Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гроций - грузинская философия 40? 3 глава





воспринят фашизмом — самым бесчеловечным порож­дением совр. монополистич. капитализма. Гитлер заявлял, напр., что для управления народами необхо­димо отбирать людей, к-рые не позволят, чтобы ими руководили «соображения морали или жалости». Идео­логия и практика фашизма показали всю звериную, античеловеч. сущность совр. капитализма и реакц. буржуазии. Герм, фашизм, поощряемый междунар. империализмом, толкнул человечество в пучину 2-й мировой войны, залил Европу кровью, установил ре­жим произвола. Фашизм был разгромлен, но его че-ловеконенавистнич. идеи еще окончательно не умерли, ибо существует та почва, к-рая их порождает,— импе­риализм. На какие чудовищные преступления перед человечеством готовы пойти ныне империалисты, свиде­тельствует, напр., выступление лорда Данди в верхней палате англ. парламента, к-рый заявил, что он и его друзья в Англии и Америке предпочтут «перспективу нового мира, наполовину уничтоженного ядерной вой­ной...», коммунистическому строю (The Parliamentary Debates, House of Lords,Fifth Series, v., CCVI, L., 1958, p.172—73).

Многие направления совр. бурж. философии и со­циологии прямо защищают антигуманистич. основы бурж. строя и коренным образом извращают реальные пути достижения подлинного Г. Экзистенциализм объ­являет Г. независимым от общества личным делом каж­дого,тем самым придавая Г. антисоциальный характер. Католич. идеологи стремятся приписать Г. религ. мысли, мистич. основу и одновременно оклеветать или фальсифицировать марксистский Г. (Биго и др.).

Социал-демократич. идеологи и совр. ревизионисты провозгласили принципы бурж. Г. программным тре­бованием в борьбе с коммунистич. идеологией. Еще в 1936 лидер франц. правых социал-демократов Л. Блюм в брошюре «Гуманный социализм» по сути дела противопоставлял бурж. Г. научному коммунизму и диктатуре пролетариата. Возрождая оппортунизм этич. социализма австромарксистов и Бернштейна, совр. ревизионизм защищает индивидуалистич. прин­ципы Г. и требует от социализма их осуществления (А. Лефевр во Франции, Л. Колаковский в Польше, И. Видмар в Югославии и др.). Идеи «гуманистич. социализма» проникли и в теории т. н. интегрального социализма, в бурж. теории «государства благоден­ствия» и пр. Разрывая с марксизмом, совр. ревизио­низм превращает индивидуалистич. принципы бурж. Г., связанного с частной собственностью, в мерило со-циалистич. действительности Советского Союза и стран народной демократии, использует бурж. Г. для критики науч. коммунизма. Ревизионисты обрати­лись к ранним работам Маркса, выискивая в них от­дельные домарксистские положения, заимствованные из нем. философских школ, явившихся одним из ис­точников марксизма. Вместо марксистско-ленинского учения о социалистич. революции, диктатуре проле­тариата и построении коммунизма ревизионисты вы­двигают в качестве идеала «вечные принципы гуманиз­ма» и задачу «преодоления отчуждения», понимаемого в гегельянском духе крайне абстрактно и извращенно. Философы-марксисты за рубежом (Тольятти, Гароди, Корню), сов. ученые (Волгин, Федосеев и др.,см. Сб. тр. Ин-та Марксизма-ленинизма «Из истории форми­рования и развития марксизма», 1959) дали критику этой ложной, ревизионистской оценке бурж. Г. совр. ревизионистами, показали, что марксизм-ленинизм выдвинул перед рабочим классом задачу социалисти­ческой революции, ликвидации противоречия между обществ, характером труда и частным характером при­своения продуктов труда, т. е. ликвидацию эксплуата­ции человека человеком.

