Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гроций - грузинская философия 40? 4 глава




Лит.: X а х а н о в А., Очерки по истории грузинской словесности, вып. 3, М., 1901; Очерки по истории философии обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1,М., 1955,с. 54.


ГУ'РБАН (Hurban), Йосеф Милослав (19 марта 1817—21 февр. 1838) — словацкий публицист и об­ществ, деятель. В 1848 участвовал в пражском вос­стании, а затем вместе с писателями и деятелями нац. возрождения Л. IIIтуром и Годжей в восстании словаков против гнета феод. Венгрии. Редактор журналов «Nitra» (с 1841), «Slovenskje pohl'adi...» (с 1846). Во введении к «Зеркалу Словакии» Червена-ка (В. P. Cervenak, Zrcadlo slovenska, 1844) Г. применял идеи философии истории Гегеля к рассмо­трению нац. вопроса. Неизбежность возрождения угнетенных славянских национальностей Г. обосно­вывал законами борьбы, возникновения и упадка, су­ществующими в природе и обществе. После революции 1848—49 Г. склонялся к консерватизму и теологии.

Соч.: Spisy, sv. 3—4, Turciansky Sv. Martin, 1944.

Лит.: Varossova E., Svetonazor. L'udovita Stura a jeho vplyv na ideologicke formovanie slovenskeho naroda, в кн.; Kapitoly z dejin slovenskej IMazofie, Brat., 1957.

E. Варошова. Чехословакия. ГУРВИЧ (Gurvitch), Георгий Давидович (р. 2 нояб. 1894) — бурж. социолог-идеалист. Родился в России (г. Новороссийск), после 1917 эмигрировал во Фран­цию. Проф. социологии Парижского ун-та (с 1948). В молодости примыкал к интуитивизму и волюнтариз­му, с позиций к-рых трактовал вопросы этики и права. После 2-й мировой войны в многочисл. статьях и в кн. «Современное призвание социологии» («La vocation actuelle de la sociologie», P., 1950), «Социальный детерминизм и человеческая свобода» («Determinismes sociaux et liberte humaine», P., 1955) Г. выступил с реакц. учением т. н. диалектического гиперэмпириз­ма, к-рое в применении к обществ, жизни называется микросоциологией. Г. отрицает возможность единого и цельного миропонимания и объективный характер обществ, закономерностей. Осн. задачей социологии, по Г., является исследование «микроотношений» (не-посредств. невидимые психологич. отношения людей) внутри различных групп (семейных, возрастных, производственных, потребительских) и ассоциаций (религиозных, политических, спортивных), к-рые, как он полагает, и определяют характер всех др. отно­шений.

Примыкает к сторонникам мира.

М. Бахитов. Москва.

ГУС (Hus), Ян (1371—6 июля 1415) — чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского кры­ла антифеод, революц. дви­жения в Чехии 1-й пол.15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун-т и приступил к преподават. де­ятельности. В 1401—02— де­кан фак-та искусств, в 1402— 1403 — ректор ун-та. С 1402 в Вифлеемской часовне в Праге Г. читал на чешском языке проповеди, в к-рых обличал католич. духовен­ство, выступал против тор­говли индульгенциями, осуж­дал богатство церкви, тре­буя коренной ее реформы. Соч. и проповеди Г. были идейным оружием чешского антифеод, и нац.-освободит, движения. В 1415 цер­ковный собор в Констанце по обвинению в ереси при­говорил Г. к сожжению. Казнь Г. вызвала усиле­ние революц. движения чешского народа.

В гл. работе «О церкви» («De ecclesia», 1413, и др.), опираясь на нар. традиции в критике церкви и обще-


420 ГУСЕЙНОВ —ГУСИЗМ


ства, Г. использовал учение англ. религ. реформатора Уиклифа (ок. 1320—84), сделал из него демократич. и гуманистич. выводы. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ, преобразований Г. считал по­знанный разумом «закон божий», к-рым, как высочай­шим идеалом, должен руководствоваться каждый человек. Этот идеал является абс. нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая деление об­щества «на три категории народа», Г. допускал сохра­нение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения этой нормы; при на­рушении «закона божьего» подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Платонов­ский идеал сословного гос-ва превращался Г. в идеал общества, к-рому противоречит существующее сословное гос-во. Принцип «закона божьего» исполь­зуется Г. для обоснования первых форм демократич. идеологии.

