Гроций - грузинская философия 40? 8 глава
прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении самого состояния движения, а также в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Наличие этих моментов составляет необходимое условие существования качественно определ. вещей, необходимое условие развития. Энгельс подчеркивал, что «возможность временных состояний равновесия является существенным условием дифференцирования материи и тем самым существенным условием жизни» («Диалектика природы», 1955, с. 195—96). Наличие моментов покоя проявляется в устойчивости определ. процессов, в сохранении телами присущего им Д., в относит, постоянстве форм Д., существующих в определ. условиях, в присущем живым организмам постоянстве типа жизнедеятельности (напр., атомам и молекулам свойственны постоянные внутр. изменения, обусловленные Д. составляющих их микрочастиц, однако в то же время они обладают качеств, определенностью, существуя как устойчивые разновидности химич. элементов и молекул). Однако Д. носит абс. характер в смысле своего определяющего значения, тогда как всякий покой, равновесие, устойчивость, сохранение— относительны в смысле своей подчиненной роли. Возникновение нового в материальном мире есть результат Д., изменения, т. е. результат отрицания состоя ний относит, покоя, и поэтому движение имеет определяющее значение. Покой же означает лишь сохранение состояния, достигнутого в процессе движения и развития, и поэтому он вторичен в смысле своего значения по сравнению с движением. Относит, характер состояний покоя заключается, далее, в том, что они имеют место лишь по отношению к тем или иным материальным объектам, но не ко всей материи в целом. Наконец, также в том, что покой и равновесие могут иметь место по отношению к отд. виду Д., но не ко всем видам Д., присущим данному объекту. Напр., тело может находиться в покое относительно Земли, но в то же время оно движется вместе с Землей относительно Солнца и др. небесных тел. В теле, находящемся в состоянии равновесия относительно поверхности Земли, происходят разнообразные физич., химич. и др. процессы. Т. о., Д. и покой, изменчивость и устойчивость неразрывно связаны друг с другом. Каждая из этих противоположностей утверждает и в то же время отрицает друг друга, переходит друг в друга.
Д. представляет собой единство прерывности и непрерывности. Эта двуединая, противоречивая природа Д. была вскрыта еще философами древности. Так, один из представителей буддийской школы мад-хъямиков—Нагарарджуна — считал,что категория гати, или Д., необъяснима в силу своей противоречивости. Ее природу нельзя попять, ибо вещь не может быть в двух местах в одно и то же время. «Мы не проходим путь, который уже прошли. Мы не проходим также того, что только еще предстоит пройти. Существование пути, который не был пройден или не должен быть пройден, выше понимания», — говорил Нагарарджуна, делая отсюда вывод о нереальности Д. (цит. по кн.: С. Радхакришнан, Индийская философия, т. 1, М., 1956, с. 555). Особенно подробно и отчетливо сформулировал мысль о противоречивости Д. древнегреч. философ Зенон в апориях «Дихотомия», «Ахиллес» и «Черепаха», «Стрела» и «Стадий». На протяжении почти двух с половиной тысячелетий после Зенона противоречия Д.. вскрываемые этими апориями, многократно анализировались и дополнялись философами разных направлений. В особенно отчетливой форме противоречивую сущность Д. выражает апория «Стрела». С помощью этой апории Зенон пытался доказать невоз-
ДВИЖЕНИЕ 437 можность Д. на том основании, что летящая стрела находится в каждый момент только в том месте, где она находится, и поэтому неподвижна, т. к. Д. не может представлять собой сумму состояний покоя. Решение проблемы, выдвинутой Зеноном, состоит не в отрицании Д., а в признании его противоречивости. Подчеркивая эту мысль, Гегель писал: «Mecfo есть всецело всеобщее „здесь". Нечто занимает свое место, оно изменяет последнее; это место становится, следовательно, другим местом, но это нечто как до, так и после этого, занимает свое место и из него выходит. Эту диалектику, которую место имеет в самом себе, выразил Зенон, доказывая отсутствие движения. Двигаться именно означало бы менять свое место, но стрела не оставляет своего места» (Соч., т. 2, М.