Социалистич. революция в России, а затем социали­стич. революции в странах народной демократии откры-


416 ГУМАНИЗМ


ли эпоху революц. переустройства общества и практич. осуществления принципов марксистского Г. В ходе социалистич. и коммунистич. строительства под ру­ководством рабочего класса и его коммунистич. аван­гарда создаются материальные и духовные предпосыл­ки для всестороннего развития личности, происходит массовое революционное перевоспитание миллионов трудящихся. Уничтожение частной собственности и всех форм эксплуатации человека человеком, ликвида­ция материальной нужды, политич. и религ. гнета, установление социального и нац. равенства, полного равноправия женщин и мужчин коренным образом изменили жизнь народа. В социалистич. странах со­зданы мощные производит, силы, совершена культур­ная революция, громадное развитие получили наука и техника, ликвидирована противоположность между городом и деревней, между физич. и умств. трудом, растет материальное благосостояние народа. В социа­листич. обществе осуществлено «законное стремление к свободе от каторги бесчеловечного классового труда. В существе, в смысле своем — эта мечта — глубоко гуманитарна и, конечно, мало общего имела с „гума­низмом" буржуазия...» (Горький М., Собр. соч., т. 30, М., 1956, с. 332). Впервые в истории только в условиях социализма личность стала свободной от эксплуатации, независимой от «денежного мешка». Человечность социалистич. обществ, отношений полу­чает свое яркое выражение в изменении характера и условий труда нар. масс. Положение человека, его достоинство, авторитет, обществ, признание опреде­ляются не классовым, сословным или нац. происхож­дением, не полом и имуществ. положением, а только личными способностями и трудом. Свободный труд на общество и на себя, обогащенный новым обществ, содержанием и значением, все более становится первой жизненной потребностью, желанной деятельностью человека, источником радости и наслаждения. Осно­ванный на товарищеском сотрудничестве и взаимопо­мощи трудящихся труд выступает главным средством развития и воспитания личности. Изменение социаль­ной формы труда при социализме рождает новые сти­мулы и движущие силы обществ, поведения человека, новые нормы отношений людей.

«Дух индивидуализма, личной корысти жажда на­живы, вражда и конкуренция — такова суть морали буржуазного общества... Социализм утверждает иную мораль — сотрудничества и коллективизма, дружбы и взаимопомощи. Здесь на первое место выдвигается забота об общем благе народа, о всестороннем разви­тии человеческой личности в условиях коллектива, где человек человеку не враг, а друг и брат» (X р у-щ е в Н. С, О контрольных цифрах развития народ­ного хозяйства СССР на 1959—1965 годы, 1959, с. 60).

Благосостояние и счастье людей при социализме выступает как главная цель и забота всего общества. Вместо замкнутости и раздробленности людей, поро­ждаемых капитализмом, социализм рождает великое чувство общности и братства людей, объединяет их усилия в созидании новых условий жизни для всех и каждого. В условиях социализма и коммунистич. строительства свободное и всестороннее развитие лич­ности каждого трудящегося выступает как обществ, необходимость и осознанная цель. Научно-технич. ре­волюция в условиях социализма ускоряет достижение этой цели. В связи с рост' м обществ, богатства и мате­риального благосостояния народа, сокращением рабо­чего дня до 6—7, а в дальнейшем до 5—6 часов, отме­ной налогов возрастает свободное время трудящихся и материальные предпосылки их всестороннего разви­тия. В ближайшие годы в СССР будет самый короткий вмире рабочий день и самая короткая рабочая неделя при одновременном росте благосостояния населения. Реальное осуществление нрава на образование, фак-


тическая его доступность, возможность творчества в различныхобластях стали могучим толчком для выдви­жения и роста миллионов талантов и дарований рас­крепощенного народа, к-рые душил и подавлял капи­тализм.

