Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая культура




В период последних пяти тысячелетий до н.э. сформировались новые типы культур. Этот пе­риод К. Ясперс называл «осевым временем», ограничивая его более узким пе­риодом. В этот период выявилась напряженность между «символическим» и «общественным» порядком. Это обусловлено выделением особого класса в обществах – класса создателей символических конструкций – интеллигенции.

 

Но это обусловлено не только этим. В области общественной организации выявилась напряженность между классом управляющих и классом управляемых. Хотя, если быть последовательным эти напряженности возникли еще раньше

 

В области хозяйственной жизни в связи с распространением сначала бронзу, а затем железа. Начинает возникать напряжение между миталитаристкой сферой хозяйства, ко­торая пошла по пути гонки вооружений, и земледельческо-скотоводческой сферой хо­зяйства, которая стала хронически отставать от сферы древних военно-промышленных комплексов. Этот дисбаланс до сих пор остается ведущим в культуре.

 

ТРАДИЦИЯ

 

ИДЕАЛ И ТРАДИЦИЯ

 

Как пишет один из отечественных исследователей моды А.Б. Гофман: «Культурные об­разцы, или социальные правила поведения, имеют две стороны. Первая состоит, в том, что им надо следовать, вторая в том, что им хотят следовать. В первом случае эти пра­вила, или образцы, выступают как социальные нормы, во втором – как социальные цен­ности» (Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М.,Наука, 1994. С.12)

 

Это же подчеркивалось Р. Рэдфилдом (1897-1958), который считал, что существует «большая» и «малая» традиция. В городе, как центре культуры, формируется «высокая» культура, которая содержит в себе знания, социальные учения, философию и эстетику. Носителями этой культуры являются образованная элита, освобожденная от непосредственного участия в мате­риальном производстве. «Малая» традиция присуща «народному» обществу, которое живет устной традицией, состоит из преданий, верований и «народной мудрости». «Малая традиция» более статична, чем «большая» – ибо она регламентируется обычаями, которые менее восприимчивы к инновациям.

 

Сущностью традиции является то, что она представляет то, что передается. Потому временные харак­теристики являются основными для традиции. Традиция живет и су­ществует во времени, но само время имеет, но как пишет Ж.Делёз: «есть два времени: одно составлено только из сплетающихся настоящих, а другое постоянно разлагается на растянутые прошлые и буду­щие. Есть два времени, одно имеет всегда определен­ный вид – оно либо активно, либо пассивно; другое – вечно Инфинитив, вечно ней­трально. Одно – циклично; оно измеряет дви­жение тел и зависит от материи, которая огра­ничивает и заполняет его. Другое – чистая прямая линия на поверхности, бестелесная, безграничная, пустая форма времени, независимая от вся­кой материи» (Делёз Ж. Логика смысла. М.,1995 с.85). Или как точнее выражает эту многомерность времени Николай Бердяев: «..события истории происхо­дят в ином времени, чем события природы, они происходят в историче­ском времени, в то время как события природы происходят в космическом времени. Космическое время есть круговорот, ис­тори­ческое же время есть линия, устремленная вперед.»(Опыт эсх.,245) Вообще Н.Бердяев различает три типа времени: «Есть время космическое, время историческое и время экзистенциальное. Время кос­мическое исчис­ляется математически по движению вокруг солнца, с ним связаны календари и часы, оно символизируется круговоротом. Время историческое как бы вставлено во время кос­мическое, и оно может исчисляться математически по десятилетиям, столетиям, тысячелетиям, но в нем каждое собы­тие неповторимо и оно символизируется линией, устремленной вперед, к новизне. Время экзи­стенциальное не исчисляется математически, его течение зависит от на­пряженно­сти переживаний, от страдания и радости, в нем происходит творческий подъем и бы­вают экстазы, оно более символизируется точкой, говорящей о движении вглубь» Бер­дяев Н.А. Опыт эсхатологической мета­физики. Творчество и объективация \\ Царство духа и царство ке­саря. М..1995 с.263)

 

КОНСЕРВАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР ТРАДИЦИЙ

 

Как писал Я.Э. Голосовкер: «Все высшие идеалы и вечные идеи суть в своем негативном зна­чении не что иное, как протест высшего инстинкта против изменчиво­сти и прехождения при­роды и истории. В своем же положительном значении все выс­шие идеалы и вечные идеи суть не что иное, как утверждение постоянства в символах бессмертия и абсолюта. Они суть смыс­лообразы культуры» (Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Наука 1978 с.125)

