Гроций - грузинская философия 40? 12 глава
Лит.: Декларация Совещания представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, состоявшегося в Москве 14—16 ноября 1957 года, М., 1957; Документы совещаний представителей коммунистических и рабочих партий, состоявшихся в Москве в ноябре 1957 года, М., 1957; Коммюнике о встрече представителей коммунистических и рабочих партий социалистических стран, «Правда», I960, 28 июня, № 180; Куусинен О., Хартия единства международного коммунистического движения, «Правда», 1958, 22 ноября, Si 326. ДЕЛЕНИЕ ОБЪЁМА ПОНЯТИЯ — логич. операция, в результате к-рой объем родового понятия, отображающего класс предметов, делится на видовые понятия, отображающие виды данного класса предметов. Напр., объем понятия «вещество» делится на видовые понятия «простое вещество» и «сложное вещество». Понятие, объем к-рого долится, паз. делимым (totum dividendum), а видовые понятия, образующиеся в результате деления, наз. членами деления (membra divisionis). Признак, по к-рому производится Д. о. п., наз. основанием деления (fiin-damentum divisionis). Каждое родовое понятие можно делить по многим основаниям, т. к. классы предметов, к-рые отображаются в понятии, имеют много признаков. Выбор того или иного основания в каждом делении определяется целями, к-рые ставит человек в процессе изучения предметов материального мира. Так, биолог, взяв за основание деления такой признак, как количество клеток в организме животного, разделит объем понятия «животное» па видовые понятия «одноклеточное животное» и «многоклеточное животное», если же у биолога появится необходимость исследовать животных с т. зр. темп-ры их крови, он разделит объем понятия «животное» на другие видовые понятия, а именно: «теплокровное животное» и «холоднокровное животное». Для того чтобы Д. о. п. имело практич. ценность, в качестве основания необходимо брать не случайный, а существ, признак.
Особым приемом Д. о. п. является дихотомия. В процессе Д. о. п. необходимо соблюдать следующие правила: 1) Каждое данное деление должно производиться по одному и тому же основанию. Напр., нельзя разделить объем понятия «металл» на видовые понятия «легкий металл», «цветной металл», «щелочной металл», т. к. при таком Д. о. п. взяты разные основания. 2) Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Напр., нельзя разделить объем понятия «число» на видовые понятия «целое число» и «отрицательное число». Подобное деление наз. сбивчивым, или перекрестным, т. к. целое число может быть и отрицательным. 3) Члены деления должны быть ближайшими видами делимого понятия. Напр., нельзя разделить объем понятия «небесное тело» на видовые понятия «звезда», «комета», «Марс». В данном случае совершена ошибка, к-рая наз. скачком в делении. Понятие «Марс» является ближайшим 452 ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ-ДЕМБОВСКИЙ видом понятия «планета», а не понятия «небесное тело». 4) Объем всех членов деления должен равняться объему делимого понятия. Напр., нельзя разделить объем понятия «государство» на видовые понятия «рабовладельческое государство», «капиталистическое государство», «социалистическое государство», т. к. при таком делении пропущено видовое понятие «феодальное государство». Д. о. п. имеет большое практич. применение. Им приходится пользоваться в операциях с разделит. силлогизмами, в разделит, косвенном доказательстве, при разработке разного рода классификации и т. д. Лит.: Платон, Филеб, в его кн.: Творения, пер. [с
ДЁЛЛА ВбЛЬПЕ (Delia Volpe), Гальвано (р. 24 сент. 1895)—итал. философ-марксист. Д. В. выступил с критикой актуализма Джентиле. Борьба материализма и идеализма в истории итал. философии.находит, по мнению Д. В., свое продолжение в борьбе марксизма с гегельянством. Д. В. рассматривает марксизм как высший пункт и критич. переработку всего прогрессивного в истории мысли («Руссо и Маркс...»— «Rousseau е Marx et altri saggi di critica materialisti-ca», 1957). Осн. работа Д. В.