Гроций - грузинская философия 40? 3 глава
воспринят фашизмом — самым бесчеловечным порождением совр. монополистич. капитализма. Гитлер заявлял, напр., что для управления народами необходимо отбирать людей, к-рые не позволят, чтобы ими руководили «соображения морали или жалости». Идеология и практика фашизма показали всю звериную, античеловеч. сущность совр. капитализма и реакц. буржуазии. Герм, фашизм, поощряемый междунар. империализмом, толкнул человечество в пучину 2-й мировой войны, залил Европу кровью, установил режим произвола. Фашизм был разгромлен, но его че-ловеконенавистнич. идеи еще окончательно не умерли, ибо существует та почва, к-рая их порождает,— империализм. На какие чудовищные преступления перед человечеством готовы пойти ныне империалисты, свидетельствует, напр., выступление лорда Данди в верхней палате англ. парламента, к-рый заявил, что он и его друзья в Англии и Америке предпочтут «перспективу нового мира, наполовину уничтоженного ядерной войной...», коммунистическому строю (The Parliamentary Debates, House of Lords,Fifth Series, v., CCVI, L., 1958, p.172—73). Многие направления совр. бурж. философии и социологии прямо защищают антигуманистич. основы бурж. строя и коренным образом извращают реальные пути достижения подлинного Г. Экзистенциализм объявляет Г. независимым от общества личным делом каждого,тем самым придавая Г. антисоциальный характер. Католич. идеологи стремятся приписать Г. религ. мысли, мистич. основу и одновременно оклеветать или фальсифицировать марксистский Г. (Биго и др.). Социал-демократич. идеологи и совр. ревизионисты провозгласили принципы бурж. Г. программным требованием в борьбе с коммунистич. идеологией. Еще в 1936 лидер франц. правых социал-демократов Л. Блюм в брошюре «Гуманный социализм» по сути дела противопоставлял бурж. Г. научному коммунизму и диктатуре пролетариата. Возрождая оппортунизм этич. социализма австромарксистов и Бернштейна, совр. ревизионизм защищает индивидуалистич. принципы Г. и требует от социализма их осуществления (А. Лефевр во Франции, Л. Колаковский в Польше, И. Видмар в Югославии и др.). Идеи «гуманистич. социализма» проникли и в теории т. н. интегрального социализма, в бурж. теории «государства благоденствия» и пр. Разрывая с марксизмом, совр. ревизионизм превращает индивидуалистич. принципы бурж. Г., связанного с частной собственностью, в мерило со-циалистич. действительности Советского Союза и стран народной демократии, использует бурж. Г. для критики науч. коммунизма. Ревизионисты обратились к ранним работам Маркса, выискивая в них отдельные домарксистские положения, заимствованные из нем. философских школ, явившихся одним из источников марксизма. Вместо марксистско-ленинского учения о социалистич. революции, диктатуре пролетариата и построении коммунизма ревизионисты выдвигают в качестве идеала «вечные принципы гуманизма» и задачу «преодоления отчуждения», понимаемого в гегельянском духе крайне абстрактно и извращенно. Философы-марксисты за рубежом (Тольятти, Гароди, Корню), сов. ученые (Волгин, Федосеев и др.,см. Сб. тр. Ин-та Марксизма-ленинизма «Из истории формирования и развития марксизма», 1959) дали критику этой ложной, ревизионистской оценке бурж. Г. совр. ревизионистами, показали, что марксизм-ленинизм выдвинул перед рабочим классом задачу социалистической революции, ликвидации противоречия между обществ, характером труда и частным характером присвоения продуктов труда, т. е. ликвидацию эксплуатации человека человеком.