Г. не отвергал осн. догматов священного писания, но при этом допускал, что «закон божий» можно понять человоч. разумом, что каждый человек само­стоятельно судит о том, правильно ли была использо­вана «правда божья». Этот принцип приводил к отказу от признания формального авторитета церкви и феод. власти и к революц. выводам о самодеятельности нар. масс. Сила разума, данная народу, служит достиже­нию его собств. освобождения. Учение Г. послужило идеологич. основой гуситского революц. движения.

Соч.: Joannis Hus et Hieronymi Pragensis historia et monument?, v. 1—2, Noribergae, 1558, 2 ed., 1715; Sebrane spisv ceske, vyd K. J. Erben, dl 1 — 3, Praha, 1865-68; Sebra­ne spisy, sv. [1-21. Praha, 1903-1904, [3-6J, Praha, [s. a.]; Соч. в рус. пер. - Послания, М., 1903.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тет­
радь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Н е-
едлы 3. Р., Ян Гус, «Славяне», 1944, № 7; Рубцов
Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; Мацек И., Табор в
гуситском революционном движении, пер. с чешек., т. 1 —2, М.,
1956—59; Loserth J., Huss und Wiclif, 2 Aufl., Munch.,
1925; Machovec M.. Husovo uceni a vyznam v tradici
ieskeho naroda, Praha, 1953. P. Иаливода. Чехословакия.

ГУСЕЙНОВ, Гейдар Наджаф-оглы (1908—15 авг. 1950) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1944), про­фессор (с 1944), акад. (1945) и вице-президент (1945) АН Азерб. ССР. Член КПСС с 1938. Директор Ин-та истории партии при ЦК КП Азербайджана (1945—50), зав. кафедрой философии Азерб. гос. ун-та им. С. М. Кирова (1945—50). Разрабатывал вопросы диалектич. материализма и истории азерб. обществ, и филос. мысли. Был редактором перевода ряда произведений классиков марксизма-ленинизма. Сталинская премия s^i'948, за редактирование и участие в составле--яии 4-томного «Русско-азербайджанского словаря», 1940—46).

Соч.: Диалектика вэ метафизика, Бакы, 1941; Диалектик
вэ тарихи материализм Ьаггында, Бакы, 1941; Марксист диа­
лектик метод, Бакы, 1945; Философские взгляды М. Ф. Ахундо­
ва, Баку, 1942; Статьи по истории развития философской и об­
щественной мысли в Азербайджане, Баку, 1948; Из истории
общественной и философской мысли в Азербайджане XIX ве­
ка, 2 изд., Баку, 1958 (первый опыт систематич. изображения
истории азерб. философии). Ш. Мирзоева. Баку.

ГУСЙЗМ — идеология революц. антифеод, движе­ния в Чехии в 1-й пол. 15 в., получившая название от имени ее основателя Яна Гуса. Социальная пест­рота движения, охватившего как бюргерство, так и крестьянско-плебейские массы, обусловила глубокие внутр. различия идейных течений Г. Однако для всех них характерна религ. форма и признание всеобщей универсалии — «закона божьего» в качестве нормы и мерила обществ, отношений, социальной справед­ливости, (чгр, <л- Ф.Энгельса «Борьба в Венгрии», в ■Крррй. iTi характеризуется как национально-чешская лщестья некая,,война, носившая религ. окраску — см. 1£:<, M^ptfcv и ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 6, с. 180).

