Гроций - грузинская философия 40? 11 глава
Движение Д. привлекало и привлекает к себе внимание зарубежных авторов: A. Mazour, The first Russian revolution, 1825, Berkeley (California), 1937; A. E. Adams, The character of Pestel's thought, «Amer. Slavic and East Europ. rev.» Phil., 1953, v. 12, April, p. 153—60; I. M. Lubin, Zur Charakteristik und zur Quellenanalyse von Pestels«Russkaja Pravda», Hamb., 1930; F. Venturi, II moto decabrista e i fratelli Poggio, (Torino, 1956]; L. Baumgarten, Dekabrysci a Polska, Warsz., 1952; F. Boura, «Ruska Pravda», radikalni revolufini program Dekab-ristu, «Pravnik», Praha, 1955, № 10, s. 591—603; L. Miro?, Ideile filozofice s.i social-politice ale Decembriftilor, в кн.: Decembri§tii, (Вис), 1956, и др. Л. Сокольский. Москва.
ДЕКАРТ (Descartes), Рене, латинизиров. имя— К а р т е з и й (Renatus Cartesius) (31 марта 1596 — И февр. 1650),— франц. ученый и философ. Осн. черта филос. мировоззрения Д.— дуализм души и тела, «мыслящей субстанции» и «протяженной» (материальной) субстанции. В своей космологии, космогонии, физике, физиологии Д.—материалист. В то же время в психологии (в учении о душе), теории познания, в учении о бытии Д. оставался идеалистом. Род. в семье франц. дворянина в Лаэ (провинция Турень). Образование получил в привилегированной иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны служил в армии, к-рую покинул в 1621, и после неск. лет-путешествий переселился в Нидерланды — передовую капиталистич. страну того времени,, где. провел двадцать лет в уединенных науч. занятиях. Здесь вышли его гл. соч. — «Рассуждение. о методе...» («Discours de la methode...», 163;7, рус пер. со ст. Т. И. Ойзермана, Философское учение. Декарта, М., 1953), «Размышления о первой философии...» («Meditationes de prima philosophia...», 1641, рус. пер. 1950), «Начала философии» («Princi-. pia philosophiae», 1644, рус. пер. 1950). Проникновение новаторских идей Д. в нидерл. ун-ты, навлекло. 448 ДЕКАРТ на него ожесточ. преследования протестантских богословов. Поэтому в 1649 он принял приглашение швед. королевы Христины и переселился в Стокгольм, где вскоре умер.
Вопросы физики и космологии, так же как и вопросы математики, Д. разрабатывал не только как филесоф, но и как крупнейший ученый. В математике Д.— один из творцов аналитич. геометрии, в к-рой он уже владел новым в математике понятием о функции. Он разработал аналитич. способ выражения геометрич. объектов и их отношений посредством уравнений алгебры. От Д. также ведет начало система ал-гебраич. обозначений, перешедшая с небольшими изменениями в наше время. Д. открыл путь к признанию отриц. корней и к оперированию с ними. В механике Д. указал на относительность движения и покоя, сформулировал общий закон действия и противодействия, а также закон сохранения полного количества движения при ударе двух неупругих тел. В оптике обосновал (независимо от Снеллиуса) закон постоянного отношения синусов при преломлении света. Он развил математич. теорию радуги и разгадал причину ее возникновения. Новаторской была разработанная Д. космогония, в основе к-рой лежала идея естеств. развития солнечной системы, обусловленного свойствами материи и движением ее разнородных частиц. Осн. формой движения космич. материи Д. считал вихревое движение ее частиц. Исходя из учения Коперника о нынешнем строении солнечной системы, Д. пытался объяснить в своей космогонии, каким образом могло без непосредств. вмешательства бога возникнуть это совр. строение мира. Т. о., в науку о вселенной была впервые в новое время введена т. зр. развития, благодаря чему Д. способствовал будущим успехам диалектики, хотя он понимал развитие еще в целом механистически. Учение Д.о материи, или о телесной субстанции, сложилось в зависимости от математич. и физич. исследований. Осн. мысль этого учения состоит в отождествлении материи с протяжением, или пространством. Из всех чувств, качеств, по Д., объективно существует и действительно принадлежит материальным предметам только протяжение в длину, ширину и глубину. Материя Д.— не столько вещество физики, сколько пространство стереометрии, поскольку лишь последнее не зависит от сознания и обусловлено только необходимым характером ее субстанции. Несмотря на абстрактно-геометрич. характер этой концепции, теория материи Д. привела его к ряду важных выводов: мировая материя (пространство) — беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Два первых вывода опрокидывали ср.-век. представление о конечности мира и об иерархии его физич. элементов, два последних наносили удар возрожденной во времена Д. античной теории атомов, к-рая мыслила мир,как состоящий из абсолютно неделимых частиц, разделенных пустотами.