—«Логика как позитивная наука» («Logica come scienza positive», 1950). Соч.: L'idealismo dell'atto e il realismo delle categorie, Bologna, 1924; Discorso sull' ineguaglianza, Roma, 1943; La liberta comunista, Messina, 1946; Per la teoria di un umanesi-mo positivo, Bologna, 1949. Лит.: Sciacca M. F., 11 secolo XX, Milano, 1947. ДЕ MAH (de Man), Гендрик (17 нояб. 1885 — 20 июня 1953)—реакц. белы, социолог, правый социалист. С 1939 — пред. Белы, социалистич. партии. Был министром труда (1935) и финансов (1936—40). За сотрудничество с нем. оккупац. властями был приговорен к 30 годам тюремного заключения, но успел эмигрировать в Швейцарию (1946). Деятельность Де М. направлена на борьбу с марксизмом. Отвергая материализм и диалектику, он противопоставлял им волюнтаризм и интуитивизм, заимствованные у Бергсона и Фрейда («Психология социализма» — «Zur Psychologic des Sozialismus», 1926). Влечение, страсть, подсознат. инстинкты — таковы, по Де М., движущие силы человеч. деятельности и истории. Формуле Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую» — он противопоставлял волюнтаристич. формулу: «Я хочу, следовательно, я существую». Вместо объективной закономерности классовой борьбы ДеМ., выдвигал понятие классов как общей направленности воли. После второй мировой войны выступал с кос-мополитич. пропагандой «мирового правительства». С о ч.: Der Kampf um die Arbeitsfreude, Jena, 1927; Sozia ДЕМБбВСКИИ (Dembowski), Эдвард (25 апр. 1822 — 27 февр. 1846) — польский философ и лит. критик; революц. демократ, идеолог и активный участник польского нац.-освободит, движения. Один из руководителей восстания 1846 в Кракове. Погиб во время подавления восстания австр. войсками. Филос. взгляды Д. тесно связаны с его революц. деятельностью. Будучи последователем и пропагандистом философии Гегеля, Д. тем не менее неоднократно подчеркивал необходимость нового филос. синтеза, в к-ром гегелевская диалектика развития с присущим ей принципом отрицания была бы объединена с признанием революц. активности масс как осн. направляющей силы историч. ароцесса. Попыткой такого синтеза была его «фило-
софия творчества». Революц. истолкованию Д. гегелевской диалектики способствовало его знакомство с работой Энгельса «Шеллинг и откровение». Осн. проблемы «философии творчества» нашли наиболее полное выражение в соч. «Мысли о будущности философии» («Mysli о przyszlosci filozofii», 1845), написанном под влиянием «Философии будущего» Фейербаха. Творчество, к-рое Д. прежде понимал как принцип развития бытия, в нем самом заключающийся, но сохраняющий примат логического, теперь отождествлялось им с творением, т. е. с самим развивающимся бытием, с самой «ощущаемой действительностью». Принцип единства творчества и творения Д. противопоставлял концепции Гегеля.Определяемая как единство мысли и действия, категория творчества у Д. объединяет в одной формуле тезис о разумности историч. процесса с теорией прогресса свободы, с «концепцией» действия. В центре филос. системы Д. находится теория процесса «обобществлений», согласно к-рой содержание истории заключается в постепенном и закономерном расширении границ обществ, свободы. Эта свобода реализуется в политич. и социальном освобождении нар. масс, осуществляющемся путем отмены права собственности. Основываясь на признании «столкновения противоречивых элементов», Д. рассматривал историч. прогресс как результат борьбы прогрессивных и консервативных обществ, сил. Действит. силой осуществления прогресса является революц. активность нар. масс, вдохновленных идеей свободы. Отсюда важное значение иск-ва, философии, науки и политики как факторов формирования и распространения сознания свободы, а также организации средств ее осуществления. Д. выступил с критикой «эклектизма», имея в виду систему Гегеля, в к-рой Д. усматривал попытку примирить противоречивые элементы—«существующее зло с прогрессом». Его теория процесса «обобществлений» и «действия» представляла попытку найти движущие силы истории в самой истории, в реальных обществ, конфликтах. Связанная сутопич. социалистич. идеалом, она составляет теоретич. основу революц.-демократич. программы. Составной частью учения Д. является критика религии как навязанного народу «ярма фанатизма и суеверий», перерастающая в открытый атеизм.