В Г4—.l;^,flBf,(Г., и номинализм являлись двумя осн. даниями,,'rip Ктрьгдо протекало разложение церк.-феод. адедалог^и^ ^сододение томизма и зарождение первых


форм бурж. философии в Европе. Однако, если но­минализм, выступая против «гармонического» томи-стич. толкования взаимоотношения между разумом и верой, отделял разум от веры, философию от богосло­вия, то Г., наоборот, стремился к рационализации самого богословия. Г. не отвергал полностью богосло­вия, но превращал центральные богословские катего­рии в общие формы своих прогрессивных обществ, идей. Под религ. формой Г. скрывалось радикальное обществ, содержание, благодаря к-рому религ. идеи превращались в обществ.-политич. требования и ис­пользовались для борьбы против церк.-феод. системы. В высшей стадии крестьянско-плебейского движения идеология Г. выступает в форме пантеизма, к-рый приводил к атеизму, аналогично возникшему позже в Германии учению Мюнцера.

Г. делился на два направления — бюргерское и кростьянско-плебейское. Бюргерский Г. основывался на учении англ. философа и реформатора Уиклифа, гуманистич. сторона к-рого подчеркивалась в работах Гуса. Филос. реализм защищался гуситами в диспутах с томистами и номиналистами в Пражском ун-те. Наиболее последовательно и безбоязненно его истол­ковывал в своих трудах ученик Гуса Иероним Праж­ский, к-рый через год после сожжения Гуса был казнен в Констанце за уиклифовское толкование догмата о божеств, троице. Онтологич. проблемам был посвящен трактат об универсалиях учителя Гуса — Станислава из Знойма (впоследствии отка­зался от своих взглядов и стал врагом Гуса). Однако под давлением нараставшего революц. движения гуситская теория выдвинула на первый план социаль­ный аспект философии, сущностью к-рой является отождествление «божьего закона» с идеально пони­маемым «человеческим законом», с идеалом добра и обществ, справедливости. Все это было направлено против законов феод, общества.

Бюргерский Г. достиг своего наивысшего развития в период подготовки гуситской революции, прежде всего в произв. Гуса, в трудах и речах Якоубека (см. Якоубек из Стршибра), Иеронима Пражского и др. В процессе гуситской революции (начиная с 1419) бюргерский Г. становился все более умеренным. Пражский Г. отказался от общей концепции гусов-ской социальной философии и ограничил свою про­грамму требованием лишения церкви светской власти и нок-рыми узкорелиг. принципами, в первую очередь борьбой за признание «чаши». Боязнь революционности нар. масс, возникновение независимого радикального крыла гуситского движения вызвали упадок идеоло­гии бюргерской оппозиции, что отразилось гл. обр. в трудах Яна из Пршибрама.

Крестьянско-плебейский Г. (гл. представитель — Гуска) являлся идейным синтезом всех осн. рево­люц. идей догуситского нар. сектантства — учения вальденсов, секты «свободного духа», догуситского хилиазма и т. д. Его представители преодолели тео­рию Уиклифа и Гуса, выступили с отрицанием феод, обществ, строя, выдвинули программу революц. борь­бы нар. масс за новый обществ, строй, основанный на свободе и равенстве людей. В своей наивысшей пан-теистич. стадии Г. превратился в идейную систему, в к-рой нет места даже для трансцендентального бога. Гуситский идеализм, основанный на утверж­дении внутр. взаимоотношения между богом и дей­ствительностью и сосредоточенный на созерцании пу­ти идеи к действительности, завершился подчине­нием идеи действительности и растворением божеств, субстанции в естественном земном человеке.

Гуситская идеология оказала значит, влияние на развитие всего европ. антифеод, мышления, в осо­бенности в Германии, вплоть до Крестьянской войны 1524—25. В разработку Г. внесли свой вклад нем.


ГУСКА-ГУССЕРЛЬ 421


гусит Николай из Дрездена, к-рый принял деятель­ное участие в создании идейной основы гуситского радикализма, Ян Немец из Жатца, разработавший пикартискую теорию бюргерского Табора, англича­нин Петр Пэйн, скрывавшийся от преследований в гуситской Чехии. Крестьянско-плебейский Г. соз­дал первую в Европе нар. революц. идеологию.

