Гроций - грузинская философия 40? 1 глава
Эстетика рус. рев. демократов широко исследовала сферу рождения Г.— диалектику трагического и комического (см. Н. Г. Чернышевский, Возвышенное и комическое, 1854), открыв реалистич. пути в иск-ве изображения переходов высокого и низкого, ужасного и смешного, трагического и комического, злого и человечного. «Злое,— писал Чернышевский,— всегда так страшно, что перестает быть смешным, несмотря на все свое безобразие» (Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 288). В Г. комическое и трагическое взаимопроникают друг в друга, органично связываются в единое целое, так что одно оборачивается другим. В Г. ужасное и зловещее обнаруживает смешные и ничтожные черты (напр., в живописи Брейгеля), а смешное и ничтожное — страшную и бесчеловеч. сущность (напр., в повестях Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Щедрина). То, что на первый взгляд воспринимается только как смешное и забавное, раскрывает в Г. свой действительный, глубоко трагич. и драматич. смысл. Трагическое является Г. лишь постольку, поскольку оно принимает ирония, или комич. форму. Совр. бурж. эстетика отождествляет Г. с безобразным, считает его характерной особенностью иск-ва 20 в. наряду с эротикой и психопатологией («Revue d' estheti-que», P., 1954, v. 7, №2, p. 211 —13). Бурж. эстетика и иск-во утверждают антигуманистич. Г., изображая его как извечное безобразие и трагич. нелепость мира. В сов. иск-ве реалистич. Г. широко используется в произведениях поэзии (Маяковский), кино (Эйзенштейн) и музыки (Прокофьев, Шостакович) как средство сатирич. критики уродливого в обществ, жизни и утверждения положит, эстетич. идеалов. Лит.: Зунделович Я., Поэтика гротеска, в сб. — Проблемы поэтики, под ред. В. Я. Брюсова, М.—Л., 1925; Ефимова 3. С, Проблема гротеска в творчестве Достоевского, «Науч. зап. н.-и. кафедры истории европейской культуры», [Харьков], 1927, [вып.] 2, с. 145—70; Adeline, Les sculptures grotesques et symboliques, Rouen — Auge, 1878; H e i 1 b г о n n e r P. M., Grotesque art, «Apollo», L.— N. Y., 1938, v. 28, № 167, November; M б s e r J., Harlequin, oder Vertheidigung des Groteske-Komischen, в его кн.: Samtliche Werke, Tl 9, В., 1843; Michel W., Das Teu-flische und Groteske in der Kunst, 11 Aufl., Munch., 1911; Kayser W., Das Groteske. Seine Gestaltung in Malerei und Dichtung, [Oldenburg—Hamb.], 1957. В. Шестаков. Москва.
ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго д е Гроот (Huig de бурж. революции 16 века, характеризуется стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2 изд., т. 1, с. 111), хотя он и не порывает полностью с богословием. Научный метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и о п ы т и о г о, к-рый исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов. Вопрос о происхождении общества Г. решает в связи с рассмотрением вопросов о сущности гос-ва и права. Образование государства, по Г., есть акт сознат. деятельности людей, результат договора. Право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было в разрозненном существовании людей.
Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем. С о ч.: De imperio summarum potestatum circa sacra, t. 1—2, Napoli, 1780; Inleidinge tot de hollandsche rechts-geleerdheid, Leiden, 1952; De jure praedae commentanwjs, v. 1—2, Oxf.— L., 1950. Лит.: Маркс К., Передовица в № 179 «Kolnische Zei- ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Зарождение философии в Грузии относится к 3 в. Значит, роль в развитии филос. мысли в древней Грузии сыграла колхидская школа риторич. и филос. образования, в к-рой господствовала преимущественно аристотелевская философия. В ней получали образование как представители местного населения, так и жители Вост.-Римской империи. Среди воспитанников школы были известные философы — Фемистий и его отец Евгений. Во 2-й пол. 4 в. протекала деятельность Баку р и — сторонника античности и критика христианства. В его мировоззрении значит, место занимал стоицизм. Победа феодализма в Грузии вела к усилению христианства, боровшегося с язычеством и с различными религ. ересями. Уже в первом дошедшем до нас лит. памятнике «Мученичество Шушаники» (70-е гг. 5 в., см. «Памятники древнегрузинской агиографической литературы», пер. [с груз.], проф К. С. Кекели-дзе, Тбилиси, 1956) заметны особенности мировоззрения, основанного на христ. учении: разделение мира на небесный и земной, противопоставление их и признание реальности за первым. Однако господствующее христ. мировоззрение никогда не находило полного отклика в творчестве груз, мыслителей; положит, отношение к земному миру проявлялось во всей культуре и находило свое теоретич. обоснование в филос. мысли. Определенное отражение в Г. ф. нашло манихейство, проникшее в Грузию на ранней стадии своего развития. К 30-м гг. 5 в. относится деятельность Мобидана, сочинения к-рого были сожжены представителями груз, ортодоксального христианства.
Выдающуюся роль в освоении и переработке античного филос. наследства сыграл Петр Ивер (5 в.), учивший о добре как едином и высшем начале, о зле как нереальном, как отрицании добра. Путь к высшему добру и богу, писал он, проходит через ряд иерархич. ступеней, смягчающих противоположность между миром и богом. Согласно мнению ряда ученых, П. Иверу принадлежат сочинения, приписанные в древности Дионисию Ареопагиту (см. Ареопагитики). Гареджели и Некресели (6 в.) в своем стремлении обосновать ряд осн. положений христианства идут по пути рационализма и дискурсивного познания. 408 ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Материалистич. филос. теория четырех элементов мироздания служила Некресели основой в теоретич. борьбе против огнепоклонства. С 6 в. в обществ, и филос. мысли Грузии появляется сильная струя, отражающая светские, мирские настроения, интерес к обществ, и гос. жизни. Ритор и политич. деятель Айэт усматривал основу взаимоотношения различных стран, народов и отд. людей в добродетели, к-рая мыслилась им как «доброе начало» (см. патриотич. речь Айэта в кн.: Агафий, О царствовании Юстиниана, пер. М. В. Левченко, М.—Л., 1953, с. 77—80). Фартази считал основой единства между народами «единство взглядов». В обществ, мысль этого времени проникают также идеи, уподобляющие отношения людей отношениям между органами живого человеч. организма и призывающие к сотрудничеству между членами общества. Завоевание Грузии арабами (7 в.) и долгое их господство тяжело отразились на жизни страны. Происходит дальнейшее усиление религ. догматики и распространение эсхатологич. (см. Эсхатология) идей. На рубеже 8 — 9 вв. в стране заканчивается период раннефеод. отношений. Наблюдается пробуждение обществ, мысли и оживление нац. самосознания. Патриотич. настроения и стремление груз, народа освободиться от господства иноземных захватчиков отразились в творчестве писателя Иоанэ Сабанидзе, автора соч. «Мученичество Або Тбилели» (8 в., см. «Памятники древнегруз. агиографич. литературы», пер. [с груз.], проф. К. С. Кекелидзе, Тбилиси, 1956, с. 42—60). С призывом «блеснуть копьями над врагами» обратился к соотечественникам один из авторов агиографич. сочинений (Аноним сер. 9 в. «Мученичество Константа Каха», см. Хрестоматия древнегрузинской лит-ры, т. 1, 1946 1). Оживление идеологич. жизни ведет к углублению мировоз-зренч. противоречий. В соч. «Житие св. Григория Хан-дзтийского» (см. «Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии», кн. 7, СПБ, 1911, имеются тексты на рус. и груз, яз.) Мерчуле, впервые в условиях феод, раздробленности страны давший четкое понятие единой Грузии, строго разграничил приемлемые и достойные осуждения с т. зр. теологии течения.
