Гроций - грузинская философия 40? 5 глава
риальное и идеальное есть процесс членения одной и той же «нейтральной» субстанции, к-рую он называл супракосмич. трансцендентальностью, космич. всеобщностью, единой индивидуальностью, или богом. В работе «Эволюция» («Evolution», 1923) Г. утверждал, что филос. материализм своими победами обязан эво-люц. теории, получившей наиболее обстоят, разработку во 2-й пол. 19 в. и в значит, степени определившей мораль, политику и характер обществ, строя мн. стран. Согласно Г., философия есть попытка человека с помощью разума постичь «интегральный дух». С ее помощью человек переводит на язык разума сущность «интегрального духа». Философия, по Г., обобщает данные морали, эстетики, религии и т. д., представляя собой «интегрированный взгляд» на абс. истину. Г.— автор работ «Национальная ценность искусства» («The national value of art», 1936), «О значении индийского искусства» («The significance of Indian art», 1947) и др.; им написан ряд поэтич. произв.: «Поэма о Бенга-лии» («Poems from Bengali», 1956) и др. ' Соч.: The Life Divine, v. 1—2, Calcutta, 1944-47; Ba ГЫНДИРЙЗМ — мистико-идеалистич. течение в Румынии, возникшее после 1-й мировой войны. Сторонники Г. группировались вокруг журнала «Gin-direa» (1921—44), редактируемого фашистом Н. Крайником. Являясь реакц., религиозным и ми-стич. течением, Г. объявлял культуру откровением духовного божества, требовал создания корпоративного
фашистского ГОС-ва. Институт философии Румынской АН. ГЮЗЁЛЕВ, Иван (24 июня 1844—6 окт. 1916) — болг. математик и философ-идеалист. Министр просвещения (с 1880). Окончил физико-математич. фак-т Новороссийского ун-та (1871). По возвращении в Болгарию занимался математикой и философией. Г.— автор работ «Элементи на познанието» (1904), «Светът като продукт на съзнапието» (1907), «Абсолютного сознание» (1914). Будучи субъективным идеалистом, боролся против материализма, защищая религию и мистику. В своих математич. работах «Основите на геометри-ята»(1894), «Аксиомите в геометрията» (1894) доказывал, что геометрия — это наука об опыте, а аксиомы и положения математики имеют опытный характер. Соч.: Теория на доказателството, С, 1895. Лит.: Б ъ н к о в ъ А.,«Приносъ къмъ историята на бълга-рската философска мисъль, С, 1943, с. 36—98. А. Бынков. Болгария. ГЮЙО (Guyau), Жан Мари (28 окт. 1854—31 марта 1888) — франц. философ- позитивист. Проф. лицея Кондорсе (Париж). Первая опубликованная работа — перевод Эпиктета (1875), затем трактат «Мораль Эпи-кура»(«Ьа morale d'Epicure...», 1878),«Современная английская мораль» («La morale anglaise contemporaine», 1879) и др. Г. писал также стихи, драматич. произв. Толкование Г. бытия основано на неправильном понимании жизни лишь как биологич. процесса, высшим выражением к-рого являются иск-во и нравственность. Г. много писал о социальном содержании иск-ва, морали и религии, однако социальное имеет у него биологич. смысл и понимается как гармония, солидарность организмов. Иск-во, по Г., создается носителями высшей «жизненной интенсивности» — гениями, интеллигенцией, к-рые живут в стороне от действительности; не среда определяет их формирование, а наоборот, будто бы они влияют на обществ, среду, создавая эстетич. эмоции социального порядка, т. е. содействующие гармонии. Г. делил иск-во на высшее 424 ГЮЙО —ГЮЛИ-КЕБХЯН и низшее, т. е. народное. Иск-во, по Г., есть результат интенсивного избытка жизненных сил, сложная деятельность, требующая напряж. труда. С этой т. зр. Г. выступал против теории иск-ва как игры («Проблемы современной эстетики» — «Les problemes de l'esthetique contemporaine», 1884, рус. пер. 1889; «Искусство с точки зрения социологии» — «L'art au point de vue sociologique», 1889, рус. пер. 1891). На биологич. понимании природы человека построены рассуждения Г. о нравственности, толкуемой как внутр. необходимость, обеспечивающая равновесие жизненных сил. Нравственность, по Г., не нуждается ни в идее долга, ни в санкциях — она явление природное. В будущем обществе Г. предполагал автономную нравственность, не имеющую законов, обязательных для всех. Религию Г. рассматривал как способ фантастического объяснения всего существующего по аналогии с человеч. обществом. В рецензии на книгу Г. «Безверие будущего» («L'Irre-ligion de l'avenir», 1887, рус. пер. 1908) Плеханов указывал, что Г. свойствен взгляд на религию как на универсальный социоморфизм (см. Соч., т. 17, 1925, с. 341). Г. считал, что с эволюцией человека религ. формы отпадут и в этом смысле общество будет нерелигиозным. Однако он пришел к некой новой религии духа, основанной на возвыш. эмоциях. Общество будущего Г. рисовал в виде гармонич. солидарностей умов, воли и эмоций.
