Специальные фрагменты
Стр 1 из 83Следующая ⇒ Мелисси Клеммонс Румизен УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ Зав. Редакцией Я. Г. Гершович Ответственный редактор А. А. Подщеколдин Художественный редактор И. С. Островастя Технический редактор Т. П. Кудияроза Корректор И. Н. Мокина Компьютерная верстка А. С. Борисовой Подписано г> печать 19.07.2004. Формат 70x90 1/16. Усл. печ. 26,9 Бумага газетная !п|*»ж 3000 1К.З. Заказ № 4622 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.02.953.Д.000577.02.04 от 03.02.2004 г. Общероссийский классификатор продукции ОК-005-93; том 2; 953000 — книги, брошюры ООО «Издательство Астрель». 129085, Москва, пр-д. Ольминского, д. ЗА 109044, Москва, Крутицкий вал, 18 Румизен М. К. Р 86 Управление знаниями: Пер. с англ. / М. К. Румизен. — М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель»; 2004. — XVIII, 318 с: ил. — (Шаг за шагом). ISBN 5-17-026374-0 (ООО «Издательство ACT») ISBN 5-271-09920-2 (ООО «Издательство Астрель») ISBN 0-02-864177-9 (англ.) В книге содержатся материалы по оценке интеллектуального потенциала, необходимого организации для решения конкретных практических задач. Приводится анализ факторов, влияющих на процесс решения. УДК 65.01 ББК 65.290-2 ISBN 5-17-026374-0 (ООО «Издательство ACT») © by Joh A. Woods, CWL Publishing ISBN 5-271-09920-2 (ООО «Издательство Астрель») Enterprises, 2002 ISBN 0-02-864177-9 (англ.) © ООО «Издательство Астрель», 2004 Краткое оглавление Часть 1. Исследование оксюморона 1 1. Что значит само название? 3 по которым организации начинают им заниматься. 2. Многообразие моделей 15 Знакомство с некоторыми из властителей идей в области управления знаниями и с тем, как они осмыслили эту проблемную область.
3. Кто такой директор по управлению знаниями? 27 Определение новой для многих организаций должности человека, управляющего знаниями, а также того, какие люди для нее подходят. 4. Истории успешного управления знаниями. 40 Как Hewlett-Packard Consulting и British Petroleum смогли успешно внедрить программы управления знаниями и каковы факторы их успеха. Часть 2. Начало действий 53 5. Разработка стратегии 55 Из чего должна слагаться хорошая стратегия и как разработать такую стратегию для вашей организации. 6. Мягкий старт 67 Как начать работу с надежного экспериментального проекта и как планировать будущий рост. 7. Создание инфраструктуры „, 78 Создание команды, которая будет осуществлять программу управления знаниями, и получение необходимых ресурсов. 8. Сообщества практики — программа-хит 90 Определение этой новой организационной структуры, ее характеристик, советы по ее созданию. 9. Стратегические варианты связи людей друг с другом 103 Некоторые наиболее распространенные методы, помогающие людям искать других нужных им людей и знания. 10. Другие способы связей 114 Часть 3. Не могу жить с ИТ, не могу жить без ИТ 195 11. Почему у вашего шефа седые волосы 127 и со структурой ИТ. 12. Сети, сети, сети • 137 знаниями. 13. Средства сотрудничества для меня и вас 148 Технологии, помогающие людям работать друг с другом. 14. Поиск нужной информации 161 Методы, позволяющие находить нужную информацию в информационных системах Часть 4. Накладка культуры 171 15. Культура — это вы, я и все остальные 173
ее организации. 16. Работа с корпоративной культурой 183 Техники и задачи при изменении культуры. 17. Управление изменениями 193 Как контролировать изменения и препятствовать изменениям контролировать вас. 18. Распространение слова 204 Техника оповещения о необходимых изменениях, причинах этих изменений и ответственных за эти изменения. Часть 5. Подсчет очков S17 19. Вы получаете то, что измеряете 219 Основные принципы количественных оценок, общие для всех используемых методологий. 20. Разработка количественных оценок 230 Поэтапный процесс разработки количественных оценок. IV 21. Собрание методов количественных оценок 242 оценок, используемых в организациях 22. Измерение интеллектуального капитала 254 Часть 6. Приготовления к долгому пути 267 23. В чем мы ошиблись? • 269 помнить при внедрении управления знаниями. 24. На пути к успеху 280 Как перейти к успешному расширению после успешного экспериментального проекта (проектов). 25. Довесок: тринадцатый пончик 293 Некоторые техники и информационные технологии, которые вы можете применять для управления вашими собственными знаниями Приложения A. Глоссарий B. web-сайты C. Книги и статьи 305 315 320 Оглавление Часть 1. Исследование оксюморона.......... * *................ ♦ ♦. 1 1. Что значит само название?............................................................ 3 Издатель и крона......................................................................................................... 4 Определение управления знаниями.................................................................... '. 6 Определение знаний.............................................................................................. 7 Неявные и явные знания................:...................................................................... 9 Определение управления знаниями.................................................................... 10 Мотивы внедрения управления знаниями в организациях.............................. 10 А теперь победители................................................................................................... 12 2. Многообразие моделей.............................................................. 15 Мир изменился — таково мнение Питера Друкера......................................... 16 О том, что началось с кроны.................................................................................... 18
Компетенция сотрудников...........................,..................................................... 19 Внутренняя структура.......................................................................................... 19 Внешняя структура.............................................................................................. 20 От пекарни до спирали знания................................................................................ 21 Создание обучающейся организации................................................................... 23 Карта создания стоимости....................................................................................... 25 3. Кто такой директор по управлению знаниями?............................ 97 Кто-то должен делать это......................................................................................... 28 Чужак извне или внутренний найм?....................................................................... 30 В поисках директора по управлению знаниями................................................ 