Свободный доступ к политич. и обществ, деятель­ности для каждого гражданина социалистич. государ­ства, постепенная передача нек-рых функций гос. уп­равления обществ, организациям трудящихся способ­ствуют развертыванию самодеятельности и инициати­вы масс, рождающих «новые формы общественной свя­зи между людьми» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 30, с. 482; т. 29, с. 390), новые формы коллективизма в труде и жизни общества. Широкое движение тру­дящихся в СССР за коммунистич. труд, проходящее под девизом— «работать и жить по-коммунистически», распространяет новые формы коллективизма не только на производство, но и на область быта, культуры, вос­питания. Идеологи бурж. индивидуализма боятся коллектива, изображают его как враждебное Г. на­чало. Практика социалистич. общества убедительно свидетельствует, что коллективизм не только не про­тиворечит личности, но является необходимым услови­ем ее нормального развития. Человек, по природе сво­ей, существо общественное. Поэтому он только в кол­лективе может раскрыть заложенные в нем потенции. В период развернутого строительства коммунизма в СССР осуществляется задача создания в стране изо­билия материальных и духовных благ, необходимых для всестороннего развития всех членов общества и удовлетворения их потребностей. Строительство ком­мунизма предполагает не только невиданное ранее развитие экономики, науки и культуры, оно откры­вает небывалый простор для наиболее полного и все­стороннего раскрытия и выявления всех творческих возможностей и дарований человека.

Коммунистич. партия и социалистич. государство проводят в жизнь целую систему мероприятий, улуч­шающих жизнь народа, обеспечивающих обществ, воспитание подрастающего поколения и заботу о каждом человеке. Советский народ успешно решает задачу достижения самого высокого в мире жизнен­ного уровня. В СССР создана широкая система детских садов и яслей, осуществлено обществ, бесплатное удовлетворение потребностей в общем и специальном образовании (включая и высшее), в больничном и амбулаторном лечении, в занятиях физич. культурой и художеств, самодеятельностью, массовая сеть библиотек и читален делает широко доступными книжные богатства. Гигантская про­грамма жилищного строительства, развитие системы обществ, питания и др. мероприятия улучшают быт народа, способствуют росту свободного времени тру­дящихся и подлинному уравнению мужчин и женщин. По мере продвижения к коммунизму возрастает забо­та общества о каждом человеке от его рождения до глубокой старости. Соревнование между социализмом и капитализмом определяется не только производст­вом продукции на душу населения. «Оно определяет­ся и достижениями в области формирования челоЕе-ческой личности с тем, чтобы человек, который соз­дает все ценности на земле, был первой из этих цен­ностей, чтобы он все больше и успешнее двигал вперед науку и технику, облегчая и украшая жизнь на зем­ле для всех людей» (Хрущев Н. С, см. «Правда», 1960, 28 сент., с.2).

Новый, обогащенный социалистич. содержанием Г. включает в себя борьбу и с пережитками капитализма, «со всеми худшими сторонами спекуляции, наживы, об­мана, подделки, либо „акробатством буржуазной бла­готворительности", которую лучшие рабочие по спра­ведливости ненавидели и презирали» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 29.. с. 396).


ГУМАНИЗМ —ГУМБОЛЬДТ 417


В еоциалистич. обществе развертывается широкая действительно массовая борьба за воспитание лично­сти, свободной от частнособственнич. пережитков, от мещанской узости и ограниченности, за сознатель­ного строителя коммунизма.

«В ходе дальнейшего расширения общественных фон­дов потребления все сильнее будет утверждаться и развиваться коллективизм в жизни, в труде, в отно­шениях между людьми, вырабатываться умение разум­но пользоваться все возрастающими благами коммуни­зма. Таким образом, коммунизм демонстрирует перед всем миром свои высокие гуманистические принци­пы, в основе которых лежит забота о счастье человека» (Хрущев Н. С, Об отмене налогов с рабочих и слу­жащих..., 1960, с. 14).