—Л., 1934, с. 58). Противоречивость механич. Д. проявляется в том, что тело, перемещаясь В пространстве, изменяет свое положение в пространстве и во времени и одновременно сохраняет свое нахождение в пространстве и во времени. Ошибка философов, пытавшихся опровергнуть противоречивой характер Д., состояла также в том, что они абсолютизировали лишь одну сторону Д.— его прерывность (дискретность)— и игнорировали неразрывно связанную с ней противоположную сторону — непрерывность, пытаясь свести Д. к сумме состояний покоя. Но уже механическое Д. не только прерывно, ДО оно и непрерывно, т. к. в противном случае был бы невозможен переход движущегося тела из одной точки В другую (см. Прерывность и непрерывность). Отд. точки пространства не только отделень! друг от друга (дискретность), но и связаны между собой (непрерывность). В самом общем случае непрерывность Д. совпадает с его абсолютностью, а прерывность — с относительностью в вышеуказанном смысле. Каждая из двух противоположностей — прерывность и непрерывность — предполагает другую и существует лишь в единстве с ней. «Надлежит согласиться с древними диалектиками,— писал Гегель,— что противоречия, которые они нашли в движении, действительно существуют; но из этого не следует, что движения нет, а наоборот, что движение есть само существующее противоречие» (Соч., т. 5, 1937, с. 521). Д., т. о., «есть противоречие, есть единство противоречий» (Ленин В. П., Философские тетради, 1947, с. 241). Сказанное относительно механич. Д. относится и ко всем др. формам Д. «Если уже простое механическое перемещение содержит в себе противоречие, то тем более содержат его высшие формы движения...» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 114). Противоречивое единство устойчивости и изменчивости проявляется в том, что всякий объект, обладая определенной качеств, спецификой и тем самым устойчивостью, в то же время своим содержанием имеет процесс изменения. Напр., жизнь представляет собой непрерывно протекающий в яшвых организмах процесс разрушения и восстановления его составных частей, процесс ассимиляции ji диссимиляции, выделения и усвоения веществ.?Кизнь есть «существующее в самих вещах и процессах, беспрестанно само себя порождающее и разрешающее себя противоречие, и как только это противоречие прекращается, прекращается и жизнь, наступает смерть» (там же). Каждый организм, каждое <<••• живое существо в каждый данный момент является тем же и все-таки иным» (там же), т. е., сохраняя" свою качественную определенность, любое живое существо подвержено одновременно внутреннему процессу изменения, количественным изменениям. Противоречие Д., выражающееся в наличии в нем противоречивого единства устойчивости и изменчивости, прямым образом связано с абсолютностью Д., ибо i? силу всеобщего характера Д. любые сохраняющиеся со-
стояния — тела, вещи, явления — имеют своим внутренним содержанием процессы, изменения. Д. материи происходит в пространстве и времени. Пространство и время являются формами существования движущейся материи. Свойства Д. должны находить свое выражение в специфике пространства и времени. Одно из выражений этой зависимости пространства и времени от Д. материи открыто теорией относительности. Спец. теория относительности (си.Относительности теория) установила зависимость проявлений свойств пространства и времени от скорости Д. систем отсчета. Так, расстояние между событиями в этом случае представляет собой относит, величину: оно не одинаково в различных движущихся системах; с возрастанием скорости Д. это расстояние сокращается в движущейся системе по сравнению с неподвижной. Точно так же события, одновременные по отношению к одной из движущ, систем, разновре-менны по отношению к другой системе: с возрастанием скорости Д. промежуток времени между этими событиями увеличивается в движущейся системе по сравнению с системой, принятой за неподвижную. Т.о., пространственные и временные характеристики оказываются зависимыми от систем отсчета (точнее от инерциальных систем) и являются относит., а не абс. величинами.