 

«Человеческое творчество подчинено ритму, изменяющему творческую направлен­ность: клас­сицизм сменяется романтизмом, романтизм сменяется реализмом, реализм сменяется классической реакцией, классическая реакция вызывает восстание субъек­тивности и т.д. Пол­нота с трудом вмещается челове­ком. Он живет поворотами и отри­цательными реакциями. Дос­тигнутая гармония лишь относительна и временна, она сменяется новой дисгармонией и борь­бой.»(О раб. С.148)

 

Как подчеркивает Б. Малиновский: «..в первобытных условиях традиция имеет высшую цен­ность для сообщества, ибо нет ничего более важного для сплочения и со­хранения его ленов. Порядок и цивили­за­ция могут поддерживаться только благодаря строгой приверженности ре­лигиозным верованиям и зна­ниям, полученным от преды­дущих поколений. Всякая небреж­ность в этом деле ослабляет спло­ченность группы и подвергает опасности её культуру вплоть до угрозы самому ее существованию. Человек пока не открыл столь сложного аппарата совре­менной науки, который смог бы обеспе­чить в наши дни фик­сацию результатов опыта в вечных образцах, проверять их в любое время, постепенно придавать им бо­лее адекватные формы и постоянно обогащать их новым содержанием. Знание, кото­рыми обладает пер­вобытный чело­век, его общест­венный строй, обряды и верования являются бес­ценным результатом противоречивого опыта его предков, за который заплачена непомерная цена и который должен быть со­хранен в любом случае» (Б. Малиновский Магия, наука и религия \\ Этно­графическое обозрение 1993 №6 с.110)

 

1.ФОРМИРОВАНИЕ ТРАДИЦИИ

 

Тот или иной тип поведения формирует определенный спсоб поведения, ритуал. Пер­вая стадия – это символическое закрепление. Но далее, после символического закрепления он отрывается от той системы социального поведения,которое было в этом символическом пространстве за­креплено.

 

Как подчеркивал К. Поппер: «восприятие повторившегося события – не то же самое, что вос­приятие исходного события. Восприятие повторения является новым воспри­ятием. Повторение уже наблюдавшихся событий может поэтому вызывать в наблюда­теле новые восприятия. По­вторение образует новые привычки, оно сопровождается и новыми привычными условиями» (Поппер К. Нищета историцизма М.,1993 с.17)

1.ЭЙДОС

 

Понятие

 

Если рассматривать идеальное образование при первом приближении, то оно выступает как понятие, которое воспроизводит существенные свойства отражаемого объекта. Но такая точка зрения наиболее проста, а потому и неверна. Истина, как ни печально, со­стоит не в простоте. Истина сложна и проявляется в многообразии.

 

3.КАТЕГОРИИ

 

4.ПРОСТРАНСТВО-ВРЕМЯ

 

Прежде чем говорить о пространстве-времени культурного явления - традиции, следует рас­смотреть одну важную проблему. Дело в том, что в данном случае мы применяем математиче­ское понятие для описания сферы, которая считает гуманитарной, а, как из­вестно со времен Риккерта, гуманитарная сфера обладает своей спецификой, в которой применение математиче­ских методов и категорий является проблематичным. Тем не менее, имеет смысл согласится с В.С. Степиным, который придерживается мнения, что даже «в самых «мягких» формах теоретического знания, к которым относят обычно та­кие гуманитарные дисциплины, как лите­ратуроведение, музыковедение, искусствозна­ние (противопоставляя их «жестким» формам ма­тематизированных теорий естествен­ных наук), можно обнаружить слой абстрактных теоретических объектов, образующих теоретические модели исследуемой реальности»(Степин В.С. Теоретическое знание. М., Прогресс-Традиция, 2000, с.114-115). Отсюда, он далее заключает «что идеальные теоретические объекты и построенные из них целостные теоретические модели (схемы) выступают существенной характеристикой структуры любой научной теории, независимо от того, принадлежит ли она к сфере гуманитарных, социальных или есте­ственных наук»(там же, с.114) Всякое же теоретическое описание предполагает опре­деленную базовую схему абстрактных объектов теории. Основной же формой, которая создает образ абстрактных объектов теории является его математическая форма.

 

Поэтому дедуктивное выведение общих понятий не всегда было анахронизмом,и во многом является успешным предприятием, ибо большую часть значений общие поня­тия пространства и времени черпают из самой сути социальной жизни.

