Мир изменился - таково мнение Питера Друкера
Нет ничего более практичного, чем хорошая теория. В пределах вашей организации она может помочь вам самым разным образом - например, она поможет решить, что для вас важно, а что нет, выбрать свою стратегию, объяснить другим людям, что вы стремитесь осуществить. И, наконец, она поможет вам понять, какими мыслями люди руководствуются в своих действиях. Если раньше вам не приходилось читать Питера Друкера, возможно, после всего вышесказанного вы начнете искать его книги. В этом случае приготовьтесь столкнуться с трудностью выбора. Он написал более трех дюжин книг и более 75 статей по весьма широкой проблематике только за последние 10 лет. На случай, если вы хотите сосредоточиться лишь на темах, относящихся к области управления знаниями, я составила библиографический список размещенный в конце этой книги. Как же изменился мир, если верить Дру-керу? В популярной после Первой мировой войны песне спрашивалось: «Как же вы удержите их на ферме, если они видели Париж?». Это был важный вопрос, потому что до Первой мировой войны фермеры и крестьяне в любой стране составляли наиболее значительный слой трудящегося населения. Но еще до начала Первой мировой раз- Глава 2 > Многообразие моделей витие промышленности запустило процесс роста числа синих воротничков (т. е. производственных рабочих). Крестьяне начали уходить работать на фабрики. Около 1900 года эти синие воротнички в промышленных отраслях стали весьма значительной общественной силой. Их число быстро выросло — к 1950-м годам синие воротнички стали единственной наиболее крупной группой любой промышленно развитой страны. Но ситуация снова изменилась. В последние десятилетия двадцатого века объем рабочей силы, занятой в промышленности, сократился. Труд все больше и больше становился высокоспециализированным, основанным на знаниях, а рабочие превратились в интеллектуальных работников (knowledge workers). Весьма вероятно, что вы — один из них.
Результат — большая головная боль тех менеджеров, которым нужно во что бы то ни стало проконтролировать своих сотрудников. Неутешительный секрет состоит в том, что менеджеры не знают потенциала интеллектуальных работников: что эти сотрудники знают и что они могут делать. Только сам интеллектуальный работник может описать свой опыт, какие у него должны быть задачи и какая информация ему нужна.
С таким положением я вынужденно столкнулась сама, в первый раз — когда в 1988 году устроилась на новую работу. Меня приняли очень тепло и сказали, что я сама должна решить, в чем будет заключаться моя работа, потому что до этого у них не было никого, похожего на меня. Я решила, что это замечательные люди, но все было не так про-' сто! Где-то за шесть месяцев я научилась тому, что они делали, и составила свой собственный проект. Они тоже научились тому, что умела делать я. Я поняла, что они были правы. После этого у меня всегда был решающий голос в определении своей работы. Весьма вероятно, что ваш начальник тоже не может окончательно определить, в чем же заключается ваша работа. Однако перспектива определения своей собственной работы принуждает нас, этих самых интеллектуальных работников, брать ответственность на себя. Довольно Сложно выяснить, что производить, сколько, с каким качеством и сколько это будет стоить. Тщательное продумывание того, какие же результаты должны быть получены, часто заставляет вас прийти к выводу, что ваши цели неясны. Прояснение целей — это другая тяжелая работа, которая заставляет вас принять ответственность за полученные результаты. *
Часть 1 > Исследование оксюморона Мои поздравления! Ведь так вы становитесь капиталистом! Теперь вы владеете самым важным средством производства в вашей организации — знаниями в собственной голове. Для вашей организации важно то, что вы знаете. Ведь вы можете взять свои знания с собой, когда куда-то уходите, например, к конкуренту. Итак, что же может сделать ваш начальник для повышения вашей производительности? На презентации, па которой я присутсгвопала в 1998 году, Друкер дал краткий перечень возможных способов действия. > Обратитесь к интеллектуальным работникам с определенными требованиями. Работайте вместе с ними, чтобы проверить, есть ли у них цели, которых нужно достичь. >- Сделайте их ответственными за достижение целей именно теми способами, которые они считают наилучшими. >■ Убедитесь в том, что организация обеспечивает их всеми необходимыми инструкциями и тренингами — необходимыми как для текущей работы, так и для их развития в будущем. >• Разместите их там, где они могут быть продуктивными. Иногда челове-ка стоит убрать с места, которое ему совершенно не подходит, и поставить на другое. >• Обеспечьте такой порядок, чтобы они получали вознаграждение и признание в той форме, которую сами они считают для себя значимой. Это значит, что вы должны достаточно хорошо знать их, чтобы понимать, что для них важно, или же прямо спросить их об этом. При обсуждении схемы Свейби, главный вопрос, который вы должны задать, - «как мы можем заставить наши нематериальные активы работать в максимальном объеме на благо клиентов?». Этот вопрос приводит к определению текущих инвестиций и выяснению наличествующих просчетов. После этого вы переходите к тому, что должно быть сделано.
Если вы менеджер, эти пункты подскажут вам, что вы должны сделать для интеллектуальных работников, которыми вы руководите. И с другой стороны, если вы сами интеллектуальный работник, из них вы можете узнать, чего ожидать от начальника, чтобы и вы, и ваша организация получили то, что вам нужно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|