Неотъемлемой чертой еоциалистич. Г. является его интернациональный характер, решительная борьба за предотвращение войн, за всеобщее и полное разоруже­ние, за уничтожение колониального гнета и эксплуа­тации, за мир и дружбу между всеми народами. «Разоружение есть идеал социализма» (Л е н и н В. И., Соч., 4 изд., т. 23, с. 84). Миролюбивая политика еоциалистич. стран является выражением природы социализма, при к-ром отсутствуют классы или группы, заинтересованные в развязывании войн и гонке вооружений. Могущество СССР и др. еоциа­листич. стран служит делу сохранения мира. СССР выступил с глубоко гуманными предложениями о все­общем и полном разоружении, о полной и оконча­тельной ликвидации колониального режима во всех его формах и проявлениях. «Коммунистическая идео­логия—это наиболее гуманная идеология в мире. Мы считаем, что нет ничего дороже человека и поэ­тому не пожалеем никаких усилий, чтобы отве­сти от человечества угрозу новой мировой бойни» (X р у щ е в Н. С, За прочный мир и мирное сосуще­ствование, 1958, с. 187; см. также: «Свободу и незави­симость всем колониальным народам, решить проблему всеобщего разоружения», М., 1960).

Построение материально-технич. базы коммунизма наряду со свободным и всесторонним развитием лю­дей, ростом их сознательности приведет к материально­му и духовному изобилию, к становлению нового чело­века коммунистич. общества. Осуществление комму-нистич. принципа: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям», будет вместе с тем пол­ным торжеством марксистского Г. На высшей фазе ком­мунизма будут преодолены ограничения социализма, связанные с недостаточным уровнем развития произ­водит, сил, остатками старого разделения труда и пе­режитками капитализма в сознании людей, устранены существенные различия между городом и деревней, меж­ду физич. и умств. трудом. Коммунизм создаст условия для свободного и полного развития и применения склонностей и дарований всех людей, для активного участия каждого во всех сторонах жизни общества. Независимо от количества и качества своего труда каждый человек сможет удовлетворить свои растущие и изменяющиеся потребности. Свободный от матери­альной нужды и необходимости ограничения потреб­ностей, беспрепятственно развивающийся человек коммунистич. общества избавится от привычек и черт старого общества. В нем будут гармонически соче­таться духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. Нормой отношений людей станет уваже­ние и любовь человека к человеку, подлинное равен­ство и справедливость. Развитие человека будет «са­моцелью» общества (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). До ликвидации бурж. общества история, раз­витие совершалось путем закабаления одних людей другими, после уничтожения бурж. обществ, строя необходимым условием социального прогресса стано­вится свободное развитие каждого члена общества.


Повседневная деятельность и творчество народа, вдохновляемого великой целью и достигнутыми резуль­татами, с неизбежностью приведет к построению ком­мунистич. общества, в к-ром «свободное развитие каждого является условием свободного развития всех» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 447).