Этика Д.— этика «действия», активного участия в борьбе за обществ, прогресс; моральный смысл человеч. существования заключается в его единении с коллективом, в подчинении индивидуальных целей целям борьбы всего народа. Основой эстетики Д. является тезис о социальной роли иск-ва, состоящей в «руководстве прогрессом обобществления». Иск-во выполняет эту миссию в той мере, в какой оно становится трибуной передовых идей, орудием формирования обществ, сознания. Идейное содержание произв. иск-ва служит основой их эстетич. оценки («критерий возвышенности»). Сущность эстетич. программы Д. выражает категория народности творчества — осуществление в иск-ве «народных принципов» путем изображения «всей полноты общественно-политической жизни» в ее конфликтах и развитии. Д. — автор филос. и лит.-критич. статей, опубликованных в течение 1842—46 в журн. «Przegla_d Nau-kowy», «Rok», «Tygodnik literacki» и др. Соч.: Rys rozwini^cia sie pojec filozoficznych w Niem-czech, «Przeglad Naukowy», 1842—1843, t. 2—4; Tw6rczosc w ДЕМИРЧИБАШЯН — «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ» 453 tywocie spolecznosci, «Tygodnik Literacki», 1843, № 22; КЛка mysli we wzgledzie rozwijania si§ dziejdw i zycia spolecznego Po-lakuw, там же, Ni25—26; Kilkamyslio eklektyzmie, «Rok», 1843, t. 4;0 postepach w filozoficznym pojmowaniu bytu, там же, 1844; MysUi о przyszJoSci filozofii, там же, 1845; Pisma, t. 1—5, [Warsz.], 1955; Соч. в рус. пер.— в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 3, М., 1958; Несколько мыслей об эклектизме, «Вопр. философии», 1950, № 3. Лит.: Нарский И. С, Мировоззрение Э. Дембов-ского, М., 1954; St ее k a M., Edward Dembowski, Lw., 1911; W erf el R., Dembowski i Szela, «TwtfrczoSc», 1946, № 2; SI a d ко w ska A., Pogla,dy spofeczno-poli-tyczne i filozoiiczne Edwarda Dembowskiego, [Warsz.— Lodz], 1955; 2migrodzka M., Edward Dembowski i polska krytyka romantyczna, Warsz., 1957. ДЕМИРЧИБАШЯН, Егия (8 мая 1851—19 июля 1908)—арм.писатель, экономист, философ-материалист, сторонник франц. энциклопедистов 18 в. Редактор константинопольских журн. «Дар» 1 («Век», 1889), «Тнтес» 2 («Экономист», 1886—88), «Еркрагунд» 3 («Земной шар», 1883—88), «Гракан ев имастасира-кан шаржум» 4 («Литературное и философское движение», 1883—88) и др. Из трудов Д. известны два филос. словаря («Философский словарь» [первый опыт] •">, 1879, «Философский словарь» [опыт] в, 1880, изд. в Константинополе), «История философии» 7 (Константинополь, 1891), «Элементы истории философии» 8 (Константинополь, 1891) и др.
