Гроций - грузинская философия 40? 4 глава
Лит.: X а х а н о в А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. 3, М., 1901; Очерки по истории философии обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1,М., 1955,с. 54. ГУ'РБАН (Hurban), Йосеф Милослав (19 марта 1817—21 февр. 1838) — словацкий публицист и обществ, деятель. В 1848 участвовал в пражском восстании, а затем вместе с писателями и деятелями нац. возрождения Л. IIIтуром и Годжей в восстании словаков против гнета феод. Венгрии. Редактор журналов «Nitra» (с 1841), «Slovenskje pohl'adi...» (с 1846). Во введении к «Зеркалу Словакии» Червена-ка (В. P. Cervenak, Zrcadlo slovenska, 1844) Г. применял идеи философии истории Гегеля к рассмотрению нац. вопроса. Неизбежность возрождения угнетенных славянских национальностей Г. обосновывал законами борьбы, возникновения и упадка, существующими в природе и обществе. После революции 1848—49 Г. склонялся к консерватизму и теологии. Соч.: Spisy, sv. 3—4, Turciansky Sv. Martin, 1944. Лит.: Varossova E., Svetonazor. L'udovita Stura a jeho vplyv na ideologicke formovanie slovenskeho naroda, в кн.; Kapitoly z dejin slovenskej IMazofie, Brat., 1957. E. Варошова. Чехословакия. ГУРВИЧ (Gurvitch), Георгий Давидович (р. 2 нояб. 1894) — бурж. социолог-идеалист. Родился в России (г. Новороссийск), после 1917 эмигрировал во Францию. Проф. социологии Парижского ун-та (с 1948). В молодости примыкал к интуитивизму и волюнтаризму, с позиций к-рых трактовал вопросы этики и права. После 2-й мировой войны в многочисл. статьях и в кн. «Современное призвание социологии» («La vocation actuelle de la sociologie», P., 1950), «Социальный детерминизм и человеческая свобода» («Determinismes sociaux et liberte humaine», P., 1955) Г. выступил с реакц. учением т. н. диалектического гиперэмпиризма, к-рое в применении к обществ, жизни называется микросоциологией. Г. отрицает возможность единого и цельного миропонимания и объективный характер обществ, закономерностей. Осн. задачей социологии, по Г., является исследование «микроотношений» (не-посредств. невидимые психологич. отношения людей) внутри различных групп (семейных, возрастных, производственных, потребительских) и ассоциаций (религиозных, политических, спортивных), к-рые, как он полагает, и определяют характер всех др. отношений.
Примыкает к сторонникам мира. М. Бахитов. Москва. ГУС (Hus), Ян (1371—6 июля 1415) — чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод, революц. движения в Чехии 1-й пол.15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун-т и приступил к преподават. деятельности. В 1401—02— декан фак-та искусств, в 1402— 1403 — ректор ун-та. С 1402 в Вифлеемской часовне в Праге Г. читал на чешском языке проповеди, в к-рых обличал католич. духовенство, выступал против торговли индульгенциями, осуждал богатство церкви, требуя коренной ее реформы. Соч. и проповеди Г. были идейным оружием чешского антифеод, и нац.-освободит, движения. В 1415 церковный собор в Констанце по обвинению в ереси приговорил Г. к сожжению. Казнь Г. вызвала усиление революц. движения чешского народа. В гл. работе «О церкви» («De ecclesia», 1413, и др.), опираясь на нар. традиции в критике церкви и обще- 420 ГУСЕЙНОВ —ГУСИЗМ ства, Г. использовал учение англ. религ. реформатора Уиклифа (ок. 1320—84), сделал из него демократич. и гуманистич. выводы. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ, преобразований Г. считал познанный разумом «закон божий», к-рым, как высочайшим идеалом, должен руководствоваться каждый человек. Этот идеал является абс. нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая деление общества «на три категории народа», Г. допускал сохранение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения этой нормы; при нарушении «закона божьего» подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Платоновский идеал сословного гос-ва превращался Г. в идеал общества, к-рому противоречит существующее сословное гос-во. Принцип «закона божьего» используется Г. для обоснования первых форм демократич. идеологии.