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1, 1М]., 1955, гл. 12,
13и24;т. 3,М.,1955,гл. 48и51;МарксК. иЭнгельсФ.,
Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Диалек­
тика природы, М., 1955, (Введение); его же, Крестьянская
война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., 2 изд., т. 7, М., 1956; его же, Развитие социализма
от утопии к науке, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. произв., т. 2, М., 1955; Ленин В. И., Две утопии,
Соч., 4 изд., т. 18; е г о ж е, Развитие капитализма в России,
там же, т. 3, гл. 7, § 12, гл. 8, §§ 3, 6; е г о же, Новый фабрич­
ный закон, там же, т. 2; е г о же, Очередные задачи Советской
власти, там же, т. 27; М е р и н г Ф., Гуманизм Фейербаха
и Маркс, в его кн.: На страже марксизма, пер. с нем., М.—Л.,
1927; Плеханов Г. В., К вопросу о роли личности
в истории. Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Хру­
щев Н. С, Ответ на открытое письмо английского философа
Бертрана Рассела, «Международная жизнь», 1958, № 1; е г о
ж е, Письмо Бертрану Расселу, там же, 1958, М 4; Жить
в мире и дружбе! Пребывание Председателя Совета
Министров СССР Н. С. Хрущева в США, [М., 1959]; С к а з-
к и н С. Д., К вопросу о методологии истории Возрождения
и гуманизма, в сб.: Средние века, вып. 11, М., 1958; Коре-
л и н М. С, Ранний итальянский гуманизм и его историогра­
фия, 2 изд., т. 1—4, СПБ, 1914; Фойгт Г., Возрождение
классической древности, или Первый век гуманизма, пер.
с нем., т. 1—2, М., 1884—85; В у л ь ф и у с А. Г., Проблемы
духовного развития. Гуманизм, реформация, католическая
реформа, П., 1922 (имеется библиогр.); Хоментов-
с к а я А., Итальянский гуманизм в современной историо-
графии, «Анналы. Ж. всеобщей истории, изд. Российской
Акад. Наук», П., 1923, № 3; Г е й г е р Л., История немец­
кого гуманизма, пер. с нем., СПБ, 1899; Клибанов А. И.,
У истоков русской гуманистической мысли в России, «Вестн.
истории мировой культуры»; 1958, № 1 и 2; 1959, Кг 1;
Алексеев М. П., Явления гуманизма в литературе
и публицистике Древней Руси (XVI—XVII вв.), М., 1958;
К о н р а д Н. И., «Средние века» в исторической науке, в кн.:
Из истории социально-политических идей. Сб. статей, М.,
1955; его же, Начало китайского гуманизма, «Сов. восто­
коведение», 1957, X» 3; Позднеева Л., К вопросу об
общественно-политических и философских взглядах поэта
Юань Чжэня, в кн.: Сб. статей по истории стран Дальнего
Востока, [М.], 1952; Волгин В. П., Гуманизм и социализм,
М., 1955; его же, Развитие общественной мысли во Франции
в XVIII веке, М., 1958; Федосеев П.Н., Социализм и гума­
низм, М., 1958; III т о л л Л.. Классовая борьба и гуманизм,
«Проблемы мира и социализма», 1958, № 3; М е л е щ е н-
к о 3. Н., Некоторые вопросы исторического материализма
в «Тюремных тетрадях» А. Грамши, «Вестн. ЛГУ», 1958,
№11. Сер. экон., филос. и права; Юдин П. Ф., По пово­
ду статьи Д. Неру «Основной подход», «Проблемы мира и со­
циализма», 1958, № 4; Петросян М., Коммунизм—полное
воплощение реального гуманизма, «Коммунист», 1959, № 7;
Гак Г., Строительство коммунизма и всестороннее разви­
тие личности, там же, № 12; Г а р о д и Р., Марксистский
гуманизм, пер. с франц., М., 1959; Грамши А., Тюремные
тетради, Избр. произв., т. 3, М., 1959; Рюриков Б.,
Социализм и человек, «Проблемы мира и социализма», 1960,
№1. Л. Денисова. Москва.

ГУМБОЛЬДТ (Humboldt), Вильгельм фон (22 июня 1767—8 апр. 1835) — нем. гос. деятель, родоначаль­ник философии языка в Германии, эстетик и писа­тель. Род. в Потсдаме в семье прусского аристократа. Сторонник объединения Германии; в 1819 был минист­ром внутр. дел Пруссии, уво­лен в отставку за попытки провести бурж.-либер. ре­формы.

