f t V., Der Wiener Kreis, W., 1950 (англ. пер,— ВЕНЦЛЬ (Wenzl), Алоиз (р. 25 янв. 1887) — нем. философ-идеалист, представитель критического реализма. Проф. Мюнхенского ун-та (1933—38 и с 1946). В своем гл. соч. «Философия свободы» («Philosophie der Freiheit», Bd 1—2, 1947—48) В. развивал идеалистич. идею о специфике свободы, свойственной якобы каждому структурному слою бытия — неорганич. природе, органич. жизни, психич. и духовному слоям. Свобода, проявляющаяся в низших слоях как неопределенность и множество возможностей (В. ссылается при этом на принцип неопределенностей Гей-зенберга и на теории виталистов), на высших ступенях выступает уже как «нравственная свобода» человека. Соч.: Wissenschaft und Weltanschauung. Natur und Geist ВЕРА (Vera), Аугусто (4 мая 1813 — 13 июня 1885) — итал. философ-идеалист. Преподавал историю и философию в лицеях и ун-тах Франции и Италии. В. содействовал распространению гегелевской философии своими переводами на франц. яз. осн. трудов Гегеля: «Логики» (1859, 2 изд. 1874), «Философии природы» (1863—65), «Философии духа» (1874, с обширными введениями и комментариями). Влияние В. было значительно сильнее во Франции, нежели в Италии, где (гл. обр. в Неаполе) процветало левоге-гельянское направление, возглавлявшееся Б. Спавен-та, а правое гегельянство В. пользовалось малой популярностью. Соч.: Introduction a la philosophie de Hegel, P., 1885; L'Hegelianisme et la philosophie, Milan—P., 1SC1; Introduzione all filosofia della storia, Firenze, 1869: Problema dell'assoluto, v. 1—4. Napoli, 1872—82. Лит.: Rosenkranz [C], Hegel's Naturphilosophie ВЕРА — слепая убежденность в существовании сверхъестеств. мира (богов, духов, демонов и т. д.); характерная особенность всякой религии. Религия считает, что В. не нуждается ни в каких доказательствах, т. к. покоится не на данных опыта или доводах разума, а на божеств, откровении и религ. догматах (см. Догматы религиозные). В. в корне противоположна науч. знанию (см. Наука).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|