Лит.: Неедлы 3. Р., Ян Гус, «Славяне», 1944, Ki 7; Флайшганс В., Ян Гус, [пер. с чешек.], М., 1916; М а ц е к Й., Табор в гуситском революционном дви­жении, пер. с чешек., т. 1 — 2, М., 1956 — 59; Р у б ц о в Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; его же, Ян Гус, М., 1958; К а 1 i v о d a R., Husitske myfleni, в сб.: Filosofie v deji-nach ceskeho naroda, Praha, 1958; Machovec M., Husovo ueenl a vyznam v tradici ceskeho naroda, Praha, 1953.

P. Каливода. Чехословакия.

ГУСКА (Houska), Мартин (г. рожд. неизв.—ум. 21 авг. 1421) — идеолог левого крестьянско-плебей-ского крыла гуситского движения (таборитов) в Че­хии. В 1420 Г. становится одним из руководителей нар.-революц. движения. В 1421, после поражения крестьянско-плебейского крыла, ушел из Табора, но был схвачен умеренными таборитами и сожжен.

Ученке Г. известно по нек-рым выпискам из его трактатов, приводимых гуситом правого крыла Яном из Пршибрама в соч., «Жизнь таборских священ­ников» (J. Pribram, Zivot knez(taborskych, 1863; J. Macek, Ktoz jsu bozi bojovnici, 1951).

В своих проповедях Г. предсказывал появление нового обществ, строя, при к-ром не будет частной собственности, духовных и светских властей; он требовал отмены сословного и имуществ. неравен­ства, упразднения культа и таинств, к-рые называл суевериями. Г. создал радикальную концепцию гу­ситского пикартизма — учения, отрицающего догмат церкви о перевоплощении. Считал божеств, силы под­чиненными естеств. законам мира, высшей целью жизни объявлял естеств. потребности и интересы лю­дей. «Причащение Христа» у Г. превращается в удовлетворение материальных потребностей человека, в осуществление земного человеч. счастья. Учение Г. означало отказ от позиций христианского теизма и переход к пантеизму.

Лит.: Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955, с. 176—79; М а ц е к Й., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешек., т. 1—2, М., 1956—59; К а 1 i v o-d a R., Vytvofenl revolucni ideologie selsko-plebejskeho Ta-bora, «Filosoficky casopis», 1957, roc. 5, cislo 6.

P. Каливода. Чехословакия.

ГУССЕРЛЬ (Husserl), Эдмунд (8 апр. 1859—26 апр. 1938) — нем. философ-идеалист, родоначальник феноменологич. школы совр. бурж. философии (см. Феноменология). Проф. в Гёттингене и Фрейбурге. Идейные истоки его феноменологии—философия Пла­тона, Декарта, Лейбница, Брентано, Больцанои др.

Г. выступил с требованием превратить философию в «строгую» дисциплину, создать логику науч. знания. Но прежде чем такая логика может быть построена, логич. категории и законы должны быть вычленены в «чистом виде» и обоснованы. Такую задачу, по Г., должна выполнить«феноменология». «Феноменология», «чистая теория познания», к-рую Г. замыслил как гносеологич. подготовку логики и методологи­ческое обоснование всех наук, развивает субъектив-но-идеалистич. (с элементами объективного идеализ­ма) понимание специфики отношения субъекта и объ­екта познания. Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. объявил свою феноменологию «беспредпосылочной». Релятивистски принижая роль науч. знания, он предложил «ис­ключить» из сферы феноменологии, «вынести за скоб­ки» все истины наук, в т. ч. наук о сознании, «поло­жения о бытии» (напр., вопрос о том, существует ли бытие независимо от сознания). Г. осуществлял это при помощи метода «феноменологической редук­ции», к-рая, по его мнению, обеспечивает возмож­ность выделения особого предмета анализа — «чис-