Г. не отвергал осн. догматов священного писания, но при этом допускал, что «закон божий» можно понять человоч. разумом, что каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована «правда божья». Этот принцип приводил к отказу от признания формального авторитета церкви и феод. власти и к революц. выводам о самодеятельности нар. масс. Сила разума, данная народу, служит достижению его собств. освобождения. Учение Г. послужило идеологич. основой гуситского революц. движения. Соч.: Joannis Hus et Hieronymi Pragensis historia et monument?, v. 1—2, Noribergae, 1558, 2 ed., 1715; Sebrane spisv ceske, vyd K. J. Erben, dl 1 — 3, Praha, 1865-68; Sebrane spisy, sv. [1-21. Praha, 1903-1904, [3-6J, Praha, [s. a.]; Соч. в рус. пер. - Послания, М., 1903. Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тет ГУСЕЙНОВ, Гейдар Наджаф-оглы (1908—15 авг. 1950) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1944), профессор (с 1944), акад. (1945) и вице-президент (1945) АН Азерб. ССР. Член КПСС с 1938. Директор Ин-та истории партии при ЦК КП Азербайджана (1945—50), зав. кафедрой философии Азерб. гос. ун-та им. С. М. Кирова (1945—50). Разрабатывал вопросы диалектич. материализма и истории азерб. обществ, и филос. мысли. Был редактором перевода ряда произведений классиков марксизма-ленинизма. Сталинская премия s^i'948, за редактирование и участие в составле--яии 4-томного «Русско-азербайджанского словаря», 1940—46). Соч.: Диалектика вэ метафизика, Бакы, 1941; Диалектик
ГУСЙЗМ — идеология революц. антифеод, движения в Чехии в 1-й пол. 15 в., получившая название от имени ее основателя Яна Гуса. Социальная пестрота движения, охватившего как бюргерство, так и крестьянско-плебейские массы, обусловила глубокие внутр. различия идейных течений Г. Однако для всех них характерна религ. форма и признание всеобщей универсалии — «закона божьего» в качестве нормы и мерила обществ, отношений, социальной справедливости, (чгр, <л- Ф.Энгельса «Борьба в Венгрии», в ■Крррй. iTi характеризуется как национально-чешская лщестья некая,,война, носившая религ. окраску — см. 1£:<, M^ptfcv и ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 180). В Г4—.l;^,flBf,(Г., и номинализм являлись двумя осн. даниями,,'rip Ктрьгдо протекало разложение церк.-феод. адедалог^и^ ^сододение томизма и зарождение первых форм бурж. философии в Европе. Однако, если номинализм, выступая против «гармонического» томи-стич. толкования взаимоотношения между разумом и верой, отделял разум от веры, философию от богословия, то Г., наоборот, стремился к рационализации самого богословия. Г. не отвергал полностью богословия, но превращал центральные богословские категории в общие формы своих прогрессивных обществ, идей. Под религ. формой Г. скрывалось радикальное обществ, содержание, благодаря к-рому религ. идеи превращались в обществ.-политич. требования и использовались для борьбы против церк.-феод. системы. В высшей стадии крестьянско-плебейского движения идеология Г. выступает в форме пантеизма, к-рый приводил к атеизму, аналогично возникшему позже в Германии учению Мюнцера. Г. делился на два направления — бюргерское и кростьянско-плебейское. Бюргерский Г. основывался на учении англ. философа и реформатора Уиклифа, гуманистич. сторона к-рого подчеркивалась в работах Гуса. Филос. реализм защищался гуситами в диспутах с томистами и номиналистами в Пражском ун-те. Наиболее последовательно и безбоязненно его истолковывал в своих трудах ученик Гуса Иероним Пражский, к-рый через год после сожжения Гуса был казнен в Констанце за уиклифовское толкование догмата о божеств, троице. Онтологич. проблемам был посвящен трактат об универсалиях учителя Гуса — Станислава из Знойма (впоследствии отказался от своих взглядов и стал врагом Гуса). Однако под давлением нараставшего революц. движения гуситская теория выдвинула на первый план социальный аспект философии, сущностью к-рой является отождествление «божьего закона» с идеально понимаемым «человеческим законом», с идеалом добра и обществ, справедливости. Все это было направлено против законов феод, общества.
