Гроций - грузинская философия 40? 2 глава
Соч.: Politik und Socialismus, «Rheinische Jalirb.», 1845, Bd 1; Ober Goethe vom menschlichen Standpunkte, Darmstadt, 1846. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, М., 1955; Маркс К., Заметка против Карла Грюна, там же; Серебряков ГУБАНОВ, Николай Иванович [р. 18 (30) июня 1899 ] — сов. философ, д-р филос. наук (с 1957). Член КПСС с 1927. Окончил обществ.-экономич. отделение педагогич. фак-та Моск. ун-та (1926) и аспирантуру Ин-та науч. философии РАНИОН (1929). Ведет преподават. работу по философии (с 1925). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1954). Работает над проблемами историч. материализма и науч. атеизма. Соч.: «Тайны» религиозной фантазии, Ростов н/Д., 1940; О всеобщей связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, «Уч. зап. Ростовск. финансово-экономич. ин-та», 1941, т. 1; Советский патриотизм — великая сила в борьбе за коммунизм, М., 1955; О причинах существования религиозных пережитков в СССР, в кн.: Наука и религия, М., 1957; Философское обоснование научного атеизма в трудах Маркса и Энгельса, в кн.: «История философии», т. 3, М., 1959; Отечество и патриотизм, М., 1960. ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Sancto Victore) (p. ок.1096—ум. 11 февр. llil)—франц.философ-мистик и теолог-схоласт, представитель реакционной сен-вик-шорской школы. Выходец из нем. графского рода Блан-кенбургеров. Учился в Париже у крайнего реалиста Гилъома из Шампо. Считая объектом познания бога, полное постижение к-рого человеком невозможно, Г. С.-В. объявлял чувств, восприятие внешнего мира низшим, а мистич. созерцание — высшим способом познания.Человеч.разум, занимающий промежуточное положение между тем и другим, может приблизиться к созерцанию только посредством веры. Христ. догматику Г. С.-В. объявлял либо согласной с разумом, либо стоящей выше разума, но не противной ему. С помощью схоластич. силлогизмов он стремился доказать существование бога, его атрибутов, а также оправдать существование зла в мире. Г.С.-В. также принадлежит соч. «Didascalicon»— своеобразный свод и классификация знаний того времени и руководство по методике преподавания в высших школах, в к-ром светское знание рассматривается лишь как подготовительное к изучению богословия. Сторонник папской теократии, Г.С.-В. обосновывал верховенство духовной власти над светской.
Учение Г.С.-В. своеобразно сочетало мистику Бер-нара Клервоского и схоластику Анселъма Кентерберий-ского и отразило острую идейную борьбу, развернувшуюся в Зап. Европе в 12 в. в связи с возвышением городов и зарождением рационалистич. идей, противопоставленных авторитету церкви. Оно явилось попыткой полного подчинения разума авторитету церк. догматики и было противопоставлено прогрессивному направлению в ранней схоластике (см. А беляр). Взгляды Г.С.-В. оказали большое влияние на дальнейшее развитие реакц. направления ср.-век. мистики. Соч.: см. Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur J. P. Migne, t. 175 — 77, P., 1844-64. Лит.: Mignon A., Les origines de la scolastiques et Hugues de Saint-Victor, v. 1-2, P., 1895; Kilgensteia J., Die Gotteslehre des Hugo von St. Victor..., Wiirzburg, 1897. С. Стам. Саратов. ГУДМЕН (Goodman), Нельсон (р. 7 авг. 1906)— амер. философ-идеалист, сторонник совр. номинализма; специалист в области логики. Проф. Пенсильванского ун-та. Осн. направление работ Г.— исследование средствами математич. логики структуры знания индуктивного вывода, сослагательных высказываний (см. Номологические высказывания), синонимии в естеств. языках, логич. структуры понятий «качество», «явление» и др.