того» сознания, не связанного ни с бытием, ни с реальным сознанием. Изображая «чистое» сознание в виде совокупности «эйдосов», «чистых сущностей», «идеальных предметов», Г. воспроизвел и усугубил объективный идеализм Платона. Метафизич. разрыв «сущности» и «существования» был затем продолжен у экзистенциалистов (см. Экзистенциализм). Но объ­ективный идеализм Г., обладавший специфич. осо­бенностью по сравнению с идеализмом Платона и Гегеля («сущности» только «значат», но нигде и ни­когда не существуют), остался только общей програм­мой, замыслом. Поэтому представляется неточной имеющая известное распространение характеристика гуссерлианства как преимущественно объективно-идеалистич. теории. Уже начиная со 2-го т. «Логиче­ских исследований»,при интерпретации объекта позна­ния Г. примыкает к субъективному идеализму, сближа­ющемуся с философией Шуппе. Здесь он прежде всего превращает объекты сознания в идеальные предметы; кроме того, по Г., предмет «идеальный» (эйдос) или «реальный» (у Г. это не предмет окружающего мира, а та же идея, но меньшей степени общности, чем эй-досы) не существует вне направленного (интендиро-ванного) на него действительного или потенциального акта мысли, конструирующего предмет. Согласно Г., «предмет» усматривается и создается путем интуи­ции, к-рую он противопоставлял опосредствованному знанию в качестве единств, пути познания «всеобще­го», «сущности». Конкретный путь интуитивного «ус­мотрения» Г. рассматривал в теории «идеирующей аб­стракции». В ней действительный интуитивный акт «переживания», «схватывания» предмета — «идеирую-щая абстракция» — противопоставляется принципу аб­страгирования. Критерием истинности усмотрения Г., по существу, объявил личные переживания субъекта. Субъективистские тенденции особенно усилились в работах Г. 20—30-х гг. (см., напр., «Cartesianische Meditationen unci Pariser Vortrage», в кн.: «Husser-liana», Bd 1, [Haag ], 1950). В них Г. рассматривал в качестве непосредственно очевидного фундамента «чис­того» сознания субъективно-идеалистически истолко­ванный принцип cogito ergo sum Декарта.

Как свидетельствуют обзоры неопубликованных ру­кописей Г., а также его изданные в последние годы работы («Кризис европейских наук и трансценден­тальная феноменология» — «Die Krisis der Europai-schen Wissenschaften und die transzendentale Phiino-menologie» [1954 ], «Первая философия» — «Erste Philosophie» [1956—59 ]), Г. пришел к крайней форме субъективного идеализма, вплотную подводящей к нек-рым осн. понятиям нем. экзистенциализма.

Критикуя субъективистскую и релятивистскую на­правленность распространившихся в конце 19 — нач. 20 вв. психологич. трактовок логики, Г. не избавил­ся от субъективизма, релятивизма и психологизма. Его феноменология, основывающаяся на одновремен­ной онтологизации (в теории «эйдосов») и субъекти-визации (в теории «предметности») логического, полна чрезвычайно формалистич. рассуждений о нигде и никогда не существовавших «типах предметностей».

Последователи Г. имеются в ряде стран. В США су­ществует «Феноменологическое об-во» во главе с М. Фарбером, к-рое издает журн. «Philosophy and Phencmenological Research». Архив Г. в г. Лувене (Бельгия) регулярно публикует его сочинения, за­метки, дневники, письма. Ряд совр. философов, не примыкающих к школе Г., считает возможным ис­пользовать его методологич. идеи (Бохенский и др.).

С о ч.: Husserliana, Bd 1-8: Haag, 1950-59; P'.vilosophie der Arithmetik, Bd l,Lpz., [1891]; Logische Untersuchungen, 2 And., Bd 1—2, Halle, 1928; Vorlesungen znr Phanomenologie des inneren Zeilbewusstseins,Halle, 1928; Formale und transzen­dentale Logik, Halle, 1929; Erfahrung and XJrteil, Hamb., 1954; Соч. в рус. пер. — Логические исследования, т. 1, СПБ, 1909; Философия как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1.