К 10—11 вв. относится произведение Евфимия Ивера «Мудрость Балавара» (см. «Записки Восточного отделения Императорского Русского Археологического общества», 1897—98, т. И, на рус. яз.). Рассуждения Е. Ивера о реальности бога имеют существ, сходство с известным в зан.-европ. схоластике космологич. доказательством бытия бога (см. Бог). Согласно существующему в науке мнению, Е. Ивер является также автором греч. редакции этого сочинения — т. н. «Романа о Варлааме и Иоасафе», имевшего значит, популярность в условиях средневековья. 11—13 вв. были периодом известного подъема эко-номич., политич. и культурной жизни в истории феод. Грузии. Грузия становится сильным, централизованным гос-вом Передней Азии. Перемещение в нее торговых путей между Востоком и Западом оказало влияние на рост городов и сильное развитие торговли. В стране происходило углубление социальной дифференциации и обострение идеологич. противоречий. Развитию филос. мысли способствовало создание сети груз, культурных очагов как в Грузии, так и за ее пределами (Гелатская и Икалтойская академии, семинария в Петрициани; Афонский монастырь в Греции). Происходит интенсивное обогащение культуры земным, светским содержанием, отражавшее ослабление духовной диктатуры церкви. В это время вопрос об отношении мышления к бытию выступает в основном, как и у зап.-европ. схоластов, в форме вопроса об отношении бога к миру: «Создан ли мир богом или он существует от века?». Основоположником схоластика в Грузии явился
В дальнейшем филос. мысль в Грузии развивалась по двум направлениям. Консервативное крыло было представлено Икалтоели (12 в.), прогрессивное — Петрици (11 —12 вв.), крупнейшей фигурой ср.-век. Г. ф. Филос. воззрения Петрици сложились под влиянием неоплатонизма. Противоречие его взглядов с догматом христ. космологии о сотворении мира богом во времени вызвало преследования Петрици со стороны церкви. Пантеистич. тенденция филос. воззрений Петрици оказала благотворное влияние на дальнейшее развитие груз, филос. мысли. Выдающимся творением груз. феод, культуры является поэма Руставели (12 в.) «Витязь в тигровой шкуре». В ней нашли яркое выражение гумани-стич. идеи. Воспевая величие человеч. чувств, дружбу между людьми и народами, призывая к борьбе за земные цели, Руставели подрывал основы ср.-век. схоластики и религ. мракобесия. Его воззрения представляли собой дальнейшее углубление пантеистич. идей. Бог — «полнота всего сущего». Солнце — животворящее начало, источник жизни и движения. Возникновение и исчезновение отд. предметов — результат соединения и разъединения четырех материальных начал. Материальный мир не только обладает объективной реальностью, но он со своими благами является целью для людей. Человек ищет счастья в земном мире, тут же он находит зло и борется с ним. Однако добро — это высшее, объективное начало, а зло кратковременно и проявляется лишь в человеческих отношениях. Согласно Руставели, в мире господствует строгая закономерность, но этим не оправданы ни фатализм, ни аскетич. подавление воли. Руставели высказал глубокую мысль о единстве «судьбы, действия и победы» («Витязь в тигровой шкуре», строфа 903). Выступая защитником идеи централизованного гос-ва, мудрого и справедливого правителя, Руставели одновременно призывал к гуманности в обращении с подвластными и подчиненными, к законности и справедливости. Нашествие монголов (сер. 13 в.), многовековое за-силие персов и турок, крушение Византийской империи сильно подорвали нолитич. единство и эконо-мич. мощь Грузии, затормозили развитие культуры в течение ряда столетий. В Грузии 16—17 вв. происходит возрождение политич. жизни и обществ, мысли. Одной из особенностей этого времени является борьба за идейное наследство Руставели. В противоположность церковникам и догматикам, нападавшим на автора «Витязя в тигровой шкуре», представители прогрессивной обществ, мысли высоко оценивали творчество Руставели. ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 409 Крупными представителями груз, филос. мысли 17—18 вв. были Орбелиани и А. Багратион/. Орбе-лиани развивал идеи гуманизма, придерживаясь передовых для своего времени моральных принципов. В политич. воззрениях он выступал сторонником просвещенного абсолютизма. Деятельность А. Багратиони относилась к области логики, метафизики, этики и физики. Его филос. произведения, так же как и созданные им учебные заведения в Тбилиси и Телави, сыграли положит, роль в развитии Г. ф. Орбелиани и А. Багратиони призывали к сближению Грузии с Россией. Идеи дружбы груз., рус. и укр. народов нашли отражение в творчестве поэта Гурамишвили. В нач. 19 в. Грузия присоединилась к России. Г. ф. начала развиваться в тесной связи с рус. философией. Характерным фактом развития философии в Грузии с нач. 19 в. до нач. 60-х гг. являлась четко выраженная борьба консервативного и прогрессивного идеоло-гич. направлений, выражавшая противоположность материализма и идеализма. Просветитель-материалист Д. Багратиони отрицал существование бога и усматривал основу мира в движущейся материи. Согласно ему, мир состоит из неделимых, качественно различных атомов; в нем господствует определенная закономерность. Взгляды Д. Багратиони были развиты дальше Додашвили, к-рый признавал объективность мира, восхищался Ф. Беконом, высоко оценивал взгляды Гассенди. По его мнению, гл. предметом философии является человек, а ее целью — исследование начал его разумной деятельности («Логика», СПБ, 1827, с. 29—30). Познание рассматривалось им как единство противоположных моментов — человеч. сознания и внешнего мира. В понимании понятия, суждения и категорий логики Додашвили значительно расходился с Кантом; стараясь преодолеть метафизику, он вносил в логику элементы диалектики. Одновременно Додашвили сочувственно относился к нек-рым идеалистич. положениям Канта, что выражало непоследовательность его мировоззрения. Противоположный материализму взгляд отстаивали И. Багратиони («Калмасоба»3, «Силы духа»4), Иона Хелашвили (1772—1837) и др. И. Багратиони считал основоиачалом мира бога; душа, по его мнению, является божеств, началом в человеке, она бессмертна и вечна; тело изменчиво и преходяще. Вместе с тем И. Багратиони высказывал сенсуа-листич. идеи, отражавшие определенную мате-риалистич. тенденцию его творчества, к-рая всего яснее проявилась в его суждениях об искусстве. И. Хелашвили был пламенным проповедником просвещения, он положительно расценивал факт соединения Грузии с Россией. Идеалист по своим филос. взглядам, он выступал против атеизма и материализма, рассматривал мир как творение бога, признавал бессмертие души, считая земную жизнь временной и преходящей, а небесную — вечной. Назначение человека он видел в заботе о достижении небесного счастья. Подобные взгляды развивали также Барам Германошвили и др. мыслители, считавшие гл. принципом земной жизни человека богослужение и стремление к счастью в небесной жизни. В 50-х гг. 19 в. видным представителем Г. ф. являлся Кикодзе — автор кн. «Основы опытной психологии» (на рус. яз.), из-за к-рой рус. церковь объявила его еретиком. Кикодзе пытался сочетать идеалистич. и материалистич. взгляды. Отрицая отвле- ченный спекулятивный путь исследования (априоризм Канта, абс. идеализм Шеллинга, теорию врожденных идей и т. п.) и стремясь к обоснованию знания на опыте (что было положительно оценено Добролюбовым, — см. Избранные философские произведения, т. 1, 1948, с. 492), он вместе с тем сомневался в человеч. способности познать сущность душевных и материальных явлений. Большое место в мировоззрении Кикодзе занимали проблемы о назначении и воспитании человека. Важным периодом в развитии Г. ф. были 60-е гг. 19 в., когда выступили груз, революц. демократы И. Чавчавадзе, Г. Церетели, Н. Николадзе, А. Церетели, К. Лордкипанидзе и др. Объединившись вокруг жури. «Сакартвелос моамбе»5, они, подобно рус. революц. демократам и в тесной связи с ними, поставили своей целью уничтожение царского самодержавия, крепостничества, ликвидацию нац. гнета и создание в Грузии демократич. республики. Под влиянием рус. и зап.