Бюргерский Г. достиг своего наивысшего развития в период подготовки гуситской революции, прежде всего в произв. Гуса, в трудах и речах Якоубека (см. Якоубек из Стршибра), Иеронима Пражского и др. В процессе гуситской революции (начиная с 1419) бюргерский Г. становился все более умеренным. Пражский Г. отказался от общей концепции гусов-ской социальной философии и ограничил свою программу требованием лишения церкви светской власти и нок-рыми узкорелиг. принципами, в первую очередь борьбой за признание «чаши». Боязнь революционности нар. масс, возникновение независимого радикального крыла гуситского движения вызвали упадок идеологии бюргерской оппозиции, что отразилось гл. обр. в трудах Яна из Пршибрама. Крестьянско-плебейский Г. (гл. представитель — Гуска) являлся идейным синтезом всех осн. революц. идей догуситского нар. сектантства — учения вальденсов, секты «свободного духа», догуситского хилиазма и т. д. Его представители преодолели теорию Уиклифа и Гуса, выступили с отрицанием феод, обществ, строя, выдвинули программу революц. борьбы нар. масс за новый обществ, строй, основанный на свободе и равенстве людей. В своей наивысшей пан-теистич. стадии Г. превратился в идейную систему, в к-рой нет места даже для трансцендентального бога. Гуситский идеализм, основанный на утверждении внутр. взаимоотношения между богом и действительностью и сосредоточенный на созерцании пути идеи к действительности, завершился подчинением идеи действительности и растворением божеств, субстанции в естественном земном человеке. Гуситская идеология оказала значит, влияние на развитие всего европ. антифеод, мышления, в особенности в Германии, вплоть до Крестьянской войны 1524—25. В разработку Г. внесли свой вклад нем. ГУСКА-ГУССЕРЛЬ 421 гусит Николай из Дрездена, к-рый принял деятельное участие в создании идейной основы гуситского радикализма, Ян Немец из Жатца, разработавший пикартискую теорию бюргерского Табора, англичанин Петр Пэйн, скрывавшийся от преследований в гуситской Чехии. Крестьянско-плебейский Г. создал первую в Европе нар. революц. идеологию.
Лит.: Неедлы 3. Р., Ян Гус, «Славяне», 1944, Ki 7; Флайшганс В., Ян Гус, [пер. с чешек.], М., 1916; М а ц е к Й., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешек., т. 1 — 2, М., 1956 — 59; Р у б ц о в Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; его же, Ян Гус, М., 1958; К а 1 i v о d a R., Husitske myfleni, в сб.: Filosofie v deji-nach ceskeho naroda, Praha, 1958; Machovec M., Husovo ueenl a vyznam v tradici ceskeho naroda, Praha, 1953. P. Каливода. Чехословакия. ГУСКА (Houska), Мартин (г. рожд. неизв.—ум. 21 авг. 1421) — идеолог левого крестьянско-плебей-ского крыла гуситского движения (таборитов) в Чехии. В 1420 Г. становится одним из руководителей нар.-революц. движения. В 1421, после поражения крестьянско-плебейского крыла, ушел из Табора, но был схвачен умеренными таборитами и сожжен. Ученке Г. известно по нек-рым выпискам из его трактатов, приводимых гуситом правого крыла Яном из Пршибрама в соч., «Жизнь таборских священников» (J. Pribram, Zivot knez(taborskych, 1863; J. Macek, Ktoz jsu bozi bojovnici, 1951). В своих проповедях Г. предсказывал появление нового обществ, строя, при к-ром не будет частной собственности, духовных и светских властей; он требовал отмены сословного и имуществ. неравенства, упразднения культа и таинств, к-рые называл суевериями. Г. создал радикальную концепцию гуситского пикартизма — учения, отрицающего догмат церкви о перевоплощении. Считал божеств, силы подчиненными естеств. законам мира, высшей целью жизни объявлял естеств. потребности и интересы людей. «Причащение Христа» у Г. превращается в удовлетворение материальных потребностей человека, в осуществление земного человеч. счастья. Учение Г. означало отказ от позиций христианского теизма и переход к пантеизму. Лит.: Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955, с. 176—79; М а ц е к Й., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешек., т. 1—2, М., 1956—59; К а 1 i v o-d a R., Vytvofenl revolucni ideologie