В своей идеалистич. тео­рии исторического познания, изложенной в работе «О задачах историка» («Ober die Aufgabe des Geschi-chtsschreibers», 1821), Г. осно­вывался на трех положениях: 1) в истерии общества все, вытекающее из природной не­обходимости и из потребности, в дальнейшем развитии слу­жит высшим, идеальным це-


418 ГУМБОЛЬДТ — ГУНСУЫЬ ЛУН


лям; 2) ткань всемирной истории состоит из вечно обрывающейся жизни индивидов и из непрерывной цепи того, что создано их личными усилиями в зави­симости от общей природы человека; 3) историч. жизнь общества есть результат свободы и необходи­мости жизни индивидов и жизни целого. В последова­тельности человеч. действий часть их, по Г., может получить достаточное объяснение с причинной точки зрения, но область этих деяний подвергается также действию новых и не поддающихся предвидению внутр. сил. Время от времени духовная сила выступает в форме неожиданных и необъяснимых явлений. Но именно эти явления и расширяют жизнь, т. к. они происходят из жизненной полноты гения отдельных лиц и целых народов.

В области эстетики наиболее крупной работой Г. является разбор произведения Гёте «Герман и Доротея», к-рое Г. рассматривал в связи с вопросом об умств. и нравств. организации человека. Эту точку зрения он возводил в систему эстетики, основанной на мысли о тождестве духа природы и духа человечества. Следуя за Кантом, и в отличие от Шеллинга и Гегеля, Г. полагал, что проблема прекрасного может быть успешно решена только посредством постижения основных духовных способностей человека. Важней­шей из них, по Г., является сила творч. воображения, способная соединять противоречащие друг другу свойства и т. о. подчинять фантазию закону, не нару­шая ее свободы.

В работе «О языке кави на острове Ява» («Ober die Kawi-Sprache auf der Insel lava», Bd 1—3, В., 1836— 1839) с «Введением о различии строя человеческих язы­ков...» («Einleitung iiber die Verschiedenheit des menschlichen Sprachbaues...», рус. пер., СПБ, 1859) Г. развил учение о языке, явившись одним из родоначальников сравнительно-исторического.метода его изучения. Идеалистическое по своим филос. осно­вам (язык как деятельность некоей самостоятельной духовной силы, упорядочивающей получаемый извне хаос впечатлений), это учение содержало ряд про­грессивных идей, способствовавших развитию языко­знания. Язык, писал он, есть непрерывный осмыслен­ный творческий процесс созидания, вечно повторяю­щееся усилие духа сделать членораздельный звук средством выражения мысли. Выполняя функцию коммуникации, язык передается от одного поколения к другому. Г. подчеркивал неразрывную связь язы­ка и «духа народа», общность к-рого определяет языковую общность в рамках данной нации. Язык есть средство выражать уже готовую истину и, особенно, открывать прежде неизвестную. Прогрессивной была мысль Г. об обществ, природе языка. По Г.,человек по­нимает себя, только испытавши на других понятность собственных слов. Прогрессивной была и мысль Г. о том, что познание формируется лишь через обществ, отношения (хотя Г. понимал их идеалистически) и что важная роль в этом формировании принадлежит языку. Г. стремился найти синтез субъективного и объективного, который, по его мысли, открывается в полной мере в явлении прекрасного, а потому язык в самой глубокой своей сути напоминает искусство.

В политич. трактате «О границах деятельности го­сударства» («Ideen zu einem Versuch, die Grenzen der Wjrksamkeit des Staats zu bestimmen», 1792, рус. пер. в" приложении к кн.: Г а им Р., Вильгельм фон Гумбольдт..., М., 1898) Г. развивал взгляд Канта на гос-во кДк на юридич. учреждение, цель к-рого — только охрана права, и отверг идею о том, что гос-во должно содействовать благосостоянию граждан. Выступая против феод, регламентации общества, Г. считал, что попытка достижения такой цели ведет к пагубному вмешательству гос-ва во все отрасли жиз-


ни. Гос-во, по Г., должно ограничиваться исключи­тельно установлением внешней и внутр. безопасности.

Своими антифеод, идеями, деятельностью в обла­сти высшего образования (реформа системы просве­щения в Пруссии, учреждение Берлинского ун-та и др.) и особенно учением о языке Г. оставил глу­бокий след в истории нем. культуры.

