Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто-то должен делать это




Некоторые директора по управлению зна­ниями (chief knowledge officers, CKO) — са­моучки. Джеймс Маклин (James McKeen) и Сэнди Стэплз (Sandy Staples) из Centre for Knowledge-Based Enterprises (Центра ин­формационных предприятий) в Queen's University (Королевском университете) Ка­нады выяснили, что 25% изученных ими СКО создали свою работу самостоятельно. Эти СКО часто даже сами пишут свои должностные инструкции, хотя у большин­ства из них таких инструкций нет вовсе. Однако оставшаяся часть — это позиции директоров по управлению знаниями, ко­торые были созданы исполнительными ди­ректорами (Chief Executive Officer, CEO).

Такие исполнительные директора изму­чены внутренними проблемами. Знания не сохраняются или не распространяются по корпорации в должном объеме. Лью Платт (Lew Piatt), сначала занимавший пост ис­полнительного директора в компании Hewlett-Packard, жаловался на то, что его организация не знает, какими знаниями она обладает. Или же корпорация, возмож­но, прошла процесс реорганизации, слия­ния или приобретения. Люди, которых можно найти после того, как уляжется пыль, не знают, какими знаниями органи­зация все еще обладает и как выяснить, ка­кими именно.

Как представляется, для всех этих ис­полнительных директоров в этом нет ниче­го хорошего. Их клиенты с каждым днем становятся все более требовательными. Однако, пока клиенты становятся более требовательными, организация теряет свои способности использовать собствен-



Глава 3 > Кто такой директор по управлению знаниями?

ные познания для удовлетворения требований клиентов и развития собст­венного бизнеса. Несмотря на рост баз данных с жалобами клиентов, ниче­го не удается исправить.

Так все и продолжается. Плохое управление знаниями — это основная причина бесконечного списка проблем, мучающих исполнительных дирек­торов. Они убеждаются в том, что ответ на проблемы — эффективное ис­пользование знаний, однако, как кажется, организация не способна к коор­динированным действиям. В этот момент организация вызывает на помощь специалиста по управлению знаниями.

Возможно, вы заявите, что в вашей организации уже идет работа по упра­влению знаниями. Я была бы удивлена, если бы никакого управления зна­ниями в ней не было вовсе. Расскажите о понятиях управления знаниями, и люди вскоре признают, что они занимались этим еще до того, как им об этом рассказали. К сожалению, это не значит, что вы сумели избежать существен­ных просчетов или же сумели не пропустить не менее существенных возмож­ностей. Именно этот момент заставляет исполнительных директоров в самых разных организациях брать на работу директоров по управлению знаниями.

Некоторые из вас могут быть недовольны тем, что исполнительные дирек­тора берут на работу директоров по управлению знаниями. Вы можете заме­тить, что если знание сделать задачей одного лишь директора по управлению знаниями, все остальные окажутся ни при чем. Вокруг знаний, которые должны быть доступны всем, появятся дополнительные рогатки. Некоторые даже заявят, что таким образом мы можем прийти к самым ужасным вариан­там бюрократии — к непластичному мышлению и возведению закрытых феодальных владений.

Действительно, в идеальном мире каждый должен был бы заниматься уп­равлением знаниями. Однако мы живем не в идеальном мире. Создание по­зиции директора по управлению знаниями, назначение на него какого-то конкретного человека и вменение ему ответственности — это проверенный временем способ наконец-то попробовать решение на вкус. (А также на нюх и на ощупь.) По крайней мере на первых порах назначение особого ответст­венного лица поможет привлечь внимание к вопросам, связанным со знани­ями. Еще более важно то, что директор по управлению знаниями может по­лучить мандат на проведение операций и, тем самым, ресурсы, что позволит организации понять всю значимость управления знаниями.