Основанная на этих положениях, физика Д. строго механистична. В резком противоречии со всей ср.-•век. физикой Д. пытался свести все качеств, разнообразие природных явлений к материи, тождественной с лространством, и к ее движению. При этом каждую частицу материи Д. рассматривал как совершенно инертную и пассивную массу. Движение возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу др. телом. Перемещение тел — относительно. Развивая этот взгляд, Д. содействовал успехам механики и дал независимо от Галилея первое приближение к пониманию относит, характера движения. Сводя физич. явления к относит, перемещению тел, Д. намечал идею взаимодействия, — правда, всего лишь механического,— между элементами и явлениями физич. мира. В это материалнстич. воззрение вторгался, однако, дуализм; общая причина движения, по Д.,— бог, к-рый сотворил материю вместе с движением и покоем и к-рый действием своего промысла сохраняет в материи то самое количество движения и покоя, какое вложил в нее при творении. Космогония и физика Д. завершаются дуалистпч. учением о человеке; по Д., человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с волящей и мыслящей душой. Взаимодействие между телом и душой совершается,по предположению Д., посредством особого органа — т.н. шишковидной железы. По Д., тело человека (так же, как и тело животных) есть не что иное, как сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механич. воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения. Не ограничиваясь усвоением передовых физиологич. теорий своего времени (теория кровообращения Гар-вея), Д. вел самостоят, исследования в области физиологии, в результате к-рых установил схему двигат. реакций, представляющих одно из первых науч. описаний рефлекторного акта. Д. предложил также материалнстич. объяснение явлений памяти и смерти. Материалнстич. физиология Д. выступала в противоречивом сочетании с учением о нематериальности человеч. души. По Д., сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Наличие сознания у животных Д. отрицал. Будучи автоматами, лишенными души, животные не могут, по Д., думать. В психологии Д., в отличие от своих предшественников, стремился объяснять движения и волнения души не как моралист, а как физик. К автома-тич. движениям тела, общим для всех живых существ, у человека присоединяется сознат. жизнь души. Из всех психич. функций Д. на первое место выдвигал волю. Гл. действие аффектов, или страстей, состоит, по Д., в том, что они располагают душу к желанию тех вещей, к каким подготовлено тело.
В кругу вопросов философии, к-рые разрабатывал Д., первостеп. значение имели вопросы о задаче и о методе познания. Вместе с Ф. Бэконом Д. видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технич. средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством к-рого возможно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверно здание всей науки. Ни этого тезиса, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт филос. рассуждений Д.—сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с к-рого начинал Д., есть не убеждение агностика, а только предварит, прием. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли мое тело. Но само мое сомнение во всяком случае существует. Но сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, таким образом, сомнение—достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, лишь поскольку я сам существую в качестве мыслящего. Весь этот ход мысли Д. резюмирует в положении: «Я мыслю, следовательно я существую» — «Cogito ergo sum» (Избр. произв., М., 1950, с. 282 и др.). Это учение есть идеализм, состоящий в убеждении Д., будто из всех возможных истин самая достоверная и даже единственно достоверная — истина о моем существовании в качестве мыслящего.
Идеализм Д. осложняется р е л и г. предпосылками его системы. Для доказательства ДЕКАРТ 449
В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, к-рый сложился в результате наблюдений над логич. характером математич. знания. Его истины он считал совершенно достоверными, обладающими всеобщностью и необходимостью, вытекающей из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвел исключит, роль в процессе познания дедукции, или дедуктивной форме доказательства и изложения. Под дедукцией Д. понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логич. выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, без всякого доказательства, с полной ясностью и отчетливостью. Для ясного и отчетливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооруженный достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией — разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистич. метода Д. представляют собой распространение на все достоверное знание тех рацион, приемов исследования, к-рые применяются в математике, в частности в геометрии.
