Типология характеров
Классиком в этом вопросе считает К.Г. Юнг. Вот как он определяет характер: «Характер – это сложившаяся устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Поскольку эта форма воплощает в себе физическую и психическую природу, то общая характерология представляет собой учение о признаках как физического, так и психического свойства»(с.624) Ему вторит Э. Фромм: «.. характер – это относительно постоянная система всех неинстинктивных влечений (стремлений и интересов), которые связывают человека с социальным и природным миром. Можно понимать характер как человеческий эквивалент животному инстинкту; как вторую натуру человека» (Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. С.197) Он далее пишет: «Способы и средства формирования социального характера (личности) в значительной мере коренятся в культуре. Через родителей общество погружает ребенка в мир своих ценностей, обычаев, традиций и норм. Поскольку у шимпанзе нет языка, у них нет возможности передать потомству свои представления, ценности или символы, т.е. у них отсутствует основа для формирования характера. Таким образом, характер – это человеческий феномен» (Фромм Э. Анатомия.. с.221). здесь, конечно, он слишком резко проводит линию демаркации. Животные, как свидетельствуют многочисленные данные, обладают тоже характером.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Время индивида –Время поколения - Время истории.
Яковлев В.П. в своей работе «Социальное время» (1980) пишет: «Время человеческого поколения – это основное звено, центральный нерв в системе социального времени. Поколение соединяет, связывает индивида с историей» (Яковлев В.П. Социальное время. Р\нД., 1980. С.66)
«Ритм времени в обществе – это ритм поколений, который так же многосложен, как многосложны сами человеческие отношения, человеческие цели, человеческая деятельность. Ритм поколений, единство жизни и смерти есть единство прерывности и непрерывности социального времени» (Яковлев В.П. Социальное время. Р\нД., 1980. С.147)
ЛИЧНОСТИ И ИСТОРИЯ
Общество представляет столкновение различных характеров. Склонности, темперамент, моральные «устои» личностей играют определенную роль в культуре. Характеры личностей устойчивы до такой степени, что, когда человек вынужден действовать вопреки своим наклонностям, темпераменту и моральным принципам, т.е. того, что составляет его характер, он иногда кончает жизнь самоубийством, или же, в лучшем случае, несчастлив. Проблема поведения человека в мире культуры является, по сути, основной проблемой философии. Потому философия это, прежде всего, этическоеучение, т.е. система практик встраивания личности в культурный Ландшафт. В философии этические проблемы всегда ставились как центральные: это соотношение человека с устоями и обычаями существующего общества, это проблемы соотношения личности и культуры, это проблемы свободы и необходимости. Этическая проблема «свободы воли», в которой, как хорошо подметил русский философ зарубежья С.А. Левицкий (1908-1983),- «…как в огненном фокусе, скрещиваются основные проблемы гносеологии, метафизики, этики и религиозной философии» (24, с.7), является по сути основной проблемой теории традиции – как сочетать детерминизм традиции со свободой инновационных процессов, как с социальном плане существует традиция, реализуясь через свободную реализацию личностей и их судьбы. Культура и человеческая личность постоянно находятся в противоречии друг с другом. С одной стороны, - именно культура формирует человеческую личность, ибо без освоения культурных традиций, человек всего лишь «голая обезьяна» (Д. Моррис). Но, с другой стороны, человек живет как индивидуальность, как самоценность для самого себя, которая не приемлет всех тех условностей, которыми обставило себя общество. Культура всегда предполагает наличие действующих согласно своим личностным убеждениям личностей, но она не всегда создает возможности для их реализации, - в этом состоит исходный трагизм человеческого существования. И эта трагическая дилемма неразрешима, ибо в самой дилемме состоит и специфика человеческой культуры, благодаря этому она приобрела исходный динамизм своего существования, чем выгодно отличается от других форм биологической жизни.
Центральная проблема человеческого существования – это проблема взаимоотношения между свободой и необходимостью. Человек находится между Сциллой необходимости и Харибдой свободы - в этом состоит трагичность его судьбы и состоит исходный фундамент всякой мировоззренческой системы, социальной формы и вида хозяйственной деятельности. Во всех культурных формах, которые формируются традициями, эта проблема свободы и необходимости является основополагающей. С одной стороны, человек стремится к свободе, но, с другой, - он стремится к стабильности и устойчивости в своей жизни. Эта дилемма пронизывает все области человеческой культуры. В сфере ментальности – это проблема преемственности мысли и свободы творчества; в социальной области – это проблема стабильного развития общества и необходимости постоянного процесса реформирования форм управления; в хозяйственной сфере – это проблема четкой организации производственных процессов и необходимости инициирования предприимчивости и личной инициативы. Если человек жил бы только исходя из необходимости, то он так бы и остался высокоорганизованным животным. Человек потому Человек, что он стремится к свободе от своей биологически заданной программы: он мечтает, создавая в своей голове фантастические образы, стремясь их реализовать в реальности; он обладает «волей к власти»; он изобретает новые, не данные ему природой способы обеспечения своего существования. Многие считают, что традиция – это «враг свободы». Этой идеей проникнуты многие философские концепции, особо ярко эта идея была выражена в эпоху европейского Просвещения в XVII-XVIII веках. Но эта концепция ошибочна. Ибо именно в традиции заложено так необходимое для устойчивого развития культуры единство свободы и необходимости. И свобода не только, как принято считать у многих, «осознанная необходимость», а и бессознательно принятая система устойчивых образов веры, мысли и эмоций, форм поведения и типов деятельности, в рамках которых человек себя уверенно существует и свободно действует. Чистая же абстрактная свобода (анархия) не дает такой уверенности, а потому и не обеспечивает свободы действия, это хаос, в котором невозможно обладать устойчивыми формами сознания, иметь гарантию своей личной безопасности и каким-либо образом целенаправленно действовать. А потому человек должен так формировать свой характер, чтобы, с одной стороны, соблюсти максимум внутренней свободы; а, с другой, - суметь найти такую практику встраивания в культурную общность, принять такие традиции мысли и поведения, которые не приведут его внутреннюю свободу в конфликт с миром.
Читайте также: II.Типология и конструкция вопросов анкеты Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|