Определение управления знаниями
Во-первых, если вам кажется, что выражение «управление знаниями» звучит глупо, расслабьтесь. Это название вообще никому не нравится. Вместо него предлагались, насколько мне известно, и другие — «распределение знаний» (knowledge sharing), «фокусирование знаний» (knowledge focus) и «создание знаний» (knowledge creation).
Глава! > Что значит само название?
Камень преткновения — это слово Многие специалисты в данной области содрогаются от названия «управление знаниями», потому что оно не указывает ни на одну из процедур, связанных со знаниями, — в их числе, если говорить о самом основном, создание, определение, распределение, сохранение, приобретение и усиление действия знаний. Но на сегодняшний момент название «управление знаниями» хорошо прижилось, так что и мы не будем ничего менять. Теперь, когда вы, вероятно, окончательно запутались с этим «управлением знаниями», давайте определим некоторые термины, относящиеся к знаниям. А затем мы вернемся к самому управлению знаниями. Определение знаний
Мы часто замечаем, как смешиваются в одну кучу термины «данные», «информация» и «знания». Обычно считается, что они образуют иерархию, идущую от «данных» через «информацию» к «знаниям». Данные — это просто биты и числа. Они дискретны, замкнуты и сами по себе не имеют никакого значения. Данные — это что-то вроде конструкторов «Лего», которые мы собираем и используем, чтобы получить информацию. Обычно цель, ради которой нам нужна та или иная информация, помогает нам решить, что делать с этими «Лего». Например, как исследователь я собираю результаты теста студентов и ввожу их в базу данных. Обычно при изучении этих данных я следую определенному методу: 1. Сначала я ищу неправильные данные, например, результат теста, который был мной введен неправильно или вовсе пропущен. Только удостоверившись в том, что данные очищены от ошибок, я могу двигаться дальше. Информационные технологии сделали это правило хорошо нам знакомым, ведь обычно оно называется «мусор на входе — мусор на выходе». 2. Следующий шаг — мне нужно получить общую сводку результатов теста — средний результат, разброс результатов и величина отклонения разных результатов. Таким образом, я получаю общую картину. Часть 1 > Исследование оксюморона 3. Затем я группирую результаты теста по разным категориям — например, по группам студентов, которые выполняли тест, или по типам вопросов. 4. Теперь я могу использовать статистические методы для выяснения того, существуют ли значимые различия между отдельными категориями. 5. Если я хочу рассмотреть какую-то одну часть теста, я могу выбрать данные подмножества вопросов именно этой части. После распределения и сбора данных они получают значение, то есть что-то, что я могу сообщить другим людям. Данные «Лего» стали информацией. Однако я по-прежнему не знаю, что дальше делать с моими «Лего». Информация нуждается в контексте.
Преподаватель знает, что именно должен был измерить тест, какой именно ожидался результат и насколько класс был подготовлен. Вот какой контекст делает информацию пригодной для использования преподавателем. Если большинство студентов не могут ответить на вопрос, относящийся к той или иной теме, преподаватель может вернуться к этой теме, прежде чем двигаться дальше. Естественно, у студентов есть свой собственный контекст. Они знали, что им нужно пройти курс и как именно они занимались до теста. Внутри такого контекста информация может вести к действиям. Студент с низкой оценкой может поклясться, что в следующий раз он будет заниматься упорнее, пройдет курс как можно быстрее, или же просто выругаться. Ключевой пункт состоит в том, что комбинация информации и контекста позволяет и преподавателю, и студентам решить, что им нужно делать, если они вообще собираются что-то делать. Обратите внимание на ключевое слово — «побуждающее к действиям» (actionable). Забудьте о том, что «хорошо просто иметь» знания, которые ни для каких действий вам не нужны. Такие знания скапливаются в виде стопок бумаг, которые никто не читает, баз данных, которые никто не использует, и архивов, которые никто не посещает.
Есть ли в вашей организации такие «свалки данных»? В наиболее простом случае вы просто понапрасну тратите ресурсы, которые можно было бы использовать для чего-то еще. Но, скорее всего, вы теряете еще и нечто более важное. Когда объем данных становится слишком велик, он может похоронить нечто действительно ценное. В этом случае вы просто не можете отличить то, что вам нужно, от того, что вам не нужно. Действия или способность предпринять действия — вот что делает знания ценными. Это самый важный критерий знаний внутри организации. Какие знания нужны вам для тех или иных определенных действий? Как вы будете использовать знания для своих действий? Будут ли действия вер-
Глава 1 > Что значит само название? ными? Короче говоря, какую именно способность принимать решения дает вам знание? Этот критерий, таким образом, вынуждает нас сосредотачиваться на том, что жизненно необходимо. Мне почти не приходилось слышать о том, чтобы кто-то жаловался на недостаток данных или информации. Напротив, мне пришлось потратить кучу времени на то, чтобы заставить людей определить, что нужно знать их организации, чтобы достичь поставленных целей. Будьте беспощадны. Подвергните знания испытанию, тем самым выяснив, насколько они полезны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|