Деление человечества на интеллигенцию — творцов, и народ — пассивную, воспринимающую массу, совмещалось у Г. с отрицат. отношением к теории «рабов и господ», что придавало его философии либеральную окраску. С оч.: Esquisse d'une morale sans obligation, ni sanction, 21 ed., P., 1935; в рус. пер.— Собр. соч., т. 1—5, СПБ, 1898— 1901. Лит.: Р а д л о в Э., Принципы философии Гюйо, «Жур ГЮЛИ-КЕВХЯН, Айк Габриелович (декабрь 1886— 29 сент. 1951)—сов. философ, профессор философии (с 1929). Член КПСС с 1918. Род. в семье арм. учителя. В 1906—14 слушал лекции в Иене, Лейпциге, Цюрихе, Гейдельберге (Германия). В 1918—20—на парт, работе в Астрахани, с 1921— на парт, и педаго-гич. работе в Армении. Преподавал философию в Ереванском ун-те (1924—37). Первый директоре 1932) Ин-та марксизма-ленинизма в Армении. Осн. работы Г. посвящены вопросам эстетики и литературоведения.
д ДАВИД АНАХТ (Непобедимы и; конец 5 в. — 1-я пол. 6 в.) — арм. философ, объективный идеалист. Учился в Александрии и Афинах. Примыкал к неоплатонич. направлению александрийской школы антич. философии. Впоследствии вернулся в Армению. Философия Д. А., изложенная в соч. «Определения философии»1, «Анализ „Введения" Порфи-рия»2, «Толкование „Аналитики" Аристотеля»3, на идеалистич. основе сочетает учение Платона с учениями Аристотеля и Пифагора. Теория познания Д. А. испытала воздействие гносеологии Аристотеля. Признавая возможность познания мира, Д. А. считал, что процесс познания совершается в двух формах — чувств, и рациональной— и имеет пять восходящих ступеней: ощущение, воображение, мнение, размышление и разум. Из них ощущение, воображение и необоснов. мнение образуют опытное и эмпирич. знание; воображение, обоснованное мнение и размышление — искусство; размышление — науч. знание, а разум, являющийся высшей ступенью познания, служит основой филос. знания. Осн. труд Д. А. — «Определения философии» — направлен против скептиков школы Пиррона и релятивизма Кратила. Доказывая правомерность и необходимость филос. знания для нравств. совершенствования и житейской практики, Д. А. с позиций объективного идеализма критиковал субъективизм скептич. школы. Интерпретируя определения философии, данные Пифагором, Платоном и Аристотелем, Д. А. приходил к собств. понятию философии. Поскольку все сущее подлежит познанию, то и философия как наука о сущем имеет право на существование. Философия, по Д. А., разделяется на теоретическую и практическую, что соответствует различным сторонам деятельности души. Исходным началом теоретич. философии является нознават. способность души, к-рая опирается на практич. нужды человека. Целью теоретич. философии служит постижение всего сущего. Она состоит из 3 частей: естествознания, математики и теологии. Однако конечной целью философствования является практич. философия, ведущая человеч. души к добродетели. Человек, по Д. А., наделен свободной волей и в равной мере способен и к добру и ко злу. Целью философии в целом является, согласно Д. А., указание путей избежания зла, стремление к духовному возвышению и самосовершенствованию. В учении о душе Д. А. развивал неоплатонич. концепцию, рассматривая тело как «темницу души», ее временное убежище.