-европ. (Сен-Симона, Прудона и др.) утоп-лч.-социа-листич. теорий в статьях И. Чавчавадзе, Давида Ки-пиани и др. выдвигалась идея всеобщности труда как основы нового обществ, устройства. С политич. и социальными идеями шестидесятников были связаны и их филос. взгляды. Продолжая материалистич. традицию Г. ф., усваивая материализм рус. революц. демократов, вождь революц.-демократич. движения в Грузии Чавчавадзе материалистически решал осн. вопрос философии. По его мнению, вне и независимо от человека существует не только природа, но и обществ, жизнь, к-рая «сама определяет себе правила и законы» (Поли, собр. соч., т. 3, 1953, с. 67)6 и не изменяется по прихотям человека. Мир, в т. ч. и обществ, жизнь, находится в вечном движении и изменении, в возникновении и уничтожении; это изменение —закономерный процесс и имеет свою основу в себе. Однако человек способен воздействовать на этот объективный процесс. «Люди являются не только созерцателями общественной жизни, но и членами ее,— писал Чавчавадзе,— общественная жизнь есть творение самих людей, результат и продукт их действия» (там же, с. 259). Чавчавадзе является основоположником теории критич. реализма в Грузии. В духе Чавчавадзе развивал свои филос. взгляды Г. Церетели. Основу единства мира он видел в материи, к-рую рассматривал как находящуюся в процессе вечного движения. В понимании движения и развития у Г. Церетели имелись отд. диалектич. догадки. Нов целом он остался метафизич. материалистом; он сочувственно относился к взглядам Фогта, Моле-шотта, Бюхнера. В трактовке искусства он стоял на позициях реализма. Идеи об объективности мира и способности челове-ка к правильному его познанию отстаивали также А. Церетели и Николадзе. С конца 60-х гг. Нико^ ладзе под влиянием Чернышевского становится защитником идей общинного социализма. Идеи утопич. социализма защищали и пропагандировали также А. Пурцеладзе, М. Кикодзе, Гр. Тархан-Моурави, Н. Инашвили и др. Взгляды Николадзе и Пурцеладзе способствовали возникновению мелкобурж. народ-нич. социализма в Грузии. Эта идеология формировалась с 70-х гг. и первое время имела прогрессивное значение. Широкое распространение находят в Грузии социо-логич. идеи Бокля, Спенсера, Дрепера, Д. С. Милля и др. С др. стороны, под влиянием передовой рус. науки распространяются идеи естеств.-науч. мате- 410 ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ -ГРУШЕВСКИЙ риалистич. философии. Значит, роль в популяризации этих идей сыграл И. Тархнишвили — ученик и последователь Сеченова. Против материалистич. направления выступали идеалисты-консерваторы Гр. Эристави, Г. Хеладзе, Пл. Иоселиани, Гр. Мухран-Батони и др., отстаивавшие положения о божеств, начале мира, о бессмертии пуши и т. п. Интенсивное развитие капиталистич. производства в Грузии привело в 90-х гг. к формированию рабочего класса. Создалась благоприятная почва для распространения марксизма. Возникла первая социал-демо-кратич. организация, т. н. «Месаме даси» («Третья группа»), к-рая через свой орган «Квали»? вела в Грузии пропаганду марксистской философии. Груз, марксисты Сталин, Махарадзе, А. Цулукидзе, Кец-ховели вели активную борьбу за распространение идей науч. социализма, за соединение социализма с рабочим движением. В работах «Российская социал-демократич. партия и ее ближайшие задачи» (1901), «Как понимает социал-демократия национальный вопрос?» (1904),«Коротко о партийных разногласиях» (1905), «Анархизм или социализм?» (1907) и др. Сталин, выступая