Социалистич. революция в России, а затем социалистич. революции в странах народной демократии откры-
416 ГУМАНИЗМ ли эпоху революц. переустройства общества и практич. осуществления принципов марксистского Г. В ходе социалистич. и коммунистич. строительства под руководством рабочего класса и его коммунистич. авангарда создаются материальные и духовные предпосылки для всестороннего развития личности, происходит массовое революционное перевоспитание миллионов трудящихся. Уничтожение частной собственности и всех форм эксплуатации человека человеком, ликвидация материальной нужды, политич. и религ. гнета, установление социального и нац. равенства, полного равноправия женщин и мужчин коренным образом изменили жизнь народа. В социалистич. странах созданы мощные производит, силы, совершена культурная революция, громадное развитие получили наука и техника, ликвидирована противоположность между городом и деревней, между физич. и умств. трудом, растет материальное благосостояние народа. В социалистич. обществе осуществлено «законное стремление к свободе от каторги бесчеловечного классового труда. В существе, в смысле своем — эта мечта — глубоко гуманитарна и, конечно, мало общего имела с „гуманизмом" буржуазия...» (Горький М., Собр. соч., т. 30, М., 1956, с. 332). Впервые в истории только в условиях социализма личность стала свободной от эксплуатации, независимой от «денежного мешка». Человечность социалистич. обществ, отношений получает свое яркое выражение в изменении характера и условий труда нар. масс. Положение человека, его достоинство, авторитет, обществ, признание определяются не классовым, сословным или нац. происхождением, не полом и имуществ. положением, а только личными способностями и трудом. Свободный труд на общество и на себя, обогащенный новым обществ, содержанием и значением, все более становится первой жизненной потребностью, желанной деятельностью человека, источником радости и наслаждения. Основанный на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи трудящихся труд выступает главным средством развития и воспитания личности. Изменение социальной формы труда при социализме рождает новые стимулы и движущие силы обществ, поведения человека, новые нормы отношений людей. «Дух индивидуализма, личной корысти жажда наживы, вражда и конкуренция — такова суть морали буржуазного общества... Социализм утверждает иную мораль — сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем развитии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат» (X р у-щ е в Н. С, О контрольных цифрах развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, 1959, с. 60).
Благосостояние и счастье людей при социализме выступает как главная цель и забота всего общества. Вместо замкнутости и раздробленности людей, порождаемых капитализмом, социализм рождает великое чувство общности и братства людей, объединяет их усилия в созидании новых условий жизни для всех и каждого. В условиях социализма и коммунистич. строительства свободное и всестороннее развитие личности каждого трудящегося выступает как обществ, необходимость и осознанная цель. Научно-технич. революция в условиях социализма ускоряет достижение этой цели. В связи с рост' м обществ, богатства и материального благосостояния народа, сокращением рабочего дня до 6—7, а в дальнейшем до 5—6 часов, отменой налогов возрастает свободное время трудящихся и материальные предпосылки их всестороннего развития. В ближайшие годы в СССР будет самый короткий вмире рабочий день и самая короткая рабочая неделя при одновременном росте благосостояния населения. Реальное осуществление нрава на образование, фак- тическая его доступность, возможность творчества в различныхобластях стали могучим толчком для выдвижения и роста миллионов талантов и дарований раскрепощенного народа, к-рые душил и подавлял капитализм. Свободный доступ к политич. и обществ, деятельности для каждого гражданина социалистич. государства, постепенная передача нек-рых функций гос. управления обществ, организациям трудящихся способствуют развертыванию самодеятельности и инициативы масс, рождающих «новые формы общественной связи между людьми» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 482; т. 29, с. 390), новые формы коллективизма в труде и жизни общества. Широкое движение трудящихся в СССР за коммунистич. труд, проходящее под девизом— «работать и жить по-коммунистически», распространяет новые формы коллективизма не только на производство, но и на область быта, культуры, воспитания. Идеологи бурж. индивидуализма боятся коллектива, изображают его как враждебное Г. начало. Практика социалистич. общества убедительно свидетельствует, что коллективизм не только не противоречит личности, но является необходимым условием ее нормального развития. Человек, по природе своей, существо общественное. Поэтому он только в коллективе может раскрыть заложенные в нем потенции. В период развернутого строительства коммунизма в СССР осуществляется задача создания в стране изобилия материальных и духовных благ, необходимых для всестороннего развития всех членов общества и удовлетворения их потребностей. Строительство коммунизма предполагает не только невиданное ранее развитие экономики, науки и культуры, оно открывает небывалый простор для наиболее полного и всестороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека.