Некоторые директора по управлению знаниями выбирают средний путь. Они говорят, что их работа — временная. Они должны будут запустить ход работ, выполнить экспериментальные программы и постепенно построить основную программу. Затем команда по управлению знаниями может уйти или же распределиться по разным разделам корпорации, включаясь в их те­кущую работу. Другой подход состоит в позиционировании группы по упра­влению знаниями в качестве независимого исследовательского центра, воз­можно — в качестве дополнительного бизнеса.

Возможно, что позже появится случай объявить войну выигранной, распу­стить генералитет и войска, а затем отпраздновать победу. Только не надейтесь


Часть 1 > Исследование оксюморона

на блицкриг. Составление базовой программы и создание инфраструк­туры может занять несколько лет даже при наличии самых лучших антибю­рократических намерений.

Роль директора по управлению знаниями пока еще столь нова, что трудно сказать, какой из вариантов наилучший. Каждой организации самой прихо­дится решать, что ей нужно.


Чужак извне или внутренний найм?

Это настоящая головоломка. Найм нужного сотрудника непосредственно внутри организации имеет существенные преимущества. Многие директора по управлению знаниями относительно молоды, обычно им около 40 лет. Од­но исследование показало, что в среднем директора по управлению знания­ми успевают проработать в организации 9 лет. Несмотря на их относитель­ную молодость, они являются закаленными и уважаемыми менеджерами своих корпораций. Они пользуются доверием и обладают немалым опытом. Обычно в своих организациях они уже выполняли разные виды работ, часто в разных должностях. Это дает им углубленное понимание бизнеса.

Они обладают хорошими связями, они знакомы со всеми личными осо­бенностями руководства. Они знают культуру организации, все неписаные

правила, относящиеся к тому, как «делают здесь дела». Людям из самой организации не нужно «входить в курс дела», совер­шать ошибки, свойственные новичкам, и устраиваться на новом месте. У них уже есть место, чтобы сразу начать активную деятельность.

Знайте все «нет» Однажды я общалась с представи­телями организации, которые соби­рались нанять внешнего директора по управлению знаниями и ожида­ли, что он с самого первого дня нач­нет активно работать. Но это нереа­листично. Человеку, нанимаемому за пределами организации, нужно определенное время, чтобы позна­комиться с организацией и, самое важное, с ее культурой. Ему нужно с нуля выстроить сети отношений и союзы. Так что не забывайте о тер­пении, которое нужно проявить к процессу обучения новичков.

С другой стороны, люди из организации обладают всеми недостатками ее культуры. Они могут быть, как и все остальные, слепы к тому, что король гол. Они могут" быть свя­заны и с врагами, которых они успели на­жить за годы столкновений и неурядиц. Всем известны их прежние провалы и ус­пехи. Они могут начать активную управ­ленческую работу, однако они отягощены хорошо известным прошлым.

Чужакам же не хватает конкретного опы­та. Поскольку они располагают непредвзя­той точкой зрения, они могут обозреть ланд­шафт всей организации в целом и указать на вершины, которые больше никому не вид­ны. Они начинают с чистого листа, если только им немного везет. Чужак может прийти в организацию с некоторым опытом


Глава 5


Кто такой директор по управлению знаниями?


директора по управлению знаниями. Учитывая тот факт, что большинство ди­ректоров по управлению знаниями являются таковыми в первом поколении, найти кого-то внутри организации с уже имеющимся опытом директора по уп­равлению знаниями маловероятно. К сожалению, чужакам не хватает тех пре­имуществ, которые есть у туземцев.

Головоломка внутреннего или внешнего найма не имеет верного или не­верного ответа. Я знакома с успешными директорами по управлению знани­ями, которые относятся как к одной, так и к другой из этих двух категорий. Некоторые даже добились успеха и во внешнем, и во внутреннем найме, ра­ботая одновременно в разных организациях. Но на деле большинство орга­низаций выбирают внутренний найм. Фирмы, занимающиеся подбором пер­сонала, могут сообщить, что обычно в год им приходится обрабатывать одип-два запроса на директора по управлению знаниями. Найти объявления «тре­буется директор по управлению знаниями» не так-то просто.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...