31 Директора по управлению знаниями — это миссионеры............................ 32 Директора по управлению знаниями — это предприниматели....32 Директора по управлению знаниями — мастера убеждать..................... 33 Директора по управлению знаниями — это специалисты по коммуникации................................................................................................... .35 , Директора по управлению знаниями разбираются в ИТ.............................. 35 Но что же они делают?.............................................................................................. 36 Где их шесток?...............................,........................................................................... 37 4. Истории успешного управления знаниями..................................40 Введение функции мастеров знания в Hewlett-Packard Consulting..................................................................................... 41 Чем мы хотим стать............................................................................................ 41 Запуск......................................................................................................................... 42 Пробный прогон...................................................................................................... 44 Первая фаза............................................................................................................ 44 VI Вторая фаза............................................................................................................. 46 Третья фаза......................... ■................................................................................ 47 Не отключайте мотор.......................................................................................... 47
Обучающаяся организация в British Petroleum................................................... 48 Экспериментальная виртуальная команда..................................................... 49 Как ВР учится до, во время и после.................................................................. 50 Сравнение НРС и ВР.................................................................................................. 51 Часть 2» Начало действий «.......................... ♦..............................53 5. Разработка стратегии....................................................................55 Фундамент хорошей стратегии управления знаниями..................................... 56 Подгонка стратегии управления знаниями к вашей организации................................................................................................ 56 Рассмотрим пункт отправления.............................................................................. 58 Преимущества исполнительного спонсора......................................................... 60 Разработка презентации управления знаниями................................................. 62 Одна большая стратегия или множество проектов?........................................ 64 Связь с людьми или запись информации?............................................. '.............. 64 6. Мягкий старт.................................................................................. 67 Почему стоит начинать с экспериментального проекта.................................. 67 Начните с экспериментального проекта............................................................ 70 Выполните домашнюю работу.......................................................................... 70 Определите, на что похож ваш результат................................................. 70 Привлеките конечных пользователей............................................................. 71 Путь победителя.................................................................................................... 72 О чем речь?.................................................................................................. .....72 Учитесь в процессе................................................................................................ 73 Начинайте с нескольких экспериментальных проектов............................. 74 Планируйте расширение........................................................................................... 75 Создайте собственную банду революционеров................................................ 75 7. Создание инфраструктуры..........................................................78 Определение места управления знаниями в организации............................... 79 Децентрализованные организации.................................................................... 79 Централизованные организации........................................................................ 81 В своем собственном доме................................................................................... 81 Составление бюджета..............................................................................................82 Развитие центральной команды........................................................................ 83 Членство во внешних организациях................................................................. 84 Праздники................................................................................................................. 84 Создание новых ролей и забавных названий для них...................................... 85 Формирование управляющего комитета.............................................................. 87
VII 8. Сообщества практики - программа-хит.,................................ 90 Утконос организационных структур................................................................... 91 Три измерения сообщества практики.................................................................. 93 Жизненный цикл сообщества-утконоса........................................................... 94 Планирование........................................................................................................ 94 Старт................................................................................................................... 94 Рост....................................................................................................................... 95 Поддержание...................................................................................................... 95 Закрытие................................................................................................................ 95 Самый главный член, координатор сообщества............................................. 95 Как помочь сообществу развить практику................................................ 