Соч.: The structure of appearance, Camb. (Mass.), 1951; Fact, fiction and forecast, Camb. (Mass.), 1955; A world of individuals, в кн.: The problem of universale. A symposium, Notre Dame (Indiana), 1956. p. 13—31; Recent developments in the theory of simplicity, «Philos. and Phenomenol. Res.», Buffalo, 1959, v. 19, N 4. p. 429—47; Steps toward a constru- 412 ГУЛАК—ГУМАНИЗМ ctiye nominalism, «J. Symbolic logic», 1947, v. 12, № 4 (совм. с W. V. Quine); The logical simplicity of predicates, там же, 1949, v. 14, № 1; On likeness of meaning, «Analysis», Oxf., 1949, v. 10, № 1; On some differences about meaning там же, 1953, v. 13, № 4; A query on confirmation, «J. Philos.», Lancaster, 1946, v. 43, № 14, p. 383—85. Лит.: Pap A., Fact, fiction and forecast, «Rev. Metaphy ГУЛАК, Николай Иванович (1822 — 26 мая 1899) — укр. революц. демократ и ученый. По происхождению дворянин. Окончил юридич. фак-т Дерптского (Тартуского) ун-та. Один из организаторов нелегального антицаристского Кирилло-Мефодиевского об-ва (1846); принадлежал к левому крылу об-ва, возглавляемому Шевченко. Г. призывал к свержению царизма, уничтожению царской фамилии,ликвидации крепостничества, социального и нац. неравенства. Одним из первых на Украине Г.выдвинул идею «хождения в народ» с целью подготовки нар. революции(см. Народничество). В духе утопич. социализма Г. доказывал необходимость установления обществ, строя, основанного на принципах др.-слав, общины и политич. единстве всех слав, стран в форме демократич. федеративной республики. Свою революц. программу Г. обосновывал морально-этически, используя раннехрист. идеалы. В 1847 Г. был арестован и после 3-летнего заточения в Шлиссельбургской крепости сослан в Пермь. С 1850 он выступал как ученый, сохраняя до конца жизни верность своим социальным идеям. Г. написал ряд работ по истории, юриспруденции, филологии, математике, геодезии. Допуская по нек-рым вопросам идеалистич. ошибки, Г., однако, стоял на позициях признания материальности мира, объективности пространства, времени и законов природы. Он критиковал метафизич. представления о пространстве и концепцию «дурной» бесконечности, доказывал, что протяженность Вселенной раскрывается в противоречии конечного и бесконечного. В соч. «Опыт геометрии о четырех измерениях» (1877) Г. доказывал важность геометрии Лобачевского для физики и космологии. Лит.: Галлерея шлиссельбургских узников, под ред. Н. Ф. Анненского |и др.|, ч. 1, СПБ, 1907; Стороже н ко Н., Ки-рилло-Мефодиевские заговорщики. Николай Иванович Гулак, «Киевская старина», 1906, т. 92;Зайончковский П. А., Кирилло-Мефодиевское общество (1846—1847), М., 1959.
Д. Острянин, С. Крымский. Киев. ГУЛИАН (Gulian), Константин Йонеску(р. 1914)— рум. философ-марксист. Член АН Румынской Народной Республики. Автор работ по вопросам этики, эстетики и истории философии. В соч. «Введение в новую этику» («Introducere in etica noua», 1946), рассматривая вопрос о нормах поведения нового человека, подвергает критике феноменологич. этику ценностей и доказывает диалектич. соотношение между свободой и необходимостью. Выступая с критикой этики неокантианства и шпенглерианских концепций культуры, Г. выдвигает вопрос о социально-историч. обусловленности этич. ценностей. В работе «Смысл жизни в румынском фольклоре» («Sensul vietii Jn fo-lclorul romines») Г. оценивает передовые нравств. традиции рум. народа, выкристаллизованные в фольклоре. В соч. «Метод и система Гегеля» («Metoda §i sistem la Hegel», 1957) Г. анализирует философию Гегеля и совр. ему нем. идеологию. Под редакцией Г. вышли ряд работ по истории философии. С оч.: Introducere in sociologia culturii, 1947; Sensul viet,ii in folclorul rominesc, [Buc, 1957]; Gandirea social-politica a lui Nicolae Balcescu. Buc, 1954; О диалектике в творчестве Гете, «Вопр. философии», 1958, № 3. Институт философии Румынской АН. ГУЛЯЕВ, Александр