422 ГУСТИ — ГХОШ


Лит.: Ю р и н е ц В., Эдмунд Гуссерль, «Под знаменем
марксизма», 1922, № 11—12; 1923, JVI5 4 —5; М и х е е в В. И.,
Критика феноменологического направления в современной
буржуазной философии, М., 1957 (Автореф. дисс); Я к о-
в е н к о Б. В., Философия Эд. Гуссерля, в сб.: Новые идеи
в философии. Сб.З, СПБ, 1913; Ш п е т Г.Г., Явление и смысл.
Феноменология как основная наука и ее проблемы, М., 1914;
Weidauer F., Kritik der Transzendentalphanomenologie
Husserls.Lpz., 1933; Lauer Q. E., Husserl. La philosopliie
comme science rigoureuse, P., 1955; его же, Phenomenologie
de Husserl, [P.], 1955; Brand G., Welt, Ich und Zeit.
Nach unveroffentlicbtenManuskripten Edmund Husserls.Haag,
1955; A dorno T. W., Zur Metakritik der Erkenntnistheorie,
Stuttgart, 1956; Diemer A., Edmund Husserl, Meisen-
heim,Glan, 1956; Muller W. H., Die Philosophie Edmund
Husserls nach den Grundziigen ilirer Entstehung und ihrem
systematischen Gehalt, Bonn, 1956; Kratt J., Von Hus­
serl zu Heidegger, Frankf./M., 1957; FarberM., The foun­
dation of phenomenology, Camb., 1943; Phenomenologie,
existence. P., 1953. H. Моюрошилова. Москва.

ГУСТИ (Gusti), Димитрие (1880—1955)— рум. бурж. социолог и философ-идеалист. В работах «Воинствую­щая социология» («Sociologia militans», 1935), «Проб­лема социологии» («Problema sociologiei», 1940) Г. рассматривал обществ, действительность в спириту-алистич. духе, как сплетение конкретных социаль­ных единств, обусловливаемых космология., биологич., психич. и историч. факторами и определяемых обществ, волей. По его мнению, обществ, действитель­ность стремится к созданию равновесия между со­циальными факторами. Г. отрицал классовую борьбу, революцию и критиковал марксизм. Придерживаясь т. зр. социального эмпиризма, Г. считал, что пред­метом социологии является конкретное социальное единство (напр., деревня). В качестве председателя Рум. социального ин-та, поддерживаемого королем Карлом II, руководил составлением монографий о селах Румынии. Своими выводами, сделанными на основе этих учений, Г. стремился оправдать и защитить бурж.-помещичий режим в Румынии.

Соч.: La science de la realite sociale, P., 1941.

Лит.: М о s e 1 У Р. Е., Sociological school of Dimitrie

Gusti, «Sociological Rev.», 1936, v. 28, April, p. 149—65; Gall

E r n 6, Sociologia burghezad in Rominia, Вuc, 1958,с 145—75.

Институт философии Румынской АН.

ГУ ТИН-ЛЙН (Г у Я н ь - у) (1613—82) — кит. философ и просветитель. Участник вооруж. борьбы против маньчжурских завоевателей. Работы Г. Т.-л. содержатся в «Собрании сочинений Гу Тин-линя» («Гу Тин-линь вэнь цзи»). Г. Т.-л. большое внимание уделял изучению совр. ему жизни народа. Ряд тру­дов, напр. «Записи повседневных размышлений» («Жи чжи лу»)идр., был создай Г. Т.-л. на основе обобщения конкретных данных, собранных в резуль­тате многолетних путешествий по различным про­винциям страны.

Г. Т.-л. утверждал, что нет никакого таинственного потустороннего мира, существование к-рого призна­валось за истину буддистами. Он выступал против феод, идеологии в ее неоконфуцианской форме и раз­вивал материалистич. теорию познания. Был осно­вателем школы «каоцзюй», занимавшейся научно-критич. разбором источников сунской неоконфуциан­ской философии. Выступал против неоконфуцианства («лисюе»), называя его подражанием буддистской схоластике («чаньсюе»); в то же время Г. Т.-л. идеа­лизировал прошлое, считая, что если теперь неокон­фуцианцы занимаются пустой болтовней, то древние мудрецы проповедовали учение о практич. совершен­ствовании людей.