против различных противников революц. марксизма и против ревизионистов, отстаивал принципы марксистской философии и пролетарского интернационализма. В результате активной пропаганды марксизма социал-демократами уже к периоду революции 1905—07 передовые представители груз, рабочего движения и интеллигенции приступили к серьезному изучению марксистской литературы. После поражения этой революции в среде груз, интеллигенции произошел идейный разброд, что широко открыло двери модным субъективно-идеалистич. филос. течениям. Вплоть до установления в Грузии Сов. власти развитие филос. мысли протекало в борьбе между марксистской философией и идеалистич. филос. течениями, среди к-рых наиболее выделялась субъективно-идеалистич. философия Джорджадзе. С установлением в Грузии Сов. власти (1921) произошли существ, экономич. и политич. изменения в жизни трудящихся, были созданы условия для культурной революции и воспитания масс в духе марксистской идеологии. Были переведены на груз, язык осн. филос. труды Маркса и Энгельса, собрание сочинений Ленина. В пропаганде и в утверждении ведущей роли марксистско-ленинской философии огромную роль сыграли работы Сталина. Марксистская философия завоевала господствующее положение в науке. Принципы марксистско-ленинской философии защищались от различных форм ее ревизии в статьях Ф. Махарадзе («Задачи Института марксизма-ленинизма»8, 1931, и др.), К. Горделадзе («Методологические основы троцкизма»9, «Большевик», 1930, № 3—4, 5—6, 7—8), И. Вашакмадзе («Итоги дискуссии и задачи марксистско-ленинской философии»10, «Большевик», 1931, №3—5) и др. Особое внимание груз, философов было уделено разработке вопросов об отношении марксизма к домарксистской философии, проблем ленинского этапа марксистской философии (М. Го-гиберидзе, «Ленин как философ»11, 1930) и т. д. На кафедрах диалектич. и историч. материализма, истории философии и логики при Тбилисском гос. ун-те им. Сталина, на кафедрах философии и марксизма-ленинизма в ряде ин-тов развернулась большая работа по подготовке филос. кадров. Много было сделано в этой области Ин-том марксизма-ленинизма (1931). В 1946 в системе АН Груз. ССР был создан Институт философии. В Ин-те философии АН Груз. ССР и на филос. кафедрах вузов разрабатываются важнейшие проблемы диалектич. и историч. материализма, истории философии и логики. Авторским.коллективом издано на груз, языке уч. пособие по диалектич. и историч. материализму (в 2 книгах). Ин-том философии издано 8 томов трудов его науч. сотрудников. По истории зарубежной философии изданы книги: М. Гогиберидзе «История философии»12, т. 1, 1941; С. Данелиа «Античная философия до Сократа»13, 1926; К. Бакрадзе «Система и метод в философии Гегеля»14, 1936; по истории груз, философии — С. Хундадзе «К истории социализма в Грузии»15, т. 1—2, 1927; Ш. Нуцубидзе «История грузинской философии»16, 2 т., 1958; по логике — С. Церетели «О диалектической природе логической связи»17, 1956; «Рациональное зерно в теории умозаключения Гегеля»18, 1959; К. Бакрадзе «Логика»19, 1951; Л. Гокиели «О природе логического», 1958 (на рус. яз.). Ряд работ опубликовали также А. Куте-лия, А. Тавадзе, И. Панцхава, С. Ларцулиани, П. Гуджабидзе, Г. Шушанашвили, Г. Каландари-швили, Ш. Хидашели и др. Регулярно устраиваются науч. сессии и дискуссии [объединенная науч. сессия по вопросам истории филос. мысли народов закавказских республик (1956), дискуссии по вопросам логики (1952), о характере противоречий при социализме (1956) и др.]. Лит.: История философии, т. 1 — 2, М., 1957 (т. 1,с. 253-57; т. 2, с. 408—13); Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1—2, М., 1955—56 (т. 1, гл. 3, с. 46—54; т. 2, гл. 30, с. 688 — 730). Ш. Хидашели, В. Гагоидзе. Тбилиси. ГРУШЕВСКИЙ, Михаил Сергеевич [17(29)сент. 1866—25 ноября 1934]— бурж. историк и социолог, один из идеологов укр. национализма. Проповедовал теорию о бесклассовом и чисто крестьянском социальном составе укр. бурж. нации, отрицал общность происхождения и историч. судеб укр. и рус. народов («IcTopifl Укра'ши — Руси», т. 1 —10, 1898— 1936; «Очерк истории украинского народа», 1904). В философии и социологии Г.