В силу абсолютности и относительности движения пространство и время тоже абсолютны, как формы бытия материи,— в смысле их всеобщности и непреложности и относительны — в смысле того, что они определяются в своей природе, сущности и свойствах движущейся материей. В свойствах пространства и времени находит также выражение противоречивый характер Д. в смысле не только единства прерывности и непрерывности, но и единства моментов постоянства и изментовости.В свойствах пространства момент постоянства проявляется как выражение устойчивости определ.типа связей между сосуществующими явлениями, как их протяженность; изменчивость же находит свое выражение в изменении типа связей сосуществующих явлений, в ограниченности конкретного типа связей в любой конкретной протяженности вообще, в виде структурности пространства, отражающей рядоположепность явлений. В свойствах времени момент устойчивости существования вещей выражается в длительности; изменчивость же находит свое выражение в течении времени, в преходящнести его моментов. Понятие Д. охватывает совокупность всех чувственно воспринимаемых форм Д. Поэтому Д. можно познать лишь путем изучения отд. его форм. См. Формы движения материи. Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; его ж е, Диалектика природы, М., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; его ж е, [Письмо] К.Марксу 30 мая 1873г.,вкн.:МарксК. и Энгельс Ф., Избр. письма, [М.], 1953; Л е н и н В. И., Материализм и эмпириокритицизм. Соч., 4 изд., т. 14; его ж е, Философские тетради, там же.т.38; Ньютон И., Математические начала натуральной философии, пер. с лат., в кн.: Крылов А. Н., Сб. трудов, т. 7, М.—Л., 1936; Ломоносов М. В. (Письмо к Леонарду Эйлеру 5 июля 1748 г.), Поли. собр. соч., т. 2, М.—Л., 1951; Л агр анжЖ., Аналитическая механика, пер. с франц., т. 1—2, 2 изд., м.— Л., 1950; Ляпунов А. М., Общая задача об устойчивости движения, М.—Л., 1950; Основатели кинетической теории материи. Сб. статей под ред. К. А. Тимирязева, М. — Л., 1937; Умов Н. А., Избр. соч., М.—Л., 1950; Второе начало термодинамики. Сб. работ под ред. и с предисл. К. А. Тимирязева, М.-Л., 1937; Столетов А. Г., Избр. соч., М.-Л., 1950; Ланжевен П., Избр. произв., пер. с франц., М., 1949; ЛебедевП. Н., Избр. соч., М., 1949; П панк М., Термодинамика, пер. с нем., М.— Л., 1925; е г о ж е, Теоретическая физика, пер. с нем., т. 4, М., 1933; его же, Принцип сохранения энергии, пер. с нем., М.— Л., 1938; Больцман Л., Очерк методологии физики. Сб. статей, пер. с нем., М., 1929; Максвелл К., Речи и статьи, пер. с нем., М.—Л. 1940; Г и б б с Д ж. В., Основные принципы статистической механики.., пер. о англ., М.—Л., 1946; Л о р е н ц Г. А., Теория электромагнитного поля, пер. с нем., М.—Л., 1933; его
438 ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ— ДЕБОЛЬСКИЙ ж е, Теория электронов и ее применение к явлениям света и теплового излучения,пер. с англ., М.—Л., 1934; Эйнштейн А., Смолу ховский М., Брауновское движение. Сб. статей, пер. с нем.,М.-Л., 1936; Принцип относительности. Сб. работ классиков релятивизма, М.— Л., 1935; Ф о к В. А., Система Коперника и система Птоломея в свете общей теории относительности, в кн.:Николай Коперник. Сб. статей, М.—Л., 1947- Блохинцев Д. И., Основы квантовой механики, 2 изд., М.-Л., 1949; Ш и о л ь с к и й Э. В., Атомная физика, т. 1, 4 изд.,М.-Л., 1951; т. 2, 3 изд., М.—Л., 1951; Иваненко Д Д и Соколов А. А., Классическая теория поля (новые проблемы), 2 изд., М.-Л., 1951; Штофф В. А., К вопросу о специфике химической формы движения материи, «Вести. ЛГУ», 1956, № 11, сер. эконом., филос. и права, вып. 2; К е д р о в Б. М., О классификации наук, в сб.: Философские вопросы современной физики, М., 1958; Свидерский В. И., Противоречивость движения и ее проявления, «Уч. зап. ЛГУ», 1958, № 248, вып. 13; его же, Пространство и время, М., 1958; Г е й з е н б е р г В., Философские проблемы атомной физики, пер. с нем., М., 1953; Ф р и д м а н В. Г., Возможно ли движение? Страница из истории борьбы материализма <; идеализмом, Л., 1927; Д р у-янов Л. А., «Энергетизм»—разновидность «физического» идеализма, «Физика в школе», М., 1954, JMi 6; его же, О формах движения материи, там же, 1956, № 3; Овчинников Н. Ф., Понятие массы и энергии в их историческом развитии и философском значении, М., 1957; Радхакришнан С, Индийская философия, пер. с англ. т. 1—2, М., 1956—57; История философии, т. 1—2,' М., 1957; Гегель Г. В. Ф., Собр. соч., т. 2, М.