Соч.: Gesaramelte Schriften, Bd 1 — 17, В., 1904—36.

Лит.: Житецкий П. И., В. Гумбольдт в истории философского языкознания, «Вопросы философии и психоло­гии», 1900, кн. 51; Потебнн А. А., Мысль и язык, 4 изд., Одесса, 1922; Ш пет Г. Г., Внутренняя форма слова (Этюды и вариации на темы Гумбольдта), М., 1927; Scheinert M., W. von Humboldts Sprach].hilosophie, Lpz., 1908; Stryk G., W. von Humboldts Asttietik als Versuch einen Neubegrun-dung der Sozialwissenschaft dargestellt, В., 1911; F u e n t e, Hans a u s der, W. von Humboldts Forschungen uber Asthetik, Giessen, 1912; Harnack 0.,W. von Humboldt, В., 1913; S p r a n g e r E., W. von Humboldt und die Hu-manitatsidee, 2 Aufl., В., 1928; S с h u 1 t z W., Das Problem der historischen Zeit bei W. von Humboldt, «Vierteljahrsschr. Literaturwiss. und Geistesgesch.», 1928, Bd 6; J a h г m а г k t J., Freilieit und Notwendigkeit bei W. von Humboldt, Lpz., 1932 (Diss.); Grube K., Wilhelm von Humboldts Bil-dungsphilosophie, Halle, 1935; Binswanger P., W. von Humboldt, Lpz., 1937; H о w a 1 d E., W. von Hum­boldt, Erlenbach - Z., 1944; Velarde J. M., G. de Humboldt у la tilosofia del lenguaje, Madrid, 1955.

В. Асмус. Москва.

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz), Людвиг (9 марта 1838—19 авг. 1909) — реакционный австр. социолог и юрист. С 1882 — проф. Грацского ун-та. Один из открытых расистов, противник историч. материализ­ма. Г. видел гл. заслугу Спенсера и др. представителей органич. школы в утверждении, «что в основе социо­логии лежат законы биологии» («Sociologie und Poli-tik», 1892, рус. пер., 1895, с. 88) и противопоставлял теории борьбы классов социальный дарвинизм и борь­бу рас. Г. критиковал гуманистич. мораль и утвер­ждал, что в уничтожении слабых проявляется естеств. закон борьбы за существование. На этой основе Г. высказывался в защиту империалистич. войн и ко­лониальной политики. Г. не признавал прогресса нравственности: «Человеческий интеллект четыре ты­сячи лет тому назад и теперь не отличается ни каче­ственно, ни большим развитием, ни совершенством...» («Grundriss der Sociologie», 1885, рус. пер. 1899, с. 352). Г.— один из предшественников фашизма.

Соч.: Der Rassenkampf, Innsbruck, 1928; Die Soziologi-
scbe Staatsidee, Graz, 1892. M. Баскин. Москва.

ГУНСУНЬ ЛУН (р. ок. 325—ум. ок. 250 до н. э.) — древнекитайский филоссф-софист. В «Книге истории Ханьской династии» («Хань шу») в разделе «Литера­тура» («И вэнь чжи») указано, что он написал книгу в 14 главах, из к-рых до наст, времени дошло только 6 под общим названием «Гунсунь Лун-цзы».

В главе «Баймалунь» («О белой лошади») Г. Л. до­казывал, что понятия («идеи») не связаны с чувств, вещами; они независимы и существуют отдельно, «са­ми по себе», как «скрытое» бытие. Чувств, вещи не связаны с «идеями» и являются формами, материалом чистого бытия. Соединение идеи и чувств, вещи есть «вещь-идея», обнаруживающая себя в явлении. Та­кая идея не есть ни вещь, ни свойство вещи. Так, напр., «белизна» белой лошади есть «вещь-идея», но «белизна» еще до соединения с телом лошади су­ществовала отдельно. «Лошадь» как форма «белой лошади» также есть «вещь-идея», но до соединения с белым цветом тоже существовала отдельно. На этом основании Г. Л. выдвигал положение о том,что «белая лошадь не есть лошадь». В главе «Цзянь бай лунь» («О твердости и белизне») на основе такого же анализа Г. Л. доказывал отдель­ное от камня существование твердости и белизны. Г. Л. настаивал на абс. обособленности ощущений, считал, что чувств, восприятия (слух, зрение, осязание и т. д.) могут иметь только изолированное существо­вание. Согласно Г. Л., глазами нельзя нащупать твер­дость, можно только увидеть белизну; рукой нельзя