Логика Д. А. включает «диалектический» метод, к-рый образуется из четырех форм: разделяющей, определяющей, доказывающей и анализирующей. Эту градацию Д. А. обосновывал тем, что все сущее может быть разделено, определено, доказано и проанализировано. Логич. категории, согласно Д. А., возникли из практич. потребностей людей. Рассматривая проблему соотношения единичного и общего, Д. А. считал реальным существование и единичного, и общего, однако реальность общего, согласно ему, дана «не сама по себе, а в нашем мышлении», имеющем в своей основе существование объективных вещей. В арм. ср.-век. философию, связанную с теологией, система Д. А. внесла светское, античное начало. Соч.: Определения философии, пер. с древпеармянского, предиел. и комментарии С. С. Аревшатяна, Ереван, 1960. Лит.: Ч а л о я н В., Философия Давида Непобедимого, Ерейан, 1946; его же, История армянской философии, Ереван, 1059, с. 92—119; Neumann С. F., Me"moire sur la vie et les ouvrages de David, philosophe arm6nien dii V-e sieelede notre ere, «Nouveau J. asiatique...». 1829, t. 3, [ser. 2]; К h о s t i k i a n M., David der Philosoph, Bern, 1907. С. Аревшатян. Ереван. ДАВИД ДИНАНСКИП (David de Dinant) — франц. мыслитель-материалист нач. 13 в. По нек-рым свидетельствам, Д. Д. был капелланом Динанской церкви, близ Льежа, жил в Риме при папском дворе, где пользовался расположением папы Иннокентия 111. Связь между Д. Д. и Амори Шартрским, учеником к-рого его объявляли мн. авторы, не установлена. Д. Д. упомянут в приговоре церк. собора, осудившего в ноябре 1210 секту амалърикан, как автор соч. «О частях» («De tomis»), к-рое подлежало сожжению и строгому запрещению. Соч. Д. Д. до недавнего времени были известны только в свидетельствах резко критиковавших его Альберта фон Болъштедта, Фомы Аквинского и нек-рых др. теологов — противников его учения. В 1933 появилось сообщение о нахождении неск. рукописей, приписываемых Д. Д. (см. «Revue пёо-scolastique de philosophie», t. 35, 1933, p. 220). Изучение этих рукописей позволяет предполагать о пребывании Д. Д. в Греции, его знакомстве с подлинниками соч. Аристотеля, знании соч. Иоанна Скота Эриугены, Ибн-Сины и Ибн Гебироля. Осн. положение учения Д. Д. состоит в том, что материя — первоначальная, общая субстанция всех вещей. Эта «первоматерия» нераздельна, неподвижна, отличается всеобщностью. Она идентична богу и мировому разуму («нус») и является единств, подлинной реальностью. Доказывая тожество бога, разума и материи, Д. Д. приходил к выводу об абс. единстве мира. Его учение о материи как общей первооснове всего сущего было облечено в форму пантеизма. В своих филос. воззрениях Д. Д. опирался на древних материалистов (Анакси-мена, Ксснофана), а также на Аристотеля и его комментатора Александра Афродизийского. С др. стороны, его идеи во многом близки филос. идеям шартр-ской школы 12 в., в частности Гилъома из Конша, и
426 ДАВЫДОВ - ДАКОСТА обнаруживают нек-рые влияния араб, материалистич. философии. Вместе с тем Д. Д. отрицал изменчивость, объявляя ее лишь заблуждением неискушенного ума или случайностью бытия. Тем не менее пантеистич. учение Д. Д. было направлено против церкви, к-рая объявила его «ересью» и подвергла преследованиям последователей филос. воззрений Д. Д. Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М.. 1957, с. 95—98; L е у Н., Studie zur Geschichte des Materialismus im Mittelalter, В., 1957; Thery G., Autour du decret de 1210, I. David de Dinant..., Kain. 1925; Birkenmayer A., Decouverte des fragments manuscrits de David de Dinant, «Rev. neo-scolastique de philos.», Louvain, 1933, t. 35, s. 220—29. Б. Рамм. Ленинград. ДАВЫДОВ, Иван Иванович (15 июня 1794 — 15 ноября 1863) — рус. философ-идеалист и филолог. Окончил Моск. ун-т (1812); д-р словесных наук (1815, дисс. «О преобразовании в науках, произведенном Баконем»), проф. Моск. ун-та (с 1822); директор Гл. пед. ин-та в Петербурге (1847—58), академик (с 1841). Сторонник идеологии «офиц. народности», единомышленник С. Уварова и С. Ше-вырева. В «Опыте руководства к истории философии...» (М., 1820) Д. следовал истории философии Жерандо (J. Gerando, Histoirecomparee dessystemes de philoso-phie relativement aux principes des connaissances humaines, 1804). В «Начальных основаниях логики...» Д. (1819—20) можно различить две тенденции: сенсуалистическую и умозрительную (шеллингианскую); последняя нашла наиболее полное выражение во «Вступительной лекции о возможности философии как науки» (М., 1826). В последующем Д. сосредоточился на проблемах литературоведения, филологии и эстетики («Чтения 0 словесности», т. 1—4, 1837—43; «О возможности Лит.: Филиппов М., Судьбы русской философии, «Русское богатство», 1894, № 8, с. 109—46; Введенский А., Судьбы философии в России, «Вопр. филос. ипснхол.», 1898, кн. 42; Ч е р н ы ш е в с к и й Н. Г., Поли, собр. соч., т. 16, М., 1953 (см. Указатель, с. 864); Добролюбов Н. А., Партизан И. И. Давыдов во время Крымской войны, Поли. собр. соч., т. 3, М., 1936; его же, Дневники 1851 — 59, ПСС, т. 6, М., 1939. 3. Каменский. Москва. ДАДЗАЙ СЮНДАЙ (Дзюн) (1680-1747) — япон. философ, противник неоконфуцианского идеализма и буддийской мистики. Будучи сторонником упорядоченного и просвещенного феод, правления, высказываясь за объединение Японии и создание токугав-скими правителями централизов. гос-ва, Д. С. в то же время не считал власть феод, дома Токугава образцом для «умиротворения Поднебесной». Под лозунгом возвращения к древнему конфуцианству Д. С. выступал с критикой чжусианской философии, являвшейся офиц. гос. философией токугавского режима. Критиковал неоконфуцианство, указывая, что оно «признает господство духа над материей», и отвергал учение о первичности и вездесущности идеального начала. Вместе с тем Д. С. отдал дань религии. В целом философия Д. С. подготовила развитие материалистич. идей в Японии. Лит.: Нихон тэцугаку дзэнсё (Собрание сочинений по ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дун-юань) (19 янв. 1723— 1 июля 1777) — кит. ученый и философ-материалист. лингвистике и истории. Филос. проблемам посвящены соч. «О природе добра» («Юань шань»), «Комментарии на Мэн-цзы» («Мэн-цзы цзы и шу чжэн») и «Собрание сочинений Дай Дун-юаня» («Дай Дун-юань цзи»). Д. Ч. дал материалистич. трактовку важнейшей категории дао, отмечая, что дао — это понятие, указывающее на реальные тела, а инь (отрицательное), ян (положительное) и пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь и земля) представляют собой реальные тела дао («Комментарии на Мэн-цзы», цзюань 1). Являясь «сущностью» вещей, дао беспрестанно изменяется, за рождением следует смерть, за смертью — рождение; дао и есть то, благодаря чему образуются и изменяются небо и земля («О природе добра», цзюань 1). Категорию ли Д. Ч. рассматривал как «порядок», доступный познанию, и выступал против идеалистич. концепции сунских философов Чэн II и Чмсу Си, согласно к-рой ли является идеальной первоосновой мира. Рассматривая природу («естественное»), Д. Ч. полагал, что ей присущ закон «необходимости». Правильно постигнутая природа (естественность) и является необходимостью. «Необходимость и естественность — это не две различные вещи. Полное и до конца постижение естественного, и притом без погрешностей— это и будет необходимость» («Сюйянь», Вступление, цзюань 1). Согласно Д. Ч., «отличие человека от животного в том и