Будучи учеником материалиста Костандяна, Д. защищал его филос. труд «О методе» 9 от критики Восканяна и Мамуряна. В основе мира, — считал Д., — лежит материя, к-рая находит свою «совершенную» форму в органич. мире, в человеч. мозгу; «не бог создал человека по своему образу, а человек создал бога по своему подобию» («Философский словарь», 1879, с. 8). Однако сам Д. не был последоват. атеистом. Лит.' ЪшцшрЬшЬд rp., Gflfiu/ T^i/ /rp£fr рш^Ь шЬр иррш1РЬ ЬшАшЦЬЬрр, 1886 — 1889, Ч. Щп/ри, 1910, U, и turn П l р Ч- p., П-ри'шит^ЬрЬЬр, U. <l)nLpu,~ 1921. Г. Гаспарян. Ереван. ДЕМИУРГ от греч. hr^ioupyJi — осн. значение — «творящий для народа», переносное — творец, создатель). В обычном смысле греч. слово «Д.» — «мастер», «знаток», «созидатель» — употреблялось для обозначения ремесленников, мастеров, врачей, художников, либо высших должностных лиц. В антич. философии понятие «Д.» стало идоалистич. категорией, выражающей творч. функцию идеальных сущностей при их переходе к материальному космосу. У Фи-лолая (В 21) говорится о Д. как о том принципе, к-рый сохраняет сущность вещей, несмотря на их текучесть (ср. А 17). Софист Критий (В 19) приравнивает Д. к «уму», Платон в диалоге «Тимей» (28 С — 29 А, 41 АВ) говорит о космич. деятельности Д. ума; у Аристотеля, кроме одного текста (фргм. 13, Rose), трактующего о Д. «прекраснейшего устройства космоса», слово «Д.» употребляется в бытовом значении. У стоиков встречается глагол от слова «Д.» — Ьу^хючр^ш, к-рый употребляется в смысле «создавать», «творить» (Зенон фргм. 85, Клеанф фргм. 493, Arnim, SVF I). ДЕМОГРАФИЯ (от греч. Syjuoc —народ и урауы — пишу) — см. Народонаселения теория. «ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЙЗМ»-фалыпи вый программный лозунг и реформистская теория совр. правых социалистов, в замаскированной форме отстаивающая капиталистич. строй и противопоставляющая себя науч. социализму Маркса — Энгельса — Ленина. Понятие «Д. с.» впервые введено в употребление в 30-х гг. нем. социал-демократами. Затем подхвачено М. Филиппсом и др. англ. лейбористами в 40-х гг. 20 в. «Д. с.» являлся офиц. идеологией социа-листич. Интернационала и входящих в него партий. Теория «Д.с», реставрирующая обветшалые концепции гильдейского и муниципального социализма фабианцев, этич. социализма Каутского и австромаркси-стов (см. Австромарксизм), представляет собой ревизию и отречение от марксизма. Социальная основа «Д. с.»—мелкая буржуазия, в среде к-рой распространены иллюзии о возможности реформистского «лечения» и «штопанья» капитализма, и рабочая аристократия, защищающая интересы монополий против трудящихся. Существо «Д. с.»— социализм на словах, сохранение капитализма на деле. Теоретики «Д. с.» (Ласки, Моррисон, Стрейчи, Коул, Б. Каутский, Штернберг, Рюбель и др.), тенденциозно истолковывая государственно-монополистич. тенденции совр. капитализма, изображают загнивающий монополи-стич. капитализм как процветание и стихийное перерастание в социализм, а монополии—как благодетелей общества. Поэтому «Д. с.» отрекается от требования обществ, собственности на средства произ-ва. Его лозунг «публичная собственность», т. е. полное сохранение монополий под ширмой «гос. контроля» и «участия в прибылях». Совр. капиталистич. общество с возрастающей противоположностью интересов монополистич. буржуазии и трудящихся «Д. с.» изображает как гармонию классов, где полюсы богатства и нищеты нейтрализуются т. н. «средним классом». Отсюда тактика классового сотрудничества, т. н. этич. обновления общества без революц. насилия против эксплуататоров, социализм для всех классов, «революция с общего согласия». Совр. капиталистич. гос-во «Д. с.» представляет как надклассовое, как орудие для достижения «всеобщего благосостояния», как беспристрастного арбитра между антагонистич. классами и выдвигает программу укрепления и совершенствования капиталистич. гос-ва и тактику «влияния» на него через парламент вместо революц. (мирного или немирного) завоевания власти трудящимися. Империализм и колониальную систему «Д. с.» объявляет переродившимися в «содружество наций», где колонизаторы «опекают» отсталые народы. Отсюда — тактика поддержки «своего» империализма при подавлении нац.