Гроций - грузинская философия 40? 10 глава
Все действительное так или иначе актуально дано или может быть дано в чувств, восприятии, и Д. может быть понята лишь на основе всей совокупности чувств, данных. Однако не все, что дано в чувств, восприятии, является прямо и непосредственно Д. Каждый видит, напр, что солнце обходит кругом земной небосвод. Но в Д., как известно, дело обстоит совсем не так. Еще сложнее отношения видимой картины, открытой непосредств. созерцанию, и Д., к-рая в ней себя обнаруживает, получаются в области обществ, явлений. 444 ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - ДЕКАБРИСТЫ Так, на почве товарно-денежных, а тем более товарно-капи-тапистич. отношений, обществ, отношения людей друг к другу непосредственно выступают на поверхности явлений (а потому и чувственно воспринимаются) как отношения и свойства вещей. Вопрос о познании Д. совпадает с вопросом об истине. С этим, в частности, связана близость самих значений терминов «истинное» и «действительное», в известном контексте доходящая до тождества. Так, говорят об истинном или действит. содержании взглядов, теорий, концепций. В понимании теории в связи с действительными условиями и предпосылками ее построения, в связи с действительными практич. выводами и следствиями из нее, т. е. в понимании теории в контексте Д.,— единственно верный способ раскрытия ее подлинного, действит. смысла, к-рый очень часто может расходиться с тем представлением, к-рое создал о нем сам ее автор. Ср. указание Маркса на необходимость строго «различать то, что какой-либо автор в действительности дает, и то, что дает только в собственном представлении. Это '.праведливо и для философских систем: так, две совершенно различные вещи — то, что Спиноза считал краеугольным камнем в своей системе, и то, что в действительности составляет этот краеугольный камень» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 27, 1935, с. 29).
Диалектич. понимание категории Д. играет огромную роль в экономич. исследованиях Маркса Так, Маркс путем анализа действит. фактов показывает, что капиталистич. прибыль есть по своему существу и происхождению продукт неоплач, труда наемного рабочего. Это значит, что «прибавочная стоимость и прибыль представляют в действительности одно и то же и равны также и в числовом выражении» («Капитал», т. 3, 1955, с. 52), а «норма прибыли выражает не что иное, как то, что она есть в действительности: иное измерение прибавочной стоимости, измерение её стоимостью всего капитала... Но в действительности (т. е. в мире явлений) дело обстоит наоборот» (там же, с. 51). В той же самой экономической Д. прибыль есть вовсе не одно и то же, что прибавочная стоимость, и даже «выражается величиной, которая и численно отлична от прибавочной стоимости» (там же, с. 52). «Прибыль есть форма проявления прибавочной стоимости...», «есть превращенная форма прибавочной стоимости, форма, в которой её происхождение и тайна её наличного бытия (Dasein) затемнены и изглажены» (там же). Иными словами, Маркс в самой Д. констатирует не только различие, но и противоречие между сущностью факта (в данном случае прибыли)— и «наличным бытием», формой существования этого факта. Д., т. о., раскрывается в мышлении только как диалектически противоречивое единство «сущности» и «наличного бытия». Каждый из этих двух моментов, взятый отдельно от другого (абстрактно), противоречит Д. Поэтому противоречие (расхождение, несогласие) между теоретич. выражением факта в мышлении разрешается только тогда, когда в мышлении раскрывается внутр. противоречия Д. С этим и связано то обстоятельство, что Д. может быть познана, отражена в мышлении только с помощью диалектич. метода, на основе принципа «единства противоположностей», в то время как метафизически абсолютизированное требование «формальной непротиворечивости» теоретич. построения закрывает путь к познанию Д., обрекает ученого либо на простое описание фактов, как они даны на поверхности явлений, либо на схоластич. спекуляцию о «сущности», лишенной фактич. осуществления и не доступной проверке. Для такого мышления Д. остается навсегда «потусторонней», непознаваемой.