selsko-plebejskeho Ta-bora, «Filosoficky casopis», 1957, roc. 5, cislo 6. P. Каливода. Чехословакия. ГУССЕРЛЬ (Husserl), Эдмунд (8 апр. 1859—26 апр. 1938) — нем. философ-идеалист, родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии (см. Феноменология). Проф. в Гёттингене и Фрейбурге. Идейные истоки его феноменологии—философия Платона, Декарта, Лейбница, Брентано, Больцанои др. Г. выступил с требованием превратить философию в «строгую» дисциплину, создать логику науч. знания. Но прежде чем такая логика может быть построена, логич. категории и законы должны быть вычленены в «чистом виде» и обоснованы. Такую задачу, по Г., должна выполнить«феноменология». «Феноменология», «чистая теория познания», к-рую Г. замыслил как гносеологич. подготовку логики и методологическое обоснование всех наук, развивает субъектив-но-идеалистич. (с элементами объективного идеализма) понимание специфики отношения субъекта и объекта познания. Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. объявил свою феноменологию «беспредпосылочной». Релятивистски принижая роль науч. знания, он предложил «исключить» из сферы феноменологии, «вынести за скобки» все истины наук, в т. ч. наук о сознании, «положения о бытии» (напр., вопрос о том, существует ли бытие независимо от сознания). Г. осуществлял это при помощи метода «феноменологической редукции», к-рая, по его мнению, обеспечивает возможность выделения особого предмета анализа — «чис- того» сознания, не связанного ни с бытием, ни с реальным сознанием. Изображая «чистое» сознание в виде совокупности «эйдосов», «чистых сущностей», «идеальных предметов», Г. воспроизвел и усугубил объективный идеализм Платона. Метафизич. разрыв «сущности» и «существования» был затем продолжен у экзистенциалистов (см. Экзистенциализм). Но объективный идеализм Г., обладавший специфич. особенностью по сравнению с идеализмом Платона и Гегеля («сущности» только «значат», но нигде и никогда не существуют), остался только общей программой, замыслом. Поэтому представляется неточной имеющая известное распространение характеристика гуссерлианства как преимущественно объективно-идеалистич. теории. Уже начиная со 2-го т. «Логических исследований»,при интерпретации объекта познания Г. примыкает к субъективному идеализму, сближающемуся с философией Шуппе. Здесь он прежде всего превращает объекты сознания в идеальные предметы; кроме того, по Г., предмет «идеальный» (эйдос) или «реальный» (у Г. это не предмет окружающего мира, а та же идея, но меньшей степени общности, чем эй-досы) не существует вне направленного (интендиро-ванного) на него действительного или потенциального акта мысли, конструирующего предмет. Согласно Г., «предмет» усматривается и создается путем интуиции, к-рую он противопоставлял опосредствованному знанию в качестве единств, пути познания «всеобщего», «сущности». Конкретный путь интуитивного «усмотрения» Г. рассматривал в теории «идеирующей абстракции». В ней действительный интуитивный акт «переживания», «схватывания» предмета — «идеирую-щая абстракция» — противопоставляется принципу абстрагирования. Критерием истинности усмотрения Г., по существу, объявил личные переживания субъекта. Субъективистские тенденции особенно усилились в работах Г. 20—30-х гг. (см., напр., «Cartesianische Meditationen unci Pariser Vortrage», в кн.: «Husser-liana», Bd 1, [Haag ], 1950). В них Г. рассматривал в качестве непосредственно очевидного фундамента «чистого» сознания субъективно-идеалистически истолкованный принцип cogito ergo sum Декарта. Как свидетельствуют обзоры неопубликованных рукописей Г., а также его изданные в последние годы работы («Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» — «Die Krisis der Europai-schen Wissenschaften und die transzendentale Phiino-menologie» [1954 ], «Первая философия» — «Erste Philosophie» [1956—59 ]), Г. пришел к крайней форме субъективного идеализма, вплотную подводящей к нек-рым осн. понятиям нем. экзистенциализма. Критикуя субъективистскую и релятивистскую направленность распространившихся в конце 19 — нач. 20 вв. психологич. трактовок логики, Г. не избавился от субъективизма, релятивизма и психологизма. Его феноменология, основывающаяся на одновременной онтологизации (в теории «эйдосов») и субъекти-визации (в теории «предметности») логического, полна чрезвычайно формалистич. рассуждений о нигде и никогда не существовавших «типах предметностей». Последователи Г. имеются в ряде стран. В США существует «Феноменологическое об-во» во главе с М. Фарбером, к-рое издает журн. «Philosophy and Phencmenological Research». Архив Г. в г. Лувене (Бельгия) регулярно публикует его сочинения, заметки, дневники, письма. Ряд совр. философов, не примыкающих к школе Г., считает возможным использовать его методологич. идеи (Бохенский и др.). С о ч.: Husserliana, Bd 1-8: Haag, 1950-59; P'.vilosophie der Arithmetik, Bd l,Lpz., [1891]; Logische Untersuchungen, 2 And., Bd 1—2, Halle, 1928; Vorlesungen znr Phanomenologie des inneren Zeilbewusstseins,Halle, 1928; Formale und transzendentale Logik, Halle, 1929; Erfahrung and XJrteil, Hamb., 1954; Соч. в рус. пер. — Логические исследования, т. 1, СПБ, 1909; Философия как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1. 422 ГУСТИ — ГХОШ Лит.: Ю р и н е ц В., Эдмунд Гуссерль, «Под знаменем ГУСТИ (Gusti), Димитрие (1880—1955)— рум. бурж. социолог и философ-идеалист. В работах «Воинствующая социология» («Sociologia militans», 1935), «Проблема социологии» («Problema sociologiei», 1940) Г. рассматривал обществ, действительность в спириту-алистич. духе, как сплетение конкретных социальных единств, обусловливаемых космология., биологич., психич. и историч. факторами и определяемых обществ, волей. По его мнению, обществ, действительность стремится к созданию равновесия между социальными факторами. Г. отрицал классовую борьбу, революцию и критиковал марксизм. Придерживаясь т. зр. социального эмпиризма, Г. считал, что предметом социологии является конкретное социальное единство (напр., деревня). В качестве председателя Рум. социального ин-та, поддерживаемого королем Карлом II, руководил составлением монографий о селах Румынии. Своими выводами, сделанными на основе этих учений, Г. стремился оправдать и защитить бурж.-помещичий режим в Румынии. Соч.: La science de la realite sociale, P., 1941. Лит.: М о s e 1 У Р. Е., Sociological school of Dimitrie Gusti, «Sociological Rev.», 1936, v. 28, April, p. 149—65; Gall E r n 6, Sociologia burghezad in Rominia, Вuc, 1958,с 145—75. Институт философии Румынской АН. ГУ ТИН-ЛЙН (Г у Я н ь - у) (1613—82) — кит. философ и просветитель. Участник вооруж. борьбы против маньчжурских завоевателей. Работы Г. Т.-л. содержатся в «Собрании сочинений Гу Тин-линя» («Гу Тин-линь вэнь цзи»). Г. Т.-л. большое внимание уделял изучению совр. ему жизни народа. Ряд трудов, напр. «Записи повседневных размышлений» («Жи чжи лу»)идр., был создай Г. Т.-л. на основе обобщения конкретных данных, собранных в результате многолетних путешествий по различным провинциям страны. Г. Т.-л. утверждал, что нет никакого таинственного потустороннего мира, существование к-рого признавалось за истину буддистами. Он выступал против феод, идеологии в ее неоконфуцианской форме и развивал материалистич. теорию познания. Был основателем школы «каоцзюй», занимавшейся научно-критич. разбором источников сунской неоконфуцианской философии. Выступал против неоконфуцианства («лисюе»), называя его подражанием буддистской схоластике («чаньсюе»); в то же время Г. Т.-л. идеализировал прошлое, считая, что если теперь неоконфуцианцы занимаются пустой болтовней, то древние мудрецы проповедовали учение о практич. совершенствовании людей. Отстаивая материалистич. теорию познания, Г.Т.-л. выступал против идеалистич. учения о «внутреннем знании», заимствованном неоконфуцианцами из буддизма. Г. Т.-л. считал, что в мире не существует никаких сверхъестеств. вещей, к-рые бы познавались вне опыта, и что знание приобретается в процессе практич. деятельности людей. Лит.: X о у В а й-л у, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956. Э. Баталов. Москва.
