Особая благодарность техническому рецензенту
Руководство «Управление знаниями» было просмотрено экспертами, которые повторно проверили точность всех данных, которые вы узнаете из этой книги, чтобы удостовериться в том, что эта книга расскажет вам все, что нужно знать об управлении знаниями. Поэтому особую благодарность я выражаю Чаку Сили (Chuck Seeley), Джефу Стемке (Jeff Stemke), Алисии Хилл (Alicia Hill) и Верне Алли (Verna Alice). Торговые марки Все упоминаемые в этой книге термины, которые известны в качестве торговых марок или знаков обслуживания, выделены прописными буквами. Компании Alpha Books и Person Education не несут ответственность за точность приводимой информации. Использование какого-либо термина в этой книге не должно рассматриваться в качестве затрагивающего юридическую действительность той или иной торговой марки или знака обслуживания. Часть 1 Исследование оксюморона 11 сентября 1995 года. Вместе с еще почти пятью сотнями людей я принимала участие в «Симпозиуме по руководству знаниями» (Knowledge Imperative Symposiumj, инициаторами которого выступили «Американский центр производительности и качества» (American Productivity and Quality Center) и Артур Андерсен (Arthur Andersen). В брошюре, описывающей конференцию, говорилось, что она посвящена чему-то, что назьшается «управлением знаниями». Такое название показалось мне странным. Как управлять знаниями? Разве это возможно? Одним из первых докладчиков был Кен Дерр (Ken Den), исполнительный директор компании Chevron. Он сказал нам, что «управление знаниями — это то, чем должны будут овладеть все компании, если они собираются конкурировать в глобальное экономике. Те, кто умеют быстро учиться, а затем применять и использовать свои знания внутри компании, получат большое преимущество по сравнению с теми, кто не умеет этого делать. Этот тезис верен независимо от того, вырабатьшаютсяли знания внутри компании или приобретаются где-то еще».
В этом разделе книги мы узнаем, что такое управление знаниями, рассмотрим некоторые теоретические принципы, лежащие в его основе, и обсудим новый тип руководителя, который часто требуется им. Кроме того, мы рассмотрим два образцовых случая организаций, которые успешно внедрили программу управления знаниями.
Глава 1 Что значит Само Название?
В этой главе > Базовые принципы управления знаниями > Определение знаний и управления знаниями > Определение причин внедрения управления знаниями > Описание барьеров, препятствующих управлению знаниями > Подборка успешных примеров Вы надеялись, что после того, как спал нездоровый ажиотаж вокруг программ модернизации, поток сборников конференций наконец-то приостановится — но на горизонте уже появилась новая волна, относящаяся к управлению знаниями. Хотя на всех этих конференциях утверждается, что они заняты управлением знаниями, кажется, что фокус их внимания может относиться к чему угодно. Некоторые ориентированы на информационные технологии — такие, как хранилища данных; другие — на электронный бизнес; третьи концентрируются на отдельных отраслях промышленности, например, на фармацевтической или нефтяной. У некоторых из таких конференций названия с весьма странными терминами, которые не найдешь в словаре, — например, «интеллектуальный капитал», «скрытое знание» и «сообщества практики». Но названия конференций выглядят весьма скромно по сравнению с титулами докладчиков: «руководитель обучения и изменений» (Leader of Learning and Change), «директор сетевой организации знаний» (Director of Knowledge Networking), «архитектор знаний» (Knowledge Architect) и «волшебник знаний» (Knowledge Sorceress). (Я нисколько не приукрашиваю эти названия.)
Часть 1 > Исследование оксюморона Впрочем, все эти конференции, напоминая продавцов подержанных автомобилей, имеют одно общее неприятное качество. Они никогда не объяснят вам, почему это «управление знаниями» стало столь значимым для множества людей, которые платят большие деньги за эти конференции. Нигде вам не скажут, почему вы должны тратить свое внимание на это управление знаниями. Хуже всего то, что на таких конференциях вообще никогда не определяется, что же такое «управление знаниями». В этой главе мы опишем управление знаниями и расскажем о том, с чего началась его история. Также мы рассмотрим причины, по которым многие компании начали внедрять программы управления знаниями. И, наконец, мы узнаем, кто именно поступил подобным образом, и что это им дало. Издатель и крона Начнем нашу историю с того, с чего возник весь этот нездоровый интерес к управлению знаниями. Вероятно, вы знаете историю о чувствительной принцессе, которая не могла уснуть на куче перин, под которыми была спрятана маленькая горошина. Одна шведская крона подобным образом поставила в тупик отца-основателя управления знаниями — Карла-Эрика Свейби (Karl-Eric Sweiby). (Крона — это небольшая монета, равная примерно одному современному десятицен-товику, то есть это своеобразный финансовый эквивалент горошины.)
