Гроций - грузинская философия 40? 11 глава
Движение Д. привлекало и привлекает к себе внимание зарубежных авторов: A. Mazour, The first Russian revolution, 1825, Berkeley (California), 1937; A. E. Adams, The character of Pestel's thought, «Amer. Slavic and East Europ. rev.» Phil., 1953, v. 12, April, p. 153—60; I. M. Lubin, Zur Charakteristik und zur Quellenanalyse von Pestels«Russkaja Pravda», Hamb., 1930; F. Venturi, II moto decabrista e i fratelli Poggio, (Torino, 1956]; L. Baumgarten, Dekabrysci a Polska, Warsz., 1952; F. Boura, «Ruska Pravda», radikalni revolufini program Dekab-ristu, «Pravnik», Praha, 1955, № 10, s. 591—603; L. Miro?, Ideile filozofice s.i social-politice ale Decembriftilor, в кн.: Decembri§tii, (Вис), 1956, и др. Л. Сокольский. Москва. ДЕКАРТ (Descartes), Рене, латинизиров. имя— К а р т е з и й (Renatus Cartesius) (31 марта 1596 — И февр. 1650),— франц. ученый и философ. Осн. черта филос. мировоззрения Д.— дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и «протяженной» (материальной) субстанции. В своей космологии, космогонии, физике, физиологии Д.—материалист. В то же время в психологии (в учении о душе), теории познания, в учении о бытии Д. оставался идеалистом. Род. в семье франц. дворянина в Лаэ (провинция Турень). Образование получил в привилегированной иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, к-рую покинул в 1621, и после неск. лет-путешествий переселился в Нидерланды — передовую капиталистич. страну того времени,, где. провел двадцать лет в уединенных науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. — «Рассуждение. о методе...» («Discours de la methode...», 163;7, рус пер. со ст. Т. И. Ойзермана, Философское учение. Декарта, М., 1953), «Размышления о первой философии...» («Meditationes de prima philosophia...», 1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» («Princi-. pia philosophiae», 1644, рус. пер. 1950). Проникновение новаторских идей Д. в нидерл. ун-ты, навлекло. 448 ДЕКАРТ на него ожесточ. преследования протестантских богословов. Поэтому в 1649 он принял приглашение швед. королевы Христины и переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
Вопросы физики и космологии, так же как и вопросы математики, Д. разрабатывал не только как филесоф, но и как крупнейший ученый. В математике Д.— один из творцов аналитич. геометрии, в к-рой он уже владел новым в математике понятием о функции. Он разработал аналитич. способ выражения геометрич. объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. От Д. также ведет начало система ал-гебраич. обозначений, перешедшая с небольшими изменениями в наше время. Д. открыл путь к признанию отриц. корней и к оперированию с ними. В механике Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В оптике обосновал (независимо от Снеллиуса) закон постоянного отношения синусов при преломлении света. Он развил математич. теорию радуги и разгадал причину ее возникновения. Новаторской была разработанная Д. космогония, в основе к-рой лежала идея естеств. развития солнечной системы, обусловленного свойствами материи и движением ее разнородных частиц. Осн. формой движения космич. материи Д. считал вихревое движение ее частиц. Исходя из учения Коперника о нынешнем строении солнечной системы, Д. пытался объяснить в своей космогонии, каким образом могло без непосредств. вмешательства бога возникнуть это совр. строение мира. Т. о., в науку о вселенной была впервые в новое время введена т. зр. развития, благодаря чему Д. способствовал будущим успехам диалектики, хотя он понимал развитие еще в целом механистически. Учение Д.о материи, или о телесной субстанции, сложилось в зависимости от математич. и физич. исследований. Осн. мысль этого учения состоит в отождествлении материи с протяжением, или пространством. Из всех чувств, качеств, по Д., объективно существует и действительно принадлежит материальным предметам только протяжение в длину, ширину и глубину. Материя Д.— не столько вещество физики, сколько пространство стереометрии, поскольку лишь последнее не зависит от сознания и обусловлено только необходимым характером ее субстанции. Несмотря на абстрактно-геометрич. характер этой концепции, теория материи Д. привела его к ряду важных выводов: мировая материя (пространство) — беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Два первых вывода опрокидывали ср.-век. представление о конечности мира и об иерархии его физич. элементов, два последних наносили удар возрожденной во времена Д. античной теории атомов, к-рая мыслила мир,как состоящий из абсолютно неделимых частиц, разделенных пустотами.
