Карта создания стоимости
Верна Алли (Verna Allee), автор работы «Эволюция знаний: расширение интеллекта организаций» (The Knowledge Evolution: Expanding Organizational Intelligence), объединяет ключевые понятия схемы Свейби, в которой описываются нематериальные активы, с принципом системного мышления. Ее вопрос — «как создается стоимость?». Стандартная методология — это цепочка создания прибавочной стоимости, которую в настоящее время можно считать абсолютно устаревшей и просто некорректной. В этой цепочке создаваемый продукт проходит, как на конвейере, через несколько выстроенных в линию этапов. Товары и услуги обмениваются ради получения дохода. Но не так быстро! Конечно, продавцы и покупатели обмениваются товарами, услугами и получают доход. Это стандартное правило «вы делаете это, и я плачу вам за это». Все эти обмены являются материальными. В число других материальных обменов входят все транзакции, счета-фактуры, просьбы давать предложения, подтверждения, приходы. Интеллектуальные продукты — такие, как описания или рекламные вставки, которые дают доход или же рассматриваются в качестве услуги, — относятся к той же категории. Но создавать стоимость — это не значит создавать одни лишь товары, услуги и доходы. Ведь вы также обмениваетесь знаниями и привилегиями. Знания и привилегии не являются материальными стоимостями. Стратегическая информация, знания о планировании, знания о процессе и организационная структура — вот примеры обменов знаниями между покупателем и продавцом. Знание того, что ваш клиент планирует в будущем сделать, имеет огромную ценность для вас. Возможно, вам придется провести модернизацию или тренинг. Заранее полученные знания дают вам определенное преимущество.
Нематериальные привилегии — это преимущества или льготы, которые один человек может предложить другому. Вы можете намеренно согласиться оказывать кому-то поддержку. Для кого-то вы можете провести вводный курс, поручившись за предоставляемые льготы. Все это мы постоянно делаем в нашей общественной и деловой жизни. Люди обмениваются льготами, чтобы строить отношения. Все эти нематериальные моменты не учитываются в цепочке стоимости. Она ведь сфокусирована на одной части общей картины, то есть интерес к одним лишь материальным активам не позволяет заметить стоимость нематериальных активов. Однако такие нематериальные вещи, как знание и привилегии, являются реально поставляемыми предметами, которые могут помочь построить здоровые деловые отношения. Это возвращает нас к ключевому понятию работы Алли — все дело в отношениях. Рассматривая обмен и материальных, и нематериальных «вещей»,. мы держим в поле зрения отношение в целом, а не только традиционно выделяемое подмножество материальных предметов — товаров, услуг и доходов. Паутина отношений, которая создает экономическую стоимость посред-
Часть 1 >• Исследование оксюморона ством сложных обменов как материальных, так и нематериальных активов, называется сетью создания прибавочной стоимости (value network).
Традиционное отношение существует между продавцом и покупателем, однако рассматриваемый подход может использоваться и при определении карты обменов стоимостями в общественном секторе. Все, что нужно, — это две совместно работающие организации, цель которых состоит в получении прибыли ддя их участников.
Когда все эти обмены стоимостями расписаны, обнаруживается общая структура обменов, влияние отдельных обменов и потоков, сама динамика создания стоимости, Так создается действительно информативная картина, которая намного сложнее картографирования самого процесса. Это некий моментальный снимок системы. При использовании такого подхода могут быть обнаружены удивительные истины. Алли рассказывает, как она определяла карту обмена стоимостями для одной «Организации по поддержанию здоровья» (Health Maintenance Organization, НМО). К собственному удивлению и разочарованию, НМО с большой неохотой поняла, что настоящими клиентами были страховые компании, а не пациенты. Ведь пациенты не платили по счетам. Пациенты не указывали, как НМО должна проводить операции. Это было весьма болезненное, но необходимое открытие. Я дала лишь общий набросок сложной методологии процесса создания прибавочной стоимости, однако, я надеюсь, это позволит вам почувствовать, какими преимуществами она обладает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|