состоит, что человек может познать необходимость, а все животные в состоянии лишь следовать своей природе (естественному)» («Комментарии на Мэн-цзы», цзюань 1). Д. Ч. считал ощущения (цзюэ) и разум свойством телесного жизненного склада (нэн) человека. Когда способности ощущения нормальны и согласуются с качествами «вселенной», тогда разум достигает наивысшего совершенства (см. «Дай шии шу» — «Сочинения, оставленные Дай Чжэнем», раздел Вэньцзи, III, 10, 1). Сравнивая познание со светильником, освещающим вещи, Д. Ч. считал, что освещенность предметов зависит также и от них самих. Т. к. ошибки и заблуждения, по словам Д. Ч., происходят от человеч. темноты, то, чтобы избежать их, необходимо просвещение, к-рое восполнит недостатки разума и приведет к мудрости. Вопросы социальной жизни Д. Ч. решал как гуманист. Он полагал, что строгое разделение между «законом неба» («природы») и «людскими желаниями» (голодом, тоской, дружбой, любовью), которое проводили Чэн И и Чжу Си, противоречит истине, так как в действительности закон природы (ли) содержится в человеческих желаниях; ли и есть человеческие чувства. Нет ничего, что не соответствовало бы человеческим чувствам и в то же время соответствовало ли («Комментарии на Мэн-цзы», цзюань 1). Д. Ч. считал, что в понимании сунского конфуцианства ли (закон) служил орудием в руках господствующих классов, посредством к-рого они делили людей на знатных и подлых, старших и младших, высших и низших, устанавливали определенные порядки для подчинения угнетенных. «Поздние конфуцианцы посредством ли убивают людей» (там же). Своим протестом против феодального режима и борьбой против идеализма Д. Ч. оказал значительное влияние на прогрессивных мыслителей Китая 19 в. Лит.: X о у В а й-л у, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши ДАКОСТА (Д' А к о с т а, Д' А к о ш т а) — см. Акоста. Д'АЛАМБЕР —ДАНИЕЛЬС 427 Д'АЛАМБЁР (D'Alembert), Жан Лерон (16 нояб. 1717 — 29 окт. 1783) — франц. математик и философ-просветитель периода подготовки франц. бурж. революции 1789—94. Член Парижской АН (с 1751). Д'А. работал вместе с Дидро над созданием «Энциклопедии», в к-рой, следуя в основном Ф. Бэкону, дал классификацию наук. В «Энциклопедии» Д'А. вел отделы математики и физики. В 1757, не выдержав преследований реакции, отошел от издания «Энциклопедии». Из его филос. работ наиболее важное значение имеют вступит, статья к «Энциклопедии» — «Очерк происхождения и развития наук» («Discours preliminaire de l'Encyclopedie», 1751, рус. пер. в кн.: «Родоначальники позитивизма», 1910) и «Элементы философии» («L'Essai sur les elements de philosophie...», 1759). Д'А. боролся против феод.-клерикального мировоззрения, но не поднялся до материализма и атеизма Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Ограниченность мировоззрения Д'А. наиболее резко выражена в его теоре-тико-познават. взглядах. Следуя Локку, Д'А. склонялся к сенсуализму, но воздерживался от материали-стич. решения осн. вопроса философии. Д'А. признавал наличие в человеке особой, отличной от материи субстанции — сознания. Д'А. распространял свой скептицизм и на религию; он сомневался в существовании бога, но не стал на позиции атеизма. В отличие от франц. материалистов, Д'А. считал, что существуют неизменные, не зависящие от обществ, среды нравств. принципы. Д'А. защищал бурж. собственность и выступал против феод, собственности как против несправедливого распределения богатств между людьми. Взгляды Д'А. по вопросам теории познания и религии были подвергнуты критике со стороны Дидро в произведениях «Сон Д'Аламбера» (1769), «Разговор Д'Аламбера и Дидро» (1769) и др. Д'А. принадлежат также работы по вопросам муз. теории и муз. эстетики. Наиболее важной из них является трактат «О свободе музыки» («Do la liberte enmusique»), в к-ром подведены итоги т. н. войны буффонов — острой иде-ологич. борьбы во Франции вокруг вопросов оперного иск-ва. Д'А. доказывал, что музыка способна реалистически выражать разнообразные явления действительности. Д'А. достиг крупных результатов в области математики, гидродинамики и астрономии. С о ч.: Oeuvres, t. t — 5, P., 1821—22; в рус. пер.