-освободит, движений в Азии и Африке (Эттли, Ги Молле и др.). 454 ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ Совр. мир,вк-ром существуют две мировые экономия, и политич. системы — социализм и капитализм, «Д. с.» изображает как противоположность «тоталитаризма» и «демократии». «Д. с.» неизменно враждебен мировой социалистич. системе и коммунистич. партиям. «Д. с.» поддерживает агрессивные империалистич. блоки и в конечном счете оказывается на стороне сил войны против сил мира (напр.,белы, правый социалист Спаак с 1957 является ген. секретарем НАТО). «Д. с.» демобилизует рабочий класс в его революц. борьбе против капитализма, сеет рознь между различными отрядами трудящихся. В 1958 англ. лейбористская партия выступила с рядом программных документов: «К равенству», «Личная свобода», «Помощь колониям и слаборазвитым странам», «Промышленность и общество» и «План прогресса», в к-рых правые социалисты порывают с традиц. представлением о социализме как системе, основанной на обществ, собственности на средства произ-ва и поэтому принципиально отличной от капи-талистич. системы. В этих документах, как и в подобных документах австр. и западногерм. социал-демократов, выдвигается трактовка социализма как некоей совокупности моральных принципов, к-рые должны быть претворены в жизнь путем социальных реформ в рамках капиталистич. строя. Лит.: Чепраков В., Современный капитализм и ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ— руководящий принцип организационного строения революц. пролет, партии, а в странах социализма—также принцип гос. устройства, строения органов гос. власти и обществ, организаций трудящихся, система гос. и хоз. управления. Поскольку организац. принципы социалистич. движения находятся в соответствии с его политич. содержанием, Д. ц. вытекает из демократич. сущности пролет, организации и пролет, власти. Принцип Д. ц. является составной частью марксистско-ленинского учения о партии ра-бочего класса и об обществ, устройстве социалистич. государства. Если в классо-во-антагонистич. обществе демократия и централизм противоположны, находятся в постоянном конфликте, то в условиях социализма они выступают в диалектич. единстве. Сутью Д. ц. является сочетание демократизма—полновластия и самодеятельности масс, выборности руководящих органов и их подотчетности избирателям, с централизмом—руководством из одного центра, дисциплиной, подчинением частных интересов интересам общим в борьбе за достижение поставл. цели. Исторически Д. ц. возник как принцип парт, строительства марксистских партий. Уже Устав первой, возглавленной Марксом и Энгельсом, коммунистич. парт, организации — «Союза коммунистов», принятый на конгрессе в 1847, содержал идею Д. ц. Всестороннее развитие Д. ц. получил в организационных основах большевизма, разработанных Лениным, проверенных и обогащенных опытом борьбы и отраженных в Уставе КПСС и уставах коммунистич. и рабочих партий. Согласно «Уставу „Союза коммунистов"», в выработке к-рого деятельное участие приняли Маркс и Энгельс, условиями членства являлись: образ жизни и деятельность, соответствующие целям коммунизма; революционная энергия и рвение в пропаганде; отказ от участия во всяком антикоммунистическом обществе; подчинение постановлениям Союза и др. Нижестоящие руководящие органы подотчетны вышестоящим. Члены комитетов выбираются и могут смещаться своими избирателями в любое время (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4, с. 524—29). На началах Д. ц. был построен 1-й Интернационал, предоставлявший широкую автономию входившим в его состав партиям и в то же время требовавший признания одной программы и устава, подчинения низших организаций высшим и соблюдения парт, дисциплины. Проект организационного Устава РСДРП, внесенный В. И. Лениным на II съезде партии (1903), исходил из начал Д. ц., но формулировка