Материалистич. диалектика обязывает раскрывать Д. как систему взаимодейств, фактов, вещей и явлений в их развитии, в противоречиях этого развития, в переходах противоположностей друг в друга, т. е. во всей полноте ее содержания. Соответствие мысли Д., т. е. объективной реальности в ее конкретной определенности, и является высшим логич. принципом мышления. Эти общефилос. определения Д. нашли свою дальнейшую разработку и конкретизацию в мно-гочисл. работах и выступлениях Ленина, посвященных анализу эпохи империализма и пролет, революций, а затем и практике социалистич. строительства. В борьбе против догматич. искажений учения Маркса Ленин постоянно напоминает важнейший тезис, что реальная Д. всегда остается богаче и сложнее, чем любая, даже самая верная теоретич. концепция. Самое строгое и верное теоретич. понимание Д. становится бессильным, как только оно перестает считаться с этим фактоу, превращается в абстрактную схему, мешающую разглядеть Д., вместо того, чтобы прояснять ее облик. Трезвый и строгий учет Д. во всей сложности и противоречивости сталкивающихся в ней моментов— таков лейтмотив всех произведений Ленина. «Наша программа, если она хочет быть верной, должна сказать то, что есть... В действительности существует громаднейшая подпочва старого капитализма... В тот переходный период, который мы переживаем, мы из этой мозаичной действительности не выскочим. Эту составленную из разнородных частей действительность отбросить нельзя, как бы она неизящна ни была, ни грана отсюда выбросить нельзя» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 29, с. 147—48). Одновременно Ленин всегда предостерегал от бесхребетно эклектич. эмпиризма, неизбежно принимающего за Д. то, что «бросается в глаза», кажется важным в силу своей внешней крикливости и яркости, но с т. зр. общей перспективы
саморазвития Д., ст. зр. ведущих тенденций является лишь временным, преходящим и бессильным. Правильно понять любую пеструю Д. можно только в том случае, если исходить из ясного теоретич. понимания главного, ведущего противоречия, определяющего, в конце концов, весь совокупный облик совр. мира, а тем самым и удельный вес каждого отд. события, факта, явления в составе Д. Четкое осознание осн. противоречия, имманентного самой Д., есть основное требование науч. подхода к Д. Правильно понять Д.— это значит понять не только ее сегодняшний облик, но и направление, в к-ром она необходимо изменяется. А это направление можно понять только из анализа гл. противоречия эпохи и важнейших форм его обнаружения в пестроте разнородных явлений. Э. Илъепков. Москва. ДЕКАБРИСТЫ — рус. дворянские революционеры, организовавшие в декабре 1825 вооруженное выступление против самодержавия и крепостничества. Д. и Герцена В. И. Ленин называл «самыми выдающимися деятелями» дворянского этапа рус. освободит, движения (Соч., 4 изд., т. 20, с. 223), «лучшими людьми из дворян», к-рые «помогли разбудить народ» (там же, т. 19, с. 295). Отечеств, война 1812—14, участившиеся после нее крест, волнения, брожение в армии, резкое обострение классовой борьбы в России и на Западе—таковы были условия формирования идеологии Д., определившие ее революц. характер. Освободит, борьба рус. народа против наполеоновских войск помогла будущим Д. лучше понять народ, его рабское положение, его сокровенные чаяния. Тайные декабристские организации («Союз Спасения», 1816 —18; «Союз Благоденствия», 1818—21; «Южное общество», 1821—25; «Северное общество», 1821—25; «Общество соединенных славян», 1823—25) состояли по преимуществу нз дворянских офицеров, зараженных «соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн» (там же, т. 23, с. 237). Они изучали опыт франц. бурж. революции 1789—94, следили за революц. событиями в Европе 20-х гг., увлекались передовой зап.-европ. и рус. политич. ифилос. лит-рой (в частности, трудами Радищева и франц. просветителей и материалистов).
