От пекарни до спирали знания
Хорошо, теперь пришло время проверки. Вы помните еще о явных и неявных знаниях? Сейчас мы в первый, но далеко не последний раз обратимся к этим понятиям. В данном случае этой связано с контекстом спирали знаний. Задача спирали знаний — создание Чтобы проиллюстрировать это различие, Икуджиро Нонака (IkujiroNonaka) иХиротакаТакеучи (HirotakaTakeuchi) всвоей книге «Копания, создающая знания» (The Knowledge-Creating Company) используют пример автоматической пекарни. В 1985 году компания Matsushita Electric Industrial Company никак не могла заставить свою автоматическую пекарню нормально работать. Корка хлеба всегда пригорала, тогда как мякиш оставался почти сырым. Хотя сотрудники собрали кучу различных данных, они не помогли найти решение.
■ В конце концов разработчик программного обеспечения Matsushita по Имени Икуко Танака (Ikuko Tanaka) предложила поработать вместе с пекарем в Osaka International Hotel, известным как Производитель лучшего хлеба в Осаке. Она начала тренироваться вместе с главным пекарем и узнала, что он по-особому раскатывал тесто. Затем она вернулась к Инженерам, которые вставили внутрь машины специальные ленты для раскатывания теста. И все получилось! Уже в самый первый год машина побила все рекорды по продажам в области нового технического оборудования для кухонь.
Часть 1 > Исследование оксюморона Следующая схема показывает, как Танака создавала знания. Такую схему легко изобразить в виде матрицы 2x2. В каждом из квадрантов знания либо явные, либо неявные. Существует также четыре способа перехода от одного квадранта к другому: социализация, экстериоризация, комбинация и ипте-риоризация. -*- Неявное Неявное Диалог Социализация Экстериоризация
Полевые испытания Связывание " явных знаний
Интериоризация Комбинация
I------ Явное Обучение на практике Явное Схема обучающейся организации Социализация предполагает перенос неявных знаний от одного человека к другому — так случилось с Танака и главным пекарем. Вспомните об обучении в процессе работы, о каком-нибудь новичке, который учится у мастера. Результатом будут новые навыки и общий взгляд на вещи. Это обучение между двумя людьми, притом обычно оба учатся одновременно. Экстериоризация делает неявные знания явными. Один из способов экстери-оризации — разговор с людьми, обладающими неявными знаниями, в котором их просят выразить свои знания в словах, метафорах и аналогиях. Другой способ -опрос таких обладателей неявных знаний, как клиенты и эксперты, с целью перевода этих знаний в фиксированную и легко понимаемую форму. Диалог — важный метод этих двух способов экстериоризации. При непосредственном разговоре люди сообщают свои мнения и благодаря мгновенной обратной связи и обмену идеями узнают, как лучше выразить собственное мышление. Это также обучение между людьми, обычно осуществляющееся отдельными индивидами в группе. Танака начала действовать именно таким образом, когда получила возможность выразить свои знания, чтобы передать их инженерам.
Комбинация переносит явные знания в явные. Как раз на этом этапе выясняется роль информационных технологий (ИТ). Вы можете ввести явные знания в документы, электронную почту и базы данных. Вы можете передать их на собрании или брифинге. Ключевые этапы — получение релевантных знании, Глава 2 >- Многообразие моделей редактирование и обработка их для дальнейшего использования, распространение. Такое взаимодействие осуществляется между машинами, обычно предполагая перенос знаний между различными группами одной организации. Интериоризация происходит тогда, когда человек чудесным образом превращает явные знания в неявные. Мой пример — приготовление блюда по новому рецепту. Сначала все, что я знаю, — это рецепт. Через некоторое время я узнаю некоторые тонкости приготовления, предосторожности и даже способы сделать блюдо еще лучше. В результате я знаю гораздо больше, чем когда я в первый раз попробовала этот рецепт. Это обучение одного человека благодаря опыпгу, осуществляемое или посредством прямого выполнения, или посредством подражания. Вот как работает спираль знаний. Именно так создаются знания.
Знали ли вы, что Вот что нужно провозгласить так, чтобы услышали все: три из четырех квадрантов создания знаний центрированы на людях. И только в одном обнаруживаются ИТ. Вспомните об этом, если вы столкнетесь с программным пакетом, разрекламированным в качестве «управления знаниями», с базами данных, которые приравниваются к знаниям, или с какими-нибудь продавцами, которые будут рассказывать вам, что их ИТ-системы создадут знания. Сосредоточившись на ИТ, вы потеряете три других квадранта ваших возможностей создать знания. Я всегда задаю вопрос; «Где же люди? Как они включены в процесс создания знаний?».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|