Д. ц. была впервые дана в Уставе на IV съезде партии (1906): «Все организации партии строятся на началах демократического централизма» (КПСС в резолюциях..., ч. 1, 7 изд., 1954, с. 135). В такой же формулировке данный пункт сохранился в Уставах, утвержденных V (1907) и VI (1917) съездами партии. VIII Всероссийская конференция РКП(б) (1919) признала Д. ц. «руководящим принципом организационного строения партии...» (там же, с. 462). Устав, принятый на XVII съезде партии (1934), дал развернутое определение Д. ц., к-рое вошло и в текст ныне действующего Устава КПСС, принятого на XIX съезде партии (1952). Согласно Уставу партии, Д. ц. означает: «а) выборность всех руководящих органов партии снизу доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными организациями; в) строгую партийную дисциплину и подчинение меньшинства большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших» (там же, ч. 3, с. 584). Д. ц. стал существенным отличием революционных партий пролетариата — партий нового типа — от оп-портунистич. партий 2-го Интернационала. КПСС отстояла принцип Д. ц. в острой идейной борьбе с меньшевиками, троцкистами, правыми, всякого рода антиленинскими течениями в партии («левые коммунисты», «рабочая оппозиция», «децисты» и др.), а также ревизионистами из лагеря зап.-европейской социал-демократии. КПСС решительно устранила извращения принципов Д. ц., имевшие место в партии в связи с культом личности, восстановила ленинские нормы парт, жизни, коллективность в парт, руководстве. КПСС и др. братские партии по-ленински пресекают всякие проявления фракционности, несовместимой с Д. ц. В современных условиях с нападками на Д. ц. в парт, строительстве вкупе с правосоциалистическими, реформистскими лидерами выступают ревизионистские элементы внутри коммунистич. движения, ставящие себе целью фактич. разрушение компартий, превращение их из боевых организаций рабочего класса в сумму фракций, в безликие «общества», «ассоциации», не связанные программой, уставом и дисциплиной партии. Исторический опыт международного коммунистич. движения полностью подтвердил необходимость построения пролетарских партий на началах Д. ц., ибо только партия, сплоченная единством программных, политич. и организационных принципов, может привести рабочий класс к победе в социалистич. революции, а после установления диктатуры пролетариата—обеспечить построение социализма и коммунизма. Идеи демократически-централистского устройства пролет, гос-ва были выдвинуты основоположниками науч. коммунизма. Анализируя опыт Парижской Коммуны, Маркс пришел к выводу о замене централизованной гос. власти буржуазии новым по своему классовому содержанию гос-вом пролетариата, основанным на сочетании местного самоуправления коммун с централизованной властью. Маркс считал, что коммуна должна была «стать политической формой даже самой маленькой деревни» при сохранении немногих, ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ 455 но очень важных функций за центральным правительством. Обвинения по адресу Парижской Коммуны в том, будто она хотела уничтожить единство нации, отменить центральную власть, Маркс называл «сознательным подлогом». «Единство нации,— писал Маркс,— подлежало не уничтожению, а, напротив, организации посредством коммунального устройства» (Маркс К. и Энгельс Ф., Нзбр. произв., т. 1, 1955, с. 479). Защищая марксистские взгляды на государство от ревизионистских нападок Бернштейна, пытавшегося истолковать взгляды Маркса как «упразднение современных государств», Ленин писал: «Маркс централист... Только люди, полные мещанской.