Коммунистич. партия и социалистич. государство проводят в жизнь целую систему мероприятий, улучшающих жизнь народа, обеспечивающих обществ, воспитание подрастающего поколения и заботу о каждом человеке. Советский народ успешно решает задачу достижения самого высокого в мире жизненного уровня. В СССР создана широкая система детских садов и яслей, осуществлено обществ, бесплатное удовлетворение потребностей в общем и специальном образовании (включая и высшее), в больничном и амбулаторном лечении, в занятиях физич. культурой и художеств, самодеятельностью, массовая сеть библиотек и читален делает широко доступными книжные богатства. Гигантская программа жилищного строительства, развитие системы обществ, питания и др. мероприятия улучшают быт народа, способствуют росту свободного времени трудящихся и подлинному уравнению мужчин и женщин. По мере продвижения к коммунизму возрастает забота общества о каждом человеке от его рождения до глубокой старости. Соревнование между социализмом и капитализмом определяется не только производством продукции на душу населения. «Оно определяется и достижениями в области формирования челоЕе-ческой личности с тем, чтобы человек, который создает все ценности на земле, был первой из этих ценностей, чтобы он все больше и успешнее двигал вперед науку и технику, облегчая и украшая жизнь на земле для всех людей» (Хрущев Н. С, см. «Правда», 1960, 28 сент., с.2).
Новый, обогащенный социалистич. содержанием Г. включает в себя борьбу и с пережитками капитализма, «со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, обмана, подделки, либо „акробатством буржуазной благотворительности", которую лучшие рабочие по справедливости ненавидели и презирали» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 29.. с. 396). ГУМАНИЗМ —ГУМБОЛЬДТ 417 В еоциалистич. обществе развертывается широкая действительно массовая борьба за воспитание личности, свободной от частнособственнич. пережитков, от мещанской узости и ограниченности, за сознательного строителя коммунизма. «В ходе дальнейшего расширения общественных фондов потребления все сильнее будет утверждаться и развиваться коллективизм в жизни, в труде, в отношениях между людьми, вырабатываться умение разумно пользоваться все возрастающими благами коммунизма. Таким образом, коммунизм демонстрирует перед всем миром свои высокие гуманистические принципы, в основе которых лежит забота о счастье человека» (Хрущев Н. С, Об отмене налогов с рабочих и служащих..., 1960, с. 14). Неотъемлемой чертой еоциалистич. Г. является его интернациональный характер, решительная борьба за предотвращение войн, за всеобщее и полное разоружение, за уничтожение колониального гнета и эксплуатации, за мир и дружбу между всеми народами. «Разоружение есть идеал социализма» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 84). Миролюбивая политика еоциалистич. стран является выражением природы социализма, при к-ром отсутствуют классы или группы, заинтересованные в развязывании войн и гонке вооружений. Могущество СССР и др. еоциалистич. стран служит делу сохранения мира. СССР выступил с глубоко гуманными предложениями о всеобщем и полном разоружении, о полной и окончательной ликвидации колониального режима во всех его формах и проявлениях. «Коммунистическая идеология—это наиболее гуманная идеология в мире. Мы считаем, что нет ничего дороже человека и поэтому не пожалеем никаких усилий, чтобы отвести от человечества угрозу новой мировой бойни» (X р у щ е в Н. С, За прочный мир и мирное сосуществование, 1958, с. 187; см. также: «Свободу и независимость всем колониальным народам, решить проблему всеобщего разоружения», М., 1960). Построение материально-технич. базы коммунизма наряду со свободным и всесторонним развитием людей, ростом их сознательности приведет к материальному и духовному изобилию, к становлению нового человека коммунистич. общества. Осуществление комму-нистич. принципа: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», будет вместе с тем полным торжеством марксистского Г. На высшей фазе коммунизма будут преодолены ограничения социализма, связанные с недостаточным уровнем развития производит, сил, остатками