96 Как помочь сообществу развиться в качестве сообщества.................. 96 Запуск сообщества практики в SAP America..................................................... 98 Закладка фундамента....................................................................................... 99 Момент старта сообщества........................................................................... 101 9. Стратегические варианты, связи людей друг с другом.......103 Посмотрим на желтые страницы................................................ '.•....................... 103 Желтые страницы для экспертизы...................................................................... 105 Ключи х успеху..................................................................................................... 106 Продвижение вперед........................................................................................... 108 Автоматизация........................................................................................................... 108 Системы лучших практик...................................................................................... 109 Лучшие практики на службе у «Американского Красного Креста»............................................................................................... ПО Как сделать людей-искателей частью более обширной системы....113 10. Другие способы связей........................................................... 114 Когда знания уходят на пенсию........................................................................... 115 Часть 1: что?...................................................................................................... 116 Часть 2: ну и что?............................................................................................... 117 Часть 3: что теперь?......................................................................................... 118 Когда специалисты находятся в разных местах: передача стратегических знаний......................................................................... 119 Повседневный материал: сохранение и передача знаний............................ 122 Выбор подходов....:.................................................................................................. 124 Часть 3. Не могу жить с ИТ, не могу жить без ИТ....... .125 11. Почему у вашего шефа седые волосы................................127 ИТ служат потребностям бизнеса........................................................................ 128 Понимание бизнеса............................................................................................... 129 Создание внутренних отношений.................................................................. 129 Планирование на будущее.................................................................................. 130 VIII Демонстрация прибылей......................................................................................... 131 Задание стандартов................................................................................................. 132 Путешествие вокруг света...................................................................................... 133 Дополнительные причины стресса директора по информационным технологиям..................................................................... 135 18. Сети, сети, сети...........................................................................137 Сеть 1: Интернет и World Wide Web..................................................................... 137 Что такое интранет?........................................................................................ 140 Что вы можете сделать с интранетом?..................................................... 141 Преимущества использования интранета................................................... 142 Создание интранета................................................................................................ 143 Перед прыжком.................................................................................................. 143 Необходимый минимум....................................................................................... 144 Как начать экспериментальный проект....................................................... 144 Поддержание интранета.................................................................................. 145 Что такое экстранет?............................................................................................. 146 13* Средства сотрудничества для меня и вас................................ 148 Характеристики инструментов сотрудничества............................................ 148 Скромная, но популярная электронная почта.................................................. 150 Электронный диалог................................................................................................ 154 Системы электронных собраний.......................................................................... 155 Совместная работа................................................................................................. 156 Совместно используемые документы............................................................ 156 Совместно используемые базы данных........................................................ 156 Электронная белая доска............................................................................... 157 Видеоконференции................................................................................................... 157 Как собрать все вместе: интегрированные решения.................................... 159 14. Поиск нужной информации......................................................161 Как не создать свалку: управление содержанием.......................................... 162 Управление содержанием при помощи таксономии и поисковых машин.............................................................................................. 164 Таксономия в действии..................................................................................... 166 Поисковые машины.............................................................................................. 167 Все покупки в одном месте: портал..................................................................... 168 Часть 4. Накладка культуры.......................................................... 171 15. Культура - это вы, я и все остальные.......................................173 Три уровня корпоративной культуры................................................................174 Культура прививается............................................................................................. 