Дмитриевич (И июня 1870— 19 ноября 1930)— сов. философ. Окончил историко-фи-лологич. фак-т Казанского ун-та (1899). Проф. философии Казанского (1909) и затем (1920) Азерб. ун-тов, ректор Азерб. гос. ун-та им. В. И. Ленина (1923— 1926). Диссертация Г. была посвящена филос. взглядам Паскаля. В «Лекциях по истории древней философии» (1915) Г. гл. внимание уделял обществ, и этич. взглядам античных мыслителей. Выступая против смешения логики с психологией, Г. считал понятие наиболее сложным познават. образованием, поскольку оно■ формируется на основе ряда суждений и умозаключений («Логика», Баку, 1921). А. Маковелъский. Баку. ГУМАНИЗМ (от лат. humanus—человеческий, человечный; образованный) — в узком смысле направление светской мысли эпохи Возрождения, связанное с изучением античных памятников в философии, этике, искусстве и в филологии; в широком смысле — прогрессивное направление в обществ. мысли, характеризующееся защитой достоинства личности, ее свободы и всестороннего развития, защитой человечности обществ, отношений. Новая, высшая форма Г.— марксистский Г. (социалистич. Г., пролетарский Г.), черта последовательно науч. мировоззрения и практики рабочего класса, цель к-рого— освобождение трудящихся всех рас и наций от классового и нац. гнета и неравенства, утверждение действительной свободы и счастья человека путем создания коммунистич. общества, где личность будет всесторонне развита и где будет воплощен в жизнь самый справедливый принцип — «от каждого по его способностям, каждому но его потребностям». Социализм есть первая, низшая фаза коммунизма.
Домарксистский гуманизм. Социальной основой возникновения Г.была классовая борьба против различных форм феод.-клерик. эксплуатации — крест, восстания, выступления гор. низов — плебеев и ремесленников, а также и нарождавшейся торг. и пром.буржуазии. Г. развивался не только в Зап. Европе. В сов. науке проводятся исследования (см. лит. в конце статьи) развития гуманистич. идей у народов СССР, народов Китая и у др. народов Востока. Так, развитие идей «человечности» (жэнь) в Китае происходило в 8—12 вв. и было направлено против религ. норм буддизма и даосизма, являвшихся тогда главной идеологич. опорой феод, строя в Китае. Гуманистич. мысль в Ср. Азии, Грузии и Армении пронижет в поэзию, философию и ученую литературу в 10—12 вв. Возникновение гуманистич. идей в России относится к 15 —16 вв. Мощным идейным движением Г. стал в странах Зап.' и Центр. Европы, придав окраску всей идеологии эпохи начала капитализма. К этому времени духовная диктатура церкви была сломлена, жизнерадостное свободомыслие стало укореняться у многих народов (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1955, с. 3—4). Если в центре ср.-век. религ. мировоззрения стоял бог, то в воззрениях гуманистов — человек. Вместо религ. - аскетич. идеи о греховности плоти и земной жизни провозглашалось право человека на удовлетворение земных потребностей, на наслаждение, получила выражение идея свободы личности, справедливого обществ, устройства. Стремление к наслаждению рассматривалось как побудительная причина действий человека. Возник интерес к античному мировоззрению, к этике Эпикура. Понимание человека как части природы и требование беспрепятств. удовлетворения его «земных» потребностей стали главным ядром гуманистич. идей. В разной форме и с различными оттенками эти идеи развивали первые европ. гуманисты — Петрарка, Бруни, Валла, Пикоделла Мирандола, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Кампанелла, Микел-анджело, Бруно, Галилей и др. в Италии; Доле, Лю-перье, Рабле, Монтень и др. во Франции; Мюнцер, Гут-тен, Рейхлин, Дюрер и др. в Германии; Гуска, Желив-ский и др. в Чехии; Коперник, Гжегож из Санока и др. в Польше; Джон Болл, Т. Мор, Шекспир, Ф. Бэкон, Уинстэнли и др. в Англии; Вивес, Сервантес и др. в Испании; Эразм Роттердамский в Голландии и др.
