Траектории культурных изменений
1. ТРАЕКТОРИИ
Траектории культуры – это траектории движения к «прогрессу». Траектории «прогресса» задаются кодами традиций. Они придают им направление, формируют «идеал» направления. В этом тайна «прогресса» – всякую траекторию задает код традиции, который и дает «идеал» прогрессивного движения, но кодов традиций в культуре много, а потому много «идеалов прогресса». Потому, конечно, вопрос к чему ведут эти траектории - к общему прогрессу культуры или же к её деградации, но реальное движение любого агента культуры – социокультурной общности, социокультурной группы или отдельной личности движимо этой идеей.
ИДЕЯ ПРОГРЕССА
Идея прогресса – это идея, которая сформировалась в недрах иудео-семитического мира. К примеру, известна «Теория Четырех монархий». Эта теория возникла в Персии незадолго до написания книги Даниила в первой половине II века до н.э. Потом, через посредство комментатора этой книги св. Иеронима (IV в. до н.э.), эта периодизация стала основой средневековой историографии. Согласно этой концепции гибель четвертой монархии последует перед появлением мессии, после чего будет установлено вечное «Божье царство» («пятая монархия»), тогда будут воскрешены «мертвые» (т.е. исходный код традиции). На базе этой христианской идеи сформировалась новоевропейская концепция прогресса. В принципе, идея прогресса, присуща и греческой культуре. Грек всегда ощущал движение времени истории. Ошибочно мнение, что грекам было не свойственно ощущение времени, их «антивременная» идеология, как правильно подчеркивал Е. Р. Доддс, это не более как сублимация страха перед хаосом и временностью бытия. Историцизм свойственен и римской культуре: мы знаем развернутую картину прогресса человеческого рода у эпикурейца Лукреция Кара. Первые зачатки новоевропейской теории прогресса можно увидеть в известном споре «между Новыми и Древними» в конце XVII века. Потом развернутое изложение она получила в историософских концепциях Тюрго и Кондорсе. У завершителя философии Просвещения – И. Канта, время получило фундаментальное значение в построении ментальных структур сознания, за что «ухватился» М. Хайдеггер, но проявил полную несостоятельность при развертке этой крайне глубокой и интереснейшей идеи нашего «Бога» – И. Канта. И именно его путаная интерпретация кантовой идеи служит причиной тому, что её развитие было направлено по ложному пути. Так что тем, кто, как и я, увлечен проблемой «Бытия и Времени», пора вспомнить лозунг теолога Вейссе и философа Либмана: «Назад к Канту!». Историцизм был фундаментальной основой мировоззрения крайне интересного философа И. Г. Гердера, неудачно выступившем в качестве оппонента Канта, чем сам себя дискредитировал в последующей традиции европейского философствования. Идея историцизма становится ведущей в XIX века – сама история в работах представителей романтической исторической школы, ведущим представителем которой был Ф. Гизо, становится философией; а в позитивизме философско-исторические построения становятся основой развертки их мировоззрения. Это было, в частности, связано с увеличившимся темпом социокультурных изменений в XIX веке. Это было видно всем, это, в частности, подчеркивал современник этого века И. В. Киреевский: «Прежде характер времени едва чувствительно переменялся с переменою поколений; наше время для одного поколения меняло характер свой уже несколько раз, и можно сказать, что те из моих читателей, которые видели полвека, видели несколько веков, пробежавших пред ними во всей полноте своего развития» (18, с.83).
Историцизм, различное видение его или его отрицание, с этих пор является центральным в философских и идеологическо-политических построениях, и он задает ритм движения истории, определяет тип государственной политики и задает «архетип» миропонимания современного человека.