176 Культура стабильна................................................................................................. 177 IX Важность понимания культуры.......................................................................... 179 Как увидеть невидимое........................................................................................ 180 16. Работа с корпоративной культурой.......................................... 183 Изменение способов работы людей.................................................................. 183 Обнаружение теневой организации.................................................................... 185 Как помочь руководителю провести разговор................................................. 187 Руководители всегда на виду.......................................................................... 188 Это значит, что вы еще и агент изменений................................•................ 188 Важность среднего менеджмента................................................................. 189 Подгонка наград и поощрений.............................................................................. 190 Создание новых героев.......................................................................................... 191 17. Управление изменениями.........................................................193 Процесс изменений................................................................................................... 194 Будущее состояние.............................................................................................. 194 Текущее состояние.............................................................................................. 195 Переходное состояние........................................................................................ 196 Сопротивление изменениям................................................................................... 197 Дорожная карта путешествия.............,................................................................ 198 Насколько велики изменения?....................,......................................................... 199 Кто за вас? Кто против вас?................................................................................... 199 Обучение новому....................................................................................................... 201 18. Распространение слова............................................................. 204 Шлифовка вашего сообщения.............................................................................. 204 Рассказы о будущем................................................................................................206 От осведомленности к обязательству и страсти.............................................. 208 Осведомленность............................................................................................... 208 Обязательство.................................................................................................... 209 Страсть................................................................................................................. 209 Помощь экспертов по коммуникации.................................................................. 209 Другие инструменты в вашем коммуникационном комплекте..................... 211 Инструментарий компании Xerox.................................................................. 211 Визуализация концепции.................................................................................... 212 Ваш набор для прессы......................................................................................... 213 Составление плана коммуникаций..................................................................... 215 Продолжайте слушать...........................................................................................215 Часть 5. Подсчет очков............................................................217 19. Вы получаете то, что измеряете...............................................819 Измерения для определенной цели................................. '.................................... 220 Прошлое и будущее.................................................................................................. 221 Слишком большое число измерении ни к чему..............................................222 Как оседлать волну уже существующей системы.......................................... 223 Как справиться со скептиками.............................................................................. 225 Объедините числа с историями, иллюстрирующими их............................... 226 Вы есть то, что вы представляете......................................................................... 227 SO. Разработка количественных оценок........................................ 230 Определение ваших целей...................................................................................... 231 Определение аудитории.......................................................................................... 232 Определение количественных оценок....:......................................................... 233 Определение типа данных и способа их сбора................................................ 236 Представление и анализ ваших количественных оценок........................... 238 Посмотрим на вашу команду количественных оценок.................................. 238 Выход на пенсию и другие правила трудоустройства.................................. 240 21. Собрание методов количественных оценок............................242 Разработка системы сбалансированных показателей количественных оценок........................................................................................... 243 Определение окупаемости инвестиций в случае активов знаний........................................................................................................... 245 Как определить, вырос ли уровень управления знаниями............................ 248 Спросим у сотрудников, что они думают.......................................................... 250 22. Измерение интеллектуального капитала...................254 Типология способов измерения интеллектуального капитала....................................................... '............................................................... 255 Монитор нематериальных активов...................................................................... 257 Три категории............................................................................................................. 