ГУМАНИЗМ 413 Уже в эпоху Возрождения намечаются и в дальнейшем развиваются две тенденции в истории гуманпстич. идей, хотя эти тенденции на различных этапах и в воззрениях отдельных представителей Г. переплетаются. Связанные общностью своей антифеод, и ан-тицерк. устремленности, эти тенденции различались по той социальной почве, из к-рой они вырастали, и по той проблематике, к-рая стояла в центре интересов представителей этих тенденций. Первую из них выражали прогрессивные бурж. мыслители 17—18 вв. (в некоторых странах и начала 19 в.), вторую — представители нар.-освободит, движения и утопич. социализма. Бурж. Г. этого периода, выражая интересы идущей к власти буржуазии, в то же время выступал и от имени всего народа, поскольку весь народ был заинтересован в сокрушении феодализма. Представители бурж. Г. занимались проблемами обществ, жизни, считали, что человек—обществ, существо; они строили планы справедливого обществ, устройства. Но в центр своего внимания и теоретич. интересов они ставили отдельную личность, считая людей от природы равными и свободными. Бурж. Г. имел своей материальной основой частную собственность, нравств. основой — индивидуализм и «разумный эгоизм», идеалом — свободное развитие «естественной природы» человека. Однако лучшие представители бурж. Г. видели, что лозунг свободы личности и беспрепятств. развития ее «естеств. природы» реализуется в практике жизни как удовлетворение необузданных, антиобществ., антинар. интересов буржуа. Поэтому, по мере развития бурж. общества, сторонники идей бурж. Г. стремились разрешить проблему сочетания обществ, интереса и интереса «свободной личности». Так, франц. материалист Гельвеций в соч. «Об удовольствии» (1738) и «О человеке, его умственных способностях и воспитании» (1772), констатируя противоречие между свободой индивидуальности и интересами общества, для разрешения этого противоречия выдвигал теорию правильно понятого личного интереса. Лессинг предлагал решать это противоречие с помощью таких средств, как дисциплина и самообладание, Шиллер — с помощью эстетического воспитания, Дидро — посредством подчинения страстей разуму и утверждения умеренности как важнейшей добродетели и т. д. Но проблема гармонии личных и обществ, интересов оказалась для них неразрешимой, поскольку, связывая осуществление гуманистич. идеалов с уничтожением феод, собственности и феод, форм эксплуатации, они не выступали против частной собственности и эксплуатации вообще. Даже наиболее радикальные представители бурж. Г. не шли дальше требования наделения всех граждан частной собственностью. Тем самым сохранялась основа глубоких социальных противоречий, угнетения одних другими, войн и прочих антигуманных явлений, против к-рых искренне хотели бороться представители передового бурж. Г. Вторая тенденция в развитии Г., связанная с утопическим социализмом, опиралась на более широкую социальную базу, выражала чаяния крестьянства, зарождавшегося рабочего класса, городского «плебса» и была тесно связана с нар. революц. движениями. Представители этой тенденции Г. тоже выступили против феод.-клерик. идеологии, тоже отстаивали права личности, считали людей равными по природе. Но в центр своего внимания они поставили проблему форм общения и связи людей, выдвинули требование имуществ. равенства людей, равного участия всех в обществ, производстве, создания такого справедливого обществ, устройства, где «знания, почести и наслаждения являются общим достоянием» (Кампанелла Т., Город солнца, М., 1954, с. 45). Еще в 14 в. идеолог и один из руководителей восстания Уота Тайлера — Джон Болл восклицал: «никогда в Англии не будет хорошей жизни, пока все имущество не станет общим и пока су-ществуют дворяне и вилланы» (цит. по кн.: «Архив Маркса и Энгельса», т. 8, 1946, с. 371). В 15 в. внутри гуситского движения в Чехии идеологи Табора (Гус~ ка, Желивский) направили всю силу своих революц. проповедей на разоблачение нанов и попов, живших «не по закону божьему», а ограблением народа. Та-бориты выдвинули идею справедливости и «общей свободы», «жизни общиной» на основе общности имущества. Эта идея была подхвачена во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. Мюнцером, нашла отражение в соч. Кампанеллы и Т. Мора. Непросто юридическое раненство людей перед законом, а «философский образ жизни общиной» (Кампанелла Т., Город солнца, с. 45) провозгласили утописты условием счастья каждого и всех. Во время англ. бурж. революции 17 в. вождь диггеров Уинстэнли дал критику не только феод.