Отстаивая материалистич. теорию познания, Г.Т.-л. выступал против идеалистич. учения о «внут­реннем знании», заимствованном неоконфуцианцами из буддизма. Г. Т.-л. считал, что в мире не существует никаких сверхъестеств. вещей, к-рые бы познавались вне опыта, и что знание приобретается в процессе практич. деятельности людей.

Лит.: X о у В а й-л у, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956.

Э. Баталов. Москва.


 

ГУТТЕН (von Hutlen), Ульрих фон (21 апр. 1488— 29 авг. 1523) — нем. гуманист. Идеолог нем. рыцар­ства, Г. выступал за то, чтобы в Германии после устранения политич. и идеологич. влия­ния папства была усилена власть императора. Обличит, соч. Г. (на лат. и затем на нем. языках) против папства характерны для подъема об­ществ, движения эпохи Ре­формации. Г. резко высту­пал против индульгенций и распространял в Германии трактат Л. Валла о подлож­ности «Константинова да­ра». В этот период Г. видел главное средство борьбы против мракобесия, невежества и морального раз­ложения богословов и католич. духовенства в энергичном отстаивании принципов разума и гу-манистич. нравственности. Эти идеи Г. нашли особенно яркое выражение в ряде стихотворений и эпиграмм, а также в знаменитой сатире «Пись­ма темных людей» («Epistolae obscurorum viro-rum», [1515—17]), одним из авторов к-рой он был. В 1519—20 Г. примкнул к реформации Лютера, высту­пил с рядом диалогов [«Фортуна» («Fortuna»), «Лихо­радка I» («Febris prima»), «Лихорадка II» («Febris se-cunda»),«ВafliiCK»(«Vadiscus...»),«Наблюдатели» («Inspi-cientes»)], в к-рых призывал все слои нем. общества и самого Лютера выступить открытой войной против папства, поручив руководство походами рыцарству. В соч. «Разбойники» («Praedones») и др. Г. ста­рался убедить бюргерство и др. слои общества в том, что их главными врагами являются духовные феодалы. Вслед за Эразмом Роттердамским Г. доказывал самостоятельность человеч. разума в про­цессе мышления. В духе аристократич. гуманизма Г. утверждал принципы свободной воли человека и не­обходимость его активной деятельности для получе­ния «даруемого богом» счастья. После подавления рыцарского восстания 1522—23 Г. бежал в Швейца­рию и вскоре там умер. Энгельс причислял Г. к ла­герю реформации в качестве «теоретического предста­вителя немецкого дворянства» (Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 393).

Соч.: Opera quae reperiri potuerunt omnia, v. 1—7, Li-psiae, 1859—70. Соч. в рус. пер.— [Фрагменты], в кн.: Источники по истории реформации, вып. 1, М., 1906—07, с. 101—55; Письма темных людей, М —Л., 1935; Диало­ги, публицистика, письма, М., 1959.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.. т. 25, М., 193 4 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 7, М., 1956; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896; П у р и ш е в Б. И., Очерки немецкой литера­туры XV —XVII вв., М., 1955; Kleinsc hmidt К., TJ1-rich von Hutten. Ritter, Humanist und Patriot, В., 1955.