— эклектик-идеалист, во многом следовавший за позитивистом Контом и расистом X. Чемберленом. Придерживаясь идеалистич. теории факторов, Г. утверждал, что социальный прогресс обусловливается биологич., экономич. и психич. факторами, из к-рых решающее значение имеет психич., или духовный, фактор («Початки гро-мадянства», Прага, 1921, с. 15). Бурж. гос-во Г. изображал как суверенный союз народа, отражающий ГРУШОВСКИЙ —ГУДМЕН 411 интересы как индивидуума, так и нации в целом. С критикой взглядов Г. выступали И. Франко, М. Коцюбинский, П. Грабовский, М. Горький и др. В 1917 —18 Г.—пред. контрреволюц. Центральной рады на Украине; затем—в эмиграции. В 1924 ВУЦИК разрешил Г. возвратиться в Сов. Украину. С 1924 Г.— акад. АН УССР; с 1929—акад. АН СССР. Лит.: Ленинский сборник *ХХХ, [Л.], 1937, с.25—26; ГРУШОВСКИЙ (Hrusovsky), Игорь (р. 14 апр. 1907)— словацкий философ-марксист. Проф. ун-та им. Коменского в Братиславе. Член Словацкой АН и чл.-корр. Чехословацкой АН. Автор ряда работ по истории философии: «Развитие научного мышления» («Vyvin vedeckeho myslenia», 1942), «Фрэнсис Бэкон и расцвет английской философии» («Francis Bacon a rozkvet anglickej filozofie», 1945), «Энгельс как философ» («Engels ako filozof», 1946). Ранние соч. Г., посвященные вопросам гносеологии («Теория науки»—«Teoria vedy», 1941; «Проблемы ноетики»—«Problemy noetiky», 1948), написаны под влиянием неопозитивизма и носят печать объективизма и структурализма. После 1948 Г. окончательно переходит на позиции диалектич. материализма как в исследовании проблем теории познания, так и истории философии: «Философия в истории классовой борьбы» («Filozofia v dejinach triednych zapasov», 1952), «Некоторые вопросы гносеологии» («Niektore otazky gnozeologie», 1953). Соч.: Dialektika spolocenskeho vyvinu, Brat., 1949; ГРЮН (Grim), Карл (30 ноября 1817—18 февр. 1887)— нем. «истинный социалист». Младогегельянец в молодости, Г. редактировал в 1842—43 ра-дикально-бурж. газету «Mannheimer Abendzeitung». В 1848 избран членом прусского нац. собрания. В 1850—61, находясь в эмиграции в Брюсселе, занимался публицистикой. В 1861 вернулся в Германию и написал ряд работ на историко-лит. и филос. темы, из к-рых интерес представляет соч. «Л. Фейербах...» («L. Feuerbach...», Lpz., 1874). Истинный социализм Г., изложенный гл. обр. в соч. «Социальное движение во Франции и Бельгии» («Die soziale Be-wegung inFrankreich und Belgien», Darmstadt, 1845), «Фейербах и социалисты» («Feuerbach und Sozialis-ten», 1845), в жури. «Deutsches Biirgerbuch fur 1845» (1845), представлял собой учение, по к-рому будущее общество должно осуществить абстрактные идеи философии Фейербаха. Будущее общество Г. рисовал как «реализацию» сущности абстрактного индивида с помощью просвещения, любви к ближнему и т. п. иллюзорных средств при полном игнорировании реального положения в капиталистич. обществе пролетариата и его задач в классовой борьбе с буржуазией. Для Г. характерен «смертельный страх перед всяким большим массовым движением, перед всяким энергичным общественным действием» (Э н-гельс Ф., Немецкий социализм в стихах и прозе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 241). Г. дополнял эту программу прудонистскими идеями, в т.ч. анархизмом (см. там же, с. 242). Идеи истинного социализма, главным представителем к-рого является Г., были подвергнуты критике Марксом и Энгельсом как «выражение реакционных интересов, интересов немецкого мещанства» (там же, с. 453), как идеология нем. национализма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|