-королевской власти, но и принципов бурж. Г., в частности его главному требованию — «естественной» индивидуальной свободы; истинная свобода «заключается в законах общей свободы... не в том, чтобы один порабощал другого, но чтобы оба жили в довольстве и свободе» («Закон свободы», в кн.: Избр. памфлеты, М.—Л., 1950, с. 236). В учениях утопистов материальной основой «общей свободы» был провозглашен труд, а не частная собственность и праздность. В утопиях того времени труд входил в обязанность каждого, а удовлетворение потребностей объявлялось правом каждого. Утопическо-социалистич. традиция Г. получила новое развитие в 19 в. в утопич. системах Оуэна, Сен-Симона, Фурье. Утвердившееся в 19 в. бурж. общество оказалось «вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей» (Э н гельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 241). Вместо провозглашенных принципов свободы, равенства и братства, обещанного расцвета личности новое бурж. общество с его капиталистич. формами эксплуатации и угнетения вело к деградации и моральному падению личности. Антигуманистич. природа бурж. общества ясно обнаружилась, стали очевидными противоречия капитализма, в т. ч. и все возрастающая нищета, необеспеченность, безработица в среде рабочего класса. Поэтому утопическо-социалистич. Г. 19 в. тесно связан с критикой капитализма, с требованиями рабочих. Отражая эти требования, утописты провозглашали не только обязанность, но и право на труд, к-рого капитализм фактически лишал рабочего (см. Ш. Фурье, Избр. соч., т. 2, М.—Л., 1951, с. 156). Этот взгляд на труд как на неотъемлемое обществ, право человека и его естеств. потребность помог Фурье найти единую основу для преодоления элементов аскетизма в утопич. традиции Г.: в страстях Фурье видел движущие силы обществ, развития; гармония и равновесие страстей в новом обществе являлись для него результатом широкого их развития, а не подавления (см- там же, т. 4, М., 1954, с. 82). В своей классификации страстей Фурье открывал страсти коллективности: сцепляющую, разнообразящую, упорядочивающую и гармоническую (см. там же, т. 1, М.—Л., 1951, с. 195—96), к-рые разовьются в новом строе. Вместе с тем утопич. социалисты не были в состоянии увидеть объективную закономерность возникновения нового обществ, строя и выводили необходимость создания этого строя ■ из требования добра, справедливости и этич. понятий.. Фурье и другие утописты отрицали революц. методы разрешения классовых антагонизмов. В отличие от зап.-европ. утопистов 19 в., рус. революц. демократы середины 19 в. (Белинский, Добролюбов, Чернышевский), революц. народники (см. Народничество) сочетали идеал полноты материальной и духовной жизни народа, гармонии жизни «ума и 414 ГУМАНИЗМ сердца» с идеей революц. преобразования общества ради «общей свободы» нар. масс. Несмотря на то, что гл. внимание представителей этих двух тенденций домарксистской гуманистич. мысли было направлено на достижение различных идеалов, между этими тенденциями существовала тесная связь. Маркс отмечал непосредств. зависимость утопического социализма и коммунизма от этики и вообще от учения о человеке франц. материализма, в частности Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 144—46). Г. это не только буржуазное направление мысли или черта бурж. мировоззрения на определенной ступени его развития. Буржуазному Г. противостоит Г. пролетарский, коммунистический. Социалистический гуманизм. Классовая борьба пролетариата обусловила формирование новой концепции Г., связанной с возникновением научного коммунизма, созданного Марксом и Энгельсом. Превращение коммунизма из утопического в научный оказало решающее влияние на дальнейшее развитие идей Г. Марксизм критически переработал лучшее в Г. прошлого, унаследовал его демократич. и социалистам, элементы. Основоположники марксизма указали на частную собственность, капиталистич. эксплуатацию, на «отчуждение труда» как на главные причины «обес-человечивания» человека в условиях капиталистич. общества. Маркс и Энгельс вскрыли вопиющие результаты, к к-рым приводит капиталистич. эксплуатация и капиталистич. разделение труда: чем больше работает трудящийся, «тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит» (Маркс К., см. К.Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 561). Рабочий «в своём труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развёртывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух» (там же, с. 563). В последующий период критика Марксом и Энгельсом антигуманистич. природы капиталистич. общества становится все более глубокой, острой и всесторонней. «В наше время,— говорил Маркс в речи на юбилее „Народной газеты",— каждая вещь как бы чревата своей противоположностью. Мы видим, что машина, обладающая чудесной силой сокращать и делать плодотворнее человеческий труд, приводит к голоду и изнурению. Вновь открытые источники богатства благодаря каким-то роковым чарам становятся источниками лишений. Победы искусства куплены, повидимо-му, ценой потери морального качества. Человечество в целом приобретает все большую власть над природой, в то время как отдельный человек становится рабом других людей или своего собственного унижения. Кажется, что даже чистый свет науки не может сиять иначе, как только на мрачном фоне невежества. Все наши открытия и весь наш прогресс как будто приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь низводится до степени тупой материальной силы. Этот антагонизм между современной промышленностью и наукой, с одной стороны, и нищетой и упадком—с другой, этот антагонизм между производительными силами и общественными отношениями нашей эпохи есть осязаемый, гнетущий и неоспоримый факт»(М а р к с К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, 1955, с. 318). Критика антигуманистич. природы капиталистич. общества, содержащаяся в работах Маркса и Энгельса, сохраняет все свое значение и для совр. монопо-листич. капитализма. Империалистич. стадия не только ослабила, но, напротив, усилила до крайней степени противоречия, к-рые вызываются развитием техники и обществ, разделением труда в условиях капи- тализма. В совр. капиталистич. обществе высшие достижения человеч. гения обращаются против трудящегося человека; автоматизация производства имеет своим результатом новые сотни тысяч безработных; высшие достижения науки используются монополистами для создания оружия массового уничтожения, в их руках они становятся угрозой всему человечеству. Таков чудовищный результат, к к-рому привело развитие капитализма в совр. эпоху. Марксизм преодолел отвлеченный характер гуманистич. идеалов социалистов-утопистов и Фейербаха. Маркс и Энгельс подвергли самой решительной критике Фейербаха и «истинных социалистов» за крайне отвлеченное понимание человека, рассматриваемого вне отношения к обществу, классу и пр., за стремление поставить абстрактный Г. выше коммунизма и социализма и объявить его их «высшим единством» (Соч., 2 изд., т. 3, с. 469). Для основоположников марксизма коммунизм и был реальным Г., т. е. Г. на деле, в жизни. В работе «Морализующая критика и критикующая мораль» (1847) Маркс вскрыл материальную обществ, основу противоречий бурж. Г. и отверг попытки потопить классовые противоположности во всеобщей идее «человечности» (см. там же, т. 4, с. 311). Маркс подчеркивал, что «если деятельность рабочего для него самого является мукой, то кому-то другому она должна доставлять наслаждение и жизнерадостность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 568). Поэтому условия свободы личности у рабочего и у нерабочего различны, а следовательно, различны и пути ее освобождения и всестороннего развития. Маркс и Энгельс неоднократно указывали, что абстрактный, лишенный классового содержания Г. «вообще», человечность «вообще», свобода личности «вообще» относятся к иллюзиям, маскирующим глубокую пропасть между положением трудящегося и эксплуататора. О какой свободе личности может итти речь, если трудящийся находится под гнетом материальной нужды, зависимости от капитализма и ему фактически закрыт доступ к богатствам материальной и духовной культуры?! Свобода личности для буржуа означает свободу для эксплуатации, разбоя и угнетения личностей трудового парода. «Надо было заменить культ абстрактного человека... наукой о действительных людях в их историческом развитии. Это дальнейшее развитие фей-ербаховской точки зрения, выходящее за пределы философии Фейербаха, начато было в 1845 г. Марксом в книге,,Святое семейство"» (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 34). Марксизм, рассматривающий человека конкретно-исторически и характеризующий «сущность человека» как «совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 3), представляет собой единственно научное понимание обществ, человека, условий его