Социальные формы менталитета
Социальная обусловленность научного знания стала объектом серьезного исследования лишь в середине 30-х годов XX века. Одним из первых исследований на эту тему был доклад нашего ученого Б.М. Гессена «Социально-экономические корни механики Ньютона» на II Международном конгрессе по истории науки. По мнению Б. Гессена исследования Ньютона явились непосредственным результатов развития путей сообщения, горнодобывающей промышленности и военного дела. Этот доклад произвел большое впечатление. Через несколько лет ученик П.Сорокина Роберт Мертон опубликовал работу «Наука, техника и общество в Англии XVII века», где он более детально рассмотрел системы взаимодействия науки и общества того периода в Англии. Он повторяет мысль Гессена о том, что транспорт, горнодобывающая промышленность и военное дело служили наиболее действенными факторами в деле формирования науки. Центральное место Мертон уделяет влиянию транспорта на науку. Именно развитие транспортных сетей потребовало более точных расчетов, более глубоких познаний в астрономии, географии, математике, механике и часовом деле. Дальнейшее развитие исследовании социальной обусловленности научного знания (экстернализма) было продолжено в предвоенные и послевоенные годы работами английского кристаллографа и историка науки Дж. Бернала, который в русле увлечения в то время многих зарубежных ученых идеями марксизма использовал во многом марксистскую методологию анализа общественных явлений. Его обширная монография «Наука в истории общества» представляет довольно сносную попытку изложения истории науки в контексте человеческой истории.
РАЗЛОМЫ ОБЩЕСТВ-ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Социальная система общества играет важную роль. Л.Мэмфорд, один из известных культурологов правильно подчеркивает, что фактором глубоких изменений в человеческой культуре, которые произошли в третьем тысячелетии до н.э. были не столько технологические изменения: изобретение письменности, гончарного круга, ткацкого станка, плуга, способы изготовления оружия и орудий труда из металла, переход к производящей экономике, но и изобретение невидимой «мегамашины» социальной организации. Эта невидимая для современных археологов мегамашина, может быть, в большей степени, чем новые технологии, сыграла значительную роль в становлении современной цивилизации, корни которой как раз находятся в том периоде. Эта новая форма социальной организации, возникшая из ранней неолитической культуры, «не рассеянная в мелких единицах, но объединенная в большую; уже не «демократическая», то есть основанная не на соседской интимности, обычаях и согласии, но авторитарная, управляемая из центра, контролируемая господствующим меньшинством; не прикованная более к ограниченной территории, но умышленно переходящая границы, чтобы захватить сырье, поработить более слабых, расширить свой контроль, наложит дань на покоренных. Эта новая культура способствовала не только росту богатства, но и экспансии коллективной власти. Усовершенствовав новые орудия принуждения, правители этого общества к третьему тысячелетию до н.э. достигли такой индустриальной и военной мощи, масштабы которой оставались непревзойденными вплоть до нашего времени. В этот период человеческие усилия перемещаются с горизонтальной плоскости деревни и семьи в вертикальную плоскость общества в целом. Новая общность сформировала иерархическую структуру, социальную пирамиду, включающую от основания до вершины множество семей, множество деревень, множество занятий, нередко множество регионов, и не в последнюю очередь множество богов. Эта политическая структура была базовым изобретением новой эпохи: без нее ни ее монументы, ни ее города не могли быть построены – нужно добавить – без нее не происходило бы так часто их преждевременное разрушение» (Мэмфорд Л. Миф машины\\ Утопия и утопическое мышление. М.,1991 с.80)
До сих пор составляет тайну, как могли египтяне создать такие мощные монументальные творения, создание которых и сейчас представляет сложную техническую задачу. Тайна же кроется в том, что египтяне создали четко работающую человеческую «мегамашину», организованную из единой центра посредством царской власти, которая смогла из аморфного образования деревенских сельских общин создать «механизированную группы, которой можно было бы манипулировать с помощью команд»(с.87)
Читайте также: C) Постоянство формы и объема. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|