Идеология Д. наиболее отчетливо выражена в «Русской Правде» Пестеля, «Манифесте к русскому народу» Сев. об-ва, «Православном катехизисе» С. И. Муравьева-Апостола, «Правилах соединенных славян», «Проекте Конституции» Н. М. Муравьева, «Думах» Рылеева, а также нек-рых др. документах и произведениях. Большое значение для характеристики взглядов Д. имеют их показания следств. комиссии, а также миогочисл. «Воспоминания», «Записки» и др. труды, написанные нек-рыми Д. после разгрома восстания. Идеалом Д. был такой социальный строй, к-рый характеризовался бы отсутствием крепостнич. отношений и самодержавия, развитием хозяйств, жизни страны на основе частной собственности, расцветом искусства и науки. В идеализации частной собственности проявилась объективно бурж. тенденция воззрений Д., а вместе с тем и их антифеод, направленность. Проповедуя идею воен. революции, Д., будучи «страшно далеки от народа» (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 18, с. 14), боялись вовлечения крест, масс в революц. борьбу, страшились повторения «пугачевщины». В этом сказалась их дворянско-классовая ограниченность. Д. не были едины в решении мн. программных вопросов. В политич. отношении среди Д. выделялось два направления: часть Д. (Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев-Рюмин, А. А. Бестужев и др.) высказывалась за респ. форму правления, другая группа (Н. И. Тургенев, С. П. Трубецкой, Батеньков и др.)—за конституц. монархию. К последним примкнул и ранее стоявший на респ. позициях Н. Муравьев. ДЕКАБРИСТЫ 445 Равным образом, еслинек-рые Д., поддерживавшие составленный Муравьевым «Проект Конституции», отстаивали освобождение крестьян от крепостного права с оставлением крупных земельных владений у помещиков и выступали за высокий имуществ. ценз гражданства, то сторонники «Русской Правды» Пестеля поддерживали идею наделения крестьян землей при освобождении. Программа Южного об-ва намечала конфискацию части помещичьих имений, установление обществ, собственности на часть земли, доставляющую людям все «необходимое для жития», и сохранение частной собственности на остальную землю, служащую «к доставлению изобилия» (см. Избр. соц.-по-литич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 135—36). Единомышленники Пестеля требовали равного для всех граждан (исключая женщин) избират. права. Члены «Общества соединенных славян», поддерживая осн. положения «Русской Правды», вместе с тем выдвигали в своих «Правилах» и «Присяге» идею добровольного объединения всех слав, народов в одно сильное респ. гос-во.
Философские и социологические взгляды Д. Усматривая в развития и распространении науки одно из гл. средств уничтожения неравенства, Д. отводили философии большое место в обществ, жизни. Они осуждали попытки идеологов феодализма и схоластов свести ее к софистике, оторвать от запросов практич. жизни. Д. боролись с идеями мракобесов из феод.-крепостнич. лагеря (Рунич, Магницкий), подчинявших философию интересам церкви и царизма. Якушкин считал, напр., что философия призвана заниматься такими проблемами, как сущность жизни и человека. По мнению Крюкова, философия, как и политика, призвана решать вопросы об изыскании разумных начал обществ, устройства, наставляя «руководителей общества» на путь «справедливости и благополучия». Однако филос. идеи Д. не были однородными по своему содержанию и направлению. Материалистами были Якушкин, Раевский, Крюков (до 1825), П. Борисов, Барятинский, С. М. Семенов и др. Ими были написаны материалистич. произведения — «Что такое жизнь» Якушкина, «О возникновении планет» П. Борисова (нач. 40-х гг.), «Философские записи» и «Записная книжка» Крюкова, «О боге» (1824) Барятинского. Нек-рые Д. накануне арестов сожгли свои записи материалистич. и атеистич. характера, ибо они могли навлечь на них дополнит, репрессии со стороны пр-ва. По распоряжению императора Николая 1 были изъяты из дел Д. и уничтожены мн. материалы, содержавшие «богопротивные и в трепет приводящие мысли» (напр., атеистич. записи И. И. Иванова). Характерными для ряда Д.