реального освобождения и перспектив его развития. Прак-тич. решение противоречий личности и общества, вопроса о свободе и развитии личности заключается в том, что «за счет всего общества» совершается обеспечение «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 6, с. 37). Классики марксизма-ленинизма показали объективную невозможность разрешить на почве капитализма «вечные антиномии» бурж. Г. — личности и общества, свободы и обществ, необходимости, индивидуализма и коллективизма, и связали их решение с пролетарской революцией и строительством социализма и коммунизма. «Для достижения самой цели необходимо массовое изменение людей, которое возможно только в практическом движении, в революц и и»' необходимо «сбросить с себя всю старую мерзость и стать способ- ГУМАНИЗМ 415 ным создать новую основу общества» (там же, с. 70). Противоположность марксизма бурж. Г. и качеств, отличие марксистского Г. от буржуазного ясно и отчетливо выступает во всей теории науч. коммунизма. Согласно этой теории, тот же самый историч. процесс, к-рый в условиях господства частной собственности привел к такому развитию обществ, разделения труда, к-рсе расчленило личность, с необходимостью ведет к созданию материальных возможностей для возникновения цельного, всесторонне развитого человека коммунистич. об-ва. Развитие производительных сил уже в условиях капиталистич. об-ва создает предпосылки для ликвидации калечащего человеч. личность обществ, разделения труда. «...Крупная промышленность,— писал Маркс,—...как вопрос жизни и смерти, ставит задачу:...частичного рабочего, простого носителя известной частичной общественной функции, заменить всесторонне развитым индивидуумом, для которого различные общественные функции представляют сменяющие друг друга способы жизнедеятельности» («Капитал», т. 1, М., 1955, с. 493). Однако для того чтобы реализовать эти возможности необходимо революц. уничтожение того строя капиталистич. собственности, к-рый стремится увековечить антаго-нистич. форму разделения труда. В революц. классовой борьбе пробуждается гордое сознание и достоинство личности угнетенного, к-рый из раба превращается в революционера (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 13, с. 38). Маркс провозгласил «эмансипацию общества от частной собственности», политич. эмансипацию рабочих, показав, что их освобождение «заключает в "себе общечеловеческую эмансипацию» (Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, с. 570). «Только в коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и,следовательно, только в коллективе возможна личная свобода» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 75). «Коллективность революционных пролетариев, ставящих под свой контроль как условия своего существования, так и условия существования всех членов общества,...объединение индивидов..., которое ставит под их контроль условия свободного развития и движения индивидов» (там же, с. 76),— вот что, по Марксу, обеспечивает человеку возможность подлинно человеч. развития. Заняв господств, положение в обществе, буржуазия перешлак различным реакционным теориям и оправданию антинародной, бесчеловечной практики. Буржуазия утрачивает гуманистич» традицию; бурж. мировоззрение, проникнутое стремлением увековечить капиталистич. гнет, частную собственность на орудия и средства производства, эксплуатацию и порабощение трудящихся, становится чуждым и враждебным Г. Выходцы из среды бурж. интеллигенции, примыкавшие к гуманистич. традиции, неизбежно выступают как обличители бурж. антигуманистич. действительности (Г. Манн, Т. Манн, Р. Роллан и др.), как борцы с фашизмом. Многие из них симпатизируют марксизму или даже в процессе идейной эволюции переходят на позиции марксизма. Что же касается идеологов буржуазии, то со 2-й пол. 19 в. в их высказываниях все более и более отчетливо выявляется антигуманистич. природа бурж. общества. Аморализм, индивидуализм и человеконенавистничество, достигшие своего апогея у совр. монополи-стич. буржуазии, были своеобразно «предвосхищены» нем. философом Ф. Ницше. Ярый враг всего передового и демократического, он поучал, что над народными массами должна господствовать «каста господ», не связанных никакими нормами нравственности. Ницшеанство, а в 20 в. расизм (Розенберг и др.) обусловливали свободу «сверхчеловека» рабством массы. Аморализм и антигуманизм философии Ницше был
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|