Основанная на этих положениях, физика Д. строго механистична. В резком противоречии со всей ср.-•век. физикой Д. пытался свести все качеств, разнообразие природных явлений к материи, тождественной с лространством, и к ее движению. При этом каждую частицу материи Д. рассматривал как совершенно инертную и пассивную массу. Движение возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Перемещение тел — относительно. Развивая этот взгляд, Д. содействовал успехам механики и дал независимо от Галилея первое приближение к пониманию относит, характера движения. Сводя физич. явления к относит, перемещению тел, Д. намечал идею взаимодействия, — правда, всего лишь механического,— между элементами и явлениями физич. мира. В это материалнстич. воззрение вторгался, однако, дуализм; общая причина движения, по Д.,— бог, к-рый сотворил материю вместе с движением и покоем и к-рый действием своего промысла сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил в нее при творении. Космогония и физика Д. завершаются дуалистпч. учением о человеке; по Д., человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Взаимодействие между телом и душой совершается,по предположению Д., посредством особого органа — т.н. шишковидной железы. По Д., тело человека (так же, как и тело животных) есть не что иное, как сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения. Не ограничиваясь усвоением передовых физиологич. теорий своего времени (теория кровообращения Гар-вея), Д. вел самостоят, исследования в области физиологии, в результате к-рых установил схему двигат. реакций, представляющих одно из первых науч. описаний рефлекторного акта. Д. предложил также материалнстич. объяснение явлений памяти и смерти. Материалнстич. физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности человеч. души. По Д., сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут, по Д., думать. В психологии Д., в отличие от своих предшественников, стремился объяснять движения и волнения души не как моралист, а как физик. К автома-тич. движениям тела, общим для всех живых существ, у человека присоединяется сознат. жизнь души. Из всех психич. функций Д. на первое место выдвигал волю. Гл. действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.
В кругу вопросов философии, к-рые разрабатывал Д., первостеп. значение имели вопросы о задаче и о методе познания. Вместе с Ф. Бэконом Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технич. средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством к-рого возможно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверно здание всей науки. Ни этого тезиса, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт филос. рассуждений Д.—сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с к-рого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварит, прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Но сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение—достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. Весь этот ход мысли Д. резюмирует в положении: «Я мыслю, следовательно я существую» — «Cogito ergo sum» (Избр. произв., М., 1950, с. 282 и др.). Это учение есть идеализм, состоящий в убеждении Д., будто из всех возможных истин самая достоверная и даже единственно достоверная — истина о моем существовании в качестве мыслящего.
Идеализм Д. осложняется р е л и г. предпосылками его системы. Для доказательства ДЕКАРТ 449 реального существования мира, писал Д., необходимо предварительно доказать существование бога. Это доказательство Д. строил по образцу доказательства Ансельма Кентерберийского (онтология, доказательство бога, см. Бог). Но если бог существует,то этим, по Д., исключается возможность того, чтобы он нас обманывал. Поэтому существование объективного мира также достоверно. Заблуждение же возникает в силу способности моего свободного решения или воли. Это решение воли выражается в акте суждения. Что касается истины, то ее возможность обусловлена, по Д., существованием врожденных идей (ideae innatae). В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, к-рый сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания. Его истины он считал совершенно достоверными, обладающими всеобщностью и необходимостью, вытекающей из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвел исключит, роль в процессе познания дедукции, или дедуктивной форме доказательства и изложения. Под дедукцией Д. понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооруженный достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией — разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистич. метода Д. представляют собой распространение на все достоверное знание тех рацион, приемов исследования, к-рые применяются в математике, в частности в геометрии.