ГУТТЕН (von Hutlen), Ульрих фон (21 апр. 1488— 29 авг. 1523) — нем. гуманист. Идеолог нем. рыцарства, Г. выступал за то, чтобы в Германии после устранения политич. и идеологич. влияния папства была усилена власть императора. Обличит, соч. Г. (на лат. и затем на нем. языках) против папства характерны для подъема обществ, движения эпохи Реформации. Г. резко выступал против индульгенций и распространял в Германии трактат Л. Валла о подложности «Константинова дара». В этот период Г. видел главное средство борьбы против мракобесия, невежества и морального разложения богословов и католич. духовенства в энергичном отстаивании принципов разума и гу-манистич. нравственности. Эти идеи Г. нашли особенно яркое выражение в ряде стихотворений и эпиграмм, а также в знаменитой сатире «Письма темных людей» («Epistolae obscurorum viro-rum», [1515—17]), одним из авторов к-рой он был. В 1519—20 Г. примкнул к реформации Лютера, выступил с рядом диалогов [«Фортуна» («Fortuna»), «Лихорадка I» («Febris prima»), «Лихорадка II» («Febris se-cunda»),«ВafliiCK»(«Vadiscus...»),«Наблюдатели» («Inspi-cientes»)], в к-рых призывал все слои нем. общества и самого Лютера выступить открытой войной против папства, поручив руководство походами рыцарству. В соч. «Разбойники» («Praedones») и др. Г. старался убедить бюргерство и др. слои общества в том, что их главными врагами являются духовные феодалы. Вслед за Эразмом Роттердамским Г. доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В духе аристократич. гуманизма Г. утверждал принципы свободной воли человека и необходимость его активной деятельности для получения «даруемого богом» счастья. После подавления рыцарского восстания 1522—23 Г. бежал в Швейцарию и вскоре там умер. Энгельс причислял Г. к лагерю реформации в качестве «теоретического представителя немецкого дворянства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 393). Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, v. 1—7, Li-psiae, 1859—70. Соч. в рус. пер.— [Фрагменты], в кн.: Источники по истории реформации, вып. 1, М., 1906—07, с. 101—55; Письма темных людей, М —Л., 1935; Диалоги, публицистика, письма, М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 25, М., 193 4 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 7, М., 1956; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; П у р и ш е в Б. И., Очерки немецкой литературы XV —XVII вв., М., 1955; Kleinsc hmidt К., TJ1-rich von Hutten. Ritter, Humanist und Patriot, В., 1955. M. Смирин. Москва. ГХОШ, Аджой Кумар (р. 20 февр. 1909) — видный деятель инд. и междунар. рабочего движения, ген. секретарь Нац. совета КП Индии с 1951. Окончил Ал-лахабадский ун-т. С 1931 был одним из руководителей революц. профсоюза «Маздур Сабха» в г. Канпуре, а позднее — член исполкома Всеиндийской рабоче-крестьянской партии. В 1933 был избран в состав ЦК, а в 1936 — в члены Политбюро ЦК КП Индии. В 1938—40 был одним из редакторов центр, органа компартии Индии «National front». В 1943 в связи с болезнью был освобожден от работы в Политбюро. В 1948 вновь избран членом Политбюро ЦК. Вел большую работу по преодолению левосектантских и правооппор-тунистич. ошибок в деятельности КП Индии. Большое значение для идейного сплочения партии имело опубликование в начале 1951 выработанного при активном ГХОШ —ГЮИО 423 