-материалистов были идеи о том, что в основе мироздания лежат мельчайшие неделимые материальные частицы, что миры но созданы всевышним существом, а возникли естеств. путем, что естеств. путем возникли сперва и простейшие, а потом и более сложные органич. существа, включая человека. Якушкин рисовал развитие жизни на земле от растений и полипов до животных и человека и отмечал, что жизнь — единая в своем материальном происхождении — разнообразится в проявлениях; различные формы жизни обладают специ-фич. «снарядами», к к-рым относятся «мышечный снаряд», «чувствительный снаряд», «мозговой снаряд»; последний появляется на высшей стадии развития жизни. Борисов считал, что в мировом пространстве, заполненном мельчайшими атомами (но Якуткину — материальными «единицами») происходит постоянное возникновение новых мировых тел, связанное с тем, что атомы обладают «притягательной силой»; бесконечно могут возникать не только новые миры, планеты, но и живые существа; жизнь есть не только на Земле, но и на др. планетах. Раевский с большой похвалой отзывался о материализме и атеизме Лукреция, высоко оценивал науч. открытия Коперника, Галилея, Ньютона и др., критиковал идеалистич. философию. Он придерживался материалистич. теории естеств. происхождения миров, находящихся в постоянном движении и изменении. Человек, по Раевскому, не создание творца, а произведение природы. Д.-материалисты верили в способность человеч. разума проникать в тайны природы, познавать ее законы п ставить стихийные силы природы на службу человечеству. Нек-рые из них (Якушкин, Крюков) были сторонниками сенсуалистич. материалистич.теории познания и отрицали идеалистич. теорию врожденных идей. Много внимания Д.-материалисты уделяли критике религ. догм, клерикализма. (В этих вопросах вместе с ними выступала большая группа Д., стоявших на т. зр. религ. скептицизма и вольнодумства, осуждавших религ. ханжество и мистику, но не являвшихся материалистами и атеистами,— Тургенев, Рылеев, П. Ф. Выгодовский, братья Бестужевы и др.). Барятинский усматривал в основе религ. верований страх и невежество людей. П. Борисов называл христианство «рабской религией», а Раевский видел в религ. вере «щит царей стальной», «узду для черни суеверной» (см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, с. 341). Члены Об-ва соединенных славян —И. И. Горбачевский и др. — отвергли предложение Муравьева-Апостола использовать Священное писание как средство для привлечения солдат к подготовке воен. восстания. Из писем родителей Пестеля и воспоминаний современников видно, что он сомневался в существовании бога и отрицал его всемогущество, поскольку бог не сделал людей счастливыми. Идеалистич. взгляды разделялись такими Д., как Лунин, Е. П. Оболенский, П. С. Бобрищев-Пушкин, В. К. Кюхельбекер, братья А. П. и П. П. Беляевы и нек-рыми др. Бсбрищев-Пушкин отстаивал догмы Священного писания, говорил о наделении богом человека бессмертной душой и даром речи, возражал Барятинскому, к-рый отстаивал идею о естеств. происхождении человека, его души и языка. В Сибири Бобрищев-Пушкин возглавил т. н. религ. конгрегацию. Прошедший сложный путь идейного развития Кюхельбекер примыкал к филос. кружку любомудров и совместно с В. Ф. Одоевским редактировал альманах «Мнемозина», пропагандировавший взгляды рус. приверженцев Шеллинга. Увлекался шеллин-гианством и Оболонский (см. там же, т. 1, 1951, с. 425—28), сочетавший его с христианством. Лунин, в юности увлекавшийся франц. атеизмом, выступал в тайном об-ве «пламенным христианином». В религ. форму были облечены мн. радикальные и даже революц. идеи в работах «Любопытный разговор» Н. Муравьева, «Воззвание» Бестужева-Рюмина к восставшим солдатам, «Православный катехизис» Муравьева-Апостола и нек-рых др. произведениях. Так, Н. Муравьев утверждал, что «бог во благости своей никогда не учреждал зла», следовательно, «злая власть не может быть от бога» и самодержавие должно быть заменено нар. вече (см. там же, с. 331). Бестужев-Рюмин писал, что смертью тирана Александра I «бог ознаменовывает волю свою, дабы мы сбросили с себя узы рабства, противные закону христианскому» (там же, т. 2, с. 259). Царская власть, по Муравьеву-Апостолу, противна богу, ибо «бог не любит царей» (там же, с. 191—93): бог создал человека для свободы и счастья. Ссылка на «творца» Вселенной встречается даже в Уставе Союза Благоденствия (см. там же, т. 1, с. 239). Т. о., религиозность нек-рых Д. своеобразно сочеталась с политич. революционностью. Свои антиабсолютистские, анти- 446 ДЕКАБРИСТЫ крепостнич. идеи религиозно настроенные Д. обосновывали ссылками на Священное писание, облекая свои свободолюбивые респ. идеи в религ. форму. В воззрениях на обществ, развитие Д. были идеалистами. Гл. движущей силой обществ.