-Л., 1934, т. 5, М., 1937, т. 8, М.-Л., 1935; Гольбах П., Система природы, пер. с франц., М., 1940; Декарт Р., Избр. произв., пер. с франц. и лат., М., 1950; Мелюхин С. Т., Проблема конечного и бесконечного, М., 1958; Р у т к е в и ч м. Н., К вопросу о классификации форм движения материи, «Научн. доклады высшей школы. Филос. науки», М.,1958, N° 1;Основы марксистской философии, М, 1958 В CeudepcKvii. Ленинград. Л. Дружное. Москва. ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ ЗАКОНЫ — законы исчисления высказываний и алгебры логики, выражающие нек-рые свойства отрицания, связанные в нек-рых случаях также с импликацией. В классич. исчислении высказываний они выражаются следующими формулами: А^А, А-*А, A^~A (здесь «—»—знак отрицания, а «->» — знак импликации, т. е. логич. следования). Две последние из этих формул верны также и в интуиционистском исчислении высказываний (см. Интуиционистская логика и Конструктивная логика). В классич. алгебре логики Д. о. з. выражаются следующими тождествами: А=А, А-*А=И, А-*А=И, А^А = И (здесь И—знак истины). Содержательный общелогич. смысл Д. о. з. состоит в том, что двойное отрицание (т. е. повторенное два раза отрицание, отрицание отрицания), грубо говоря, есть почти то же самое, что и утверждение, равносильно последнему; хотя при более тонком анализе выясняется, что переход от двойного отрицания (нек-рого высказывания) к утверждению (того же высказывания) в общем случае является, в отличие от обратного перехода, в нек-ром смысле неконструктивным. А. Кузнецов. Москва. ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА (или двойная и с-т и и а) — термин, обозначающий учение о разделении филос. и богословских истин, по к-рому истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Учение о Д. и. возникло в средние века, в эпоху распространения философии Аристотеля, когда обнаружилось, что ряд филос. положений системы Аристотеля противоречит догматам мусульм. и христ. религий. Положение о Д. и. выявляло противоречие ср.-век. миросозерцания — противоречие между научными устремлениями ирелигией. Наиболее влият. мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в своей полемике с мусульм. богословами, был Ибн Рошд (Аверроэс). Из этого же учения исходил и франц. аверроизм 13 в. (его главой в Парижском ун-те был Сигер Брабантский), представители англ. номинализма (Дуне Скот, Уильям Оккам). Париж, епископ Тампье 7 марта 1277 подверг осуждению учение о Д. и., как ставящее себе целью унизить теологию и отвергнуть значение христ. учения. Широкое распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци, падуан-ская школа аверроистови др.). В новой форме учение о Д. и. было возобновлено Кантом, к-рый ставил себе целью уже не защиту науки от религии, а, наоборот, защиту религии от науки. «Я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере» (Кант, Критика чистого разума, СПБ, 1915, с. 18). Совр. реакц. бурж. философия развивает дальше эту традицию в учении о Д. и. Лит.: Аксельрод Л., Философские очерки, 4 изд., М.—Л., 1925; М а у w а 1 d M., Die Lehre von der zweifachen Wahrheit, В., 1871; Mandonnet P., Siger de Brabant, Fribourg (Suisse), 1899 (p. CLX1V—CLXX1). А. Рубин. Москва. ДВОЙСТВЕННОСТЬ — содержательное понятие, применяемое в логике и математике всякий раз, когда между двумя группами понятий установлено взаимно-однозначное соответствие так, что замена понятий одной группы на соответствующие понятия др. группы каждый раз переводит истинные высказывания в истинные высказывания. Понятие «Д.» употребляется, напр., в логике (двойств, понятия: конъюнкция и дизъюнкция, квантор общности и квантор существования. См. Кванторы), в теории структур (двойственные понятия: «+» и «■»; 1 и 0), в теоретико-множественной топологии (двойств, понятия: объединение и пересечение множеств). Ю. Шиханович. Москва. «ДВОЯКИЕ РЕЧИ» — сочинение неизвестного др.