участии Г. проекта программы КП Индии. С 1952 — редактор ежемесячного теоре-тич. журнала партии «New Age». За революц. деятельность Г. подвергался арестам; находился в тюрьмах в общей сложности 9 лет. Г. — активный борец за марксистско-ленинское мировоззрение в Индии. В своих выступлениях в печати разрабатывает проблемы, связанные с применением положений историч. материализма к конкретным условиям Индии. В статьях «Коммунистическая партия Индии в борьбе за единый демократический фронт, за народно-демократическое правительство» (1951), «К выборам в Индии» (1952), «Очередные задачи Коммунистической партии Индии» (1954) и др. работах Г. давал обоснование необходимости движения за объединение левых сил и единство действий рабочего класса. В ст.«Индийская буржуазия»(«ТЬе Indian Bourgeoisie», «New Age. Political Monthly of the Communist Party of India», 1955, v. 4, № 12) раскрыл характер противоречий между империализмом и нац. буржуазией Индии, а также роль последней в нац.-освободит, движении. Большое теоретич. и практич. значение имела деятельность Г. в организации борьбы за превращение КИИ в массовую партию рабочего класса и ее орга-низац. укрепление. Принимал участие в выработке нового устава КГО1, в преамбуле к к-рому даны теоретич. положения о возможности и условиях мирного пути перехода Индии к социализму. «Для партий и элементов, выступающих за социализм,— пишет Г.,— существует возможность завоевать большинство в парламенте и преодолеть сопротивление реакции с помощью выступлений широких масс» («New Age», 1958, 18 мая). Г. разрабатывает принципы пролетарского интернационализма. «Мы считаем,— пишет Г.,— что дух и концепция пролетарского интернационализма — одна из величайших ценностей, к-рые коммунистическое движение дало человечеству» (там же). Принципы борьбы за рост рядов партии, за ее идейное воспитание отражены в докладе Г. на V съезде в Амритсаре и в статьях «О массовой Коммунистической партии в Индии» (1958) и «Амритсарский съезд партии» («Amritsar congress of the Communist party», 1958). Соч.: The new ideology of Democratic socialism, Bombay, 1952; On the work of the Third Congress of the Communist Party of India, Delhi, 1954, в рус. пер.: Октябрьская революция и национально-освободительное движение в Индии, пер. с англ., М., 1957; Новая эпоха в истории человечества, «Правда», 1960, 25 апреля, № 116. ГХОШ, Ауробиндо(15 авг. 1872—дек. 1950) — инд. бурж. философ-идеалист и поэт. Род. в Калькутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Индия) (в 1893—1908). В 1905—ЮГ. активно участвовал в инд. нац.-освободит, движении; в 1906—08 издавал газ. «Bande Mataram» и журн. «Karmayogin» на англ. яз., а затем «Дхарма» (на бенгали). С 1910 отошел от активной обществ, -политич. деятельности, основал в Пондишери свою школу йогов и с помощью учеников издавал филос. журн. «Агуа» (1914—21). Г. верил в возможность предотвращения свойственных капитализму зол и смягчения классовых противоречий путем религ.-моралистич. проповеди. Он пытался создать «третью» линию в философии — «интегральную веданту» («интегральная йога», «интегральный идеализм»), в к-рой якобы «примиряются» материализм и идеализм, мистицизм и рационализм, плюрализм и монизм. Согласно Г., деление всего сущего на мате-
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|