Они состоят из четырех требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логич. звеньях исследования. Зависимостью нашего познания от врожденных идей определяется, по Д., совершенство знания и его объем. Достоверно известно очень немногое о телесных вещах; гораздо больше мы знаем о человеч. духе и еще больше о боге. Философия Д. и его науч. идеи оказали значит, влияние на последующее развитие философия. Наличие материалистич. и идеалистич. элементов внутри системы Д. сделало возможным влияние этой системы как на идеалистов, так и на материалистов. Учение Д. о непосредств. достоверности самосознания, о врожденных идеях, об интуитивном характере аксиом, о противоположности материального и идеального не раз становилось опорой для развития идеализма и противостояло материалистич. учениям 17— 18 вв. «Метафизика XVII века, главным представителем которой во Франции был Д е к а р т,— писал К. Маркс,— имела со дня своего рождения своим антагонистом материализм. Материализм выступил против Декарта...» (Маркс К., Э н г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 140). С Другой стороны, материалистическое в своей основе учение Д. о природе, враждебный всякой теология всеобщий механистич. метод, широкая по замыслу теория развития природы, материалистич. в своей основной установке физиология делают учение Д.одним из этапов образования материалистич. мировоззре- ния нового времени. По словам Маркса, Д. «... совершенно отделил свою физику от своей метафизики. В границах его физики материя представляет собой единственную субстанцию, единственное основание бытия и познания. Механистический французский материализм примкнул к физике Декарта, в противоположность его метафизике. Его ученики были по профессии а н-т и м е т а ф и з и к и, а именно — физик и» (та и же). Дальнейшее движение науч. и филос. мысли затронуло почти все положения философии Д. Так, Спиноза преодолел декартовский дуализм материальной и духовной субстанций; Локк отверг абстрактно-геометрич. характер учения Д. о материи и ввел в число объективных качеств вещей также и свойство непроницаемости (плотности); Лейбниц отверг учение Д. о боге как об источнике врожденных идей и показал, что рациональные начала познания должны иметь источник в природе человека, а также доказывал, что душа не влияет на движение тела ни в отношении его скорости, ни в отношении его направления; франц. материалиам. 18 в. в лице Ламеттри отверг учение Д. о принципиальном различии между природой человека и животных; Кант опроверг декартово доказательство бытия бога; наконец, весь классич. немецкий идеализм в целом заменил диалектикой метод рационализма, одним из основателей к-рого был Д. Совр. реакц. бурж. философия и история филосо «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в наука х»— сжатое изложение филос. взглядов Д., одно из главных его произведений, в к-ром он высказывается о науках (ч. 1-я), науч. методе (ч. 2-я), о морали (ч. 3-я), существовании бога и человеч. души (ч. 4-я), о физич. проблемах (ч. 5-я) и средствах развития наук 450 ДЕКАРТ—ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ...
Л. Азарх. Москва. Oeuvres, publiees par Ch. Adam et P. Tannery, v. 1—12, et Suppl., P., 1897—1913; Correspondence, publ. par Ch. Adam et G. Milhaud, v. 1—6, P., 1936—56; Соч. в рус. пер.: Сочинения, т. 1. Казань, 1914; Избр. произв. (вступит, статья В. В. Соколова, Философия Рене Декарта), [М.], 1950. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф.. Святое семей ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОММУНИСТИЧЕСКИХ И РАБОЧИХ ПАРТИИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН (14—16 но ября 1957) — хартия междунар. коммунистич. и рабочего движения, программа его борьбы за мир, демократию и социализм. Принята в Москве на Совещании представителей Албанской партии труда, Болгарской коммунистич. партии, Венгерской социали-стич. рабочей партии, Партии трудящихся Вьетнама, Социалистич. единой партии Германии, Коммуни- стич. партии Китая, Трудовой партии Кореи, Монгольской народно-рсволюц. партии, Польской объединенной рабочей партии, Румынской рабочей партии, Коммунистич. партии Советского Союза, Коммунистич. партии Чехословакии. Впоследствии Д. получила одобрение всех партий, стоящих на позиции марксизма-ленинизма, став общей платформой совр. междунар. коммунистич. движения. В Декларации указывается, что осн. содержанием нашей эпохи является переход от капитализма к социализму, начатый Великой Октябрьской социалистич. революцией и успешно осуществляемый после 2-й мировой войны мн. народами Вост. Европы и Азии. Совр. мировое развитие определяется ходом и результатами соревнования двух противоположных систем — социалистической и капиталистической. За сорок лет социализм доказал свое преимущество перед капитализмом. Социалистич. система находится на подъеме, империализм, ослабленный в результате распада колониальной системы, идет к упадку. Реакц, силы капиталистич. мира, возглавляемые империалистич. кругами США, пытаются помешать постулат, движению человечества, ведут агрессивную политику подрыва мира, создают опасность новой мировой войны. Вопрос о войне или мирном сосуществовании стал коренной проблемой мировой политики. Народы всех стран должны хранить величайшую бдительность в отношении военной опасности, созданной империализмом. В Декларации подтверждается