Они состоят из четырех требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логич. звеньях исследования. Зависимостью нашего познания от врожденных идей определяется, по Д., совершенство знания и его объем. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеч. духе и еще больше о боге. Философия Д. и его науч. идеи оказали значит, влияние на последующее развитие философия. Наличие материалистич. и идеалистич. элементов внутри системы Д. сделало возможным влияние этой системы как на идеалистов, так и на материалистов. Учение Д. о непосредств. достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального не раз становилось опорой для развития идеализма и противостояло материалистич. учениям 17— 18 вв. «Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Д е к а р т,— писал К. Маркс,— имела со дня своего рождения своим антагонистом материализм. Материализм выступил против Декарта...» (Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). С Другой стороны, материалистическое в своей основе учение Д. о природе, враждебный всякой теология всеобщий механистич. метод, широкая по замыслу теория развития природы, материалистич. в своей основной установке физиология делают учение Д.одним из этапов образования материалистич. мировоззре- ния нового времени. По словам Маркса, Д. «... совершенно отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта, в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии а н-т и м е т а ф и з и к и, а именно — физик и» (та и же). Дальнейшее движение науч. и филос. мысли затронуло почти все положения философии Д. Так, Спиноза преодолел декартовский дуализм материальной и духовной субстанций; Локк отверг абстрактно-геометрич. характер учения Д. о материи и ввел в число объективных качеств вещей также и свойство непроницаемости (плотности); Лейбниц отверг учение Д. о боге как об источнике врожденных идей и показал, что рациональные начала познания должны иметь источник в природе человека, а также доказывал, что душа не влияет на движение тела ни в отношении его скорости, ни в отношении его направления; франц. материалиам. 18 в. в лице Ламеттри отверг учение Д. о принципиальном различии между природой человека и животных; Кант опроверг декартово доказательство бытия бога; наконец, весь классич. немецкий идеализм в целом заменил диалектикой метод рационализма, одним из основателей к-рого был Д. Совр. реакц. бурж. философия и история филосо «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в наука х»— сжатое изложение филос. взглядов Д., одно из главных его произведений, в к-ром он высказывается о науках (ч. 1-я), науч. методе (ч. 2-я), о морали (ч. 3-я), существовании бога и человеч. души (ч. 4-я), о физич. проблемах (ч. 5-я) и средствах развития наук 450 ДЕКАРТ—ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ... (ч. G-я). Впервые издано анонимно на франц. языке в Лейде -не («Discours de la metliode, pour bien conduire sa raison et cherclier la verite dans les sciences...», Leyden, 1637). Книга была задумана как предисловие к работам «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», к-рые и вошли вместе с «Рассуждением» в издание 1637 года. При жизни автора вышло первое лат. издание уже под именем Д. (Renati Des Cartes, Specimina philosophiae, seu Dissertatio de methodo..., Amst., 1644). Перевод просмотрен и исправлен автором, и лучшие из последующих изданий учитывают оба текста. Лат. текст опубликован в Амстердаме в 1650 (2-й т. «Философских произведений»); лат. и франц. тексты неоднократно публиковались и позже. Одно из лучших франц. изданий— в 6-м т. соч. Д. под ред. Ш. Адама и П.Таннери.Из новых франц. изданий укажем: Р.,1948, с предисловием Ж. Банда и Р., 1950, с предисловием, комментариями и примеч. М. Баржонне. На рус. яз. имеются переводы М. М. Скиада «О методе для правильного развития разума и для изыскания истины в науках» (Воронеж, 1873); Н. А. Любимова «Рассуждение о методе, дабы хорошо направлять свой разум и отыскивать научные истины...» (СПБ, 1885). После Октябрьской революции вышли издания Г. Тымянско-го, (М.],1925, В. В. Соколова (в «Избранных произведениях» Декарта,[М.J.1950) и Г. Г. Слюсарева (М.—Л.,1953) со статьей Т. И. Ойзермана «Философское учение Рене Декарта», кратким списком произведений философа, комментариями и именным указателем. На англ. яз.: «A Discourse of a method», L., 1649, и др. вплоть до 1953. Широко известный нем. перевод «Рассуждения о методе...» («Abhandlung uber die Metho-de») принадлежит Купо Фишеру в его издании осн. произведений («Hauptschriften») Д. (Маннгейм, 1863). Др. нем. перевод — в «Философских произведениях» [«Philosoptiische Werke», В., 1870, пер. А. Бухенау (A. Buchenau), перепечатка его 4-го изд. вышла в 1948]. На исп. яз.