суеверной веры" в государство, могут принимать уничтожение буржуазной машины за уничтожение централизма!» (Соч., 4 изд., т. 25, с. 401). Выражение Маркса об организации «единства нации», указывал Ленин, было нарочно им употреблено, «чтобы противопоставить сознательный, демократический, пролетарский централизм буржуазному, военному, чиновничьему» (там же). Д. ц. невозможен в эксплуататорском государстве, где демократия является привилегией для господствующего меньшинства, а централизм направлен к сохранению его классового господства. В фашистских гос-вах централизм носит неприкрытый военно-полицейский бюрократич. характер. В ряде империа-листич. гос-в монополистич. буржуазия отказывается от последних остатков демократии. При социали-стич. строе Д. ц. есть объективная необходимость, ибо он отвечает характеру производственных отношений, основанных на социалистич. собственности на средства производства, соответствует плановой системе хозяйства и обеспечивает приобщение трудящихся масс к участию в гос. и хоз. управлении. Д. ц. выражает особенности пролетарского демократизма, рассчитанного на социалистич. сознательность громадного большинства общества. Складывающееся при социализме морально-политическое единство общества создает условия для демократизации всех сторон обществ, жизни и в то же время служит базой для укрепления сознательного централизма, придает ему особую силу. Разрабатывая вопрос о формах социалистич. гос-ва после победы Октябрьской революции, Ленин положил в его основу Д. ц. как систему Советской власти, позволяющую установить подлинно демократич. строй (см. Диктатура, пролетариата, Демократия), создающую возможность правильного решения нац. вопроса, устанавливающую демократич. взаимоотношения между центром и местами. Построение Советского гос-ва на началах автономии нац. республик, объединенных в единую Советскую Федерацию, было первым в истории практич. осуществлением принципа Д. ц. в гос. строительстве. «Демократический централизм,— писал Ленин,—нисколько не исключает автономию, а напротив—предполагает ее необходимость» (Соч., 4 изд., т. 27, с. 180). При этом Ленин выступал против сепаратистских тенденций, к-рые могли бы ослабить централизацию в Советском гос-ве, и против чрезмерного централизма, несущего с собой опасность ущемления суверенных прав нац. республик. Ленин предвидел, что Советская. Федерация послужит вернейшим шагом к самому прочному объединению различных национальностей России в единое демократическое централизованное многонациональное Советское государство. Это предвидение полностью оправдалось. Если принципы Д. ц. в парт, строительстве были заложены Марксом и Энгельсом и ими же были выражены в общей форме идеи о демократически-цеп-тралистском устройстве пролет, гос-ва, то новым в теоретич. арсенале марксизма явилась разработка Лениным вопросов Д. ц. в хоз. руководстве и управлении при диктатуре пролетариата. Исходя из эко-номич.функций Советского гос-ва, Ленин понимал Д.ц. в хоз. строительстве как гармоничное и неразрывное сочетание планового гос. руководства сверху, из одного центра, с самостоятельностью мест в определении и выборе путей лучшего решения поставленной задачи, строгое соблюдение дисциплины, централизованного планового начала в масштабах страны в сочетании с широкой инициативой местных органов, с максимальным развитием творческой активности трудящихся масс, участвующих в управлении производством. Д. ц. как принцип построения всей системы хоз. управления, основной принцип социалистич. хозяйствования является науч. открытием ленинизма. Разрабатывая основы Д. ц. в хоз. управлении, Ленин опирался на опыт парт, строительства. В то же время опыт демократически-централистского построения партии невозможно было механически переносить, копировать в гос. экономич. органах. Так, выборное начало, существующее во всех звеньях партии, не приложимо к хоз. административным органам, являющимся исполнительным аппаратом гос. власти. В свою очередь, одна из таких важных основ хоз. управления, как единоначалие на производстве, никак не приложима к партии как обществ, организации. В резолюции X съезда РКП(б) указывалось на то, что «нельзя механически переносить практикуемые в тот или иной исторический момент формы и методы работы партийной организации на другие организации», в частности иа органы административного, экономического характера (КПСС в резолюциях..., ч. 1, с. 516).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|