имеющий громадное значение вывод XX съезда КПСС (1956) о возможности предотвращения войн в совр. эпоху; «В настоящее время силы мира настолько выросли, что имеется реальная возможность предотвращения войны...». Против войны выступают могучие силы современности: несокрушимый лагерь социалистич. гос-в, возглавляемый СССР; миролюбивые гос-ва Азии, Африки, Лат. Америки, занимающие ан-тиимпериалистич. позицию и образующие вместе с социалистич. странами обширную зону мира; междунар. рабочий класс и в первую очередь его авангард — коммунистич. партии; освободит, движение народов колоний и полуколоний; массовое движение народов за мир. Коммунистич. и рабочие партии рассматривают борьбу за мир как свою первостепенную задачу и заявляют, что незыблемой основой внешней политики социалистич. стран является ленинский принцип мирного сосуществования стран с различным социальным строем, получивший дальнейшее развитие в совр. условиях в решениях XX съезда КПСС. Интересам мирного сосуществования отвечают пять принципов, совместно выдвинутых КНР и Республикой Индией, а также положения, принятые Бандунгской конференцией стран Азии и Африки (1955). В совр. обстановке, подчеркивает Декларация, особенно важное значение приобретает укрепление единства и братского сотрудничества социалистич. гос-в, коммунистич. и рабочих партий всех стран, сплочение междунар. рабочего, нац.-освободит, и демократич. движения. Взаимоотношения стран мировой социалистич. системы строятся на основе марксистско-ленинских принципов пролетарского интернационализма, предполагающих не только полное равноправие этих стран, уважение территориальной целостности, гос. независимости и суверенитета, невмешательство во внутр. дела друг друга, но и их братскую взаимопомощь. Декларация подтвердила единство взглядов коммунистич. и рабочих партий по коренным вопросам социалистич. революции и социалистич. строительства. Опыт СССР и др. социалистич. стран полностью подтвердил правильность положения марксистско-ленинской теории о том, что ряд главных закономерностей присущ всем странам, вступающим ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕЩАНИЯ... —ДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМА ПОНЯТИЯ 451
Декларация подчеркивает необходимость решит, преодоления ревизионизма и догматизма в рядах коммунистам, и рабочих партий. Коммунистам, партии гл. опасностью в совр. условиях считают «ревизионизм, иными словами, правый оппортунизм, как проявление буржуазной идеологии, парализующей революционную энергию рабочего класса, требующей сохранения или восстановления капитализма. Однако догматизм и сектантство могут представлять также основную опасность на отдельных этапах развития той или иной партии. Каждая компартия определяет, какая опасность для нее представляет в данное время главную опасность». В Декларации развивается ленинская идея о возможности мирного перехода от капитализма к социализму, т. е. мирного осуществления социалистич. революции. «В современных условиях в ряде капиталистических стран рабочий класс во главе со своим передовым отрядом имеет возможность на основе рабочего и народного фронта и других возможных форм соглашения и политического сотрудничества разных партий и общественных организаций — объединить большинство народа, завоевать государственную власть без гражданской войны и обеспечить переход основных средств производства в руки народа». Переход к социализму мирным путем возможен только на основе широкого, непрерывного развития классовой борьбы рабочего класса, крестьянства и средних гор. слоев против крупного монополистич. капитала и реакции. Вместе с тем в Декларации отмечается, что в условиях, когда эксплуататорские классы прибегают к насилию над народом, необходимо иметь в виду возможность немирного перехода к социализму. В каждой стране реальная возможность того или иного способа перехода к социализму определяется конкретными историч. условиями. Декларация является результатом обобщения огромного разностороннего опыта мирового коммунистам, движения и прежде всего опыта социалистич. строительства в СССР и странах нар. демократии. Декларация дала ясный ответ на жизненные вопросы современности, она помогает каждой коммунистам, партии правильно наметить осн. линию своей деятельности в решении задач совр. рабочего движения. Весь ход междунар. событий и развития стран мировой социалистич. системы со времени принятия Декларации полностью подтвердил правильность ее марксистско-ленинских положений. Представители коммунистич. и рабочих партий социалистич. стран на совещании в Бухаресте (I960) подтвердили свою верность принципам Декларации и отметили, что все выводы Декларации в полной мере применимы и к совр. обстановке. Все страны социалистич. системы добились огромных успехов в подъеме экономики, культуры, в укреплении обществ, и гос. строя, в дальнейшем развитии социалистич. демократии. Все более развивается и крепнет великое содружество стран социализма. Лагерь социализма оказывает огромное все возрастающее воздействие на весь ход развития человечества. Успехи СССР и стран нар. демократии воодушевляют рабочий класс и всех трудящихся капиталистам, стран на борьбу за мир, демократию и социализм. Текст Декларации впервые опубликован в газ. «Правда» 22 ноября 1957, затем издан в виде отд. брошюр.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|