 

 

Пространство и время, как стало сейчас классическим мнение, есть не только характе­ристика физи­ческого бытия, но и бытия культуры. Даже у радикальных эмпириков пространство и время наделя­лось особым статусом «первичных качеств». Число, как димен­сиональная ха­рак­теристика простран­ственно-временных координат, всегда имело двойственный характер как «аритмологического», экзи­стенциального характера, так и мате­матического. В классиче­ских иерархиях «единое- ум- душа- ма­терия», оно всегда «блуждало» между этими симво­лами.

Здесь рассматриваются понятия пространства и времени в мифологических космого­ниях, да­лее рас­сматриваю понятие времени у Августина, потом понятие исторического и художественного про­странства и времени. В основном пространство и время рассматривается как система зада­ния устойчивости образа мира, образного понимания его и места субьекта культуры в нем. Во­обще третируемый часто онтологический под­ход крайне важен в философии и культуре во­обще. Онтология- это система ориентаций в мире, которая несет мощную смысловую нагрузку в системах менталитета культуры.

 

Пространство и время как формы, которые имеют социальное происхождение. Вот что писал Шеллинг, верно подмечая их сущностную противоположность: «Пространство и время суть два относительных отрицания друг друга; поэтому ни в одном из них не может содержаться нечто абсолютно истинное, но в каждом истинно именно то, по­средством чего оно отрицает другое» (Шеллинг Соч. т.2 с.42)

 

5. ТРАДИЦИЯ КАК ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТ

 

Традиция как эйдетический конструкт так максимально приближена к реальности, что крайне тяжело разделить традиция как инструмент познания мира, и традицию как ре­альный структурный элемент мира. В этом случае реальность «самоистолковавает» и «понимает» себя. В этом уникальность новой установки современного мышления, ко­торое старается уйти от по­нятийных, категориальных и символических эйдетических конструктов, которые запутываются в непонятной для этих эйдетических конструктов изменчивости и «некалькулируемости» ре­альности, несоизмеримости «вневременных» идеальных конструкций и реальной «темпораль­ности» бытия- проблемы, которая была осознана и определяла всю логику развития человеческой ментальности со времен Парменида и Зенона.

В этом отношении можно отметить известного представителя мегарской школы Дио­дора Кро­носа, который совершенно верно отрицал логическую выразимость настоя­щего, он признавал возможность логического выражения лишь «состоявшегося движения» (см. Секст Эмпирик Против математиков кн 10,8)

 

Пространство и время и традиц

 

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ТРАДИЦИИ

 

Формой для эпистемологического анализа с точки зрения традиции как эйдетического конструкта является феноменологический анализ. Задача многих исследователей до сих пор является построение каких-то непротиворечивых систем описания действительно­сти, что само по себе неправдоподобно, ибо при таком способе построения теории о чем-либо предполага­ется заранее, что действительность представляет из себя противоречивое и изменяющееся во времени. Потому совершенно лишено смысла с самого начала при такой установке заниматься построением теории. Теория должна адекватно описывать суть явления, а потому должна «по­добное познавать подобным». В данном случае необходим метод дескриптивного описания. Прослеживать реальность в динамике отдельных метаустойчивых форм, которые идут и дейст­вуют друг с другом, взаимно друг друга обусловливая, проявляясь в циклическом процессе то доминирова­ния одно формы, то другой.

Основы такой формы анализа были заданы еще Аристотелем, а затем подхвачены древними стоиками. После этого такая форма декламировалась позитивистами, по крайней мере на сло­вах. Реально сейчас мы имеем такую позицию выраженную в фе­номенологии Гуссерля.

 

Но этот феноменологический анализ не может быть признан состоятельным, как пра­вильно подчеркивал в свое время В.Дильтей: «Человек познает себя только в истории, а не посредст­вом интроспекции"»(Dilthey Gesammelte Shriften, Bd. VII. Leipzig und Berlin. 1924, S.319)

ЧАСТЬ I ТРАДИЦИЯ И КУЛЬТУРА

 

 

Полный перечень определений культуры был дан американскими культурологами А. Крёбером и К. Клакхоном в 1952 г. в работе «Культура: Критический обзор концепций и определений». Они насчитали 164 определения культуры.