257 Образец типичных показателей...................................................................... 260 Монитор нематериальных активов компании Celemi............................... 260 Навигатор Skandia.................................................................................................... 261 Индекс интеллектуального капитала.................................................................. 263 Возможные ошибки................................................................................................ 264 Часть 6. Приготовления к долгому пути.....................................267 23. В чем мы ошиблись?................................................................. 269 Создадим информационную структуру, и они будут наши......................... 270 Невнимание к критическим различиям............................................................... 272 Разумное планирование будущего...................................................................... 274 Можно ли полностью полагаться на исполнительного директора или другого поручителя?.................................................................. 276 Остановка перед завершением.............................................................................. 279 24. На пути к успеху.................................................................... .280 Сколько времени на это уйдет?.........................................................................281 Хронология Hewlett-Packard Consulting....................................................... 281 Хронология British Petroleum............................................................................ 282 Закрепление полученного опыта......................................................................... 283 Расширение программы.......................................................................................... 284 Повторный анализ............................................................................................... 285 Золотая лихорадка.............................................................................................. 285 Подъем в гору........................................................................................................ 285 Расплата за грехи............................................................................................... 287 Часть организации.................................................................................................... 288 25. Довесок: тринадцатый пончик...............................................293 Информационно-технологическая поддержка персонального управления знаниями............................................................................................... 294 Управление вашим личным капиталом.............................................................. 295 Запас знаний........................................................................................................... 295 Валюта знаний...................................................................................................... 296 Поток знаний......................................................................................................... 296 Свяжитесь с людьми................................................................................................. 298 Давайте, чтобы получать................................................................................. 298 Создание связей.................................................................................................... 300 Советы по сетевой работе...................................................................................... 301 Формирование сети наставников......................................................................... 303 Приложения................................................................................... .305 A. Глоссарий................................................................................... 305 B. web-сайты................................................................................... 315 С Книги и статьи............................................................................ 320 Предисловие Некоторые быстро забыли об управлении знаниями, объявив его очередной модой в области менеджмента. Злой памфлет написал Дилберт (Dilbert). Бесчисленные продавцы программного обеспечения стали ставить метку управления знаниями на свои пакеты, навязывая нам всевозможные снадобья от всех проблем со знаниями. И все же вне всего этого жаргона и шумихи существуют компании, инициировавшие серьезные программы управления своими наиболее ценными активами — работающими знаниями. Управление знаниями — это, очевидно, одна из новых составляющих успеха в новой экономике. Заниматься им сложно, и немногие организации занимаются управлением знаниями. Это требует обращения к множеству сложных организационных вопросов; здесь не помогут упрощенные подходы, как и заваливание людей технологиями, которые должны были каким-то чудесным образом произвести знания. Эта книга, написанная практикующим экспертом, дает возможность не затеряться в многословном жаргоне, захламившем все поле управления знаниями, и найти свой путь. Опираясь на свой многолетний опыт, Мелисси Клеммонс Румизен разоблачает некоторые широко поддерживаемые верования и показывает в позитивном ракурсе те идеи, которые никогда не потеряют своей силы. Она дает подробный обзор тех связанных со знаниями идей и практик, которые в наибольшей степени повлияли на работу компаний. И новички, и те, кто стремятся повысить свой уровень в области управления знаниями, получат удовольствие при чтении этого практического, взвешенного руководства, позволяющего проложить путь сквозь насыщенную смесь дисциплин, понятий, методов и подходов, составляющих то, что называется управлением знаниями. Автор рассматривает широкий круг взаимосвязанных тем, начиная с того, как работать с информационными технологиями, и заканчивая тонкостями стратегии коммуникации. Наиболее важные из этих тем — работа с культурой организации и управление изменениями. Румизен дает достаточно четкую оценку тому факту, что вызов существующей культуре является наиболее важным потенциальным барьером, и предлагает практические советы для таких ситуаций. Эта книга — не какой-то академический том; Румизен следует императиву Оскара Уайльда, предписывающему говорить о неважных вещах серьезно и о важных — легкое Стоит помнить о том, что юмор и простота — главные помощники любого проекта преобразований, в том числе и того, который направлен на создание более интеллектуальной организации. Руководство программой управления знаниями в той или иной организации — подчас это неблагодарная работа, для которой нужен мастер на все руки. Румизен сосредотачивается на необходимых для такой работы навыках, экспертных знаниях и, самое главное, на требуемом складе ума. Успешные начинания в области управления знаниями требуют воображения, смелости, настойчивости, предпринимательского таланта, а также готовности в некоторых случаях получить отказ и даже терпеть оскорбления. Вы должны подготовиться к большой победе — или большому поражению. Однако возможный выигрыш вашей организации соизмерим с величиной риска. Управление знаниями должно стать составной частью любой организации, занимающейся бизнесом. Те, кто не смогут управлять тем, что они знают, просто не смогут быть серьезными игроками в новой среде бизнеса. — Лоренс Прусак (Laurence Prusak), исполнительный директор, IBM Institute for Knowledge Management Господин Прусак является соавтором нескольких книг по управлению знаниями: In Good Company: How Social Capital Makes Organization Work (в соавторстве с Доном Когеном (Don Cohen)), Harvard Business School, 2001; Working Knowledge: How Organizations Manage What They Know (в соавторстве с Томасом Г. Давенпортом (Thomas Н. Davenport)), Harvard Business School, 1997; Information Ecology: Mastering the Information and Knowledge Environment (в соавторстве с Томасом Г. Давенпортом (Thomas H. Davenport)), Oxford University Press, 1997. Также он является редактором сборника Knowledge in Organizations, Butterworth-Heinemann, 1997. Введение Несколько десятилетий назад Питер Друкер (Peter Drucker) начал писать об интеллектуальных работниках. В последнее же десятилетие все больше внимания уделялось настоящему двигателю современных организаций — интеллектуальной энергии сотрудников. Сказать это легко, однако управлять организацией так, чтобы она наиболее эффективно использовала знания своих сотрудников, — совсем непросто. В первую очередь потому, что сотрудников нужно обеспечить всем, что им нужно для хорошей работы, — руководствами, процессами, поддерживающей организационной культурой, информационной технологией, системой количественных оценок и снова руководством. В руководстве многих компаний возникла новая должностная роль, связанная с изменениями в сфере управления знаниями, — это директор по управлению знаниями. Цель книги — рассмотреть различные компоненты, необходимые для управления знаниями в организации. Правильное управление знаниями — это что-то вроде жонглирования несколькими шарами сразу. Для этого нужны немалые умения, не говоря уже о самоуверенности. Однако этим стоит заниматься, поэтому те, кто будут заниматься управлением знаниями, вскоре после того как они начнут извлекать прибыль из многочисленных форм знаний, которыми располагают сотрудники организации, увидят, насколько такие занятия окупаются. Книга поможет вам это сделать. Часть 1 «Исследование оксюморона» дает необходимые вам базовые представления об управлении знаниями и о том, как люди им занимаются. Здесь объясняется причина, по которой нужно заниматься управлением знаниями, рассматриваются популярные теоретические модели, даются некоторые базовые определения и демонстрируются примеры двух успешных программ управления знаниями. В этой же главе объясняется, в чем состоит роль нового должностного лица, которое во многих организациях руководит управлением знаниями, то есть директора по управлению знаниями. Часть 2 «Начало действий» рассказывает, как начать выполнение программы управления знаниями. Здесь обсуждается весь процесс, в том числе выбор стратегии, дается обоснованная рекомендация начинать с экспериментального проекта, также рассматриваются способы создания инфраструктуры для поддержки внедряемой программы. В нескольких главах рассматриваются подходы, которые я буду называть «программой-хитом», то есть сообщества практики. Часть 3 «Не могу жить с ИТ, не могу жить без ИТ» рассказывает о другом критическом факторе успеха управления знаниями — информационных технологиях. В первой главе этой части изучается наш критический партнер и союзник — директор по информационным технологиям. В других ее главах рассматривается ряд фундаментальных вопросов, связанных с интранетами, технологиями сотрудничества и порталами. Часть 4 «Накладка культуры» рассказывает о том, что управление знаниями пытается изменить, а изменить оно пытается то, «как здесь все делается». Сюда входят несколько глав об управлении изменениями, дисциплине, необходимой для успешного осуществления организационных преобразований. Часть 5 «Подсчет очков» сосредотачивается на том, что часто оказывается ахиллесовой пятой управления знаниями, то есть на системах количественных оценок. Эта часть открывается главой, в которой анализируется несколько общих правил, относящихся к количественным оценкам, затем следуют три главы, посвященных специальным методологиям. XV Часть 6 «Приготовления к долгому пути» рассказывает о некоторых ошибках, которые могут встретиться на вашем пути, а также о методах расширения программы. Последняя глава посвящена персональному управлению знаниями, то есть осуществляемому вами же управлению вашими собственными знаниями. В конце книги дается глоссарий с определениями всех основных терминов. Специальные фрагменты Кроме обычного текста в этой книге используется четыре типа специальных рамок, которые должны помочь вам больше узнать об управлении знаниями.
Знайте как В таких фрагментах сообщается дополнительная контекстная информация по рассматриваемым вопросам. Это может быть какой-то рассказ, ссылка или какие-либо иные сведения, которые могут заинтересовать вас. Знайте все «нет» В таких фрагментах приводятся ошибки, которых нужно избегать, например, распространенные неверные мнения или промахи. Некоторые из этих ошибок допустила я сама, поэтому могу ручаться за советы!
Знайте что В таких фрагментах некоторые термины определяются более подробно, нежели в основном тексте главы. Как и любая другая дисциплина, управление знаниями обладает своим собственным жаргоном. Чтобы узнать об управлении знаниями больше, вы должны его выучить. В таких фрагментах приводятся добавочные советы, которые дополняют текст главы. Они обычно нацелены на какую-то конкретную проблему и ее практическое разрешение. XVI Содержание Благодарности Приношу огромную благодарность Джону Вудсу (John Woods) из CWL Publishing Enterprises, который предложил мне написать эту книгу и инспектировал весь процесс ее создания. Я восхищена его издательским талантом, его опытом и терпением. Также я хотела бы поблагодарить Боба Моргана (Bob Morgan) из CWL Publishing Enterprises, чей юмор и поддержка оказались мне очень полезны. Не могу в достаточной
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|