старого разделения труда и пережитками капитализма в сознании людей, устранены существенные различия между городом и деревней, между физич. и умств. трудом. Коммунизм создаст условия для свободного и полного развития и применения склонностей и дарований всех людей, для активного участия каждого во всех сторонах жизни общества. Независимо от количества и качества своего труда каждый человек сможет удовлетворить свои растущие и изменяющиеся потребности. Свободный от материальной нужды и необходимости ограничения потребностей, беспрепятственно развивающийся человек коммунистич. общества избавится от привычек и черт старого общества. В нем будут гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. Нормой отношений людей станет уважение и любовь человека к человеку, подлинное равенство и справедливость. Развитие человека будет «самоцелью» общества (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). До ликвидации бурж. общества история, развитие совершалось путем закабаления одних людей другими, после уничтожения бурж. обществ, строя необходимым условием социального прогресса становится свободное развитие каждого члена общества. Повседневная деятельность и творчество народа, вдохновляемого великой целью и достигнутыми результатами, с неизбежностью приведет к построению коммунистич. общества, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447). Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 1М]., 1955, гл. 12, ГУМБОЛЬДТ (Humboldt), Вильгельм фон (22 июня 1767—8 апр. 1835) — нем. гос. деятель, родоначальник философии языка в Германии, эстетик и писатель. Род. в Потсдаме в семье прусского аристократа. Сторонник объединения Германии; в 1819 был министром внутр. дел Пруссии, уволен в отставку за попытки провести бурж.-либер. реформы. В своей идеалистич. теории исторического познания, изложенной в работе «О задачах историка» («Ober die Aufgabe des Geschi-chtsschreibers», 1821), Г. основывался на трех положениях: 1) в истерии общества все, вытекающее из природной необходимости и из потребности, в дальнейшем развитии служит высшим, идеальным це- 418 ГУМБОЛЬДТ — ГУНСУЫЬ ЛУН лям; 2) ткань всемирной истории состоит из вечно обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их личными усилиями в зависимости от общей природы человека; 3) историч. жизнь общества есть результат свободы и необходимости жизни индивидов и жизни целого. В последовательности человеч. действий часть их, по Г., может получить достаточное объяснение с причинной точки зрения, но область этих деяний подвергается также действию новых и не поддающихся предвидению внутр. сил. Время от времени духовная сила выступает в форме неожиданных и необъяснимых явлений. Но именно эти явления и расширяют жизнь, т. к. они происходят из жизненной полноты гения отдельных лиц и целых народов. В области эстетики наиболее крупной работой Г. является разбор произведения Гёте «Герман и Доротея», к-рое Г. рассматривал в связи с вопросом об умств. и нравств. организации человека. Эту точку зрения он возводил в систему эстетики, основанной на мысли о тождестве духа природы и духа человечества. Следуя за Кантом, и в отличие от Шеллинга и Гегеля, Г. полагал, что проблема прекрасного может быть успешно решена только посредством постижения основных духовных способностей человека. Важнейшей из них, по Г., является сила творч. воображения, способная соединять противоречащие друг другу свойства и т. о. подчинять фантазию закону, не нарушая ее свободы. В работе «О языке кави на острове Ява» («Ober die Kawi-Sprache auf der Insel lava», Bd 1—3, В., 1836— 1839) с «Введением о различии строя человеческих языков...» («Einleitung iiber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», рус. пер., СПБ, 1859) Г. развил учение о языке, явившись одним из родоначальников сравнительно-исторического.