Трубников Н.Н.: «Европейское обостренное временное сознание есть специфически бюргерское по своему происхождению, механистическое по своей форме и буржуазное по своей сущности образование. С самого начала оно есть продукт определенного социально-экономического развития» (Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. Прогресс. М.,1967 с.41)
2. ТИПЫ ТРАЕКТОРИЙ
Надо учитывать что линейные движения траекторий истории бывают разных типов. Первый тип - это финалистское линейное движение, которое свойственно иудеохристианскому менталитету. Смысл этого типа траектории состоит в том, что заданный код традиции постепенно реализуется в истории как заданный «Богом (или чем-либо еще) план, проходя последовательные стадии, в конечном пункте испытывает состояние «апокалипсиса», который приводит к полному разрушению линейности траектории движения и наступает «вечное царство «Истины», или, говоря просто, – код традиции, задававший траекторию движения, реализуется, и по реализации разрушается, переходит в новое качество, и он далее не действует. Есть второй тип траектории – это линейное движение прерывистого характера, которое свойственно новоевропейскому менталитету XVII-XVIII века – просветители утверждали, что средневековье было вообще тьмой истории, т.е. перерывом постепенности в прогрессе, а новоевропейская история, возрождая коды традиций античности продолжает свое движение не от средневековья, а от античности. В принципе, эта траектория отвечает вышеуказанной логике движения традиции, но не совсем. Дело в том, что, во-первых, хотя конфигурации любой традиции действительно имеют тенденцию, как я указывал ранее, «дважды входить в реку», тем не менее это «повторение», которое, как указывал Ж. Делез, отлично от тождества; во-вторых, всякая традиция живет в своей социальной «ауре», и когда переносится на другую социальную почву интерпретируется крайне своеообразно; а, в-третьих, сама традиция не есть косный набор спиралей ДНК, а живет только самоинтерпретируясь. Традиция вообще не существует без инновации, она сама возникла как инновация в стадах обезьян. В этом отношении интересен анекдотический случай с нашими ранними славянофилами, который к месту вспомнил русский философ зарубежья С.И. Гессен (1887-1950). Он писал: «Подлинная верность преданию (т.е. традиции- С.Г.) достигается не пассивной приверженностью ему, не абсолютированием предания, а подчинением его тем высшим заданиям культуры, которые в свое время вызвали к жизни действия наших предков и тем самым сделали возможным предание. В противном случае предание окостеневает, переходит как бы на низшую ступень чисто материального бытия и, лишенное быть самим собою, искажается до неузнаваемости, подобно тому русскому кафтану, который надел на себя желавший демонстрировать свою верность преданию молодой Аксаков: народ, по свидетельству Герцена, «принимал его за персианина». Оставаться самим собою предание может лишь в своей диалектической сопряженности с противостоящим ему началом задания. Сохранить предание – это значит уйти от него в направлении задания: лишь воспринятое как творческий акт и, следовательно, частично отвергнутое, остается предание самим собою» (5, с.165).
В принципе так это и понималось, хотя нечетко и на уровне «Битвы книг» (Д. Свифт), первыми пропагандистами эволюционного прогресса, теми, кто затеял «Спор Древних и Новых, начатый в 80-х годах XVIII века. Зачинателем дискуссии был известный сказочник Ш. Перро, член Французской Академии, подобострастно сопоставивший Век Августа и Век Людовика XIV в пользу последнего. Одним из аргументов был расцвет наук, сопоставление Аристотеля и Декарта в лучшую сторону последнего (хотя, как писалось мной ранее, – это крайне спорное утверждение). Как не смешна идея прогрессивности века Людовика XIV для современного исследователя, но французская культура «Века Людовика XIV» века действительно считалась в среде европейской аристократии образцовой.