-история, процесса они считали просвещение, «дух времени», обществ, мнение, политич. идеи. В невежестве они видели источник бедствий человеч. рода. По мнению Рылеева, напр., причиной деспотизма является невежество, но человек не может мириться с деспотизмом, он стремится к свободе; причиной последней является просвещение. Большое значение в обществ, жизни Д. отводили политич. идеям. «Политические идеи,— утверждал Лунин,— в постепенном развитии своем имеют три вида. Сперва являются как отвлеченные и гнездятся в некоторых головах п книгах; потом становятся народною мыслью и переливаются в разговорах; наконец, делаются народным чувством, требуют непременного удовлетворения и, встречая сопротивление, разрешаются революциями» (там же, т. 3, с. 184). Большинство Д. опиралось в трактовке общественных явлений на теорию естественного права и общественного договора. По мнению осн. части Д., люди от природы равны и свободны; в древности не было угнетения человека человеком, там «преобладала стихия демократическая — общинная» (Ф о н-в и з ин М. А., там же, т. 1, с. 367); народ решал на вече все важные дела. Однако «удовлетворение общим нуждам» толкнуло людей к объединению в общество, где они уступили часть своих прав, «часть своего мнения» избранным на вече правителям. Так возникает гос-во, к-рое должно обеспечить право всех людей на жизнь, свободу и неприкосновенность частной собственности. Однако как итог насильств. нарушения обществ, договора правителями, а также в результате «несчастных обстоятельств» и насилий одних людей над другими появляется рабство (Д. не отличали от него крепостного права) и тирания,противоречащие естеств. природе людей. И то и другое надо уничтожить, чтобы вернуть народу потерянную свободу, равенство всех перед законом, нар. вече. Отсюда у Д. идеализация Киевского, Новгородского, Псковского, Владимирского вече Древней Руси. Д. начинали подмечать борьбу сословий и классов в обществе. Уже Пестель говорил о «борьбе между массами народными и аристокрациями всякого рода, как на богатстве, так и на правах наследственных основанными» (там же, т. 2, с. 166). Рылеев, Фонвизин, П. Г. Каховский, Кюхельбекер отмечали постоянную «борьбу народов и царей», доказывая, что свобода не вымаливается, а достигается в борьбе. Н. Бестужев отмечал «беспрерывную борьбу» между нар. стихией н правительством, «беспрестанное покушение власти, ищущей увеличить пределы своей воли, и беспрестанные восстания народов для ограничения сей последней» («Статьи и письма», М., 1933, с. 162). Возражая Карамзину, к-рый историю России сводил к жизнеописанию рус. князей и парей, Н. Муравьев в записке «Мысли об Истории государства Российского Н. М. Карамзина» доказывал, что «история принадлежит народам» («Литературное наследство», т. 59, 1954, с. 582), а в самой истории «не мир, но брань вечная должна существовать между злом и благом; добродетельные граждане должны быть в вечном союзе нротиву заблуждений и пороков» (там же, с. 585). По Муравьеву, правит обществом «не благотворная власть ума», как утверждал Карамзин, а «общее мнение» (там же, с. 582—84). Говоря о гибели Древнего Рима, тот же Н. Муравьев видел ее причину в неравномерном распределении богатств между членами общества, породившем внутр. раздоры и борьбу разных слоев общества. Движимые горячими патриотич. чувствами, Д. были противниками нац. розни и вражды; они осуждали расовую дискриминацию. Одновременно они критиковали космополитизм как «Желанный п удобный только предлог, чтобы избавиться от обязанности к отечеству» (Избр. соц.