В 1979 году Свейби совершил большой прыжок и ушел с работы в гигантской корпорации Unilever, чтобы присоединиться к девяти своим друзьям в Стокгольме, которые издавали новый деловой еженедельник. Вскоре он почувствовал, что его как будто отправили на другую планету, причем он не был уверен, что его новая планета пригодна для жизни человека. Поскольку в компании было всего десять сотрудников, Свейби занимался всем, что могло потребовать его сил и навыков. Поскольку в корпорации Unilever он работал бухгалтером, в круг его обязанностей входил также и просмотр бухгалтерских книг.
С каждым годом работы в этой новой компании его недовольство росло. Один бездействующий счет был оценен ровно в одну крону — это была стоимость их хорошо известного брэнда. Он не мог поверить в то, что ему можно приписать такую ничтожную стоимость. Ведь это был один из самых важных активов, которые имела их новая компания, а их было у нее немного. Глава! > Что значит само название? Не только это стало раздражающим фактором. Покопавшись еще дольше, Свейби обнаружил другой важный актив, который вообще не входил в отчеты, — компетенцию самих сотрудников компании. Эти сотрудники образовывали некий миниатюрный мозговой трест, объединивший несколько наиболее уважаемых финансовых аналитиков Швеции. Также в отчетах нельзя было найти ту отличную репутацию, которую компания накопила благодаря взаимодействию с весьма обширной группой друзей и благожелателей. Таким образом, в активы не входило ничего из того, что было значимо для выживания компании, не говоря уже о ее будущем процветании. Ведь в балансовых ведомостях перечислялись лишь печатные машинки и столы! Свейби тогда решил сдаться, забыть все, что он знал, и начать сначала. Казалось, что деловые люди вроде него самого понимали что-то в управлении материальными активами, но вовсе ничего не смыслили в том, что он стал называть «нематериальными активами» (intangible assets). Он начал разговаривать с руководителями компаний, похожими на него, и выяснил, что такие руководители смотрят на свой бизнес совсем не так, как люди, с которыми он раньше имел дело в промышленной среде корпорации Unilever. Они считали свои нематериальные активы вполне реальными. Будучи хорошими управляющими, они понимали, что, поскольку их работа заключается в управлении активами компании, некоторые из этих активов, которыми нужно управлять, являются нематериальными.
Свейби и другие быстро поняли, что именно знание имеет реальное значение. Статьи, конференции и программы управления знаниями, запускаемые в одной компании за другой, исходят из этой принципиально иной точки зрения: чтобы добиться успеха, важнее всего управлять именно нематериальными вещами. Так Свейби начал распространять среди руководителей бизнеса ту идею, что они должны мыслить иначе. Он вошел в рабочую группу представителей раз- О ------ Знали ли вы, что Карл-Эрик Свейби хотел распространить результаты своей работы по нематериальным ресурсам во всей Швеции и отправил статью в Harvard Business Review. Редактор этого журнала, как рассказывает сам Свейби, «вежливо отклонил» статью. Он прокомментировал свой отказ так: «Я уверен, что эти идеи очень интересны для шведов. Но они вовсе не новы для менеджеров США, к тому же у вас нет примеров американских компаний». Теперь Свейби публикует сам себя, бесплатно распространяя многие из своих работ через web-сайт www.sveiby.com.au.
Часть 1 > Исследование оксюморона
личных деловых организаций под названием «Konrad», а в 1986 году опубликовал результаты своих работ в книге «Невидимый балансовый отчет» (Invisible Balance Sheet). Вскоре в Скандинавии многие люди стали использовать его идеи в таких компаниях, как WM Data, Celemi, а также в Skandia AFS, одной из крупнейших европейских корпораций, предоставляющих финансовые услуги. Тем временем на просторах Соединенных Штатов люди задавали те же вопросы. Питер Друкер (Peter Drucker) — авторитет в области менеджмента, писатель, сам себя называющий «оскорбителем общественных нравов», — первым поднял флаг еще в 1959 году. Том Стьюарт (Tom Stewart) опубликовал свою первую работу об «интеллектуальном капитале» в журнале Fortune за 1991 год. Отдельные положения метода системы сбалансированных показателей, применяемого для количественной оценки деятельности корпораций — понятие об этом методе было изложено Робертом Капланом (Robert Kaplan) и Дэвидом Нортоном (David Norton) в статье «Система сбалансированных показателей: оценки, которые повышают производительность» («The Balanced Scorecard: Measures that Drive Performance», Hanwd Business Review, February 1992), — предполагали оценку направлений деятельности, которые были нематериальными, например, обновление и развитие.
Также начали проводиться конференции. Компании Ernst & Young и Strategic Leadership Forum стали инициаторами первой конференции по управлению знаниями, состоявшейся в 1994 году, — Knowledge Advantage Colloguium («Коллоквиум по выгодному использованию знаний»). Однако основополагающим событием стал проведенный в 1995 году «Симпозиум по руководству знаниями» — Knowledge Imperative Symposium. Его поддержали Артур Андерсен (Arthur Andersen) и «Американский центр производительности и качества» (American Productivity and Quality Center); в нем приняли участие около 500 человек. Залы отеля, в котором проходила конференция, были запружены людьми так, что было трудно пробраться сквозь толпу. Во всем мире пошла цепная реакция экспериментов, открытий, исследований и успеха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|