метода его изучения. Идеалистическое по своим филос. основам (язык как деятельность некоей самостоятельной духовной силы, упорядочивающей получаемый извне хаос впечатлений), это учение содержало ряд прогрессивных идей, способствовавших развитию языкознания. Язык, писал он, есть непрерывный осмысленный творческий процесс созидания, вечно повторяющееся усилие духа сделать членораздельный звук средством выражения мысли. Выполняя функцию коммуникации, язык передается от одного поколения к другому. Г. подчеркивал неразрывную связь языка и «духа народа», общность к-рого определяет языковую общность в рамках данной нации. Язык есть средство выражать уже готовую истину и, особенно, открывать прежде неизвестную. Прогрессивной была мысль Г. об обществ, природе языка. По Г.,человек понимает себя, только испытавши на других понятность собственных слов. Прогрессивной была и мысль Г. о том, что познание формируется лишь через обществ, отношения (хотя Г. понимал их идеалистически) и что важная роль в этом формировании принадлежит языку. Г. стремился найти синтез субъективного и объективного, который, по его мысли, открывается в полной мере в явлении прекрасного, а потому язык в самой глубокой своей сути напоминает искусство. В политич. трактате «О границах деятельности государства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wjrksamkeit des Staats zu bestimmen», 1792, рус. пер. в" приложении к кн.: Г а им Р., Вильгельм фон Гумбольдт..., М., 1898) Г. развивал взгляд Канта на гос-во кДк на юридич. учреждение, цель к-рого — только охрана права, и отверг идею о том, что гос-во должно содействовать благосостоянию граждан. Выступая против феод, регламентации общества, Г. считал, что попытка достижения такой цели ведет к пагубному вмешательству гос-ва во все отрасли жиз- ни. Гос-во, по Г., должно ограничиваться исключительно установлением внешней и внутр. безопасности. Своими антифеод, идеями, деятельностью в области высшего образования (реформа системы просвещения в Пруссии, учреждение Берлинского ун-та и др.) и особенно учением о языке Г. оставил глубокий след в истории нем. культуры. Соч.: Gesaramelte Schriften, Bd 1 — 17, В., 1904—36. Лит.: Житецкий П. И., В. Гумбольдт в истории философского языкознания, «Вопросы философии и психологии», 1900, кн. 51; Потебнн А. А., Мысль и язык, 4 изд., Одесса, 1922; Ш пет Г. Г., Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта), М., 1927; Scheinert M., W. von Humboldts Sprach].hilosophie, Lpz., 1908; Stryk G., W. von Humboldts Asttietik als Versuch einen Neubegrun-dung der Sozialwissenschaft dargestellt, В., 1911; F u e n t e, Hans a u s der, W. von Humboldts Forschungen uber Asthetik, Giessen, 1912; Harnack 0.,W. von Humboldt, В., 1913; S p r a n g e r E., W. von Humboldt und die Hu-manitatsidee, 2 Aufl., В., 1928; S с h u 1 t z W., Das Problem der historischen Zeit bei W. von Humboldt, «Vierteljahrsschr. Literaturwiss. und Geistesgesch.», 1928, Bd 6; J a h г m а г k t J., Freilieit und Notwendigkeit bei W. von Humboldt, Lpz., 1932 (Diss.); Grube K., Wilhelm von Humboldts Bil-dungsphilosophie, Halle, 1935; Binswanger P., W. von Humboldt, Lpz., 1937; H о w a 1 d E., W. von Humboldt, Erlenbach - Z., 1944; Velarde J. M., G. de Humboldt у la tilosofia del lenguaje, Madrid, 1955. В. Асмус. Москва. ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz), Людвиг (9 марта 1838—19 авг. 1909) — реакционный австр. социолог и юрист. С 1882 — проф. Грацского ун-та. Один из открытых расистов, противник историч. материализма. Г. видел гл. заслугу Спенсера и др. представителей органич. школы в утверждении, «что в основе социологии лежат законы биологии» («Sociologie und Poli-tik», 1892, рус. пер., 1895, с. 88) и противопоставлял теории борьбы классов социальный дарвинизм и борьбу рас. Г. критиковал гуманистич. мораль и утверждал, что в уничтожении слабых проявляется естеств. закон борьбы за существование. На этой основе Г. высказывался в защиту империалистич. войн и колониальной политики. Г. не признавал прогресса нравственности: «Человеческий интеллект четыре тысячи лет тому назад и теперь не отличается ни качественно, ни большим развитием, ни совершенством...» («Grundriss der Sociologie», 1885, рус. пер. 1899, с. 352). Г.