Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

От пекарни до спирали знания




Сначала понятие внутренней струк­туры меня смущало. Если этот тер­мин смущает и вас, я посоветовала бы вам представить ее как то, что вы можете найти, если отправитесь на работу в выходной день. Вокруг ни­кого нет, некому звонить, некому за­дать вопрос. Все, что у вас есть, - это внутренняя структура.

Хорошо, теперь пришло время провер­ки. Вы помните еще о явных и неявных знаниях? Сейчас мы в первый, но далеко не последний раз обратимся к этим по­нятиям. В данном случае этой связано с контекстом спирали знаний.

Задача спирали знаний — создание
знаний, в которых нуждается ваша организация. Спираль знаний построена на
различии явных знаний и неявных, поскольку знания создаются благодаря
взаимодействиям этих двух типов знаний. Но прежде чем заняться спиралью
знаний, мы должны понять различие ме­жду явными и неявными знаниями.

Чтобы проиллюстрировать это разли­чие, Икуджиро Нонака (IkujiroNonaka) иХиротакаТакеучи (HirotakaTakeuchi) всвоей книге «Копания, создающая знания» (The Knowledge-Creating Company) используют пример автоматической пекарни. В 1985 году компания Matsushita Electric Industrial Company никак не могла заставить свою автоматическую пекарню нормально работать. Корка хлеба всегда пригорала, тогда как мякиш оставался почти сырым. Хотя сотрудники собрали кучу различных данных, они не помогли найти решение.

Спираль знаний(knowledge spiral) -это модель, предложенная Икуджиро Нонака для объяснения того, как яв­ные и неявные знания при создании знаний взаимодействуют в организа­ции благодаря четырем процессам превращения или способам поведе­ния - социализации(неявные зна­ния превращаются в неявные), экс-териоризации(неявные - в явные), комбинации(явные - в явные) и ин-териоризации(явные - в неявные).

■ В конце концов разработчик про­граммного обеспечения Matsushita по Имени Икуко Танака (Ikuko Tanaka) пред­ложила поработать вместе с пекарем в Osaka International Hotel, известным как Производитель лучшего хлеба в Осаке. Она начала тренироваться вместе с глав­ным пекарем и узнала, что он по-особому раскатывал тесто. Затем она вернулась к Инженерам, которые вставили внутрь ма­шины специальные ленты для раскатыва­ния теста. И все получилось! Уже в самый первый год машина побила все рекорды по продажам в области нового техниче­ского оборудования для кухонь.



Часть 1 > Исследование оксюморона

Следующая схема показывает, как Танака создавала знания. Такую схему легко изобразить в виде матрицы 2x2. В каждом из квадрантов знания либо явные, либо неявные. Существует также четыре способа перехода от одного квадранта к другому: социализация, экстериоризация, комбинация и ипте-риоризация.


-*- Неявное


Неявное


Диалог


Социализация


Экстериоризация


 


Полевые испытания


Связывание " явных знаний


 


Интериоризация


Комбинация


 


I------ Явное


Обучение на практике


Явное


Схема обучающейся организации

Социализация предполагает перенос неявных знаний от одного человека к другому — так случилось с Танака и главным пекарем. Вспомните об обу­чении в процессе работы, о каком-нибудь новичке, который учится у масте­ра. Результатом будут новые навыки и общий взгляд на вещи. Это обучение между двумя людьми, притом обычно оба учатся одновременно.

Экстериоризация делает неявные знания явными. Один из способов экстери-оризации — разговор с людьми, обладающими неявными знаниями, в котором их просят выразить свои знания в словах, метафорах и аналогиях. Другой способ -опрос таких обладателей неявных знаний, как клиенты и эксперты, с целью пере­вода этих знаний в фиксированную и легко понимаемую форму. Диалог — важ­ный метод этих двух способов экстериоризации. При непосредственном разгово­ре люди сообщают свои мнения и благодаря мгновенной обратной связи и обме­ну идеями узнают, как лучше выразить собственное мышление. Это также обуче­ние между людьми, обычно осуществляющееся отдельными индивидами в группе. Танака начала действовать именно таким образом, когда получила возможность выразить свои знания, чтобы передать их инженерам.

Комбинация переносит явные знания в явные. Как раз на этом этапе выяс­няется роль информационных технологий (ИТ). Вы можете ввести явные зна­ния в документы, электронную почту и базы данных. Вы можете передать их на собрании или брифинге. Ключевые этапы — получение релевантных знании,


Глава 2 >- Многообразие моделей

редактирование и обработка их для дальнейшего использования, распростра­нение. Такое взаимодействие осуществляется между машинами, обычно пред­полагая перенос знаний между различными группами одной организации.

Интериоризация происходит тогда, когда человек чудесным образом превра­щает явные знания в неявные. Мой пример — приготовление блюда по новому рецепту. Сначала все, что я знаю, — это рецепт. Через некоторое время я узнаю некоторые тонкости приготовления, предосторожности и даже способы сделать блюдо еще лучше. В результате я знаю гораздо больше, чем когда я в первый раз попробовала этот рецепт. Это обучение одного человека благодаря опыпгу, осуще­ствляемое или посредством прямого выполнения, или посредством подражания. Вот как работает спираль знаний. Именно так создаются знания.



 


Знали ли вы, что

Вот что нужно провозгласить так, чтобы услышали все: три из четырех квадрантов создания знаний центрированы на людях. И только в одном обнаруживаются ИТ. Вспомните об этом, если вы столкнетесь с программным пакетом, разрекламированным в качестве «управления знаниями», с базами данных, которые приравниваются к знаниям, или с какими-нибудь про­давцами, которые будут рассказывать вам, что их ИТ-системы создадут знания. Сосредото­чившись на ИТ, вы потеряете три других квадранта ваших возможностей создать знания. Я всегда задаю вопрос; «Где же люди? Как они включены в процесс создания знаний?».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...