M. Смирин. Москва.

ГХОШ, Аджой Кумар (р. 20 февр. 1909) — видный деятель инд. и междунар. рабочего движения, ген. секретарь Нац. совета КП Индии с 1951. Окончил Ал-лахабадский ун-т. С 1931 был одним из руководителей революц. профсоюза «Маздур Сабха» в г. Канпуре, а позднее — член исполкома Всеиндийской рабоче-крестьянской партии. В 1933 был избран в состав ЦК, а в 1936 — в члены Политбюро ЦК КП Индии. В 1938—40 был одним из редакторов центр, органа ком­партии Индии «National front». В 1943 в связи с бо­лезнью был освобожден от работы в Политбюро. В 1948 вновь избран членом Политбюро ЦК. Вел большую работу по преодолению левосектантских и правооппор-тунистич. ошибок в деятельности КП Индии. Большое значение для идейного сплочения партии имело опуб­ликование в начале 1951 выработанного при активном


ГХОШ —ГЮИО 423


 
 

участии Г. проекта програм­мы КП Индии. С 1952 — ре­дактор ежемесячного теоре-тич. журнала партии «New Age». За революц. деятель­ность Г. подвергался аре­стам; находился в тюрьмах в общей сложности 9 лет.

Г. — активный борец за марксистско-ленинское миро­воззрение в Индии. В своих выступлениях в печати раз­рабатывает проблемы, свя­занные с применением по­ложений историч. материа­лизма к конкретным усло­виям Индии. В статьях «Коммунистическая партия Индии в борьбе за единый демократический фронт, за народно-демократическое правительство» (1951), «К выборам в Индии» (1952), «Очередные задачи Ком­мунистической партии Индии» (1954) и др. работах Г. давал обоснование необходимости движения за объеди­нение левых сил и единство действий рабочего класса. В ст.«Индийская буржуазия»(«ТЬе Indian Bourgeoisie», «New Age. Political Monthly of the Communist Party of India», 1955, v. 4, № 12) раскрыл характер противоре­чий между империализмом и нац. буржуазией Индии, а также роль последней в нац.-освободит, движении. Большое теоретич. и практич. значение имела дея­тельность Г. в организации борьбы за превращение КИИ в массовую партию рабочего класса и ее орга-низац. укрепление. Принимал участие в выработке нового устава КГО1, в преамбуле к к-рому даны тео­ретич. положения о возможности и условиях мирного пути перехода Индии к социализму. «Для партий и элементов, выступающих за социализм,— пишет Г.,— существует возможность завоевать большинство в парламенте и преодолеть сопротивление реакции с помощью выступлений широких масс» («New Age», 1958, 18 мая). Г. разрабатывает принципы пролетар­ского интернационализма. «Мы считаем,— пишет Г.,— что дух и концепция пролетарского интернационализ­ма — одна из величайших ценностей, к-рые коммуни­стическое движение дало человечеству» (там же). Прин­ципы борьбы за рост рядов партии, за ее идейное воспитание отражены в докладе Г. на V съезде в Ам­ритсаре и в статьях «О массовой Коммунистической партии в Индии» (1958) и «Амритсарский съезд партии» («Amritsar congress of the Communist party», 1958).

Соч.: The new ideology of Democratic socialism, Bom­bay, 1952; On the work of the Third Congress of the Com­munist Party of India, Delhi, 1954, в рус. пер.: Октябрь­ская революция и национально-освободительное движение в Индии, пер. с англ., М., 1957; Новая эпоха в истории чело­вечества, «Правда», 1960, 25 апреля, № 116.

ГХОШ, Ауробиндо(15 авг. 1872—дек. 1950) — инд. бурж. философ-идеалист и поэт. Род. в Каль­кутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Ин­дия) (в 1893—1908). В 1905—ЮГ. активно участво­вал в инд. нац.-освободит, движении; в 1906—08 изда­вал газ. «Bande Mataram» и журн. «Karmayogin» на англ. яз., а затем «Дхарма» (на бенгали). С 1910 ото­шел от активной обществ, -политич. деятельности, основал в Пондишери свою школу йогов и с помощью учеников издавал филос. журн. «Агуа» (1914—21). Г. верил в возможность предотвращения свойственных капитализму зол и смягчения классовых противоречий путем религ.-моралистич. проповеди. Он пытался соз­дать «третью» линию в философии — «интегральную веданту» («интегральная йога», «интегральный идеа­лизм»), в к-рой якобы «примиряются» материализм и идеализм, мистицизм и рационализм, плюрализм и монизм. Согласно Г., деление всего сущего на мате-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...