ГУРАМИШВИЛИ - ГУС 41&


нащупать белизну, можно нащупать только твердость. Поэтому в первом случае нет твердости, а во втором— белизны. Таким образом, осязание и зрение сущест­вуют отдельно, не проникая друг в друга и не взаимо­действуя.

В логике Г. Л. исправлял концепцию школы Хуэй Ши, к-рая утверждала единство и тождество и отри­цала «отдельность и различие», критиковал реляти­визм Чжуан-цзы в понимании истинного и ложного. В противоположность их взглядам в главе «Тун бянь лунь» («Объяснение о перемонах») Г. Л. выдвинул положение о том, что следует «правильным» исправ­лять «неправильное» и посредством «неправильного» всесторонне исследовать «правильность». Однако аб­солютизируя «отдельность и различие», Г. Л. все же не смог понять диалектич. единства особенного и об­щего и в конце концов пришел к выводу об абсолют­ном обособлении понятий и вещей. В софизмах Г. Л. обнаруживается противоречивость движения, бес­конечность времени и пространства. Так, он утверж­дал, что «летящая стрела не находится ни в движе­нии, ни в покое», «если каждый день отнимать половину от палки длиною в одно чи, [то этот процесс] нельзя закончить и через 10 тысяч поколений» (Чжуан-цзы, раздел 33).

Софистика Г. Л., отрицавшая идею развития путем противоречий, отвечала интересам реакционных поли-тич. сил Древнего Китая.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 65; Fung Y u-la n, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1952, p. 192—220; Г о М о-ж о, Ши пипан шу («Десять критичес­ких статей»), Пекин, 1956, с. 272—80; X оу В ай-л у [и др.], Чжунгосысян тунши (Общая история идеологий Китая), т. 1, Пекин, 1957, с. 440—71; Я н Ю н-г о, История древне-ки­тайской идеологии, [пер. с кит.], М., 1957, с. 311—373.

Ван Дянь-цзи. Китай.

ГУРАМИШВИЛИ, Давид (1705—21 июля 1792) — груз, поэт-просветитель, положивший начало демо-кратич. направлению в груз, обществ, мысли и поэзии. В 1727 был захвачен в плен лезгинами и увезен в Даге­стан. В 1729 бежал из плена на Сев. Кавказ, впоследствии присоединился к свите груз, царя Вахтанга VI, находив­шегося в Москве. Большую часть своей жизни (с 1738) провел на Украине, в г. Мир­городе, где и скончался.

Сборник произведений Г. под заглавием «Давитиани» (дословно «Давидово», напи­сано в 1787, изд. 1955; в рус. пер. 1955) состоит из лирич. стихов и поэм, в к-рых описываются бедствия Грузии в резуль­тате нашествий иноземных захватчиков, бичуются по­роки духовенства и купечества, разложение нравов об­щества. Г. защищал чистоту и незыблемость семейных отношений, проповедовал необходимость просвещения, осуществляемого гуманным царем. Дидактич. лирика Г. проникнута мистич. размышлениями о преходящем характере земного и боге как демиурге всего, о бес­смертии души и бренности тела.

С О Ч-: ср^з00100^0- cobi!>£)^f|&.5a)i b&£)(^o j^>3&£)^o- cnbo- С"оЬо. 1955.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...