-греч. софиста (начало IV в. до н. э.), использовавшего учения Протагора, Горгия и Гиппия. «Д. р.» развивают учение об относительности человеч. понятий о добре и зле, истине и лжи, о прекрасном и постыдном и др., ссылаясь на различие интересов людей, на различие норм поведения и оценок человеч. поступков у народов, живущих в разных условиях. Свою софистич., релятивистскую т. зр. автор противопоставлял учению об абсолютных благе и истине Сократа и Платона и диалектике Гераклита. Греч, текст см. в кн.: Н. D i е 1 s, Die Fragmente der Vorsokratiker, 6 Aufl., Bd 2, В., 1952; русский — в кн.: А. Маковсль-с к и й, Софисты, вып. 2, Баку, 1941. А. Маковелъский. Баку. ДЕБОЛЬСКИЙ, Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842 — 26 февр. 1918] — рус. философ-идеалист, переводчик на рус. яз. «Науки логики» Гегеля (1916). Окончил горный ин-т и естеств. фак-т Петербургского ун-та. Был преподавателем метафизики, логики и психологии в Петерб. духовной академии. Один из учредителей (1897) Филос. об-ва в Петербурге. В молодости взгляды Д. содержали нек-рые мате-риалистич. тенденции, позже он перешел к позитивизму, но не остановился и на нем. В работах «Введение в учение о познании» (1870), «О диалектическом методе» (1872), «Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе» (1882), «О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности» (1886) Д. излагал «свою» систему объективно-идеалистич. толка. При ее создании Д. испытал сильное влияние Канта, еотсм — Гегеля. Осн. соч. Д.— «Философия феноменального формализма» (вып. 1—2, 1892—95; из трех предполагаемых частей—метафизика, философия природы и этика— написана и опубликована только 1-я). В нем Д. утверждал, что Гегель, отождествив абс. (по терминологии Д.— Верховный) разум с человеческим, унизил бога. В борьбе с материализмом и марксизмом Д. пытался видоизменить учение Гегеля. По Д., только абс. ум является первопричиной вещей; поскольку мышление есть формирующее начало, формализм индивидуального ума выступает как одно из проявлений формализма абс. ума. Отсюда и на- ДЕБОРИН-ДЕ ГРООТ 439 звание системы Д.— «феноменальный формализм», в «-ром Д. видел окончат, философию, подготовленную всем предшествующим развитием филос. мысли. Д. принадлежит ряд соч. по педагогике. Лит.: Лап г е Н. Н., Философия феноменального формализма Н. Г. Дебольского, ст. 1, «Ж. М-ва народного просвещения», СПБ, 1900, 7-е десятилетие, ч. 328, апрель. Б. Сафронов. Москва. ДЕВОРИН (Иоффе), Абрам Моисеевич [р. 4 (16) июня 1881]—сов. философ, академик (с 1929). С 1903— большевик, с 1907 по 1917 был меньшевиком. С 1928 — член КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского ун-та (1908). Начиная с 1905 вел борьбу с махизмом и его разновидностями. В 1909 Д. поместил в сб. «На рубеже» ст. «Диалектический материализм» (Замечания на ней В. И. Ленина — см. Соч., 4 изд., т. 38, с. 477— 485). С 1920 занимался науч.-редакторской и препо-дават. деятельностью. В 1926—30 — ответств. редактор журн. «Под знаменем марксизма». С 1935 работает в АН СССР. Д. написано большое количество работ по истории философии и философии марксизма. В 20-х гг. Д. выступал с критикой механицизма (см. Механисты), в защиту материалистич. диалектики. Для многих работ Д. 20—30-х гг. характерны отрыв филос. теории от практики, недооценка значения революц. переворота, совершенного марксизмом в философии, а также недооценка ленинского этапа в развитии марксистской философии. В работе «Ленин как мыслитель» Д., характеризуя Ленина как великого мыслителя, объявил его, однако, учеником Плеханова в философии. В постановлении ЦК ВКП(б) (25 янв. 1931) о журн. «Под знаменем марксизма» руководившая журналом группа Д. критиковалась за то, что она скатывалась «в ряде важнейших вопросов на позиции меныиевиствующего идеализма». В последнее время Д. ведет большую научно-исследовательскую работу по истории социалыго-политич. мысли и в области критики бурж. идеологии. С о ч.: Введение в философию диалектического материализма, С изд., М. — Л., 1931; Людвиг Фейербах. Личность и мировоззрение, М., 1923; Очерки по истории материализма 17 и 18 вв., 3 изд., М.—Л., 1930; Гегель и диалектический материализм, вступ. статья в кн.; Гегель Г. В. Ф, Соч., т. 1, [М.—Л., 192а]; Диалектика и естествознание, 4 изд., М.