—Madrid, 1885, 1904, 1918, 1931; Barcelona, 1929; Buenos Aires, 1940; на португ. яз.— Rio de Janeiro, 1896; San Paolo, 1939; на итал. яз.—Bari, 1912; Padova, 1944; начеш. яз.—Praha, 1882,— и др. вариант — Praha, 1947; на словац. яз. — Bratislava, 1954; на болг. яз. дважды изд. пер. П. М. Нойкова (София, 1899 и 1908). Имеются издания на фин. — (Helsinki, 1899), валлийском — (Caerdydd, 1923) и новогреч. (1824) яз. Л. Азарх. Москва. Oeuvres, publiees par Ch. Adam et P. Tannery, v. 1—12, et Suppl., P., 1897—1913; Correspondence, publ. par Ch. Adam et G. Milhaud, v. 1—6, P., 1936—56; Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1. Казань, 1914; Избр. произв. (вступит, статья В. В. Соколова, Философия Рене Декарта), [М.], 1950. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Святое семей ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (14—16 но ября 1957) — хартия междунар. коммунистич. и рабочего движения, программа его борьбы за мир, демократию и социализм. Принята в Москве на Совещании представителей Албанской партии труда, Болгарской коммунистич. партии, Венгерской социали-стич. рабочей партии, Партии трудящихся Вьетнама, Социалистич. единой партии Германии, Коммуни- стич. партии Китая, Трудовой партии Кореи, Монгольской народно-рсволюц. партии, Польской объединенной рабочей партии, Румынской рабочей партии, Коммунистич. партии Советского Союза, Коммунистич. партии Чехословакии. Впоследствии Д. получила одобрение всех партий, стоящих на позиции марксизма-ленинизма, став общей платформой совр. междунар. коммунистич. движения. В Декларации указывается, что осн. содержанием нашей эпохи является переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистич. революцией и успешно осуществляемый после 2-й мировой войны мн. народами Вост. Европы и Азии. Совр. мировое развитие определяется ходом и результатами соревнования двух противоположных систем — социалистической и капиталистической. За сорок лет социализм доказал свое преимущество перед капитализмом. Социалистич. система находится на подъеме, империализм, ослабленный в результате распада колониальной системы, идет к упадку. Реакц, силы капиталистич. мира, возглавляемые империалистич. кругами США, пытаются помешать постулат, движению человечества, ведут агрессивную политику подрыва мира, создают опасность новой мировой войны. Вопрос о войне или мирном сосуществовании стал коренной проблемой мировой политики. Народы всех стран должны хранить величайшую бдительность в отношении военной опасности, созданной империализмом. В Декларации подтверждается имеющий громадное значение вывод XX съезда КПСС (1956) о возможности предотвращения войн в совр. эпоху; «В настоящее время силы мира настолько выросли, что имеется реальная возможность предотвращения войны...». Против войны выступают могучие силы современности: несокрушимый лагерь социалистич. гос-в, возглавляемый СССР; миролюбивые гос-ва Азии, Африки, Лат. Америки, занимающие ан-тиимпериалистич. позицию и образующие вместе с социалистич. странами обширную зону мира; междунар. рабочий класс и в первую очередь его авангард — коммунистич. партии; освободит, движение народов колоний и полуколоний; массовое движение народов за мир. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают борьбу за мир как свою первостепенную задачу и заявляют, что незыблемой основой внешней политики социалистич. стран является ленинский принцип мирного сосуществования стран с различным социальным строем, получивший дальнейшее развитие в совр. условиях в решениях XX съезда КПСС. Интересам мирного сосуществования отвечают пять принципов, совместно выдвинутых КНР и Республикой Индией, а также положения, принятые Бандунгской конференцией стран Азии и Африки (1955). В совр. обстановке, подчеркивает Декларация, особенно важное значение приобретает укрепление единства и братского сотрудничества социалистич. гос-в, коммунистич. и рабочих партий всех стран, сплочение междунар. рабочего, нац.