— Динамика, М. —Л., 1950; Извлечение из мемуара «О равновесии жидкостей», в кн.: К л е р о А., Теория фигуры Земли, основанная на началах гидростатики, [Л.], 1947; О фигуре Земли, там же. Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 61—64, 70; Л е н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Л и т в и я о в а Е. Ф., Далам-бер. Его жизнь и научная деятельность, СПБ.1891; История философии, т. 2, [M.L 1941, с. 353—55; Mu ller M., Kssai sur la philosophie de Jean d'A lembert, _ I\, 1926. I M. Цебенко\. Москва. ДАМАСКИЙ (Aaixajxio?) (6 в. н. э.) — древне-греч. философ афинской школы неоплатонизма, один из представителей школы Прокла. Из много-числ. соч. Д., частью не дошедших до нас, частью недостоверных, мы обладаем двумя памятниками большого историко-филос. значения: «Трудности и их разрешения относительно первых принципов» и «Жизнь Исидора» (Исидор —учитель Д. и его предшественник в Академии платоновской). Д. интенсивно развивал диалектику и мистику Прокла и в этом смысле завершил антич. неоплатонизм. Д. учил о трех Единых, из к-рых одно — абсолютно непознаваемо, другое — «одно — все» и третье — «все — одно». После этого третьего Единого начинается у Д. противоположение монады и диады и переход к сущности. В дальнейшем его система во многом повторяет Прокла. Однако у Д. еще более подчеркнута идея совпадения противоположностей, так что часто образуется перевес неразличимого и сплошного над различимым и раздельным. Диалектика единства противоположностей переплетается у Д. с мистицизмом. Соч. Д. еще очень мало исследованы. В 529 по распоряжению имп. Юстиниана в Афинах была закрыта платоновская Академия; ее представители вместе с Д. бежали в Иран к шаху Хосрову I, где положили начало средневековому неоплатонизму. Соч.: Damascii successoris dubitationes et solutiones de primis principiis..., Pars t—2, ed. C. A. Ruelle. P., 1889. Лит.: Zeller E., Die Philosophie der Grieehen..., Tl 3, AMI. 2, 5 Aufl., Lpz., 1923, S. 901—08. А. Лосев. Москва. ДАМБРАУСКАС (Dambrauskas), Александрас Ан-дряус [псевдоним — Я к ш т а с, Адомас; 8 (20) сент. 1860 — 19 февр. 1938] — литов. реакц. обществ, деятель, литератор; философ-идеалист. Не закончив естеств.-математич. фак-та Петерб. ун-та, поступил в духовную академию, где получил степень магистра теологии. С 1902 — проф. теологии Петерб. духовной академии; затем до конца жизни — в Каунасе. В период революции 1905—07 призывал к поддержке царской Думы; позже стал врагом Сов.власти. На мировоззрение Д. большое влияние оказала философия В. Соловьёва, лекции к-рого он слушал в Петербурге. Пытаясь доказать божеств, происхождение мира и его закономерностей, Д. придерживался антинауч. теории «тепловой смерти» Вселенной и утверждал, что идея конечности мира не противоречит науке («Что может наука сказать о конце мира»— «Кд mokslas gali pasakyti apie pasaulio pabaigas», 1920). В вопросах гносеологии Д. проповедовал агностицизм, считая понятия продуктами чистого мышления. Красота, по Д., является отражением вечного логоса, бога. Все, что противоречит богу,— не морально, не эстетично, не истинно. За проповедь этих взглядов Д. было присвоено звание католич. академика. Соч.: Aukseiausiasis geris Kaunas, 1935; Pikto