-политич. ифилос. произв. декабристов,'т. 3, 1951, с. 208). Борьба за освобождение народа сопровождалась Эстетические воззрения Д. нашли отражение в ряде произведений Рылеева, Кюхельбекера, А. А. Бестужева, Тургенева и идеологически близких к ним А. Н. Вяземского, О. М. Сомова и др. В эстетике Д. проступают две струи — классицистическая (ранний Кюхельбекер) и романтическая (Рылеев, А. Бестужев),— объединенные идеей гражданственности, сознательного патриотич. служения отчизне. Формула Рылеева «Я не Поэт, а Гражданин» (посвящение поэмы «Войнаровский» А. А. Бестужеву) характерна для всей эстетики Д., к-рая открыто требовала связи искусства и в особенности лит-ры с политикой и критиковала предшествующую лит-ру за то, что она не касалась «предметов политики» (Т у р-г е н е в Н. И., Мысли о составлении общества, см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 1, с. 221). «Законоположение Союза Благоденствия» включало спец. пункты о задачах лит-ры, суть к-рых заключалась в требовании «непритворного изложения чувств высоких и к добру увлекающих», «в укреплении, благородствовании и возвышении нравственного существа нашего» (Избр. соц.-политич. ифилос. произв. декабристов, т. 1, с. 270—71). Приверженность к «гражданской свободе» и революционность отличали эстетику Д. от эстетики их класси-цистич. и романтич. предшественников. Выступая против «вериг» Аристотеля, Рылеев провозглашал свободу творчества, но и «свобода сия, точно как наша гражданская свобода, налагает на нас обязанности труднейшие тех, которых требовали от древних три единства» (там же, с. 555—56). В то же время Кюхельбекер, переходя на позиции романтизма, утверждал освобождение рус. лит-ры от «ига французской словесности и от управления нами по законам Ла Гарпова Лицея и Баттёева Курса» («О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», см. сб. «Декабристы», 1951, с. 552). Рылеев предлагал оставить «бесполезный спор о романтизме и классицизме» и выдвинул вместе с др. Д. новый для того времени — исторический — принцип различения поэзии на древнюю и новую, т. к. истинная поэзия «различается только по существу и формам, которые в разных веках приданы ей духом времени, степенью просвещения и местностию той страны, где она появлялась» («Несколько мыслей о поэзии», см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 1, с. 552—57). Общим в эстетике Д. было одно стремление: «Всего лучше иметь поэзию народную», «истинно русскую» (сб. «Декабристы», 1951, с. 552—53), «писать прямо по-русски» (Бестужев А., Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов, см. Избр. соц.-политич. и филос. произв. декабристов, т. 1, с. 473). ДЕКАБРИСТЫ—ДЕКАРТ 447 Д. первые увидели образцы этой новой нар. Борьба вокруг идейного наследия Д. и литература о Д. Жестоко расправившись с участниками декабристского движения (Пестель, Рылеев, Муравьев-Апостол, Каховский, Бестужев-Рюмин были повешены, более сотни Д. сослано на каторгу и поселение), царское пр-во стремилось искоренить и идеи Д. Преследуя сочинения Д., уничтожая ценнейшие документы декабристской идеологии, скрывая от исследователей (вплоть до 1905) архивные материалы о Д., офиц. круги самодержавной России поощряли вместе с тем издание спец. лит-ры, рисующей Д. как беспочв, группку мятежников (работы М. А. Корфа, М. И. Богдановича, Н. К. Шильдера и др.— см. по библиографич. указателю Н. М. Ченцова «Восстание декабристов», М.— Л., 1929; здесь собрана лит-ра о Д. с 1826 по 1928). Против офиц.-монархич. трактовки движения Д. выступили в вольной прессе за границей Герцен («О развитии революционных идей в России», Собр. соч. в 30 томах, т. 7, М., 1956; «Русский заговор 1825 года», там же, т 13, М., 1958, и др.) и Огарев («Разбор книги Корфа»— см. «Избр. социально-политические и философские произв.», т. 1, [M.J, 1952), к-рые, подчеркивая революц. роль Д., близко подошли к правильному пониманию их историч. значения, но не смогли вскрыть классовой природы движения. Идеология Д. изучалась петрашевцами (см. М. В. Нечкина, Движение декабристов, т. 2, 1955, с. 450), опыт воорлж. восстания Д. использовался в прокламациях революц. демократов 60-х гг. (см. М. К. Лемке, Политические процессы в России 1860 годов, 2 изд., М.