— один из предшественников фашизма. Соч.: Der Rassenkampf, Innsbruck, 1928; Die Soziologi- ГУНСУНЬ ЛУН (р. ок. 325—ум. ок. 250 до н. э.) — древнекитайский филоссф-софист. В «Книге истории Ханьской династии» («Хань шу») в разделе «Литература» («И вэнь чжи») указано, что он написал книгу в 14 главах, из к-рых до наст, времени дошло только 6 под общим названием «Гунсунь Лун-цзы». В главе «Баймалунь» («О белой лошади») Г. Л. доказывал, что понятия («идеи») не связаны с чувств, вещами; они независимы и существуют отдельно, «сами по себе», как «скрытое» бытие. Чувств, вещи не связаны с «идеями» и являются формами, материалом чистого бытия. Соединение идеи и чувств, вещи есть «вещь-идея», обнаруживающая себя в явлении. Такая идея не есть ни вещь, ни свойство вещи. Так, напр., «белизна» белой лошади есть «вещь-идея», но «белизна» еще до соединения с телом лошади существовала отдельно. «Лошадь» как форма «белой лошади» также есть «вещь-идея», но до соединения с белым цветом тоже существовала отдельно. На этом основании Г. Л. выдвигал положение о том,что «белая лошадь не есть лошадь». В главе «Цзянь бай лунь» («О твердости и белизне») на основе такого же анализа Г. Л. доказывал отдельное от камня существование твердости и белизны. Г. Л. настаивал на абс. обособленности ощущений, считал, что чувств, восприятия (слух, зрение, осязание и т. д.) могут иметь только изолированное существование. Согласно Г. Л., глазами нельзя нащупать твердость, можно только увидеть белизну; рукой нельзя ГУРАМИШВИЛИ - ГУС 41& нащупать белизну, можно нащупать только твердость. Поэтому в первом случае нет твердости, а во втором— белизны. Таким образом, осязание и зрение существуют отдельно, не проникая друг в друга и не взаимодействуя. В логике Г. Л. исправлял концепцию школы Хуэй Ши, к-рая утверждала единство и тождество и отрицала «отдельность и различие», критиковал релятивизм Чжуан-цзы в понимании истинного и ложного. В противоположность их взглядам в главе «Тун бянь лунь» («Объяснение о перемонах») Г. Л. выдвинул положение о том, что следует «правильным» исправлять «неправильное» и посредством «неправильного» всесторонне исследовать «правильность». Однако абсолютизируя «отдельность и различие», Г. Л. все же не смог понять диалектич. единства особенного и общего и в конце концов пришел к выводу об абсолютном обособлении понятий и вещей. В софизмах Г. Л. обнаруживается противоречивость движения, бесконечность времени и пространства. Так, он утверждал, что «летящая стрела не находится ни в движении, ни в покое», «если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, [то этот процесс] нельзя закончить и через 10 тысяч поколений» (Чжуан-цзы, раздел 33). Софистика Г. Л., отрицавшая идею развития путем противоречий, отвечала интересам реакционных поли-тич. сил Древнего Китая. Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 65; Fung Y u-la n, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 192—220; Г о М о-ж о, Ши пипан шу («Десять критических статей»), Пекин, 1956, с. 272—80; X оу В ай-л у [и др.], Чжунгосысян тунши (Общая история идеологий Китая), т. 1, Пекин, 1957, с. 440—71; Я н Ю н-г о, История древне-китайской идеологии, [пер. с кит.], М., 1957, с. 311—373. Ван Дянь-цзи. Китай. ГУРАМИШВИЛИ, Давид (1705—21 июля 1792) — груз, поэт-просветитель, положивший начало демо-кратич. направлению в груз, обществ, мысли и поэзии. В 1727 был захвачен в плен лезгинами и увезен в Дагестан. В 1729 бежал из плена на Сев. Кавказ, впоследствии присоединился к свите груз, царя Вахтанга VI, находившегося в Москве. Большую часть своей жизни (с 1738) провел на Украине, в г. Миргороде, где и скончался. Сборник произведений Г. под заглавием «Давитиани» (дословно «Давидово», написано в 1787, изд. 1955; в рус. пер. 1955) состоит из лирич. стихов и поэм, в к-рых описываются бедствия Грузии в результате нашествий иноземных захватчиков, бичуются пороки духовенства и купечества, разложение нравов общества. Г. защищал чистоту и незыблемость семейных отношений, проповедовал необходимость просвещения, осуществляемого гуманным царем. Дидактич. лирика Г. проникнута мистич. размышлениями о преходящем характере земного и боге как демиурге всего, о бессмертии души и бренности тела. С О Ч-: ср^з00100^0- cobi!>£)^f|&.5a)i b&£)(^o j^>3&£)^o- cnbo- С"оЬо. 1955.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|