prob- ДАНЁЛИА, Сергей Иосифович [р. 15 (27) окт. 1888] — сов. философ, профессор, д-р филос. наук (с 1927, дисс. «Философия Ксенофана Колофонского»). Учился вХарьковском и Моск. ун-тах (окончил в 1911). С 1922 — доцент Тбилисского ун-та. С 1946 — старший науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. Д. работает преимущественно в области истории философии. Перевел на груз. яз. и дал комментарий к труду Аристотеля «Поэтика», изд. Тбилисским ун-том в 1944. соч. на рус. яз.: ипыт исследования теории нравственности Гельвеция, ч. 1, Тбилиси, 1922; Научное знание в представлении Демокрита, Тифлис, 1935. ДАНИЕЛЬС (Daniels), Роланд (20 янв. 1819— 29 авг. 1855) — нем. врач, член Союза коммунистов, 428 ДАНИЛЕВСКИЙ-ДАО близкий друг Маркса. В 1844 в Париже познакомился с Марксом и испытал сильное влияние его взглядов. С этого времени становится материалистом и коммунистом. Д. был одним из руководителей кельнской общины Союза коммунистов и, вероятно, членом ЦК. В борьбе, к-рую Маркс вел против «истинного социализма», фракции Виллиха—Шаппера, Д. решительно отстаивал т. зр. Маркса. В июне 1851 Д. был арестован; на кельнском процессе Союза коммунистов (1852) за недостатком улик был оправдан. Умер от туберкулеза, к-рым заболел в тюрьме. В большой (191 лист) рукописи «Микрокосмос. Набросок физиологической антропологии» (1850) Д. сделал первую попытку применить филос. идеи Маркса к области естествознания и попытался дать мате-риалистич. картину мира. Работа затрагивает вопросы физики, химии и биологии, физиологии, медицины, антропологии и психологии, философии, социологии и логики; центральная проблема работы — человек как продукт природы. Д. подчеркивал односторонность такого рассмотрения, поскольку считал, что человек есть прежде всего продукт общества. Он признавал материалистич. понимание истории и отсылал читателя к работам Маркса и Энгельса («Святое семейство», «Нищета философии» и др.). Д. стоял на т. зр. материализма и атеизма, диалектически подходил к решению ряда проблем естествознания (в частности, считал несводимыми высшие свойства к низшим, классифицируя свойства как физические, химические, растительные, животные и человеческие). Он подвергал критик е взгляды Гегеля и Фейербаха, младогегельянцев и вульгарных материалистов. Цель его работы—естественнонауч. обоснование необходимости коммунистич. преобразования общества. Д. послал рукопись Марксу и просил его написать предисловие. Переписка Д. с Марксом (всего сохранилось 21 письмо Д. к Марксу) показывает в целом положит, отношение Маркса к работе Д., стоявшего на голову выше тогдашних естественников-материалистов. Основным недостатком работы Д. Маркс и Энгельс считали то, что различие между человеком и животным он сводил к способности человека образовывать понятия. Д. признал эту критику правильной и внес в свою работу ряд существенных изменений, направленных в сторону последоват. марксизма. Оценка взглядов и деятельности Д. дана в письмах: Энгельса Марксу от 3 апр. 1851 и Маркса А. Даниельс от 6 сент. 1855. Рукопись и письма Дани-ельса Марксу хранятся в Архиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21—25, М. —Л., 1929—36 (см. Именной указатель); Der Kommu-nistenprozess zu Koln 1852 im Spiegel der zeitgenossischen Presse, hrsg. und eingeleitet von Karl Bittel, В., [1955]. Г. Багатурия. Москва. ДАНИЛЕВСКИЙ, Николай Яковлевич (28 нояб. 1822 — 7 нояб. 1885) — рус. естествоиспытатель и реакц. философ, глава «поздних славянофилов», «почвенников» (см. Неославянофилъство). Окончил естеств. фак-т Петерб. ун-та (1847), работал (в 50-х гг. совместно с акад. Бэром) над вопросами рыболовства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|