—Л.. 1930; Современные проблемы философии марксизма, в кн.: Труды 2 Всесоюзной конференции марксистско-ленинских научных учреждений, вып. 1, М., 1929; Ленин и кризис новейшей физики, 2 изд., Л., 1930; Очерки по истории диалектики, в кн.: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, кн. 1, [М.], 1924, кн. 3, [М.], 1927; Философия и марксизм. Сб. статей, 3 изд., М.—Л., 1930; Карл Маркс и современность, М.—Л., 1933; Диктатура пролетариата и теория марксизма, «Под знаменем марксизма», 1927, JMi 10 — 11; Социально-политические учения нового и новейшего времени, т. 1 — Социально-политические учения нового времени, М., 1958; Материализм и диалектика в древнеиндийской философии, «Вопр. философии», 1956, №1; «Теоретик» современного ревизионизма Фриц Штернберг, «Новая и новейшая история», 1959, № 1; Слова и дела неонацистов, «Коммунист», 1960, № 13. ДЕ ГРООТ (de Grool), Пауль (р. 19 июля 1899) — деятель голл. и междунар. рабочего движения, ген. секретарь ЦК Коммунистпч. партии Нидерландов (КПН) (с 1946). В компартию Нидер-ландов вступил в 1926. С 1930—член ЦК, Политбюро и Секретариата ЦК компартии. Уже в этот период ведет активную борьбу за большевизацию партии, за чистоту принципов марксистско-ленинской идеологии и политики, против троцкизма и др. антипарт, группировок, творчески применяя марксизм-ленинизм к голл. условиям. В 1938—40 — гл. редактор центр, органа компартии — газ. «Volksdag-blad». В период оккупации Нидерландов фашистской Германией (1940—45) был одним из руководителей Движения Сопротивления, входил в состав нелегального центр, руководства компартии, являлся гл. редактором подпольной газеты «De Waarheid». После окончания второй мировой войны возглавил борьбу за демократизацию страны, за прекращение колониальной войны в Индонезии и за независимость Нидерландов от американо-англ. империализма. В начале 1960 под руководством Де Г. был разработан проект новой программы компартии. Выступления Де Г. проникнуты огромной убежденностью в силе и жизненности марксистско-ленинской идеологии: «... именно в наше время,— говорил он на XVIII съезде КПН,— роль и значение марксистско-ленинской идеологии постоянно возрастают». Рассматривая учение Маркса и Энгельса как единственно науч. теорию познания и революц. преобразования мира, Де Г. подчеркивает, что энтузиазм и активность революц. пролетариата «должны основываться на сознательном подходе к вещам и глубоком убеждении, которые необходимы не только для того, чтобы понять происшедшие события и объяснить их, но, главное, для того, чтобы в полном идеологическом вооружении иттп навстречу будущему и подготовить к нему массы. Для этого требуется научная ориентировка, и нам дает её марксизм-ленинизм» («De Waarheid», 1956, 29 дек.). Большое внимание Де Г. уделяет конкретной разработке вопроса о соотношении базиса и надстройки, обществ, бытия и обществ, сознания, рассматривая этот вопрос в тесной связи с задачами междунар. революц. движения, с задачами борьбы за социализм. Характеризуя сложное диалектич. взаимодействие обществ, бытия и обществ, сознания в эпоху строительства социализма, Де Г. отмечал на XVIII съезде КПН: «... Капиталистическое бытие людей можно быстрее преобразовать в социалистическое, чем их сознание. Это продолжается гораздо дольше и в этом возможно отставание. Росту социалистического человека неизбежно должно предшествовать создание социалистической экономики и социалистического государственного строя». Борясь за единство рабочего класса Нидерландов и в этих целях высказываясь за единство действий с нидерландскими социалистами, Де Г. в то же время решительно подчеркивал на XVIII съезде, что это единство действий не может быть куплено ценой идеологич. уступок, ценой отступления от позиций марксизма-ленинизма: «...