 

ЦИВИЛИЗАЦИЯ И МИРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КУЛЬТУРЕ

 

По иному интерпретируют все эти понятия сторонники мироэкономического подхода к куль­туре. Становление новой формы постмарксизма. Правда Маркса о деконструкции ментальной и социальной форм культуры в будущем: деконструкция «ложного сознания» в формы прагматического действия; деконструкция власти в формы менеджмента.

 

Как правильно подчеркивает М. Рьюз: «Мы умные животные, но все-таки животные. Этот факт мы обязаны принимать во внимание даже тогда – и в особенности тогда- ко­гда размышляем о самом человеческом из всех человеческих атрибутов, каким является наше моральное чувство» (Рьюз М. Эволюционая этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление?»\\ Вопросы философии. 1989 №8 с.35)

Один из известных индонезийских философов С. Шарир (1906-1966): «Я изучил на собствен­ном опыте, что, несмотря на нашу культуру, гуманность, религию и любовь, которые мы про­возглашаем, в нас все еще живут звериные факторы, которые делают смешными всю нашу культуру, гуманность и религию» (Sjarir S. Out of Exile N.Y. 1948, p.48). К сожалению, он берет за истину, что животное – это кровожадное и не знающее меры существо, что крайне спорно.

 

Добжанский Т.: «История человеческого вида порождена взаимодействием биологиче­ских и культурных переменных; пытаться понять биологию человека, пренебрегая культурными влия­ниями, столь же бесполезно, сколь бесполезно попытаться понять происхождение и подъем культуры, пренебрегая биологической природой человека. Биология и культура человека- это части единой системы, уникальной и беспрецедент­ной в истории всего живого» (цит. Коул М. Культурно-историческая психология. М.,1997 с.191)

 

Известна позиция В. Мак-Дауголла, который считал, что общий принцип поведения общества состоит в инстинктах.

 

РАСОВАЯ ТЕОРИЯ ЛАПУША И ГОБИНО

 

Расовая теория была в XIX веке в такой же степени популярной, в какой она является теоретически несостоятельной. Идеологом расовой теории был Жозеф Артюр Гобино, французский аристократ и дипломат который в 1853 году издал книгу «Опыт о неравенстве че­ловеческих рас», ставшей евангелием расистов. В общем эта теория представляет чистейшую мерзость, но «наукообразно оформленную» - на такую обычно и способен аристократ. Он раз­личал три расы: белую, желтую и черную, ут­верждая, что эти расы отличаются не только цве­том кожи, но разными психическими склонностями. Его идеям следовал Лапуш. Лапуш исто­рию Европы объяснял борьбой двух рас- белокурых, длинноголовых, которые яв­ляются наибо­лее прогрессивными, и черноволосыми короткоголовыми, которые обладают меньшими спо­собностями и бо­лее инертны. В Англии эти же идеи развивал Чемберлен. Подда­вались влиянию этих расовых теорий многие более серьезные исследователи. К примеру, И. Тэн брал за один из факторов исторического процесса именно расу, но трактую её довольно расшири­тельно, как, вернее всего, социокультурную общность. Известный социолог Гумплович утвер­ждал что три основных класса в государстве – воины, торговцы и промыш­лен­ники – это пред­ставители разных рас. Первые два класса относятся к кочевым народам, по­следние- к оседлым. Опять- таки раса здесь трактуется крайне расширительно.

 

ПСИХИАТРИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

 

Существует утверждение некоторых исследователей, известных определенной скандальностью, но тем не менее отражающих определенные, имеющие место в чело­веческой культуре, факты. Это утверждение о влиянии психотропных средств на ста­новление человеческой культуры. В принципе – всякая культура есть воздействие и преобразование человеческой психики. Но со­вершенно необязательно это преобразова­ние производит посредством психотропных средств, это достигается значительно более эффективнее путем воздействия на психику человека разно­образных символических систем, путем реального взаимодействия людей друг с другом.