В XIX веке на волне Реставрации возникло иное понимание траекторий истории, иной тип траектории – это тип непрерывного линейного прогресса. Возрожденческий тип траектории не может считаться траекторией линейного прогресса, ибо его идеал находится не в будущем, а в прошлом. И если больше не рассматривать указанный уже анекдотический «Спор между Древними и Новыми», могущий быть лишь объектом для сатиры шотландского «Вольтера» - Дж. Свифта, - то наиболее развернутую картину дали, конечно, Тюрго и Кондорсе во Франции и Гердер в Германии. Именно их идеи послужили первоначальной базой для эволюционистского типа траекторий истории, хотя далее их идеи были полностью перекрыты ламарко-дарвинистской научно-исследовательской программой (или парадигмой). Здесь можно различить два типа траекторий – дарвинизм, механоламаркизм Г. Спенсера и неодарвинизм Вейсмана, во взаимные споры, которых мы здесь не будем освящать, как не будем освящать идеи генетики, идеи которой во многом применимы для анализа кодовых систем традиции. Есть еще и четвертое «трикстерное» мнение о типе траектории деградации истории. Эта теория жестко фундирована в человеческой ментальности с первобытных времен. В античности она была популярна, ей придерживались Гесиод, Платон и многие другие. Научное выражение она получила в катастрофизме Кювье, который считал, что развитие органического мира осуществляется путем глобальных катастроф, в результате которых происходит процесс деградации – переход от гигантизма к мимикрии органических форм. Не будем вдаваться здесь в содержательный и достаточно обременный всевозможными интерпретациями вопрос. Единственно можно констатировать, что путей траекторий множество, что все они участвуют в турбулентном потоке истории, а потому-то сторонники того или иного типа траекторий истории всегда находят фактические подтверждения своей правоты в истории. Факт и то, что исходным критерием прогресса может быть лишь соответствие отдельной траектории потока истории кодам традиции, которые задают эту траекторию, и нет общей линии прогресса культуры, и, что очень важно, тип рассмотренных траекторий задается специфическими чертами самого кода традиции.
3. СКОРОСТИ ТРАЕКТОРИЙ КУЛЬТУРЫ
Надо учитывать, что разные слои населения живут в разных измерениях. Одни живут в средневековье, другие в настоящем, третьи – в будущем. Как писал А. Тоффлер: «Все люди Земли не только разделены на расы, нации, религии или идеологии, но также, в каком-то смысле, разняться по своему положению во времени» (42, с.31).
Ему вторил, в частности, советский культуролог Лотман Ю.М. «Культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой её синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных её стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других» (Лотман Ю.М. Культура и взрыв.М.,1992 с.25). В данный исторический срез истории в каждом обществе есть социокультурные группы, которые живут еще на уровне средневековья, есть на уровне XVIII-XIX века, есть, которые живут на уровне второй половины XX века, есть люди, которые устремлены в будущее. Особо разрыв заметен на уровне ментальности и социальных практик поведения, которые используют представители разных слоев – в этом отношении наблюдаются в огромном количестве социокультурные группы, которые вообще не ушли далее уровня первобытности. Эти реликтовые явления, как не странно, часто наблюдаются в элитах духовной культуры, и может прав М. Нордау, говоря о «вырождении» этих элит.
Центр и периферия может пониматься не только в плане пространственном. К.Г. Юнг правильно подчеркивает: «Даже в цивилизованном обществе люди, образующие, говоря психологически, низший слой, живут в состоянии бессознательности, мало отличающемся от первобытного состояния. Обитатели последующих страт живут на уровнях сознания, соответствующих начальным этапам человеческой культуры, тогда как принадлежащие высшему слою наделены сознанием, которое отображает жизнь нескольких последних столетий. Только человек, современный в этом смысле слова, действительно живет настоящим: только он обладает сегодняшним сознанием, он один обнаружил, что пресытился жизнью на более ранних уровнях. Ценности и устремления этих миров прошлого если и интересуют его, то лишь с исторической точки зрения. Тем самым современный человек «неисторичен» в глубочайшем смысле слова и отчуждается от массы людей, живущих традицией» (К.Г. Юнг Проблема души современного человека\\«Это человек. Антология. М.,1995 с.25