-освободит, и демократич. движения. Взаимоотношения стран мировой социалистич. системы строятся на основе марксистско-ленинских принципов пролетарского интернационализма, предполагающих не только полное равноправие этих стран, уважение территориальной целостности, гос. независимости и суверенитета, невмешательство во внутр. дела друг друга, но и их братскую взаимопомощь. Декларация подтвердила единство взглядов коммунистич. и рабочих партий по коренным вопросам социалистич. революции и социалистич. строительства. Опыт СССР и др. социалистич. стран полностью подтвердил правильность положения марксистско-ленинской теории о том, что ряд главных закономерностей присущ всем странам, вступающим ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ... —ДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ 451 на путь социализма: «руководство трудящимися массами со стороны рабочего класса, ядром которого является марксистско-ленинская партия, в проведении пролетарской революции в той или иной форме и установлении диктатуры пролетариата в той или иной форме; союз рабочего класса с основной массой крестьянства и другими слоями трудящихся; ликвидация капиталистической собственности и установление общественной собственности на основные средства производства; постепенное социалистическое преобразование сельского хозяйства; планомерное развитие народного хозяйства, направленное на построение социализма и коммунизма, на повышение жизненного уровня трудящихся; осуществление социалистической революции в области идеологии и культуры и создание многочисленной интеллигенции, преданной рабочему классу, трудовому народу, делу социализма; ликвидация национального гнета и установление равноправия и братской дружбы между народами; защита завоеваний социализма от покушений внешних и внутренних врагов; солидарность рабочего класса данной страны с рабочим классом других стран — пролетарский интернационализм». Декларация указывает на необходимость творч. применения общих принципов социалистич. революции с учетом конкретно-историч. условий каждой страны. Декларация подчеркивает необходимость решит, преодоления ревизионизма и догматизма в рядах коммунистам, и рабочих партий. Коммунистам, партии гл. опасностью в совр. условиях считают «ревизионизм, иными словами, правый оппортунизм, как проявление буржуазной идеологии, парализующей революционную энергию рабочего класса, требующей сохранения или восстановления капитализма. Однако догматизм и сектантство могут представлять также основную опасность на отдельных этапах развития той или иной партии. Каждая компартия определяет, какая опасность для нее представляет в данное время главную опасность». В Декларации развивается ленинская идея о возможности мирного перехода от капитализма к социализму, т. е. мирного осуществления социалистич. революции. «В современных условиях в ряде капиталистических стран рабочий класс во главе со своим передовым отрядом имеет возможность на основе рабочего и народного фронта и других возможных форм соглашения и политического сотрудничества разных партий и общественных организаций — объединить большинство народа, завоевать государственную власть без гражданской войны и обеспечить переход основных средств производства в руки народа». Переход к социализму мирным путем возможен только на основе широкого, непрерывного развития классовой борьбы рабочего класса, крестьянства и средних гор. слоев против крупного монополистич. капитала и реакции. Вместе с тем в Декларации отмечается, что в условиях, когда эксплуататорские классы прибегают к насилию над народом, необходимо иметь в виду возможность немирного перехода к социализму. В каждой стране реальная возможность того или иного способа перехода к социализму определяется конкретными историч. условиями. Декларация является результатом обобщения огромного разностороннего опыта мирового коммунистам, движения и прежде всего опыта социалистич. строительства в СССР и странах нар. демократии. Декларация дала ясный ответ на жизненные вопросы современности, она помогает каждой коммунистам, партии правильно наметить осн. линию своей деятельности в решении задач совр. рабочего движения. Весь ход междунар. событий и развития стран мировой социалистич. системы со времени принятия Декларации полностью подтвердил правильность ее марксистско-ленинских положений. Представители коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран на совещании в Бухаресте (I960) подтвердили свою верность принципам Декларации и отметили, что все выводы Декларации в полной мере применимы и к совр. обстановке. Все страны социалистич. системы добились огромных успехов в подъеме экономики, культуры, в укреплении обществ, и гос. строя, в дальнейшем развитии социалистич. демократии. Все более развивается и крепнет великое содружество стран социализма. Лагерь социализма оказывает огромное все возрастающее воздействие на весь ход развития человечества. Успехи СССР и стран нар. демократии воодушевляют рабочий класс и всех трудящихся капиталистам, стран на борьбу за мир, демократию и социализм. Текст Декларации впервые опубликован в газ. «Правда» 22 ноября 1957, затем издан в виде отд. брошюр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|