 

 

Дело с сопоставлением человека и животного доходит до более крайней точки зрения- точки зрения о неполноценности человека вообще как биологического существа. Этой точки зрения придерживался, как известно представитель немецкой философской ан­тропологии А. Гелен. Он, в частности, сравнивая общественную организацию муравьев, которая базируется на ин­стинктивных формах ментальности, отмечает, что форма организации людей, основанная на эйдетических формах, обладает меньшей степенью стабильности и устойчивости. О несовершенстве человека пишет известный английский писатель и философ Артур Кестлер, кото­рый считал возможным мнение, что человек – «жертва мелкой погреш­ности, скорее всего, просчета в организации нервной системы, который прививает человеку склонность к маниакальным идеям и толкает на самоуничтожение.. В человеке созидательная способность и паталогия – две стороны од­ной медали» (Кестлер А. Человек – ошибка эволюции? \\Диалоги. М.,1979 с.142-143)

 

Прав наш отечественный философ Я.Э. Голосовкер, который пишет: «Сегодня мы вправе ска­зать: человеку присущ инстинкт культуры. Инстинктивно в нем прежде всего стремление, по­буд-к-культуре, к её созданию. Этот инстинкт выработался в нем в выс­шую творческую силу. Это и есть то, что мы называем «дух». Спиритуалистическая философия приняла этот «дух» за особую субстанцию. Религия наименовала его сло­вом «бог». Она обособила его от человека и смирила им человека. Но в высших своих проявлениях она в то же время будила в человеке человечность, тот самый присущий человеку «дух» – его высший инстинкт…(с.133)

В отношении происхождения ментальности человека, базируясь на идеях К. Лоренца, который опубликовал еще в 1941 году статью «Кантовская доктрина a priori в свете со­временной биоло­гии», некоторые философы науки, в частности К. Хохлвег и К.Хукер развивают идеи эволюционной эпистемологии. Сутью идей эволюционной эпистемоло­гии является утвержде­ние что наша нервная система сложилась прагматически таким образом, чтобы позволить пред­кам человека выжить. Структуры ментальности, базовые интенции её сформировались, ис­ходя из этой необходимости, и они состав­ляют определенные формы a priori человеческой мен­таль­ности. Но в последнее время происходит разрыв с теми когнитивными структурами, кото­рые сложились в процессе эволюции. Вот что пишут по этому поводу К. Хохлвег и К. Хукер: «Под­нимаясь по ле­стнице эволюции, мы движемся от физиологических к инстинктивным и, далее, к от­крытым когнитивным структурам, к мифу и метафизике и, в перспективе, к науке. И здесь происходит разрыв в эволюции. Древние механизмы, которые бессознательно на­правляли наше мышление и наши действия, более не подходят. Они сослужили свою службу в ареале нашего повседневного опыта и пасуют, если мы проникаем не в ту ок­ружающую среду, в кото­рой наш когнитивный аппарат прошел отбор» (Кай Хахлвег, К.Хукер Эволюционная эпистемология и философия науки \\ Современная философия науки. М.: Наука, 1994 с.108)

 

ЯЗЫК

 

В 1966 году Аллен и беатриса Гарднеры приобрели самку обезьяны, дав ей название Уошо, стали учить её языку глухонемых. Это им удалось

 

 

ТЕОРИИ ЗАВОЕВАНИЯ.

 

ФЕРГЮСОНТЬЕРРИ и его предшественникиГИЗОМАРКС ДАРЕНДОРФ

ТЕОРИИ ОБМЕНА.

 

3.ГОРИЗОНТАЛЬ КУЛЬТУРЫ.

 

Корифей русской социологии Кареев писал следующее: «История человечества не есть внутренне единый процесс, а совокупность целого ряда параллельных процессов, есть сумма историй отдельных народов, находившихся между собою в многообразных от­ношениях. Да и в истории отдельного на­рода проявляется не одна как-либо движу­щая сила, а действует великое множество таких сил. Даже отдельные события в жизни каж­дого народа порождены обыкновенно сочетанием целого ряда при­чин, из которых каж­дая, в свою очередь, есть не что иное, как место встречи или пересечения также не­скольких самостоятельных каузальных ря­дов. Законов, действующих в общественной и исторической жизни человека, много, и лишь разные сочетания их действий в отдель­ных случаях производят некоторое общее течение исто­рического процесса, а не какой-то единый основной закон, из которого все остальное вытекало бы, как из одного об­щего источника» (Кареев Н.И. Историология (Теория исторического про­цесса) Пг.,1915 с.47)

 

ФАКТОРЫ КУЛЬТУРНОГО ПРОЦЕССА

 

 

Люди, которые, допустим, работают на производстве, не понимают людей, работаю­щих в сфере Да­лее рассматривается динамика взаимоотношений между разными стра­тами общества. Об­щество не обладает строгим единством, как биологический организм, вернее всего это сово­купность конкури­рующих и довольно независимых друг от друга страт общества, обладаю­щих собственной идеоло­гией, языком, формами поведения и организации.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...