А. Тоффлер отдает предпочтение «продвинутому в будущее» поколению, но это не «критически мыслящие личности» П. Лаврова, это динамически адаптирующиеся к любой ситуации «механизмы по зарабатыванию денег», которые не имеют никакого отношения к понятию «личность», это юркие «Молчалины», и вот что о них с восторгом пишет А. Тоффлер: «По мере того как мы движемся навстречу супериндустриализму, мы находим людей, принимающих и отбрасывающих жизненные стили со скоростью, которая могла бы лишить твердой почвы людей предшествующих поколений. Жизненный стиль сам по себе тоже становится временным» (42, с.255). Непонятно только, если жизненный стиль для них становится «временным», то вообще зачем они живут. Таких «типажей»-мутантов современность действительно плодит множество. В сфере духовной культуры (менталитета) они выглядит пародией на Мыслителей. Эти мутанты, решив делать «бизнес» в этом деле, быстро достигают познаний в области «идей», - тех идей, которые были выстраданы другими, которые ими не понятны и не прочувствованы, но для этих «обезьян» – это не важно, - главное освоить внешнюю сторону, дабы в области духовной культуры делать «свой бизнес», но сами, в результате, плодят уродцев – у них вместо идей, этически благородных и эстетически окрашенных, получаются «технологии» бодлеровско-садистского способа возбуждения чувств и привлечения внимания к своей стряпне. В социальной жизни эти «обезьяны» также создают «идеологии» ad hoc, дабы получить себе доходное выборное местечко, - для них фразы: «борьба за счастье человека», «стремление к нормальной организации общественной жизни» – это лишь фразы из букваря «политтехнологов». В экономической жизни они не стремятся создавать четко функционирующие предприятия, развивать промышленность; это в основном мелкие спекулянты, торгаши, которые отхватив кусок от общего пирога, быстро исчезают, таких «шакальчиков» мы недавно наблюдали. Потому я не могу согласиться с А. Тоффлером, который таких «людей», похожих на обезьян и шакалов, случайно получивших человеческий облик, считает за типичных представителей нового супериндустриального мира, ибо на таких «типчиках» мировая цивилизация, находящаяся на грани самоуничтожения, точно долго не продержится. А. Тоффлер перепутал, – продукты вырождения он посчитал прогрессивным проявлением. Истинно прогрессивное поколение людей «супериндустриализма» еще не сформировалось, и эти люди должны прекрасно понимать: для чего и зачем живет человечество, как обеспечить ему стабильное существование, как решить экологические проблемы, как преодолеть нашествие СПИДа. И это поколение Мировой Стабильности должно апеллировать к общечеловеческим ценностям и идеалам, которые давно сформированы Человечеством и живут в традициях разных культурных общностей. Потому эти новые люди эпохи Мировой Стабильности – это не люди с легкостью отбрасывающие «жизненные стили», а строго идущие в русле вековечных традиций человеческой культуры, осторожно относящиеся к ним, проводящие строгую селекцию и модернизацию их не в целях увеличения своего кошелька, а в целях улучшения качества жизни людей на планете. Весь этот «зуд» модернизаций «по поводу и без повода» приводит к интенсификации жизни с естественном при этом ухудшением качества жизни, человек при этом становится все больше «трудоголиком», все меньше «человеком». Что еще существенно: в результате никому ненужной бешеной гонки за инновациями социальный цикл стал короче культурного. Раньше человек, освоив определенный образ жизни, определенные коды традиции, последовательно шел по заданной кодами традиций траектории и реализовал себя в ней, теперь же он вынужден постоянно менять коды и траектории, чтобы элементарно выжить. Встает вопрос – кому это нужно, - человеку? Человеку это не нужно. Так кому же? Основой стабильной жизни человечества всегда был циклический ритм смены поколений, о котором я буду писать далее, и основой стабильности человеческого сообщества является соответствие культурного цикла инноваций и социального цикла смены поколений. Если он нарушается, то возникает перманентная ситуация «эпохи перемен», жить во время которой никогда не желали никому, - даже врагу. Если это соответствие не соблюдается, то общество дестабилизируется, механизм трансляции традиции нарушается, начинается спонтанный процесс «сброса» кодовых систем традиций во всех областях и в результате происходит, при всей видимости «быстроты прогресса», «одичание и деморализация населения», что и наблюдается в наше время. На первый взгляд – это безобидная вещь, но она в такой же степени незаметно и разрушительно действует на культуру как глобальное потепление климата и СПИД.
Читайте также: А в данном ударе вынос колена идет по восходящей траектории или все-таки по круговой сбоку, и имеет ли значение вход сверху вниз? Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|