— П., 1923), осмысливался народниками 70-х гг. (см. П. А. Кропоткин, Программа революционной пропаганды, в кн.: «Народническая экономическая литература», 1958, с. 233). В конце 19—нач. 20 вв. широкое хождение в лит-ре получает либеральная трактовка движения и идеологии Д., изображавшая Д. мирными реформаторами (А. Н. Пыпин, Общественное движение в России при Александре I, 4 изд., СПБ, 1908, гл. 7—8; М. В. Довнар-Запольский, Тайное общество декабристов, М., 1906; его же, Идеалы декабристов, М., 1907; Н. П. Павлов-Сильванский, Пестель перед Верховным уголовным судом, «Былое», 1906, кн. 2—5). Историк народнич. направления В. И. Семевский («Политические и общественные идеи декабристов», СПБ, 1909), приняв элементы герценовской революц. концепции Д., сделал многочисл. уступки либеральному толкованию движения, определив Д. как «внеклассовую интеллигенцию». Все его исследование пронизывала идея о пассивности масс и выдающихся личностях, двигающих историю. Начало науч. изучения Д. с позиций марксизма было положено Лениным («Гонители земства и Анни-балы либерализма», 1901; «Аграрная программа русской социал-демократии», 1902; «Памяти Герцена», 1912; «Роль сословий и классов в освободительном движении», 1913; «Из прошлого рабочей печати в России», 1914; «О национальной гордости великороссов», 1914; «Доклад о революции 1905 года», 1917). Ленин видел в Д. прежде всего революционеров, впервые в истории России выступивших с оружием против самодержавия и крепостничества. Ленин подчеркивал их республиканизм и патриотизм, но отмечал и классовую дворянскую ограниченность, проявившуюся в оторванности от народа. Рассматривая движение Д. в историч. перспективе, Ленин писал, что «декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию», к-рую «подхватили, расширили, укрепили, закалили» последующие поколения революционеров (Соч., 4 изд., т. 18, с. 14, 15). Окт. революция 1917 создала возможность широкого исследования мировоззрения Д. Получив доступ к архивным материалам, сов. ученые опубликовали и научно прокомментировали многочисл. документы Д. («Восстание декабристов», т. 1 — И, 1925—58, «Избр. социально-политические и философские произв. декабристов», т. 1—3, 1951, и др.) и, руководствуясь марксистско-ленинской методологией, исследовали различные стороны идеологии Д. (М.В. Нечкина, Движение декабристов, т. 1—2, М., 1955; ее же, «Русская правда» и движение декабристов,в кн.: «Восстание декабристов», т. 7, М., 1958; Н. М. Дружинин, Программа северных декабристов, «Изв. АН СССР». Серия истории и философии, т. 8, 1951, № 1; И. Я.Щнпанов, Социально-политические и философские воззрения декабристов, в кн.: «Избр. социально-политические и фило софские произв. декабристов», т. 1, М., 1951; его ж е, Философские воззрения декабристов, в кн.: «Из истории русской философии XVIII — XIX веков», М., 1952; его же, Декабристы— воспитанники Московского Университета и их роль в развитии философской и общественно-политической мысли в России, в кн.: «Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России», М., 1957; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 11; История философии, т. 1, М., 1957, гл. 9, разд. 7; Г. И. Габов, Общественно-политические и философские взгляды декабристов, М., 1954; С. С. Волк, Исторические взгляды декабристов, М.—Л., 1958; П. Ф. Никандров, Мировоззрение П. И. Пестеля, 1955; К. А. Пажитнов, Экономические воззрения декабристов, М.,1945; Ф. М. Морозов, Революционная теория и программа декабристов, в кн.: «История русской экономической мысли», т. 1, ч. 2, М., 1958, гл. 7, 8, 9, 10; М. И. Гильман, Теория естественного права и общественно-политические воззрения декабристов, «Уч. зап. Казахского гос. ун-та», Алма-Ата, 1957, т. 32, Философия, вып. 1; А. Штамбок, Декабристы и русская эстетика, «Искусство», 1951, № 6, и др.; см. также библиографию в кн.: «Движение декабристов. Указатель литературы 1928—1959». Сост. Р. Г. Эймонтова, М., 1960).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|