Стремлению к единству действий нельзя способствовать „выпрашиваниями", поисками идеологических компромиссов». Это единство, по Де Г., не только не исключает, но предполагает острую принципиальную критику позиций социалистов. В конечном счете это единство может быть осуществлено только в активной борьбе за повседневные интересы трудящихся, за мир и нац. независимость. Творчески применяя общие истины марксизма к специфике совр. условий, Де Г. подчеркивал в своей речи на пленуме ЦККПН 2 апр. 1958, что «по мере того, как в мире возрастает роль социализма, его экономический, культурный и технический прогресс растет все более бурно, его роль во внешней политике с каждым днем приобретает все большее значение, и возможности осуществления социализма в нашей стране без гражданской войны также возрастают» («De Waarheid», 1958, 21 апр.). В ряде устных и печатных выступлений: в докладе на XVIII съезде КПН, а также в статьях, опубликованных в газ. «De Waarheid» (см. «Современные события в свете ленинизма», «Коммунист», 1957, № 2), Де Г. дал глубокое марксистское освещение совр. событий в междунар. жизни, подверг критике совр. ревизионизм. Де Г. подробно проанализировал истоки ревизионизма в междунар. коммунистпч. движении, 440 ДЕДУКЦИЯ вскрыл антипартийные выступления голл. ревизионистов, рассматривая их как орудие, при помощи к-рого реакция пытается подорвать марксистскую партию изнутри. Разоблачая ревизионистов, пытавшихся под фальшивыми лозунгами «голланизации», «независимости» и пр. противопоставить компартию Нидерландов коммунистич. и рабочим партиям др. стран и прежде всего КПСС, Де Г. писал: «... Лицемерный лозунг „голланизации" или,,данификации" в действительности сводится к американизации или германизации. Лозунг „независимости' ' сводится к отказу от независимости коммунистической партии по отношению к правящим буржуазным кругам, предающим интересы своей родины, и по отношению к их американским хозяевам и к поджигателям войны» («Правда», 1958, 17 окт.). В ст. «Историческое сорокалетие» он ярко охарактеризовал влияние Октябрьской революции 1917 на голл. и мировое рабочее движение: «Для международного рабочего движения Октябрьская революция была поворотным пунктом. Она поставила все вопросы борьбы за социализм и в резком и ярком свете. Социализм спустился на землю. Он зажег в головах и сердцах рабочих всех стран огонь новой энергии» (сб. «Международное значение Октябрьской революции», М., 1957, с. 54). Соч.: За мир, демократию и социализм, «Правда», 1956, 8 окт., № 282; Доклад [на XVIII съезде Коммунистической партии Нидерландов], там же, 7 окт., №281; Крепить единство рабочего класса в борьбе за мир, там же, 15 июня № 167; Выступление [на XX съезде КПСС], там же, 25 февр., № 56; Жизненная правда ленинизма, там же, 1957, 30 янв., № 30; Октябрьская революция и судьбы народов, «Новое время», 1957, № 46; Сорок лет в авангарде нидерландских трудящихся, «Правда», 1959, 10 апр., № 100. ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение) — выведение следствий из посылок в соответствии с законами логики. Д. является предметом исследования логики, диалектич. материализма и психологии. Логика изучает Д., анализируя формальные правила, к-рым подчиняется логич. следование. Диалектич. материализм исследует Д. как один из приемов (методов) науч. познания в связи с историч. развитием человеч. мышления и общественно-историч. практики, выявляя место Д. в системе приемов науч. исследования. Психология изучает Д. как процесс реального индивидуального мышления и его формирования в процессе развития индивидуума. При выявлении правил Д. формальная логика пользуется методом формализации. Правила Д. формулируются обычно в таком виде: «если посылки имеют такую-то структуру и если они при этом являются истинными, доказанными, то и заключение, имеющее такую-то структуру, также будет истинным, доказанным». В логике эти правила обычно облекаются в символич. форму. Термин «Д.» встречается уже у Аристотеля, понимавшего Д. как доказательство к.-л. положения посредством силлогизма. Термин «ina-fco-)''')* (равнозначный Д.) у Аристотеля («Первая Аналитика», II 25, 69а 20—36) означает решение к.-л. проблемы путем сведения ее к более очевидным положениям. Термин «deductio» встречается впервые в соч. Боэция («Введение в категорический силлогизм» — «Ad ca-thegoricos syllogismos introductio», 1492) в аристотелевском смысле. Ф. Бэкон недооценивал роль Д. в процессе науч. познания. Декарт противопоставлял Д. не индукции, а интуиции. С помощью интуиции, согласно Декарту, человеч. разум непосредственно усматривает истину, тогда как с помощью Д. он постигает истину опосредованно, т. е. путем рассуждения. Лейбниц впервые выдвинул идею построения логики как исчисления («универсальная характеристика») и поставил задачу изучения логич.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|